Инновационные технологии 3pL логистической отрасли
М. М. Пимоненко,
канд. физ.-мат. наук, доцент Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
1 PL =
2 PL =
3 PL =
h Обслуживающая компания
L
О Обслуживающая компания
*
В статье приведен краткий обзор инновационных технологий, используемых логистическими 3PL-провайдерами в своей работе. Рассмотрены примеры использования И-технологий, радиочастотных меток, 3D-печати и др. Особое внимание уделено развитию логистических центров, как инновации в области организации отраслевых услуг.
огистическии интегратор
Прежде всего необходимо уточнить смысловое содержание аббревиатуры 3PL, претерпевшее за последние годы значительные изменения. Как известно, в литературе можно встретить помимо 3PL и другие понятия: 1PL, 2PL, даже 4PL и 5PL. К сожалению, мнения по поводу определения указанных терминов сильно разнятся. На начальном этапе развития транспортно-экспедиторской, провайдерской логистической деятельности при определении этих терминов отталкивались от количества партнеров, включенных в процесс оказания логистических услуг (рис. 1).
В настоящее время применяется классификация, в смысловом определении которой не упоминается количество партнеров, а используются различия в спектре оказываемых услуг.
Современная классификация:
• First Party Logistics (1PL) - автономная логистика, все операции выполняет грузовладелец;
• Second Party Logistics (2PL) - предполагается, что компания на основе простейшей формы аутсорсинга оказывает традиционные услуги по транспортировке
Логистика одного партнера,
функции выполняются самими предприятиями
Логистика двух партнеров. Пользователь и обслуживающая компания.
Покупка логистического сервиса.
Логистика трех партнеров.
Три стороны: партнеры и обслуживающая
компания.
Внешний логистический сервис.
Логистика четырех партнеров. Логистический интегратор, который соединяет обслуживающие компании и пользователей в единую сеть
4 РЬ =
Обслуживающая ' Обслуживающая компания Обслуживающая компания компания
Рис. 1. Классификация логистических провайдеров в начале первого десятилетия XXI века
и управлению складскими помещениями;
• Third Party Logistics (3PL) - выходит за пределы простой транспортировки товаров и, используя более продвинутую форму аутсорсинга, помимо стандартных логистических услуг предоставляет клиенту дополнительные услуги со значительной добавленной стоимостью, в частности, с привлечением субподрядчиков;
• Fourth Party Logistics (4PL) - интеграция всех компаний, вовлеченных в цепь поставки грузов, при которой логистический провайдер решает задачи, связанные с планированием, управлением и контролем всех логистических процессов компании-клиента, с учетом долгосрочных стратегических целей.
Уровень сервиса и, как следствие, структура организации для классов 1PL и 2PL достаточно традиционны для отечественного бизнеса. Определить принадлежность той или иной фирмы к указанным группам нетрудно. Сложнее классифицировать компанию как 3PL- или 4PL-оператора. В качестве показателей, характеризующих компанию, на практике используют следующие:
• инфраструктура;
• oрганизационная структура;
• информационная структура;
• спектр предлагаемых услуг.
Оценку выполняют с позиций соответствия указанных показателей современным требованиям, а также способности компании удовлетворять потребности клиента в качественных логистических услугах.
Можно заключить, что из дословного перевода PL как «стороны (партнера) логистики» следует, что никаких 1PL, 2PL, 4PL и 5PL быть не может. Если же понимать под PL прибавление дополнительных услуг, тогда их может быть бесконечно много, особенно если при предложении провайдером новой услу-
Рис. 2. Технология радиочастотной идентификации RFID
ги добавлять ему новую единицу PL.
Многие эксперты не считают правильным выделять провайдеров логистических услуг иных уровней, кроме 3PL. Ведь 3PL - это логистика третьей стороны. Иными словами, помимо двух основных сторон — производителя и потребителя (продавца и покупателя, экспортера и импортера) — существует третья - компания, которая берет на себя оказание логистических услуг первым двум при их коммерческом взаимодействии. С таких позиций определения терминов 1PL, 2PL, 4PL, 5PL и т. д. эти эксперты считают весьма сомнительными.
