= ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА =
РУЩИЦКАЯ Ольга Александровна,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой менеджмента и экономической теории, Уральский государственный аграрный университет,
e-mail: [email protected]
КРУЖКОВА Татьяна Ивановна,
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и экономической теории, Уральский государственный аграрный университет,
e-mail: [email protected]
РУЧКИН Алексей Владимирович,
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и экономической теории, Уральский государственный аграрный университет, e-mail: [email protected]
СМИРНОВА Ирина Юрьевна,
старший преподаватель кафедры философии, Уральский государственный аграрный университет,
e-mail: [email protected]
ФЕТИСОВА Анастасия Викторовна,
старший преподаватель кафедры менеджмента и экономической теории, Уральский государственный аграрный университет, e-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА КРИПТОВАЛЮТ В РОССИИ: ОЦЕНКА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ПЕРСПЕКТИВ
Аннотация. Криптовалюты являются частью международных денежных рынков и потоков уже не первый год, однако законодательство различных стран, в том числе и России, не содержит нормативной правовой унификации норм и правил регулирования данного экономического феномена. В статье рассматриваются проблемы и перспективы государственного регулирования криптовалют, ее потребность в целях бюджетной (в форме налогов) и экономической эффективности. Более того, авторы подчеркивают, что отсутствие четкого регулирование криптовалют и связанных рынков негативно влияет на развитие банковского сектора и угрожает национальной безопасности.
Ключевые слова: криптовалюта, майнинг, стейкинг, блокчейн, законодательство, регулирование.
RUSHCHITSKAYA Olga Alexandrovna,
Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Management and Economic Theory,
Ural State Agrarian University
KRUZHKOVA Tatyana Ivanovna,
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory,
Ural State Agrarian University
RUCHKIN Aleksey Vladimirovich,
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory,
Ural State Agrarian University
SMIRNOVA Irina Yurievna,
Senior Lecturer, Department of Philosophy, Ural State Agrarian University
FETISOVA Anastasia Viktorovna,
Senior Lecturer, Department of Management and Economic Theory,
Ural State Agrarian University
THE CURRENT STATE OF THE CRYPTOCURRENCY MARKET IN RUSSIA: ASSESSMENT OF LEGISLATIVE PROSPECTS
Annotation. Cryptocurrencies have been part of international money markets and flows for many years, but the legislation of various countries, including Russia, does not contain regulatory legal unification of the norms and rules for regulating this economic phenomenon. The article examines the problems and prospects of state regulation of cryptocurrencies, their need for budgetary (in the form of taxes) and economic efficiency. Moreover, the authors emphasize that the lack of clear regulation of cryptocurrencies and related markets negatively affects the development of the banking sector and threatens national security.
Key words; cryptocurrency, mining, staking, blockchain, legislation, regulation.
В условиях стремительно развивающихся технологий и их интеграции в экономическую сферу рождаются совершенно новые способы финансового взаимодействия между людьми. Криптовалюта все больше привлекает новых пользователей, не только за счет исключения государства и банков из процесса переводов, заимствования и хранения денег, но и за счет возможности перевести свои активы любому человеку вне зависимости от его местоположения с минимальными комиссиями за транзакцию. Также пользователи получили полную ответственность за свои активы и высокую безопасность от ареста, изъятия, конфискации активов со стороны государства.
Сейчас мы видим огромный интерес всего мира к данной технологии, в том числе и России. По многим оценкам экспертов криптовалюта имеет огромный потенциал. Некоторые страны, как Сальвадор, сделали биткоин государственной валютой и законным платежным средством, вопреки опасениям Международного Валютного фонда и Всемирного банка.
Российская Федерация начала делать первые шаги в принятие и легализации цифровых активов. Правовую основу регулирования составляет Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 № 259-ФЗ. Трудности возникают уже в первой статье дан-
ного закона в предмете регулирования и сферы действия. Многие понятия и определения успешно прижились в мировой практике, но регулятор устанавливает собственные определения, не учитывая мирового опыта создавая неопределённость и мульти-юрисдикционные сложности [1].
В России у финансовых структур нет единого мнения о том какой статус должен быть у криптовалют, все осложняется тем, что Центральный Банк РФ не согласен с Министерством финансов РФ и настаивает на запрете обращения криптовалют в России, считая, что это нанесет риски для курса рубля. А экономические эксперты указывают, что легализация цифровых активов особенно актуальна на фоне ужесточения санкций, что негативно сказывается на экономической стабильности государства [2].
