ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
В.О. Аристархов*
КОРПОРАЦИЯ КАК ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ**
В статье исследуется корпорация как хозяйственная система, выявляются признаки, позволяющие рассматривать ее именно в таком качестве. Отдельное внимание уделено холдингам, которые, по мнению автора, являются частью корпорации. Анализируются вопросы государственного регулирования корпораций.
8 Корпорация, отраслевая хозяйственная система, холдинг, государственное регулирование.
В связи с необходимостью усиления роли государства в экономике в России стали создаваться крупные корпорации с использованием двух моделей их организации: собственно государственные корпорации («Росатом», «Ростех»), учреждаемые на основании соответствующих федеральных законов и не имеющие членства, и отраслевые акционерные общества («Объединенная авиационная корпорация», «Объединенная судостроительная корпорация»), акции которых принадлежат государству1. Тем самым данная система позволяет сохранить отраслевую специализацию объединений и предприятий.
Об особой роли государственных корпораций говорил и Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев в интервью газете «Коммерсантъ». Так, по его мнению, ГК «Росатом» является не просто коммерческой структурой, ее деятельность направлена не только на развитие бизнеса или решение социальной задачи. Эта структура соединяет в себе и хозяйственные, и управленческие
* Сектор предпринимательского права Института государства и права РАН, прикрепленное лицо (e-mail: [email protected]).
** Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором С.С. Занковским.
1 См.: Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право и реальный сектор экономики. М., 2010. С. 17—18.
функции: там есть часть задач министерства, часть задач коммерческой компании. Такова специфика ядерной энергетики и ядерных технологий двойного назначения. Поэтому в качестве государственной корпорации она сохранится еще очень долго2.
Однако утверждение Д.А. Медведева о том, что государственная корпорация — это «коммерческая структура», противоречит законодательству РФ о государственных корпорациях, но вместе с тем подтверждает де-факто, что она осуществляет предпринимательскую деятельность в целях извлечения прибыли.
Государство создает государственные корпорации для адресного использования бюджетных средств, для поддержки деятельности в сферах, на которые представители частного бизнеса не спешат тратиться, не видя перспектив скорейшего извлечения прибыли. Кроме того, государство было вынуждено создавать государственные корпорации для усиления своего влияния на эко-номику3. Как отмечает С.Н. Шишкин, государственные корпорации необходимы для экономики и, в частности, для целей государственной поддержки конкретных ее сфер4. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что государство может оказывать влияние на любые субъекты хозяйственной деятельности вне зависимости от их организационно-правовых форм.
В государственные корпорации передаются полномочия упраздняемых федеральных органов исполнительной власти. Например, с 1 января 2016 г. упразднено Федеральное космическое агентство, а его полномочия переданы Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»5.
Передача государственных функций по сути коммерческим организациям может означать, что государственные корпорации будут участвовать в законопроектной деятельности, а в конечном итоге крупными корпорациями будет взята под контроль конкуренция в экономике и им будут гарантированы гигантские прибыли.
Особой формой организации государственных корпораций являются такие образования, как холдинг.
2
См.: URL: http://www.government.ru (дата обращения: 30.11.2012).
3
См.: Шишкин С.Н. Предпринимательско-правовые (хозяйственно-правовые) основы регулирования экономики. М., 2011. С. 138.
4 См.: там же.
5 См.: Указ Президента РФ от 28 декабря 2015 г. № 666 «Об упразднении Федерального космического агентства» // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. 2). Ст. 203.
Со слов руководителя государственной корпорации «Ростех» С. Чемезова, «корпорация получила 633 предприятия, на базе которых создано 17 холдингов. Все предприятия уже распределены между этими холдинговыми компаниями и практически работают, хотя проблем еще остается очень много»6.
В.В. Лаптев определял холдинги как производственно-хозяйственный комплекс, который состоит из головной организации (холдинговой компании) и дочерних предприятий. При этом он отмечал, что в нашей стране нет общего закона о холдингах, такой закон разрабатывался в течение ряда лет, но до сих пор не принят, а имеются лишь отдельные нормативные акты, относящиеся к холдингам7. Вместе с тем ранее указанный автор под производственно-хозяйственным комплексом понимал хозяйственную систему, действующую в сфере экономики с характерными для нее самостоятельными хозяйственными органами: предприятиями, производственными объединениями, органами хозяйственного руководства8. В интересах хозяйственной системы выступает ее
и и 9
центр, действующий от своего имени9.
