Karimov R.A.
The formation of cluster as a factor ofprioritizing competitiveness of agriculture production
The author of the article underlines priority and necessity of cluster approach to competitive formation of agricultural products namely vegetables in agricultural sphere of Tajikistan.
Here is studied some advantages of cluster approach, deeply analyzed elements of the model grocery agrarian sector cluster on the possibility basis of their formation. The author offers a perspective direction of prioritizing competitiveness of grocery production. He emphasizes the necessity of states active role in organization and coordination of cluster activity, and also transition to organic agriculture transition.
Курбонов Сухроб Аюбович -
аспирант Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, г. Москва
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РЕСПУБЛИКИ И РОЛЬ ГИДРОЭНЕРГЕТИКИ В РАЗВИТИИ
ТАДЖИКИСТАНА
Промышленность является ведущей отраслью материального производства. В данной отрасли создается значительная часть валового внутреннего продукта практически любой страны мира.
Так, по данным департамента торговли США и бюро экономического анализа (Bureau of economic Analysis), доля промышленности (Private goods-producing industries 17,4% + Information-communications-technology-producing industries 3,7%) в структуре ВВП США в 2009 году составила 21,9%, а на долю услуг приходилось 68,7% в ВВП [1].
По данным государственного департамента США (U.S. Department of state), в 2010 году доля промышленности в структуре ВВП Швеции составила примерно 26,6% [2].
Таким образом, промышленность в структуре любой экономики мира занимает если и не главное место, то определенно ведущее место. Можно отметить, что в середине 70-х годов в экономике западных государств стала наблюдаться достаточно высокая стагнация производства, что привело к экономическим сложностям. Во многом предотвратить глубокий спад экономики удалось благодаря увеличению доли промышленного производства в структуре ВВП. Экстенсивное производство было заменено интенсивным, то есть стали проводить оптимизацию, внедрение новых технических и технологических процессов в производство и т. д. Так с увеличением материального производства стала снижаться доля сырьевых отраслей экономики и сельского хозяйства в производстве мирового ВВП (таблица 1) [3]. Проведение различных мер, направленных на улучшение и внедрение высокоинтеллектуальных решений в промышленность и развитие сферы услуг, казалось, должно было снизить значимость материального
производства, однако этого не произошло. Как показывают данные таблицы 1, роль промышленности в западных странах остается достаточно высокой и по сей день.
Таблица 1.
Отраслевая структура ВВП в развитых странах в разрезе отраслей,
в % к итогу
Отрасль 1900 г. 1950 г. 2000 г.
Производство ВВП 100 100 100
Материальное производство, в т.ч. 28,8 27,8 32,1
Промышленность 16,0 18,5 23,7
Сельское хозяйство 9,0 5,3 2,5
Строительство 3,8 3,9 5,1
Производство услуг, в т.ч. 71,2 72,2 67,9
Транспорт и связь 7,4 6,5 4,2
Торговля 20,8 20,4 19,8
Финансовые услуги 3,2 4,6 4,8
Прочие услуги 39,7 44,3 41,5
Источник рисунка № 4 и таблицы № 8: Рахимов А.М. Структурные изменения экономики Республики Таджикистан // Экономика Таджикистана: стратегия развития.-Душанбе. 2004. № 3. - С.76.
Значимая роль промышленности заключается и в том, что в случае успешного её развития, потребности общества в высококачественной продукции будут удовлетворены, а также будет обеспечено техническое перевооружение и интенсификация производства.
Современная промышленность Республики Таджикистан состоит из нескольких самостоятельных отраслей производства: электроэнергетика, металлургия, топливная, химическая и нефтехимическая, легкая, пищевая и т.д., каждая из которых включает несколько предприятий. Крупнейшими промышленными предприятиями страны в металлургической отрасли являются: ГУП «Таджикская Алюминиевая Компания», Адрасманский свинцово-цинковый комбинат, в текстильной (легкой) отрасли - это СП "Кабоол Таджик Текстайлз" (Таджикско-Южнокорейское), СП "Джавони" (Таджикско-Итальянское), СП "ВТ Силк" (Таджикско-Вьетнамское), в энергетике - Нурекская ГЭС, Сангтудинская ГЭС-1, Байпазинская ГЭС, Кайракумская ГЭС и т.д.
Доля промышленности в структуре ВВП страны год от года показывает отрицательный тренд. Так, если в 1995 году доля материального производства в структуре ВВП страны составляла 34,09%, то в 2000 году эта цифра
снизилась до 33,15%, в 2005 году - до 22,72%. В 2009 г. был зафиксирован абсолютный минимум - 14,3% (График 1).
