Научная статья на тему 'Современное состояние и тенденции развития рынка мебельной продукции России'

Современное состояние и тенденции развития рынка мебельной продукции России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
930
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК МЕБЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА / КОНКУРЕНТНЫЕ ПОЗИЦИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ / ИМПОРТ ТОВАРОВ / ЭКСПОРТ ТОВАРОВ / ТОВАРООБОРОТ / СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / THE MARKET OF FURNITURE PRODUCTION / MARKETING RESEARCH OF THE MARKET / COMPETITIVE POSITIONS OF PRODUCERS / IMPORT OF GOODS / EXPORT OF GOODS / GOODS TURNOVER / MARKET SEGMENTATION / IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таппасханова Елизавета Оюсовна, Мустафаева Земфира Амаевна, Бисчекова Фатима Руслановна

В статье дана характеристика мировому рынку мебельной продукции. На основе проведения маркетингового исследования выявлено место, которое занимают по разным позициям на рынке российские производители. На основе проведенного сегментирования рынка мебельной продукции определена структура спроса на российскую мебель и основные факторы, влияющие на выбор той или иной категории мебели. Рассмотрены основные тенденции на российском рынке мебельной продукции. Сделан вывод о том, что дальнейшее развитие мебельной отрасли во многом будет зависеть от действий не только самих компаний, но и государственной политики в сфере мебельного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Таппасханова Елизавета Оюсовна, Мустафаева Земфира Амаевна, Бисчекова Фатима Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current state and development trends of the Russian furniture market

The article describes the world market of furniture products. On the basis of conducting a marketing research, a place is identified that is held by Russian manufacturers in different positions on the market. Based on the segmentation of the furniture market, the structure of demand for Russian furniture and the main factors influencing the choice of this or that category of furniture are determined. The main trends in the Russian furniture market are considered. It is concluded that the further development of the furniture industry will largely depend on the actions not only of the companies themselves, but also of the state policy in the sphere of furniture production.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и тенденции развития рынка мебельной продукции России»

молодежной занятости.Традиционно считается, что само молодое поколение больше нацелено на рисковую деятельность, способное к проявлению инициативы и новаторства, творческого потенциала и самореализации. Однако реализация предпринимательского потенциала молодежи усложняется через ряд причин, а именно: нестабильная экономическая и политическая среда в стране для развития бизнеса; отсутствие необходимого "багажа знаний" для организации собственного дела; нехватка стартового капитала для реализации предпринимательского потенциала; административно-бюрократические барьеры; отсутствие льготного кредитования молодежного предпринимательства, высокая ставка процентов за кредиты; несовершенное и нестабильное налоговое законодательство в сфере малого предпринимательства и тому подобное.

Максимальный эффект от мотивационного обеспечения достигается в результате рационального сочетания организации труда, реализацией системы социальных и экономических стимулов и предусматривает: усовершенствование системы материального поощрения молодежи к труду и производительной занятости; пропагандированние и поощрение молодежи к легальным формам занятости; содействие предоставлению льгот молодежи на первом после окончания учебного заведения рабочем месте; экономически обоснованное повышение минимальной заработной платы. В современных условиях господства жесткой конкуренции на рынке труда Российской Федерации, отвечать достаточно высоким требованиям работодателей сегодня для кое-кого из

представителей молодого поколения кажется непосильным заданием. Особенно,если это касается молодежи, жизнь которой внесла свои коррективы в ее физические возможности. Конституция гарантирует всем без исключения гражданам Российской Федерации право на труд, однако на пути к его реализации молодежь с ограниченными возможностями преодолевает иногда слишком тернистый путь [2].

По нашему мнению, фундаментом в формировании высокого уровня конкурентоспособности молодежи с особенными потребностями являются изменения ментальности общества и восприятия людей с инвалидностью как высококвалифицированных специалистов на профессиональном поприще. Для этого необходимым является ввод социальной рекламы ради воспитания толерантности населения к людям с особенными потребностями, а также отмена стереотипов относительно полной неработоспособности людей с особенными потребностями. Одним из определяющих факторов обеспечения конкурентоспособности выпускников с особенными потребностями на рынке труда есть создание необходимых условий для получения инвалидами образовательных услуг всех форм и типов, которые предоставляются государством.

