Научная статья на тему 'Современное состояние сферы культуры в регионах Российской Федерации'

Современное состояние сферы культуры в регионах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1940
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА КУЛЬТУРЫ / SPHERE OF CULTURE / РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / CULTURAL HERITAGE / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / CULTURAL POLICY / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПРОГРАММА / REGIONAL SPECIAL CULTURAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Носкова Надежда Александровна

В статье проведен анализ состояния сферы культуры в субъектах РФ, выявлены имеющиеся проблемы. Определены государственные инструменты региональной культурной политики. Рассмотрены мероприятия, реализуемые государством в рамках культурной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATUS OF CULTURE IN REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the status of culture in the regions and identifies problems. It defines the state instruments of regional cultural policy. It describes the measures implemented by the government under the cultural policy.

Текст научной работы на тему «Современное состояние сферы культуры в регионах Российской Федерации»

современное состояние сферы культуры в регионах

РОССИЙСкОЙ ФЕДЕРАЦИИ

CURRENT STATUS OF CULTURE iN REGiONS OF THE RUSSiAN FEDERATiON

УДК 351.85(470)

HOCKOBA Надежда Александровна

старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, [email protected]

NOSKOVA, Nadegda Alexandrovna

Senior Lecturer of the Public Administration and Municipal Management Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, [email protected]

Аннотация.

В статье проведен анализ состояния сферы культуры в субъектах РФ, выявлены имеющиеся проблемы. Определены государственные инструменты региональной культурной политики. Рассмотрены мероприятия, реализуемые государством в рамках культурной политики.

Ключевые слова: сфера культуры, региональная культурная политика, культурное наследие, региональная целевая культурная программа.

Abstract.

The article analyzes the status of culture in the regions and identifies problems. It defines the state instruments of regional cultural policy. It describes the measures implemented by the government under the cultural policy.

Key words: sphere of culture, cultural policy, cultural heritage, regional special cultural program.

Сфера культуры считается приоритетным направлением развития во всех без исключения субъектах РФ. Связан этот факт в первую очередь с тем, что сохранение и поддержание национального достояния в региональном разрезе позволит укрепить и сохранить культуру всей страны. Культура в современном мире - это духовный фундамент государственности и патриотизма. Только народ, который сохраняет свою культуру, может быть конкурентоспособным на рынке человеческого

капитала, а также являться основой экономической мощи страны.

Сфера культуры объединяет деятельность по сохранению объектов культурного наследия, развитию библиотечного, музейного, архивного дел, поддержке и развитию исполнительских искусств (в том числе театрального, хореографического, циркового, музыкального), кинематографии, изобразительного искусства, сохранению нематериального культурного наследия народов Российской Федерации и

развитию традиционной народной культуры, укреплению межрегиональных и международных связей в сфере культуры, усилению притягательности российской культуры для соотечественников, проживающих за рубежом, представителей других культур и конфессий.

Основополагающими документами в данном контексте для работы органов государственной власти и местного самоуправления являются Указ Президента Российской Федерации от 19.12.12 № 1666 «О стратегии государственной национальной политики в Российской Федерации на период до 2025 года», а также Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» [1].

Наибольший импульс развитию культуры в регионах РФ придал 2014 год - год культуры в России. Мероприятия, проводимые в рамках года культуры, позволили модернизировать инфраструктуру культурных объектов, повысить эффективность охраны памятников археологического наследия, а также увеличить интерес со стороны населения и туристов. При этом стоит отметить, что год культуры послужил неким стартом для рассмотрения и решения региональных проблем в сфере культуры на федеральном уровне. Далее требуется кропотливая и постоянная работа в этом же направлении. Безусловно, проведение в России в 2014 году года культуры подчеркивает внимание государства к проблемам этой сферы как в региональном аспекте, так и в масштабах страны. Так, например, в рамках проведения года культуры планировалось построить 50 региональных культурных центров, поддержать развитие культурно-познавательного регионального туризма, поддержать проекты по сохранению исторического облика малых городов и т. п.