График 1.
Составлено автором по данным: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, реальный сектор, номинальный ВВП по отраслям происхождения http://www.stat.tj/ru/library/table 3.xls
Такое снижение доли промышленности стала следствием многих причин: смены общественно-политического строя страны в результате распада СССР; начавшийся гражданский конфликт, который отбросил всю экономику республики, в том числе и промышленность, на многие годы назад; отсутствие достаточного финансирования со стороны государства; разрыв прежних экономических связей со странами бывшего Советского Союза; массовый отток за пределы республики русскоязычных высококвалифицированных руководителей промышленных предприятий, специалистов и рабочих, доля которых в численности работников промышленности превышала 60% - всё это напрямую повлияло на ситуацию в промышленном секторе республики.
Между тем, республика располагает достаточно большими природными и сельскохозяйственными ресурсами для обеспечения ускоренного развития промышленного потенциала, хлопком для развития легкой промышленности, различными минеральными и рудными залежами для развития металлургии и машиностроения, колоссальными гидроэнергетическими ресурсами для развития электроэнергетики. Все эти возможности на сегодняшний день практически не используются. Как мы уже отметили, промышленный комплекс республики состоит из нескольких самостоятельных отраслей, доля которых в структуре промышленности ранжируется в зависимости от их отдачи и важности. Структура отраслей промышленности представлена в таблице 2.
Таблица 2.
Структура отраслей промышленности, в % к итогу_
Показатели Годы
1991 1999 2000 2001 2003 2004 2005 2008 2009
Вся промышленность, в том числе 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Электроэнергетика 4,2 8,7 7,2 6,5 7,5 5,9 6,4 10,6 13,8
Топливная 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,3 0,3 0,9 0,8
Цветная металлургия 8,0 49,5 56,3 54,2 44,6 46,0 42,1 39,3 38,6
Химическая и нефтехимическая 3,6 1,6 1,7 1,1 1,1 1,4 1,2 1,3 0,3
Машиностроение и металлообработка 6,7 1,1 0,9 0,9 1,0 1,7 1,5 2,8 2,3
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 1,6 0,04 0,03 0,05 0,1 0,2 0,3 0,3 0,4
Стекольная и фарфоро-фаянсовая 0,4 0,3 0,3 0,4 0,3 0,2 0,2 0,3 0,4
Промышленность строительных материалов 3,8 1,2 0,8 0,8 1,4 1,6 2,5 5,0 5,0
Легкая 49,2 13,2 15,5 12,7 21,7 17,9 17,6 12,0 10,8
Пищевая 15,7 16,1 10,7 16,6 15,4 15,8 19,5 20,7 20,9
Мукомольно-крупяная и комбикормовая 5,7 7,6 6,1 6,3 6,5 8,7 8,1 6,1 6,0
Другие 0,9 0,5 0,3 0,3 0,2 0,3 0,3 0,7 0,7
Источник: Составлено автором по данным: 1.Промышленность Республики Таджикистан- Душанбе, 2005.-С.12; Душанбе, 2007.-С-14; 2. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан/Реальный сектор. Выпуск промышленной продукции в постоянных ценах- 1980-2009. http://www.stat.ti/russian tables/table 9.xls
Как показано в таблице, в 1991 г. доля таких отраслей, как легкая и пищевая промышленность, цветная металлургия, энергетика была преобладающей в структуре промышленности республики. В совокупности удельный вес четырех отраслей промышленности в 1991 г составлял 77,1% от общего объема промышленной продукции. Если в начале 90-х легкая промышленность занимала доминирующее положение в структуре промышленности страны, то в последующие годы эта тенденция начинает изменяться: происходит снижение удельного веса данной отрасли в структуре промышленности. В 2009 году доля этой отрасли составила всего 10,8%, тем самым снизившись по сравнению с 1991 годом на 38,4%. Рост отрасли цветной металлургии, начиная с конца 90-х годов и по сей день, связан прежде всего с работой Таджикского алюминиевого завода, который остается реально работающим промышленным предприятием республики.
В 2009 году удельная доля цветной металлургии в структуре промышленности республики составляла 38,6%, что ниже показателя, например, 2008 года на 0,7%. Это прежде всего связано с повышением цен на глиноземную руду, а также со снижением цен на мировых фондовых рынках на алюминий в связи с финансово-экономическим кризисом.