Примечания:

1. Касаткина Н.Э. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в условиях регионального рынка труда как фактор устойчивой занятости // Вестник КемГУКИ. - Кемерово, 2015.- Вып. 31.- С. 181-188.

2. Волохова Е.Д.Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации : монография / Е.Д. Волохова. - М., 2004. - 240 с.

CURRENT STA TEAND DEVELOPMENT TRENDS OF THE RUSSIAN FURNITURE MARKET Tappaskhanova Elizaveta Oyusovna, PhD of Economics, Associate Professor Mustafaeva Zemfira Amayevna, DSc of Economics, Professor Bischekova Fatima Ruslanovna, PhD of Economics, Associate Professor

Department of Management and Marketing, institute of Law, Economics and Finance, Kabardino-Baikarsky State University named after Kh. M. Berbekova, Nalchik, Kabardino-Baikar Republic

The article describes the world market of furniture products. On the basis of conducting a marketing research, a place is identified that is held by Russian manufacturers in different positions on the market. Based on the segmentation of the furniture market, the structure of demand for Russian furniture and the main factors influencing the choice of this or that category of furniture are determined. The main trends in the Russian furniture market are considered, it is concluded that the further de veiopment of the furniture industry will largely depend on the actions not only of the companies themselves, but also of the state policy in the sphere of furniture production.

Keywords: the market of furniture production; marketing research of the market, competitive positions of producers; import of goods; export of goods; goods turnover; market segmentation; import substitution.

УДК 338 ВАК РФ 08.00.05

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА МЕБЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ РОССИИ

© Таппасханова Е.О., 2018 © Мустафаева З.А., 2018 © Бисчекова Ф.Р., 2018

¥

ш S

О ш

X

О X

о ^

л

#

# *

256

ТАППАСХАНОВА Елизавета Оюсовна, кандидат экономических наук, доцент

МУСТАФАЕВА Земфира Амаевна, доктор экономических наук, профессор

БИСЧЕКОВА Фатима Руслановна, кандидат экономических наук, доцент

кафедра Менеджмента и маркетинга, Институт права, экономики и финансов, Кабардино-Балкарский государственный университет им. X. М. Бербекова, Нальчик, Кабардино-Балкарская республика

В статье дана характеристика мировому рынку мебельной продукции. На основе проведения маркетингового исследования выявлено место, которое занимают по разным позициям на рынке российские производители. На основе проведенного сегментирования рынка мебельной продукции определена структура спроса на российскую мебель и основные факторы, влияющие на выбор той или иной категории мебели. Рассмотрены основные тенденции на российском рынке мебельной продукции. Сделан вывод о том, что дальнейшее развитие мебельной отрасли во многом будет зависеть от действий не только самих компаний, но и государственной политики в сфере мебельного производства.

Ключевые слова: рынок мебельной продукции; маркетинговые исследования рынка, конкурентные позиции производителей; импорт товаров; экспорт товаров; товарооборот; сегментирование рынка; импортозамещение.

I

В последние годы производители на рынке испытывают жесточайшую конкуренцию. И не важно, действую ли они на рынке готовой продукции, интеллектуальных продуктов или на рынке услуг. С серьезными проблемами сталкиваются в своей деятельности и представители мебельного бизнеса. Чтобы выжить в этих условиях, укрепить свои конкурентные позиции, производители используют различные маркетинговые инструменты, инновационные подходы в развитии бизнеса, создают новую качественную продукцию [8; 9; 10]..

Следует отметить, что мебельная промышленность занимает особое место среди отраслей экономического комплекса любой страны. Если говорить о российском мебельном рынке, то можно сказать, что он является одним из самых конкурентных: на нем представлены как крупные фабрики, изготовляющие мебель серийно, так и мелкие предприниматели, работающие по индивидуальным заказам, и имеет довольно большой потенциал развития. В то же время в этой области имеются определенные проблемы, сдерживающие развитие мебельной промышленности и которые необходимо решать.