Несмотря на тот факт, что в последнее время сфера культуры становится полноправным участником рынка и многие ее отрасли вполне самоокупаемы, отрасль нуждается в государственной поддержке и без внимания и помощи государства многих проблем решить не в состоянии. В регионах проблемы развития сферы культуры стоят особенно остро: не хватает

финансирования, многие объекты заброшены, отсутствует безбарьерная информационная среда. Напомним, что в Федеральном законе «Об основах законодательства РФ о культуре» указано, что ежегодно на культуру должно направляться не менее 2% от расходов федерального бюджета и не менее 6% территориального бюджета [2]. Так, в 2013 году государственное финансирование культурной отрасли составило 86 млрд руб. без учета дополнительных ассигнований. При этом расходы на культуру складываются из трех ключевых составляющих: расходы на содержание учреждений культуры, расходы на реализацию целевых программ в области культуры и расходы на мероприятия, организуемые органами управления культурой. Безусловно, в современном мире финансирование сферы культуры должно осуществляться также за счет прибыли, которую могут получать от своей деятельности учреждения культуры. По такому пути идут многие музеи, организовывая в своих стенах различные выставки и семинары. Стоит отметить, что приоритетными объектами финансирования в 2014 году являются именно региональные проекты.

Говоря о проблемах и перспективах развитии культуры в регионах, необходимо проанализировать состояние регионального культурного наследия.

По данным статистики видно, что во всех федеральных округах, за исключением СевероКавказского, наблюдается прирост (в среднем прирост составил 10,6%) бюджетного финансирования сферы культуры как на уровне консолидирванного бюджета, так и на уровне бюджетов субъектов.

По обеспеченности учреждениями культуры Северо-Кавказский федеральный округ существенно отстает от других федеральных округов. В неудовлетворительном состоянии находится материально-техническая база учреждений культуры. Отсутствие современных киноустановок и кинозалов со специальным звуком и спецэффектами, рассчитанных на показ современных фильмов, делает недоступным целый пласт мировой художественной культуры для населения Северо-Кавказского федерального округа. Во многом это

26

петербургский экономический журнал • № 1 • 2015

Таблица 1

Финансирование сферы культуры в федеральных округах РФ [3]

Федеральный округ РФ 2012 год 2013 год Прирост

Консолидированный бюджет субъекта РФ Бюджет субъекта РФ Консолидированный бюджет субъекта РФ Бюджет субъекта РФ Консолидированный бюджет субъекта РФ Бюджет

Центральный 79 415 469 103,19 53 075 863 986,11 88 141 257 870,47 58 300 790 506,00 111,0 109,8

СевероЗападный 29 080 092 394,05 18 423 162 611,66 32 512 531 716,86 19 757 122 038,15 111,8 107,2

Южный 16 818 646 165,80 6 866 851 159,16 18 286 290 578,98 6 733 661 641,44 108,7 98,1

СевероКавказский 10 198 324 827,96 5 709 405 612,32 9 451 234 903,69 4 525 040 851,66 92,7 79,3

Приволжский 41 458 610 635,17 19 463 839 581,11 49 793 567 693,05 24 282 231 860,10 120,1 124,8

Уральский 26 997 068 780,08 11 838 362 914,76 29 754 361 716,18 12 569 917 660,22 110,2 106,2

Сибирский 33 056 960 732,04 14 450 591 371,59 37 119 609 095,61 14 967 565 258,68 112,3 103,6

Дальневосточный 19 870 345 185,30 8 456 713 561,62 22 960 992 412,49 10 351 760 734,52 115,6 122,4

Итого 256 895 517 823,59 138 284 790 798,33 288 019 845 987,33 151 488 090 550,77 112,1 109,5

Байконур 92 122 370,69 0,00 104 674 039,25 - 113,6 0

Итого с Байконуром 256 987 640 194,28 138 284 790 798,33 288 124 520 026,58 151 488 090 550,77 112,1 109,5

обусловлено тем, что Северо-Кавказский федеральный округ является зоной военного противоборства с террористической угрозой и сложных межэтнических отношений как внутри регионов, так и с соседями.

