Научная статья на тему 'Современное состояние законодательства о корпорациях'

Современное состояние законодательства о корпорациях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
301
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИИ / CORPORATION / ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / LAW / ПРАВОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ / LEGAL CONCEPTS / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ / ORGANIZATION AND LEGAL FORMS / ОТРАСЛЕВЫЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ / BRANCH ECONOMIC SYSTEM / ASSOCIATION OF ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аристархов Вячеслав Олегович

В статье рассматриваются теоретические концепции корпораций, созданных в различных организационных правовых формах. На основе анализа реального состояния современного законодательства РФ и теоретических концепций дано определение понятия «корпорация». Основная точка зрения автора связана с тем, что в настоящее время корпорациями являются отраслевые хозяйственные системы, созданные для производства определенных товаров, выполнения работ или оказания услуг и функционирующие как единый хозяйственный механизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current state of the law on corporations

The article discusses the theoretical concept of corporations, created in different legal organizational forms. Based on the analysis of the real state of the current legislation of the Russian Federation and theoretical concept, definition of the notion of Corporation. The main opinion of the author connected with the fact that currently corporation are the branch economic system, created for the production of certain goods, performance of works or provision of services and functioning as a single economic mechanism.

Текст научной работы на тему «Современное состояние законодательства о корпорациях»

В. О. Аристархов

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОРПОРАЦИЯХ*

В гражданском законодательстве РФ и в правовой науке отсутствует определение понятия «корпорация». Слово «корпорация» имеет латинское происхождение (лат. согрога^о - объединение) и в настоящее время употребляется в нескольких значениях.

И.С. Шиткина рассматривает корпорацию в узком и широком смысле: как коммерческую организацию, которой для достижения своих целей необходимо соединение усилий нескольких участников (членов) и уставный капитал которой поделен на определенные доли, и как юридическое лицо (коммерческая или некоммерческая организация), основанное на членстве1.

По мнению В.И. Добровольского, для быстрого объединения капиталов в крупном размере возникает новое лицо, созданное объединением лиц - юридическое лицо (фикция), или корпорация. Принято считать, что смысл термина «корпорация» заключается в том, что он означает создание нового самостоятельного субъекта права в результате объединения капиталов2.

Некоторые авторы под корпорацией понимают различные формы промышленных организаций, включая хозяйственные структуры, объединенные по иерархическому принципу, такие как холдинги, финансово-промышленные группы и иные, основанные главным образом на акционерной собственности3. С точки зрения Н.Н. Пахомовой, в качестве корпорации следует рассматривать финансово-промышленные группы и юридические лица (хозяйственные товарищества, общества, кооперативы), т. е. те корпоративные

* Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором С. С. Занковским.

1 См.: ШиткинаИ.С. Корпоративное право: Учебник. М., 2008. С. 5.

2 См.: Добровольский В.И. Применение корпоративного права: практическое руководство для корпоративного юриста. М., 2008. С. 73.

3 См.: Петухов В.Н. Некоторые вопросы административно-финансового регулирования организации и деятельности корпораций в России // Право и экономика. 2000. № 4. С. 7.

Труды Института государства и права Российской академии наук № 5/2013

объединения, которые подлежат государственной регистрации4. Вместе с тем необходимо отметить отсутствие единого законодательного акта, содержащего определение холдингов и регулирующего холдинговые отношения. На это же обращает внимание и И. С. Шиткина, указывая, что «только отдельные законодательные акты посвящены собственно правовому регулированию организации и деятельности холдинговых объединений, так или иначе рас-

5

крывая или упоминая о них в самом тексте» .

По мнению А.А. Данельяна, одним из возможных определений корпорации может быть следующим: «Корпорация - зарегистрированная в определяемом законом порядке организация, основывающаяся на членстве ее учредителей (участников), формирующих имущество корпорации за счет внесения соответствующих вкладов (взносов) и получивших возможность управлять ее делами в порядке и форме, установленной законодательством и учредительными документами для осуществления не запрещенных законом видов деятельности. В качестве корпораций могут регистри-

6

роваться как коммерческие, так и некоммерческие организации» .