Исследования мирового рынка мебельной продукции, проведенное Миланским Центром промышленных исследований СБИ, показал, что его объем: составляет 400 млрд долларов. Лидером мирового рынка является Азиатско-Тихоокеанский регион, где находится 1/3 производителей, которые изготавливают половину всей профильной продукции. По объемам производства в мировом рейтинге лидирует Китай, 40% производителей которого представлены в странах Европейского Союза.

По данным той же исследовательской организации, на 200 компаний, занимающих лидирующие позиции, приходится 23% от общего производства мебели. Из этих 200 - около 130 компаний занимается непосредственно производством, а остальные - в том числе, и розничной продажей, включающей весь спектр услуг.

Представляет интерес структура импорта и экспорта мебельной продукции. Импорт в Российскую Федерацию товаров из группы "мебель прочая и ее части" за последние пять лет, а именно, с 2013 по 2017 год в общей сложности составляет $5.98 млрд, общим весом 1833 тыс. тонн и количеством 44.5 млн шт. Если рассмотреть долю каждой страны в структуре импорта (товаров из группы "мебель прочая и ее части"), то на первом месте стоит Китай (22%), на вто-

ром месте - Италия (18%) [7]. К основным импортерам России можно отнести Германию, Белоруссию, Италию и Польшу.

Рассмотрим позиции Российской Федерации в экспорте мебельной продукции. Товары из группы "мебель прочая и ее части" за период с 2013 по 2017 год в общей сложности составил $1.06 млрд, общим весом 632 тыс. тонн и количеством 9.1 млн шт. Большую часть занимает "прочая мебель деревянная", на которую приходится 38%, и на "части мебели из металла, из дерева, из прочих материалов" - 29%. В структуре экспорта по странам лидирующие позиции занимают Казахстан и Германия, с 37% и 13%-ми соответственно, с 8.4% за ними следует Беларусь[16].

Товарооборот России товаров из группы "мебель прочая и ее части" с 2013 по 2017 годы составил $7.04 млрд. Большую долю в товарообороте занимает "прочая мебель деревянная" и "части мебели из металла, из дерева, из прочих материалов" - 35% и 23% соответственно (рис.1) [14].

На мебельном рынке Российской Федерации, отличающемся заметным разнообразием, можно встретить, наряду с крупными игроками, предоставляющими полный спектр услуг, в том числе производство серийной мебели, более мелких игроков, которые работают только по индивидуальным заказам. Проведенные различные исследования рынка мебельной продукции подтверждают, что потенциал его развития довольно высок, при этом в общем мировом объем мебельного рынка доля РФ на сегодняшний день составляет только 1%.

^ ^ □ Импорт □ Экспорт

2013 2014 2015 2016 2017

Рисунок 1 - Товарооборот России "мебель прочая и ее части"

Скорость появления новых игроков на рынке очень высокая, и это неудивительно. Ведь российский рынок является привлекательным и емким для иностранных производителей. Однако если говорить о соотношении иностранных и отечественных производителей, то лидирующие позиции принадлежат вторым,

что в цифрах составляет около 65% всего рынка. Главной причиной такого предпочтения покупателей является более низкая стоимость мебели.

На первом месте по объему мебельной продукции в Российской Федерации стоит Центральный (37%) и Приволжский (31%) федеральные округа. На третьем месте с большим отставанием расположился Северо-Западный федеральный округ. Все эти три крупнейших региона производят в общей сложности 79% всей российской мебели [1].

Такое распределение, в первую очередь, связано с централизацией крупнейших производителей. Реализация продукции происходит в основном в тех же регионах, где она производится. Продвижение продукции от производителя к конечным потребителям, организация распределения продукции в сегменте, на территории, осуществляется через розничные сети, существующие обособленно - не принадлежащие самой компании, что дает меньше возможности компаниям преуспевать в сфере изготовления мебели на заказ. Крупным федеральным игрокам это невыгодно, так как у них происходит повышение логистических издержек, увеличение срока изготовления и подорожание продукции.

