DOI 10.24412/cl-37234-2024-1-451-460
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В НЕПРИЗНАННЫХ СТРАНАХ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
С.К. Мелкумян, Г.С. Петросян
Российско-Армянский (Славянский)университет Институт экономики и бизнеса (ИЭБ) sonmelkumyan77@gmail.com, gayane.petrosyan@rau.am
АННОТАЦИЯ
В современном мире в большинстве случаев объектами международных и региональных конфликтов являются непризнанные или частично признанные государства. Эти страны прилагают все усилия для развития, и в конечном итоге получения международного признания, однако вышеуказанные процессы сопровождаются военными конфликтами, связанными с неопределенным статусом таких стран. Актуальность темы очевидна, поскольку существование ряд стран, которые не признаны со стороны мирового сообщества, является тормозящим фактором для развития туризма. В связи с этим важно проанализировать проблемы развития туризма в непризнанных странах, а также современное состояние развития туризма в этих странах в послевоенный период. Главная цель статьи - изучить экономическое состояние и перспективы развития туризма в непризнанных странах в послевоенный период.
Ключевые слова: непризнанные государства, туризм, международные конфликты, международное признание.
Введение
Международные конфликты возникают по разным причинам: религиозным, экономическим, геополитическим. Одна из сфер, на которую международные конфликты оказывают существенное негативное воздействие - это туризм1 . Индустрия туризма подразумевает обеспечение безопасных и комфортных условий для туристов, поэтому развитию туристической деятельности во многом мешает нестабильная политическая ситуация.
Сфера туризма двигается вперед, естественно, охватывая современные открытия и тенденции, при этом упрощая условия путешествий. Однако даже сегодня, в эпоху открытости и глобализации, не всем доступна возможность путешествовать по желаемым направлениям без каких-либо препятствий. Эти препоны связаны с политическими и военными рисками, а такого рода угрозы
1 Сардак С.Э., Реукова А.О., Турко В.И. Международные конфликты и туризм: характеристика, взаимосвязь, развитие // «Инфраструктура рынка», 2019. СС. 53-55.
во многом бывают в тех странах, которые не считаются субъектами международного права, и, по сути, их участие в процессах глобализации ограничено.
В мире существуют многочисленные политические образования, которые, несмотря на то, что имеют стабильность в управлении и точное географическое местоположение, не признаются со стороны суверенных стран2. Такие страны называются «непризнанными»; есть и частично признанные государства, согласно С. Маркедонову, частично признанные страны - это не признанные ООН, но признанные государствами-членами ООН страны. Способы возникновения непризнанных стран различны: они могут возникать в многонациональных странах, в основном, в результате сепаратистских движений или из-за передела национально-государственных границ3. Международное право не дает определенных норм в формировании и существовании непризнанных стран. В появлении непризнанных государств есть два аспекта: с одной стороны, каждый народ имеет право на самоопределение, но, с другой, сепаратистские движения противоречат принципу территориальной целостности.
Главными проблемами, с которыми сталкиваются непризнанные государства являются вооруженные конфликты. То обстоятельство, что эти страны не признаются международным сообществом, мешает им восстанавливаться после частых региональных конфликтов. Учитывая то, что большинство непризнанных государств возникло именно в ходе вооруженных конфликтов, то и решения нынешних проблем нужно искать в истоках.
Объектом изучения являются непризнанные государства, перед которыми стоят преграды на пути развития экономики, и, если принять во внимание тот факт, что во многих странах доля туризма в экономике превышает долю других сфер, то изучение возможностей развития туризма в непризнанных странах актуальна как никогда. Главной целью данной статьи является изучение состояния туризма в тех странах, которые не считаются объектами международного права и в которых есть большая вероятность военных конфликтов.
Материалы и методы
Туризм, пройдя долгий путь становления и развития, уже сегодня включает в себя все больше дестинаций, которые разбросаны чуть ли не по всей карте мира. Путешествия с разными целями стили частью культурной жизни
2 Братерский М.В., Скриба А.С., Сапогова А.И. Борьба за признание или повышение статуса: условия устойчивости и развития непризнанных государств (на примере Евразии) // «Вестник международных организаций», № 3, 2021. СС. 204-206.
3 Соколов С.Н. Классификация непризнанных и частично признанных государств мира // «Познание стран мира: история, культура, достижения», № 2, 2013. СС. 25-26.