Н.И. Михайлов указывает, что по своей природе классический холдинг — это комплекс, включающий держательскую компанию, в состав активов которой входят контрольные (преобладающие) пакеты акций других компаний как элементов такого предпринимательского объединения, именуемых в данном случае дочерними. При этом холдинговая компания и ее дочерние предприятия и общества создаются как обособленные субъекты предпринимательской деятельности со статусом юридического лица, главным образом в форме акционерных обществ10.
В.С. Белых под холдингом понимает организацию, владеющую контрольным пакетом других фирм11. При этом холдинг нельзя
6 URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 19.12.2012).
См.: Лаптев В.В., Занковский С.С. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. М., 2006. С. 159.
8
См.: Лаптев В.В. Правовая организация хозяйственных систем. М., 1978. С. 7—8.
9 См.: Лаптев В.В. Правовые формы и методы руководства промышленностью. М., 1975. С. 27.
10 См.: Михайлов Н.И. Правовые особенности холдинговых моделей построения производственно-хозяйственных (финансовых) комплексов инновационной направленности // Труды Института государства и права РАН. 2012. № 3. С. 70.
11 См.: Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М., 2015. С. 184.
рассматривать в качестве организационно-правовой формы ком-
12
мерческой организации12.
Вместе с тем В.С. Белых указывает, что холдинги создаются в процессе приватизации в распорядительном порядке и путем заключения гражданско-правового договора между головной компанией и хозяйственными дочерними и зависимыми обществами13.
Е.А. Флейшиц, исследуя правовую природу гражданского права западных стран, утверждала, что «holding company» англо-американского права — это юридическое лицо, созданное другими юридическими лицами, которые образуют капитал нового юридического лица, оплачивая его акции. Акции дочерних, филиальных и иных акционерных обществ, всех тех предприятий, которые называются subsidiary, принадлежат акционерным обществам, соз-
14
давшим дочернюю организацию14.
По мнению И.С. Шиткиной, холдинги представляют собой эффективную форму организации предпринимательской деятельности, поскольку они сочетают гибкость и мобильность небольших формально самостоятельных организаций и масштаб деятельности крупных корпораций. Целостность холдинга при этом обеспечивается управлением входящими в него участниками, исходя из известной в мировой практике формулы «децентрализация операций при централизации контроля», что, в свою очередь, обеспечивает жизнеспособность и синергетический эффект объединения в целом15. При этом она отмечает, что холдинги рассматриваются как приоритетная форма организации хозяйствующих субъектов в отраслях экономики, контролируемых государством, в том числе в оборонной промышленности16.
Классическим холдингом является американская корпорация «United Technologies Corporation», которая владеет дочерними компаниями «Pratt & Whitney» (производитель авиационных и
12
См.: Белых В.С. Предпринимательское право России: Учебник. М., 2016. С. 163, 168.
13 См.: там же. С. 174, 191—192.
14 См.: Флейшиц Е.А. Буржуазное гражданское право на службе монополистического капитала. М., 1948. С. 23.
15 См.: Шиткина И.С. Правовое регулирование организации и деятельности холдинга как формы предпринимательского объединения: Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2006. С. 3.
16 См.: там же.
космических двигателей и установок, промышленных газовых турбин), «UTC Aerospace Systems» (производитель аэрокосмической и промышленной продукции), «Otis» (производитель лифтов и эскалаторов), «Carrier Corporation» (производитель кондиционеров, обогревателей, холодильных установок) и выпускает диверсифицированную продукцию17. Это позволяет ей планировать свою предпринимательскую деятельность.
При этом во главе такой корпорации может стоять государство либо группа лиц, владеющая корпорацией. В качестве примера можно привести такие созданные в форме акционерного общества корпорации, как «Объединенная судостроительная корпорация», «Объединенная авиастроительная корпорация». Данные корпорации учреждает и владеет ими государство, контролирует деятельность данных юридических лиц посредством назначения членами совета директоров своих представителей. По сути, их деятельность определяется государством.
Таким образом, как указывал еще А. Берле, предпринимательская деятельность осуществляется не одним юридическим лицом,
а целым созвездием юридических лиц (constellation), контроль за
10
которыми возложен на центральную холдинговую компанию10. «Некогда здесь существовали независимые одно от другого юридические лица, акции которых были затем приобретены центральной организацией, потому ли, что центральное предприятие, расширив сферу своей хозяйственной деятельности, создало для этой деятельности новые юридические лица, потому ли, что таких организационных форм требуют соображения, связанные с порядком налогового обложения»19.