Чтобы выявить тенденцию увеличения спроса на деревянную мебель, консалтинговая компания "Intesco Research Group" провела анализ потребительского спроса на мебель. Анализ выявил, что на спрос влияют различные факторы, среди которых увеличение жилищного фонда, увеличение уровня доходов населения в различные периоды времени и др. Исследование также показало, что деревянная мебель всегда остается актуальной за счет различных ее преимуществ: она натуральна, красива и универсальна, с точки зрения дизайна - подходит под любой стиль [2].

У производителей мебели есть также возможность создавать ценовую сегментацию и таким образом привлекать новых потребителей. Такая задача решается за счет снижения себестоимости товара посредством использования таких материалов, как древесностружечные плиты.

Маркетинговые исследования рынка мебели позволил разделить российский рынок мебели по сферам ее применения. Такое сегментирование отечественного рынка позволил определить три большие группы: мебель для дома, мебель для офиса и специализированная мебель, к которой относится мебель для учебных заведений, больниц, ресторанов, складских помещений и т.п.[5]. На рисунке 2

наглядно показана классификация мебельного рынка по сферам применения.

5

LU

S о

LU

Z

О X

о

й

#

# *

258

□ Мебель для дома

□ Мебель для офис

□ Специалшированная мебель

Рисунок 2 - Классификация мебельного рынка[5]

Исследования также позволили определить структуру спроса российского рынка мебели по категориям мебели, которая выглядит следующим образом (рис. 3):

- корпусная мебель для жилых комнат (31,3%);

- мягкая мебель (23,3%);

- кухни (16,1%);

- спальни (14,2%).

встроенная мебель д,тская мебель

мягкая мебель 23.3%

Рисунок3 - Структура спроса российского рынка мебели для дома

Выявлены причины приобретения потребителями мебельной продукции. К самым популярным причинам были отнесены: негодность старой мебели, желание пополнить обстановку или поменять интерьер в старой квартире и, чуть реже, причиной названы переезд в новую квартиру[3]. Наглядно данная статистика представлена на рисунке 4.

Маркетинговое исследование также показало, что чаще всего мебель обновляют в детских. И это абсолютно логично, учитывая, что дети быстро растут и потребность в мебели резко меняется, а именно - каждые 2-3 года.

Реже всего замена мебели прослеживается в таких комнатах, как: ванная, кухня и спаль-

ня. Срок замены в этих комнатах от 5 до 7 лет. Мягкую и корпусную мебель потребители готовы обновлять каждые 4 и 5 лет, соответственно.

Определены основные факторы, которые оказывают влияние на принятие решения о покупке мебельной продукции. К ним, прежде всего, относятся: качество мебели,цена, дизайн и другие параметры, связанные с сервисом, что наглядно показано на рисунке 5.

По цене и качеству лидируют средний и низкий сегменты, которые в общей сложности составляют 80% рынка (рис.6).

В последние годы наблюдается возрастающий рост спроса на мебель из дерева. Актуальными тенденциями последних лет на рынке мебельной продукции также является все большее распространение эко-дизайна, что связано, с одной стороны, с возрастанием социальной ответственности потребителей, которые предпочитают использовать мебель из продукции экологически чистой.

С другой стороны, производители стали понимать, что если их производство не будет основано на "зеленом маркетинге", они постепенно потеряют своих потребителей. Поэтому они предпочитают использовать натуральные материалы: необработанное дерево, натуральные ткани, камень, глину и т.д.[15].

Еще одна тенденция была выявлена в процессе маркетингового исследования. Потребителей мебельной продукции стал реже интересовать вопрос, где произвели мебель, в России или за рубежом. Такой фактор, как "производитель", чаще интересует представителей дорогого сегмента, для которого имеет значение "имя" (бренд). Бренд можно рассмотреть с двух точек зрения: бренд компании-производителя и бренд страны-производителя. Так, компания Tonino Lamborghini производит множество товаров премиум-класса, в том числе и мебель. Известной всему миру она стала благодаря легендарному автомобилю Lamborghini. В данном случае, для принятия решения о покупке, клиенту достаточно знать название компании-производителя[13].