Нельзя оставлять без внимания тот факт, что поддержание самобытной культуры многонациональной России - важное средство формирования здорового морально-нравственного климата в стране. Этим обусловлено повышенное внимание государства к сфере культуры, ее дополнительная финансовая поддержка. Данный факт подтверждают увеличенные объемы финансирования сферы культуры в регионах РФ (таблица 1).

Для обеспечения доступности культурной информации и в целях формирования единого информационного пространства российского культурного сообщества в сети Интернет были созданы такие проекты, как Портал культурного наследия России (Культура. рф), информационный исторический ресурс (История.рф), сайт ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)» (fcpcultura.ru), электронный журнал «Охраняется государством» (оЬга^оз. ги), межархивный проект «Документы советской эпохи» (sovdoc.rusarchives.ru). Создание такой информационной доступной среды позволяет расширить аудиторию, развивать новые формы сотрудничества и укреплять

деловые связи, привлекать дополнительные ресурсы для реализации профессиональных целей. Такая безбарьерная среда позволяет сделать доступной культуру для населения регионов вне зависимости от их уровня доходов, социального статуса и места проживания.

Одной из приоритетных задач государственной культурной политики стало создание центров культурного развития в малых городах России [4]. В рамках выполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.12 № 186 «О федеральной целевой программе «Культура России (20122018 годы)» и Плана деятельности Министерства культуры Российской Федерации на 2013-2018 годы (приказ Минкультуры России от 19.06.13 № 760) в 2013 году был проведен конкурсный отбор городов, предлагаемых субъектами Российской Федерации к размещению многофункциональных культурных центров. На конкурс поступило более 90 заявок из 58 субъектов Российской Федерации. С учетом критериев, установленных условиями конкурсного отбора, социально-экономических условий, уровня готовности предлагаемой для размещения центра площадки, а также доступности для населения, определен перечень 13 малых городов, которые будут включены в первый этап реализации проекта в 20132015 годы. В перечень вошли такие города, как город Ростов Великий, город Соль-Илецк, город Шарыпово и др.

Особенностью таких центров должно стать совмещение функции учреждений культуры (проведение выставок, спектаклей, кинопоказов), образовательного центра (создание и организация медиатеки, курсов, творческих студий и мастерских) и общественного пространства (организация досуга, дискуссионных клубов, обеспечение самоорганизации жителей). В подобных центрах предлагается широко использовать современные телекоммуникационные технологии для качественной трансляции спектаклей и музыкальных представлений, технологию виртуального музея для знакомства с произведениями искусства из ведущих музеев страны и мира, а также другие возможности распространения культурных продуктов в современных

аудиовизуальных форматах. По состоянию на сегодняшний день ведутся работы по согласованию размеров и сроков бюджетного финансирования проектов.

На общероссийском уровне важным культурным проектом стало создание ведущими российскими библиотеками при поддержке Минкультуры России Национальной электронной библиотеки (НЭБ). В 2013 году в данном проекте участвовали около 40 библиотек, среди ведущих участников проекта - Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, Государственная публичная научно-техническая библиотека России. Главной задачей НЭБ является интеграция всех библиотек России в единую информационную сеть.

За последние годы наметилась тенденция развития региональной театральной деятельности. Так, во многих регионах РФ доступность благ и услуг в сфере культуры была обеспечена расширением гастрольной деятельности столичных театральных коллективов. В этой связи Минкультуры России инициировало новую программу по поддержке полномасштабных гастролей ведущих столичных театров в регионах России [4]. Программа предполагала перспективное планирование выездов ведущих театров с целью поэтапного охвата наибольшего числа регионов. Приоритетное внимание было уделено отдаленным и дотационным регионам, а также регионам Северного Кавказа. Театральный репертуар составлялся из наиболее значимых постановок последних лет, дающих представление об основных тенденциях развития современного отечественного театра, при этом приоритет отдавался спектаклям, направленным на пропаганду традиционных ценностей российского общества.

