Научная статья на тему 'Современное состояние рынка страхования жизни в России'

Современное состояние рынка страхования жизни в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
348
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суслякова Оксана Николаевна

В статье проанализированы динамика и структура рынка страхования жизни в России за ряд последних лет, а также выявлены особенности и основные проблемы развития данного вида страхования в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние рынка страхования жизни в России»

УДК 368.91

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА

СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ В РОССИИ Суслякова Оксана Николаевна, к.э.н.,доцент, (e-mail: finans-11@mail.ru)

Калужский филиал Финуниверситета при Правительстве РФ, г.Калуга

В статье проанализированы динамика и структура рынка страхования жизни в России за ряд последних лет, а также выявлены особенности и основные проблемы развития данного вида страхования в нашей стране.

В настоящее время страхование жизни является одной из наиболее представительных и развитых отраслей на мировом страховом рынке. Так, в Великобритании страхование жизни составляет более 13% ВВП, в Тайвани около 12%, в Японии более 8%, во Франции около 8%, в Индии более 4% ВВП и пр. Для справки: страховой рынок России в целом составляет менее 2% ВВП нашей страны [4].

В Советском союзе, по оценкам экспертов, страхованием жизни было охвачено до 80-90% жителей, особой популярностью пользовались смешанное страхование жизни, страхование детей и свадебное страхование [1]. Однако с переходом к рынку и коренными преобразованиями в страховой сфере (появление частных страховых компаний, банкротство страховщиков, падение платежеспособного спроса населения) популярность страхования вообще и страхования жизни в частности резко упала.

До 2012 года доля страхования жизни не превышала 3% страхового рынка России: по итогам 2009 г. - 1,7%, 2010 г. - 2,1%, 2011 г. - 2,7%. Зато с 2011 года страхование жизни стало драйвером страхового рынка, показывая значительные темпы роста вплоть до 2014 года: если за 2010 год страхование жизни выросло на 29% по объему собранных премий, то за 2011 год рост составил 62,3%, за 2012 год - 52,6%, за 2013 год - 60,1%.

В 2014 году рынок страхования жизни увеличился всего на 28%, что, однако, почти в 3 раза превышает рост по страховому рынку в целом. При этом доля страхования жизни в общем объеме собранных страховых премий на страховом рынке России по итогам 2012 года составила 6,5%, а по итогам 2014 года уже 10,9%. Наблюдается также устойчивый рост доли страхования жизни и в структуре личного страхования с 13,9% в 2009 году до 33,1% на конец 2014 года.

Итоги 2015 года оказались скромнее, нежели прогнозы экспертов, но страхование жизни сохранило лидерство в развитии отечественного рынка страхования, увеличив долю в общих страховых премиях до 12,7%, а в личном страховании до 38% (таблица 1).

Таблица 1 - Страховые премии, собранные страховщиками, на конец _периода, млрд. рублей*_

Показатель 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Всего по доброволь-

ному и обязательно- 579,10 603,67 726,98 811,03 901,03 987,77 1023,82

му страхованию

Добровольное стра- 420,02 451,04 545,11 654,36 734,16 808,92 777,59

хование - всего

В том числе личное 118,40 140,65 177,29 236,14 291,86 328,11 339,56

страхование

в том числе страхо- 16,53 21,32 34,61 52,81 84,93 108,53 129,71

вание жизни

Темп роста страхо- - 4,2 20,4 11,6 11,1 9,2 3,6

вого рынка

Темп роста личного - 18,8 26,1 33,2 23,6 12,4 3,5

страхования

Темп роста страхо- - 28,9 62,3 52,6 60,8 27,8 19,5

вания жизни

Доля страхования жизни в общем объ- 1,7 2,1 2,7 6,5 9,4 10,9 12,7

еме страховых пре-

мии по страховому

рынку, %

Доля страхования 13,9 15,2 19,5 22,4 29,1 33,1 38,2

жизни в личном

страховании, %

* Таблица составлена автором на основе данных Росстата и Банка России

Следует отметить, что рост данного сектора страхового рынка напрямую связан с ростом банковского кредитования и страхования жизни заемщика. Последние годы главными продавцами полисов страхования жизни являются именно банки (доля этого канала продаж составляет порядка 80%), с помощью которых собирается более 70% премий по данному виду страхования [2].

Десятка лидеров страхования жизни, на долю которых приходится около 90% всех сборов, представлена в таблице 2. Лидером рынка страхования жизни, как и годом ранее, стало ООО СК «Сбербанк страхование жизни», ее доля на рынке составляет почти 34%.

ТОП-10 лидеров по страхованию жизни в РФ в 2015 году собрала 89,4% премий, или 115,9 млрд. руб. (по итогам 2014 года этот показатель составлял 88,4%). Доля выплат ТОП-10 лидеров по страхованию жизни в общем объеме выплат по данному виду страхования составила 64,4% (или 15,2 млрд. руб.), тогда как годом ранее этот показатель составлял 54,2%.

