Научная статья на тему 'Современное состояние старооскольской традиционной глиняной игрушки: к проблеме сохранения промысла'

Современное состояние старооскольской традиционной глиняной игрушки: к проблеме сохранения промысла Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
171
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гончарный круг / беложженная глина / роспись / старооскольская игрушка / коллекционеры игрушки. / potter’s wheel / white-burned clay / painting / Stary Oskol toy / toy collectors.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Никишина Наталья Николаевна

Статья посвящена старооскольскому гончарному промыслу и промыслу глиняной игрушки, который существовал в Белгородском крае с конца XVIII в. и был очень распространен в XIX в. В период с 1920-х по 1960-е гг. — сложное время в жизни нашей страны — он по сути перестал существовать. Возрождение данного промысла началось только в 1970–1980-е гг., и связано оно с деятельностью нескольких старых мастериц, продолжавших создавать традиционную старооскольскую расписную игрушку. Это известные здесь сестры Гончаровы, которые оставили после себя многих способных учеников. В настоящее время в Старом Осколе работает несколько творческих мастерских, продолжающих традиции старооскольской глиняной игрушки, хотя каждый из центров следует своему пути в пределах общей традиции. Коллекции представлены в нескольких музеях, также существуют частные коллекции, которые имеют большую ценность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current state of Stary Oskol clay toy industry: the problem of preservation of folk craft

The paper deals with the Stary Oskol pottery and clay toy industry, which existed in the Belgorod region since the end of the 18th century and was very common in the 19th century. In the period from the 1920s to the 1960s — a difficult time in the life of our country — it essentially ceased to exist. The revival of this craft began only in the 1970s — 1980s, and it is connected with the activities of several old masters who continued to create the traditional Stary Oskolian painted toy. These are the Goncharov sisters well-known here, who left for after them many capable masters of their school. Currently in Stary Oskol there are several creative workshops that continue the traditions of the Stary Oskol clay toy, although each of the centers follows its own path within a common tradition. Collections are represented in several museums, there are also private collections that are of great value.

Текст научной работы на тему «Современное состояние старооскольской традиционной глиняной игрушки: к проблеме сохранения промысла»

ЭО!: 10.24411/9999-022А-2019-10213 УДК 745 ББК 85.12

Н. Н. Никишина (Старый Оскол)

Современное состояние старооскольской традиционной глиняной игрушки: к проблеме сохранения промысла

В последнее десятилетие старооскольская глиняная игрушка стала довольно известна в России. Этому способствовало создание в Старом Осколе сети учреждений, обеспечивающих сохранение традиционных промыслов края. Здесь мастера декоративно-прикладного искусства возрождают местные традиции гончарства и глиняной игрушки.

Сегодня многие ценители народного искусства часто задаются вопросом: почему старооскольская глиняная игрушка разных мастеров так отличается по форме, типу росписи, сюжетам? Это объясняется тем, что в настоящее время в Старом Осколе сложились различные мастерские традиционной игрушки.

В прошлом гончарное производство, наряду с другими кустарными промыслами, занимало значительное место в развитии нашего края, но в середине ХХ в. о существовании промысла старооскольской глиняной игрушки успели забыть. И когда по заданию комиссии по народному искусству Союза художников СССР в 1970-е гг. было организовано несколько экспедиций в районы прежнего бытования гончарных промыслов, в 1983 г. в Старый Оскол приехал московский художник и коллекционер М. А. Никитин. Он познакомился в Казацкой слободе со старым гончаром Е. Дороховым и вышел на сестер Гончаровых. Три сестры — Ольга Михайловна (1913-1997) и Наталья Михайловна (1918-2010) Гончаровы и Евдокия Михайловна Тарарыева (в девичестве Гончарова, 1908-1992), учившиеся у своей матери Анастасии Павловны Гончаровой (1876-1933), — с 1930-х гг. забросили занятия с глиной, но по просьбе М. А. Никитина слепили партию игрушек. Именно эта, первая партия старооскольских игрушек, выполненная сестрами для коллекции Никитина, которая экспонировалась на выставке «Народное гончарство России» в выставочном зале Союза художников СССР в 1987 г., находится сейчас в коллекции Государственного Русского музея.

Генетически восходящая к игрушке ХУШ-ХГХ веков, она обладает цельностью самостоятельного стиля и значительными художественными достоинствами,

— указывает И. А. Колобкова в статье «Традиционный гончарный центр Старого Оскола» [Колобкова 2015, 19].

Манера сестер, трансформированная по сравнению с пластическим строем старой осколь-ской игрушки, сохранила выразительность выработанных в переходный период 19201930-х годов типов животных, всадников, барынь. В относящихся к этому времени ве-

щах мастериц сохранной осталась узнаваемая система росписи, состоящая из энергичных эскизных очерков параллельных косых полос [Колобкова 2015, 18].

