СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Готовность к безопасности жизнедеятельности, компоненты безопасности жизнедеятельности: знаниевый аспект, деятельностный аспект, нравственный аспект,
условия формирования готовности к безопасности жизнедеятельности.
Актуальность проблемы обеспечения безопасности человека обусловлена ростом травматизма и смертности в России (в 3—4 раза выше, чем в других странах), ростом детской заболеваемости, опасных ситуаций в образовательных учреждениях, в связи с чем выдвигаются особые требования к безопасности подрастающего поколения, в том числе младших школьников [Черный, 2002, с. 6—9].
Следует отметить, что причиной чрезвычайных ситуаций чаще всего является человеческий фактор. Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к собственной безопасности, прежде всего, осуществляется в сфере образования (Н.А. Едимская, М.А. Котик, Л.А. Михайлов и др.).
Так как человеческие потери при чрезвычайных ситуациях во многом превышают гибель людей и материальный ущерб в других условиях (алкогольное отравление, курение, травмы при нарушении правил безопасности и т. д.), то необходимо серьезно задуматься о своевременном формировании культуры безопасности жизнедеятельности (БЖ) школьников, и принимать участие в этом должны семья, школа, общество и государство [Бондаревская, 2007, с. 3-14].
Задача педагогов и родителей, по мнению ученых (Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной), состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями, т. е. сформировать готовность к безопасности жизнедеятельности — умение действовать в специфических обстоятельствах и условиях, нестандартных ситуациях, а также способность быстро реагировать, принимать решения, продумывать действия, проявлять положительные нравственные качества во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. В структуре готовности БЖ выделяются следующие аспекты: знаниевый, деятельностный и нравственный.
Эффективность формирования готовности к БЖ младших школьников возрастает, когда наращивание нового опыта в сфере БЖ осуществляется в обновленной, обогащенной необходимыми средствами образовательной среде [Волков, 2004]. Безопасность жизнедеятельности школьника — это соответствие условий данной образовательной среды потребностям ребенка (В.А. Гуров).
Таким образом, обеспечение безопасности школьной среды будет реализовываться через сохранение здоровья младших школьников и осуществление развития личности младшего школьника посредством реализации определенных педагогических условий, направленных на знаниевый, деятельностный и нравственный аспекты готовности к безопасности жизнедеятельности.
В процессе опытно-экспериментального исследования нами было опрошено около 306 учащихся начальных классов школ № 2, 85, 108 г. Красноярска. Результаты проведенного анализа свидетельствуют, что уровень общей готовности к БЖ
Педагогика
младших школьников сформирован недостаточно. Только 23 % из числа опрошенных владеют информацией об опасностях и их влиянии на жизнь человека, о приемах и средствах обеспечения БЖ.
Причинами этого, как было выявлено, послужили не только слабая осведомленность школьников об окружающей их опасности, но и искаженные представления о поведении человека в сложных и кризисных ситуациях, трудности в построении собственной стратегии безопасного поведения, неприятности дома и в школе и испытываемые в связи с этим беспокойство, страх, отчаяние. В младшем школьном возрасте происходят развитие внутреннего мира личности ребенка, переход от «непосредственного импульсивного принятия решения к подлинному выбору как следствие внешних и внутренних обстоятельств» (Л.И. Божович).
Следовательно, состояние готовности к БЖ младших школьников будет зависеть от понимания ими актуальности проблемы, мотивов поведения и потребностей в безопасности, отношения к своим возможностям, окружающей среде, к предъявленным требованиям. Положительного результата можно достичь, обогатив младших школьников знаниями и вооружив их необходимым опытом поведения. Речь идет о создании индивидуальной безопасности жизни и деятельности каждого школьника. При этом главным критерием является реализация школьниками своей активности в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми в ближайшем социуме с учетом полученной подготовки в области БЖ [Смирнов, 2002, с. 35-37].
Процесс формирования готовности к БЖ младших школьников велся нами с учетом отдельных компонентов, выделенных в ее структуре. Результаты диагностического исследования предполагают не только учет уровней развития всех ее компонентов у каждого школьника, но и возможность прогнозировать процесс воспитания предпочтений в обеспечении БЖ учащихся и формировать новые знания, новое мышление, новый опыт детей, т. е. сделать процесс формирования более управляемым и качественным.