Необходимо отметить, что за анализируемый период - 2009 г. к 1991г.-наблюдается рост в пищевой, строительной, а также в энергетической отраслях промышленности.
Анализ структуры промышленности республики показывает нам, что за 18 лет независимости достаточно резко сократилась доля таких отраслей промышленности, как химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, машиностроение и металлообработка. Поэтому государству, наряду с другими отраслями промышленности, необходимо более пристальное внимание уделять развитию данных отраслей. В противном случае через определенный промежуток времени значение и удельный вес этих отраслей подвергнется еще большему снижению.
В республике в настоящее время наблюдается процесс деиндустриализации. Так, по данным официальных источников, численность промышленных предприятий в 1991 году составляла 2 308 ед., в 2009 году их число сократилось до 1 331 ед. Соотношение государственных и частных предприятий в 2009 году составило 60 на 40 [4, 5]. Такая высокая тенденция сокращения промышленных предприятий грозит в будущем превратить республику из аграрно-промышленного государства в аграрную страну, где доля промышленности будет минимальной.
В то же время Таджикистан как небольшая по территории и численности населения страна, не способен самостоятельно и одновременно развивать все отрасли промышленности. В связи с этим необходима правильная, взвешенная государственная политика определения тех отраслей промышленности, которые впоследствии могут стать локомотивами для других.
На наш взгляд, такими отраслями являются энергетика, пищевая, легкая, цветная металлургия и строительная отрасли. Большинство ученых-экономистов республики придерживаются такого мнения, что государственное регулирование, вмешательство в промышленную сферу должно быть ограниченным или, по крайней мере, согласованным с рыночным механизмом, мы же придерживаемся другой точки зрения. Степень государственного вмешательства на нынешнем этапе развития промышленности республики должна быть максимальной. Так, например, государственное регулирование использовалось для преодоления структурных сложностей в странах Западной Европы и США, в послевоенный восстановительный период в Японии, Франции и Германии, в странах, которые демонстрируют устойчивые темпы высокого экономического роста, - в Индии, Китае, странах Юго-Восточной Азии [6].
Именно государство должно реанимировать промышленность посредством принятия различных мер. Такими мерами могут быть:
- принятие стратегии развития промышленности страны на краткосрочную - 1-3 года, среднесрочную - 3-6 лет, долгосрочную - 6 и более лет, с указанием планов, целей, задач и шагов по их реализации. Стратегия должна включать три варианта действий: пессимистичный, реалистичный и оптимистичный;
- разработка и укрепление законодательной базы в сфере промышленности, введение различных преференций, в том числе налоговых, защита прав собственности в случаях, когда промышленные предприятия находятся в частной собственности;
- подготовка высококвалифицированных кадров, в том числе управляющих, инженеров и других специалистов, в которых нуждается промышленность республики, проведение правильной кадровой политики, отказ от системы «клановости», «родственности»;
- проведение усиленной инвестиционно-агитационной, таможенно-тарифной политики, вовлечение в этот процесс возможно большего числа сторон;
- расширение сотрудничества с различными странами по проведению консультаций, мастер классов, обмена специалистами, например подписание контракта с Турецкой республикой для обучения специалистов (на текстильных фабриках Турции);
- создание механизмов по увеличению переработки сырьевых ресурсов внутри страны с целью экспорта глубоко переработанной продукции и выпуск высококачественной импортозамещающей продукции для внутреннего рынка;
Например, по данным отчета программы развития ООН (UNDP), «...экспертные оценки показывают, что вывоз на экспорт готовой продукции из алюминия взамен первичного алюминия может многократно увеличить валютные поступления в республику и создать дополнительные рабочие места для трудоустройства незанятой рабочей силы, а одна тонна первичного алюминия, отправленного не на экспорт, а на изготовление проката, увеличивает добавленную стоимость на 600 долл. США.» [7]. Если исходить из официальной отчетности ГУП «ТАЛКО» за 9 месяцев 2010 года и за аналогичный период 2009 года, на предприятии было произведено 263,5 тыс. и 265,0 тыс. тонн первичного алюминия соответственно [8]. Используя данные экспертов ООН, можно было бы получить следующий результат: 263,5*600$= 158,1 млн. долл. в 2010 году и 265,0*600$=159,0 млн. долл. в 2009 году дополнительной (добавленной) стоимости. Тем самым, согласно финансовой терминологии, упущенная выгода за два года для предприятия и для бюджета страны составила 317,1 млн. долл. США. Что, безусловно, является очень значительной суммой для Республики Таджикистан. Такие примеры имеются и в других отраслях промышленности.