На основе вышесказанного можно заключить, что корпорации являются хозяйственными системами, созданными и функционирующими как единый хозяйственный механизм, которым присущи элементы как государственного органа, так и предпринимательской организации. Являясь субъектом права собственности, корпорация владеет недвижимым имуществом, акциями и вправе заключать договоры и контракты для осуществления своей деятельности.
17
См.: URL: http://www.utc.com (дата обращения: 31.03.2016).
18
См.: Berle A.A. The theory of enterprise entity // Colambia Law Renev. 1947. No. 3. P. 344.
19 Цит. по: Флейшиц Е.А. Указ. соч. С. 27.
Нельзя также не отметить, что основным элементом корпорации является управленческая деятельность собственно производством, которым она занимается. Данная деятельность осуществляется посредством органов управления, на которые возлагается обязанность оперативно решать вопросы, от которых зависит нормальное функционирование организаций, структурно входящих в корпорацию.
Таким образом, корпорацию в качестве хозяйственной системы можно рассматривать как совокупность элементов (корпорация — холдинг — организация), находящихся в определенной связи между собой в пространстве и времени, которая обладает свойствами, не присущими ни одной из входящих в ее состав организаций в отдельности. При этом холдинг является подсистемой верхнего уровня с сохранением иерархии подчинения предприятий одной отрасли, а организация — подсистемой нижнего уровня.
В числе признаков такой хозяйственной системы можно, по нашему мнению, выделить:
наличие организационной структуры; наличие кадрового потенциала корпорации; общие цели и множественность задач корпорации (как правило, они указываются в учредительных документах);
способность достигать намеченных целей и решать поставленные задачи;
способность адаптироваться к внешним воздействиям или изменениям путем перестроения целей и задач под нужды собственника или заказчика.
Что касается государственного регулирования корпораций, то В.В. Лаптев выделял административные и экономические методы руководства. Так, он отмечал, что административные методы состоят в прямых предписаниях, обязательных для хозяйственных органов независимо от заинтересованности в их выполнении, а экономические — в стимулировании хозяйственной деятельности путем материального поощрения и имущественной ответственности за результаты работы20.
С.Н. Шишкин под формами государственного регулирования экономики понимает закрепленные в правовых нормах и осущест-
20
См.: Лаптев В.В. Правовая организация хозяйственных систем. С. 116—117. ТРУДЫ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РАН 6/2016
вляемые в рамках законодательства конкретные меры экономиче-
21
ского, правового и организационного воздействия на экономику21, что, по его мнению, является адекватным хозяйственно-правовой концепции. При этом превалирующими формами государственного регулирования должны быть экономические формы, такие как валютное, налоговое, таможенное регулирование.
Государственный контроль за соблюдением законодательства субъектами предпринимательской деятельности указанный автор называет одной из форм государственного регулирования экономики, без чего невозможно обеспечить рациональное хозяйствование, а также реализацию и контроль публичных инте-22
ресов22.
Внешний контроль за деятельностью корпораций возложен на органы государственного надзора. Как правило, такие органы создаются в форме служб, осуществляющих контрольно-надзорные функции в определенной законодательством сфере деятельности.
Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 18923 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, является Федеральная антимонопольная служба. Контрольные (надзорные) функции эта Служба выполняет, в частности, путем проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения государственными заказчиками, головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в сфере государственного оборонного заказа.
21
См.: Шишкин С.Н. Указ.соч. С. 56.
22 См.: там же. С. 57—61.
23 СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1482.
При этом следует отметить, что головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа являются, в том числе, корпорации, созданные в различных организационно-правовых формах. Кроме того, в процессе исполнения государственного оборонного заказа заказчик имеет право контролировать головного исполнителя (исполнителя) заказа в соответствии с законодательством РФ. Так, согласно Федеральному законому от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»24 государственный заказчик разрабатывает с привлечением головных исполнителей, исполнителей предложения по объему поставок продукции по государственному оборонному заказу; организует и проводит размещение заказов на поставки продукции по государственному оборонному заказу; формирует начальную (максимальную) цену государственного контракта; заключает государственные контракты и принимает необходимые меры по их исполнению; обеспечивает авансирование и оплату поставок продукции в соответствии с условиями государственных контрактов; осуществляет контроль за целевым использованием головным исполнителем бюджетных ассигнований, выделенных на оплату поставок продукции; осуществляет иные меры государственного регулирования.