Что касается зарубежных стран, главным образом англосаксонской и романо-германской систем права, то здесь необходимо отметить следующее.

В странах общего права обычно различают два основных класса корпораций: общественные и частные. Первый включает государственные, муниципальные и иные корпорации, составляющие территориальные и административно-территориальные едини-

7

цы государства .

Кроме того, имеются «согрогайош sole», т.е. корпорации с единственным участником, состоящие только из одного человека. Например, король, епископ и пастор являются наиболее заметными примерами этого класса. Здесь имеет место последовательность нескольких лиц, составляющих корпоративный орган.

4 См.: Пахомова Н.Н. Социальное значение корпораций // Законодательство. 2004. № 11. С. 71.

5 Шиткина И.С. Правовое регулирование организации и деятельности холдинга как формы предпринимательского объединения: Дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2006. С. 262.

6 Данельян А.А. Корпорация и корпоративные конфликты: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 28.

7 См.: FreundE. The Legal Nature of Corporations. Batoche Books Kitchener, 2000 // URL: http://www.efm.bris.ac.uk (дата обращения: 13.05.2013).

В «corporation sole» личности объединяются в абстрактный характер временного владельца постоянного интереса. И «one man companies» - это корпорация, в которой все имущество принадлежит одному индивидуальному лицу. По мнению Э. Фройн-да, «one man companies» является идеальной корпорацией8.

В Великобритании деятельность корпораций регулируется Companies Act 2006, в соответствии с которым они именуются «компаниями». Различают «limited and unlimited companies» (ограниченные и неограниченные компании), «private and public companies» (частные и государственные компании), «rampages limited by guarantee and having share capital» (компании с ответственностью, ограниченной гарантией и имеющие уставный капитал), «сommunity interest companies» (сообщества компаний с заинтересованностью).

Американские правоведы У.Э. Батлер и М.Е. Гаши-Батлер пришли к выводу, что по американскому праву корпорация - это самостоятельное образование, которое выпускает акции с тем, чтобы сформировать свой уставный фонд9.

В США нет единого законодательства, регулирующего создание корпораций, - такие вопросы отнесены к компетенции штатов. Например, американская корпорация «Локхид Мартин» в соответствии с уставом именуется «корпорацией» с бессрочным периодом действия с регистрацией в штате Мэриленд10. Однако существует

гр 11

Типовой закон о корпорациях , в соответствии с которым «корпорация», «национальная корпорация» или «национальная бизнес-корпорация» создаются для получения прибыли и не являются иностранной корпорацией, зарегистрированной в соответствии или с учетом положений данного закона. Этому закону следуют практически все штаты.

У. Бернам полагает, что большинство предприятий организованы одним из трех способов: в качестве индивидуального предпринимателя, в качестве партнерства или как корпорация12. При

8 См.: FreundE. Op. cit.

9 См.: Батлер У.Э., Гаши-Батлер М.Е. Корпорации и ценные бумаги по праву России и США. М., 1997. С. 16.

10 The Charter of the Lockheed Martin Corporation. Art. I, II, IV. Maryland, 1994.

11 § 1.40 Model Business Corporation Act (RMBCA).

12 См.: Burnham W. Introduction to the law and legal system of the United States. West Group Publishing Company. N.Y., 2002. P. 553.

этом он различает два типа корпораций: публичные и непубличные акционерные общества. Публичные - это те, акции которых торгуются на организованных рынках, например на Нью-Йоркской фондовой бирже. Таковыми корпорациями являются Exxon, General Motors, IBM и др., акционеры которых многочисленны и постоянно меняются. Непубличные - это корпорации, акции которых не торгуются на организованных рынках и для которых характерно небольшое количество акционеров13. Например, акции американских корпораций по производству, проектированию и поставкам вооружений и военной техники, гражданской продукции и иных сопутствующих товаров: «Lockheed Martin Corporation», «Northrop Grumman Corporation», «United Technologies Corporation», торгуются на нью-йркской фондовой бирже (NYSE: LMT, NOC, UTX).

Кроме того, в США ряд ученых выделяют следующие корпорации: государственные корпорации (компании, организованные федеральным правительством или правительством штата в особых целях), квазигосударственные корпорации (коммерческие предприятия, обладающие монополией на оказание основных общественных услуг), частные корпорации, которые подразделяются на ком-

14

мерческие и некоммерческие .

