МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО
УДК 34
Рухтина Валентина Сергеевна, Панькин Станислав Игоревич Российская академия народного хозяйства и государственной службы при
президенте Российской Федерации Факультет экономики и права Челябинск, Россия valentina rsv@mail.ru pstaniclav78@yandex.ru Rukhtina Valentina Sergeevna, Pankin Stanislav Igorevich Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Faculty of Economics and law Chelyabinsk, Russia
ЧАСТИЧНО ПРИЗНАННЫЕ И НЕПРИЗНАННЫЕ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И ИХ СТАТУС В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, касающиеся статуса в международных отношениях частично признанных и непризнанных государств. Авторы дали понятие таких государств, выявили проблемы отсутствия закрепления легальной процедуры их признания на международной арене. Ключевые слова: международное право, международные отношения, статус, частично признанное государство, непризнанное государство, суверенитет, процедура признания.
PARTIALLY RECOGNIZED AND UNRECOGNIZED STATES: THE CONCEPT AND THEIR STATUS IN INTERNATIONAL RELATIONS
Annotation: the article deals with issues concerning the status of partially recognized and unrecognized states in international relations. The author gives the concept of such states, identifies the problems of the lack of consolidation of the legal procedure for their recognition in the international arena.
Key words: international relations, status, partially recognized state, unrecognized state, sovereignty, recognition procedure.
В XXI веке государства являются важными субъектами международных отношений, но, к сожалению, их подсчет сталкивается с политическими, социально-экономическими и географическими трудностями, поэтому в зависимости от источника их численность может сильно варьироваться. В частности это связано с отказом существующих государств признавать образование, отделение или присоединение новых, если это затрагивает их политические интересы. Так, например, согласно данным Организации Объединенных Наций (далее ООН) в 2021 году существует 195 суверенных государств: члены (193) и наблюдатели (2) - Ватикан и Палестина. При этом стоит отметить, что такая статистика не включает в себя многие частично признанные и непризнанные государства, например, такие как государство Ва и Шан, расположенные в Республике Союз Мьянма, Силенд - в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, Джубаленд - в Республике Сомали, Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика - в Украине и другие. Таким образом, на основании статистических данных сайта HochuSvaliT, в мире на начало 2022 года существует «22 непризнанных и частично признанных государства» [6].
Стоит отметить, что термин «непризнанное государство» не имеет легальной дефиниции. Его определение можно встретить только в научной
496
литературе и юридической практике. Например, по мнению Большакова А.Г., под непризнанным государством понимается государственное образование, обладающие всеми признаками государства, кроме международной правосубъективности. Вельяминов Г.М. считает такие государства самопровозглашенными. В свою очередь, на практике довольно часто используется следующая трактовка: «непризнанное государство - это государственные образования (регионы), обладающие признаками государственности, провозгласившие себя суверенными, но не обладающие дипломатическим признанием со стороны государств - членов ООН» (например, Приднестровье признается только частично признанной Южной Осетией и Абхазией, непризнанным Нагорным Карабахом), при этом территория таких государств расценивается последними как территория, находящаяся под суверенитетом одного или нескольких государств членов -ООН (например, Исламское государство, провозгласившее независимость на частях территории Сирии и Ирака) [5, с. 48]. Также, стоит отметить, что к признакам государственности, в соответствии со статьей 1 Конвенцией Монтевидео о правах и обязанностях государств, относят «наличие определенной территории, правительства, постоянного населения, способности к вступлению в отношения с другими государствами» [8]. Таким образом, непризнанному государству характерны три первых критерия, но последний вызывает сомнения, в силу невозможности такого субъекта поддерживать полноценное сотрудничество с другими государствами.
«Частично признанными государствами признаются территориальные объединения, непризнанные ООН как самостоятельные государства, но имеющие признаки государства и признанные некоторыми странами - членами ООН. Само непризнание со стороны ООН фактически ограничивает участие государства на международной арене и принятия его в члены ООН, которое может произойти по решению Генеральной Ассамблеи по рекомендации
497
Совета Безопасности» [4, с. 137]. Кроме этого, для вступления в ООН такому государству необходима поддержка 9 из 15 государств - членов Совета Безопасности. При этом постоянные члены Совета Безопасности (Российская Федерация, Франция, США, КНР, Великобритания) имеют право вето на решения, проголосовав против вступления. В этом случае вопрос о принятии передается в Генеральную Ассамблею, где необходимо получить большинство в две трети голосов для принятия положительной резолюции. Стоит отметить, что «ООН не имеет юридических полномочий не признавать или признавать государство как суверенное» [2, с. 23]. Также государства - не члены ООН могут быть признаны на уровне Организации и могут участвовать под ее эгидой в случае наделения их статусом государства - наблюдателя. Решение о наделении таким статусом принимается большинством голосов на собрании в Генеральной Ассамблеи. До 2000 года он был у Швейцарии, на 2022 год им обладают Ватикан и Палестина, при этом данные государства считаются признанными.
Кроме этого, существуют ситуации, когда государства не признаются несколькими или одним государством - членом ООН вследствие враждебных отношений. Например, Пакистан не признает Армению, хотя Армения признает Пакистан, а Южная и Сереная Корея не признают друг друга. При этом такое «непризнание не является критерием отнесения государства к непризнанным», так как основано на конфликтах и не несет массового распространения [3, с. 46].