В целях повышения социальной эффективности в рамках театральных гастролей в каждом регионе применялся гибкий подход к работе со зрителями - создание условий доступности проекта для малоимущих и социально незащищенных слоев населения.

Значительную роль в сохранении культурного наследия и популяризации культурных ценностей народов РФ играет Федеральное

28

петербургский экономический журнал • № 1 • 2015

агентство по туризму РФ. Федеральное агентство по туризму в целях оказания всесторонней поддержки и содействия субъектам Российской Федерации в развитии туризма и строительстве туристско-рекреационных комплексов осуществляет работу, направленную на создание благоприятного и доступного культурного климата в регионах России. Так, например, реализация Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» позволяет повысить конкурентоспособность отечественного туристского рынка, создать условия для развития туристской инфраструктуры, привлечь инвестиции в отрасль и регионы. Мероприятия Программы направлены также на повышение эффективности продвижения национального туристского продукта на внутреннем и международном рынках. Также Федеральное агентство по туризму помогает в реализации региональных целевых программ развития туризма в субъектах РФ.

Например, долгосрочная целевая программа «Великий Устюг - родина Деда Мороза» на 2011-2014 годы была направлена на формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского продукта, ориентированного на сохранение и приумножение культурно-исторического наследия, духовное развитие и стимулирование экономического развития в муниципальных образованиях области. Одной из ключевых задач программы является воспитание любви к национальной культуре, определяющей самобытность культуры Русского Севера [5].

Областная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области в 2012-2016 годах» одной из задач имеет увеличение внутреннего и въездного туристского потока в Нижегородскую область. Обладая достаточным количеством традиционных ресурсов для развития нескольких видов туризма: культурно- познавательного и этнографического, круизного, рекреационно-лечебного, экологического, приключенческого, религиозного, охоты, -Нижегородская область планирует увеличить объемы туристского потока более чем в два

раза. Стоит отметить, что темпы роста туристического потока в Нижегородскую область являются на данный момент одними из высочайших в России - с 2005 года показатель въездного туристического потока в регионе возрос примерно в 1,6 раза [5].

Важнейшими и наиболее эффективными государственными инструментами культурной политики являются федеральные и региональные целевые программы культурного развития. Они служат эффективным инструментом стратегического планирования и развития регионов. На федеральном уровне большой интерес представляет Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (20142020 годы)». Целью программы является укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации); содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений; содействие этнокультурному многообразию народов России. В современных обостренных политических условиях на почве религиозных и межэтнических отношений реализация данной программы является необходимостью для сохранения единства нации и культуры. По итогам программы предполагается повысить уровень толерантности населения до 80%, а также привлечь к культурной деятельности больше молодежи [6].

На региональном уровне реализуется множество целевых программ, общей целью которых является обеспечение регионального единого культурного пространства, включающего в себя гарантии устойчивого развития культурной среды, свободный доступ граждан к культурным благам, инновационное освоение существующих творческих ресурсов, динамичная интеграция регионов в мировое культурное сообщество. Они направлены на комплексное развитие и реализацию культурного потенциала территорий, сохранение материального и нематериального культурного наследия, гармонизацию и обогащение культурной жизни в регионах страны и вносят заметный вклад в решение широкого спектра проблем социокультурной жизни общества. Региональные целевые программы развития

Таблица 2

Сведения о выполнении Плана деятельности Минкультуры России на 2013-2018 годы в 2013 году [4]

Наименование показателя, единица измерения 2013

План Факт

Увеличить число фестивалей театрального, музыкального искусства и народного творчества в регионах, получающих поддержку Минкультуры России (ежегодно ед.) 160 162

Увеличить количество кинофестивалей, проводимых в регионах при поддержке Минкультуры России (ежегодно ед.) 32 58

Увеличить количество выставочных проектов музеев, подведомственных Минкультуры России, в регионах Российской Федерации, в том числе в рамках «передвижного фонда» (число музеев) (ежегодно ед.) 30 47