Таким образом, большинство крупных отраслевых предприятий в США являются корпорациями, которые и представляют собой конкретную организационно-правовую форму организации деловой деятельности.

Иной порядок организации предприятий в Канаде. Так, правительство Канады вмешивается в экономику в качестве ее активного участника, с тем чтобы обеспечить наилучшее использование человеческих ресурсов и национального богатства страны. Оно инвестирует в частные корпорации в целях обеспечения предложения товаров и услуг, производство которых не под силу одному только частному сектору из-за больших затрат или рисков, для чего учреждает публично-правовые корпорации («publicly owned corporations»). Одной из целей создания таких корпораций является конкуренция с частными предприятиями (жилищная сфера, транспортная отрасль и др.). Так, на базе нескольких частных энергосбытовых компаний Квебека, которые не обеспечивали объем и

13 См.: Burnham W. Op. cit. P. 558, 559.

14 См.: Речман Д., Мескон М., Боуви К., Тилл Д. Современный бизнес. Т. 1. М., 1995. С. 82.

надежность услуг, была создана корпорация «Гидро-Квебек», которой были переданы полномочия монополии в сфере выработки и распределения электрической энергии в провинции Квебек15. В результате принятых мер корпорация «Гидро-Квебек» стала главным производителем электроэнергии в Канаде и крупнейшим производителем гидроэлектроэнергии в мире; в настоящее время она вла-

гг\ « «16

деет 60 гидроэлектростанциями и атомной электростанцией .

Другим положительным примером вмешательства правительства Канады в экономику стало учреждение коронной корпорации «VIA Rail», осуществляющей междугородную пассажирскую железнодорожную связь в стране17. Данная корпорация действует в соответствии с законом VIA Rail Canada Inc.

Еще один пример - корпорация AECL («Atomic Energy of Canada Limited»), также именуемая коронной, которая выступает центральным элементом всей структуры канадской атомной отрасли. Данная корпорация принадлежат правительству Канады и подотчетна парламенту через министра природных ресурсов. Ее деятельность осуществляется в соответствии с планами, ежегодно утверждаемыми правительством. В настоящее время правительство Канады выбрало путь реструктуризации королевской корпорации18.

Таким образом, как следует из рассмотренного выше, правительство Канады активно вмешивается в дела экономики государства.

В германском праве корпорация - это союз (Verein) торговых товариществ, характеризующийся общностью его членов, которые могут быть либо коммерческими объединениями, т.е. преследующими извлечение прибыли в качестве цели своей хозяйственной деятельности, либо некоммерческими19.

ГК РФ, несмотря на то что в нем предусмотрены организационно-правовые формы организаций и принципы их существования, не содержит определение корпорации. Законодатель оперирует термином «юридическое лицо», под которым понимается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по

15 См.: Barbe B., RaoulP. Les enterprises publiques. Montreal, N.Y., 1985.

16 См.: URL: http://www. Hydroquebec.com (дата обращения: 13.05.2013).

17 См.: URL: http://www.viarail.ca (дата обращения: 13.05.2013).

18 См.: URL: www.aecl.ca (дата обращения: 13.05.2013).

19 См.: Германское торговое уложение и другие законы. М., 1996. С. 9, 19.

своим обязательствам этим имуществом и наделенная правом от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ). Кроме того, юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Исходя из этого, юридическое лицо - это самостоятельный институт гражданского права.

Анализ ГК РФ позволяет говорить о том, что функциями юридического лица, являются:

оформление коллективных интересов, т.е. институт юридического лица упорядочивает внутренние отношения между участниками юридического лица, преобразуя их волю в волю организации в целом, позволяя ей выступать в гражданском обороте от своего имени;

объединение капиталов, т.е. юридическое лицо (в особенности акционерное общество) является наиболее надежной формой долговременной централизации капиталов, без которой невозможна масштабная предпринимательская деятельность;

ограничение предпринимательского риска, т.е. имущественного риска участника юридического лица суммой вклада в капитал конкретной организации;

управление капиталом, т.е. институт юридического лица создает предпосылки для более гибкого использования капитала, принадлежащего одному лицу, в том числе и государству, в различных сферах предпринимательской деятельности.