Следует отметить, что чаще всего, название мебельной фабрики, даже известных итальянских, не говорит потребителю практически ничего. Аналогично обстоят дела с румынской и белорусской мебелью, которые давно стали для потребителей олицетворением высокого качества, надёжности и элегантности. Поэто-

му в таких случаях, брендом является не столько фабрика, сколько страна-производитель [11;12].

Переезжаем в новую квартиру

Хочется поменять интерьер в старой квартире

Возникла необходимость пополнить обстановку квартиры

Старая мебель пришла в негодность

Рисунок4- Основные причины приобретения потребителями мебельной продукции

□ Качество

□ Страна изготовления

□ Дизайн

□ Срок службы

□ Материал

Рисунок 5 - Критерии, которыми руководствуются покупатели при выборе мебели[5]

□ Средний

□ Премиум

ста продаж, как специализированные мебельные центры, IKEA и торговые центры общего профиля. 21,6% россиян совершают покупки мебели в Интернете, 18% - приобретают мебель, изготовленную для них по заказу. Каждый пятый потребитель приобретает мебель на сайтах объявлении (рис.7)[13].

Итак, главной тенденцией на российском рынке мебельной продукции на современном этапе его развития является расши-40% 50% рение отечественного бизнеса, в первую очередь, за счет процесса импортозамещения. Одновременно мы наблюдаем на рынке появление новых крупных иностранных компаний, имеющих опыт розничной торговли по всему миру. Заметной тенденцией также является снижение покупательского спроса на импортную мебель и быстрое развитие отечественных производителей, что приводят к тому, что доля российских компаний на рынке постоянно растет. Россия постепенно выходит из кризиса, толчок которому в 2018 годудал чемпионат мира по футболу. Посещение, в связи с этим мировым событием, большого количества туристов, гостей,журналистов позволил построить много новых гостиниц, различных сооружений для спортсменов, хозяева которых, заключив многомиллионные контракты с российскими мебельными фабриками,закупили у них большое количество мебели. Были обновлены и переоборудованы старые дома отдыха и пансионаты. В целом в 2018 году внес хорошие перспективы для развития всей отрасли [6].

ВОТДЕЛЬНОСГОЯЩИХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ МАГАЗИНАХМЕБЕЛИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунокб- Ценовые сегменты рынка мебельной продукции

Самым популярным местом продаж мебельной продукции у российских покупателей, по результатам исследования "РосБизнесКонсалтинг" (РБК), являются отдельно стоящие специализированные магазины мебели. Им отдает предпочтение почти каждый второй покупатель. Далее по популярности такие ме

В ГИПЕРМАРКЕТАХ IKEA

ВИНТЕРНЕГ-МАГАЗИНАХ МЕБЕЛИ

НА САЙГАХ ОБЪЯВЛЕНИИ (НАПРИМЕР, AVITO)

И 48,2

1*7,2

И 33,6

Z] 31,2

Ц 21,6

И 18,6

И 10,7

0,6

Рисунок 7 - Места приобретения мебельной продукции, 2017 г., % от опрошенных покупателей [4]

s

LU

S

о

LU 3-

s X

О X

о ^

л

#

* *

260

Однако, с нашей точки зрения, ее развитие также во многом будет зависеть от активности не только самих производителей, но и государственной политики в сфере мебельного производства, которая прежде всего должна стоять на защите отечественного производителя мебели, и действиями, которые предпринимают местные власти в поддержку регионального производителя.

Примечания:

1. Анализ данных Федеральной службы государственной статистики РФ / Обзор рынка: производство мебели [Электронный ресурс].URL: https:/ /www.openbusiness.ru biz busi obzor-rynka-proizvodstvo-mebeli/Дата обращения 3.05.2018.

2. Анализ рынка мебели и древесины / Производство: журнал бизнес идей. Электронный ресурс]. URL:https://vproizvodstvo.ru/analitika_rynok/analiz rynka_mebeli_drevesiny/#rynok-v-tsifrah. Дата обращения 3.05.2018.

3. Импорт в Россию./Экспорт и импорт России по товарам и странам. [Электронный ресурс]. URL: http://ru-stat.com/date-Y2013-2017/RU/import/ world/209403. Дата обращения 17.04.2018.