Невозможно предсказать, что будет с криптовалютным рынком через 10 лет, но точно Российской Федерации нужно обратить пристальное внимание на совершенствование экономико-правового регулирования в данной сфере, ведь при должном уровне компетенции пользователь способен полностью оставаться анонимным, т.е. скрыть свое владение криптова-лютой, что несет для государства экономические риски. Таким образом, в России хоть и де-юре существует закон определяющий статус крипто-валют, остается много актуальных вопросов к их регулированию. Для примера обратимся к данным Chainalysis (рисунок 1).
Рис. 1. Обналичивание криптоактивов по странам в 2021 г [3]
Из диаграммы видно, что граждане Российской Федерации обналичили примерно 4.3 миллиарда долларов за 2021 г. Можно с уверенностью сказать, что большая часть этих денег прошла мимо ФНС. По словам аналитиков Chainalysis, практически невозможно точно указать прибыль, полученную от торговли криптовалютами для отдельных инвесторов или кошельков, из-за децентрализованного характера блокчейна. В связи с этим данные транзакций, наблюдаемых криптобирж были проанализированы для определения оценочных значений, конвертированы в доллары США и отнесены в процентах к веб-трафику стран, которые обращались к указанным криптобиржам. Это значит, что реальные значения могут быть куда более непредсказуемыми [4].
Такими же плавающими остаются оценки объёмов владения криптовалют россиянами. По разным оценкам представителей правительства РФ эта сумма достигает более 16,5 трлн. руб. Эти данные были рассчитаны в феврале 2021 г., путем анализа ^-адресов посещаемых крупные крипто-биржи. Безусловно, существует широкий диапазон оценок того, каким объемом криптовалюты россияне владеют из-за децентрализованного характера инвестиций. Глава комитета нижней палаты парламента по финансовым рынкам Анатолий Аксаков в декабре 2021 года приводил данные о том, что россияне владеют криптовалютами на сумму около 5 трлн рублей [5]. Если ВВП России составляет 131,015 трлн долларов, то объём владения криптовалют россиянами составляет 3,11% ВВП России, если брать данные Росстата [6]. Это уже можно назвать серьёзной угрозой экономической безопасности РФ, так как при покупке криптовалюты российские граждане используют в основном национальную валюту, конвертируя ее напрямую в определённые монеты либо логарифмические стейблкоины. Стейблкоины - это так называемые стабильные
монеты, которые чаще всего привязаны к доллару США и используются для упрощения хранения кеша на балансе. Все это создает трудно оце-нимый отток капитала из экономики России.
Также остается без внимания количество P2P сделок по покупке криптовалюты. Это один из наиболее удобных и безопасных способов приобретения криптовалюты, где биржа выступает посредником между двумя клиентами. Один из которых хочет купить криптовалюту, а другой продать. Чаще всего сделка происходит через банковские переводы с карты на карту. То есть биржа, которая выступает только посредником, никак не идентифицируется в банковском переводе, что осложняет доказательство приобретения или продажи криптовалюты тем или иным лицом, т.к. сделка выглядит как обычный банковский перевод. Для регулирования этой сферы требуется координация действий банков и государства. Существует Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в котором прописано, что операции с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 руб., но обычному физлицу не составит труда не превышает этих лимитов, тем более если он имеет не одну банковскую карту. При должном уровне осторожности гражданин способен сохранить в тайне свое владение криптоактивами, а значит требуется более действенные методы выявления держателей крипо-активов [7].
Также государству стоит обратить престольное внимание на сферу майнинга. Россия вышла на 3 место в мире по добыче биткойна по данным Кембриджского института, на фоне запрета майнинга в Китае.