В 1991 г. старооскольский коллекционер Т. Г. Брыжик открыла для города еще одного мастера — Ларису Павловну Шамыгину, в девичестве Распопову (19281997). Лариса Павловна лепила только те шесть видов игрушек, которым научилась в детстве у Евдокии Михайловны Тарарыевой [Брыжик 2007].

С 1985 г. сестры начинают лепить игрушку на заказ для коллекционеров. После открытия М. А. Никитиным оскольского гончарного центра комиссия по народному искусству СХ РСФСР организовала в Старом Осколе систему ученичества: к известным игрушечницам «подсадили» мастеров декоративно-прикладного искусства, супругов Владимира Ивановича и Татьяну Викторовну Лобынцевых. С 1990-х гг. они вместе с сестрами Гончаровыми начали работать надомниками в структуре художественно-производственного комбината Тулы.

Для произведений этого периода характерно большее количество сюжетов игрушек, цветов красок в росписи. Появилось много новых сложных элементов и мотивов в росписи: волнистые линии, цветочки разного вида, солярные знаки, комбинации различных мотивов раскраски в одной игрушке. Усложнилась отделка игрушек, стали появляться многофигурные композиции и игрушки без свистка.

Из творений мастериц XX в., к сожалению, ушла декоративность, присущая старооскольской игрушке прошлых веков. И. А. Колобкова указывает:

В игрушках Н. М. Гончаровой, сохраняющих крепкую конструктивную основу традиционной формы, распадается упорядоченная система традиционной росписи, превращаясь в наивную самодеятельную раскраску. Появляются утяжеленные композиции на плоских подставках, группы разнообразных животных <...> Именно эту манеру дословно восприняли современные мастера (работы В. И и Т. И. Лобынцевых). В представленных сегодня работах пластику, в достаточной мере утрачивающую островыразительные, сугубо местные характеристики, к тому же еще и «нагруженную» пестрой росписью, уже трудно отличить от продукции сувенирно-ориентированных промыслов [Колобкова 2015, 19-20].

В период с 1989 по 1998 г. в старооскольском художественном музее по инициативе ее заведующего А. Ф. Иоста создается мастерская по изготовлению глиняной игрушки, в которой работали несколько начинающих мастеров (В. П. Пырьева, В. Е. Шевцов, С. Рукавицина), не владеющих приемами лепки старооскольской игрушки. Они вели работу параллельно с сестрами Гончаровыми, но молодые мастера не пытались у них перенимать приемы лепки, а начали активно сочинять свою игрушку, называя ее старооскольской. Именно эту игрушку с 1989 по 2000-е гг. представляли на выставках различного уровня как традиционную старооскольскую.

Отметим, что для изучения керамики Старого Оскола важен вопрос выявленного фондового музейного материла. Старые коллекции старооскольского краеведческого музея погибли во время Великой Отечественной войны, и целенаправленное собирание традиционной старооскольской керамики началось только со второй половины 1980-х гг. К настоящему времени в городе сформировались значительные музейные и частные коллекции местной керамики. Источниками поступлений стали как бытовые находки на местах старых заброшенных горнов, так и работы современных мастеров. Планово организованных раскопок по этой тематике ни в черте города, ни в районах не было.

IV всероссийский конгресс Фольклористов. том второй

В настоящее время общий фонд старооскольского краеведческого музея насчитывает 40 тысяч экспонатов. Современная коллекция редкой дореволюционной старооскольской игрушки, которая могла бы украсить экспозицию любого крупного музея, сформировалась в 1990-2000 гг. из случайных находок, обнаруженных на территории старого исторического района Казацкие Бугры. Собранный материал открывает возможности и показывает необходимость серьезной работы над овладением стилем внешне простых, но уникальных и действительно ценных, пластически выразительных образцов старой оскольской игрушки.

Следует отметить, что ни один из центров глиняной игрушки России не смог бы показать такого представительного ряда всадников-военных, как Старый Оскол. Самые яркие сюжеты игрушки оказались связаны с историей города-крепости. Богатейшие воинские и духовные традиции непосредственно отразились в типах военных, необыкновенно разнообразных по формам военной амуниции, а сюжеты глиняных игрушек поражают простотой и лаконизмом в создании объемов и образов.

Рассматривая фигурки из всего массива «археологических» игрушек, по их внешнему виду и по приемам лепки мы можем предположить, что они создавались разными мастерами, но в едином стиле, черты которого прослеживаются в игрушке до наших дней. О том, что игрушки лепились во многих дворах разными династиями мастеров, можно судить по разнообразию пластических линий и приемов. На некоторых игрушках сохранилась роспись охристого и сине-фиолетового цветов, предположительно ангобная и пережженного лимонита1, в старинном горне были обнаружены остатки обожженных лимо-нитовых шариков.

