А. Х. ТОЧИБОЕВ
Ахат Хакимович Точибоев — соискатель кафедры международных экономических отношений СПбГУЭФ.
В 1980 г. закончил Таджикский государственный университет, г. Душанбе.
В 1992-1998 гг. работал Председателем Комитета по управлению государственным имуществом Согдийской области Республики Таджикистан.
В настоящее время — Генеральный директор ООО «Доро-Инвест».
Автор 2 публикаций.
Область научных интересов: перспективы развития экономики Республики Таджикистан.
^ ^ ^
ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН*
С начала приобретения независимости (после распада СССР) экономическая стратегия Таджикистана включала либерализацию внешнеэкономических связей (ВЭС), главной составляющей которой стала внешняя торговля [1, с. 37]. Последняя рассматривалась не в качестве самоцели, а как средство экономического роста страны. Однако развитию внешней торговли, увеличению экспорта промышленной продукции и рационализации импорта не уделялось необходимого внимания. Опыт, накопленный в этой сфере бывшей союзной республикой, был полностью отброшен, а во главу угла были поставлены хоть и важные, но краткосрочные проблемы кризисного управления экономикой. В связи с этим отсутствовала государственная внешнеэкономическая стратегия. В настоящее время, и для дальнейшей перспективы развития ВЭС Республики Таджикистан (РТ), выбор целевых стратегических ориентиров развития ВЭС требует коренного пересмотра, но решение этой задачи затруднено тем, что не разработана единая концепция перспективного развития внеэкономической стратегии и до сих пор нет четкой позиции государства о роли внешней торговли в системе управления национальной экономикой. А именно внешняя торговля служит основным источником реальных доходов для подавляющей части участников (субъектов) хозяйствования, малых и крупных предприятий. В этих условиях разработка и осуществление эффективной стратегии ВЭС имеет практическое значение.
Прежде всего, необходимо определить с учетом сложившейся структуры сравнительных преимуществ наиболее эффективные формы и характер участия страны в международном разделении труда (МРТ), устранить уже действующие, а также новые возможные факторы, оказывающие негативное влияние на него, обеспечивать защиту интересов агентов внутреннего рынка и экономической безопасности страны.
При выборе приоритетных направлений долгосрочной экономической стратегии необходимо учитывать закономерности современного экономического развития, действующие в мировом хозяйстве. Анализ практики осуществления ВЭС странами, успешно выступающими на международной арене, позволяет выделить два условия, сочетание которых позитивно влияет на повышение эффективности производства и экономический рост национальной экономики:
— опережающий темп роста экспорта по сравнению с ростом ВВП. Удовлетворение внешнего спроса в дополнение к внутреннему способствует увеличению рабочих мест, росту производства и в конечном счете ведет к повышению национального дохода;
— преобладание в экспорте готовых изделий с высокой степенью добавленной стоимости, а также и наукоемкой продукции. Экспорт должен быть устойчивым источником роста национального дохода, эффективным средством реализации конкурентных преимуществ национальной экономики в международном отношении. Так, развитие экспортной экспансии «новых индустриальных стран» в решающей степени достигнуто за счет экспорта промышленных товаров. Необходимо отметить, что использование этого опыта в реальной национальной экономике Таджикистана имеет актуальное значение.
ГРНТИ 06.51.27 © А. Х. Точибоев, 2009 Статья публикуется по рекомендации кандидата экономических наук, доцента А. К. Бондарева.
Существуют два полярных варианта использования стратегии развития ВЭС Таджикистана на ближайшую перспективу. Для их обозначения предлагаются термины — «сырьевая» и «индустриальная» [2].
Сырьевой тип развития ВЭС и национальной экономики применительно к Таджикистану выдвинут самой действительностью, а также тенденциями, сложившимися в период рыночного реформирования хозяйственной жизни страны. Определяющая черта данного типа развития — относительно успешное положение дел в тех отраслях, продукция которых охотно покупается за границей. Наша страна располагает имеющими надежный спрос ресурсами (электроэнергия, хлопок, алюминий) и возможностью их производства и транспортировки.
Индустриальный тип развития внешнеэкономических связей предполагает импортозамещение с ориентацией, прежде всего, на внутренний рынок, а затем выход на внешний рынок, благодаря накапливанию опыта международного маркетинга и наращиванию производства. В принципе у индустриального типа развития эффект мультипликатора более мощный, он в состоянии дать импульс росту многих существующих и инициировать возникновение новых производств. По мнению ряда специалистов, индустриальный тип роста требует благоприятного делового климата, расширяющегося рынка, массового спроса как со стороны предприятий, так и домашних хозяйств [3, с. 13, 34, 65, 123].
