Научная статья на тему 'Современное состояние процессов управления российскими предприятиями мебельного производства'

Современное состояние процессов управления российскими предприятиями мебельного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / МЕБЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ДИНАМИКА ЭКСПОРТА / СЕКТОРА МЕБЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА / СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МЕБЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ржевский Роман Александрович

В статье рассматриваются современное состояние производства мебели отечественными предприятиями в сравнительном аспекте. Приводится также баланс собственных и ввезенных изделий в структуре потребления за последние 6 лет. Выявлено, что объем российского экспорта на порядок меньше объёмов импорта, а концентрация на уровне 3-х крупнейших контрагентов значительно выше (почти 2/3 против 2/5). При этом динамика экспорта в силу своего небольшого размера достаточно волатильна и в меньшей степени зависима от обменных курсов. Показано, что в целом, производство мебели в России не относится к конкурентным производствам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ржевский Роман Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние процессов управления российскими предприятиями мебельного производства»

Современное состояние процессов управления российскими предприятиями мебельного производства

Ржевский Роман Александрович,

соискатель, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, roman_msk@mail.ru

В статье рассматриваются современное состояние производства мебели отечественными предприятиями в сравнительном аспекте. Приводится также баланс собственных и ввезенных изделий в структуре потребления за последние 6 лет. Выявлено, что объем российского экспорта на порядок меньше объёмов импорта, а концентрация на уровне 3-х крупнейших контрагентов значительно выше (почти 2/3 против 2/5). При этом динамика экспорта в силу своего небольшого размера достаточно волатильна и в меньшей степени зависима от обменных курсов. Показано, что в целом, производство мебели в России не относится к конкурентным производствам. Ключевые слова: конкуренция, мебельное производство, динамика экспорта, сектора мебельного производства, стратегии устойчивого развития мебельного производства.

Введение. Если сравнивать развитие мебельной промышленности в России в новейшее время (последние20лет), то на наш взгляд она не выглядит ни лидером среди обрабатывающего сектора, но и не может быть названа аутсайдером. Местные производители как продолжали, так и продолжают быть ориентированы на внутренний рынок и пока далеко не потеряли позиций, хотя были серьезно потеснены. Сохранение аналогичной доли, например, автомобильного рынка, потребовало огромных государственных субсидий.

Такой объем производства позволяет России считаться 15-м по стоимостному объему производителем в мире (по оценкам CSIL [8]). Тот же источник ставит Россию на 11-ое место по объему продаж в мире, 9-ое по объемам импорта и 46-ое — по объемам экспорта. Естественно, в свете последних событий, мы можем ожидать, что показатели продаж, импорта и экспорта в ближайшие 2-3 года будут меньше показателей 2013 года, а производство останется примерно на том же уровне, учитывая необходимость компенсации снижения импорта.

Баланс собственных и ввезенных изделий в структуре потребления за последние 6 лет представлен в таблице ниже.

Импорт

Российский импорт во многом зависит от покупательской способности национальной валюты, поэтому по итогам 2016 года мы ожидаем в значительной степени обновленную страновую структуру российского импорта.

В последние 3 года, несмотря на значительную и продолжающую расти долю КНР, она всё ещё уступала доле Европейского Союза (около40% в2014) более чем в 1,5 раза. Кроме прогнозируемых в десятке крупнейших Италии, ФРГ и Польши, мы видим довольно неожиданные Корею, Японию и Турцию. Первые две выступают конкурентными игроками в части офисной мебели, а турецкие производители равно представлены и в секторе домашней, что отражает двузначные темпы роста местных производителей.

Не будет удивительным, если импорт из этих стран в значительной степени заместить европейский, который в какой-то степени будет проходить как «белорусский». В свете начала действия единого экономического пространства Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), мы также ожидаем появления в десятке Казахстана и, возможно, Армении.

