Научная статья на тему 'Перспективы международного признания и развития Республики Арцах'

Перспективы международного признания и развития Республики Арцах Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
589
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА АРЦАХ / НАГОРНО КАРАБАХСКАЯ ПРОБЛЕМА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЮЖНЫЙ КАВКАЗ / ПРИЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Карапетян Роман Гагикович

Процесс переговоров по урегулированию Карабахского конфликта вступил в этап, когда говорить о перспективах урегулирования конфликта в ближайшем будущем будет слишком оптимистично. Его истоки исходят из того, что в течение последних полутора десятилетий официальный Баку ведет бескомпромиссную политику по отношению к урегулированию конфликта и распространяет мифы об Арцахе и его истории, что, в свою очередь, привело к формированию новых стереотипов в отношении армян в Азербайджане. С другой стороны, опираясь на доходы от энергоносителей, Азербайджан ежегодно наращивает свои военные расходы, проявляя явные амбиции в регионе. Ярким свидетельством этого являются периодические военные действия на границе с Республикой Арцах в последние годы. В этих условиях армянская сторона продолжает укреплять и стабилизировать Республику Арцах. Официальный Ереван пока не видит другой альтернативы урегулированию конфликта, кроме международного признания ее независимости. Республика Арцах проводит довольно активную внешнюю политику, устанавливая политические контакты как с непризнанными, так и с частично признанными странами, а также с полноправными субьектамы международных отношений. С другой стороны, за последние десять лет Арцах стал более узнаваемым, так как он был признан различными штатами США. Республика Арцах имеет свои представительства в разных частях мира. Может ли Республика Арцах стать новым прецедентом для развития непризнанных республик или урегулирования конфликтов? Мы считаем, что для этого есть все положительные предпосылки: наступательная и бескомпромиссная политика, проводимая Азербайджаном, доказывает, что альтернативы этому нет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы международного признания и развития Республики Арцах»

ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРИЗНАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ АРЦАХ

Р.Г. Карапетян

Ереванский государственный университет,

Ереван, Армения

Аннотация. Процесс переговоров по урегулированию Карабахского конфликта вступил в этап, когда говорить о перспективах урегулирования конфликта в ближайшем будущем будет слишком оптимистично. Его истоки исходят из того, что в течение последних полутора десятилетий официальный Баку ведет бескомпромиссную политику по отношению к урегулированию конфликта и распространяет мифы об Арцахе и его истории, что, в свою очередь, привело к формированию новых стереотипов в отношении армян в Азербайджане. С другой стороны, опираясь на доходы от энергоносителей, Азербайджан ежегодно наращивает свои военные расходы, проявляя явные амбиции в регионе. Ярким свидетельством этого являются периодические военные действия на границе с Республикой Арцах в последние годы. В этих условиях армянская сторона продолжает укреплять и стабилизировать Республику Арцах. Официальный Ереван пока не видит другой альтернативы урегулированию конфликта, кроме международного признания ее независимости. Республика Арцах проводит довольно активную внешнюю политику, устанавливая политические контакты как с непризнанными, так и с частично признанными странами, а также с полноправными субьекта-мы международных отношений. С другой стороны, за последние десять лет Арцах стал более узнаваемым, так как он был признан различными штатами США. Республика Арцах имеет свои представительства в разных частях мира. Может ли Республика Арцах стать новым прецедентом для развития непризнанных республик или урегулирования конфликтов? Мы считаем, что для этого есть все положительные предпосылки: наступательная и бескомпромиссная политика, проводимая Азер-

байджаном, доказывает, что альтернативы этому нет.

Ключевые слова: Республика Арцах, Нагорно Карабахская проблема, безопасность, Южный Кавказ, признание.

