Научная статья на тему 'Современное состояние внутреннего туризма в России и республике Башкортостан'

Современное состояние внутреннего туризма в России и республике Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2110
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ИНВЕСТОР ТУРИЗМА / РОССИЙСКИЙ ТУРИЗМ / ВИДЫ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / INTERNAL TOURISM / INVESTOR OF TOURISM / RUSSIAN TOURISM / TYPES OF TOURISM IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN / CULTURAL AND HISTORICAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исмагилов Н. А., Сафина Е. Н.

Процесс формирования турпродукта имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать. Известны наиболее важные составляющие данного вида деятельности. Маркетинговые исследования являются важнейшим и первоначальным этапом в маркетинговой деятельности любой туристской фирмы. От правильно проведенных исследований зависит эффективность работы всех подразделений турфирмы и, конечно, работа самой фирмы. Процесс разработки туристского продукта является одной из важнейших составляющих всей индустрии туризма. Только верно выбранные товар и услуга будут конкурентоспособны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Исмагилов Н. А., Сафина Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние внутреннего туризма в России и республике Башкортостан»

а в 2012 году - 980 млрд. руб. Кроме того, важно отметить, что в условиях кризиса значительно выросли расходы на социальную политику. Это связано с тем, что в кризис увеличилась численность безработных, что потребовало дополнительных бюджетных расходов.

Следующим важным направлением является социальное обеспечение населения, которое включает в себя обеспечение нетрудоспособных граждан, престарелых и семей с детьми. Расходы на социальное обеспечение резко возросли в 2006 году, что является следствием реализации реформы по монетизации льгот. В 2010 году их относительная доля снизилась, что связано с резким ростом расходов на пенсионное обеспечение. Далее, порядка 5 % занимает социальное обслуживание, и доля этих расходов сокращается в кризис. Остальные же вопросы занимают незначительные доли. Тем не менее важно отметить, что в 2011 году стали высоки

расходы на другие вопросы в области социальной политики, кроме того, например, более чем в 4 раза выросли расходы на охрану семьи и детства.

В заключение отметим, что реализация социальной функции является одним из приоритетов государственной политики и что РФ обладает своими особенностями в вопросах финансирования социальной сферы. Так, если рассматривать динамику бюджетных расходов на социальные услуги, то очевидно возрастание доли социальной политики в общем объеме бюджетных расходов и в процентах по отношению к ВВП. При этом, как показал проведенный анализ, основные расходы по разделу «Социальная политика» в РФ направлены на финансирование пенсионного обеспечения граждан. В то же время в сравнении с другими европейскими странами бюджетные расходы на социальное развитие и человеческий капитал в нашей стране остаются на довольно невысоком уровне.

Исмагилов НА.

доктор экономических наук, профессор, Башкирский институт социальных технологий (филиал) ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений», г.Уфа

Сафина Е.Н.

старший преподаватель,

Башкирский институт социальных технологий (филиал) ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений», г.Уфа

УДК 338.48 (470)

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИИ И РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Процесс формирования турпродукта имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать. Известны наиболее важные составляющие данного вида деятельности. Маркетинговые исследования являются важнейшим и первоначальным этапом в маркетинговой деятельности любой туристской фирмы. От правильно проведенных исследований зависит эффективность работы всех подразделений турфирмы и, конечно, работа самой фирмы. Процесс разработки туристского продукта является одной из важнейших составляющих всей индустрии туризма. Только верно выбранные товар и услуга будут конкурентоспособны.

Ключевые слова: внутренний туризм, инвестор туризма, российский туризм, виды туризма в Республике Башкортостан, культурно-исторический потенциал.

CURRENT STATE OF INTERNAL TOURISM IN RUSSIA AND REPUBLIC BASHKORTOSTAN

Process of formation of a tourist's product has a number of features which are necessary for considering. The most important components of this kind of activity above were considered. Market researches are the major and initial stage in marketing activity of any tourist firm. Overall performance of all divisions of travel agency and certainly work of the firm depends on correctly carried out researches. Process of development of a tourist product is one of the most important components of all industry of tourism. Only truly chosen goods and service will be competitive.

