Научная статья на тему 'Современное состояние социальной стратификации в сфере образования'

Современное состояние социальной стратификации в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / BOLOGNA PROCESS / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION SYSTEM / СТРАТИФИКАЦИЯ / STRATIFICATION / КРИТЕРИИ СТРАТИФИКАЦИИ / STRATIFICATION CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеенко В. В.

Статья посвящена рассмотрению вопроса о влиянии новой модели образования на социальную стратификацию общества, в первую очередь на стратификацию внутри самой системы образования, по следующим критериям: управление образованием, аккредитация, содержание образования, стратификация научно-педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моисеенко В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current state of social stratification in the education sphere

The article deals with the impact of the new model of education on the social stratification of the society, but first and foremost on the stratification within the education system itself according to the following criteria: management of education, accreditation, educational content, stratification of the teaching staff.

Текст научной работы на тему «Современное состояние социальной стратификации в сфере образования»

УДК 316.3

Моисеенко Вадим Вячеславович

Moiseenko Vadim Vyacheslavovich

соискатель кафедры социологии Северо-Кавказского федерального университета

PhD applicant, Social Science Department, North Caucasus Federal University

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

THE CURRENT STATE OF SOCIAL STRATIFICATION IN THE EDUCATION SPHERE

Аннотация:

Summary:

Статья посвящена рассмотрению вопроса о влиянии новой модели образования на социальную стратификацию общества, в первую очередь на стратификацию внутри самой системы образования, по следующим критериям: управление образованием, аккредитация, содержание образования, стратификация научно-педагогических кадров.

The article deals with the impact of the new model of education on the social stratification of the society, but first and foremost on the stratification within the education system itself according to the following criteria: management of education, accreditation, educational content, stratification of the teaching staff.

Ключевые слова:

Болонский процесс, высшее образование, система образования, стратификация, критерии стратификации.

Keywords:

the Bologna Process, higher education, education system, stratification, stratification criteria.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ РФ), регулирующий общественные отношения в сфере формирующегося нового типа образования. Структурирование образовательной сферы происходит по принципам, принятым Болонской декларацией, которая была подписана Россией еще в 2003 г. Европейские страны, принявшие указанное соглашение, основной целью поставили создание единого образовательного пространства, содействующего мобильному продвижению профессионалов, закончивших определенный уровень образования и получивших соответствующую ученую степень. Поэтому участники Болонского процесса стремятся к максимальному сближению и соответствию модульной системы образования, перезачетных кредитов и ученых степеней. Новая модель образования оказывает влияние на социальную стратификацию общества, но в первую очередь на стратификацию внутри самой системы образования. Некоторым вопросам этой стратификации и будет посвящена данная статья.

Поскольку в этом отношении американская образовательная система наиболее мобильна и открыта запросам рынка, став определенной корпоративной организацией, то европейские страны в качестве цели модернизации собственных систем образования выбрали именно американскую модель. С развитием мировой интеграции многие страны адаптируют свои образовательные системы к американской модели образования, что также характеризует высокое качество образования в США. Таким образом, для реформирования российского образования определенным ориентиром также стала выступать система, действующая в США. В связи с вышеизложенным перед нами встает проблема возможности экстраполяции американской модели либо трансформации каких-то ее элементов в российскую действительность в условиях реализации положений Федерального закона РФ. Чтобы подойти к решению данной проблемы, проведем сравнительный анализ по некоторым основаниям американских и российских образовательных реалий, социальной структуры и принципов организации образования в двух странах.

Первый критерий - управление образованием. Управление, финансирование и в целом система образования в сШа являются децентрализованными. В отличие от России и других стран с централизованным управлением образованием, в США отсутствует единая национальная система образования. Системы образования различных штатов как обладают многими общими чертами, так и нередко имеют существенные различия. Несмотря на то что федеральное правительство и федеральные органы народного образования играют все возрастающую роль в управлении образованием в Америке, важнейшие управленческие функции осуществляются органами образования штатов и местными органами образования, что особенно важно - в том числе и в вопросах содержания образования. В отличие от стран, где есть министерства образования или аналогичные структуры, американское высшее образование контролируется преимущественно самими учебными заведениями. Реальная административная и финансовая власть в

американских университетах принадлежит попечительским советам. Кроме этого, в США отсутствуют официальные стандарты организации и содержания образовательных программ, контроль со стороны министерства образования и каких-либо федеральных органов. Вопросы ведения образовательной деятельности, перечня читаемых курсов, критериев оценки знаний студентов, объема нагрузки преподавателя и соответствующей этому заработной платы решаются целиком на уровне университета. При этом большое влияние на решение этих вопросов, как и в целом на управление университетом, оказывает профессорско-преподавательский состав.