Всего на страховом рынке России сейчас насчитывается порядка 40 страховщиков жизни, в 2013 году их было 54. При этом положение трех страховщиков (ООО СК «Сбербанк страхование жизни», ООО «Страховая компания «Росгосстрах - Жизнь», ООО «АльфаСтрахование - Жизнь») на

федеральном рынке страхования жизни следует признать доминирующим, поскольку их доля превышает 59%.

Таблица 2 - Десятка лидеров страхования жизни в РФ по премиям в 2015 г.

№ Страховая компания Премии, 2015, тыс. руб. Темп, % Доля на рынке страхования жизни

1 Сбербанк страхование жизни 43 914 840 20,4 33,85

2 Росгосстрах-жизнь 20 175 054 67,5 15,56

3 АльфаСтрахование-жизнь 13 273 134 32,4 10,23

4 Ренессанс жизнь 12 265 647 -0,8 9,46

5 СИВ Лайф 6 629 937 34,7 5,11

6 ВТБ Страхование жизни 6 467 218 3 870,2 4,99

7 Райффайзен лайф 3 784 207 7,8 2,91

8 Метлайф 3 702 155 -43,0 2,85

9 Открытие страхование жизни 2 984 967 90,8 2,3

10 ППФ Страхование жизни 2 723 705 5,2 2,1

ВСЕГО ТОП-10 115 920 864 28,6 89,4

Структура рынка страхования жизни в разрезе трех основных сегментов представлена в таблице 3 и свидетельствует, что подавляющая часть страховых премий и выплат приходится на страхование жизни на случай смерти или дожития (в среднем порядка 70% и 80% соответственно). При этом можно отметить, что набирают обороты инвестиционные договоры страхования жизни (за три года рост составил 10%), пенсионное страхование пока занимает чуть более 1% в общем объеме рынка страхования жизни.

Таблица 3 - Структура рынка страхования жизни за 2013-2015 гг. (%)

виды страхования страховые премии страховые выплаты

2013 2014 2015 2013 2014 2015

на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока, либо наступления иного события 76,16 69,18 67,15 80,39 76,67 80,71

с условием периодических страховых выплат и/или с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика 21,97 29,36 31,71 14,34 17,5 15,2

пенсионное страхование 1,87 1,47 1,14 5,27 5,83 4,1

итого по страхованию жизни 100 100 100 100 100 100

Анализ динамики структуры премий на рынке страхования жизни по типу страхователей показывает продолжение расширения доли премий за счет физических лиц с 89% в 2013 году до 95,67% в 2015 году и, соответственно, сокращение доли премий за счет юридических лиц с 11% до 4,33% (таблица 4), что обусловлено в основном снижением премий по коллективным договорам страхования заемщиков с банками, а также и по

корпоративному страхованию в связи с сокращением социальных расходов в условиях финансовой нестабильности.

Таблица 4 - Структура рынка страхования жизни по типу страхователей _в 2013-2015гг. (%)__

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г.

За счет физических лиц 89 93,4 95,67

За счет юридических лиц 11 6,6 4,33

Продажа полисов по страхованию жизни осуществляется различными способами, анализ которых показал, что в 2015 году на рынке страхования жизни без участия посредников было собрано 3,81% премий (падение более чем в 2 раза по сравнению с 2013 годом), посредством сети интернет лишь 0,003% и, соответственно, самая большая доля 96,18% премий было собрано при участии посредников, из которых 78,06% собрали кредитные организации, 9,49% физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели), 6,42% страховые организации, 1,95% другие юридические лица, и менее 0,3% приходится на страховых брокеров, туроператоров и организации, осуществляющие деятельность по торговле транспортными средствами (таблица 5).

Таблица 5 - Динамика структуры каналов продаж на рынке страхования _жизни в 2013-2015 гг. (%)*__

Показатель 2013 2014 2015

Без участия посредников 8,75 6,12 3,81

Интернет, % - 0 0,003

Страховые организации, % 3,74 4,3 6,42

Страховые брокеры, % 0,037 0,026 0,00003

Кредитные организации, % 69,47 73,12 78,06

Организаций, осуществляющих деятельность по торговле 2,46 2,59 0,235

транспортными средствами, %

Туроператоры, турагенства, % 0 0 0

Другие юридические лица, % 2,66 2,56 1,95

Физические лица, % 12,88 11,27 9,49

*таблица составлена по данным Банка России

Для рынка страхования жизни, как и для российского страхового рынка в целом, характерны существенные географические диспропорции. Преобладающий объем операций сосредоточен в одном субъекте Федерации -г.Москве, на долю которого приходится 50% всех сборов на рынке страхования жизни. Также в лидерах по объему премий по страхованию жизни в 2015 году можно выделить Московскую область (темп роста составил 142,83%), г.Санкт-Петербург (79,27%), Новосибирскую область (64,42%), Свердловскую область (60,95%), Краснодарский край (51,67%) [5].

