СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ В РФ НА ПРИМЕРЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация. Статья посвящена злободневной проблеме улучшения делового климата и созданию максимально благоприятных условий для привлечения инвесторов в регионы РФ. Анализируются создание и перспектива деятельности специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами по принципу «одного окна» (региональные институты развития) на примере Корпорации развития Тульской области. В статье сформулированы основные проблемы в работе региональных институтов развития (РИР) и дано предложение по развитию деятельности РИР.
Ключевые слова: привлечение инвестиций, региональные институты развития, Тульская область, Корпорация развития Тульской области, деловой климат.
CURRENT SITUATION AND PERSPECTIVES OF REGIONAL INSTITUTES OF DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION. (TULA REGION)
Annotation. The article focuses on vital problem of improving the business climate and creating the most favorable conditions to attract investors in the Russian Federation regions. Establishment of specialized organizations is being analyzed for the promotion of investments on the basis of the principle «one window» (institutes of the regional development) taking as an example Tula Region Development Corporation. Identified the key problems of regulation of the institutes of the regional development and proposal for the further prospectives of this kind of institutions is given. Keywords: attraction of investments, institutes of regional development, Tula Region, Tula Region Development Corporation, business climate.
В современных подходах к экономическому росту ученые-экономисты каждый по своему трактуют пути ускорения и стабилизации экономического роста. В любом случае интересующий нас рост экономики РФ невозможен без ее модернизации, а модернизация российской экономики заключается, в первую очередь, в обновлении ее промышленности на качественно новой технологической основе. Опыт стран-технологических лидеров, показывает, что переход к пятому, а тем более к шестому технологическому укладу невозможен без проведения активной государственной промышленной политики в новой инвестиционной и институциональной областях.
Президент РФ В.В. Путин на совместном заседании президиума Государственного совета и консультативной комиссии Госсовета, посвященном мерам по повышению инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации 12 ноября 2016 г. в Ярославле, отметил: «За последние годы был принят целый ряд мер для улучшения инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Сформирована соответствующая законодательная база, в целом реализованы «дорожные карты» Национальной предпринимательской инициативы, запущен национальный рейтинг инвестиционного климата в регионах. Позитивные изменения в инвестиционном климате отмечают и сами предприниматели, и авторитетные эксперты, в том числе и наши зарубежные коллеги. Так, в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса (Doing Business) Россия заняла в этом году 40 место, поднявшись еще на 11 позиций. В целом это уже очень достойное место» [3]. Вот почему в современных экономических условиях вопрос об организации эффективного взаимодействия публичной власти и бизнеса на региональном уровне является одним из приоритетных. От того, насколько представители бизнеса и власти в институциональном плане доверяют друг другу, зависит во
УДК 338.49 Ф.Ф. Шарипов Р.Ш. Равилова П.А. Шейка
Fanis Sharipov Renata Ravilova Pavel Sheyka
© Шарипов Ф.Ф., Равилова Р.Ш., Шейка П.А., 2016
многом успех реализации любых проектов. Поэтому сегодня перед всеми регионами Российской Федерации стоит задача по улучшению делового климата и созданию максимально благоприятных условий для инвесторов.
В целях решения вышеуказанных задач в каждом субъекте Российской Федерации был внедрен региональный инвестиционный стандарт, разработанный Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов (далее - АСИ). В рамках указанного стандарта предусмотрено создание специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами по принципу «одного окна» (региональные институты развития - РИР). Практически во всех регионах такие организации были созданы и сегодня успешно функционируют [6]. Создание РИР было обусловлено необходимостью сосредоточить в «одних руках» функции по привлечению и сопровождению инвестиционных проектов, создать «единое окно» для инвесторов, а также обеспечить новых инвесторов внешней инженерной и транспортной инфраструктурой в сжатые сроки и в нужных объемах за счет применения Федерального закона № 223-Ф3 от 18 июля 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [1]. Как показала практика, во многих регионах органы власти в силу законодательных ограничений не могли эффективно справляться с этими задачами. С институциональной точки зрения РИР являются особым видом организаций, созданных в форме акционерных обществ, учреждений или некоммерческих организаций, которые являются «посредниками» между властью и бизнес-структурами и обеспечивают их эффективное взаимодействие. Эволюция РИР привела к тому, что они стали представлять собой некий квазигосударственный сектор, специализирующийся на создании оптимальных условий для ведения бизнеса и инфраструктуры индустриальных парков и технопарков. В отличие от органов исполнительной власти РИР способны быстрее адаптироваться к изменяющейся внешней среде и, соответственно, эффективнее решать поставленные задачи по привлечению и сопровождению инвесторов [2].