Рис. 2. Динамика доли стран в общем объёме вычислительных мощностей, для добычи Биткойна
за период 2019-2021 гг. [8]
Эта сфера требует не только тщательного регулирования, но и полноценного развития, так как имеет огромный экономический потенциал, выгоду от которого получат не только поставщики электроэнергии, но и государство в виде налогоплательщиков. Российская Федерация имеет все условия для того, чтобы стать центром майнинга за счет наличия подходящих климатических регионов и благоприятных цен на электроэнергию, которые ниже средних значений по миру и значительно ниже европейских цен и стран Северной Америки, как для домохозяйств, так и для бизнеса. Но ЦБ РФ настаивает на полном запрете, а не регулировании, обосновывая свою позицию тем, что майнинг имеет негативное влияние на окружающую среду и стабильность некоторых финансовых сфер. А конкретно, оборудование, требуемое для майнинга создает кризис и дефицит в сферах торговли полупроводниками, вычислительных оборудований, и смежными направлениями. А также увеличение объемов майнинга влечет за собой огромное потребление электроэнергии и может подвергать риску другие предприятия. Такие тренды повышают риск существенных нагрузок на электро-
сети и возникновения чрезвычайных ситуаций, что, в свою очередь, может негативно сказаться на стабильности энергообеспечения жилых зданий, объектов социальной инфраструктуры и предприятий [9].
Но государству не надо выпускать из виду тот факт, что с развитием и принятием криптова-лют могут пострадать некоторые финансовые сферы Российской федерации. Одна из наиболее уязвимых - это банковская сфера. Пострадать может не только сфера переводов как было упомянуто ранее, но и в обозримом будущем сфера вкладов и кредитования. Крупные крипто-биржи предоставляют хорошие условия стейкинга криптовалют и стейблкоинов. Стейкинг - аналог вклада в банке, где пользователь предоставляет свой актив для пользования, за что получает определенные бонусы. Некоторые из которых привлекательней чем обычные вклады в банке. В большинстве случаев пользователь предоставивший свои криптоактивы в стейкинг, имеет право мгновенно расторгнуть контракт и получить свои активы назад без каких-либо неустоек, с сохранением заработанных процентов. Сфера заимствования/кредитования на криптовалютном
рынке развивается в геометрической прогрессии. Каждый владелец ликвидной криптовалюты может получить краткосрочный либо долгосрочный заем под залог его криптоактивов, а также предоставить аналогичный заем другим пользователям. Простота, отсутствие бюрократии, а также и низкие процентные ставки крипторынка со временем могут сделать сферу банковского кредитования менее конкурентоспособной [10].
Также с принятием и полной легализацией криптовалют, фондовый рынок может ощутить на себе отток капитала, если гражданам России покажется выгодным инвестировать свои средства не в фондовый рынок РФ, а в криптовалюты. Конечно, на данный момент объёмы торгов, и капитализация фондового и крипторынка несопоставима. Но через несколько лет — это может стать негативной тенденцией, которая скажется на экономике России. Создатели криптовалют не платят налоги и не создают рабочие места в РФ в отличие от российских компаний, акции которых торгуются на фондовом рынке.
Список литературы:
[1] Жиляева С.К., Крысина Т.Е. Криптова-люта как объект гражданских прав в законодательстве Российской Федерации // Правоохранительные органы: теория и практика. 2023. № 1(44). С. 191-194.
[2] Артемьев К.И. Современное законодательство и криптовалюта (майнинг криптовалюты) как новое явление в Российской экономике // International Law Journal. 2022. Т. 5, № 5. С. 34-39.
[3] Обналичивание криптоактивов по странам в 2021 г. [Электронный ресурс] // URL: https:// www.statista.com/chart/27326/estimated-cryptocurrency-gains-by-country/ (дата обращения 02.04.2024)
[4] Давудов Д.А., Соколова А.А. Особенности реализации законодательства в области криптовалюты в Российской Федерации и за рубежом // Государственная служба и кадры. 2022. № 2. С. 101-103. DOI 10.24412/2312-04442022-2-101-103.
[5] Объем владения криптовалюты гражданами РФ. [Электронный ресурс] // URL: https:// www.bloomberg.com/news/articles/2022-02-01/ russia-values-local-crypto-market-at-200-billion-as-rules-near?sref=l3J6d079 (дата обращения 22.04.2024)
[6] Росстат. Национальные счета. Внутренний Валовый продукт. [Электронный ресурс] // URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ VVP_god_s_1995.xls (дата обращения 22.04.2024)
[7] Валова А.А. Цифровые валюты центральных банков и криптовалюты. Роль в соблюдении
налогового законодательства // Налоги и налогообложение. 2023. № 3. С. 10-20. DOI 10.7256/2454-065X.2023.3.40712.