Государственный бюджет, который на сегодняшний день имеет социально-ориентированную направленность, не является бюджетом развития промышленности, как показано в графике 2, основное внимание государство уделяет социальной сфере, что, с одной стороны, является положительным, так как улучшается качество медицинских, образовательных и иных социальных услуг и тем самым повышается социальная защищенность граждан страны. С другой стороны, при таком распределении расходной части бюджета финансовые потребности реальной экономики и, в частности, промышленности, остаются практически не удовлетворенными. Так, например, доля статьи расходов по добыче и переработке полезных ископаемых, горнодобывающей промышленности и строительства снизилась с 1,52% от общей расходной части бюджета страны в 2000 году до 0,85% в 2010 г.
График 2.
Структура основных статей расходной части бюджета РТ 2000-2010 гг. (доля в % от общей суммы расхода)
20
18
16
14
S? 12
m
к 10
с.
о ч 8
6
4
2
0
IES
□ Сектор государственной власти и управления 19,43 7,94 6,62 6,54
□ Просвещение 15,89 12,7 14,86 15,75
□ Здравоохранение 6,46 4,51 5,06 5,96
□ Социальное страхование и защита 12,26 10,82 12,55 15,66
□ Жилищно-коммунальное хозяйство 6,4 4,78 5,71 5,82
□ Топливно-энергетический комплекс 1,55 5,93 9,89 15,82
□ Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и охота 3,23 1,96 1,56 5,76
□ Добыча и переработка полезных 1,52 0,96 0,42 0,85
Ш
Республики Таджикистан, Исполнение государственного бюджета РТ в 2000-2009 гг. http://www.stat.ti/ru/librarv/table 23.xls, Закон Республики Таджикистан «О государственном бюджете Республики Таджикистан на 2010 год» . http://www.mmk.ti/ru/librarv/2010.doc
Единственной отраслью промышленности республики, в которую направляется достаточно большой объем бюджетных средств, является топливно-энергетический комплекс. Тенденция показывает, что государство,
2000
2008
2009
2010
начиная с 2000 г., постепенно увеличивает финансирование этой отрасли. Так, в 2008 году доля расходов данной отрасли составила 5,93%, в 2009 -9,89%, а в 2010 году - уже более 15% от общей расходной части бюджета. Сумма фактически исполненного бюджета республики равнялась в 2000 году 119 млн. долл., в 2008 году - 1,39 млрд. долл., в 2009 году - 1,3 млрд. долл., а в 2010 году - 1,54 млрд. долл. (при пересчете валюты использованы курсы на начало 2001,2009,2010 и 2011 гг.). Исходя из имеющихся данных, можно отметить, что в совокупности на социальную сферу (медицина, образование, соцзащита) в 2010 году было израсходовано порядка 575 млн. долл., а на промышленную отрасль (кроме ТЭК) - около 13 млн. долл. Если такая тенденция сохранится и в будущем, то это приведет к практически полной деиндустриализации страны, критическому отставанию от соседних стран.
Таким образом, государству необходимо в будущем пересмотреть структуру расходов бюджета в сторону постепенного увеличения финансирования промышленных отраслей экономики. Этого можно добиться, либо увеличив доходную часть бюджета, либо уменьшив расходы по другим статьям.
Государство должно не только увеличивать доходы, чтобы увеличить расходную часть бюджета на промышленность, но и оптимизировать структуру других бюджетных расходов. Например, в сфере медицины оптимизации расходов можно добиться путем проведения честных, открытых конкурсов и тендеров, где медицинское оборудование и лекарства поставляет не аффилированная компания по завышенным ценам, а компания, которая готова предложить наиболее оптимальные по цене и качеству оборудование и лекарства. Проводя такую взвешенную, прозрачную политику во всех отраслях экономики, государство способно решить имеющиеся трудности как в сфере материального производства, так и в других сферах экономики.
В связи с вышеизложенным, промышленная политика государства должна быть разнонаправленной, и для ее решения должны быть использованы разнообразные инструменты и механизмы, начиная с фискальных мер и заканчивая привлечением иностранных инвестиций.
