Научная статья на тему 'Современное состояние российского вертолетостроения: реалии, проблемы, перспективы'

Современное состояние российского вертолетостроения: реалии, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1415
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние российского вертолетостроения: реалии, проблемы, перспективы»

Бровко П.М.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО ВЕРТОЛЕТОСТРОЕНИЯ: РЕАЛИИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Вертолетостроение является высокотехнологичной отраслью экономики. Оно является одной из отраслей, которая может обеспечить инновационный рост российской экономики, способствовать переходу от сырьевой ориентации к производству и экспорту наукоёмкой продукции. Россия всегда занимала одно из ведущих мест в развитии мирового вертолетостроения. Российские вертолеты пользуются большим спросом на мировом рынке. Но в настоящий момент вертолетостроение в России пытается выйти из кризиса, который был следствием трансформации экономики страны.

К 1990 году СССР занимал 30% мирового рынка вертолетов. Но с распадом Советского Союза, переходом экономики на рыночные основы российское вертолетостроение стало вытесняться с традиционных для себя рынков сбыта, таких как страны Восточной Европы, СНГ, рынки Африки и Латинской Америки. Это привело к снижению доли российских вертолетов на мировом рынке до 5%

[4].

Вытеснение с внешних рынков и снижение внутреннего спроса на вертолеты, в основном военные, привело к падению объемов производства на ведущих вертолетостроительных предприятиях страны. Чтобы выжить в условиях экономического кризиса, предприятиям приходилось самостоятельно искать возможности для сбыта своей продукции. Это приводило к разрушительной конкуренции российских предприятий на внутреннем и внешнем рынке. Каждое в отдельности российские предприятия не могли противостоять зарубежным конкурентам, которые объединялись (создание объединенного франко-германского концерна Eurocopter, объединение британской фирмы Westland с итальянской Agusta и создание совместного концерна Agusta Westland)

[4]-

Для сохранения и развития российского вертолетостроения Правительством РФ было принято решение о создании холдинга «Вертолеты России», в который должны войти основные вертолетостроительные предприятия России. Холдинг позволит избежать внутриотраслевой конкуренции, обеспечить концентрацию ресурсов на стратегических направлениях деятельности и занять ведущие место в мировом вертолетостроении.

В настоя щий момент вертолетостроительная отрасль в мире переживает подъём, который, как прогнозируют эксперты, будет продолжаться. На рис. 1 представлена динамика производства вертолетов в России и ведущего мирового производителя франко-немецкой компании Eurocopter.

600

Э500

§400

О

S3 00

0Q о

£200 QJ

гг

§100

Россия Eurocopter

Год

2005

2006

2008

2009 (план)

Из диаграммы видно, что в отрасли наблюдается рост. Отставание между объёмом производства российских вертолетов и объёмом производства основного конкурента составляет 4 раза. Если в 2007 году в России было выпущено 120 вертолетов, то компания Eurocopter выпустила 488 вертолетов; 2008 году соответственно в России было выпущено 169 машин, а компанией Eurocopter.550 машин.

Если посмотреть на структуру выпускаемой продукции (рис.2), ю наибольший удельный вес занимает Ми 8/17 и его различные модификации. Данная модель вертолета была создана в 60-х годах и до настоящего времени пользуется спросом. Данный вид вертолета относиться к классу средних с взлетной массой 4-6 тонн. Вертолеты ОАО «Камов» занимают незначительный удельный вес в

выпускаемой продукции. Таким образом, в структуре выпущенных вертолетов наибольший удельный вес приходиться на средние вертолеты марки Ми.

2007 г.

2008 г.

Рис.2 Структура выпуска вертолетов по видам (2007-2008 гг.)

Основной объём выпускаемых в России вертолетов идёт на экспорт. Внутренний спрос пока недостаточен. Но эксперты прогнозируют увеличение внутреннего спроса, вследствие необходимости замены парка эксплуатируемых вертолетов В табл. 1. приведена структура вертолетного парка России на 1 января 2009 г. [4].

Таблица 1.

Тип вертолета Марка вертолета

Ми Ка

В наличии В эксплуатации В наличии В эксплуатации

Легкие 540 135 63 25

Средние 1116 755 53 29

Тяжелые 75 34 - -

Всего. 1731 924 116 54

Из таблицы видно, что наибольший удельный вес в струкгуре имеющегося и эксплуатируемого парка вертолетов составляют средние вертолеты марки Ми. Но вертолеты данного типа используются не достаточно интенсивно. Это обусловлено не соответствием данного типа вертолета поставленным задачам, которые могут выполнить более легкие вертолеты. Поэтому в ближайшее время, после кризиса, будет наблюдаться тенденция замены парка вертолетов.