Key words: internal tourism, investor of tourism, russian tourism, types of tourism in the Republic of Bashkortostan, cultural and historical potential.

Внутренний туризм в России по отношению к мировому туризму находится в кризисном состоянии. В начале 1990-х годов произошел резкий спад спроса на туры по России. Это привело к простаиванию большинства туристских объектов. В условиях снижения уровня жизни, постоянного роста цен на путевки и сокращения дотации на них произошло деление российских граждан на две группы:

1) большинство российских граждан оказалось не в состоянии оплачивать туристские расходы, довольствуясь поездками на дачные участки;

2) другая часть населения (со средним достатком), сохранившая свою платежеспособность, переориентировалась на отдых за границей, который обходится дешевле, чем путешествие по нашей стране [4, с. 110].

Для оживления внутреннего туризма и повышения его вклада в национальную экономику потребуется приложить немало усилий, и прежде всего по преодолению фактора, который самым негативным образом сказывается на конкурентных позициях внутреннего и въездного туризма, - это низкая «культура производства» различных услуг, составляющих турпродукт, и как следствие ее - низкий уровень качества туристского продукта, не соответствующий европейскому уровню. В развитых европейских странах повышение качества расценивается как решающее условие дальнейшего повышения экономического роста, эффективности производственных процессов и производительности труда, обеспечения конкурентоспособности на мировых и внутренних рынках, в связи с чем происходит переоценка роли и места фактора качества производимого продукта в стратегии турфирм и в развитии экономики страны в целом. Проблема обеспечения качества в развитых странах рассматривается как проблема общенационального характера. Там ведется большая аналитическая, исследовательская, образовательная, воспитательная работа силами общественности и государственными организациями.

Подобное внимание к вопросам качества не случайно, оно закономерно для современного этапа постиндустриального развития, в условиях научно-

технического прогресса и острейшей конкурентной борьбы. Отечественная индустрия туризма не в полной мере восприняла значение проблемы качества, которая должна пронизывать деятельность всех туристских предприятий и каждого члена их коллектива - от первого руководителя организации до самого последнего неквалифицированного сотрудника, так как именно все они решают эту проблему.

Инвестирование. Последние годы только и говорили, что вот-вот в туризм пойдут зарубежные инвестиции и начнется его бурное развитие. Эти оптимистические проекты основывались на том, что во всем мире туризм - одна из самых динамично развивающихся и инвестиционно привлекательных отраслей.

В регионах, где идею развития туризма восприняли с энтузиазмом, принялись за разработку инвестиционных проектов. Сейчас их всеми возможными способами и на всех уровнях представляют потенциальным инвесторам. Но до реализации проектов дело доходит очень редко. Очевидно, что на крупные инвестиции туризму рассчитывать не стоит. Зарубежные инвесторы вообще избегают вкладывать средства в российскую экономику, поскольку инвестиционная привлекательность России невысока.

Крупным российским инвесторам туризм также пока неинтересен. Они предпочитают вкладывать средства в проекты, приносящие прибыль (например, в крупных городах это возведение элитного жилья; пока рынок его не будет насыщен, о появлении гостиниц туристского класса можно забыть).

Еще одна причина, которая сдерживает инвестиции в туристскую инфраструктуру, - это отсутствие достоверной информации о состоянии отрасли (об объеме рынка и динамике его развития). Есть и другая проблема, которая отбивает желание вкладывать средства в развитие туриндустрии, - это отношения с районными властями.

На сегодняшний день в туризм делают вложения главным образом государство и мелкие, средние местные предприниматели. Государство это делает потому, что этого требует статус туризма как приоритетной отрасли экономики; мелкие и средние предприниматели

фактически вкладывают средства в инфраструктуру туризма, в свой бизнес. А официальные инвестиционные проекты остаются нереализованными.

Причина очевидна - отсутствует инвестиционная стратегия. Основные виды туризма, на которые должна сделать ставку Россия, - познавательный и экологический. Это значит, что в крупных турцентрах должны строиться гостиницы 3*, а в регионах, куда туристы едут ради общения с природой, - сети малых гостиниц.