В настоящее время приоритетным направлением в сфере промышленности является энергетический комплекс, в частности гидроэнергетика. Повышений интерес и значительные финансовые вложения в эту отрасль связаны с тем, что республика имеет значительный гидроэнергетический потенциал. Имея большие уклоны и значительные скорости течения, реки несут огромные запасы энергии. Потенциальная мощность рек составляет более 32млн. кВт/ч. Таджикистан по запасам гидроэнергоресурсов занимает восьмое место в мире: потенциальные объемы гидроресурсов Таджикистана равны 527млрд. кВт/ч. Ледники занимают около 8% территории республики. Всего в ледниках и снежниках сосредоточено до 500км воды, или 52% от запасов пресной воды, законсервированной в ледниках Центральной Азии [9]. Средний годовой поверхностный сток рек составляет более 50км3, или почти 364 тыс. м3 на
один км2 территории. При этом годовой забор воды из рек составляет немногим более 13,5 км3 или 26% от объема годового стока [10].
Гидроэнергетические ресурсы - одни из самых высокоэффективных, экологически чистых, и к тому же они относятся к возобновляемым источникам энергии. Электроэнергия, которая вырабатывается на ГЭС - одна из самых дешевых по себестоимости в (4-6 раз ниже, чем энергия, вырабатываемая на тепловой электростанции). Если ГЭС имеет преимущество перед ТЭС в себестоимости вырабатываемой электроэнергии, то преимуществом ГЭС перед АЭС является безопасность и экологичность (Чернобыльская и японская катастрофа на АЭС «Фукусима» показали опасность и пагубное влияние на окружающую среду АЭС).
На сегодняшний день повышенный интерес со стороны государства к данной отрасли связан с двумя обстоятельствами:
- во-первых, электроэнергетических мощностей страны недостаточно для полного удовлетворения внутренних потребностей государства, промышленность и города испытывают острый недостаток электроэнергии (особенно в зимнее время);
- во-вторых, развитие энергетической сферы позволит республике экспортировать электроэнергию в соседние страны (Афганистан, Иран, Пакистан), получать валютную выручку и увеличить объемы государственного бюджета страны.
Электроэнергетический (вырабатывающий) комплекс республики включает в себя Нурекскую ГЭС, Байпазинскую ГЭС, каскад Вахшских ГЭС, каскад Варзобских ГЭС, Кайракумскую ГЭС, Сангтудинскую ГЭС-1 (Таджикско-Российская), Душанбинскую ТЭЦ, Яванскую ТЭЦ, а также более 150 малых ГЭС. Так, по данным официальной статистики, за последние три года в республике было выработано 49,7 млрд. кВт/ч электроэнергии. На графике 3 указана динамика выработки электроэнергии, экспорта и импорта. В 2009 году, по сравнению с 1995 годом, электроэнергии было выработано больше на 1,3 млрд. кВт/ч. Это прежде всего связано с запуском последнего, четвертого гидроагрегата Сангтудинской ГЭС-1 [11].
Ежегодно республика экспортирует электроэнергию в весенне-летний период в Туркменистан, Узбекистан, Казахстан (в 2011 году планируется экспорт электроэнергии в Афганистан), когда проводится максимальное увеличение стока водохранилищ, а в осенне-зимний период республика импортирует электроэнергию из Туркменистана и Узбекистана, так как в этот период начинается набор воды в водохранилищах для заполнения необходимого уровня. Если проанализировать динамику экспорта и импорта, то прослеживается довольно идентичный уровень этих показателей.
График 3.
Динамика выработки электроэнергии, экспорт и импорт в республике Таджикистан за 1995-2009 гг. (в млрд. кВт-ч)
18,00 16,00 14,00 12,00 ¿5 10,00 | 8,00 6,00 4,00 2,00 0,00
тЛ~ Ь=Я~ тш
III И-1 III И-1 и ш
1995
2000
□ Производство электроэнергии всего 14,80 14,30 17,50 16,10 16,10
□ Производство электроэнергии ГЭС 14,60 14,10 17,10 15,80 15,90
□ Производство электроэнергии ТЭЦ 0,2 0,2 0,4 0,3 0,2
□ Экспорт электроэнергии 4,20 3,90 4,30 4,42 4,24
□ Импорт электроэнергии 4,90 5,20 4,40 5,29 4,30
2007
2008
НЩ
О ш
__1-1 -__*-Ш7
2009
Составлено автором по данным: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Производство электроэнергии, продажа и потребление, http://www.stat.tj/ru/library/table 11.xls, импорт товаров 1993-2009гг.
