УДК 332.1(575.3)
М. И. Садриддинов
Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия E-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В БЛИЖАЙШЕЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
Рассматриваются проблемы экономического развития регионов республики, конкурентное преимущество республики по сравнению с соседними регионами и три основных сценария экономического развития республики. При рациональном использовании ресурсов страна может стать одним из главных экспортеров энергии в регионе.
Ключевые слова: пространственное развитие, национальная стратегия развития Таджикистана (НСР), гидроэнергетический потенциал, конкурентное преимущество.
Проблемы экономического развития республики на переломе ХХ-ХХ1 веков
Текущий анализ исходных характеристик развития республики показывает, что ядро народно-хозяйственного комплекса по-прежнему составляют предприятия сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности. В сложном переходном периоде получила дальнейшее развитие только электроэнергетика и цветная металлургия. При этом за период с 1991 г. экономика прошла несколько качественно разных этапов (табл. 1):
• кризис (в связи с разрушением ранее сложившихся экономических связей и отношений), сопровождавшийся значительным сокращением ВВП (1991-1996);
• медленное восстановление экономики (1997-2002). Достаточно высокий темп роста производства в республике и почти во всех регионах был обусловлен (в этом периоде) низкой исходной «базой»;
• стабилизация развития, характеризующаяся устойчивым рост ВВП;
• кризис, обусловленный мировым финансово-экономическим кризисом.
Отметим, что кризисные явления в экономике Таджикистана имели значительные региональные особенности (табл. 1). Это обусловливается контрастами в уровнях развития регионов, в частности с позиции различий в промышленном развитии [1].
На уровне агрегированных территориально-административных образований относительно более развитыми являются г. Душанбе и Согдийская область. Менее развитыми является Горно-Бадахшанская автономная область (ГБАО), а также Районы республиканского подчинения (РРП) и Хатлонская область.
На более дезагрегированном уровне своеобразными «центрами» активности (по критерию промышленного развития) являются города республики и Турсунзадевский район (рассматриваемый в составе РРП): их совокупная доля в общем объеме регионального промышленного производства республики составляла 85 % (доля Турсунзадевского района - 37,1 %).
Выход из кризиса был тяжелым и неравномерным для регионов. Наибольший спад производства и, следовательно, безработица наблюдались в регионах, в которых в основном была сконцентрирована промышленность (кроме электроэнергетики), производственные базы строительства. В частности, существенно снизились объемы промышленного производства в г. Душанбе (относительно развитом промышленном центре).
1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2012. Том 12, выпуск 3 © М. И. Садриддинов, 2012
Таблица 1
Среднегодовые темпы прироста объемов промышленного производства по агрегированным территориально-административным образованиям Республики Таджикистан, %
Регион 1991-1996 1997-2002 2003-2008 2008-2009
Душанбе -31,2 13,1 20,3 -5,7
РРП -13,9 12,3 5,5 -7,9
Согдийская область -23,6 7,9 2,6 -2,4
Хатлонская область -16,9 6,5 9,0 -6,4
ГБАО -37,5 -2,0 12,0 -7,3
Республика Таджикистан -19,3 9,7 7,0 -6,2
* Рассчитано по: [1-3].
Произошедшая в стране деиндустриализация стала не только базовым фактором усиления региональных диспропорций, но и повысила уровень нестабильности в этих регионах. Так, в наибольшей степени объем промышленного производства сократился в ГБАО, доля которой в общереспубликанском объеме и так была незначительной. Фактически произошло почти полное приостановление деятельности промышленных предприятий в этом регионе республики. Даже после 1996 г., когда в целом по республике наблюдался уже рост промышленного производства, в ГБАО продолжалось снижение.
Преодолеть эти негативные тенденции оказалось сложно: принятые меры по обеспечению макроэкономической стабильности, институциональные и структурные преобразования способствовали лишь небольшому снижению региональной дифференциации развития страны.