Проблема оздоровления населения. Раньше туризм имел две мощные подотрасли - санаторно-курортное лечение и экскурсионную деятельность. Безусловно, они были взаимосвязаны и представляли собой полный комплекс туристского обслуживания. Но в начале 1990-х годов прежняя система внутреннего туризма стала недееспособной. Экономика туризма претерпела новые качественные изменения. В условиях рынка внутренний туризм формируется фактически заново. Этот процесс сопровождается известными явлениями - переделом собственности, сокращением государственного сектора, давлением на социальную сферу. Проявляются и другие закономерные тенденции внутреннего характера.

В 2001 г. потенциал базы размещения российских курортов был практически исчерпан - загрузка в высокий сезон курортных гостиниц, разного рода здравниц и баз отдыха достигла пика, вследствие чего в лечебно-оздоровительный туризм вернулась проблема дефицита. Сейчас потребность населения страны в санаторно-курортном обслуживании, как показывают научные исследования, в 2-3 раза выше установленных в недалеком прошлом нормативов [5, с. 112].

Другая проблема - неотлаженность рыночного механизма реализации лечебных и оздоровительных туров, нестыковка двух взаимосвязанных частей турбизнеса - производителей и продавцов туруслуг. Оптимальная модель экономической деятельности санаторно-курортного предприятия сегодня выглядит таким образом: санаторий должен иметь гостиничную лицензию, договоры с турфирмами, обеспечивающими экскурсионное обслуживание, плюс договоры с туроператорами и турагентами. Конечно, это не исключает контакта с прямыми клиентами, но крупный бизнес работает по оптовой схеме.

При анализе российского туризма в целом становится очевидным, что не изменяющаяся организация не сможет соответствовать изменениям внешней среды. Точнее - на рынке может преуспевать только фирма, изменяющаяся динамично; для того чтобы приглашать в Россию крупных инвесторов, нужно как минимум показать им возможности отрасли. Без точной статистики, знания структуры рынка и плана его развития сделать это невозможно. Экскурсионные поездки, познавательный туризм в настоящее время отошли на второй план. Гораздо большая активность наблюдается в сфере лечебного туризма, а

познавательный туризм стал дополнением к различным видам отдыха, оздоровлению и лечению.

Не исключено, что в дальнейшем российский внутренний туристский рынок получит необходимый импульс и займет равноценные позиции на мировом рынке туруслуг. Сегодня об этом можно говорить только в перспективе.

Развитие туризма в РБ. Что же касается туризма в Башкирии, то здесь можно выделить несколько видов туризма:

1. Экологически-спортивный туризм. Лыжные путешествия. Биоклиматические условия и особенности рельефа Башкирии позволяют развить данный вид туризма. В республике уже существуют множество горнолыжных трасс: в Уфе, Бе-лорецке, Стерлитамаке, Нефтекамске и вблизи озера Кандрыкуль. С каждым годом в горнолыжных центрах увеличивается количество разнообразных трасс и предоставляемых услуг (прокат, инструктаж и т. д.), совершенствуется подъемный механизм, улучшается качество обслуживания в гостиницах [8, с. 124].

Пешеходные путешествия. В Башкирии существуют разнообразные маршруты различной сложно -сти и длительности прохождения. Например: г. Аша

- р. Миньяр - «Пороги» - д. Решетово - ист. р. Аша

- хр. Каратау - вершина Ак-Тюбе - п. Сарва - п. Первомайский - р. п. Красный Ключ (протяженность -170 км, время прохождения - 8-10 дней); с. Мраково

- х. Сюрень - п. Кананикольская - х. Надеждинский

- с. Второе Иткулово - оз. Талкас - вдп. Гадельша -г. Сибай.

Разнообразие и богатство природных ресурсов, благоприятный климат способствуют дальнейшему развитию пешеходного туризма в республике.