Наиболее распространенной формой корпораций в Российской Федерации являются хозяйственные общества и государственные корпорации.

В законодательстве РФ предусмотрены три организационно-правовые формы таких обществ: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью (п. 3 ст. 66 ГК РФ). Однако, как указано в п. 4.1.4 Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации20 (далее - Концепция), достаточных оснований для сохранения обществ с дополнительной ответственностью не имеется, так как они не получили практического распространения.

В настоящее время массовый характер приобрело создание как государственных, так и частных корпораций. Существует мно-

20 См.: Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2009. № 11.

жество юридических лиц, образованных в различных организационно-правовых формах (ОАО, ЗАО, ООО), которые именуют себя корпорациями. Вместе с тем их создание в России происходит «сверху», т.е. либо в силу федерального закона (государственные корпорации «Ростех», «Росатом» и др.), либо на основании указов Президента РФ (в форме открытых акционерных обществ: ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», ОАО «Военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение машиностроения» и др.).

Отдельное место в законодательстве РФ занимают государственные корпорации, которые в силу ст. 71 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»21 являются не имеющими членства некоммерческими организациями, учрежденными Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданные для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. При этом государственные корпорации создаются на основании федерального закона, т.е. для ее учреждения издается специальный нормативный правовой акт в форме федерального закона. Об этом прямо говорится в ч. 3 указанной статьи: «Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации».

Например, в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О государственной корпорации «Ростехнологии»22 государственная корпорация «Ростехнологии» является юридическим лицом, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме государственной корпорации. При этом она имеет банковский счет в Центральном банке РФ, а также вправе открывать банковские счета в иных кредитных организациях на территории России и за ее пределами в порядке, установленном законодательством РФ (ч. 6 ст. 2).

Заявлены и цели создания данной корпорации: содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций - разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, привлечение инвестиций в организации различных отраслей про-

21 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

22 СЗ РФ. 2007. № 48 (ч. 2). Ст. 5814.

мышленности, включая оборонно-промышленный комплекс (ч. 1 ст. 3).

Государственная корпорация «Росатом», созданная в результате реорганизации Федерального агентства по атомной энергии, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»23 осуществляет свою деятельность в целях обеспечения проведения государственной политики, нормативно-правового регулирования оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов РФ, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования и т.д.

По сути, данная корпорация заменила федеральный орган исполнительной власти по управлению федеральным имуществом в ядерном секторе российской промышленности.

Однако следует учитывать, что в соответствии с п. 7.3.1 Концепции государственные корпорации не являются ни корпорациями (не имеют членства), ни государственными организациями (будучи частными собственниками своего имущества), ни некоммерческими организациями и в ряде случаев создаются для осуществления предпринимательской деятельности. Следовательно, представляется нецелесообразным создание юридических лиц в организационно-правовой форме государственной корпорации. Тем самым существование государственных корпораций носит временный характер и в дальнейшем они будут либо ликвидированы, либо преобразованы в иные организационно-правовые формы.

В настоящее время, помимо указанных выше, существует еще несколько государственных корпораций, в частности:

государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»24, имеющая соглашение о сотрудничестве с Канадской корпорацией развития экспорта («Export development Canada», EDC);

23 СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6078.

24 См.: Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития» // СЗ РФ. 2007. № 22. Ст. 2562.

государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»25, работа которой будет завершена в 2016 г.;

государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курор-та26. Несмотря на то что в соответствии с Федеральным законом о данной корпорации (ч. 3 ст. 2) она создана без ограничения срока действия, и ее деятельность будет прекращена по достижению установленных целей.

Иной характер носит создание корпораций в форме акционерных обществ. Например, Объединенная судостроительная корпорация учрежденная в соответствии с Указом Президента РФ от 21 марта 2007 г. № 394 «Об открытом акционерном обществе «Объединенная судостроительная корпорация»27 создана в целях сохранения и развития научно-производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса, обеспечения безопасности и обороноспособности государства, концентрации интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов при реализации проектов строительства кораблей и подводных лодок для Военно-Морского Флота, а также развития гражданского судостроения, освоения континентального шельфа и мирового рынка морских перевозок.