и в непризнанных государствах. На территориях многих непризнанных стран находятся неоценимые природные и культурные ресурсы, которые привлекают туристов, однако они недоступны из-за политического положения данной страны. На протяжении многих веков, в процессе становления туризма как полноценной системы, всегда существовали проблемы и риски в обеспечении безопасных условий для путешествий, поэтому важны примеры тех стран, которые, несмотря на свой непризнанный статус или же риски военных действий, смогли развить туризм и поддержать экономику страны. Будут представлены и противоположные примеры, когда государства не смогли восстановиться после военных конфликтов.
Начнем с того, что современный этап развития туризма начался после Второй мировой войны. Именно после войны, несмотря на массовые разрушения и «потрясения», многие страны доказали возможность восстановления и показали пути развития в послевоенный период, став тем самим примером для других государств. К примеру, в Западной Германии после Второй мировой войны реализовали модель социального государства, за счет чего происходило перераспределение ресурсов в пользу широких социальных слоев. Это сказалось и на развитии туризма, потому что поездки в отпуск впервые в истории стали доступны для широких слоев общества. Возник потенциальный спрос на туристические поездки, т.к. появился новый платежеспособный средний класс, что и это, в свою очередь, повлекло за собой развитие гостиничных, транспортных инфраструктур. Многие компании успешно разрабатывали тур-пакеты и договаривались с производителями услуг4.
Западная Германия, или Федеративная Республика Германия, тогда считалась непризнанной, а точнее, после Второй мировой войны возникла своеобразная группа государств, в состав которой входили так называемые «взаимно непризнанные» страны: ФРГ и ГДР (Германская Демократическая Республика), Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) и Республика Корея, Китайская Народная Республика (КНР) и Тайвань и т.д. Из вышеперечисленных государств остановимся на Тайване, который до сегодняшнего дня не имеет международного признания и сохраняет статус «частично признанной» страны. В 1970-е годы почти все «взаимно непризнанные государства», некоторые объединившись, а некоторые и по отдельности, стали членами ООН, но Тайвань стал исключением и перешел тогда в число непризнанных стран5.
4 Кужель Ю.Л. География туризма: Центральная Европа. М., 2023. СС. 60-61.
5 Добронравин Н.А. Непризнанные государства в «серой зоне» мировой политики: основы выживания и правила суверенизации, СПб, 2011. СС. 41-42.
История частично признанного Тайваня является одним из немногих примеров, когда страна не «рвется» к полному признанию со стороны международного сообщества, а, скорее, пытается поддержать нынешний статус-кво. Несмотря на ясные и прямые угрозы со стороны КНР, президент Тайваня Цай Инвэнь не раз выступала против сближения с материком, и ясно высказывалась за сохранение существующего статуса6. Все это, впрочем, и дает возможность непрерывно развиваться в мирном статусе. Тайвань активно сотрудничает со многими странами, и, несмотря на ограничения участия в некоторых мероприятиях со стороны ООН, нашел альтернативные способы для «участия» в них: в частности, Тайвань делает пожертвования в адрес Всемирной Организации Здравоохранения и проводит разные мероприятия с присутствующими на сессиях зарубежными делегатами7.
Однако перейдем к тем непризнанным странам, которые находятся на постсоветском пространстве, и нынешние конфликты в этих странах непосредственным образом связаны с неразрешимыми проблемами системы СССР. На постсоветском пространстве сейчас де-факто существуют Республика Абхазия, Приднестровская Молдавская Республика, Южная Осетия. Туризм в этих странах отчасти связан с политическими проблемами, т.к. эти страны именно из-за политических причин имеют проблемы с привлечением инвестиций, обеспечением безопасности и развитием средств массовой ком-муникации8. Но, с другой стороны, эти де-факто страны своими ограниченными ресурсами предоставляют туристам туристические продукты и услуги относительно низкой стоимости и становятся альтернативными дестинациями среди повторяющихся направлений. Непризнанные страны еще и применяют современные тенденции развития туризма, таким способом выявляя и более массово представляя свои туристические ресурсы.
Приднестровье, несмотря на то, что как по числу туристов, так и по доле туризма в ВВП уступает и Абхазии, и НКР (по данным 2018г.), имеет наиболее спокойную обстановку и низкие риски военной эскалации. Благодаря этому, президентская программа по развитию туризма, разработанная с начала 2010-
6 Тайвань уплывает от Китая: https://www.vedomosti.ru/opinion/artides/2016/01/21-/624836-taivan-ot-kitaya
7 Лексютина Я.В. Стратегия и тактика внешней политики Тайваня в условиях обострения напряженности с Китаем // «Международная аналитика», 13 (4), 2022. СС. 82.
