КОМИТЕТ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ДЕЛАМ
УДК 34
Гончарова Ольга Андреевна Уральский государственный юридический университет
Институт юстиции Россия, Екатеринбург lolagonch@yandex.ru Goncharova Olga Andreevna Ural State Law University Institute of Justice Russia, Ekaterinburg
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УЧАСТИЯ ЧАСТИЧНО ПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ Аннотация: в данной статье рассмотрены факторы, обуславливающие необходимость получения независимыми государственными образованиями признания других государств с целью приобретения статуса полноправных субъектов международного права. Также автором на примерах рассмотрена взаимосвязь между международным признанием государств и происходящими в мире политическими процессами.
Ключевые слова: признание государства, суверенитет, непризнанное государство, частично признанное государство, двойные стандарты.
SOME ISSUES OF PARTICIPATION OF PARTIALLY RECOGNIZED STATES IN INTERNATIONAL RELATIONS
Annotation: this article examines the factors that determine the need for independent state entities to obtain recognition of other states in order to acquire the status of full subjects of international law. The author also examines the relationship between the international recognition of states and the political processes taking place in the world using examples.
Keywords: state recognition, sovereignty, unrecognized state, partially recognized state, double standards.
На сегодняшний день едва ли возможно указать точное число существующих государств. Расхождения в численности во многом связаны с вопросом, какие государства следует признавать самостоятельными, полноправными субъектами международного права. Определяющим критерием выступает международно-правовое признание государства.
Проблема международного признания государств стала наиболее актуальной со второй половины XX века, когда начало усиливаться влияние международных организаций, главным образом Организации Объединенных Наций. С этого времени образования, желающие приобрести статус независимого государства, столкнулись с необходимостью их международного признания со стороны уже существующих государств.
Под международно-правовым признанием следует понимать политико-правовой акт государства, которым оно официально подтверждает свою осведомленность о возникновении нового государства, выражает свое позитивное отношение к этому и намерение вступить с ним в международные отношения [1, с. 83].
ООН, определяя принципы международного сотрудничества государств, указывает, что каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств, а также должно развивать дружественные отношения другими государствами [2]. Тем самым никто не может препятствовать новому
государственному образованию реализовать свое право на международное признание.
В настоящее время отсутствует единый подход к определению термина «непризнанное государство». Силаева З.В. определяет непризнанные государства как политико-территориальные образования, обладающие в большинстве случаев ключевыми атрибутами государственности при отсутствии международного признания, без которого они не могут полноправно вступать в правовые отношения с другими государствами» [3, с. 135].
При этом непризнание государства касается не только дипломатической сферы: известен случай, когда суд другого государства при вынесении решения руководствовался тем, что непризнанное государство юридически не существует, что привело к проблемам при разрешении вопроса, касающегося исключительно отношений между хозяйствующими субъектами [4, с. 280].Кроме того, паспорта непризнанных государств также, как правило, не являются документами, позволяющими посещать государства-члены ООН. Однако известны случаи, когда существующее государство признаёт отдельные документы, выдаваемые в соответствии с законодательством непризнанного государства. Так, например, Россия, не признавая государственную самостоятельность Луганской Народной Республики, фактически признает паспорта ЛНР с 2017 года [5].
Частично признанные государства отличает то, что они признаны некоторыми государствами - членами ООН, однако не признаны в качестве самостоятельных государств.
Конвенция Монтевидео о правах и обязанностях государств 1933 года определяет признаки, которым должно соответствовать каждое государство: постоянное население, определенная территория, правительство и способность к вступлению в отношения с другими государствами [6]. И если первые три критерия характерны для непризнанных государств, то последний вызывает
сомнения, поскольку непризнание государства в качестве полноправного субъекта международного права сводит на нет полноценное сотрудничество его с другими государствами.
Некоторые придерживаются позиции, что стадии «непризнанного» и «частично-признанного» государств являются переходным этапом к «формированию государственности», поскольку многие страны не сразу получили международное признание. Примером могут служить Нидерланды, которые получили международное признание только в 1648 году, спустя 70 лет после обретения независимости [7, с. 6-8.].
Непризнанное государство не может существовать изолированно от мирового сообщества, поэтому важным является «вхождение его в сообщество государств и осознание вовлеченности в международное общение» [8, с. 42]. Поэтому оно должно быть признано хотя бы одним государством для осуществления сотрудничества в экономической и других областях. Участие новых государств напрямую зависит от числа государств, признавших новое образование в качестве самостоятельного субъекта международного права, поскольку они могут выстраивать дипломатические, экономические, культурные и иные отношения лишь в пределах признания их со стороны других государств.
Признание облегчает существование нового государства, ведет к нормализации экономических и политических отношений с другими субъектами международных отношений, выводит новое государство из международной изоляции. Частично признанные государства могут выстраивать дипломатические отношения с государствами, признающими их, у таких стран могут быть взаимные дипломатические представительства. Признанному государству легче реализовать свою международную правосубъектность как следствие обретения им суверенитета [9, с. 142].
Однако к новым государство подобным образованиям всегда относятся с недоверием. Особенно, если они стремятся бросить вызов уже устоявшейся
системе международных отношений. И когда они обращаются к иным государствам в поисках поддержки и признания, последние, как правило, либо игнорируют их, либо активно противодействуют. Как показывает мировая практика, существует также и вариант признания, однако случается это не часто.