[8] Индекс потребления электроэнергии майнинга биткойнов. [Электронный ресурс] // URL: https://ccaf.io/cbeci/mining_map (дата обращения 22.04.2024)
[9] Центральный Банк Российской Федерации. Криптовалюты: тренды, риски, меры. Доклад для общественных консультаций. [Электронный ресурс] // URL: https://cbr.ru/Content/Document/ File/132241/Consultation_Paper_20012022.pdf (дата обращения 25.04.2024)
[10] Слепцова Э.Л., Шумский Э.О. Развитие законодательства в области криптовалютного рынка. Судебная практика, связанная с оборотом криптовалют // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2022. Т. 17, № 4. С. 1919-1923.
Spisok literatury:
[1] Zhiliaeva S.K., Krysina T.E. Kriptovaliuta kak ob"ekt grazhdanskikh prav v zakonodatel'stve Rossi-iskoi Federatsii [Cryptocurrency as an object of civil rights in the legislation of the Russian Federation] // Pravookhranitel'nye organy: teoriia i praktika [Law enforcement agencies: theory and practice]. 2023. № 1(44). P. 191-194.
[2] Artem'ev K.I. Sovremennoe zakonod-atel'stvo i kriptovaliuta (maining kriptovaliuty) kak novoe iavlenie v Rossiiskoi ekonomike [Modern legislation and cryptocurrency (cryptocurrency mining) as a new phenomenon in the Russian economy] // International Law Journal. 2022. T. 5, № 5. P. 34-39.
[3] Obnalichivanie kriptoaktivov po stranam v 2021 g. [Elektronnyi resurs] [Cashing out crypto assets by country in 2021] // URL: https://www.stati-sta.com/chart/27326/estimated-cryptocurren-cy-gains-by-country/ (data obrashcheniia 02.04.2024)
[4] Davudov D.A., Sokolova A.A. Osobennosti realizatsii zakonodatel'stva v oblasti kriptovaliuty v Rossiiskoi Federatsii i za rubezhomm [Features of the implementation of legislation in the field of cryp-tocurrency in the Russian Federation and abroad] // Gosudarstvennaia sluzhba i kadry [Public service and personnel]. 2022. № 2. P. 101-103. DOI 10.24412/2312-0444-2022-2-101-103.
[5] Ob"em vladeniia kriptovaliuty grazhdanami RF. [Elektronnyi resurs] [The volume of cryptocur-rency ownership by citizens of the Russian Federation] // URL: https://www.bloomberg.com/news/arti-cles/2022-02-01/russia-values-local-crypto-market-at-200-billion-as-rules-near?sref=l3J6d079 (data obrashcheniia 22.04.2024)
[6] Rosstat. Natsional'nye scheta. Vnutrennii Valovyi produkt. [Elektronnyi resurs] [Rosstat.
National Accounts. Gross Domestic Product] // URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/VVP_ god_s_1995.xls (data obrashcheniia 22.04.2024)
[7] Valova A.A. Tsifrovye valiuty tsentral'nykh bankov i kriptovaliuty. Rol' v sobliudenii nalogovogo zakonodatel'stva [Digital currencies of central banks and cryptocurrencies. Role in compliance with tax legislation] // Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation]. 2023. № 3. P. 10-20. DOI 10.7256/2454-065X.2023.3.40712.
[8] Indeks potrebleniia elektroenergii maininga bitkoinov. [Elektronnyi resurs] [Bitcoin Mining Electricity Consumption Index] // URL: https://ccaf.io/ cbeci/mining_map (data obrashcheniia 22.04.2024)
[9] Tsentral'nyi Bank Rossiiskoi Federatsii. Kriptovaliuty: trendy, riski, mery. Doklad dlia obsh-
chestvennykh konsul'tatsii. [Elektronnyi resurs] [Central Bank of the Russian Federation. Cryptocurren-cies: Trends, Risks, Measures. Report for public consultations] // URL: https://cbr.ru/Content/Document/ File/132241/Consultation_Paper_20012022.pdf (data obrashcheniia 25.04.2024)
[10] Sleptsova E.L., Shumskii E.O. Razvitie zakonodatel'stva v oblasti kriptovaliutnogo rynka. Sudebnaia praktika, sviazannaia s oborotom krip-tovaliut [Development of legislation in the field of the cryptocurrency market. Judicial practice related to the circulation of cryptocurrencies] // Zdorov'e -osnova chelovecheskogo potentsiala: problemy i puti ikh resheniia [Health is the basis of human potential: problems and ways to solve them]. 2022. T. 17, № 4. P. 1919-1923.