Велосипедные путешествия. В целом велосипедный туризм успешно развивается в Башкирии. Наглядный пример маршрутов: г. Уфа - д. Зубово - с. Кара-Якупово - р. п. Чишмы - г. Давлеканово

- с. Толбазы - оз. Белое - с. Табынское - с. Архангельское - с. Кармаскалы - д. Булгаково - г. Уфа (протяженность - 400 км, время прохождения - 8-10 дней);

г. Уфа - г. Стерлитамак - с. Петровское - с. Мраково -

д. Кулгуника - с. Кага - г. Белорецк - г. Учалы - г. Миасс

- г. Златоуст - г. Сарка - р. п. Юрюзань - г. Сим.

Водные путешествия. В Башкирии получил большое распространение сплав туристов по рекам на резиновых надувных плотах, каркасно-разборных байдарках, катамаранах и других видах туристических судов. Так как республика очень богата водами, главным образом реками, в том числе горными, и озерами, то данный вид туризма широко распространяется с каждым годом. Примеры: р. Белая

- т/б «Арский камень» - с. Узян - т/б «Агидель» -с. Старосубхангулово (протяженность - 195 км, время прохождения - 10-12 дней); ст. Ишля - р. Инзер

- уст. р. Мал. Инзер - переезд до ст. Айгир - д. Ма-нышта - д. Ассы - д. Бриштамак - пер. п. Искушта -р. Лемеза - вдп. Атыш - д. Верх. Лемеза - уст. р. Ле-меза - вверх по р. Сим до д. Текеево.

Экологически-спортивный туризм выгоден республике, причем сразу с нескольких сторон. Во-первых, сохраняется первозданная природа. Во-вторых, туризм будет способствовать экономическому развитию, даст работу местному населению. Наконец, внесет новые и яркие краски в образ республики, в конечном итоге благоприятнее станет инвестиционный климат.

2. Оздоровительный туризм.

Оздоровительный туризм предназначен для лечения и отдыха населения. Для развития данного вида туризма необходимо наличие минеральных вод, лечебных грязей, озер, лечебного климата и других природных объектов и условий, используемых для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха [8, с. 126].

Учитывая, что в РБ более 50 минеральных источников и залежей лечебных грязей, благоприятный умеренно-континентальный климат, санаторнокурортная деятельность развивается успешно, привлекая с каждым годом все большее количество туристов.

Гидроминеральные ресурсы Башкортостана довольно разнообразны. Наряду с сульфатными питьевыми водами и хлоридными натриевыми бромными рассолами здесь распространены углекислые железистые, сероводородные, бромные, йодобромные и радоновые воды. Ресурсы лечебных грязей в районе представлены торфяными и сапропелевыми грязями.

Имеются небольшие озерно-ключевые месторождения иловых сульфидных грязей. В Башкирии расположен уникальный природный курорт «Янган-Тау», где основным лечебным фактором являются естественные горячие пары (40-50 °С) и сухие горячие (50-70 °С) газы, выходящие на поверхность из трещин горы Янган-Тау; в них содержатся кислород, двуокись углерода, азот, органические вещества. Другим лечебным ресурсом курорта является субтермальный радиоактивный источник [8, с. 130]. Особая роль в оздоровлении населения отводится кумысолечению. В Башкортостане кумыс пользуется большой популярностью: он утоляет жажду и в то же время обладает лечебными свойствами. Этот продукт молочнокислого брожения молока снимает усталость, успокаивает нервы, повышает иммунитет, стимулирует деятельность органов дыхания и пищеварения. В 1934 году в Уфимском районе основан кумысолечебный санаторий «Юматово». Остальными наиболее крупными и известными своими лечебными свойствами здравницами являются: «Шафраново», «Глуховская», им. Аксакова, «Красноусольский», «Якты-Куль», «Зеленая роща», «Шамсутдин» и т. д.

Также в санаториях используются и другие виды лечения. Например, в санатории «Шафраново» основными лечебными средствами являются кумыс и климат; широко используются диеты, лечебные грязи и минеральные воды, физиотерапия, антибактериальное и патогенетическое лечение и т. д. В целом санатории республики (таблица 1) пользуются большой популярностью. Общая их вместимость к началу 2008 г. составила 2 699 койко-мест.

