Научная статья на тему 'Реорганизация холдинга вертолетостроительной отрасли'

Реорганизация холдинга вертолетостроительной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРТОЛЕТОСТРОЕНИЕ / ХОЛДИНГИ / HOLDINGS / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / CORPORATE MANAGEMENT / НЕПРОФИЛЬНЫЕ АКТИВЫ / NON-CORE ASSETS / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ORGANIZATIONAL STRUCTURE / БИЗНЕС-ЕДИНИЦА / BUSINESS UNIT / КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО / DESIGN OFFICE / HELICOPTER ENGINEERING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Желтиков С.С.

В статье рассматривается вариант реорганизации вертолетостроительного холдинга с учетом особенностей жизненного цикла выпускаемой продукции,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Holding Reorganization in the helicopter engineering industry

Тhe article considers a way of a holding reorganization in the helicopter engineering industry taking into account special features of the corresponding product life cycle.

Текст научной работы на тему «Реорганизация холдинга вертолетостроительной отрасли»

_Аннотация

В статье рассматривается вариант реорганизации вертолетострои-тельного холдинга с учетом особенностей жизненного цикла выпускаемой продукции.

Желтиков С.С.

аспирант экономического факультета Новосибирского государственного университета, советник управляющего директора, начальник финансового управления ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» cfo@uuaz.ru

вертолетостроительный

холдинг: оптимизируем

структуру

реорганизация холдинга

вертолетостроительной отрасли

Российская вертолетострои-тельная отрасль (ВСО) представлена на сегодняшний день предприятиями, объединенными в рамках ОАО «ОПК «Оборонпром» в единый холдинг под управлением ОАО «Вертолеты России». Создание холдинга в сфере верто-летостроения было инициировано указом Президента РФ от 29.11.2004 № 1483 (1). Логическим продолжением формирования интегрированной структуры стал указ Президента РФ от 16.08. 2007 г. (3), фактически завершающий процесс консолидации ВСО. ОАО «Вертолеты России», как управляющая компания холдинга, была создана в формате 100%-ой дочерней компании ОАО «ОПК «Оборонпром» в 2006 году.

В холдинг входят не только серийные заводы, производящие конечную продукцию, но и конструкторские бюро (КБ), а также предприятия -поставщики комплектующих изделий. Актуальная структура холдинга представлена на рис. 1 (см. на с. 102). Для понимания решаемых в рамках холдинга задач необходимо кратко охарактеризовать продуктовую линейку холдинга и направления деятельности предприятий, входящих в его структуру.

Жизненный цикл изделий и структура компании

Консолидация предприятий ВСО в рамках ОАО «Вертолеты России», активно осуществлявшаяся в начале 2000-ых годов, являлась первым

Рис. 1. Структура вертолетостроительного холдинга (2)

18,76% -^ ОАО »Роствертоп»

75,09%-» ОАО »Улан-Уденский Авиационный завод»

50,92%-ОАО »Казанский вертолетный завод»

50% + 1 акция —ОАО »Арсеньевская Авиационная Компания «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина»

100%-«ОАО »Кумертауское авиационное производственное предприятие»

72,38%-» ОАО «Московский Вертолетный Завод им .М.Л.Миля»

49,46%->|ОАО «Камов»

60% -«ОАО »Ступинское Машиностроительное Производственное Предприятие»

9,37%-ЗАО «Р.Е.Т. Кронштадт»

50,5%-« ОАО «Московский Машиностроительный Завод «Вперед»

50% -» ОАО «Новосибирский Авиаремонтный Завод»

100%-«ОАО «Вертолетная Сервисная Компания»

шагом в достижении основной цели сформированного холдинга: создание конкурентоспособного на мировом рынке производителя вертолетной техники. Основными задачами в рамках реализации вышеуказанной цели являются:

- увеличение совокупного натурального выпуска предприятий холдинга;

- увеличение совокупной выручки предприятий холдинга;

- завоевание существенной доли мирового рынка.

Данные задачи были внесены руководством ОАО «Вертолеты России» в комплексную целевую программу «Развитие вертолетостроения в Российской Федерации на период до 2015 г».

Ключевым фактором успешности реализации программы является использование достаточного объема финансовых ресурсов. Применительно к ОАО «Вертолеты России» можно говорить о том, что наиболее значимыми будут являться следующие источники:

1) государственное финансирование;

2) первичное публичное размещение акций (IPO);

Ключевые слова:

вертолетостроение, холдинги,

корпоративное управление, непрофильные активы, организационная структура, бизнес-единица, конструкторское бюро

Keywords:

helicopter engineering, holdings,

corporate management, non-core assets, organizational structure, business unit, design office

3) банковские кредиты;

4) собственная прибыль. Государственное финансирование является скорее источником политического характера, в отличие от первичного публичного размещения акций, успешность которого, по мнению автора статьи, является достаточно хорошим критерием оценки экономического «здоровья» любой компании.