Поэтому необходимо разрабатывать и организовывать производство более легких вертолетов Наиболее перспективными представляются следующие модели вертолетов Ка 115, 26, 60, 62, Ми 34 и другие.

Кроме производства вертолетов, разработанных отечественными КБ, можно организовать сборку вертолетов иностранных фирм на российских предприятиях. Фирмы Еигосор1ег и Agusta \Vestland готовы открыть производства в России, так как прямо экспортировать продукцию в Россию мешают высокие таможенные пошлины (20%).

Одной из основных проблем российского вертолетостроения является плохое двигателестроение. Российские машины не могут пройти сертификацию по международным стандартам из-за не соответствия двигателей по шумовым, вибрационным и экологическим требованиям. Разработка новых двигателей занимает около 10 лет и требует крупных капиталовложений. Поэтому в данной сфере стратегическое значение имеет развитие долгосрочных, партнерских отношений с ведущими производителями двигателей в мире

Отсутствие эффективного двигателе строения сдерживает инновационное развитие российского вертолетостроения. По мнению экспертов в мире началась гонка по созданию нового вертолета, скорость которого должна быть 500 км/ч. В настоящий момент скорость вертолетов составляет 200-300 км/ч.

Одной из проблем вертолетостроения в России является то, что оно направлено на продажу изделий, хотя в мире продают жизненный цикл техники. Это означает, что в мире компании

получают прибыль от сервисного обслуживания техники. Российские вертолетостроители не могут предложить систему эффективного сервисного обслуживания.

В развитии вертолетостроения огромное значение имеет финансирование разрабатываемых планов. Правительством РФ была разработана целевая программа «Развитие вертолетостроения в РФ на период до 2015 года». Она предусматривает осуществление инвестиций в размере 147 млрд. руб. Половина этих средств будет формироваться из бюджетных средств, другая половина из прибыли вертолетного холдинга и частных инвестиций. Однако, вызывает опасение, что частные инвесторы не захотят вкладывать средства в развитие вертолетостроения. Это требует создание специальных стимулов повышающих привлекательность частных инвестиций в отрасль.

Таким образом, резюмируя выше изложенное можно отметить основные направления развития вертолетостроения в России:

необходимость расширения линейки выпускаемой продукции: увеличение доли средних и легких вертолетов;

разработка и продвижение новых моделей вертолетов; освоение рынка легких вертолетов;

создание российских двигателей, удовлетворяющих мировым стандартам; развитие сервисного обслуживания выпускаемой техники;

обеспечение притока необходимых финансовых ресурсов в отрасль посредством создания инвестиционных стимулов.

Решение этих задач должно способствовать выходу российского вертолетостроения в мировые лидеры и превращению его в локомотивную отрасль экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Вертолет не может стоить дешево». Интервью заместителя министра промышленности и энергетики Д. Мантурова // Газета №82, 6.05.2008 г.

2. "К. ItaYüpro,, 5L Устная ЪАЪЪВъртожгная татодъ ff КодАмъТреакгь 5. от 11.04.2MS т.

3. Горизонты вертолетной стратегии// Еженедельник промышленного роста, http: // www.industrv-dany.ru/

4. Д. Миндич Полный улет http: // www.vertolet-mcdia.ru/

5. Ж. Киктенко, В. Орлов Вертолетный рынок в преддверии HELIRUSSIA 2009. http:// www.oboronprom.com/

6. http:// www.oboronprom.com/

7. Нечаев П.А., Бородин М.А. и др. Маркетинговые исследования российского рынка гражданских вертолетов - М.: МАИ, 2005 г.

Сафонов A.A.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИОРИТЕТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ УТРАТЫ ПРИОРИТЕТОВ БЕЗОПАСНОСТИ

НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ)

Как показали проведенные исследования (в сфере приоритетов национальной безопасности), на данный момент экономика России должна опираться (по крайней мере, в теории) на два основных регулятора экономической активности: сфера действия первого-макроуровень, второй должен стимулировать экономику на уровне регионов. Однако практически все меры (предпринимаемые правительством России) до сих пор направлены на изменение первой системы регуляторов, а реальное управление финансовыми ресурсами экономики (на уровне регионов) практически отсутствовало и отсутствует до настоящего времени. Это обернулось для многих регионов (в частности - для Дальнего Востока) затяжным финансовым кризисом, который еще более усугубился из-за глобального экономического кризиса, в который оказалась вовлечена экономика нашей страны (табл.1)[2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.