Таблица 1

Здравницы Республики Башкортостан

Название Описание

«Янган-Тау» Местные факторы - естественные, насыщенные микроэлементами горячие газы и пары, минеральная вода «Кургазак». Лечение больных с заболеваниями костно-мышечной системы, почек, нервной системы.

«Красноусольск» Благоприятными местными факторами являются климат, четыре типа минеральных вод, иловая грязь. Лечение больных с заболеваниями органов пищеварения, нервной системы, с кожными заболеваниями, с нарушениями обмена веществ.

«Зеленая роща» На территории санатория источники минеральной воды «Нурлы» и сероводородные. Лечение органов пищеварения, кровообращения, дыхания, нервной, костно-мышечной систем.

«Якты-Куль» Лечебная грязь озера Безымянное-1 - пресноводная, бессульфидная, среднезольная, глинистая сапропель. Лечение больных с заболеваниями пародонтоза, нервной системы.

«Юматово» Старейшая кумысолечебница РБ. Лечение язвенной болезни желудка и других кишечных заболеваний.

«Ассы» Главное здесь - родники с соленой минеральной водой. Лечение болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани.

Окончание таблицы 1

Название Описание

Санатории-профилактории Башкортостана

«Березка» Лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата, костно-мышечной системы, органов дыхания, пищеварения.

«Агидель» Бальнеолечение, водолечение, грязелечение, аэрофитотерапия, галотерапия, массаж, магнитотерапия.

«Бодрость» Лечение опорно-двигательного аппарата, гинекологических и кожных заболеваний.

«Венеция» Лечение больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, органов дыхания.

«Ольховка» Комплексное лечение органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и периферической нервной систем.

Санаторно-курортная система Башкортостана по многим параметрам отвечает возросшим требованиям населения. У нас поправляют здоровье жители Челябинской, Свердловской, Пермской, Оренбургской областей, Республики Татарстан, Москвы и многих других регионов. Вклад Республики Башкортостан в развитие здравниц, по сути, является вкладом в оздоровление населения всей России.

3. Познавательный туризм.

Познавательные цели могут сочетаться с целью отдыха. Познавательная поездка может предшествовать отдыху на курорте либо во время отдыха туристы могут совершать экскурсии, в том числе в другие города и части региона.

Культурно-исторический потенциал Башкирии весьма разнообразен, что способствует развитию познавательного туризма. Здесь имеются уникальные археологические памятники, в числе которых Капова пещера с древними наскальными рисунками, образцы культовых православных и мусульманских сооружений, краеведческие музеи. Практически во всех городах Башкирии встречается множество архитектурных достопримечательностей, различных по стилю, эпохам и назначению, а также памятники природы.

Памятники природы - это создание живой и неживой природы: пещеры, водопады, утесы, гейзеры, геологические обнажения, валуны, отдельные деревья или рощи, долины, луга и природные объекты, имеющие научную, учебно-просветительную, историческую или культурную ценность.

В настоящее время в Башкирии объявлены памятниками природы 148 природных объектов [8, с. 134].

Выделим те объекты, к которым можно проложить несложные в туристском отношении маршруты:

- Саклово (Краснокамский район) - уникальные сосновые насаждения;

- Сальевка - одиночная гора-шихан Сальев-ский риф;

- Тастуба (Дуванский р-н) - одиночная гора-шихан Большая Тастуба;

- Большеустьикинское (Мечетлинский р-н) -останцевые горы Мунчуги;

- Дюртюли - реликтовый сосновый бор;

- Урмантай (Салаватский р-н) - пещеры в скале Сабакай;

- Лаклы (Салаватский р-н) - пещера и карстовые ворота;

- Кушнаренково - плодово-ягодная станция с плантациями винограда;

- Иглино - озеро Зыбуны с плавучими моховыми островами;

- Усень-Ивановское (Белебеевский р-н) - 140-летние сосняки естественного происхождения;

- Давлеканово - парковые насаждения голубой ели;

- Вознесенка - озеро Ворожеич, типичное для Башкирского Зауралья озеро с реликтовыми растениями по берегам;

- Приютово (Белебеевский р-н) - реликтовый сосновый бор;