8 Голунов С.В., Зотова М.В. Въездной туризм в постсоветских де-факто государствах // Известия РАН. Сер.: «Географическая», № 5, 2021. С. 700.
х гг., непрерывно и без преград работает и дает результаты: в частности, восстановление памятников, открытие информационного центра для туристов, развитие инфраструктур и т.д.
Примеры непризнанных стран на постсоветском пространстве показывают, что даже создание привлекательных туристических дестинаций не гарантирует успешного развития туристического бизнеса, поскольку сохраняются условия неопределенности и высокие военно-политические риски. И эти угрозы могут моментально изменить ситуацию, которая казалась довольно стабильной, как собственно и произошло после событий 2020 года в Республике Арцах. В Сахарской Арабской Демократической Республике, Кашмире и Сомалиленде также сохраняется нестабильная военно-политическая обстановка, из-за чего число иностранных туристов не превышает 1 тыс. человек в год, но, с другой стороны в этих странах развит экстремальный и военный туризм9. То есть основным барьером, препятствующим успешному развитию туристического бизнеса, которым непризнанные страны отличаются от других государств, является риск возобновления военных действий. В связи с этим важно рассматривать деятельность непризнанных или частично признанных стран в рамках мирохозяйственных связей. Мировые хозяйственные связи предполагают хозяйственно-экологические связи между субъектами национальных объединений и организаций с целью получения экономических преимуществ на мировом рынке. Эти связи реализуются в нескольких формах:
• торговля услугами;
• движение капиталов;
• миграция рабочей силы;
• обмен технологиями;
• кредитные отношения.
Рассмотрим проявление вышеуказанных форм мирохозяйственных связей на примере трех частично-признанных стран: Абхазия, Южная Осетия и Косово. Каждая из этих стран в течение своего существования поддерживала мирохозяйственные связи с определенными суверенными странами: в случае Абхазии и Южной Осетии - это Россия, а у Косово, которая находилась под покровительством ООН, были более широкие возможности международной экономической интеграции. Правда, в этих связях возникают и проблемы.
9 Голунов С.В., Зотова М.В. Въездной туризм в постсоветских де-факто государствах // Известия РАН, сер.: «Географическая», № 5, 2021. СС. 705-707.
Например, сейчас возникли такие проблемы, которые связаны с экономическими ограничениями, касательно России. Многие крупные компании России, имеющие выход на международные рынки, опасались санкций из-за осуществления деятельности на территории Южной Осетии10. То же самое происходит в Абхазии. Санкции против России не прошли мимо Республики, т.к. она находится в рублевой зоне; впоследствии, по данным Министерства туризма Абхазии, цены могут подняться до 20-30% - в зависимости от цен на мировом рынке11.
Несмотря на эти ограничения, которые в непризнанных странах, по сути, применяются не первый раз, имея поддержку со стороны определенных стран, Абхазия, Южная Осетия и Косово в рамках процесса международной интеграции развивали и продолжают развивать туризм. Они смогли не только освоить и применить в своих странах новые тенденции туризма, но и, несмотря на сложное политическое состояние, использовать свои потенциальные ресурсы.
Естественно, культурно-познавательный и этнографический туризм занимает важнейшее место в ознакомлении с этими странами: для непризнанных государств представление миру своей истории, тем самым демонстрирование основ своей независимости - одна из главных целей. Помимо исторических мест и памятников, для туризма неоценимы природные ресурсы. В этом случае, если для создания и сохранения культурных памятников требуется намного больше финансов и возможностей, то имея природное богатство, лишь незначительными усилиями можно развить экологический или же оздоровительный туризм.
Южная Осетия славилась своей природой и всегда считалась прекрасным местом для отдыха. В советские времена на автономной территории Южной Осетии располагались санатории. В Южной Осетии часто можно было услышать фразу: «Мы окружены водами», и некоторые из источников были известны еще в древности, в разных местах были найдены водозаборные сооружения. Правильно используя эти потенциальные ресурсы, Южная Осетия уже в составе СССР получила статус санаторно-курортного направления, и этот
10 Харебов Е.Ю. Развитие мирохозяйственных связей между Россией и Южной Осетией / Россия и мир в новых реалиях: изменение мирохозяйственных связей, Т.1, 2022. СС. 113-115.