Одними из наиболее часто встречающихся в старооскольской игрушке типажей являются женские фигурки и их фрагменты. Баба или барыня изображалась всегда с кувшином в левой руке, который раньше, по-видимому, был младенцем на руках у матери или кормилицы. Это небольшая конусовидная фигурка представляет женщину в длинной юбке, имеющей форму колокола. Почти всегда подобные игрушки не имеют дополнительных налепов и украшений и расписываются полосами охристого цвета.

Для прокола свистка во все времена в игрушке использовали плоскую палочку. Ею же делали игрушкам глаза и рот, вырезали очертания пальцев рук барыням и всадникам, украшали поля капора. Для формовки внутренней части колокола юбки барыни использовалась довольно толстая палочка с конусной частью на конце.

Один из главных отличительных признаков (как в женском, так и в мужском образе) нашей игрушки — головной убор. Наиболее часто встречаются женские фигурки в головном уборе, очень похожем на капор. Единичная находка в собрании Б. А. Шевченко — фрагмент фигурки «Баба в рогатой кичке» [Шевченко 2016].

Еще несколько примеров игрушек из фондов старооскольского краеведческого музея в женских головных уборах, которые можно отнести к крестьянским, — это фрагмент фигуры бабы в цилиндрическом головном уборе, похожем на «московский кокошник», с налепным нагрудным украшением, а также «баба в тюрбане» — головном уборе, который был достаточно распространен в нашем крае.

1 Лимонит является составной частью природных охр, используемых в качестве минеральных пигментов.

Фигурки всадников, казаков на коне — часто встречающиеся находки, свидетельство того, что с XVII столетия престиж военной формы и форменной одежды гражданских лиц остается очень высоким, что сохраняется и в последующее время. Это мужская фигурка в виде столбика на спине коня с атрофированными кистями рук, примазанными к шее животного. Вся фигурка всадника, слепленная без ног, тесно прижата к шее коня. Встречаются всадники в треуголках, шляпах с полями, двууголках — двурогих шляпах, пришедших на смену более громоздкой и неудобной треуголке в конце XVIII в., а также в треухе (малахай), в «валенке»2.

Все всадники отличаются только головными уборами. Кони у всадников, как и все четвероногие, создавались по следующему принципу: сначала лепится свисток по технологии «вареник» или «ложка», а затем к нему примазываются шея с головой и ноги.

По способу оформления лиц антропоморфные игрушки можно условно разделить на две группы. В первом случае лица баб и всадников формовали прямо на тулове, из небольшого бугорка глины, который сгоняли пальцами со лба на щеки. Мастера в своих работах старались обратиться к корням традиции, овладению всем спектром ее богатого прошлого. Это тем более оправданно, так как Старый Оскол, в отличие от многих очагов традиционного гончарства, например Суджи, является счастливым обладателем богатейшего фонда подлинных вещей XIX и даже XVIII вв.

Мастерская Старооскольского дома ремесел в большей степени ориентирована на старый, музейный «слой» оскольской игрушки. В своем исследовании мы обратились ко всему известному на сегодня спектру гончарной продукции Старого Оскола, включая бытовую посудную керамику, но в перспективе нам еще предстоит большая работа по овладению пластическим строем староосколь-ской игрушки.

В настоящее время одной из главных задач возрождения старооскольского гончарного промысла является создание в городе обстановки творческого сотрудничества различных центров, мастерских, музеев и частных коллекционеров.

В 2017 г. производственный кооператив «Артель "Старооскольский гончарный промысел"» получил заключение Министерства промышленности и торговли РФ и обратился с заявкой на государственную регистрацию наименования места происхождения товара (НМПТ) и на предоставление исключительного права на наименование «Старооскольская глиняная игрушка».

На наш взгляд, совершенно неприемлемым шагом может стать предполагаемое юридическое закрепление авторского права на изготовление традиционной старооскольской керамики только за одной из мастерских. Оно ограничит и даже законно запретит творческую и в перспективе производственную деятельность всех прочих, станет серьезным препятствием в развитии современного традиционного старооскольского гончарства и может обернуться профессиональной профанацией поддержки и сохранения русской народной традиции.

2 Валенок — мужской головной убор, представляющий собой валянный из овечьей шерсти колпак конической формы.

IV всероссийский конгресс фольклористов. том второй

ЛИТЕРАТУРА

Брыжик 2007 — Брыжик Т. Г. Рассказы о глиняной игрушке. Старый Оскол, 2007. Колобкова 2015 — Колобкова И. А. Традиционный гончарный центр Старого Оскола // Старооскольская глиняная игрушка / Под общ. ред. Л. П. Кравцовой. Старый Оскол, 2015. С. 5-21. Шевченко 2016 — Шевченко Б. А. Старооскольская народная глиняная игрушка. История, технология, перспективы возрождения. М., 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.