Вопрос об участии международно непризнанных или де-факто существующих государств в международных отношениях и глобальных политических процессах является одним из важнейших вопросов современной политической мысли. Есть много стран в мире, которые пытаются найти свое место в семье субъектов международных отношений. При этом, по крайней мере для одной из конфликтующих или переговорных сторон они остаются территориальным спором. Современный мир полон конфликтов, и не секрет, что примеров, когда территориальные конфликты находят мирное или справедливое решение, мало: хотя использование последнего термина для международных политических процессов не оправдано. Откладывая явно четкие разницы подходов между позициями сторон переговоров, необходимо четко заявить, что вопрос Нагорного Карабаха является одним из самых сложных: сложность проблемы удваивается с тем, что есть много внешних участников или «бенефициаров», помимо непосредственных участников или сторон переговоров. С другой стороны, стоит отметить, что Карабахский конфликт отличается от других конфликтов по своей сути: согласно нашему наблюдению, оно выходит за пределы типичных территориальных конфликтов. Дело в том, что Карабахский конфликт — это, прежде всего, вопрос признания независимости страны, а не территориальный конфликт. Более того, речь идет о признании сложившегося государства, которое десятилетиями зарекомендовало себя перед международным сообществом с его способностью самостоятельно выжить.

В целом вопрос признания независимого статуса государств является одним из наиболее обсуждаемых вопросов современной политической науки. Пока нет четкого ответа на вопрос о том, что означает

признанное государство. Таким образом, термин «признание» скорее всего имеет политическую характеристику [Ькапёагуап 2015: с. 18]. По этой версии, процесс признания — это только следующий этап существования и развития государства, поэтому он не может ставить под сомнение существование государства. Полностью соглашаясь с этим замечанием, мы добавим, что обоснование этого утверждения было подтверждено примерами как Арца-ха, так и других непризнанных государств.

Говоря о международном признании Республики Арцах, мы не можем не рассматривать позицию Республики Армения. Должна ли Армения сделать первый шаг, признав независимость Арцаха или почему Армения этого не делает? Попытаемся более глубоко ответить на этот вопрос, обратившись к точкам зрения по этому вопросу в армянском политическом сообществе. По мнению некоторых из них, признание Арменией Арцаха должно стать срочным шагом. Главная причина такой точки зрения заключается в том, что Арцах — это независимое государство, нет альтернативы решению проблемы, чем независимость Арцаха, поэтому мы ставим под сомнение его независимость уже самим фактом ведения переговоров относительно будущего статусa. С другой стороны, в качестве примеров можно привести Косово, Абхазию и Южную Осетию, которые начали путь международного признания после признания одной из сторон переговоров. А в случае с Косово есть также решение Международного Суда ООН о том, что его независимость не противоречит международным нормам1. Между прочем, статус Косово остается неприемлемым для Сербии, но 110 стран признали его независимость2. Таким образом можно утверждать, что существует хотя бы один случай уре-

1 Kosovo's independence is legal, UN court rules [Электронный ресурс]. URL: https ://www.theguardian. com/world/2010/jul/22/kosov o-independence-un-ruling

2 Countries that had recognized Kosovo as an independent state [Электронный ресурс]. URL:

http://www.beinkosovo.com/countries-that-have-recognized-kosovo-as-an-independent-state/

гулирования межэтнического конфликта, когда независимость и международное признание стали способом разрешения конфликта. В то же время это было сделано в соответствии с международными нормами. Следует добавить, что число сторонников этой точки зрения в последние годы значительно расширилось. Если до развязанных Азербайджаном военных операций в апреле 2016 г. их число было небольшим, то сейчас число сторонников признания независимости Республики Арцах в самой Армении явно увеличилось.

Пожалуй, самым распространенным является мнение, что необходимо следовать формату Минской группы и решать вопрос путем переговоров, поскольку признание Арцаха может привести к непредсказуемым последствиям, включая полный провал переговорного процесса и возобновление широкомасштабных военных действий. Вот вопрос: готова ли армянская сторона к любому сценарию провациро-ванной реакцией противника в результате одностороннего признания? Мы считаем, что заявления официального Еревана по этому вопросу соответствуют действительности и не имеют характера пропаганды. Мы также считаем, что непризнание статус кво и долговечность конфликта уменьшают возможности его мирного урегулирования. Одной из причин этого является то, что азербайджанское общество, которое в течение многих лет подвергалось воздействию бакинской пропагандистской машины, все больше выходит из реальности, не глядя на корни проблемы. Таким образом, возникает ситуация, когда переговорный процесс не способствует сближению позиций сторон, что приводит к задержке времени и увеличению враждебной атмосферы.

Следует отметить, что в 2010 г., в Национальной Асамблее Республики Армения партия «Наследие» предложила законопроект о признании Арцаха, но большинство партий не приняли участия в голосовании, а законопроект не был принят3.