Экспорт

Объем российского экспорта на порядок меньше объёмов импорта, а концентрация на уровне 3-х крупнейших контрагентов значительно выше (почти2/3против 2/5). При этом динамика экспорта в силу своего небольшого размера достаточно волатильна и в меньшей степени зависима от обменных курсов.

Довольно характерно, что основной экспорт Россия проходит по статье «Прочая мебель и её части» (около4/5экспорта в Казахстан и Беларусь и 9/10в страны ЕС), т.е. Россия не экспортирует значимых объемов собственно мебели.

О £

ю

5

2 е

6

сч из £

Б

а

2 о

Особенности национальной статистики

Являясь во многом наследием СССР, система национальной статистики пусть и постоянно совершенствуется, тем не менее, включает много малоинформативных данных. Примером такой статистики может считаться обширные данные по производству в физическом выражении.

Концентрация производства

Среди прочих показателей, статистическая служба предоставляет данные о концентрации в различных секторах мебельного производства. В целом, производство мебели в России не относится к конкурентным производствам. Оценка индекса Херфиндаля — Хир-шмана составляет 105,71 для производства мебели в широком смысле слова и 152,54 -для производства мебели в более узком смысле (но включая матрасы).

Для иллюстрации мы сравнили данные для уровня конкуренции в 10 компаниях (см. график). Наглядно видно, что конкуренция последовательно увеличивается (до концентрации в 80%), но в отдельных уже насыщенных подотраслях не все компании выдерживают интенсивный рост (колебание концентрации в секторе кухонь и стульев). Наибольшая концентрация присутствует в секторе матрасов, где на одну марку (Аэсопа) приходится s рынка. Также велика концентрация в секторе кухонной мебели, где на 3 компании («Икея», «Мария», «Стильные Кухни») приходится половина продаж.

Крупнейшие игроки

Доля мебели в сегменте непродовольственного ритейла составляет 3,1% (2014). Исследователи оценивает, что 62% мебели продается в специализированных мебельных магазинах, 34% - в магазинах со смешенным товарным ассортиментом и около 4% приходится на онлайн-продажи [1].

Крупнейшими ритейлерами на мебельном рынке являются

Таблица 1.

Соотношение отечественной и импортной мебели в розничных продажах Источник: Оценки автора на основе общедоступных данных.

Рис. 1. Источник: данные ФТС. Таблица 2.

Ключевые страны-импортёры (в млн долл.)

Источник: Обработка автором данных таможенной статистики [10].

Стр;<н;< 2012 2013 Факт 2014 Средняя доля за 3 года

Китай 776 788 658 24%

Италия 524 486 306 14%

[ ермания 314 284 201 8%

Беларусь 194 267 243 7%

Польша 197 241 201 7%

Республика Корея 201 219 195 7%

Украина 175 198 165 6%

Турция 76 110 81 3%

Румыния 64 66 46 2%

Япония 67 66 41 2%

Доля топ-10 2 588 2 726 2 138 79%

Всего 3 292 3 461 2 688 100%

Таблица 3.

Ключевые страны-направления экспорта (в млн долл.) Источник: Обработка автором данных таможенной статистики [10].

Страна 2012 2013 Факт 2014 Средняя доля за 3 года

Казахстан ¡18 121 95 43%

Германия 34 28 29 12%

Беларусь 16 25 23 8%

Украина 19 13 6 5%

Соединенные Штаты 11 12 14 5%

Австрия 3 7 7 2%

Италия 4 5 6 2%

Венгрия 3 5 6 2%

Франция 7 3 3 2%

Китай 4 5 4 2%

Доля тон-10 219 225 193 81%

Всего 273 274 237 100%

IKEA (выручка магазинов - 80,5 млрд. руб. без НДС в 2013 году). Сколько при этом приходится на продажу мебели и тем более, сколько - на мебель, произведенную в России, компания не раскрывает. Известно,

что компании принадлежит, например, ООО «Сведвуд Тихвин» (1,7млрд. в2012г.). Доля IKEA на рынке по итогам 2013 года оценивается в 16%, а в 2014-м ожидается на уровне 18,5% (при росте выручки более чем

Рис.2. Источник: Обработанные автором данные Федеральной службы государственной статистики

Рис.3. Источник: Данные Федеральной службы государственной статистики

Рис.4. Источник: Данные обработанные автором на основе отчётов компаний, публикаций в СМИ и других открытых источников

на 20% до уровня 97 млрд. руб.).

