Научная статья на тему 'Современное состояние проблемы формирования профессионально-методической компетентности будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций средствами сетевых сообществ'

Современное состояние проблемы формирования профессионально-методической компетентности будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций средствами сетевых сообществ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЕ ФУНКЦИИ / ИННОВАЦИОННОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCES / PROFESSIONAL-METHODICAL COMPETENCE / TEACHER OF PRE-SCHOOL EDUCATION / ONLINE COMMUNITY / INTERNET / NETWORKING / USER-DEFINED FUNCTIONS / INNOVATIVE THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Наталья Валентиновна

В статье рассматриваются вопросы современного этапа развития профессионального образования в Российской Федерации, в ходе рассмотрения которых становится очевидным тот факт, что одной из важнейшей составляющей профессиональной компетенции будущих воспитателей дошкольного образования является степень его готовности к использованию современных информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Одним из основных средств формирования психологической основы исследуемой компетенции следует выделить именно сетевое сообщество. На сегодняшний день невозможно представить образовательное пространство без современных информационных технологий и средств телекоммуникации. Они открывают принципиально новые возможности образования и общения, а следовательно, обладают серьезным педагогическим потенциалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Наталья Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY CONDITION OF THE PROBLEM OF PROFESSIONAL-METHODICAL FORMATION COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS BY ONLINE COMMUNITIES TOOLS

In the article the questions of the present stage of development of professional education in the Russian Federation during the consideration of which, it is evident that one of the most important component of professional competence of future teachers of pre-school education is the extent of his readiness to use modern information technologies in their professional activities. One of the main means of formation of the psychological basis of the study competence should be allocated to a network community. Today it is impossible to imagine educational space without modern information technologies and means of telecommunication. They open up entirely new possibilities of education and communication, and, therefore, have considerable educational potential.

Текст научной работы на тему «Современное состояние проблемы формирования профессионально-методической компетентности будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций средствами сетевых сообществ»

УДК 371.13:373.2:004.85

Смирнова Наталья Валентиновна

Ассистент кафедры методика начального и дошкольного образования Евпаторийского института социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДСТВАМИ СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВ

В статье рассматриваются вопросы современного этапа развития профессионального образования в Российской Федерации, в ходе рассмотрения которых становится очевидным тот факт, что одной из важнейшей составляющей профессиональной компетенции будущих воспитателей дошкольного образования является степень его готовности к использованию современных информационных технологий в своей профессиональной деятельности.

Одним из основных средств формирования психологической основы исследуемой компетенции следует выделить именно сетевое сообщество. На сегодняшний день невозможно представить образовательное пространство без современных информационных технологий и средств телекоммуникации. Они открывают принципиально новые возможности образования и общения, а следовательно, обладают серьезным педагогическим потенциалом.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, профессионально-методическая компетентность, педагог дошкольного образования, сетевое сообщество, сеть Интернет, сетевое взаимодействие, пользовательские функции, инновационность мышления.

Natalia Smirnova

Assistant of the chair of methods of primary and pre-school education

Yevpatoriya Institute of social Sciences (branch) Crimea Federal State University. named by V. I. Vernadsky

CONTEMPORARY CONDITION OF THE PROBLEM OF PROFESSIONAL-METHODICAL FORMATION COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS BY ONLINE

COMMUNITIES TOOLS

In the article the questions of the present stage of development of professional education in the Russian Federation during the consideration of which, it is evident that one of the most important component of professional competence of future teachers of pre-school education is the extent of his readiness to use modern information technologies in their professional activities.

One of the main means of formation of the psychological basis of the study competence should be allocated to a network community. Today it is impossible to imagine educational space without modern information technologies and means of telecommunication. They open up entirely new possibilities of education and communication, and, therefore, have considerable educational potential.

Keywords: professional competences, professional-methodical competence, the teacher of pre-school education, online community, Internet, networking, user-defined functions, innovative thinking.