В настоящее время для экономики Таджикистана характерны следующие особенности:
• достаточно высокие темпы роста ВВП (9,6 % за период 2000-2004 гг. ', 6,5 % в 2010 г. [4. С. 83]) после стабилизации ситуации в стране, с завершением гражданской войны. В определенной степени этот рост поддерживается (вызван) большим спросом на розничные услуги и «волной» в строительной деятельности, которые финансированы денежными переводами из-за границы. (В 2010 г. денежные переводы из РФ в РТ в общем составили 2,2 млрд долларов.) До сих пор высокая и все увеличивающаяся доля ВВП сформирована из денежных переводов эмигрантов - 39 % в 2010 г. 2 [5];
• устойчивый рост в секторах реальной экономики. При этом наблюдается движение от производства готовых изделий к первичной обработке собственного или импортированного сырья. Доходы от производства алюминия и хлопка - немаловажные первичные источники дохода;
• растущий, но все еще низкий уровень ВВП на душу населения: в 2010 г. -700 долл. США по текущему обменному курсу [4]. Как следствие, высокий уровень бедности (особенно в сельских районах и областях, где выращивается хлопок): в 2010 г. практически половина населения страны проживала ниже уровня бедности. При этом за последнее десятилетие уровень бедности в республике ощутимо снизился [5] благодаря подъему экономики, устойчивым темпам роста и притоку денежных переводов от эмигрантов: 1999 г. - 89 %; 2004 - 64; 2007 - 53, 2010 г. - 50 %;
• экономика страны очень уязвима к внешним и политическим событиям, включая мировой финансовый кризис, политическим проблемам или сильной политике защиты в соседних странах (Кыргызстан, закрытый Узбекистан и Афганистан).
Принципиально важные для страны проекты (создание инфраструктуры) могут оказаться под угрозой срыва финансирования, сложностей получения инвестиций, уменьшения прито-
1 По данным Всемирного банка.
2 Денежные переводы уменьшились из-за кризиса в России на 30 %.
ка капитала (в форме денежных переводов) в связи с внешнеполитическими событиями. Реализация же этих проектов за счет собственных источников, без внешнего финансирования, маловероятна, несмотря на хорошие среднесрочные перспективы роста.
В перспективе развитие национальной экономики страны зависит от выбранных стратегий развития республики. Основным регулятивным документом для Таджикистана является «Национальная стратегия развития Республики Таджикистан до 2015 г.» (НСР), утвержденная в 2006 г. Стратегия ставит основными целями формирование конкурентоспособных специализаций в региональной и мировой экономике, рациональную пространственную организацию экономического потенциала и расселения населения. Этот основной стратегический документ страны определяет приоритеты и общие направления государственной политики, ориентированные на достижение устойчивого экономического роста, облегчение доступа населения к базовым социальным услугам и снижение бедности [6]. Национальная стратегия представляет собой принципиально новый подход к обеспечению развития Таджикистана, учитывающий мировой опыт по разработке и реализации аналогичных стратегических документов, уроки и выводы прошлых этапов развития страны, а также сложившиеся реалии и перспективы развития.
Конкурентные позиции страны среди других субъектов Центрально-Азиатского региона (ЦАР)
Таджикистан обладает естественными конкурентными преимуществами по сравнению со многими соседними регионами:
• большие запасы гидроэнергетических ресурсов и пресной воды;
• разнообразные полезные ископаемые;
• наличие сравнительно больших площадей неосвоенных земель, пригодных для сельскохозяйственного применения;
• благоприятные условия для выращивания экологически чистых продуктов питания;
• сырьевые сельскохозяйственные ресурсы для промышленной переработки;
• относительно развитая транспортно-коммуникационная система;
• дешевая рабочая сила.
Однако в полной мере задействовать эти конкурентные преимущества достаточно сложно.
