Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 26 (207).
Экономика. Вып. 28. С. 77-80.
А. А. Хисамова
современное состояние развития земельных отношений
в республике Башкортостан
Рассматриваются состояние и использование земель сельскохозяйственного назначения Республики Башкортостан, а также развитие земельных отношений в регионе. Проведен анализ законодательного обеспечения отношений землепользования в сельском хозяйстве. Дана оценка использования основного механизма реализации права на земельную собственность — земельного налога.
Ключевые слова: земельные отношения, земли сельскохозяйственного назначения, земельный налог, налогообложение, эффективность, земельная собственность, рента.
Продовольственная безопасность России и каждого входящего в нее региона, выживаемость сельского товаропроизводителя, удовлетворение спроса населения на продукты питания зависят от многих объективных и субъективных факторов, главным среди которых по праву считается земля.
За годы рыночных преобразований в экономике России эффективность использования земли в сельском хозяйстве снизилась, о чем свидетельствуют данные табл. 1.
Из таблицы видно, что рентабельность производства сельскохозяйственной продукции в России с 1990 по 2007 г. снизилась с 37 до 16 %, или на 21 процентных пункта. Объемы производства основных видов сельскохозяйственной продукции сократились. Так, в 2007 г. по сравнению с 1990 г. объем произведенного молока на 1 га сельскохозяйственных угодий уменьшился
на 0,93 ц, или на 47,4 %, мяса — на 0,19 ц, или на 57,3 % [2].
С каждым годом сокращаются площади сельскохозяйственных угодий и пашни. Распахан-ность сельскохозяйственных угодий практически не изменялась. Сокращение площади пашни сопровождалось уменьшением объемов производства зерна. За рассматриваемый период производство зерна на 1 га пашни уменьшилось с 8,8 до 5,4 ц, или на 38,4 %. Проведенный анализ показал, что за годы проведения земельной реформы эффективность использования земли снизилась.
Основной причиной неэффективного использования земли в сельскохозяйственном производстве является отсутствие достаточного опыта в проведении земельных преобразований и составлении законодательных актов. Кроме того, за годы проведения земельной реформы
Таблица 1
Эффективность использования земель сельскохозяйственного назначения
в российской федерации*
Показатель Годы 2007 г.
1990 1995 2000 2005 2006 2007 в % к 1990 г.
Площадь сельскохозяйственных угодий, млн га 209,8 171,2 157,6 137,9 133,9 131,3 62,6
Площадь пашни, млн га 129,0 113,2 101,6 88,8 82,3 80,6 62,5
Распаханность сельскохозяйственных угодий, % 61,5 66,1 64,5 64,4 61,5 61,4 -0,1
Произведено молока на 1 га сельскохозяйственных угодий, ц 1,97 1,26 0,96 1,01 1,06 1,04 52,6
Произведено мяса на 1 га сельскохозяйственных угодий, ц 0,33 0,16 0,11 0,12 0,13 0,14 42,7
Произведено зерна на 1 га пашни, ц 8,80 4,90 5,48 7,01 7,14 5,42 61,6
Рентабельность, % 37,0 2,0 7,0 8,0 10,0 16,0 -21,0
* Российский статистический ежегодник : стат. сб. М. : Росстат, 2008. С. 444.
не был сформирован эффективный механизм реализации земельной собственности, и, соответственно, механизм рентного регулирования сельскохозяйственного производства, отражающий рыночные условия ведения расширенного воспроизводства. Рентное регулирование осуществляется при помощи специальных механизмов, где в качестве экономических регуляторов выступает земельный налог, арендная плата и цена земли. Данные регуляторы действуют на единой рентной основе и направлены на усиление мотивации сельскохозяйственных товаропроизводителей для ведения расширенного воспроизводства и активизации их инвестиционной деятельности. Одним из главных экономических механизмов реализации земельной собственности является земельный налог.
В зарубежных странах существуют различные методы расчета налога на сельскохозяйственные угодья. Земельный налог может использоваться в качестве инструмента сельскохозяйственной политики, регулирующего доходы на фермах. Благодаря специальной системе оценки стоимости земли в Германии, Франции, Италии и Бельгии фермеры оказываются в благоприятном положении. Так, в Германии законодательством предусмотрено проведение переоценки земли раз в пять лет, однако на деле этот интервал гораздо продолжительнее. В Дании начисление земельного налога основывается на стоимости земли, регулярно подвергающейся переоценке в связи с колебаниями на рынке земельных ресурсов. Здесь земельный налог может стать слишком высоким для землевладельцев, в частности, в тот период, когда цены на землю растут быстрее, чем доходы фермеров.
Принципы налогообложения земли в Российской Федерации складывались в условиях отсутствия рыночного оборота земельных участков. Поэтому уровень налогообложения, установленный законодательством, далеко не всегда учитывал реальную ценность земель, вследствие чего система платного землепользования не выполняла в должной мере две свои главные функции — фискальную и регулирующую. Федеральным законом от 29.11.2004 № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании
утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» установлен новый порядок налогообложения, который предусматривает исчисление земельного налога в процентном отношении от кадастровой стоимости земельных участков [1].
В соответствии с принятым законодательством органы местного самоуправления получили право самостоятельно регулировать налоговую нагрузку и уровень доходов от использования земельных участков.
С 1 января 2006 г. нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований были установлены налоговые ставки на землю, которые в соответствии со статьей 394 главы 31 Налогового кодекса РФ не могут превышать 0,3 % от кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства.