В настоящее время проблема совершенствования подготовки педагогических кадров дошкольных образовательных организаций обусловлена экономическими и социокультурными изменениями в пространстве Российской Федерации. Это определяет необходимость качественно иной подготовки будущего педагога дошкольного образования. Развитие современной системы дошкольного образования во многом определяется профессиональной компетентностью будущих педагогов. Формирование профессионально-методической компетентности будущего воспитателя определяется способностью создавать условия для развития каждого ребенка с учетом способностей и возможных перспектив его развития, а также готовностью и способностью работать в новых условиях социальной среды.

Теоретическое обоснование актуальности вопроса влияния сетевых сообществ на процесс формирования профессионально-методической компетентности будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций.

Интенсивное развитие общественного дошкольного образования, особое значение первых лет жизни ребенка в формировании личности — все это обуславливает необходимость подготовки будущих педагогов — профессиональных воспитателей, которые смогут квалифицированно управлять сложным процессом воспитания дошкольников. Перестройка системы образования связана с повышением требований к уровню профессиональной компетентности воспитателей, развитию их личностных качеств, культуры, эрудиции, профессиональной образованности. Все эти факторы определяют уровень сформированности профессионально-методической компетентности студентов высших учебных заведений профиля дошкольного образования.

Вопросы формирования у будущих педагогов дошкольного образования профессионально-методической компетентности представлены в исследованиях В. Н. Введенского, В. А. Болотова, А. В. Хуторского и др. [1]. В российской науке исследуемую проблему следует рассматривать в аспекте формирования профессиональных требований к специалисту (А. Г. Бермус, Н. Ф. Ефремова, И. А. Зимняя, Д. С. Цодикова) [8] и новейшего подхода к конструированию образовательных стандартов (А. В. Хуторской) [3]. Анализ научных работ и публикаций показал, что единого подхода к определению профессиональной методической компетенции на сегодняшний день не найдено.

Исследуя профессионально-методическую компетентность будущего

воспитателя, такие педагоги и ученые, как Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов,

А. К. Маркова, Л. Г. Семушина, Н. Н. Тулькибаева, А. И. Щербаков и другие [9]

указывают на ее составляющие: специальные знания, умения, навыки; значимые

личностные свойства и ценностные ориентации. Не уделяя внимания

структурному характеру профессиональной методической компетенции

педагога, в процессе получения высшего образования, будущие воспитатели во

301

многих учебных заведениях, получают только специальные знания; умения и навыки приобретаются ими самостоятельно, в практической деятельности, путем проб и ошибок. В связи с этим исследования последних лет показывают, что у большинства воспитателей, (которые только начинают свою педагогическую карьеру и у педагогов со стажем), наблюдается практическое отсутствие разнообразия средств решения педагогических ситуаций и задач, недостаточная сформированность педагогических умений и механизмов понимания другого (В. И. Логинова, Г. Г. Петроченко, П. Г. Саморукова

и др.) [2].

Одним из основных средств формирования исследуемой компетентности следует выделить сетевое сообщество. На сегодняшний момент невозможно представить образовательное пространство без современных информационных технологий и средств телекоммуникации. Они открывают принципиально новые возможности образования и общения, а, следовательно, обладают серьезным педагогическим потенциалом. Информационные коммуникативные технологии современности изменяют способы мышления людей, а также способы их общения.

В основе современной концепции развития сети Интернет лежат социальные сервисы (технологии Web 2.0), основанные на активном участии пользователей в формировании контента. Проведенный анализ исследований (Я. С. Быховский, О. Б. Голубев, М. О. Ильяхов, А. В. Коровко, С. В. Напалков, М. М. Ниматулаев, Е. Д. Патаракин, Л. К. Раицкая, А. Н. Сергеев, Ю. В. Шишковская, B. Alexander, P. Andersen, H. Barret, A. Campbell, S. Downes, M. Notari, T. O'Reilly, T. Richardson, J. Thompson и др.) [3, 4], касающихся проблемы использования социальных сервисов Web 2.0 в современном высшем образовании, раскрывает алгоритм использования социальных сетевых сервисов в обучении будущих педагогов. В контексте получения образования в высшей школе, использование дидактического потенциала технологий Web 2.0 при подготовке будущих воспитателей ограничивается, как правило, практической

стороной применения традиционных пользовательских функций этих технологий в ущерб их широким возможностям.