Почему же одни государства получают международное признание, а другим отказывают в такой привилегии? К примеру, Абхазия, признаваемая рядом государств, в том числе Россией, не является международно признанной, а Израиль, который не признают некоторые государства, является признанным государством. Однако нет ни одного документа, в котором было бы четко указано, по каким критериям, кто, как и в какой форме должен признавать новые государственные субъекты на международной арене. Поэтому в каждой конкретной ситуации для государства приоритетным выступает либо принцип самоопределения народов, либо принцип территориальной целостности [10, с. 68].
Однако указанные принципы международного права не всегда представляется возможным согласовать. Поэтому неизбежно возникновение так называемых «двойных стандартов» - соотношения таких сил как «право» и «власть». При этом Секретариат ООН и Генеральный секретарь не способствуют решению проблемы признания государств, оставляя ее на разрешение самим государствам, которые решают ее, руководствуясь собственными интересами [11]. Поэтому практика международного признания во многом зависит от отклика существующих государств к конкретным проблемам на международной арене. Как указал М. Фабри, «чем больше разногласий между державами, тем выше вероятность признания» [12, с. 38].
Ярким примером может выступать ситуация с признанием Косово. США и другие западные страны внесли существенный вклад в решении вопроса, как узаконить самоопределение Косово без согласия принимающего государства -Сербии. При этом США подчеркивали, что Косово - особый случай,
обусловленный следующими факторами: общий контекст распада Югославии, якобы имевшие место этнические чистки и преступления сербских властей против гражданского населения Косова и длительный период нахождения края под управлением администрации ООН [13]. Впоследствии Косово признало, что «американская поддержка в наших внешних и внутренних делах была одной из основных предпосылок успешного процесса государственного строительства».
В том же 2008 году после войны с Грузией Россия признала Абхазию и Южную Осетию независимыми суверенными государствами. Как заметил М. Фабри, «если одни страны могут в одностороннем порядке определять исключения из укоренившейся нормы, регулирующей одностороннее отделение, то это могут сделать и другие страны». Южная Осетия и Абхазия в поисках международной поддержки в значительной степени руководствовались геополитической ориентацией стран, которые потенциально могут признать их независимый статус. Например, Абхазия отказалась от поиска взаимопонимания между западноевропейскими государствами и вместо этого обратилась к другим регионам, сосредоточив внимание, в частности, на Латинской Америке. Как заявил бывший министр иностранных дел Республики Абхазия М. Гвинджия, во многом это произошло из-за преобладающего на Западе убеждения, которое интерпретировалось в Абхазии следующим образом: «Мы не любим вас, потому что вы дружите с Россией" [14, с. 28-30].
Таким образом, непризнанные и частично признанные государства сталкиваются с рядом проблем на своем пути к приобретению статуса полноправного субъекта международных отношений. Обладая всеми признаками государственности, они не имеют главного - признания их или хотя бы восприятия другими странами в качестве потенциальных или реальных субъектов международных правоотношений. Осложняет ситуацию и тот факт, что «международные отношения, являясь отношениями властными по своей природе, носят политический характер» [15, с. 36]. Отсутствие международных
актов, которые определяли бы условия и критерии признания нового государства уже существующими, также не способствует разрешению данной проблемы. Поэтому международная практика признания государств во многом обусловлена политическими процессами, а судьба нового государства определяется собственными интересами признанных государств.
Список литературы:
1. Г.В. Игнатенко и О. И. Тиунов. Международное право: учебник - М.: Норма: ИНФРА-М, 2003. - с. 83
2. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24.10.1970 г. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1900027
3. Силаева 3. В. Признание независимости спорных государств в современной мировой политике // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. №7 (13): в 3-х ч. Ч I. С. 135.
4. Бусыгина И. М. Политика регионов: учебное пособие. М.: МГИМО, 2006. - С. 280.
5. Луганская Народная Республика // URL: Луганская Народная Республика — Википедия (wikipedia.org) (дата обращения: 07.04.2021)
6. Конвенция о правах и обязанностях государств (Конвенция Монтевидео) от 26.12.1933 г. Режим доступа: https://wa.nt.am/ ru/archives/1719
7. Дзыбова С. Г., Шадже Л. А. Проблемы и перспективы развития непризнанных государств в современном мире // COLLOQUIUM-JOURNAL. 2019. №20-7 (48). - С. 6-8.
8. Лазутин Л. А. Международная безопасность: современные реалии и международное право // Российский юридический журнал. 2017. №5 (116). С. 42
11
9. Бердегулова Л. А., Каплина С. Е. Дипломатическое признание вновь возникающих государств как субъектов международно-правовых отношений // Вестник Забайкальского государственного университета. 2014. С. 140 - 143.
10. Буханова А.С. Коллизия принципов самоопределения народов, территориальной целостности государств и возможные пути ее решения // Право и управление: XXI век. - 2011. - № 4(21). - С. 67-71.
11. Апология международного права // URL: Апология международного права — Россия в глобальной политике (globalaffairs.ru) (дата обращения: 07.04.2021)
12. Fabry, 2020
13. Республика Косово // URL: Республика Косово — Википедия (wikipedia.tel) (дата обращения: 08.04.2021)
14. ИсаченкоД.В. Double standards of international recognition: right vs. might? // JOURNAL OF INTERNATIONAL ANALITICS. 2020. №3. С. 22-34.
15. Халафян Р.М. Влияние «мягкого права» на международную правовую систему // Академический юридический журнал. 2012. №2 (48). С. 36.