Одним из условий формирования готовности младших школьников к БЖ является разработанный нами модульный курс «Я и безопасный мир» (1—4 классы), который состоит из следующих линий развития личности: «Человек и опасность», «Человек и другие», «Человек и окружающий мир». Содержание опытно-экспериментальной программы было дополнено материалами, которые учитывали климатические и ландшафтные особенности территории Красноярского края, школьного окружения, художественными и научно-публицистическими текстами. Под руководством специально подготовленных педагогов школьниками были созданы ми-ни-проекты и творческие работы по обеспечению БЖ в классе и в школе. На занятиях использовались электронный учебно-методический путеводитель, дидактические игры и упражнения, направленные на обогащение знаний о многочисленных опасностях окружающего мира, о приемах и способах обеспечения БЖ. В процессе выполнения творческих заданий, направленных на познание признаков объекта исследования, обучение анализу ситуации и преобразование объектов и ситуаций, у младших школьников не только снизилась эмоциональная напряженность, но и стали формироваться чувство личной безопасности и уверенности в себе, умение их поддерживать. Для закрепления знаний и умений о безопасном поведении нами использовалась экскурсия, организованная по методике А.Е. Бибик, Т.П. Герасимовой, М.А. Никоновой, Е.А. Чернова. Мы заметили, что использование разнообразных форм и методов подготовки школьников, развивает у них устойчивый познавательный интерес к обеспечению БЖ, когда знания принимаются личностью, осознается их значимость, и в результате, они становятся частью убеждений, определенными установками к будущей сознательной деятельности в данной области.
Чтобы знания закреплялись и переходили в умения, мы связали теоретическую и практическую области подготовки младших школьников к БЖ. В ходе реализации практического тренинга в условиях «Полигона безопасности жизнедеятельности» осуществлялось формирование одного из ведущих компонентов готовности к БЖ младших школьников — личный опыт в сфере обеспечения данной безопасности, а также личностных качеств, таких как самостоятельность, ответственность, целеустремленность. На этом направлении работы мы использовали игровую и социально значимую деятельность младших школьников в атмосфере творчества. Для поддержания интереса детей мы использовали разные варианты модельных игр. Значимая безопасная жизнедеятельность предусматривала созидательную деятельность школьников по улучшению окружающего мира (класс, школа, дом). Для эффективности формирования готовности младших школьников, ее закрепления мы привлекали родителей, которых включали в данный процесс. В результате совместный процесс общения и деятельности детей и их родителей еще больше сблизил их и обеспечил безопасное поведение последних не только в школе, но и дома.
Анализ уровня сформированности готовности младших школьников к БЖ по окончании начальной школы свидетельствует об эффективности проведенного исследования. В процессе опытно-экспериментальной работы раскрыта сущность и уточнено понятие «готовность к безопасности жизнедеятельности младших школьников», выделены и реализованы педагогические условия ее формирования.
Так, на высоком уровне она сформирована у 66,8 % учащихся экспериментальной группы (по сравнению с контрольной группой (38,0 %)). А поведение их при обучении в пятом классе (после окончания начальной школы) стабильно и не связано с ЧП. Позиция родителей изменилась в сторону большей ценности воспитания своих детей в данной области. Изменилась стратегия их общения с детьми, обозначилась самокритика действий в вопросах воспитания безопасности жизнедеятельности детей. Следовательно, проведение опытно-экспериментального исследования позволило выпускникам начальной школы более уверенно «войти» в среднюю школу, спокойно влиться в новые отношения и более успешно осваивать новые виды деятельности.
Таким образом, обеспечение единства всех условий формирования готовности к БЖ младших школьников, включающих знаниевый, деятельностный и нравственный аспекты данного феномена обусловливает эффективность данного процесса, раздвигает границы школьного социума, активизирует и делает более продуктивной деятельность всех его субъектов, и прежде всего самих младших школьников. Разработанные материалы (практический материал для организации внеучебной деятельности младших школьников, электронный учебно-методический путеводитель «Мой безопасный мир», комплекс электронных игр-заданий «Школьная жизнь: от опасного к безопасному школьному пространству» и др.) могут быть использованы в деятельности общеобразовательных учреждений.
Библиографический список
1. Бондаревская Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания // Педагогика. 2007. № 3.
2. Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. М.: Академический Проспект, 2004. 144 с.
3. Смирнов А. Образовательный стандарт основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2002. № 11.
4. Черный Г. Обучение безопасности жизнедеятельности и компетентности в области ОБЖ // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2002. № 3.