В настоящее время в Российской Федерации накоплен достаточно большой опыт подготовки будущих воспитателей в области информационных коммуникативных технологий: Программа корпорации Intel «Обучение для будущего», которая реализуется в педагогических высших учебных заведениях и институтах повышения квалификации педагогических работников (www.iteach.ru); Программы, реализуемые Российской Федерацией Internet-образования (www.fio.ru); Программа компании Microsoft «Партнерство в образовании», а также Программы, которые реализуются Национальным фондом подготовки и переподготовки педагогических кадров, в рамках выполнения проекта «Информатизация системы образования».

Современные требования педагогического образования, предъявляемые к ориентирам в области приобретения профессионального образования, включают: овладение индивидуальным профессионально-педагогическим опытом; формирование способности у будущих педагогов к решению профессиональных задач, которые активно разрабатываются в условиях компетентностного подхода, задающие принципиально новый вектор подготовки кадров образовательной структуры. Данный аспект предполагает открытость миру, ориентировку на условие непрерывности и вариативности педагогического образования, а также постоянное совершенствование своего профессионального уровня образованности, умения перерабатывать информацию с ее дальнейшим продуцированием. Таким образом, идеи использования потенциала сетевых сообществ и сетевого взаимодействия были раскрыты в работах А. И. Адамского, А. Ф. Мазника, И. Ю. Малковой, А. А. Пинского, А. Н. Томазовой [8].

На государственном уровне происходит активное осуществление внедрения сетевых программ образования. Так, для ступени высшего образования активно разрабатываются разнообразные сетевые образовательные программы, которые предполагают применение академической мобильности и

современных форм обучения, в том числе, использование вебинаров, конференций, совместных студенческих исследовательских проектов и грантов и многое другое. Следует отметить, что именно данная ступень образовательной системы является наиболее значимой с точки зрения повышения качества педагогического образования, включая процесс использования различных форм сетевого взаимодействия, а также целенаправленную подготовку будущих воспитателей дошкольных учреждений к осуществлению партнерства в будущей профессиональной деятельности средствами сетевых сообществ.

В исследованиях В. И. Королевой образовательной системы и сетевые сообщества рассматриваются в качестве «системы горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающих доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов» [7].

В ряде исследований таких педагогов, как А. И. Адамский, А. О. Зоткин, А. Ф. Мазник, И. Ю. Малкова, К. Г. Митрофанов, А. А. Пинский, А. Н. Томазова [4], переосмысливается потенциал сетевых сообществ в повышении качества образования на разных его ступенях, происходит расширение перечня образовательных услуг (И. Г. Захарова, Е. С. Полат [6]), обоснуется влияния сетевого сообщества для становления профессиональной компетенции педагогов, отмечается значение в развитии исследовательского потенциала и профессионализма будущего педагога дошкольного образования (Н. С. Бугрова, С. В. Тарасов, М. М. Чучкевич [1]).

Преимуществом сетевых сообществ является наличие ряда его составляющих: формирование коллектива единомышленников, которые разрабатывают интересующую их проблему; основа образовательного процесса на инициативу и профессиональные преимущества каждого участника; осуществление алинейного, вариативного взаимодействия участников друг с другом; целесообразное локализированное использование ресурсов при общих

задачах деятельности; коловратность маршрутов преуспевающих целей и т.п.

304

Следует отметить, что проблема внедрения сетевых сообществ в педагогический процесс высшего образования будущих воспитателей требует взаимовключения фундаментальности профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным,

исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем.

Следует отметить, что взаимосочетаемость компетентностного и синергетического подходов, раскрывает механизм формирования профессионально-методической компетентности будущих воспитателей дошкольного образования средствами сетевых сообществ. Процесс формирования професионально-методической компетентности будущих воспитателей повышает свою эффективность при условии использования сетевых сообществ и реализации обновленной программы обучения в высшем учебном заведении на интегративной основе использования сети Интернет с целью формирования у студентов дошкольного профиля профессионально-методической компетентности.