Стоит отметить, что многие философы, правоведы, политологи (например, Дзыба С.Г., Лазутин Л.А.) являются сторонниками позиции, основанной на том, что стадии «частично признанного» и «непризнанного» государства служат переходным этапом к формированию государственности, так как многие государства получили международное признание не сразу. Например, к ним можно отнести Нидерланды, получившие признание в 1648
498
году, спустя 70 лет после обретения независимости, или РСФСР, считавшееся непризнанным государством в период 1918 года, после аннулирования Брестского мира, и, получившее признание на международной арене только в 1920 году.
Статус государства как частично признанного или непризнанного оказывает сильное влияние на его роль в международных отношениях. В частности «внешняя правоспособность частично признанных государств ограничивается отношениями с государствами», которые их признали как самостоятельных субъектов международного права в экономических и политических отношениях [1, с. 173]. Кроме этого, последние наносят на мировые политические карты своего выпуска территорию нового самостоятельного государства. Например, в российских картах нанесены Южная Осетия и Абхазия, так как РФ признала их суверенитет, в свою очередь территория Косово на них не отображена, так как РФ не признала данное государство, но в странах, признающих Косово, - его территория обозначена. В свою очередь, «непризнанные государства могут выстраивать внешние дипломатические, культурные, экономические и другие отношения в пределах признания их со стороны частично признанных и непризнанных государств» [2, с. 27]. Кроме этого, территориальное образование, объявившее независимость в нарушение основного закона государства и Устава ООН, может быть подвергнуто наложению штрафных санкции и применению военной силы для его подчинения государству, от которого оно объявило независимость.
Стоит отметить, что признание одного государства другим государством сопровождается определенным нормативно-правовым актом. Например, в Российской Федерации таковым НПА являются Указ Президента РФ от 26.08.2008 г. № 1260 «О признании Республики Абхазия» и Указ Президента РФ от 26.08.2008 г. № 1261 «О признании Республики Южная Осетия». Также в ходе последних событий, необходимо отметить то, что в начале 2022 года РФ
499
признала еще два государства и, соответственно, были приняты Указ Президента РФ от 21.02.2022 № 72 «О признании Луганской Народной Республики» и Указ Президента РФ от 21.02.2022 № 71 «О признании Донецкой Народной Республики». В данных НПА РФ признает такие государства суверенными и независимыми и устанавливает основания для дипломатических отношений. В свою очередь, для самого государства, объявившего свою независимость, актом такого признания будет являться его Конституция. Например, в статье 1 Конституции Абхазии, закреплено, что Республика является «суверенным, демократическим, правовым государством» [7]. Но данная норма противоречит Конституции Грузии, согласно которой, Абхазия входит в состав Грузии. Аналогичная ситуация и с Конституциями ДНР, ЛНР и Украины. Так, согласно статье 133 Конституции Украины, в ее состав входят Донецкая и Луганская области, а, исходя из статей 1 Конституции ДНР и ЛНР, они являются демократическими, правовыми и социальными государствами и их территория является единой и неделимой. Таким образом, в силу отсутствия специальных международных актов, которые четко регулировали бы критерии признания государств, как, кто и в какой форме должен признавать новых субъектов международных отношений, существуют действующие Конституции государств, противоречащие друг другу.
В современные реалиях для определения статуса государства приоритетным может выступать как принцип самоопределения народов, так и принцип территориальной целостности, закрепленные в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организаций Объединенных Наций. Так как данные принципы не всегда возможно согласовать между собой, то возникают «двойственные стандарты», то есть соотношение власти и права. Ситуацию усугубляет и тот факт, что Секретариат
500
ООН и Гениальный секретариат оставляет решение проблемы признания государств на сами государства, которые приоритетными ставят собственные интересы. Поэтому практика признания государств на международной арене во многом зависит от отклика уже существующих государств к конкретным международным проблемам. И как сказал М. Фабри «чем больше разногласий между державами, тем выше вероятность признания» [1, с. 173-183].
Таким образом, исходя из всего выше описанного, можно сделать вывод о том, что частично признанные и непризнанные государства хоть и обладают практически всеми признаками государства, не имею самого главного - их признания на международной арене. А при получении статуса полноправного субъекта они встречают ряд проблем, возникших вследствие отсутствия международных норм, регулирующих процедуру, условия и критерии признания нового государства суверенным и независимым.
Список литературы
1. Гончарова О. А. Некоторые вопросы участия частично признанных государств в международных отношениях // Вестник российской юстиции. 2020. № 13. 1234 с.
2. Квачева П. И. Правовой статус непризнанного государства в современном мире на примере Республики Абхазия // Вестник Пермского ун-та. 2017. 126 с.
3. Лазутин Л. А. Международная безопасность: современные реалии и международное право // Российский юридический журнал. 2017. 420 с.
4. Погорельский А. Л. Непризнанные государства // Юридический журнал. 2006. 236 с.
5. Самсонов Д. А. Правовой статус непризнанных и частично признанных государств в международном праве // Российский юридический журнал. 2020. 850 с.
6. hochusvalit.com // URL: https://hochusvalit.com/khochu-svalit/nepriznannye-strany-mira (дата обращения: 17.01.2022).
7. kp-ra.org // URL: http://kp-ra.org/documents/konstitutsiya-respubliki-abkhaziya/konstitutsiya-respubliki-abkhaziya.php (дата обращения: 17.01.2022).
8. normativ.kontur.ru // URL: https: //normativ.kontur.ru/document?moduleId= 1 &documentId=12652 (дата обращения: 17.01.2022).