Таким образом, сейчас сферу логистического обслуживания называют 3PL-отраслью. В зарубежной практике это понятие используется достаточно широко. Стоимостный объем мирового рынка транспортно-логистических услуг составляет около 5 трлн долларов [1] и, несмотря на общий кризис, увеличивается на 5-7 % в год. При этом рост рынка 3PL-услуг прогнозируется на уровне 15 % к 2020 г. [2]. А возросший потребительский спрос на 24/7 (24 часа / 7 дней в неделю) услуги ужесточит конкуренцию. Поэтому от того, как быстро, точно и продуктивно компании-провайдеры будут встраивать в свою деятельность новые технологии и инновации, зависит сохранение и развитие их позиций на рынке. Инновации в логистике и управлении цепочками поставок ^СМ) отображают глобальные демографические, технологические и политические тренды. Инновации позволяют компаниям эффективно использовать свои ресурсы, находить новых партнеров в цепи поставок, совмещать локальные компетенции с глобальной «экономией на масштабе» и реализовывать свои преимущества в конкурентной борьбе.
Рассмотрим те инновации и техно-
логии логистики, которые в наибольшей степени способствуют повышению оперативности, эффективности и качества работы компаний-провайдеров в ближайшей перспективе.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Радиочастотные идентификационные устройства
Прежде всего хотелось бы остановиться на технологии электронной идентификации, с помощью которой решается огромный круг задач по поиску, «узнаванию», отслеживанию изделий, товаров, грузов, транспортных средств, т. е. любых объектов, с которыми выполняются логистические операции. Технология Radio Frequency Identification Device (RFID) - способ автоматической идентификации объектов, при котором посредством радиосигналов считыва-ются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах (тегах), или RFID-метках [3]. Применение данной технологии на практике позволяет дистанционно и без остановки основного процесса перемещения объектов автоматически контролировать их положение на установленном маршруте следования или в установленных точках дислокации (на складе, на судне, на трассе и т. п.). Технические системы RFID (рис. 3) предназначены для записи и хранения на метке информации об объекте с возможностью оперативного считывания. Метка может содержать
Рис. 3. RFID-чип
данные о типе объекта, стоимости, весе, температуре, данные логистики и любую информацию, которая может храниться в цифровом виде.
Обычно RFID-система состоит из ряда базовых компонентов:
1) записывающего устройства (принтера);
2) считывающего устройства, называемого ридером (передатчиком/приемником);
3) антенны;
4) радиочастотных устройств-меток (смарт-меток) с встроенной антенной, приемником и передатчиком.
Анализ материалов по данной теме убедительно свидетельствует о хороших перспективах развития RFID-технологии при условии значительного удешевления меток для маркировки различных объектов материального и транспортного потоков. Возможность дистанционной работы с такими метками настолько привлекательна, что эту технологию сегодня «закладывают» в будущие проекты логистических провайдеров. Радиометки способны передавать уникальную информацию, записанную в их структуре, на расстояние, а следовательно, вступать в коммуникационный акт (информационное взаимодействие) с другими техническими устройствами и аппаратами.
Интернет объектов (вещей)
Эта новая революционная технология (Internet of Things, IoT) дает возможность сетевого взаимодействия устройств и изделий между собой. В будущем все устройства и изделия будут иметь встроенные в них чипы (подобные RFID), которые будут идентифицировать себя, знать свое точное местоположение на складе и, что очень важно, собирать информацию об окружении и передавать ее грузооб-работчику. Мониторинг и отслеживание - весьма серьезные проблемы для транзитных грузов и для всех звеньев цепочки поставок. Приложения интернета вещей [4] наряду с облачными интернет-технологиями и с GPS позволят отслеживать отдельные элементы. Станет возможным использование радиочастотной идентификации, RFID-меток, которые «разговаривают (общаются)» друг с другом. Чипы (рис. 3), прикрепленные к отдельным элементам, будут передавать такие данные, как идентификация, местоположение, температура, давление и влажность. Возможности этой технологии огромны. Товары не будут теряться в пути: будет из-
вестно местоположение каждого из них. Можно осуществлять прямые действия и предотвращать повреждения грузов при подаче чипом сигналов об изменении погодных условий, таких как повышение или понижение температуры и влажности. высокой и низкой температуре или влажности. Чипы смогут передавать характеристики и условия движения и перевозки, даже такие конкретные данные, как средняя скорость и стиль вождения, в центральный офис компании. Цепочки поставок и мониторинг транспортировки - «горячие темы» для логистических менеджеров и директоров, логистических 3PL-провайдеров.