Анализ тенденций и сдвигов в ВЭС за полтора десятка лет независимого развития РТ убеждает нас в том, что односторонний выбор: экспортоориентированная либо импортозамещающая стратегии развития, хотя теоретически имеющие место, для РТ в практическом плане непригодны. В связи с этим наиболее приемлемой стратегией развития ВЭС нам представляется стратегия, предполагающая дальнейшее развитие экспорта, базирующегося на использовании естественных конкурентных преимуществ в природно-ресурсной сфере, с одной стороны, и развития импортозамещающего производства — с другой.
Принципиальным условием реализации такой стратегии развития ВЭС РТ является эффективное взаимодействие сырьевого и инновационного секторов национальной экономики, к которому относятся:
— наличие государственной стратегии по использованию ресурсов, которыми располагает страна. В максимальной степени, необходимо сбережение невосполнимых ресурсов и эффективное использование воспроизводимых, что уменьшает потребность в импорте и позволяет эффективнее использовать поступающие за экспортируемые товары валютные средства;
— формирование инфраструктуры, адекватной инновационному типу воспроизводства, особенно инфраструктуры производства и обращения, включая функционирование разветвленной сети финансовых институтов, осуществляющих кредитование инновационного процесса, фондовых рынков и т. п.
В данном случае сырьевой сектор в добывающих отраслях и отраслях первичной переработки «зарабатывает» финансовые ресурсы для обеспечения технологического прорыва инновационного сектора. Оба сектора не только активно используют имеющиеся сравнительные преимущества, но и активно их формируют, создавая предпосылки для последовательного снижения удельного веса в структуре экспорта доли сырья, а также для повышения экономической эффективности его использования в масштабах всего хозяйства.
Концепция предлагаемой стратегии развития внешнеэкономических связей должна строиться на усилении роли государства в регулировании национальной экономики, что соответствует мировым тенденциям.
В основе регулирующей функции государства лежит широкое использование экономических рычагов: налоговых, финансовых, валютных, таможенно-тарифных и др. С их помощью можно поддерживать импортозамещающие и экспортоориентированные производства, имеющие в наличии или развивающие в перспективе сравнительные преимущества, а также инвестиционный импорт (или лизинг) оборудования, не имеющего аналогов в РТ, а также и других жизненно важных для страны товаров. В конечном счете, за государством должно сохраняться право выбора приоритетов в использовании инвестиций по отраслям и регионам страны.
Основным направлением развития ВЭС РТ может стать гидроэнергетический потенциал, благодаря изобилию гидроэнергетических ресурсов и эффективности производства электроэнергии. Оценка наличия первичных энергоресурсов (ископаемое органическое топливо, минеральное топливо (урановые руды) и гидроэнергетический потенциал) в Центрально-азиатских странах показывает, что они располагают значительными запасами первичных энергоресурсов, но распределены крайне неравномерно. Наибольшее количество запасов нефти как первичного энергоресурса сосредоточено в Казахстане, а газа — в Казахстане и Узбекистане. Таджикистан и Киргизия обладают богатым гидроэнергопотенциалом, уровень реализации которого составляет в настоящее время 5 и 13 % соответственно. Запасы других энергоресурсов в этих государствах оцениваются как незначительные. Подобная неравномерность распределения запасов и их освоения в перспективе послужила дополнительным стимулом к постановке задачи об определении места Таджикистана на общем энергетическом рынке в Центрально-Азиатском экономическом сообществе (ЦАЭС) и стран ЕврАзЭС/СНГ (табл. 1).
Из 658 млрд кВт • ч гидроэнергетического потенциала Центрально-азиатских стран 80 % ресурсов приходится на РТ. Этот потенциал обеспечивает развитие национальной экономики Республики и занимает ведущее место на энергетическом рынке Центрально-азиатских стран и СНГ в целом. РТ по абсолютным запасам потенциальных гидроресурсов занимает 2-е место среди стран СНГ после РФ, а в целом в мировом масштабе — 8-е место, а по фактической выработке гидроэлектроэнергии — 85-е место в мире. Следовательно, в этом направлении
предстоит широкое сотрудничество в рамках СНГ. Необходимо отметить, что сотрудничество РТ в области энергетики с другими странами Содружества является стратегическим направлением интеграции экономики РТ в СНГ и ЕврАзЭС. В настоящее время такая интеграция осуществляется в рамках Электроэнергетического совета СНГ, созданного Советом глав правительств государств — участников СНГ в 1992 г. для проведения совместных и скоординированных действий по обеспечению устойчивого и надежного энергоснабжения экономик государств и населения на основе эффективного функционирования объединенных энергетических систем. Начиная с 2000 г., Правительство РТ особое значение придавало развитию гидроэлектроэнергетики страны, поскольку именно в этой сфере, как ни в какой иной, имеются наибольшие и пока еще не использованные резервы.
Таблица 1
Ресурсный потенциал энергетики Таджикистана и его место в ЦАЭС
Страны ЦАЭС Таджикистан
ресурсы оценка запасов оценка запасов доля ресурсов страны, %
Гидроэнергопотенциал, млрд кВт • ч 658 527 80
Уголь, млрд т 44,1 1,5 3
Нефть, млн т 2850 15,4 0,5
Газ, млрд м3 3760 19,2 0,5
Уран, тыс. т 928 150 16
Ист.: НЕРУХ (Энергетик). Орган Министерства энергетики РТ. 2004. 1 окт. С. 3.