Увеличить количество выставочных проектов музеев, подведомственных Минкультуры России, в регионах Российской Федерации, в том числе в рамках «передвижного фонда» (число выставок) (ежегодно ед.) 60 181

Увеличить количество гастролей театров и концертных организаций за пределами своего региона (ежегодно ед.) 6300 5957

Увеличить объем денежных поощрений сельским учреждениям культуры и работающим в них специалистам (млн руб., ежегодно) 150 150

культуры призваны обеспечивать создание условий для улучшения организации творческого досуга и художественного образования детей и подростков, а также деятельность учреждений культуры на уровне, способствующем созданию единого культурного пространства на территории субъектов Российской Федерации. Во многих случаях региональные программы реализуются в сочетании и взаимодействии с муниципальными программами и проектами социокультурного развития.

Важно отметить, что к концу 2013 года наряду с региональными целевыми программами развития культуры более чем в 50 субъектах Российской Федерации были разработаны и в настоящее время реализуются региональные целевые программы развития туризма. В связи с этим, в целях усиления интеграционного процесса культурной сферы и сферы туризма появилась необходимость в проведении мероприятий, направленных на создание единой благоприятной культурной и туристской среды, способствующей активному вовлечению объектов и явлений культуры и культурного наследия в туристский оборот.

Подводя итоги развития культурной сферы в регионах РФ, отметим основные результаты

выполнения Плана деятельности Министерства культуры РФ на 2013-2018 годы. Наибольший интерес представляют сведения о выполнении третьего раздела Плана деятельности Минкультуры России в 2013 году (таблица 2).

Как видно из таблицы 2, по многим разделам план в 2013 году был перевыполнен, что свидетельствует о масштабном развитии культурной деятельности в регионах, а также о доступности культурных ценностей для населения.

Однако в такой многонациональной стране как Россия существуют значительные проблемы, которые тормозят культурное развитие в регионах. Например, во многих субъектах по-прежнему сохраняется механизм выборочной помощи в реализации культурных программ. С другой стороны, при грамотном руководстве Центра и формировании структур самостоятельного местного развития с упором на активизацию своего внутреннего потенциала существующие региональные различия можно превратить в конкурентные преимущества региона и страны в целом, а также сделать их основой культурного достояния нации.

30

петербургский экономический журнал • № 1 • 2015

Список литературы

1. Федеральное собрание РФ. URL: http://www.council.gov.ru/press-center/news/35542/ (дата обращения: 20.01.2015).

2. Закон РФ от 09.09.92 № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant. ru/104540/#ixzz3PMyBGkJl (дата обращения: 20.01.2015).

3. Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 20.01.2015).

4. Министерство культуры РФ. План деятельности Министерства культуры РФ на 2013-2018 годы. URL: http://www.mkrf.ru/open-ministry/plan-deyatelnosti/visual/ (дата обращения: 20.01.2015).

5. Федеральное агентство по туризму. URL: http://www.russiatourism.ru/ (дата обращения: 20.01.2015).

6. Федеральные целевые программы России. URL: http://www.programs-gov.ru/ (дата обращения: 20.01.2015).

7. «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» / Указ Президента РФ от 19.12.12 № 1666. URL: http://base. garant.ru/70284810/#ixzz3 PMwebhpZ http://base.garant.ru/70284810/#ixzz3PMwZRZ4D (дата обращения: 20.01.2015).

8. Евменов А. Д., Евменова Л. А. Механизм регулирования сферы культуры: монография. СПб.: Издат. дом «Герда», 2010.

9. Евменов А. Д., Данилов П. В. Проблемы и перспективы инновационного развития сферы культуры // Экономика качества. 2013. № 3. С. 59-63.

10. Сазонова Е. В. Особенности инвестирования в сфере культуры на современном этапе развития // Петербургский экономический журнал. 2013. № 2. С. 63-68.

11. Козлов А. В., Маковий Н. Ф. Программно-целевое планирование в управлении развитием социально-культурной сферы в Российской Федерации // Петербургский экономический журнал. 2014. № 4. С. 19-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.