11 Новости/Министерство туризма Республики Абхазия: https://www.mintoшrism-ra.org/news/?ELEMENT_ГО=1347
статус популярной туристической дестинации в дальнейшем послужил развитию новопровозглашенной Республики Южная Осетия12. Развитие экотуризма в Южной Осетии продолжалось и после признания независимости со стороны некоторых государств. Когда независимость Южной Осетии признала Россия, у республики появилось возможность создать свою «Красную книгу». По словам министра природных ресурсов, это будет полноценное иллюстрированное издание, куда будут внесены редкие виды животных и растений, также будут
13
расширены природоохранные территории, появятся новые заповедники13.
Природными ресурсами известна и Абхазия. Абхазия славилась своими целебными местами, были известны минеральные источники недалеко от Су-хума. С 60-х по 80-е гг. огромное количество государственных средств выделялось на строительство санаториев, домов отдыха и пансионатов14. К концу XIX века Абхазия получила признание курортной местности. В советские времена началось массовое развитие курортов. В настоящее время рекреации Республики Абхазия входят в новую фазу, когда для дальнейшего развития важно позиционирование Абхазии как близкого и массового морского курорта для России. Для этого требуется предоставить необходимые бюджетные средства для морского отдыха, чтоб Абхазия была способна конкурировать, такими традиционными для россиян направлениями пляжного отдыха, как Турция и Египет15. Впрочем, эти планы по дальнейшему развитию курортного туризма Абхазии дают свои плоды. 2021 год был рекордным в плане количества туристов, посетивших Абхазию (примерно 1.5 млн. чел.), и по данным Ассоциации туроператоров России, Абхазия стала вторым по популярности после Турции зарубежным направлением для отдыха16.
Республика Косово так же славится красивыми видами, чистой природой. Особую ценность из себя представляют средневековые архитектурные сооружения. В плане сохранения и определения идентичности этих памятников Косово
12 Туризм в Южной Осетии: необъятные перспективы республики: https://sputшk-ossetia.ru/20220411/turizm-v-yuzhnoy-osetii-neobyatnye-perspektivy-respubliki-16257445.html
13 В Южной Осетии появится своя Красная книга: https://www.stav.kp.ru/dai-1У/24267.4/462674
14 Притулюк Ю.Л. Туризм в Абхазии: основные аспекты и перспективы развития, СПб, 2016. СС. 42-43.
15 Лакербая К.А., Ермаков Б.А. Основные этапы развития и современное состояние сферы туризма и рекреации в Республике Абхазия // Известия Сочинского государственного университета, № 2, 2015. СС. 76-82.
16 Новости/Министерство туризма Республики Абхазия: https://www.mintoш^sm-ra.org/news/?ELEMENT_ID=1347
усердно работает с ЮНЕСКО. Например, город Грачаница является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО17. Однако по поводу принадлежности этих памятников опять возникли противоречия между Косово и Сербией. Сославшись на трудности из-за политической нестабильности в регионе, ЮНЕСКО включил в список Всемирного наследия некоторые объекты, но это включение в Список памятников для Косово создало проблемы с Сербией. Они утверждали, что раз ни один памятник в списке ЮНЕСКО не имеет национального обозначения, то предложенное название «Средневековые сербские памятники в Косово» должно быть отклонено18. Однако сейчас в сайте ЮНЕСКО это название осталось, хоть и включено в список памятников из Сербии19. То есть ЮНЕСКО сохранил принципы территориальной целостности, включив эти памятники в список наследия из Сербии, при этом использовал название Косово, подчеркивая, что эти памятники находятся на территории Косово. Это обстоятельство дало возможность Республике Косово распространять информацию о своих достопримечательностях и туристических дестинациях.
Массовое распространение информации об архитектурных памятниках и культурных сооружениях с помощью международных организаций или же разных межгосударственных связей, периодически используют и Абхазия, и Южная Осетия. Официальные представители этих стран не раз отмечали, что на территориях этих частично признанных стран есть много памятников, которые находятся под угрозой разрушения. Руководитель отдела охраны памятников Южной Осетии отметила, что здесь есть множество культурно-исторических памятников, которые имеют шансы попасть в Список всемирного
наследия ЮНЕСКО, и для этого отделом проводится мониторинг памятников
20
культуры20.