Распределение продаж по российским регионам

В таблице 4 представлены крупнейшие 15 регионов России по продажам мебели. Аномальное отрицательное значение для Московской области связано с передачей территорий области в состав Новомосковского и Троицкого административных округов г. Москвы.

Онлайн продажи

Исследователи оценивают долю онлайн продаж мебели в общих в 4% (цСиEnter), а долю во всех онлайн-продажах - в 7% (Data Insight). В список 100 крупнейших интернет-ритейлеров по количеству уникальных посетителей входят 6 мебельных сайтов (Stolplit.ru, Hoff.ru, Mebelion.ru, Askona.ru, Shatura.com, HomeMe.ru), преимущественно в нижней части

списка. То же самое касается ранжирования по выручке - мебельных онлайн-игроков нет в числе 25 крупнейших.

Однако мебель находится в сфере интереса отрасли, что подтверждает присутствие сектора в списке крупнейших сделок за 2012-15 гг.: сервис Mebelramaru привлек 15 млн. долларов от немецкого бизнес-инкубатора Rocket Internet, а HomeMe - 5 млн. долл. от консорциума инвесторов в составе AddVenture, abrt, Mangrove Capital Partners.

Первый из упомянутых проект на настоящий момент уже закрыт как неуспешный по сравнению с его собратом в портфеле венчурного фонда (Westwing).

При этом в качестве показателей эффективности в прессе упоминалась конверсия(отношение количества посетителей сайта, совершивших покупку, к общему числу посетителей) 0,3% и стоимость привлечения одного посетителя в 4 тысячи рублей против среднего чека в 8 тысяч (данные за 2012-2013) [12]. В 2014 г. Westwing привлек ещё 99 для развития бизнеса во всех 11 странах присутствия.

Центр стратегических исследований компании Enter (ЦСИ) провёл в 2013-14 гг. несколько исследований российских интернет-магазинов, затрагивающих также мебельные сайты. В частности он составил товарную матрицу типового интернет-магазина, торгующего мебелью, на основе ограниченной выборки [9]. И если для кухонь он-лайн ассортимент практически соответствует оценке доли продаж в целом, то доля мягкой мебели в он-лайн ассортименте (18%) практически в 2 раза ниже, чем её доля в продажах (37%).

Ещё одна обработка данных, представленная ЦСИ включает оценку ценовых сегментов по количеству ассортиментных единиц.

Следом мы приводим диаграмму, суммирующую методику по которой проводилась оценка ассортимента.

О

ю

5

*

О

2 е

6

сч

CS £

Б

а

2 о

Наибольшая доля премиум-ассортимента представлена на сайте «Hoff» (37%), среднего с расширениями в более дешёвые и дорогие на сайте «Стол-лайн» (87%), эконом -«HomeMe.ru» (40%).

Сезонная составляющая отрасли

В мебельной отрасли присутствует значительная сезонность продаж, которая,однако, имеет менее крутые пики, чем некоторые другие сектора непродовольственного ритейла. В связи с этим приобретает важность управления оборотным капиталом. В частности, разница между производством и продажами в 1 квартале составляет около 10%.

В подтверждении данного анализа, можно указать экспертное мнение представителя компании «INFOLine-аналити-ка», который оценивает предновогодние ежедневные продажи лидера отрасли IKEA в 0,8-1 млрд. руб., что в 2-2,5 раза выше, чем в обычные дни.