Республика Башкортостан как один из успешно развивающихся регионов Российской Федерации обладает уникальными по качеству и достаточными по количеству земельными ресурсами.
На 1 января 2009 г. в ведении сельскохозяйственных предприятий Республики Башкортостан находилось около 4 млн га сельскохозяйственных угодий, из них 63,6 % составляла пашня; 12 % — сенокосы; 24,4 % — пастбища.
Представляет интерес динамика состава и структуры сельскохозяйственных угодий в сельскохозяйственных организациях Республики Башкортостан за годы проведения земельной реформы — период с 1995 по 2008 г. (рисунок).
Как видно из рисунка, за период с 1995 по 2000 г. площадь сельскохозяйственных угодий в республике увеличилась на 71,5 тыс. га, или на 1,3 %. Начиная с 2001 по 2008 г., наблюдается сокращение площади сельхозугодий с 5 377,4 до 4 031,5 тыс. га, или на 25 %. С 1995 по 2005 г. произошло уменьшение доли пашни в общей площади сельскохозяйственных угодий, при этом удельный вес сенокосов и пастбищ увеличился. Уменьшение доли пашни связано с ростом промышленного и внутрихозяйственного строительства, посадкой полезащитных и других насаждений, а также с расширением земель населенных пунктов по распоряжениям
Площадь, тыс. га 6000
2,7
5000
4000
3000
2000
1000
0
2,1
8,0
942,2 1178,0 1199 2
339,9
4051,6
8,8
1189,0
539, £
| 582,8 521,0
3645,0 3649,2 3448,5
7,1
3,2
3119,7 2
5,1
1272,6 1271 9 ^14Д 614,5
3,8
1210,5 Ц56,9
2,5
1046,6
577,9 570,1 527 д
791,8 2
748,8 2
680,6 2
ОД
981.8
483.9
565,7
1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Пашня Сенокосы Пастбища Многолетние насаждения
Динамика состава и структуры сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных организаций Республики Башкортостан
Годы
Правительства РБ. Распаханность сельскохозяйственных угодий с 2006 по 2008 г. увеличилась на 2,7 процентных пункта [3].
Территория Республики Башкортостан разделена на 54 административных района, отличающихся друг от друга природно-климатическими и почвенно-географическими условиями.
В каждом районе условия землепользования имеют свои особенности. В зависимости от площади сельскохозяйственных угодий (земли, систематически используемые для производства сельскохозяйственной продукции); ставки земельного налога; урожайности зерновых культур; удаленности предприятий от пунктов реализации продукции изменяется и земельный налог.
Изменения площади и структуры сельскохозяйственных угодий, показанные на рисунке, сопровождались изменением налоговых ставок и величины взимаемого земельного налога. В табл. 2 приведена динамика ставок налога на землю и размера земельного налога за 19952008 гг. в Республике Башкортостан.
Несмотря на сокращение площади сельскохозяйственных угодий (на 24 %), в период с 1995 по 2008 г. наблюдается увеличение суммы земельного налога в 3,5 раза, что объясняется изменениями в налоговом законодательстве, связанными, прежде всего, с повышением налоговой ставки в 20 раз.
Земельный налог играет важную роль в обеспечении равных возможностей хозяйствования
для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей. Он реализуется путем изъятия земельной ренты у сельскохозяйственных производителей, имеющих относительно лучшие условия. Действующая методика определения ставок земельных платежей как в Российской Федерации, так и в Республике Башкортостан недостаточно обоснована и нуждается в совершенствовании. Недостатки кадастровой оценки не позволяют в полной мере учитывать в земельных платежах ренту, что негативно отражается на заинтересованности собственников и арендаторов в ведении эффективного сельскохозяйственного производства, а следовательно, и более рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.
Эффективное функционирование экономического механизма рентного регулирования также во многом зависит от того, насколько эффективно осуществляется перераспределение земельных платежей. Согласно действующему законодательству, полученные от земельного налога средства направляются на финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторингу, охране земель, повышению плодородия, освоению новых земель, а также по инженерному и социальному обустройству территорий для нужд собственников.
Оптимизация структуры поступления земельных платежей, а также структуры распре-
Таблица 2
динамика земельного налога по республике Башкортостан*
Год Площадь сельскохозяйственных угодий, тыс. га Ставка земельного налога, р./га Земельный налог, тыс. р.
1995 5 336,4 2,60 8 214
2000 5 407,9 13,92 12 935
2001 5 377,4 13,92 23 786
2002 5 186,1 27,84 32 811
2003 5 013,5 23,78 46 505
2004 4 836,4 23,78 147 067
2005 4 585,3 27,14 68 822
2006 4 479,6 30,30 50 480
2007 4 257,6 52,79 45 327
2008 4 031,5 52,79 29 162
2008 г. в % к 1995 г. 76 в 20 раз в 3,5 раза
* Рассчитано автором по данным годовых бухгалтерских отчетов сельскохозяйственных предприятий Республики Башкортостан.
деления этих бюджетных средств заинтересует сельскохозяйственных товаропроизводителей в более рациональном использовании земель сельскохозяйственного назначения, повысить качество используемой земли, что непосредственно окажет влияние и будет способствовать росту эффективности сельскохозяйственного производства.
Список литературы
1. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Республике Башкортостан. Уфа, 1999-2009.
2. Российский статистический ежегодник : стат. сб. М., 2009. 795 с.
3. Сельское хозяйство Республики Башкортостан : стат. сб. Уфа, 2009 г. 118 с.