В связи с этим особое внимание уделено строительству Сангтудинской ГЭС-1 и ГЭС-2. Проектная мощность Сангтудинской ГЭС-1 составляет 670 МВт при вводе в действие четырех агрегатов, а мощность Сангтудинской ГЭС-2 — 220 МВт.
Ввод в строй Сангтудинской ГЭС-1 и ГЭС-2 позволит в зимний период полностью покрыть сезонный дефицит электроэнергии на предприятиях и населения РТ, а в летний период осуществлять подачу в общую энергосистему СНГ до 2 млрд кВт • ч дешевой электроэнергии, потребителями которой являются Казахстан и РФ. В перспективе после ввода новых мощностей в качестве потенциальных потребителей рынка гидроэлектроэнергии рассматриваются также Афганистан, Пакистан и Иран [4].
На сегодняшний день необходимо создавать первоочередную программу для завершения строительства Вахшского каскада гидроэлектростанций, который включает в себя 9 ГЭС (табл. 2). Республика Таджикистан совместно с РФ, согласно подписанному соглашению от 16 октября 2004 г. «О порядке и условиях долевого участия РФ в строительстве Сангтудинской ГЭС-1» (стоимость около 600 млн долл.), 1 марта 2009 г. завершает строительство Сангтудинской ГЭС-1 мощностью 670 МВт [5], Сангтудинская ГЭС-2 строится ИР Иран, которая должна завершиться к концу 2010 г. [6]. Строительство Рогунской ГЭС было начато в 1976 г. и заморожено в 1991 г. За этот период освоено 804 млн долл. Реализацию проекта достройки Рогунской ГЭС мощностью 3600 МВт и среднегодовой выработкой электроэнергии 16,8 млрд кВт • ч (стоимостьсть около 2,6 млрд долл.) можно отнести к основным направлениям стратегического развития ВЭС ТР. Шуробская ГЭС мощностью 1000 МВт является заключительной стадией проекта.
Таблица 2
Некоторые параметры ГЭС Вахшского каскада
Наименование ГЭС Параметры по проекту Год ввода
установленная мощность, МВт среднегодовая выработка, млн кВт • ч число турбин
Нурекская ГЭС 2700 12 290 9 1972
Байпазинская ГЭС 600 2 800 4 1986
Санктудинская ГЭС-1 670 3 050 4 2009
Санктудинская ГЭС-2 220 1 200 2 2010
Головная ГЭС 210 1 060 6 1962
Перепадная ГЭС 29.95 250 3 1958
Центральная ГЭС 18.6 114 2 1964
Рогунская ГЭС 3 600 16 800 12 заморожена
Шурабская 1 000 4 600 не начата
Ист.: Вахшский каскад ИЯЬ: http//www.minenergo.tj/davomash_ru/oaxbtj_ru.html
Успешная реализация упомянутых проектов в РТ будет способствовать эффективному использованию гидроэнергетического потенциала и созданию механизма межгосударственного финансирования инвестиционных проектов в рамках формирования единого экономического пространства на территории стран СНГ. Для строительства Рогунской и Шурабской ГЭС Таджикистану необходимы инвестиции в размере 4 млрд долл.
В ходе строительства Рогунской и Шурабской ГЭС в РТ будет создано около 30 тыс. рабочих мест. При вводе в полное действие мощностей ГЭС в целом будет выработано около 50 млрд кВт • ч электроэнергии в год, что позволит полностью обеспечивать Республику электроэнергией и экспортировать ее в ежегодном объеме до 25 млрд кВт • ч. Валютная выручка Республики увеличится до 1,5 млрд долл., а ВВП — в 10 раз.
Развитие энергомощностей в стране позволит стимулировать экономическое развитие Таджикистана и способствовать тем самым выравниванию его уровня экономики с другими странами СНГ. Такое комплексное решение создает предпосылки для развития интеграции в более сложной сфере межгосударственных отношений — общем регулировании водно-энергетических режимов бассейнов рек Сырдарья и Амударья с участием РФ с обеспечением баланса интересов всех стран региона Центрально-азиатских государств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Россия и СНГ: доинтеграционные и интеграционные процессы. М., 1995.
2. Бегорь В. Сырьевой придаток или полноценный партнер // Российская торговля. 2000. 14 мая.
3. Бизнес в 2007 году: Как проводить реформы. Сравнение норм государственного регулирования по 175 странам / пер. с англ. М., 2007.
4. www.novoteka.ru/sevent/803223;www.rosinvest.com/news/175757/
5. www.newsru. com/world/16oct2004/ru.com
6. www. riatec. ru/print. php?id=31007&RiatecSes