http://www.stat.tj/ru/library/table 41.xls, экспорт товаров 1993-2009,
http://www.stat.tj/ru/library/table 40.xls
В 1995 году было экспортировано 4,2 млрд. кВт/ч, практически такой же уровень экспорта наблюдался в 2007, 2008 и 2009 годах. Из данных вышеприведенной таблицы видно, что за анализируемый период высокий уровень импорта наблюдался в 2000 г. - 5,2 млрд. кВт/ч, и в 2008 г. -5,29 млрд. кВт/ч. В первом случае рост был связан с недобором и недостаточностью водных запасов в водохранилищах (вследствие отсутствия достаточных природных осадков), во втором случае - с аномально холодной зимой в республике, когда температура достигала -20 оС и более градусов, и население более активно использовало электроэнергию. Кроме того, в 2008 году высокий спрос на электроэнергию наблюдался со стороны промышленных предприятий, в частности со стороны Таджикского алюминиевого завода.
Структура потребления электроэнергии в стране остается примерно одинаковой год от года. Начиная с 2005 г., на долю промышленности приходится порядка 7,2-8,0 млрд. кВт/ч в год, на долю сельского хозяйства-3,6-3,9 млрд. кВт/ч. Население потребляет порядка 2,4-2,7 млрд. кВт/ч. В совокупности доля этих секторов в потреблении электроэнергии составляет ежегодно более 80%. Потребление остальных секторов незначительно, кроме одного - «сектора потерь», который начиная с 1995 года показывает «повышенную» динамику. В 1995 году, когда общая выработка электроэнергии в стране составила 14,8 млрд. кВт/ч, потери составили 1,8 млрд. кВт/ч, то есть 12,16% от всего объема выработанной в стране электроэнергии. В 2000 году при общей выработке электроэнергии в 14,3 млрд. кВт/ч потери составили 2,2 млрд. кВт/ч, или 15,38%. В 2005 году было выработано 17,1 млрд. кВт/ч, потери - 2,7 млрд. кВт/ч, или 15,78% от всего объема. В 2008 году было выработано 16,1 млрд. кВт/ч, потери - 3,0 млрд. кВт/ч, или 18,63% от всего объема выработанной в стране электроэнергии [11 Практика западных стран показывает, что при распределении электроэнергии от вырабатываемых источников до конечных потребителей потери при нормальном функционировании оборудования и удовлетворительном состоянии всех звеньев и элементов обычно составляют 5-9 процентов. На графике 4 указаны данные по потерям развитых стран [12].
График 4.
Потери электроэнергии в странах дальнего зарубежья в %
4 6
потери в %
Составлено автором по данным: Воротницкий В.Э., доктор техн. наук, профессор. Снижение потерь электроэнергии в электрических сетях. Динамика, структура, методы анализа и мероприятия //Энергосбережение.- 2005. №2.
В республике потери электроэнергии по сравнению с западными странами и РФ, где потери составляют порядка 8%-12%, остаются очень значительными. Правительство республики сегодня большое внимание уделяет строительству новых гидросооружений, в то же время незначительное внимание уделяется снижению энергетических потерь. Если исходить из того, что среднегодовые потери за анализируемый период в республике равнялись бы 10%-11%, то потери электричества в республике, например: в 2000 году вместо 2,2 млрд. кВт/ч составило бы 1,43 млрд. кВт/ч, что на 770 млн. кВт/ч меньше фактических потерь 2000 года; - в 2008 году вместо 3,0 млрд. кВт/ч, составило бы 1,6 млрд. кВт/ч , что на 1,4 млрд. кВт/ч меньше фактических потерь 2008 года.