В п. 4 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» [1] указано, что отношения в сфере образования регулируются: Конституцией РФ, настоящим ФЗ, другими федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования [2]. Далее в ст. 6 подробно излагаются полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования, в ст. 7 - полномочия РФ в сфере образования, переданные для осуществления органами государственной власти субъектов РФ, в ст. 8 - полномочия органов государственной власти в субъектов РФ в сфере образования, в ст. 9 - полномочия органов государственной власти местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования [3]. Таким образом, деятельность российского университета регулируется и контролируется со стороны чиновников от образования на всех уровнях власти, что практически лишает его какой-либо свободы.

Второй критерий - аккредитация. Американский университет стремится показать свое превосходство над другими учебными заведениями потенциальным студентам и их родителям. Для этого, а также для получения финансовой поддержки со стороны федерального правительства (независимо, государственный это университет или нет) они проходят добровольную процедуру аккредитации, основанную на процедурах самоуправления. Главными критериями при прохождении аккредитации выступают высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав и развитая инфраструктура. В аккредитации участвуют как сами институты (институциональная аккредитация), так и академические программы, структурные подразделения или школы, которые являются частями учреждения (специализированная, или академическая аккредитация). Аккредитацией занимаются организации, состоящие из институтов и академических специалистов по определенным предметам. Эти ассоциации принимают стандарты и процедуры процесса аккредитации. В США существуют два основных типа аккредитации - национальная (аккредитация от национальных организаций) и региональная (аккредитация колледжей и университетов региональными аккредитационными организациями в зависимости от местоположения). В настоящее время в США функционирует шесть региональных аккредитационных организаций, каждая из которых отвечает за определенные штаты. Региональная аккредитация в Америке ценится выше, нежели национальная. Тот факт, что образовательное учреждение аккреди-тировано региональной организацией, означает, что там дают образование, соответствующее установленным образцам или общепризнанным критериям, степень же из неаккредитованного колледжа или комьюнити колледжа либо из аккредитованного национальным агентством закрывает возможности на получение более высокой степени в регионально аккредитированном университете. Свыше пятидесяти профессиональных аккредитационных агентств проводят аккредитацию образовательных программ.

Государственная аккредитация в Российской Федерации проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Процедура проводится аккредитационным органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования [4]. Именно этот орган принимает решение об аккредитации или об отказе в ней. В реальности процесс превращается в абсурдную гонку за формальными критериями. Статья 96 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» посвящена общественной аккредитации в противоположность ст. 92 о государственной аккредитации, состоящей из 29 пунктов, в свою очередь имеющих еще многочисленные подпункты, плюс ст. 93 «Государственный контроль (надзор) в сфере образования» и ст. 94 «Педагогическая экспертиза» и т. д. После столь значимой для вуза государственной аккредитации статья об общественной аккредитации уже представляется просто бессмысленной.

Следующий параметр - содержание образования. Американская и европейская системы образования сегодня представляют собой двухуровневую модель. Первый уровень - бакалавриат - призван в определенной степени преодолеть ограниченность школьного образования и дать азы общекультурной, общегуманитарной подготовки, которые не смогла дать школа. Студент прослушивает курсы, получая так называемое «широкое общее образование», после чего

трудоустраивается и уже на рабочем месте получает конкретные практические знания. Либо продолжает профессиональное образование по магистерской или докторской программе. Аспирантский уровень образования в США и Великобритании начинается после получения степени бакалавра и ведет к получению степени магистра и доктора. В отличие от степени бакалавра степень магистра ориентируется на специализированную деятельность (управление бизнесом, техника, педагогика, юриспруденция и т. д.). Как правило, магистерские программы имеют прикладную направленность, а степень магистра по научным специальностям, то есть академическая направленность, исчезла совсем. Причем данная программа практически никогда не продолжает курс бакалавриата. Высшим этапом подготовки высококвалифицированных специалистов является обучение в аспирантуре в течение трех лет по программе доктора. Такие программы ориентированы на четко специализированное обучение и самостоятельное научное исследование. В аспирантуру принимаются лица, имеющие, как правило, степень магистра, хотя в отдельных университетах достаточной является степень бакалавра.