Земельные ресурсы. При крайне ограниченных земельных ресурсах (сельскохозяйственные угодья составляют 32,1 % территории страны 3), в сельскохозяйственный оборот вовлечены не все подходящие земли (всего 7 %). И это при «избытке» водных ресурсов. Так, общая площадь потенциально пригодных к орошению земель в стране оценена в 1 570 тыс. га, из которых к 2009 г. освоено всего лишь 742,0 тыс. га. Удельная площадь используемых орошаемых земель на душу населения в Таджикистане в два раза меньше, чем в соседнем Узбекистане 4 и составляет всего 0,1 га/чел. (2010 г. - 0,098 га/чел.) [7].
При существующих темпах освоения новых земель (с учетом перспективного роста численности населения) к 2025 г. удельная площадь орошаемых земель на душу населения не только не увеличится, а сократится на 23,29 %: с 0,1 до 0,08 га/чел. (табл. 2) [8].
Водные ресурсы. Самое сокровенное богатство республики - ее реки и озера - имеют системно-ледниковое питание. Общая протяженность 947 рек, имеющих длину от 10 до 100 километров, превышает 28 500 километров [8].
Водные ресурсы были и должны остаться одной из важнейших составляющих природноресурсного потенциала национальной экономики Таджикистана. Общие сведения о запасах водных ресурсов бассейна Аральского моря приводятся в табл. 3.
На долю водных ресурсов Таджикистана приходится более 60 % гидроресурсов всего Среднеазиатского региона или порядка 55 % среди регионов ЦАР. Даже в СНГ Таджикистан занимает по гидроресурсам второе место, сразу после России [9; 10].
Это и обусловливает основной конфликт интересов отдельных государств в этом регионе (см. рисунок).
3 Остальная часть - земли, непригодные для сельскохозяйственного и селитебного использования.
4 В Узбекистане схожие природно-климатические условия.
Таблица 2
Прогноз развития орошения земель по регионам Таджикистана на период до 2025 г. при сохранении существующих темпов освоение новых земель [8]
Регион Год
2010 2015 2020 2025
Согдийская область 282,96 285,53 288,09 290,65
Хатлонская область 337,77 346,62 355,47 364,32
ГБАО 18,12 18,12 18,20 18,20
РРП 105,52 106,35 106,71 106,94
По республике 744,37 756,62 768,47 780,11
Удельная орошаемая площадь, га/чел. 0,098 0,091 0,086 0,081
Таблица 3
Водные ресурсы Бассейна Аральского Моря (БАМ) [9]
Страна Бассейн Бассейн Всего по БАМ
Амударьи Сырдарьи км3/год %
Казахстан - 4,5 4,5 3,9
Кыргызстан 1,9 27,4 29,3 25,3
Таджикистан 62,9 1,1 64,0 55,4
Туркменистан (вместе с Ираном) 2,78 - 2,78 2,4
Узбекистан 4,7 4,14 8,84 7,6
Афганистан 6,18 - 6,18 5,4
Всего 78,46 37,14 115,6 100
Гидрографическое положение РТ (http://enrin.grida.no/htmls/tadjik/vitalgraphics/rus/index.htm)
Таблица 4
Гидроэнергетический потенциал рек Пяндж, Вахш [7]
Показатель Пяндж Вахш
Длина, км 1 000,8 691,0
Мощность, млн кВт 11,42 8,4
Выработка электроэнергии, млрд кВт / ч 100,1 74,1
Удельная мощность, тыс. кВт/км 11,4 12,2
С одной стороны, доля Таджикистана и Кыргызстана в формировании стока поверхностных вод в регионе составляет порядка 85 %. Причем основной водоток в Таджикистане (в бассейне Аральского моря) формируется одной рекой: из 64,0 км3/год 62,9 км3/год приходится на бассейн Амударьи. С другой стороны, практически вся используемая вода в Центральной Азии берется из двух крупных рек - Амударьи и Сырдарьи и течет в Узбекистан и Туркмению. Согласно сложившимся правилам определены следующие лимиты водозабора: для Кыргызстана - 0,09 км3, для Таджикистана - 7-9 км3, для Туркменистана - 22 км3, для Узбекистана - 22-23 км3 [1].
