Научная статья на тему 'Современное состояние рынка логистики третьей стороны'

Современное состояние рынка логистики третьей стороны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ланкова Ю.В.

В статье обобщены теоретические аспекты логистики третьей стороны, определено понятие концепции 3PL, проанализировано современное состояние рынка новой логистической концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние рынка логистики третьей стороны»

1. сохранения или восстановления допустимого уровня управления Рр / Рэт в условиях повышения степени сложности и структурного разнообразия объекта управления или внешней среды. О снижении фактического уровня управления потоками и процессами может сигнализировать нарастающее число сбоев в организации управления процессами и рост числа потерь;

2. возникновения необходимости повышения взятого на вооружение, т.е. допускаемого уровня управления потоками и процессами, независимо от изменения внешней ситуации. Это означает, что:

А. ^

Рэт Рэт

Таким образом, в первом случае логистизация управления потоками и процессами чаще всего сопровождается улучшением их информационного обеспечения, а во втором - применением более совершенных методов управления с одновременным улучшением информационных технологий.

Список литературы:

1. Курбатов О.Н., Проценко И.О., Новиков Ф.Д. Условия использования инновационной логистики в различных сферах общественной деятельности // РИСК. - 2007. - № 4. - С. 49-60.

2. Новиков Д., Кричмарь М. Инновационная логистика в туризме // РИСК. - 2006. - № 3. - С. 30-31.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ЛОГИСТИКИ ТРЕТЬЕЙ СТОРОНЫ

© Ланкова Ю.В.*

Азовский морской институт Одесской национальной морской академии, Украина, г. Мариуполь

В статье обобщены теоретические аспекты логистики третьей стороны, определено понятие концепции 3РЬ, проанализировано современное состояние рынка новой логистической концепции.

Увеличение прибыли и уменьшение расходов является основной целью, которую ставят перед собой практически все предприятия. Поскольку эффективное управление логистической инфраструктурой - это важный источник экономии средств и исключения дополнительных ненужных расходов. Поэтому проблема создания логистического аутсорсинга актуальна среди логистических служб предприятий.

* Старший преподаватель кафедры Экономики.

Изучением этого вопроса занимаются специалисты и ученые разных стран, в частности: О. И. Никифорук, Ю.В. Пономарева, И.Г. Смирнов, С. О. Франк и другие.

Целью исследования является изучение современного состояния современного рынка логистики третьей стороны.

Термин «логистика третьей стороны» (3PL) или (Third Party Logistics) применяется для обозначения концепции покупки логистических услуг. По существу, он является синонимом понятия «аутсорсинг». Много компаний предоставляют логистический сервис на сторону, но не все компании, которые осуществляют такую деятельность, могут назвать себя 3PL-npo-вайдерами. Происхождение термина отображается в его формулировке с позиции клиента: сторона поставщика услуги действительно является третьей, промежуточной, что сочетает производителя и потребителя [1].

Современный логистический аутсорсинг (3PL) ставит перед собой следующие задачи: перенять у клиента бизнес-процессы и комплекс услуг, которые предоставляются; предложить ему существенно сократить и даже отказаться от внутренних собственных логистических подразделений; поручить задание внешним подразделениям.

Практика движения товара в цепочке поставок сопровождается большим риском. Часто создает ситуации, близкие по существу к форс-мажору. Требования к логистическим провайдерам постоянно усиливаются и в кризисные моменты могут выходить за пределы договорных обязательств сторон. Поэтому поставщики логистических услуг постоянно решают, как обеспечить максимальную надежность логистических операций в любой точке цепочки поставок в любое время и в любом месте [2].

Концепция 3PL - современный этап в эволюции логистических подходов. Период 1970-1980 гг. - время lPL-логистики одной стороны, инсор-синг. Все задания логистического сервиса решались исключительно собственными службами и ресурсами владельца товара. Тогда же появились первые представители концепции 2PL-florncTHKH второй стороны. Они предлагали традиционный набор услуг по транспортировке товаров и управлению самыми простыми складскими операциями. Таких провайдеров много в транспортировке и экспедировании от больших с парком в несколько сотен автомашин, к частным.

Концепции 3PL-ycflyr, на современном этапе развития логистики очень важны. Предприятия-потребители услуги 3PL однозначно определяют ее рыночную ценность следующим образом [3]:

- экономия времени: можно сосредоточиться на профильной деятельности;

- распределение ответственности: можно передать управление важных блоков цепочки поставок внешним операторам, поддерживать их усилиями товарные остатки и уровень выполнения заказов;

- быстрое и адекватное налаживание каналов дистрибуции: позволяет мгновенно реагировать на изменения конкурентного окружения, оперативно изменять логистику в соответствии с изменениями потребительских преференций;

- передача вспомогательного сервиса профессионалам: можно использовать опыт, специализацию и ресурсы прямых участников цепочки поставок, применять их ноу-хау и специфические технологии.