- Зирган (Мелеузовский р-н) - гора Зирган с живописными формами выветривания;

- Кашаля (Мелеузовский р-н) - карстовый мост Куперля;

- Большеабитово (Хайбуллинский р-н) - урочище Шайтантау;

- Ауш, гора - выходы светлых, палевых и серожелтых яшм;

- Арский камень (Белорецкий р-н) - скала, памятник природы;

- Сабинда - гора, в ней находятся выработки серой калканской яшмы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Банное озеро. В месте впадения в него реки Янгельга находится стоянка человека времен палеолита;

- Ивановский провал - карстовая котловина с останцом;

- Карстовое поле с воронками и озером (с. Бик-кулово);

- Карстовое озеро-родник (Аургаза).

Также особое внимание необходимо обратить на те памятники, которые расположены в наиболее посещаемых местах. Это, прежде всего, водопады Атыш, Кук-Караук, Гадельша, Учкатлы, Шарипов-ский, Азанташ, Аргасяк, Мамбет, Кузьганак, Акташ.

Имея такие богатые культурные и природные ресурсы, как в Башкирии, необходимо интенсивнее развивать эту отрасль туризма и привлекать как можно больше туристов.

Сегодня западный турист уже пресытился «пляжным» туризмом. Цивилизованный человек стремится посмотреть мир, тянется к дикой природе, самобытной культуре различных народов (хотя в то же время требуются высокий сервис и уровень обслуживания). Башкирский Южный Урал в этом отношении очень привлекателен, поскольку является колыбелью башкирского народа, кладезем его самобытной культуры. Только здесь во всей перво-зданности сохранились исконные традиции народа, местный уклад жизни. И только здесь можно услышать настоящие звуки курая, попробовать настоящий бортевой мед и кумыс.

Итак, в настоящее время опыт по разработке туристского продукта нуждается в систематизации. Вопросы увеличения экономической выгоды от реализации потенциала нашей страны стоят очень остро. Именно поэтому появляется необходимость осмысления понятий, связанных с туристской индустрией, определения специфических особенностей отрасли, ее структурирования. Только в этом случае возможно дальнейшее изучение и развитие туризма. Необходимо так скомпоновать имеющиеся знания, чтобы это помогало не только производить новый конкурентоспособный продукт, но и дало возможность повысить качество уже имеющегося.

Процесс формирования турпродукта имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать.

Выше были рассмотрены наиболее важные составляющие данного вида деятельности. Маркетинговые исследования являются важнейшим и первоначальным этапом в маркетинговой деятельности любой туристской фирмы. От правильно проведенных исследований зависит эффективность работы всех подразделений турфирмы и, конечно, работа самой фирмы. Процесс разработки туристского продукта является одной из важнейших составляющих всей индустрии туризма. Только верно выбранные товар и услуга будут конкурентоспособны.

Список литературы:

1. Вахрушев Г.В. Путеводитель по Башкирии. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 2007. - 500 с.

2. Дурович А.П. Маркетинговые исследования в туризме: учебн.-практ. пособие / А. Дурович, Л. Анастасова. - М.: Новое знание, 2009. - 347 с.

3. Романов А.А., Саакянц Р.Г. География туризма: учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2009. - 464 с.

4. ГОСТ 28681.1-95/ГОСТ Р 50681-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг.

5. Юрик Р.А. Маркетинг как необходимый инструмент управления турфирмой // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - № 2. С. 109-118.

6. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма. -М.: РДЛ, 2009. - 234 с.

7. Глазачев С.Н. Сохраним ценность экологической культуры мира // Экология и промышленность России. - 2008 г.

8. Гуляев В.Г. Организация туристической деятельности. - М.: Инфра-М, 2009. С. 349.

9. Гусева Т.В., Хачатуров А.Е., Макаров С.В., Заика Е.А., Хотулева М.В. Добровольная экологическая деятельность: неиспользуемые возможности. - Эко-лайн, 2009 // http:// www.ecoline.ru.

10. Дмитлевский Ю.Д. Туристические районы мира.

- М.: Туристические районы мира; Смоленск: СГУ, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.