Инвестиционная составляющая отрасли

Многолетнее наблюдение за торгуемыми компаниями А. Дамодарана [11] фиксируют уровень мультипликатора «капитальные затраты к выручке» в 5,13% для американских компаний производящих и торгующих мебелью и предметами интерьера. Для российских фирм этот показатель последнее время держится на значительно более высоком уровне около 20%, что обусловлено значительной долей устаревшего оборудования и строительства новых мощностей. Реагирование на кризис По итогам предыдущего крупного макроэкономического коллапса исследовательская компания Research Techart опубликовала результаты экспертного опроса [6], отражающего основные действия, направленные на его преодоления.

В тройку наиболее популярных мер вошли:

-пересмотр взаимоотношений с поставщиками и дилерами (поставщики стали «более

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4.

Крупнейшие регионы по продажам мебели

Источник: Исследование ЦСИ Enter «Рынок мебели по итогам 1 полугодия 2013»

Ре 1 ион Проложи 1! 1 пол. 2013 (ап^Э. руб.) Рост к соответствующему показателю 2012 года (%)

Москна 19,3 24,20%

Московская область 18.2 -26,40%

Свердловская область 8.2 20,60%

Ленинградская область 7,8 16,90%

Ростовская область 6,2 10,40%

Тюменская область 6,0 3,90%

С ан кт-Пстср бу р г 5.7 72.80%

Ставропольский край 5.0 21.40%

Поносибирская область 4,5 6,40%

11и же городская область 4,2 9.70%

Татарстан 4,0 17,40%

Краснодарский край 3,4 25,50%

Красноярский край 3,3 5,70%

Самарская область 3,1 53,20%

Кемеровская область 2,9 5,80%

ъ%1%

18%

ь%

16%

14%

Товарная матрица

■Мягкая мебель □ Мебель для спальни

Мебель для кухни ■Мебель для гостиной ■Мебель для домашнего кабинета

Мебель для прихожей ■Мебель для детской Мебель для ванной Матрасы Шкафы-купе Мебель из ротанге

Рис.5. Источник: Представление автора на основе данных ЦСИ Enter

Рис.6. Источник: Представление автора на основе данных ЦСИ Enter

сговорчивыми») - его упомянули 68%;

-более тщательное изучение потребителей (смена РиэЬ-стратегий на Ри11-стратегии) -59%;

-сокращение постоянных издержек - 55%.

Менее частыми упоминаниями были «расширение ассортимента» (41%) и «сокращение персонала» (23%), в свою очередь, «сокращение ассортимента / дилерской сети» не было затронуто никем. Однако, судя

по сообщениям СМИ, в текущий кризис на последнюю меру игроки будут согласны.

Таким образом, резкое изменение макроэкономических факторов в 2014-2015гг. привело к сокращению доли прибыльных организаций в розничной торговле. По итогам года сокращение на 2,4 п.п. (до 80,1%), что хуже результата по экономике в целом (-1,3 п.п.). Основными факторами, оказавшими влияние на снижение уровня устойчивости российс-

Рис. 7. Источник: Представление автора на основе данных ЦСИ Enter

Рис.8. Источник: Расчёт автора на базе данных Федеральной службы государственной статистики и ЦСИ Enter

Рис.9. Источник: Обработанные автором данные Федеральной службы государственной статистики

ких мебельных предприятий, явились:

-снижение покупательской способности населения. Мебель не является предметом первой необходимости и в сложные времена потребители предпочитают обходиться без крупных покупок;

-изменение стоимости комплектующих и фурнитуры. Зачастую, основными поставщиками являются европейские страны и Китай. Изменения на валют-

ном рынке повлекли за собой увеличение стоимости сырья для производства мебели;

-отсутствие финансовых вливаний. Компаниям - производителям стало достаточно сложно получить доступные кредиты;

-высокая диверсификация продуктовой линейки. В кризисные времена довольно затратно поддерживать большой ассортимент, в то время как расходы на разработку, произ-

водство и хранение большое количества продукции становятся дополнительной нагрузкой;

-всевозможные внутренние факторы. К таким факторам можно отнести задержку заработной платы, снижение трудовой дисциплины, понижение уровня трудовой мотивации персонала и пр.