В качестве успешного примера создания благоприятного инвестиционного климата и ускорения социально-экономического развития предлагаем рассмотреть опыт Тульской области. Начнем с того, что выгодное географическое положение Тульской области подкреплено лидерством в динамике показателей, характеризующих качество дорожной сети - хорошо развитая транспортная система, которая состоит из 1884 км железных дорог широкой колеи и 6670 км автомобильных трасс с твердым покрытием. Тула - крупный железнодорожный узел, связанный с Москвой, Санкт-Петербургом, городами Урала, Калугой, Ельцом, Воронежем, черноморскими курортами, курортами и здравницами Крыма и Кавказа и др. Вместе с этим, территорию области пересекают важные автомобильные магистрали федерального значения: М2 «Крым», М4 «Дон» и трассы республиканского значения: Калуга - Тула - Михайлов - Рязань, Калуга - Перемышль - Белев - Орел [4]. Тульская область, имея диверсифицированную структуру экономики, является одним из крупнейших промышленных центров России. В последние годы Тульская область находится в числе регионов-лидеров по динамике макроэкономических показателей. Так, рост промышленного производства за 2015 г. составил 111,9 % (2 место в ЦФО и 7 - в России), имеется положительная динамика по объему инвестиций в основной капитал, вводу жилых домов в эксплуатацию на фоне отрицательных и «нулевых» показателей в целом по России. Валовой региональный продукт в 2015 г. по оценке составил более 456 млрд руб., рост к уровню 2010 г. - на 92 % (в действующих ценах). Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 453,6 млрд руб. за 5 лет, рост на 47,7 % (в действующих ценах). Темпы роста фактических доходов консолидированного бюджета за период 2011-2015 гг. - Тульская область занимает 2-е место в Центральном федеральном округе (ЦФО). Индекс промышленного производства увеличился за 5 лет на 64,3 %. Это 2-е место в ЦФО, 4-е место в России. Основу экономики Тульской области сегодня составляет обрабатывающая промышленность, ядро которой - современные высокотехнологичные предприятия оборонно-промышленного комплекса,
химической отрасли, металлургии, машиностроения, индустрии стройматериалов и пищевой промышленности. На территории региона активно работают такие всемирно известные компании, такие как: ОАО «КБП», Cargill, Unilever, PG, Knauf, SCA, ОАО МХК «Еврохим», ПАО «Тулачермет». На начало января 2016 г. в Тульской области было зарегистрировано и работало 361 совместное предприятие с участием иностранного капитала, что является весьма почетным третьим результатом в ЦФО. В этой сфере трудится 53,0 тыс. чел. (четвертое место), денежный оборот за прошлый год -298,3 млрд руб. (пятая строка в ЦФО). Кризис и введение санкций никак не сказались на этих показателях. Иностранные инвесторы продолжают развивать филиалы своих компаний на тульской земле. Основные сферы экономики, куда они вкладывают средства - пищевая отрасль, бытовая химия, строительные материалы, добыча полезных ископаемых. Как правило, основными иностранными инвесторами в Тульской области выступают Германия, США и Швейцария [5].
C целью создания благоприятного инвестиционного климата и привлечения инвестиций в экономику региона правительством Тульской области в 2013 г. была создана АО «Корпорация развития Тульской области» (далее - Корпорация). Сегодня основными направлениями деятельности Корпорации являются: создание инфраструктуры и управление индустриальными парками и особой экономической зоной «Узловая», привлечение инвесторов в регион, сопровождение инвестиционных проектов на всех этапах жизненного цикла по принципу «одного окна», развитие государственно -частного партнерства, помощь предприятиям и организациям в поиске партнеров для развития бизнеса, продвижение бренда и инвестиционного потенциала региона. За 4 года в Тульской области при содействии Корпорации реализовано 49 крупных инвестиционных проектов на общую сумму почти 100 млрд руб. По результатам деятельности Корпорации сохранился стабильный ежегодный прирост инвестиций в регионе, создаются новые промышленные площадки. В текущем году было заключено более 20 инвестиционных соглашений с потенциальными инвесторами. Сегодня Корпорация реализует ряд проектов, основной целью которых является ускорение социально-экономического развития Тульской области. Наиболее важными проектами являются: создание индустриального парка «Узловая», особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Узловая», комплексное освоение территории «Новая Тула». В 2015 г. АСИ признало АО «Корпорация развития Тульской области» лучшей специализированной организацией по работе с инвесторами и включило опыт Корпорации в сборник лучших практик.