Таким образом, можно сказать, что страхование жизни постепенно проникает в нашу жизнь и все больше граждан России начинают пользоваться

этим механизмом защиты не только в качестве гарантии получения кредита в банке, но и как способа сохранения и повышения уровня благосостояния своей семьи в определенные жизненные периоды.

Однако, как уже отмечалось выше, страхование жизни в России пока не играет той важной роли в обеспечении социальной стабильности общества, которая характерна для большинства развитых стран. Среди основных причин этого можно назвать:

- недоверие большинства граждан нашей страны к финансовым институтам вообще и страховым компаниям в частности в силу печального опыта потери своих средств в 90-е годы;

- низкий уровень жизни (по данным Госкомстата, 22% жителей имеют среднедушевой доход от 9 тыс. до 15 тыс. рублей, почти 26% - от 15 до 25 тыс. рублей, около 15% - от 25 тыс. до 35 тыс. рублей и порядка 20% граждан имеют доходы от 35 тыс. рублей и выше), не способствующий покупке долгосрочного договора страхования жизни, который не относится к предметам первой необходимости [3];

- недостаточно развитая страховая культура населения, отсутствие привычки страховаться;

- непрофессиональная деятельность страховых компаний, ориентированных в первую очередь на получение прибыли, не развивающих новые виды страхования и не формирующих спрос на свои услуги, навязывающих дополнительные договора при покупке обязательного полиса страхования, не выполняющих свои обязательства при наступлении страхового случая;

- отсутствие дополнительных стимулов для страхователей заключать долгосрочные договора страхования жизни, например, гарантийные фонды и пр.

Следовательно, для дальнейшего развития страхования жизни в нашей стране необходимы дополнительные гарантии страхователям, которыми могут выступать и налоговые льготы по долгосрочным договорам жизни (введены с 2015 года), и гарантийные фонды, повышающие уверенность в получении выплат, и разработка страховщиками интересных программ, направленных на сбережение и преумножение денежных средств.

Другими словами, только когда у страхователей появится платежеспособная заинтересованность в данной услуге и стопроцентная уверенность в выполнении страховщиками всех взятых на себя обязательств, тогда и можно ожидать дальнейшего развития этого важного, с точки зрения социальной стабильности общества, сегмента страхового рынка и стопроцентного выполнения им всех присущих ему социально-экономических функций.

Список литературы

1. Сергиенко Н.С., Суслякова О.Н. Государственное страхование в первой половине ХХ века//Аудит и финансовый анализ. 2015. №3, с. 406-410

2. Суслякова О.Н. Общая характеристика и перспективы развития страхования жизни в России //Будущее российского страхования: оценки, проблемы, точки роста. Сбор-

ник трудов XVII международной научно-практической конференции; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. стр. 446-454

3. Суслякова О.Н. Страхование жизни как драйвер развития страхового рынка// Направления социально-экономического развития региональной экономики: материалы международного научно-практического «круглого стола» (Калужский филиал Фину-ниверситета, 15 марта 2016 г.) /под ред. А. А. Мигел, Е.Л. Александрова. - Калуга: ИП Стрельцов И.А. (Изд-во «Эйдос»), 2016. стр. 203-209

4. Суслякова О.Н. Страхование жизни: необходимость и итоги развития в России/Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. №1 (11). С.253-258

5. Официальный сайт «Агентства страховых новостей АСН» [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.asn-news.ru

6. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.cbr.ru/

7. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/finans/fin42.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА В КОМПЛЕКСЕ ИНСТРУМЕНТОВ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Трибушный Игорь Юрьевич, канд. экон. наук, доцент, доцент Трибушная Валентина Харлампиевна канд. экон. наук, доцент, доцент Горбушина Ольга Васильевна, студентка Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

Приведены результаты исследования проблем применения информационной логистики в антикризисном управлении малых предприятий

Малый бизнес в целом и торговый бизнес как один из важнейших его составляющих способен гибко реагировать на быстро изменяющуюся внешнюю среду и адаптироваться к кризисным условиям. Малыми предприятиями быстрее, чем крупным бизнесом, распознаются возможные кризисные явления различного характера и признаки кризисов, возникающих по разным причинам. Кризис представляет собой крайнее обострение противоречий в окружающей среде, угрожающее финансовой устойчивости любой социально-экономической системе.

Неблагоприятные финансовые и экономические условия существующего в данный период кризиса обуславливают объективную потребность в применении логистики, снижающей уровень издержек, связанных с управлением разнообразных потоков. Логистика является наукой о планировании, организации, контроле и управлении транспортировкой, распределением, складированием и другими операциями, совершаемыми в процессе движения материальных, информационных, финансовых, транспортных и других потоков. Логистический подход позволяет упорядочить потоковые процессы, сделать управление системным и эффективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.