Нестабильная макроэкономическая ситуация вынуждает участников рынка скорректировать стратегии своего развития. К таким мерам мы предлагаем отнести следующие:

1. Сокращения издержек путем оптимизации розничных сетей. При текущем положении дел часть торговых точек становится нерентабельными, поэтому необходимо провести анализ и ликвидировать убыточные салоны.

2. Снижение издержек на производстве, применение бережливых технологий. Оптимизация расходов на материалы, корректная логистика (как транспортная, так и производственная), бережное отношение к инструментам и оборудованию, экономия ресурсов (электроэнергии, топлива, воды и пр.) позволит значительно снизить расходы.

3. Пересмотр продуктовой линейки, изменение ассортимента. Путем проведение анализа рынка необходимо выявить основные покупательские потребности и скорректировать предлагаемый набор продукции, отвечающий текущим нуждам целевой аудитории.

4. Снижение себестоимости производимой продукции. Это возможно, например, за счет оптимизации технологического процесса, или за счет удешевления стоимости ручного труда.

5. Сокращение персонала, оптимизация кадрового состава.

6. Переход на сдельную оплату труда. Это позволитсокра-тить затраты на фонд оплаты труда в ситуациях, когда производство не загружено заказами, а также повысить мотивацию

О

ю

5

*

О

2 е

6

сч из £

Б

а

2 ©

сотрудников при наличии проектов.

7. Поиск новых каналов продвижения товаров. В частности интернет - продажи, что является относительно новым каналом для продажи мебели на заказ.

Следует отметить, что положительным моментом в целом для розничной торговли является рост он-лайн торговли. По итогам 2014 г. объем продаж через Интернет вырос до 713 млрд. руб. (+31% к 2013 г.), из которых 65% приходится на материальные товары и 35% -нематериальные товары.

Поддержку сегменту оказывает общий рост уровня проникновения интернета в России (рост до 67,5% (+10,4 п.п. к 2013 г.)) и рост числа пользователей сетью Интернет на портативных устройствах: смартфонах и планшетах (число пользователей Интернетом на смартфонах выросло до 21 млн человек (+5,7 п.п. к 2013 г.). Число пользователей Интернетом на планшетах - до 10 млн человек (+4,9 п.п. к 2013 г.)) [7]. Учитывая данные тенденции, можно отметить, что канал сбыта мебельной продукции через Интернет имеет высокий потенциал.

Однако в данном случае важно учитывать фактор логистики: покупки крупногабаритных предметов через Интернет совершаются преимущественно в регионе присутствия.

Целесообразно подходить к решению вышеизложенных вопросов комплексно, например, через использование Сбалансированной системы показателей, которая позволит учесть все обозначенные выше меры в соответствии с достижением стратегической цели компании через формирование механизма устойчивого развития предприятия.

Выводы. Таким образом, нами было рассмотрено современное состояние процессов управления российскими мебельными предприятиями. Также дан обзор крупнейших мебельных ритейлеров. Были вы-

явлены самые активные регионы в области продаж.

Определено, что в последнее время растет интерес к онлайн продажам в этой сфере, что вызывает определённую заинтересованность производителей, так как данная область (например, мебель, произведенная на заказ) обладает своеобразной спецификой и заметно отличается от интернет -продаж готовых продуктов.

В свою очередь, нами были выявлены основные причины снижения уровня устойчивости российских мебельных предприятий на современном этапе и предложены направления по упрочнению их состояния, заключающиеся в рекомендациях по корректировке стратегии устойчивого развития мебельного производства. Факторы, играющие важную роль в формировании механизма устойчивого развития предприятия, мы предлагаем рассмотреть в следующем параграфе.

Литература

1.Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. Пер. с англ. / Под ред. Ю.Н. Каптуревского. -СПб.: Изд-во «Притер», 1999.