Вышеперечисленные действия, которые применялись со стороны Абхазии, Южной Осетии и Республики Косово, естественно, имели одну главную цель - получить международное признание. И это им частично удалось. Но все эти действия непосредственным образом связаны и с развитием туризма. Туризм является одним из главных аспектов для участия в международных отношениях: это поняли государственные органы этих частично признанных
17 Республика Косово для туристов, https://avia-all.rШrespшblika-kosovo-d]ja-tшristov
18 Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Сербии и Косово: https://sol-o.ru/obekty-vsemirnogo-naslediya-yшnesko-v-35
19 Список всемирного наследия: https://whc.unesco.org/ru/list
20 О памятниках культуры Южной Осетии: https://south-ossetia.info/o-pamyatnikax-kшltшry-yшzhnoj -osetii
стран. Таким образом, на протяжении многих лет они развивали в частности
туризм, что и помогло им установить связи с международными организациями, с суверенными странами и повысить свой политический статус.
ЛИТЕРАТУРА
1. Братерский М.В., Скриба А.С., Сапогова А.И. Борьба за признание или повышение статуса: условия устойчивости и развития непризнанных государств (на примере Евразии) // «Вестник международных организаций», № 3, 2021.
2. Голунов С.В., ЗотоваМ.В. Въездной туризм в постсоветских де-факто государствах // Известия РАН, сер.: «Географическая», № 5, 2021.
3. Добронравии Н.А. Непризнанные государства в «серой зоне» мировой политики: основы выживания и правила суверенизации. СПб, 2011.
4. Кужель Ю.Л. География туризма: Центральная Европа. М., 2023.
5. Лакербая К.А., Ермаков Б.А. Основные этапы развития и современное состояние сферы туризма и рекреации в Республике Абхазия // «Известия Сочинского
6. государственного университета», № 2, 2015.
7. ЛексютинаЯ.В. Стратегия и тактика внешней политики Тайваня в условиях обострения напряженности с Китаем // «Международная аналитика», № 13 (4), 2022.
8. Новости/Министерство туризма Республики Абхазия: https://www.mintoшrism-ra.org/news/?ELEMENT_ID=1347.
9. О памятниках культуры Южной Осетии: https://south-ossetia.info/o-pamyatnikax-kul-tury-yuzhnoj -osetii.
10. Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Сербии и Косово: https://sol-o.ru/obekty-vsemirnogo-naslediya-yunesko-v-35.
11. Притулюк Ю.Л. Туризм в Абхазии: основные аспекты и перспективы развития. СПб, 2016.
12. Сардак С.Э., Реукова А.О., Турко В.И. Международные конфликты и туризм: характеристика, взаимосвязь, развитие. Инфраструктура рынка. 2019.
13. Соколов С.Н. Классификация непризнанных и частично признанных государств мира // ж. «Познание стран мира: история, культура, достижения», № 2, 2013.
14. Список всемирного наследия: https://whc.unesco.org/ru/list
15. Тайвань уплывает от Китая: https://www.vedomosti.ru/opinion/arti-cles/2016/01/21/624836-taivan-ot-kitaya.
16. Туризм в Южной Осетии: необъятные перспективы республики, https://spшtnik-osse-tia.rш/20220411/tшrizm-v-yшzhnoy-osetii-neobyatnye-perspektivy-respшbliki-16257445.html.
17. Харебов Е.Ю. Развитие мирохозяйственных связей между Россией и Южной Осетией / Россия и мир в новых реалиях: изменение мирохозяйственных связей, Т. 1, 2022.
THE CURRENT STATE OF TOURISM DEVELOPMENT IN UNRECOGNIZED COUNTRIES IN THE POST-WAR PERIOD
S. Melkumyan, G. Petrosyan
Russian-Armenian (Slavonic) University Institute of Economics and Business (IEB)
ABSTRACT
In the modern world in most cases unrecognized and partially recognized states are the objects of international and regional conflicts. These countries spare no efforts to develop and, ultimately, gain the international recognition, however, the above-mentioned processes are followed by military conflicts, which are related to uncertain status of that countries. The relevance of the topic is obvious, the existence of a number of countries, that are not recognized by the international community, is a braking factor for development of tourism. In this regard, it is important to analyze the problems of tourism development in unrecognized countries, as well as the current state of tourism in that countries in the post-war period. The main purpose of the article to study the economical situation and prospects of tourism development in unrecognized countries in the post-war period. Keywords: unrecognized states, tourism, international conflicts, international recognition.