3 Актуализация вопроса признания Карабаха в 2010-ом [Электронный ресурс]. URL: http://armtoday.info/default.asp?Lang=_Ru&NewsID=

177

В апреле 2016 года, когда Азербайджан начал широкомасштабные военные операции по карабахско-азербайджанской линии соприкосновения, президент Армении С. Саргсян заявил о возможном признании Арменией Арцаха как единственной альтернативой милитаристской политике Азербайджана. Отметим также, что в 2010 г. президент Армении сделал аналогичное заявление. В Саммите лидеров ОБСЕ в Астане С. Саргсян подчеркнул, что в случае агрессии Азербайджана, признание Арцаха de jure может быть единственным выходом для Армении1. Фактически выходит, что официальное признание Республики Арцах остается как последнее оружие для официального Еревана в форс-мажорной ситуации. В апреле 2016 г. армянская сторона также ввела в оборот идею подписания соглашения о военной взаимопомощи с Арцахом, но в конце концов официальный Ереван проявил осторожность в этом вопросе, так кат считает, что не все потенциалы переговоров исчер-паны2. Кстати, российский сопредседатель Минской группы И. Попов заявил, что на каком-то этапе переговоров представители Арцаха должны вернуться за стол переговоров: «...мы говорим о людях, которые живут в этом регионе»3.

Как мы уже упоминали выше, важнейшей гарантией безопасности для непризнанного государства может быть активная внешняя политика. Одним из наиболее активных направлений внешней политики Арцаха является парламентская

36997&SectionID=1&RegionID=0&Date=12/31/2010 &PagePosition=1

1 Выступление Президента РА Сержа Саргсяна на саммите Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе [Электронный ресурс]. URL: http://www.president.am/ru/press-release/item/2010/12/02/news -1339/

2 Президент С. Саргсян: МИД Армении необходимо работать в направлении заключения с НКР соглашения о военной взаимопомощи [Электронный ресурс]. URL: https ://www.panorama. am/ru/news/2016/04/02

3 Сопредседатель МГ ОБСЕ от России И. Попов: на

определенном этапе Нагорный Карабах должен

вернуться за стол переговоров [Электронный ре-

сурс]. URL: https ://www.panorama. am/ru/news/2016/04/09

дипломатия. В настоящее время Арцах активно сотрудничает с парламентариями Франции, Бельгии и ряда других европейских стран, созданы межпарламентские группы дружбы4. Такие группы работают с французскими, литовскими законодательными органами и Европейским Парламентом. Это направление считается важным, так как можно таким образом стать более узнаваемыми и установить новые политические контакты.

Следующим важным направлением внешней политики Арцаха является отношение с непризнанными или частично признанными странами. Арцах имеет активные политические связи с Южной Осетией, Абхазией и Приднестровьем. Особенно активны отношения с Южной Осетией, о чем свидетельствуют двусторонние официальные визиты5. У официального Тбилиси сейчас довольно сдержанная политика касательно вопроса отношений между Республикой Арцах и Южной Осетией. Однако позиция бывшего президента Грузии М. Саакашвили по Карабахскому вопросу была очень жесткой. В интервью одному из азербайджанских журналов в 2010 г. президент Грузии говорил следующее: «Грузия и Азербайджан должны защищать друг друга, любой противник Азербайджана и Грузии является врагом наших двух стран»6.

Мы считаем, что одной из целей внешней политики Арцаха должны стать страны Европейского Союза. Не секрет, что европейские страны более склонны к разрешению территориальных конфликтов опираясь на права самоопределения. Конечно, исключением являются страны, которые имеют аналогичную проблему. Ярким свидетельством этого является конфликт в Косово. Не секрет, что страны ЕС видят урегулирование Карабахской про-

4 Межпарламентские связы Республики Арцах [Электронный ресурс]. URL: http://www.nankr.am/ru/14

5 Визит возглавляемой министром иностранных дел делегации в Южную Осетию [Электронный ресурс]. URL: http://www.nkr.am/ru/news/2017-04-25/924/

6 Архив Министерства Внешней Политики Республики Армения, список 17, дело 131, стр. 47.