В соответствии с ФЗ РФ, в России устанавливаются следующие уровни профессионального образования: 1) средне профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации. В ст. 69 четко устанавливается, что «к освоению программ бакалавриата или специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования, то есть специалитет или магистратура» [5]. Таким образом, мы подошли к вопросу о социальных (образовательных) группах.

В американской системе выпускник получает степень бакалавра, а далее в зависимости от пройденной программы - степень магистра или доктора. Аспирантура - это магистерская программа по академическому направлению, как уже было отмечено, сегодня непопулярная. Что мы получаем в российской действительности? Во-первых, аспирантура вошла в систему высшего образования как одна из ее ступеней. Во-вторых, нельзя поступить на каждый последующий уровень, не окончив предыдущий. Данная иерархия весьма категорично определена в законе. И в третьих, мы получаем четырехуровневую систему: бакалавриат - магистратура - аспирантура -докторантура. В данном случае вопрос о соответствии рассматриваемых систем не может быть решен в полной степени. Соответственно и реально осуществляться мобильность профессиональных кадров тоже не может. В США для продолжения научной деятельности и преподавания в университете получают степень доктора и специализируются в какой-то конкретной (прикладной) деятельности. При такой образовательной стратификации в России, усложненной и запутанной еще и законом об образовании, не ясно, каким образом мы собираемся вливаться в мировое пространство.

Рассмотрим еще один критерий - стратификация научно-педагогических кадров. Ведущее лицо в американской системе образования - профессор. Если данный термин употребляется со строчной буквой, то имеется в виду любой преподаватель. Использование прописной буквы означает определенную должность. Существуют три основных должности профессора: ассистент-профессор (примерно то же самое, что старший преподаватель в России), адъюнкт-профессор (что примерно соответствует должности доцента) и полный профессор (имеющий степень доктора). Помимо этого существует множество титулов профессора: приглашенный профессор, выдающийся профессор, профессор-исследователь, заслуженный профессор, а также «почетный», «в отставке», «регент-профессор» и т. д. Все эти титулы присваиваются непосредственно университетами за те или иные заслуги. Таким образом, при существующей свободе деятельности американских университетов выстраивается своеобразная стратификация в образовании. В России существующая система государственных органов - Министерства образования и науки РФ, Высшей аттестационной комиссии и множества других - жестко регламентирует перечень ученых степеней и ученых званий, что крайне затрудняет адаптацию к европейской, выстраивающей американскую, модели.

Профессор университета в США обладает определенной свободой в выборе содержания своей профессиональной деятельности. Он самостоятельно решает, чем наполнять собственный курс и как методически и организационно его реализовывать, какие источники использовать студентам при подготовке и многое другое. Курсы должны быть не только высокопрофессионально разработанными, но и ориентированными на рынок труда (бизнеса), востребованы студентами. Именно так выстраивается система контроля качества образования - через многоуровневую конкуренцию между университетами, кафедрами, преподавателями и через университетскую общественность.

Итак, мы рассмотрели только несколько параметров американской системы образования и отследили, как они согласовываются с отечественной системой образования, с федеральным законом об образовании РФ. Жесткий контроль и регламентация крайне затрудняют вхождение России в европейское образовательное пространство (которое ориентируется на американское), а значит, и выполнение требований Болонской декларации. Социальные группы российских профессионалов, получивших тот или иной уровень образования согласно принятому закону, с большими трудностями вписываются в образовательную стратификацию европейских стран. Пути решения поставленной выше проблемы должно найти профессиональное сообщество ученых и преподавателей, формирование которого является первостепенной задачей.

Ссылки:

Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. Доступ из информ.-правового портала «Гарант». Там же. Там же. Там же. Там же.

References:

1. On Education in the Access from inform.

2. On Education in the Access from inform.

3. On Education in the Access from inform.

4. On Education in the Access from inform.

5. On Education in the Access from inform.

1.

2.

3.

4.

5.

Russian Federation "(as amended) [electronic resource]: Feder. Act of December 29, 2012 № 273-FZ. legal portal "Guarantor".

Russian Federation "(as amended) [electronic resource]: Feder. Act of December 29, 2012 № 273-FZ. legal portal "Guarantor".

Russian Federation "(as amended) [electronic resource]: Feder. Act of December 29, 2012 № 273-FZ. legal portal "Guarantor".

Russian Federation "(as amended) [electronic resource]: Feder. Act of December 29, 2012 № 273-FZ. legal portal "Guarantor".

Russian Federation "(as amended) [electronic resource]: Feder. Act of December 29, 2012 № 273-FZ. legal portal "Guarantor".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.