Можно отметить, что ежегодный объем потерь электроэнергии в республике практически сопоставим с объемом годовой выработки электроэнергии Сангтудинской ГЭС-1 (Российско-Таджикский проект), где в 2009 году было выработано 1,72 млрд. кВт/ч энергии [13]. При стоимости электроэнергии для промышленности 6,3 дирама (1,43 цента США) за 1 кВт/ч в 2009 году, энергетические потери в размере 1,4 млрд. кВт/ч обошлись государству финансовыми потерями в размере 20 млн. долл. Для улучшения данной динамики потерь требуются комплексные меры, инициированные прежде всего национальной энергетической компанией ОАХК «Барки Точик», которая занимается вопросами эксплуатации электрических станций и сетей республики, выработкой, передачей, распределением и реализацией электрической и тепловой энергии. На наш взгляд, ОАХК «Барки Точик» должны быть приняты следующие меры, направленные на минимизацию энергетических потерь: - в первую очередь всесторонний анализ энергетического комплекса страны;
- в случае обнаружения отклонений - оптимизация процессов, замена устаревшего оборудования, модернизация сетей;
- ввод в строй энергосберегающих технологий, усовершенствование системы учета энергии;
- повышение эффективности работы персонала, проведение точного учета потребителей электроэнергии в целом по республике. Таким образом, государству в переходный период необходимо одновременно решать как вопросы постройки новых ГЭС, например, Рогунской ГЭС, Сангтудинской ГЭС-2 (Таджикско-Иранский проект), каскада Нуробадских ГЭС (Таджикско-Китайский проект), так и заниматься вопросами оптимизации, реконструкции уже имеющихся гидросооружений. Так, по мнению заведующего лабораторией гидроэнергетики Института водных проблем, гидроэнергетики и экологии Академии наук Таджикистана Георгия Петрова, «у нас нет организаций, которые бы занимались чисто вопросами энергетики, воды. Мы развалили все институты и ничего не создали. Поэтому сегодня мы решаем все наши проблемы так же, как мы с вами тут, сидя. Все вроде по вопросу понятно? Ну, давай вот такой приказ и подпишем.... А ведь есть очень много
вопросов, которые нужно просчитывать, связывать воедино. Этого у нас не делается» [14].
Подводя итог рассмотренным вопросам состояния промышленности Таджикистана, и, в частности, роли гидроэнергетики в экономическом и социальном развитии страны, можно отметить, что прослеживаются тенденции:
- деиндустриализации экономики (количество промышленных предприятий за годы независимости снизилось более чем на 50%);
- в промышленном экспорте наблюдается высокая доля сырьевых товаров: алюминия первичного, золота и т.д., практически отсутствует экспорт глубокопереработанной промышленной продукции;
- расходы государственного бюджета на промышленную отрасль минимальны и составили от расходной части государственного бюджета в 1995г.- 1,52%, в 2008 г.- 0,96%, а в 2010г. - 0,85% (кроме ТЭК), в то же время на социальную сферу в совокупности направляется более 35% расходов бюджета;
- электроэнергетический комплекс страны показывает очень высокий процент потерь электричества, которые в развитых странах составляют от 4% до 10%, а в республике этот показатель равняется в среднем 16%.
Несмотря на сложности и проблемы, выявленные в ходе исследования, в настоящее время имеются реальные предпосылки для развития отраслей промышленности: во-первых, это связано с достаточно благоприятной международной ситуацией, когда стабильно растут цены на сырьевые ресурсы, в частности, на алюминий, золото, серебро; во-вторых, благоприятная внешняя конъюнктура сложилась и на рынке труда (в частности, в РФ) для таджикских мигрантов. Благодаря денежным переводам трудовых мигрантов растут и развиваются многие секторы экономики республики (тем самым увеличиваются налоговые и иные поступления в бюджет), которые впоследствии могут быть направлены на развитие промышленности страны. В-третьих, проявляется все больший интерес Китая, Ирана, Канады, Турции, России и других стран к промышленным инвестиционным проектам на территории республики. Кроме того, в 2011 году начнется экспорт электроэнергии в Афганистан по ЛЭП 220, на стадии согласований и дальнейшей реализации находится проект CASA 1000 (экспорт электроэнергии из Таджикистана и Киргизстана в Афганистан и Пакистан). Всемирный банк проводит экспертизу проекта Рогунской ГЭС с годовой выработкой электроэнергии 13,1 млрд кВт/ч, постройка которой позволит полностью обеспечить республику электроэнергией и значительно увеличить ее экспортный потенциал.
Сложившаяся конъюнктура на мировом рынке, в связи с повышением цен на электроэнергию, уголь, алюминий, хлопок, золото и т. д., способствовала в основном развитию природно-сырьевой базы, что все в большей степени делало экономику республики сырьевой и закрепляло за Таджикистаном статус сырьевого придатка развитых стран. Как уже
отмечалось ранее, любая страна проходит этап, когда реализация природно-сырьевых ресурсов становится толчком и точкой дальнейшего развития. Но мы должны подчеркнуть, что нужно очень грамотно и действенно пользоваться теми финансовыми средствами, которые поступают на сегодняшний день от экспорта ресурсов и поэтапно направлять их в производственные отрасли экономики.