Технологии отбора голосом и светом
Голосовую технологию комплектования (Pick-by-Voice, Voice Picking), или голосовой отбор (Pick-to-Voice), широко применяют в отраслях, связанных с транспортировкой и хранением мелкоштучной продукции, расфасованных товаров, одежды и продуктов питания [5]. Технология позволяет работнику склада поддерживать непосредственный голосовой контакт с автоматизированной системой управления складом (Warehouse Management System, WMS) в процессе выполнения заказов.
Аппаратура представляет собой беспроводной компьютер, который «общается» с WMS-системой при помощи радиосвязи, и гарнитуру, посредством которой оператор слышит задания и может сообщать об их выполнении (рис. 4).
Главный компьютер посылает на компьютер работника склада указания, например, данные о количестве товаров в заказе и месте их расположения. Выполнив задание по подбору, исполнитель подтверждает его завершение голосовой командой. После этого главный компьютер высылает данные следующего заказа.
Основное преимущество технологии голосового отбора - свободные руки
сборщика, которому не нужно держать в руках терминал или бумажный носитель. При использовании голосовой технологии комплектования можно значительно повысить точность и оперативность выполнения заказов, что благоприятно сказывается на общей производительности работы склада. При подборе заказа с помощью голосовой технологии исключаются многошаговые и сложные операции, поэтому время подготовки персонала заметно сокращается.
Технология светового отбора (Pick-by-Light, или Pick-to-Light) разработана для автоматизации отбора продукции [6]. Особенность технологии заключается в том, что для идентификации товара, его веса, количества и места расположения используют световые сигналы. Технологию светового отбора можно применять при оформлении оптовых заказов и при обслуживании розничных покупателей.
При работе по технологии светового отбора (рис. 5) на экран дисплея выводится количество единиц товара, а место его расположения обозначается световым сигналом.
Комплектовщик выполняет отбор и подтверждает его нажатием на экран-индикатор. На дисплее помимо экранов размещены кнопки для корректировки поставленной задачи.
При использовании этой технологии значительно сокращается время обработки заказов, что обеспечивает высокую производительность работы склада. Четко обозначенные задачи и понятная система световых сигналов сводят к нулю вероятность ошибки, позволяя добиться высокой точности работы. Система светового отбора по сравнению с бумажным методом имеет ряд преимуществ:
1) повышение продуктивности в среднем на 50 %, а в некоторых случаях до 200 %;
2) сокращение количества ошибок отбора в среднем на 70-90 %;
3) идеальная точность - показатель точности 99,99 %, так как ошибки всегда могут быть устранены;
4) ускорение проведения операций.
Безбумажная технология светового
отбора совместима с любой автоматизированной системой управления складом (WMS), что позволяет удовлетворять любые потребности заказчика.
ДОСТАВКА bD-печать
Технология 3D-печати появилась около десяти лет назад. В 2011 г. профессор Берок Кошевис из университета Южной Калифорнии изобрел масштабный принтер [7], на котором за 20 ч была напечатана коробка дома с несущими стенами, коммуникациями и крышей. В Китае быстро взяли на вооружение новую технологию и за сутки напечатали сразу 10 домов.
В 2014 г. Компания Local Motors [8] довела общее число деталей в автомобиле до 64 (сейчас выпускаемые автомобили состоят из 2-3 тысяч деталей) и напечатала кузов машины на 3D-принтере (рис. 6). Американская компания Kor Ecologic предлагает выпускать с помощью такой печати экологически безопасный автотранспорт [7]. Машина Urbee 2, которая состоит из 50 деталей, созданных на 3D-принтере, способна разогнаться до 112 км/ч, а на одной электротяге может проехать до 64 км.
В прошлом году крупнейший в мире ритейлер UPS Store представил в США новый сервис - 3D-печать. Оператор разме-стилна своихстанцияхспециальныеприн-теры, чтобы клиенты могли напечатать необходимые детали, которые раньше доставлялись бы обычным способом. Два года назад крупнейший в мире интернет-магазин Amazon (рис. 7) подал патентную заявку на инновационный способ, когда доставка и производство товара, заказанного покупателем, происходят одновре-
Рис. 4. Подбор голосом
Рис. S. Использование технологии светового отбора
Рис. б. Кузов автомобиля, отпечатанный на bD-принтере
менно [9]. Для этого компания задействует технологию 3D-печати.
Теперь на 3D-принтере можно распечатать практически все. Интернет-магазины предлагают новую услугу: выбрав по каталогу определенную вещь, можно получить ее, минуя традиционную цепь доставки.