В свою очередь, данная корпорация объединяет другие организации судостроительной промышленности.

Однако чтобы достичь предусмотренные в Указе цели, необходимо наличие не только воли государства к созданию корпораций (как государственных, так и частных), но и воли других субъектов корпоративных отношений.

Например, для освоения континентального шельфа необходимы заказы таких коммерческих организаций, как ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», на продукцию, производимую коммерческими организациями Объединенной судостроительной корпорации. Для

25 См.: Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» // СЗ РФ. 2007. № 30. Ст. 3799.

26 См.: Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» // СЗ РФ. 2007. № 45. Ст. 5415.

27 СЗ РФ. 2007. № 13. Ст. 1532.

освоения мирового рынка морских перевозок также необходимы заказы коммерческих организаций, осуществляющих такие перевозки, на продукцию, производимую коммерческими организациями Объединенной судостроительной корпорации (например, на газовозы, танкеры, контейнеровозы и т.д.).

Для обеспечения безопасности и обороноспособности государства необходимо переоснащение Военно-Морского Флота, что потребует выделения гигантских финансовых средств на государственные заказы как на строительство кораблей, так и на создание инфраструктуры.

Реализация вышеназванного Указа находится в русле Морской доктрины на период до 2020 года, утвержденной Президентом РФ 27 июля 2001 г.28 В ней указывается, что военно-морская деятельность, связанная с защитой и обеспечением национальных интересов и безопасности Российской Федерации в Мировом океане, относится к категории высших государственных приоритетов.

При создании корпораций можно выделить, в частности, следующие задачи: развитие и совершенствование промышленного производства в условиях рыночной экономики; широкое использование достижений науки, техники и передового опыта и сокращение сроков внедрения их в производство; обеспечение высокого качества выполняемых опытно-конструкторских и технологических работ, новизны и перспективности проводимых исследований и научно-технических разработок, которые осуществляются в том числе и в целях получения прибыли.

Для достижения поставленных задач корпорации могут объединять не только производственные, но и научно-исследовательские, конструкторские, технологические организации, находящиеся в разных географических регионах. При этом организациям, входящим в корпорации, свойственна значительная правовая и экономическая самостоятельность.

Что касается концентрации производства, то она может осуществляться, например, путем присоединения к корпорации отраслевых организаций или их слияния. Однако при создании корпораций следует учитывать, что Концепция предусматривает отказ от искусственного выделения типов акционерных обществ, как открытых, так и закрытых (п. 4.1).

28 Документ не был опубликован.

Вместе с тем в Концепции говорится о необходимости закрепить в ГК РФ особенности функционирования публичных акционерных обществ, которыми признаются акционерные общества с момента государственной регистрации проспекта их акций, подлежащих размещению среди неограниченного круга лиц по открытой подписке и акционерных обществ, не имеющих публичного статуса.

Кроме того, в Концепции закреплен ряд особенностей функционирования публичных акционерных обществ, а именно: повышенные требования к минимальной величине уставного капитала; обязательное вхождение в состав совета директоров независимых директоров; публичное ведение таким обществом своих дел, проявляющемся в раскрытии информации о его деятельности; наличие специализированного регистратора, ведущего реестр акционеров и выполняющего функции счетной комиссии на общих собраниях акционеров (п. 4.1.5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время корпорацией является правовое образование, существующее как группа лиц, объединенных на основе капиталов, имущественного взноса и иных принципов, в целях создания (производства) определенного товара, выполнения работ или оказания услуг, оформленное как юридическое лицо и функционирующее как единый хозяйственный механизм.

Функционируя как единый хозяйственный механизм, корпорации владеют контрольными пакетами акций других организаций, что позволяет осуществлять контроль и управление их деятельностью.

Таким образом, при усилении процесса концентрации и консолидации производства и капитала основным приоритетом создания корпораций должен стать производственный сектор экономики, что, в свою очередь, определяет возможности в других сферах: здравоохранения, культуры, образования, обслуживания, которым присуще централизованное управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.