Литература

1. Берулава, Г. А. Инновационная сетевая парадигма обучения и воспитания студентов в условиях современного информационного пространства / Г. А. Берулава // Гуманизация образования. — 2010. — № 4. — С. 8-23.

2. Бершадский, М. Информационная компетентность / М. Бершадский // Народное образование. — 2009. — № 4. — С. 139-144.

3. Гриншкун, В. В. Особенности применения средств информатизации в высшем профессиональном образовании / В. В. Гриншкун // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. — 2005. — № 4. — С. 35-40.

4. Грошева, А. В. Развитие образовательного пространства при сетевом взаимодействии ОУ // Педагогическое образование и наука. — 2012. — №2 10. — С. 44-46.

5. Давыдова, Н. Н. Управление процессами самоорганизации в образовательном учреждении, находящемся в позиции сетевого взаимодействия / Н. Н. Давыдова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2011. — № 6. — С. 37-43.

6. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой. — Москва : Академия, 2007. — 110 с.

7. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании / И. Г. Захарова. — Москва : Академия, 2007. — 192 с.

8. Лукомская, М. А. Уровни сетевого взаимодействия в сфере образования: анализ и перспективы / М. А. Лукомская // Философия образования. — 2010. — № 3. — С. 11-16.

9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов / Под ред. Е. С. Полат. — Москва : Академия, 2008. — 272 с.

10. Филиппова, С. А., Пазухина, С. В. Осознанность как фактор снижения риска возникновения негативных последствий взаимодействия учащихся с современной информационной средой / С. А. Филиппова, С. В. Пазухина // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. — № 3. — С. 90-94.

References

1. Berulava, G. A. Innovacionnaja setevaja paradigma obuchenija i vospitanija studentov v uslovijah sovremennogo informacionnogo prostranstva / G. A. Berulava // Gumanizacija obrazovanija. — 2010. — № 4. — p. 8-23. (in Russian)

2. Bershadskij, M. Informacionnaja kompetentnost' / M. Bershadskij // Narodnoe obrazovanie. — 2009. — № 4. — p. 139-144. (in Russian)

3. Grinshkun, V. V. Osobennosti primenenija sredstv informatizacii v vysshem professional'nom obrazovanii / V. V. Grinshkun // Vestnik Moskovskogo

gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija. — 2005. — № 4. — p. 35-40. (in Russian)

4. Grosheva, A. V. Razvitie obrazovatel'nogo prostranstva pri setevom vzaimodejstvii OU // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. — 2012. — № 10. — p. 44-46. (in Russian)

5. Davydova, N. N. Upravlenie processami samoorganizacii v obrazovatel'nom uchrezhdenii, nahodjashhemsja v pozicii setevogo vzaimodejstvija / N. N. Davydova // Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. — 2011. — №2 6. — S. 37-43.

6. Didakticheskij material po kursu «Tvoja professional'naja kar'era» / Pod red. S. N. Chistjakovoj. — Moskva : Akademija, 2007. — 110 p. (in Russian)

7. Zaharova, I. G. Informacionnye tehnologii v obrazovanii / I. G. Zaharova. — Moskva : Akademija, 2007. — 192 p. (in Russian)

8. Lukomskaja, M. A. Urovni setevogo vzaimodejstvija v sfere obrazovanija: analiz i perspektivy / M. A. Lukomskaja // Filosofija obrazovanija. — 2010. — № 3. — p. 11-16. (in Russian)

9. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija : ucheb. posobie dlja studentov / Pod red. E. S. Polat. — Moskva: Akademija, 2008. — 272 p. (in Russian)

10. Filippova, S. A., Pazuhina, S. V. Osoznannost' kak faktor snizhenija riska vozniknovenija negativnyh posledstvij vzaimodejstvija uchashhihsja s sovremennoj informacionnoj sredoj / S. A. Filippova, S. V. Pazuhina // Psihologicheskoe soprovozhdenie bezopasnosti obrazovatel'noj sredy shkoly v uslovijah vnedrenija novyh obrazovatel'nyh i professional'nyh standartov. — №2 3. — p. 90-94. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.