блемы посредством конструктивной интеграции. Необходимо найти способы выхода на рынок ЕС, установить и развивать экономические отношения с последними. С другой стороны, учитывая тот факт, что нефтяные интересы стран ЕС связывают последних с Азербайджаном предметными интересами, все еще довольно трудно представить европейскую консолидированную позицию в этом вопросе [Карапетян, 2017, с. 127].

Постоянные представительства Республики Арцаха могут внести большой вклад в активизацию его внешней политики. В настоящее время Арцах имеет постоянные представительства в Российской Федерации, Соединенных Штатах (он также объединяет представительство в Канаде), Франции, Австралии, Германии, на Ближнем Востоке (резиденция Бейрута)1: Хотя последние выступают в качестве лоббирующих организаций, присутствие организации, названной «Постоянное представительство Республики Арцах» в некоторых из основных силовых центров мира, уже является прорывом в своей внешней политике.

Армянская диаспора также много работает над международным признанием Арцаха. До последних лет функции крупных армянских организаций диаспоры были в основном ограничены международным признанием Геноцида армян. Однако со временем армянская диаспора начинает осознавать, что Карабахский вопрос, по крайней мере, так же важен, как сохранение армянской идентичности и сохранение родины, поэтому армянские лоббисты активно принимают участие в том числе и в вопросе международного признания Арца-ха [Бабаян, 2008, с. 68-74]. 26 апреля 2010 года Общественный совет по внешней политике и безопасности Республики Арцах обратился к армянским организациям Диаспоры2. Восемь штатов в США - Род-

1 Постоянные представительства Республики Ар-цах[Электронный ресурс]. URL: http://www. nkr. am/ru/permanent-representations/104/

2 РПА окажет содействие в вопросе международно-

го признания НКР [Электронный ресурс]. URL: http://armtoday.info/default.asp?Lang=_Ru&NewsID=

Айленд, Массачусетс, Мэн, Калифорния, Джорджия, Гавайи и Мичиган признали независимость Республики Арцах. Конечно, конституция США гласит, что штаты не могут весты самостояательную внеш-ную политику, поэтому признзние Республика Арцах со стороны последних не может повлечь международно-правовые последствия.

Мы считаем, что Республика Арцах обладает характерными чертами состоявшегося государства. Теперь это один из важнейших компонентов безопасности и стабильности на Южном Кавказе, поэтому в интересах региональных силовых центров сохранить и укрепить мир здесь. Министр иностранных дел Республики Арцах в докладе министерства по 2017 г. сказал: «Мы убеждены, что налаживание прямого и открытого диалога между Арцахом и другими странами будет способствовать укреплению стабильности и разрешению существующих в регионе проблем. Более того, международное сотрудничество, основанное на принципе вовлечения, а не исключения, придаст новый импульс урегулированию азербайджано-карабахского конфликта. Арцах является важным фактором в региональной архитектуре, который своей ответственной политикой стремится к установлению окончательного и прочного мира на Южном Кавказе»3:

Каковы перспективы развития Арцах-ской Республики? Мы считаем, что цифры в этом направлении совершенно оптимистичны. Хотя Республика Арцах не полностью самодостаточная, количество государственных доходов увеличивается с каждым годом. В основном это делается за счет увеличения объема иностранных инвестиций и развития промышленности. В частности, в последние годы увеличилось количество инвестиций в сфере энергетики и сельского хозяйства. Арцах претендует на то, чтобы стать энергетическим и продовольственным самодостаточным госу-

25056&SectionID=0&RegionID=0&Date=04/27/2010 &PagePosition=1

3 Итоговая годовая пресс-конференция министра иностранных дел Арцаха [Электронный ресурс]. URL: http://nkr.am/hy/news/2018-02-19/999/

дарством. Другим направлением развития в стране является туризм. В 2017 г. почти 45%-й рост числа иностранных туристов был зафиксирован по сравнению с прошлым годом и увеличился примерно на 25% по сравнению с 2015 годом. Доходы от сектора увеличились примерно на 35%1. Экономический рост страны также впечатляет. В период 2014-2016 гг. из-за активизации военных действий Азербайджаном на линии соприкосновения экономический рост снизилась, но к 2017 г. он уже зарегистрировал двузначный - 15,4% рост2. Считаем важным шагом на пути к экономическому развитию Арцаха его выход на международный рынок. Многие из продуктов, произведенных в Арцахе, в основном сельскохозяйственной продукции, экспортируются в Российскую Федерацию, европейские и другие страны. В этой связи мы придаем особое значение предоставлению Республике Арцах особого статуса в Евразийском экономическом союзе. На наш взгляд, Республика Арцах вместе с Абхазией и Южной Осетией может стать зоной особого развития в этом экономическом союзе. Хотя наши прогнозы чрезвычайно оптимистичны в этом отношении, они не без основательны.