4. Исследования рынков: новые тренды на мебельном рынке / РКБ. [Электронный ресурс].URL: https://www.retail-loyalty.org/expert- forum/rbk-issledovaniya-rynkov-novye-trendy-na-mebelnom-rynke/. Дата обращения 20.05.2018

5. Маркетинговое исследование рынка мебели. / Zoom Market: маркетинговое агентство. [Электронный ресурс]. URL:http://www.mazm ru/article/ a-1967.html

6. Наумова К. Мягкий рост мебельного рынка. [Электронный ресурс].URL:https://www. kommersant.ru / Дата обращения 15.03.2018.

7. Оборот на мировом рынке мебели в 2017 составил 400 млрд. / Магия мебели. [Электронный

ресурс]. URL:http://magiya mebeli.ru/news/214/Дата обращения 17.04.2018.

8. Ресурсный потенциал России / Проблемы эффективного использования: Коллективная монография. - Нальчик, 2014. - 215 с.

9.Таппасханова Е.О.,Мустафаева З.А.,Лигидов P.M. Инновационные подходы в развитии туризма в регионе // Инновационное развитие экономики,-2016,-№1 (31).-С. 95-100. Ю.Таппасханова Е.О., Мустафаева З.А., Лигидов P.M. Инновационные подходы в развитии туризма в регионе // Инновационное развитие экономики. - 2016.-№ 1 (31).-С. 95-100. П.Таппасханова Е.О., Мустафаева З.А., Лигидов P.M. Формирование конкурентной позиции товаров особого спроса (автомобилей премиум-класса) в россии // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - № 2. - С. 109-119.

12.Таппасханова Е.О., Тлупов С.Х., Лигидов P.M. Брэндинг и его особенности на российском рынке // Современные аспекты экономики. - 2002. -№ 13. - С. 177.

13.Таппасханова Е.О., Шарданова Д. Конкурентные позиции российских производителей на рынке мебельной продукции/Современные аспекты экономики. - 2018. - № 5 (249). - С. 97-102.

14.Товарооборот России. / Ru-Stat. Экспорт и импорт России по товарам и странам. [Электронный ресурс]. URL: http://ru-stat.com/date-Y2013-2017/RU/trade/world/209403. Дата обращения 21.04.2018.

15.Три тенденции на рынке мебели в преддверии 2018 года. / ПроДерево. [Электронный ресурс].URL:https://proderevo.net/news/indst/ tri-tendentsii-na-rynke-mebeli-v-preddverii-2018-goda-internet-imoprtozameshchenie-i-dizajn.html. Дата обращения 29.04.2018.

1б.Экспорт из России. / Ru-Stat. Экспорт и импорт России по товарам и странам. [Электронный ресурс]. URL: http://ru-stat.com/date-Y2013-2017/RU/ export/world/209403 Дата обращения 21.04.2018.

FACTORS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF MODERN INDUSTRIAL ENTERPRISES

Temihanova Ra/sa Saitmagomedovna, Postgraduate student, Department of Economy and Management of Enterprise, Grozn en sky State OH Technical University of academician M.D. Miiiionshchikova, Grozny, Chechen Republic

The article reveals the factors influencing the sustainable development of modern industrial enterprise, considers various options for their classification. The gradation of external and internal factors, taking into account the degree of their impact on the sustainable development of the enterprise. It is proved that when making management decisions regarding the operation and sustainable development of the enterprise, it is important to take into account the factors that have the greatest impact on it.

Keywords: enterprise; development; ensuring sustainable development; factors; classification of factors.

УДК ззо.з ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

ВАК РФ 08.00.05 СОВРЕМЕННОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

© Темиханова P.C., 2018 В статье раскрыты факторы, влияющие на устойчивое развитие современного

промышленного предприятия, рассмотрены различные варианты их классификации. Проведена градация внешних и внутренних факторов с учетом степени их воздействия на устойчивое развитие предприятия. Обосновано, что при принятии управленческих решений касательно функционирования и устойчивого развития предприятия важным является учет тех факторов, которые оказывают на него наибольшее влияние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.