Ключевые слова: промышленность Таджикистана, гидроэнергетика Таджикистана, состояние промышленности, природно-сырьевая база, экспорт ресурсов, производственные отрасли.
Key words: industry of Tajikistan, hydraulic power industry of Tajikistan, state of industry, natural resource base, export of resources, production branch.
Список использованной литературы:
1. U.S. department of commerce, Bureau of economic analisis//Gross domestic product by industry account
http://www.bea.gov/industry/gpotables/gpo_action.cfm?anon=872623&table_i d=26752&format type=0
2. U.S. department of state, diplomacy in action, Background note: Sweden, http://www.state.gov/r/pa/ei/bgn/2880.htm
3. Рахимов А.М. Структурные изменения экономики Республики Таджикистан // Экономика Таджикистана: стратегия развития.- 2004.- № 3. - С.76.
4. Европейский Фонд Образования «обзора рынка труда в Таджикистане -2010». www.labour.tj/files/Final%20Report%20LM %20TJ rus.pdf с. 66 из 132.
5. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан: Таджикистан в цифрах, 2010.
http://www.stat.tj/ru/img/9f5268b192177e16d1066c1e16aea04a 1287832044.p df . Стр. 102 из 196.
6. Игонина Л. Л. О механизмах переориентации денежных потоков в реальный сектор экономики // Финансы. - 2000.- № 10. - С. 56.
7. Программа Развития ООН: Национальный отчет по человеческому развитию 2008-2009 гг.
1. http://www.undp.tj/index.php?lang=russian&task=view&option=com_content &id=188&Itemid=99999999 34 из 156.
8. Таджикская алюминиевая компания, результаты: Основные показатели за 9 месяцев 2010 года.- http://talco.com.tj/UserFiles/ru_2009.pdf
9. Охрана окружающей среды Республики Таджикистан. Статистический сборник. -Душанбе, 2004. - С. 8.
10. Умаров Х.У., Мухаббатов Х.М. Биоклиматический потенциал Таджикистана: проблемы устойчивости и эффективности в его использовании// Экономика Таджикистана: стратегия развития. - 2005.-№3. - С. 76.
11. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан: Производство электроэнергии, продажа и потребление.-http://www.stat.ti/ru/library/table 11.xls
12. Воротницкий В.Э., доктор техн. наук, профессор. Снижение потерь электроэнергии в электрических сетях. Динамика, структура, методы анализа и мероприятия // Энергосбережение.- 2005.- №2.
13. ИНТЕР РАО ЕЭС, Сангтудинская ГЭС-1, динамика производства 2009, http://www.sangtuda.com/activity/dynamics/?year=2009
14. Петров Г. Тарифы нужно повышать. Вместе с зарплатой.//Стратегия развития.- 2010.- № 9 .
Курбонов С.А.
Современное состояние промышленности республики и роль гидроэнергетики в развитии Таджикистана
В статье рассматривается современное состояние промышленности Республики Таджикистан и роль гидроэнергетики в экономическом развитии республики. Анализ, проведенный в рамках исследования, показывает, что в республике снижается удельный вес промышленности в структуре ВВП. Если в 1995г. доля промышленности составляла 34,09% то в 2009г. это значение снизилось до 14,30%. В статье рассмотрены основные проблемы, с которыми сталкиваются промышленные предприятия республики (отсутствие или недостаточное финансирование, износ основных средств, невысокая квалификация управляющего звена и т.д.). Рассмотрены вопросы гидроэнергетического комплекса страны как основы дальнейшего развития промышленности и экономики в целом. Предложены комплексные меры по улучшению состояния промышленности страны.
Kurbanov S. A.
Modern Industry Condition and the Role of Hydro Energetic Promotion in Tajikistan
The author of the article considers the current industry state and the role of hydraulic power industry in the Republic of Tajikistan. The results of performed research analysis show that in industrial sector share in GDP structure is decreasing. If in 1995 industry share was 34,09% in 2009 it is reduced to 14,30%. The article touches upon fundamental problems, which industrial republican enterprises face (lack of financing or under-financing, asset depreciation, semiskilled management, etc.). The matters concerning hydraulic power sitations are considered as the base for further development of industry and economy as a whole. Here you can find the complex measures proposed to improve the state of country's industry.
Бабаджанова Заррина Ганиевна -
соискатель кафедры маркетинга-агробизнеса ТГУПБП
ПРИНЦИПЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Проблема размещения сельского хозяйства не является новой. В условиях перехода к рыночным отношениям она приобрела ещё большую актуальность. В