События, которые произошли в прошедшем месяце, также говорят о теоретическом доказательстве вышеупомянутых тезисов. Всего несколько дней назад официальный Баку выдвинул новый тезис в армяно-азербайджанском диалоге. В 9-го февраля, выступая на конференции партии «Ени Азербайджан», президент Азербайджана И. Алиев сказал, что нужно вернуть не только Нагорный Карабах, но и Ереван3. После также добавил, что стратегической и политической целью Азербайджана должен стать возврат к возвращению «исто-

1 Арцах посещают всё больше туристов: сфера туризма республики зарегистрировала рост по всем направлениям [Электронный ресурс]. URL: https ://www.panorama. am/ru/news/2017/07/17/

2 Индекс экономической активности Республики Арцах [Электронный ресурс]. URL: http://www.stat-nkr.am/

3 Алиев перенервничал: «Ереван и Зангезур - наши

исторические земли» [Электронный ресурс]. URL: http://www.panarmenian.net/rus/news/251834/

рических» территорий Азербайджана, в которую входит часть нынешней Республики Армения. Это не что иное, как открытая агрессия против истории, очевидной реальности и политической толерантности. Фактически, официальный Баку расскрыл карты и начал говорить о больших территориальных амбициях. Азербайджанский лидер не только фальсификаци-рует историю, но и явно угрожает региональной безопасности и стабильности. Будет ли Азербайджан копать новые траншеи на переговорном фронте, или он развлекает иностранную аудиторию, станет ясно позже на переговорах?

В ответ на заявление президента Азербайджана официальный Ереван отреагировал довольно резко. В своем выступлении на Мюнхенской конференции по безопасности 17 февраля президент С. Саргсян сказал: «Вопиющим попранием духа Хельсинки является позиция Азербайджана по проблеме Нагорного Карабаха. Президент Алиев предъявляет ни больше, ни меньше как территориальные претензии в отношении столицы Армении Еревана, называя её исторической азербайджанской территорией. Бред, конечно, но в условиях молчания Европы такие недоразумения могут иметь очень серьёзные последствия»4.

Принимая во внимание тот факт, что в переговорном процессе практически нет прорыва, развитие и укрепление Арцах-ской Республики остается единственной гарантией безопасности населения, проживающего там. Не секрет, что главным провалом переговорного процесса является официальный Баку, требования которого не вписываются в основные подходы выработанными сторонамы. Осенью 2017 г. на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел России С. Лавровым, прибывшим с 20 по 21 ноября в Армению с рабочим визитом, министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян представил детали переговорного процесса

4 Президент РА принял участие в Мюнхенской конференции по безопасности [Электронный ресурс]. URL: http://www.president.am/ru/press-release/item/2018/02/17/President-Serzh-Sargsyan-attended-Munich-security-conference/

за последние несколько лет и отметил, что Азербайджан всегда отступает от предыдущих соглашений1. Интересно, что это заявление никак не нашло каких-то возражений со стороны одного из главных посредников переговоров - министра иностранных дел России. Кроме того, после апреля 2016 г. определенная жесткая позиция зафиксирована на официальной позиции Еревана. Президент Республики Армения неоднократно с высоких трибунов говорил об отсутствии альтернативы автономному существованию Республики Арцах. На сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2017 г. глава Армении конкретно сказал: «Реализация права народа Арцаха на самоопределение имеет жизненное значение. Все должны осознать, что теперь Азербайджан для развивающегося демократическим путём Арцаха, просто, является символом средневековой отсталости. Азербайджан не имеет никаких правовых и нравственных оснований для представления претензий в отношении Арцаха»2.

Таким образом, подводя итоги, можно констатировать, что Республике Арцах удалось развивать свои внешние связи по нескольким направлениям и достичь ограниченного признания в отношениях с внешними игроками. Но в этой области еще многое предстоит сделать. Не все возможности, которые могут привести к большему признанию Республики Арцах использованы. С другой стороны, проблема признания в основном является политической проблемой, поэтому для международного признания Арцаха необходима также благоприятная международная политическая ситуация.