2. Быков Е.М., Касаев Б.С., -Пилипенко Е.П. Управление развитием инновационного потенциала: понятия и факторы // Инновации и инвестиции. 2009. № 4. С. 98-103.

3. Быков, Е. М. Разработка модели развития инновационного потенциала подсистемы мегаполиса // Инновации и инвестиции. 2010. № 3. С. 113117.

4. Касаев Б.С., Шостко

A.А. Развитие методов коллективного инвестирования в современной экономике. М.: Издательство «Палеотип», 2009.

5. Касаев Б.С., Лаврентьев

B.А., Пилипенко Е.П. Реализация функции регулирования инновационного потенциала на основе прогнозирования развития инженерного образования в регионе // Инновации и инвестиции. 2009. №4. С. 17-20.

6.Коробков А. The Balanced Scorecard - новые возможнос-

ти для эффективного управления. М.: 2001.

7.Пол Р. Нивен, Сбалансированная система показателей для государственных и неприбыльных организаций, Баланс Бизнес Букс, 2005 г.

8.Рамперсад Х.К., Универсальная система показателей деятельности, 2004.

9.Хорват П. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием //Управление предприятием. 2000. № 4.

10.Экономика и статистика фирм: Учебник для вузов / Под. ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Финансы и статистика, 2003.

11. Привольнев Д. Сбалансированная система показателей: очередная панацея или рабочий инструмент топ-менеджера? По материалам сайта http://citcity.ru/11351/

12.D. Norton, R. Kaplan. "Putting Balance Scorecard to work", Harvard Business Review, September - October, 1993.

Current state of management of furniture production of the russian enterprises Rzhevskiy R.A.

Financial University under the Government of the Russian Federation In article are considered a current state of production of furniture by the domestic enterprises in comparative aspect. Also the balance of own and imported products is given in structure of consumption for the last 6 years. It is revealed that the volume of the Russian export 10 times less import volumes, and concentration at the level of 3 largest contractors is much higher (nearly2/3against2/5). Thus dynamics of export to force of the small size is rather volatile and is to a lesser extent dependent on exchange rates. It is shown that in general, production of furniture in Russia doesn't belong to competitive productions. Keywords: competition, furniture production, dynamics of export, sector of furniture

production, strategy of a sustainable development of furniture production. References

1. Ansoff I. New corporate strategy. The

lane with English / Under the editorship of Yu.N. Kapturevsky. -SPb.: "I have ground in" publishing house, 1999.

2. Bulls E.M., Kasayev B. S., Pilipenko

E.P. Management of development of innovative potential: concepts and factors//Innovations and

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

investments. 2009. No. 4. Page 98103.

3. Bulls, E. M. Development of model of

development of innovative potential of a subsystem of the megalopolis/ /Innovations and investments. 2010. No. 3. Page 113-117.

4. Kasayev B. S., Shostko AA. Development of methods of collective investment in modern economy. M.: Paleotip publishing house, 2009.

5. Kasayev B. S., Lavrentyev V.A, Pilipenko E.P. Implementation of function of regulation of innovative

potential on the basis of forecasting of development of engineering education in the region// Innovations and investments. 2009. No. 4. Page 17-20.

6. Korobkov A. The Balanced Scorecard

- new opportunities for effective management. M.: 2001.

7. A floor R. Niven, the Balanced scorecard for the state and nonprofitable organizations, Balance Business of Axle boxes, 2005.

8. Rampersad H.K., Universal system

of indicators of activities, 2004.

9. Croat of the Item. Balanced scorecard

as control entity//Enterprise management. 2000. No. 4.

10. Economy and statistics of firms: The textbook for higher education institutions / Under. edition of S. D. Ilyenkova. - M.: Finance and statistics, 2003.

11. Privolnev D. Balanced scorecard: next panacea or working tool of the top manager? On website http:// citcity.ru/11351/ materials

12.D. Norton, R. Kaplan. "Putting Balance Scorecard to work", Harvard Business Review, September - October, 1993.

О À

S

&

œ

2 e

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.