Более того, в Таджикистане гидроэнергия является высокоэффективным ресурсом, который необходимо задействовать для подъема жизненного уровня населения. О технической эффективности водотоков рек, протекающих в Таджикистане, можно судить по данным, приведенным в табл. 4.
Именно водным ресурсам должна принадлежать главная роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития Таджикистана. Удельная мощность на один километр длины реки у таджикских рек существенно выше, чем у некоторых европейских рек. Удельная мощность на 1 км длины у рек Пянджа и Вахша почти в десять раз выше, чем, например, у р. Волги, гидроэнергетический потенциал которой используется весьма интенсивно.
В Таджикистане используется только 5 % экономически приемлемого потенциала на 17 больших и 69 малых гидроэлектростанциях. Наиболее мощной (не только в Республике Таджикистан, но и по всей Центральной Азии) является Нурекская ГЭС на реке Вахш (установленная мощность 3 000 мВт, среднегодовая выработка электроэнергии
до 10,5-12 млрд кВт/ч). В зависимости от режима эксплуатации электростанции среднегодовая выработка электроэнергии Республики Таджикистан колеблется в пределах от 14,5 до 16,5 млрд кВтч.
В настоящее время в Таджикистане и соседних странах рассматривается ряд энергетических проектов 5. Наиболее привлекательным проектом следует рассматривать проект Рогун-ской ГЭС (высота плотины 335 м, мощность - 3,6 тыс. МВт, годовая выработка электроэнергии ~14 млрд кВч) общей стоимостью примерно 3,5 млрд долл. США. По мнению экспертов, Рогунская ГЭС не только увеличит общую выработку электроэнергии каскадом ГЭС на реке Вахш, но позволит ему работать в необходимом режиме, вырабатывая энергию. С вводом не только одной Рогунской ГЭС, но и Сангтудинской ГЭС-1 и 2 выработка электроэнергии в Республике Таджикистан может достигать 31-33 млрд кВт/ч (избыток электроэнергии в республике может составит порядка 8-10 млрд кВт/ч в год).
Сценарии экономического развития Республики Таджикистан
Сценарные условия основных параметров социально-экономического развития разработаны на вариантной основе с учетом возможного изменения внешних и внутренних условий и факторов экономического развития страны. В качестве основополагающих исходных посылок рассматриваются следующие:
• ускоренное социально-экономическое развитие Таджикистана невозможно обеспечить без сбалансированного распределения производительных сил по территории республики,
5 Рогунская ГЭС, Сангтудинская ГЭС-1 и № 2.
а также расширения перечня товаров, поставляемых на внешние рынки (не только поставки сырья, но и высокотехнологичной продукции);
• гидроэнергетический потенциал республики следует рассматривать как основополагающий ресурс для достижения основных целей экономического развития. Особое значение гидроэнергетического потенциала обусловливается недостатком собственных доступных нефтяных и газовых месторождений. Причем в развитии электроэнергетики для Таджикистана наиболее приоритетными являются те страны, с которыми у него есть реальное совпадение интересов (сегодня в число таких стран входят Россия, Иран, Китай, Пакистан);
• южное направление является основным для выхода из «инфраструктурного тупика» (отсутствием выхода к морям, удаленностью от развитых мировых экономических центров и др.) и обеспечивает усиление взаимовыгодного сотрудничества с такими странами, как Китай, Иран, Афганистан и Пакистан (в отрасли гидроэнергетики);
• Россия, усиливающая свои позиции в Центральной Азии как ключевой экономический игрок, рассматривается Таджикистаном как политический партнер.