1 Выступление министра иностранных дел Армении и ответы на вопросы журналистов в ходе пресс-конференции с министром иностранных дел России [Электронный ресурс]. URL: http://www.mfa.am/ru/press-conference/item/2017/11/21/fm_lavrov_asulis/

2 Речь Президента Сержа Саргсяна на 72-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН [Электронный ресурс]. URL: http://rn.president.am/ru/statements-and-messages/item/2017/09/20/President-Serzh-Sargsyan-speech-UN-General-Assembly/

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Iskandaryan A., In Quest of The State in Unrecognized States, «The Unrecognized Politics of De Facto States in The PostSoviet Space», Yerevan, 2015.

2. Архив Министерства Внешней Политики Республики Армения, список 17, дело 131, стр. 47.

3. Бабаян Д., Нагорно-Карабахский конфликт сквозь призму национальной и государственной безопасности, «От самоопределения к международному признанию: Абхазия, Нагорный Карабах, Приднестровье, Южная Осетия», Тирасполь, 2008.

4. Карапетян Р.Г., Основные направления внешней политики Республики Арцах: международное признание и разблокирование, Сборник материалов 2-ой международной конференции «Проблемы и перспективы международного признания Республики Арцах», Ереван, 2017.

Сведения об авторе: Карапетян Роман Гагикович - кандидат исторических наук, лектор кафедры международных отношений и дипломатии Ереванского государственного университета (e-mail: roman.karapetyan@ysu.am).

PROSPECTS OF INTERNATIONAL RECOGNITION AND DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF ARTSAKH R.G. Karapetyan

Yerevan State University Yerevan, Republic of Armenia

Abstract. The process of negotiations on the settlement of Nagorno-Karabakh problem has entered a stage, when to speak about the prospects for the settlement of the issue in near future will be, at least, extremely optimistic. Its origins are based on the fact that over the last decade and a half, official Baku has been pursuing an uncompromising policy towards the settlement of the conflict and spreading myths about Artsakh and its history, which led to the formation of new stereotypes against Armenians in Azerbaijan. On the other hand, relying on energy sources, Azerbaijan annually increases its military ex-

penditures, showing obvious ambitions in the region of new anarchism. And a clear indication of this is the registration of periodic stages of military operations on the border with the Republic of Artsakh in recent years.

In these conditions, the Armenian side continues to strengthen and stabilize the Republic of Artsakh. Official Yerevan does not see yet another alternative to the settlement of the conflict than the international recognition of its independent status. The Republic of Artsakh is pursuing a very active foreign policy, establishing political contacts with both unrecognized, partially recognized countries and with full-fledged subjects of international relations. On the other hand, over the past decade, Artsakh has become more recognizable, as it has been recognized by various US states, the Republic of Artsakh has its representations in different parts of the world. Can the Republic of Artsakh become a new precedent for the development of unrecognized republics or the settlement of conflicts? We believe that there are all the positive prerequisites for this: the offensive and uncompromising policy pursued by Azerbaijan proves that there is no alternative to this.

Keywords: Republic of Artsakh, Nagor-noKarabakh conflict, security, the Southern Caucasus, recognition.

REFERENCES

1. Iskandaryan A., In Quest of The State in Unrecognised States, «The Unrecognised Politics of De Facto States in The PostSoviet Space», Yerevan, 2015.

2. Archive of the Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Armenia, list 17, file 131, p. 47.

3. Babayan D., The Nagorno-Karabakh conflict through the prism of national and state security, «From self-determination to international recognition: Abkhazia, Nagorno-Karabakh, Transnistria, South Os-setia», Tiraspol, 2008.

4. Karapetyan R.G., The main directions of foreign policy of The Republic of Artsakh: international recognition and un-blocadeing, Collection of materials of the 2nd international conference «Problems and prospects of international recognition

of the Republic of Artsak», Yerevan, 2017.

About the author: Roman G. Karapetyan, Ph.D of Historical Sciences, Lector of The Chair of International Relations and Diplomacy at Yerevan State University (e-mail: roman.karapetyan@ysu.am).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.