В глобальной сети появились 3D-магазины. К примеру, сайт 3dlt. сот позволяет мгновенно распечатать различные предметы для интерьера и электронные гаджеты. По мнению экспертов, традиционная цепь доставки в будущем будет сломлена развитием технологии 3D. С появлением небольших и недорогих 3D-принтеров даже в удаленных местах можно будет воспользоваться электронной библиотекой проектов, доступной на локальном компьютере, и распечатать деталь. Изношенные детали можно будет отсканировать в режиме 3D и создать заново. Сторонники развития 3D-логистики традиционно выделяют четыре преимущества новой технологии:
1) увеличение скорости производства и сокращение издержек;
2) клиентоориентированность: без затрат материальных ресурсов потребитель может вносить индивидуальные изменения в продукт;
3) возможность для компаний после перехода на 3D-печать уйти от аутсорсинга;
4) снижение отрицательного влияния на окружающую среду.
Весной 2015 г. был представлен первый 4D-принтер [7]. Специалисты из Вуллонгонгского университета (Австралия) полагают, что смогут напечатать такие детали, которые в дальнейшем
будут учитывать фактор времени, например адаптироваться к изменяющейся температуре.
Внедрение 3Э-печати для логистической отрасли имеет огромный потенциал роста. В будущем логистический провайдер сможет поставлять сырье вместо готовой продукции.
Беспилотники (дроны) и средства передвижения без водителей
Дрон - это беспилотный летательный аппарат, который может управляться дистанционно или автопилотом по составленной программе. Небольшие, легкие, недорогие в эксплуатации дроны способны по воздуху достичь тех точек, куда другие виды транспорта попасть не смогут (рис. 8).
Пока логистические 3PL-провай-деры еще не начали широко использовать эту технологию. Имеются только «пилотные» проекты, в частности фирмы АМАЗОН (Amazon Drone Delivery System), по доставке небольших посылок [4]. В дальнейшем беспилотники будут использовать для быстрой доставки небольших пакетов не только в пределах городов, но и в удаленные и трудно-
Рис. 8. Беспилотный летательный аппарат (дрон), способный выполнять логистические операции по доставке небольших грузов
доступные районы. Благодаря высокой скорости — а это одно из приоритетных требований заказчиков — и точности доставки использование дронов позволит сократить цепочку поставок и значительно снизить стоимость перевозки. Широкому использованию этой технологии препятствуют ограничения, налагаемые законодательствами разных стран в области воздушного транспорта, что связано с требованиями к безопасности, по габаритам и весу.
У средств передвижения без водителей (самоходных тележек), которые пока находятся в стадии разработки и «пилотного» опытного опробования, большое будущее: это инструменты для логистики и управления цепями поставок [10]. Благодаря способности самоходной тележки «чувствовать» окружающую среду и перемещаться без вмешательства человека футуристические автомобили / грузовики / автокары становятся идеальным средством перемещения товаров на складах (рис. 9) и доставки продукции клиентам.
Большую часть транспортных издержек составляет заработная плата водителей. Логистические 3PL-провайдеры могут существенно сократить издержки, используя беспилотные аппараты для доставки. Кроме того, при использовании самоуправляемых транспортных средств отпадает необходимость учитывать особенности «человеческого фактора» и значительно снижается риск аварий.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИННОВАЦИИ
Зачастую полагают, что инновации -прерогатива техники, технологии, инженерии. В действительности инновации возможны в области организации управления, в области построения и совершенствования структур предприятий.
Создание логистических центров (ЛЦ) - пример организационной ин-
Рис. 9. Самодвижущийся погрузчик без водителя на складе
Управляющая компания
Управление цепями поставок
Логистический консалтинг ^
Информационный менеджмент и системная интеграция
Логистический центр
Системное проектирование '
Размещение заказов на оперативные и административные логи-' __ этические
логистических услуг
ЗРЬ-провайдер
Клиент
Рис. 10. Интегрирующая роль 4PL-провайдера в структуре логистического центра [12]
новации. Логистический центр - это организационная структура, причем все виды деятельности, связанные с транспортировкой, логистикой и перераспределением товара (для национальных и международных перевозок) осуществляются множеством операторов на коммерческой основе. В ЛЦ кооперация деятельности складских и транспортно-экспедиторских компаний интегрирована и ориентирована на все сегменты цепей снабжения, включая производство, продажу, потребление и вторичное использование. Современный ЛЦ -важный центр бизнес-деятельности. В мире появляется все больше крупных и многофункциональных ЛЦ. Передовые инновации, высокотехнологичное оборудование, логистические ноу-хау, осваиваемые в центрах, новейшие операционные модели в работе ЛЦ служат основой для создания новых взаимовыгодных цепочек сотрудничества и обеспечения конкурентоспособности на рынке.