Во внешней политике Таджикистана (в настоящее время) сформулированы основные направления реализации национальных интересов, продиктованные внутриполитическими соображениями. Прежде всего, это достижение энергетической и инфраструктурной независимости, обеспечение региональной политической безопасности, борьба с терроризмом и наркотрафиком. Эти основные цели, выступая приоритетами во внешней политике, диктуют формирование геополитической доктрины, включая выбор партнеров и союзников. Разумеется, не только у Таджикистана существуют свои геополитические цели, но и у других субъектов международной политики имеются собственные национальные интересы, которые могут совпадать или не совпадать как с внешнеполитическими интересами Таджикистана, так и с интересами иных партнеров.
Первый вариант характеризуется развитием, основанным на реализации действующих или уже начатых энергетических и инфраструктурных проектов, а также на повышении загрузки существующих производственных мощностей. Среднегодовые темпы роста ВВП по этому варианту снижаются до 5 % в течение всего прогнозируемого периода. Этот сценарий учитывает проведение реформ в секторах экономики и госуправлении, создание условий для добросовестной конкуренции, устранение излишних барьеров для развития частного сектора и привлечения инвестиций, укрепление прав собственности и обеспечение их полноценной защиты, реализацию действующих приоритетных проектов, а также укрепление прав трудовых мигрантов и сохранение объемов поступлений денежных переводов от них. Низкие темпы роста, предусмотренные данным вариантом, обусловливаются неблагоприятными внешними факторами, такими как негативное влияние на экономику Таджикистана политической обстановки в отдельных соседних странах, низкие цены на алюминий и хлопок, значительный рост цен на энергоресурсы, высокий уровень конкуренции на внешнем рынке текстиля, сложности в привлечении инвестиций в строительство ГЭС и экспортных линий электропередач.
Этот вариант рассматривается как «вариант заниженных возможностей», принимая во внимание решимость Правительства на проведение более глубоких рыночных реформ (ставших необратимыми) и учитывая, что сложилась принципиально новая внутри- и внешнеэкономическая ситуация, когда у населения страны сформирована совершенно новая психология, отношение людей к проводимым реформам стало лояльным.
Второй вариант предусматривает темпы экономического роста в среднем 7-7,5 % в течение всего прогнозируемого периода. Данный сценарий учитывает не только успешную реализацию действующих проектов и эффективное проведение реформ, указанных в первом варианте, но также строительство намеченных объектов в энергетике - Рогунской и Сангтудинских ГЭС-1 и 2, ряда малых ГЭС, высоковольтных линий электропередач. Кроме того, в промышленности, главным образом в цветной металлургии, намечены следующие мероприятия: модернизация ТАЛКО, строительство нового алюминиевого завода и цементного завода в Хатлонской области. Будет сформировано и успешно реализуется государственно-частное партнерство, способствующее привлечению частного сектора к решению задач НСР. Этот сценарий учитывает такие ключевые факторы, как улучшение условия для притока инвестиций, более активное развитие предпринимательства и внешнеэкономи-
ческой деятельности. Проводимые реформы в области госуправления, а также по созданию условий для развития частного сектора и предпринимательства, обеспечению защиты прав собственности будут иметь серьезный успех. Однако, как и в первом варианте, воздействие внешних факторов, таких как политическая обстановка в соседних странах, региональное сотрудничество, цены на хлопок и алюминий, будет оставаться не всегда благоприятным для Таджикистана.
Третий вариант, как и второй, предусматривает высокие темпы роста на основе улучшения не только конъюнктурных факторов, но и усиления предпринимательской, инвестиционной и инновационной составляющих развития. Предполагается, что реформы, перечисленные во втором варианте, будут иметь еще более высокий успех. По третьему варианту предполагается повышение темпов роста ВВП не менее чем до девяти и более процентов ежегодно и увеличение доли внутренних инвестиций в основной капитал по отношению к ВВП до 11-12 % против 9,5 % в 2005 г.