Данные меры государственного регулирования являются, по сути, экономическими методами руководства. Это обусловлено тем, что государство закупает не стандартную продукцию открытого рынка, а приобретает результаты научно-технической деятельности, технологии и системы вооружений и военной техники, разработанные и изготовленные кооперацией организаций в соответствии с тактико-техническими требованиями и с предварительными адресными инвестициями для подготовки соответствующих производств.
Указанный контроль осуществляется в целях обеспечения интересов всего общества, исключения возможности вредного воздействия производственно-хозяйственной деятельности на окружающую среду, здоровье и безопасность людей, причинения ущерба безопасности государства в целом.
Исходя из вышеизложенного представляется целесообразным дополнить Гражданский кодекс РФ либо иной кодифицирован-
24 СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7600. ТРУДЫ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РАН 6/2016
ный нормативный правовой акт нормой, предусматривающей, что холдингом признается лицо (корпорация), владеющая контрольными пакетами акций других лиц (корпораций) в целях контроля и управления их деятельностью. Такая корпорация может создаваться как исключительно в целях владения своими дочерними компаниями, так и на паритетных с ними началах.
Например, по такому принципу можно было бы создать корпорацию на базе военно-промышленной корпорации «Научно-производственное объединение машиностроения» и корпорации «Тактическое ракетное вооружение», а не присоединять одну кор-
25
порацию к другой25.
Кроме того, поскольку государственный оборонный заказ имеет свои специфические особенности, целесообразно надзор за корпорациями, осуществляющими деятельность в сфере выполнения государственного оборонного заказа, в том числе разработку и производство вооружения и военной техники в рамках военно-технического сотрудничества, производства атомной энергии и иной специфической сферы деятельности, возложить на специально созданный орган, наделив его соответствующими полномочиями. При этом указанный орган должен будет осуществлять надзор в отношении не отдельного предприятия, а конкретной корпорации в целом, поскольку именно она является головным исполнителем по выпуску продукции, выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, государственного заказа и т.д.
Кроме того, потребуется выстроить государственную политику, направленную на либерализацию антимонопольных мер, расширение финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в производственной сфере, оказание помощи отечественным холдингам, использование потенциала иностранных корпораций путем вовлечения их во взаимовыгодное партнерство с крупнейшими российскими объединениями. В качестве одного из примеров сотрудничества в сфере оборонно-промышленного комплекса можно привести взаимодействие военно-промышленной корпорации «Научно-производственное объеди-
25
См.: Указ Президента РФ от 27 октября 2012 г. № 1443 «О развитии открытого акционерного общества "Корпорация Тактическое ракетное вооружение"» // СЗ РФ. 2012. № 45. Ст. 6206. Указ Президента РФ от 30 сентября 2013 г. № 751 «Вопросы открытого акционерного общества "Корпорация Тактическое ракетное вооружение"» // СЗ РФ. 2013. № 40 (ч. 3). Ст. 5052.
нение машиностроения» и индийской «Организацией оборонных исследований и разработок» по проекту «БраМос»26.
Таким образом, корпорации и создаваемые на их основе холдинги являются главными отраслевыми субъектами предпринимательской деятельности, аккумулирующими огромные денежные, имущественные, технические (включая опытно-конструкторские) и экспортные потенциалы.
БИБЛИОГРАФИЯ
Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М., 2015.
Белых В.С. Предпринимательское право России: Учебник. М., 2016.
Лаптев В.В. Правовая организация хозяйственных систем. М., 1978.
Лаптев В.В. Правовые формы и методы руководства промышленностью. М., 1975.
Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право и реальный сектор экономики. М., 2010.
Лаптев В.В., Занковский С.С. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. М., 2006.
Михайлов Н.И. Правовые особенности холдинговых моделей построения производственно-хозяйственных (финансовых) комплексов инновационной направленности // Труды Института государства и права РАН. 2012. № 3.
Флейшиц Е.А. Буржуазное гражданское право на службе монополистического капитала. М., 1948.
Шишкина И.С. Правовое регулирование организации и деятельности холдинга как формы предпринимательского объединения: Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2006.
Шишкин С.Н. Предпринимательско-правовые (хозяйственно-правовые) основы регулирования экономики. М., 2011.
Berle A.A. The theory of enterprise entity // Colambia Law. Renev. 1947. No. 3.
26 См.: URL: http://brahmos.eom/ru-home.php# (дата обращения: 31.03.2016).