3РЬ-провайдеры имеют в составе:

- транспортную службу: активы (транспортные средства, автобазы: собственные или арендованные); вид деятельности (предоставление услуг по транспортировке грузов);

- составы: активы (складские комплексы: собственные или арендованные); вид деятельности (предоставление услуг по хранению, упаковке, переработке, комплектации грузов и тому подобное);

- экспедиторскую службу, таможенных брокеров: активы (нематериальные); вид деятельности (информационные услуги, сопровождение грузов, документарное оформление и тому подобное).

Период 1980-1990 гг. продемонстрировал потребителям логистических услуг первые 3РЬ-компании, которые отличались от 2РЬ-фирм расширенным сервисным спектром со значительной добавленной стоимостью и возможностями привлечения субподрядчиков. На рынке сосуществовали инсорсинг, традиционная логистика и аутсорсинг, быстро завоевав важные коммерческие позиции. В период 1990-2000 гг. до рыночного логистического портфеля добавилась концепция еще более комплексного аутсорсинга, что получила название 4РЬ [3]. В начале XXI в. клиентам начала предлагаться концепция интернет-логистики, которая получила название 5РЬ-логистика пятой стороны. Критерий выделения ее среди других - использование Интернета как единственной виртуальной платформы для электронных средств информации.

Пределы между тремя младшими по происхождению концепциями достаточно условны, что свидетельствует об активном состоянии рынка логистического аутсорсинга. Но можно сказать, что качественные изменения для клиентов логистических операторов наступили именно с появлением 3РЬ-провайдеров. Дальнейшее развитие аутсорсинга идет по пути глобализации его заданий на базе именно этой концепции. Первым критерием классификации 3РЬ-провайдеров принято считать наличие или отсутствие собственных логистических активов. На рынке большую часть занимают операторы, которые имеют реальные активы для физического распределения товарных потоков.

Второй критерий классификации 3РЬ-провайдеров отображает историю их возникновения и развития. Две базовых логистических функции -транспортировки и хранения - длительное время развивались параллельно

как две практически самостоятельных услуги. Такими же отдельными блоками выглядели комплексы таможенных операций, страхования и тому подобное. Поэтому современные 3РЬ-компании образовывались на базе складских и транспортных операторов, фирм-поставщиков программного обеспечения и служб экспресс-доставки отправлений.

В настоящее время транспортные компании арендуют или строят собственные распределительные центры, складские операторы включают в свою инфраструктуру департаменты перевозок, таможенные брокеры и экспедиторы предлагают услуги по доставке, хранению и комплектации товарных потоков. Службы экспресс-доставки отправлений - это многофункциональные логистические комплексы с единственными информационными потоками.

Таким образом, современные 3РЬ-провайдеры прошли путь объединения специфических услуг, которые раньше предоставлялись разрозненными операторами логистического рынка. 3РЬ-сервис - это многопрофильный консультант, который предлагает и реализует решение для управления поставками. Для обозначения подобной деятельности применяется термин «контрактная логистика», или «контрактный провайдер». Он отображает ответственность одного 3РЬ-провайдера за весь комплексный логистический сервис, переданный клиентом на аутсорсинг.

Мировой рынок логистических услуг стойко расширяется в течение 20 лет, предлагая комплексные функциональные решения: от мультимодаль-ных транспортных услуг к дистрибьюторским центрам со сложными технологиями комплектации и предпродажной подготовки товарных потоков, управления дистрибьюторскими каналами и коммуникационными инфраструктурами, вплоть до контроля дебиторской задолженности. Так, по оценке Cap Gemini Ernst, за 2008-2010 гг. североамериканские компании планируют передать на аутсорсинг в среднем 56 % своих логистических бюджетов, а западноевропейские и азиатско-тихоокеанские - 81 % и 60 % соответственно. В приведенной репрезентативной выборке респондентов 78 % североамериканских, 79 % западноевропейских и 58 % азиатско-тихоокеанских компаний позиционировались как пользователи услуги 3PL [3]. Эти цифры позволяют получить представление о глубине проникновения услуг 3PL в собственные логистические структуры наибольших мировых корпораций.