С предысторией создания, зарубежным опытом, задачами, функциями и характеристиками ЛЦ можно ознакомиться в [11].
В последнее время в России уделяется большое внимание проектированию и строительству ЛЦ. В качестве примеров отечественных ЛЦ можно привести ЗАО «Логистика Терминал», Санкт-Петербург; Логистический парк «Северное Домодедово», Москва; Логистический комплекс «Белый Раст Логистика», Московская область; Свияжский межрегио-
нальный мультимодальный ЛЦ; а также ЛЦ в Елабуге, Татарстан. Особо следует отметить создающийся на территории морского торгового порта Усть-Луга ЛЦ, в основе которого лежат передовые технологии и актуальные концепции менеджмента. Этот центр, решая существующую в России проблему комплексного сопряжения различных видов транспорта, призван обеспечить тесное и продуктивное взаимодействие портовых мощностей и всех задействованных видов транспорта (морского, трубопроводного, железнодорожного, автомобильного) для увеличения логистической скорости перевозок и повышения качества обслуживания грузовладельцев.
Создаются научные основы построения и функционирования ЛЦ с учетом особенностей отечественной экономики, форм собственности и методов управления [12]. Нужно отметить, что в структуре ЛЦ (рис. 10) важную роль играют 4РЬ-провайдеры. Они берут на себя координацию всех участников ЛЦ: управляющей компании, 3РЬ-провай-деров, клиентов, финансовых и девелоперских структур, выступая реальным интегратором всех логистических операций (рис. 10).
Инновационные технологии в логистике развиваются стремительными темпами. Ожидается, что несмотря на кризис инвестиции в эту область продолжат расти в связи с необходимостью повышать конкурентоспособность компаний, оптимизируя затраты на логистику.
Объем статьи ограничен, поэтому невозможно описать здесь все разрабатываемые и применяемые в логистике инновационные технологии. Остались за кадром такие новшества, как управление складом с решениями на основе «сверхбольших» баз данных (Big Data); распознавание речи (например, Siri для iPhone - голосовая поисковая система с элементами искусственного интеллекта); «дополненная», или «расширенная», реальность (augmented reality); «умные» очки (smart glasses) и многое другое. □
Литература
1. Рынок транспортно-логистиче-ских услуг в 2010-2011 годах и прогноз до 2014 года. Аналитический обзор. РосБизнесКонсалтинг. - URL: http://marketing.rbc.ru/ research/5 62949981248436.html.
2. Amber Markin. 10 Predictions for the future of 3PL logistics in 2020. - URL: http://www.flashglobal.com.
3. Макаров Л., Коровяковский Е., Пимо-ненко М. и др. Информационные технологии и транспортная логистика: мо-ногр. 2007-2013 г. - URL: http://www. logontrain.eu.
4. Amber Markin. These 5 Emerging Technologies will Change 3rd Party Logistics Providers & Supply Chain Forever. - URL: http://www.flashglobal. com.
5. Хвостиков А. Системы «pick-to-voice». Компания «AntTechnologic». - URL: http://www.ant-tech.ru.
6. Компания AXELOT. - URL: http://www. axelotlogistics.ru.
7. Александрова К. Комментарии. Логистика без логистов. - URL: http://www. rzd-partner.ru.
8. Авто из принтера // Популярная механика. 2014. № 146.
9. Клуб Логистов. - URL: http://logist.club/ tags/3d-pechat#sthash.RsPfHkEE.dpuf.
10. Interview of Hugh Edwards about Innovations, Warehouse Operations Development Director, TABLOGIX company. - URL: http://www.logistics.ru.
11. Бентцен К., Хоффман Т., Бентцен Л. Практическое руководство для логистических центров региона Балтийского моря; пер. с англ. под ред. М. М. Пимоненко. СПб., 2008.
12. Сергеев В. И. Методические аспекты моделирования логистических центров // Доклад на XI Междунар. науч.-практ. конф. «Логистика: современные тенденции развития». СПб., 19-20.04.2012.