Результаты IPO всегда зависят от доверия потенциальных инвесторов к компании, в том числе от понимания бизнеса компании, перспектив ее развития, качества управления компанией и т.д. Понимание бизнеса компании основывается на прозрачности и понятности самой компании: ее организационной, финансовой, хозяйственной структур. Применительно к вертолетному холдингу, при выходе на IPO не столь важным фактором будет являться правовая структура компании: будет ли она единой компанией, перешедшей на «единую акцию», или же будет оставаться в форме нескольких юридических

Рис. 2. Выстраивание структуры ОАО «Вертолеты России» в соответствии с этапами жизненного циклам

важно, чтобы компания занималась профильным для нее бизнесом, который был бы понятен внешним заинтересованным пользователям

лиц. Важно, чтобы компания занималась профильным для нее бизнесом, который был бы понятен внешним заинтересованным пользователям.

Для ОАО «Вертолеты России» профильным бизнесом является продажа полного цикла жизни вертолета, что включает в себя:

1) разработка вертолета (в первую очередь работы по НИОКР);

2) производство вертолета;

3) обучение летного состава;

4) гарантийное обслуживание и ремонт;

5) послегарантийное обслуживание (в том числе поставка запасных частей).

Именно исходя из логики вышеперечисленных этапов жизненного цикла изделий должна быть сформирована структура компании (см. рис. 2 на с. 103).

Выделение

непрофильных активов

Не секрет, что предприятия, из которых состоит российская вер-то летостроительная отрасль, имеют существенный, оставшийся в наследство, объем социальной нагрузки, являются градообразующими, с соответствующими непрофильными видами бизнеса: предоставление коммунальных услуг, производство товаров народного потребления и т.д. Таким образом, для получения профильного вертолетного бизнеса необходимо оптимизировать цепочку создания стоимости: провести реорганизацию каждого из элементов холдинга. Вместе с тем выделение непрофильных бизнесов должно осуществляться согласно конкретному вектору, в качестве которого может быть выбран вектор аутсорсинга.

В своей статье «Выделение непрофильных активов как инструмент реализации бизнес-стратегии» авторы И. Замятин и О. Шевченко

Рис. 3. Схема выделения непрофильных бизнесов

Предприятие 1

Предприятие 2

Профильный бизнес

ХОЛДИНГ

Ж А А

Сервисное предприятие «по обслуживанию всех»

Сервисное предприятие «по обслуживанию всех»

Бизнес 1

Бизнес 2

Бизнес 3

Рис. 4. Схема выделения непрофильных бизнесов в рамках холдинговой структуры

Предприятие 1

| Предприятие 2 |- - -, - -

Профильный бизнес

Профильный бизнес ХОЛДИНГ

Сервисное предприятие «по обслуживанию всех»

Сервисное предприятие «по обслуживанию всех»

1-к

А А А

Бизнес 1

Бизнес 2

1гт

Инвестор 1

Инвестор 2

Инвестор 3

Рис. 5. Схема выделения непрофильных бизнесов в рамках холдинговой структуры с географически распределенной структурой активов

приводят следующую схему выделения профильных бизнесов на уровне отдельных бизнес-единиц (см. рис. 3 на с. 104): В случае холдинговых компаний данная схема может быть модифицирована, как показано на рис. 4 (см. выше).

Реструктуризация бизнеса

Следует отметить, что применительно к ОАО «Вертолеты России» вышеуказанная схема может быть использована в ограниченном масштабе, в связи с тем, что холдинг характеризуется большой географической рассредоточенностью

Бизнес 3

активов. Если учитывать данный фактор, то в схему необходимо вносить дополнительные изменения (см. рис. 5 на с. 105), касающиеся возможности продажи выделяемых непрофильных активов, либо поиска инвесторов регионального масштаба, готовых развивать непрофильные для вертолетост-роительной отрасли бизнесы, при условии их потенциальной экономической рентабельности. Немаловажным этапом реализации программы развития вертоле-тостроительной отрасли является реструктуризация бизнеса с целью построения понятной и прозрачной структуры холдинга. Одним из возможных вариантов указанной реструктуризации может являться синхронизация этапов жизненного цикла выпускаемого продукта с организационной структурой с выделением непрофильных бизне-сов в отдельные бизнес-единицы.

Литература

1. Указ Президента РФ от 29.11.2004 № 1483 «О внесении изменений в перечень стратегических предприятий и стратегических акцио-

нерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. № 1009».

2. Структура корпорации ОАО «ОПК «Оборонпром». // Официальный сайт ОАО «ОПК «Оборонпром». (Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.oboron prom.com/show.cgi?/corporation/ structure.htm.

3. В уставной капитал ОПК «Оборонпром» передаются акции ряда вертолетостроительных предприятий России. // Новости ВПК. (Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://vpk.name/ news/8754_v_ustavnoi_kapital_ opk_oboronprom_peredayutsya_ akcii_ryada_vertoletostroitelnyih_ predpriyatii_rossii.html.

4. Замятин И., Шевченко О. Выделение непрофильных активов как инструмент реализации бизнес-стратегии. // Корпоративный менеджмент. (Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.cfin.ru/management/strategy/ orgstr/noncore_assets.shtml.

Zheltikov S.S.

Post-graduate student, Department of Economics, Novosibirsk State University, Adviser of Managing Director, Head of Financial Department,

«Ulan-Udensky Aviatsionny Zavod» («Ulan-Ude Aircraft Works») OJSC

Holding Reorganization in the helicopter engineering industry

_Abstract

The article considers a way of a holding reorganization in the helicopter engineering industry taking into account special features of the corresponding product life cycle.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.