Основными факторами, обусловливающими такой высокой рост, будут диверсификация экономики, устойчивое увеличение удельного веса малого и среднего бизнеса в ВВП, проведение коренных и решительных реформ в социальных секторах, в первую очередь в образовании и здравоохранении, полномасштабное строительство и ввод в действие предусмотренных и новых крупных объектов в энергетике, промышленности и транспорте. Предполагается, что на внешнем рынке будут держаться высокие цены на хлопок и алюминий, проблема хлопковых долгов найдет свое полное разрешение, торговые барьеры в регионе будут сокращены. Будет начато строительство новых крупных энергетических объектов (в частности Даштиджумской ГЭС), созданы водно-энергетический и иные консорциумы. Значительно увеличится экспорт электроэнергии и других видов промышленной продукции, резко возрастет удельный вес сферы услуг, в том числе туризма, в ВВП. Укрепится продовольственная безопасность страны, в том числе за счет улучшения земельной политики. Большая часть производимого хлопка и алюминия будет перерабатываться внутри страны, а доля сырья не превысит 50 % всего экспорта.
Все сценарные варианты прогноза социально-экономического развития Таджикистана предполагают повышение качества экономического роста, определяющегося в большей степени ростом инвестиций и экспорта.
Наиболее вероятен (базовый) 2-й вариант развития страны, согласно которому среднегодовые темпы экономического роста составят в среднем не менее 7 % за весь период до 2015 г.
Реализация рассмотренных сценарных вариантов прогноза социально-экономического развития республики позволит преодолеть накопившиеся негативные тенденции развития. Для обеспечения более сбалансированного развития отдельных районов и регионов Таджикистана в дальнейшем следует обратить внимание на следующие моменты:
• преодоление расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, снижение удельного веса населения, живущего за чертой бедности;
• развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей вопросы обеспечения пространственного развития в Таджикистане;
• обеспечение должного взаимодействия между организациями, входящими в структуру государственного механизма обеспечения экономической и национальной безопасности;
• создание механизмов контроля соблюдения законодательства всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами и политическими партиями;
• усиление роли государства в регулировании социально-экономических процессов.
Список литературы
1. Регионы Республики Таджикистан: Стат. сб. Душанбе, 2001.180 с.
2. Регионы Республики Таджикистан: Стат. сб. Душанбе, 2002. С. 114-115.
3. Регионы Республики Таджикистан: Стат. сб. Душанбе, 2010. С. 84-85.
4. Таджикистан в цифрах 2011 года. Душанбе, 2011. 169 с.
5. Стратегия сокращения бедности Республики Таджикистан на период 2012. Душанбе, 2012. 170 с.
6. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2015 года. Душанбе, 2007. 260 с.
7. Стратегия развития малой гидроэнергетики Республики Таджикистан. Душанбе, 2010. 150 с.
8. Брошюра Министерства мелиорации и водных ресурсов Республики Таджикистан. Душанбе, 2010. 98 с.
9. Материалы Республиканской научно-технической конференции «Проблемы мелиорации и водных ресурсов Республики Таджикистан» 27 апреля 2010 года. Душанбе, 2010. 207 с.
10. Влияние изменения климата на водные ресурсы в Центральной Азии; отраслевой обзор, Евразийский Банк Развития. Алматы, 2009. С. 18.
11. Петров Г. Н., Ахмедов Х. М. Комплексное использование водно-энергетических ресурсов трансграничных рек Центральной Азии. Современное состояние, проблемы и пути их решения. Душанбе: Дониш, 2011. С. 22.
Материал поступил в редколлегию 08.04.2012
M. I Sadriddinov
SOME ASPECTS OF THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN
IN THE NEAR FUTURE
The article deals with problems of economic development regions of the country, the competitive advantage of the republic, compared with neighboring regions and the three main scenarios of economic development. When the rational use of resources shown in this paper, the country could become one of the major exporters of energy in the region.
Keywords: territorial development, national development strategy of Tajikistan, hydro energetic capacity, competitive advantage.