Развитие рынка логистического аутсорсинга идет тем же путем, что в развитых странах, однако с очень заметным отставанием. В отечественном бизнесе представлены активные потребители логистических услуг, которые ведут деятельность в мировом масштабе. Они заинтересованы в том же уровне сервиса, который они получают в США или Европе. Но пока это желание наталкивается на очевидные препятствия. Концепция 3PL постепенно приобретает все большую популярность, хотя большинство участников рынка придерживаются мысли, что в количественном отношении этот сектор пока

находится на стадии зарождения. Технология 3РЬ означает предоставление комплексу логистических услуг - от доставки и адресного хранения к управлению заказами и отслеживанию движения товаров.

Чаще всего путь развития компании у 3РЬ-оператора проходит через добавление к своей инфраструктуре новых услуг. Большие иностранные логистические операторы уже прошли этот путь и стремятся к выходу на новые рынки. Именно они сейчас являются главными игроками в секторе 3РЬ. Они привносят с собой абсолютно новые стандарты предоставления логистических услуг и тем же способствуют развитию уровня логистики. В услугах 3РЬ в первую очередь заинтересованы большие ритейлеры, особенно это относится к иностранным розничным сетям. Приходя на украинский рынок, они желают получить сервис того же уровня, к которому привыкли в Европе, и лучше - у того же провайдера. Качество для них более важное цены, хотя и цена не на последнем месте. К тому же, стоимость аутсорсинга логистических услуг ненамного превышает расходы компании на собственную логистику, а преимущества больше чем очевидны.

Развитие логистики можно продемонстрировать с помощью диаграмм (рис. 1).

2006 г. 2010 г.

Рис. 1. Состояние логистики в период 2006-2010 гг., по данным на основе опроса логистических операторов [5]

Таким образом, оценивая перспективы развития рынка 3РЬ-логистики, можно сделать вывод, что он проходит по тому же сценарию, что и в зарубежных странах, но со значительным отставанием. Причем требования и отечественных, и международных клиентов практически одинаковые, потому что целевые аудитории их потребителей и сферы деятельности очень похожи. Развитие логистики «третьей стороны» неминуемо влечет за собой качественные изменения в логистике в целом. С другой стороны, сейчас лидируют иностранные 3РЬ-оператори, а отечественный логистический сектор еще пока недостаточно развит. Интерес к новым логистическим услугам, равно как и спрос на них, постоянно растет. Концепция 3РЬ отвечает желанием руководства компаний перевести многофакторные риски на посторонние компании, сконцентрировать внимание и силы на своем профильном бизнесе.

Список литературы:

1. Автоперевозки грузов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.albatroscargo.ru.

2. Third-Party Logistics Study: Results and Findings of the 2001 Sixth Annual Study / C. John Langley Jr., Gary R. Allen, Gene R. Tyndall Cap Gemini Ernst &Young Inc [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.us.cgey.com.

3. ADP Automatic Data Processing, Inc [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.adp.com/corporate/es/outsourcing/index.html.

4. Голиков Е.А. Основы логистики и бизнес-логистики: монография / Е.А. Голиков, В.М. Пурлик. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1993. - С. 13.

5. Бауерсокс Донналд Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / Донналд Дж. Бауерсокс. - 2-е изд. / Пер. с англ. Н.Н. Барышниковой, Б.С. Пинскера. - М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2008. - 640 с.

GPS-МОНИТОРИНГ ТРАНСПОРТА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК НА ТРАНСПОРТНУЮ ЛОГИСТИКУ

© Толстова М.Е.*

Самарский государственный экономический университет, г. Самара

В работе рассмотрены основные тенденции рынка услуг GPS-мони-торинга транспорта, выявлены основные выгоды его применения, а также рассчитана эффективность от внедрения данной системы.

В условиях современной экономики каждая транспортная компания или организация, имеющая свой автопарк, сталкивается с проблемой контроля использования транспорта. Соответственно, возникает необходимость сокращения выявленных нецелевых расходов. Данные мероприятия на сегодняшний день носят название «спутниковый мониторинг транспорта».

На российском рынке услуга GPS-мониторинга существует сравнительно недавно. Но значение спутникового мониторинга автотранспорта для каждой успешной организации уже сейчас сложно переоценить: своевременно полученная и обработанная информация в современном, динамично меняющемся деловом мире - это деньги.

Когда перед учредителями встает проблема незаконного использования транспорта компании ее сотрудниками, возникают следующие вопросы: - Что поможет сократить непредусмотренные расходы без сокращения объемов перевозок?

* Кафедра Коммерции и сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.