Такие успехи стали возможны благодаря эффективно выстроенным коммуникациям с органами власти различных уровней, представителями бизнеса, федеральных институтов развития и некоммерческими организациями. Одновременно была выстроена четкая внутренняя структура Корпорации, которая состоит из следующих основных блоков: привлечение и сопровождение инвестиционных проектов, аналитика, правовое обеспечение, проектирование и строительство, финансы, управление делами. В Корпорации внедрена матричная система управления реализацией приоритетных проектов, при которой за каждым сотрудником инвестиционного блока закреплены определенные отрасли экономики или/и комплексные инвестиционные проекты. В режиме «одного окна» Корпорация оказывает полный спектр консультационных услуг, начиная от помощи в регистрации юридического лица и подбора площадки, и заканчивая получением различных согласований и разрешений, обучения персонала, оформления иностранной рабочей силы, содействия в поиске партнеров и рынков сбыта, обеспечения максимально быстрого прохождения административных процедур. Корпорация также принимает активное участие в работе по развитию государственно-частного партнерства в регионе. В настоящее время на территории Тульской области реализуется свыше 20 таких проектов в форме концессионных соглашений.
Необходимо отметить, что проекты государственно-частного партнерства являются своего рода «лакмусовой бумажкой», позволяющей определить эффективность взаимодействия публичной
власти и бизнеса. Именно такие проекты реализуются при максимальном уровне тесноты взаимодействия бизнеса и власти. В те регионы, где не созданы благоприятные условия, не оказывается поддержка инвесторам, бизнес никогда не придет. Благодаря, в том числе, эффективной работе Корпорации Тульская область в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в 2016 г. Тульская область заняла 4 место [6].
Однако, несмотря на такие достижения, имеются и серьезные системные сложности, с которыми приходится сталкиваться РИР в процессе своей деятельности. С одной стороны, целью создания РИР является эффективное решение государственных задач в сфере инвестиционной деятельности, выраженных в снятии инфраструктурных ограничений развития территорий и устранении излишних бюрократических барьеров для инвесторов и бизнеса в целом. Но с другой стороны, в соответствии с действующим законодательством, РИР являются обычными коммерческими и некоммерческими организациями и учреждениями, работающими на общих основаниях.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются в настоящее время РИР: недостаточное финансирование их деятельности за счет бюджетных источников, отсутствие законодательно закрепленного права для таких организаций на налоговые льготы, ограничения в земельном законодател ь-стве, связанные с невозможностью передавать РИР без торгов земельные участки для создания «зон развития», отсутствие конкретных показателей эффективности деятельности РИР и неопределенность их роли в правовом поле Российской Федерации, ограниченные возможности РИР по эффективной работе с естественными монополиями и государственными компаниями, что приводит к существенным задержкам даже при обеспечении государственных индустриальных парков необходимой инфраструктурой.
На наш взгляд, сегодня назрела необходимость законодательно закрепить особый статус РИР и обозначить четкие цели и регламентами их деятельности. Такой законодательно урегулированный статус позволил бы снять ряд правовых ограничений на федеральном уровне и серьезно повысить эффективность их деятельности, перейти от «ручного» управления к системному, основанному на планируемых показателях . Несмотря на указанные проблемные аспекты, РИР зарекомендовали себя как эффективный инструмент взаимодействия власти и бизнеса, способствующий реализации проектов комплексного развития территории и реализации приоритетных инвестиционных проектов с меньшими временными и финансовыми затратами.
Библиографический список
1. Бодрунов, С. Д. Реиндустриализация российской экономики: императивы, потенциал, риски / С. Д. Бодру-нов, Р. С. Гринберг, Д. Е. Сорокин // Экономическое возрождение России. - 2013. - № 1. - С. 19-49.
2. Потенциал Тульской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.tularegion.ru/tula/about/ (дата обращения : 10.11.2016).
3. Региональный стандарт, рейтинг инвестиционной привлекательности [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://investstandart.ru (дата обращения : 21.11.2016).
4. Рейтинг регионов [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://myslo.ru/news/politics/2015-08-26-tulskaya-oЫast-stala-Иderom-tsfo-po-indeksu-promisЫennogo-pшizvodstva (дата обращения : 14.11.2016).
5. Совместное заседание президиума и консультативной комиссии Государственного совета о мерах по повышению инвестиционной привлекательности регионов [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.kremlin.ru/events/president/news/53245 (дата обращения : 10.11.2016).
6. Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // СЗ РФ. - 2011.