Научная статья на тему 'Результаты исследования проблемы безопасности жизнедеятельности школьников в образовательном пространстве школы'

Результаты исследования проблемы безопасности жизнедеятельности школьников в образовательном пространстве школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4971
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЗНАНИЕВЫЙ АСПЕКТ (ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ) / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АСПЕКТ (ЛИЧНЫЙ ОПЫТ И ЛИЧНАЯ ПОЗИЦИЯ) / НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ (СФОРМИРОВАННОСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ) / KNOWLEDGEABLE ASPECT (AWARENESS) / ACTIVITY ASPECT (PERSONAL EXPERIENCE AND PERSONAL POSITION) / MORAL ASPECT (FORMATION OF CERTAIN PERSONAL QUALITIES) / LIFE SAFETY / LIFE SAFETY COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муравьёва Анна Николаевна, Бакшеева Зинаида Кирилловна

Статья раскрывает актуальность проблемы формирования готовности к безопасности жизнедеятельности школьников и результаты опытно-экспериментальной работы. Раскрыты возможности теоретического просвещения и практического тренинга в решении данной проблемы (модульный курс «Я и безопасный мир» и «Полигон безопасности жизнедеятельности»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муравьёва Анна Николаевна, Бакшеева Зинаида Кирилловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF RESEARCH OF THE PROBLEM OF HEALTH AND SAFETY OF SCHOOLCHILDREN IN EDUCATIONAL SPACE OF SCHOOL

The given article reveals the topicality of the problem of formation of the readiness to life safety of schoolchildren and the results of experimental work. The article covers the possibilities of theoretical education and practical training in dealing with this problem (the modular course «Me and the safe world» and «Polygon of life safety»).

Текст научной работы на тему «Результаты исследования проблемы безопасности жизнедеятельности школьников в образовательном пространстве школы»

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

Безопасность жизнедеятельности, компоненты безопасности жизнедеятельности: знаниевый аспект (осведомленность), деятельностный аспект (личный опыт и личная позиция), нравственный аспект (сформированность определенных личностных качеств).

На протяжении веков в системе образования вырабатывались правила безопасности жизнедеятельности учащихся, следуя которым, в процессе обучения и воспитания они могли бы с наибольшей эффективностью поддерживать свое здоровье и работоспособность, обеспечивающие успешность их социализации. Тем не менее в ряде исследований (Е.В. Бондаревской, Д.Ж. Марковича, Н.В. Смирнова и др.) подчеркивается неподготовленность подрастающего поколения к современным условиям образа жизни и деятельности, с чем сталкивается прежде всего современный школьник [Бондаревская, 2007].

Реальное образование школьников долгое время в области безопасности жизнедеятельности осуществляется и отвечает таким требованиям, как «знаю безопасность жизнедеятельности», «контролирую безопасность жизнедеятельности», «создаю безопасность жизнедеятельности», тогда как современному обществу и человеку необходим критерий «готовность к безопасности жизнедеятельности» как личностное новообразование. В связи с этим одной из ведущих задач развития современной школы является формирование готовности к безопасности жизнедеятельности школьников, в том числе и младших, поскольку они переживают наиболее сложный период жизни.

Готовность к безопасности жизнедеятельности мы понимаем как умение действовать в специфических обстоятельствах и условиях, нестандартных ситуациях, а также способность быстро реагировать, принимать решения, продумывать действия, проявлять дисциплинированность и другие нравственные качества во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

Для определения ведущих структурных компонентов готовности к безопасности жизнедеятельности мы учитывали оценку компетентных судей. Мы предложили учителям начальных классов (15 человек) школ № 85 и 2 г. Красноярска выделить среди компонентов готовности к безопасности жизнедеятельности наиболее ведущие и определяющие ее сущность. В результате анализа данных мы разделили выделенные компоненты готовности на три аспекта (группы):

— знаниевый аспект (осведомленность в сфере безопасности жизнедеятельности, осознание необходимости готовности к безопасности жизнедеятельности);

— деятельностный аспект (личный опыт и личная позиция в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности);

— нравственный (сформированность определенного набора личностных качеств: сознательная дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, организованность в работе, инициативность).

В процессе определения первоначального уровня сформированности готовности к безопасности жизнедеятельности было обследовано 306 младших школьников 1—4 классов школ № 85 и 2 г. Красноярска. Анализ сформированности готовности к безопасности жизнедеятельности учащихся позволил определить и охарактеризовать ее уровни (высокий, средний, низкий).

Высокий уровень предполагает, что младшие школьники прилагают много усилий к самосовершенствованию в рамках контроля и анализа при выборе приемов и средств в обеспечении безопасности жизнедеятельности; стремятся к саморегуляции собственного поведения и регуляции поведения других, они принимают мнение старших и сверстников в обеспечении безопасности жизнедеятельности; обладают прочными и устойчивыми знаниями и осознают общественную значимость массовых мероприятий по тренировке навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности; отличаются сознательной организованностью, дисциплинированностью и др. нравственными качествами в процессе обучения и внеклассной деятельности в вопросах изучения основ безопасности жизн е деяте льн ости.

Для школьников со средним уровнем характерно осознание значимости самосовершенствования в выборе приемов и средств в обеспечении безопасности жизнедеятельности; они выслушивают мнения и требования старших и сверстников в обеспечении безопасности жизнедеятельности, но не всегда принимают как руководство к действию, ориентируются на внешний контроль; в массовых мероприятиях по тренировке навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности участвуют по требованию взрослых, при этом могут демонстрировать либо протест, либо равнодушие; иногда у детей могут наблюдаться неорганизованность и безответственность в поведении в образовательном пространстве в процессе обучения и внеклассной деятельности в вопросах изучения основ безопасности жизнедеятельности.

Для низкого уровня характерно отсутствие интереса к выбору приемов и средств обеспечения безопасности жизнедеятельности, поведение регулируется с трудом под внешними воздействиями (требованиями педагогов и сверстников), у некоторых школьников отмечается поведение, не соответствующее требованиям жизнедеятельности класса и школы; в массовых мероприятиях по тренировке навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности участвуют только по требованию взрослых, при этом демонстрируют отстраненное и даже негативное отношение к происходящему; школьники имеют скудные представления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, у детей отмечаются ярко выраженная неорганизованность и безответственность в создании образовательного пространства в процессе обучения и внеклассной деятельности в вопросах изучения основ безопасности жизнедеятельности.

В ходе исследования нами были выделены контрольная и экспериментальная группы школьников (в количестве 54 человек). Результаты констатирующего «среза» уровня готовности к безопасности жизнедеятельности младших школьников свидетельствуют, что у подавляющего большинства школьников как в контрольной, так и в экспериментальной группе низкий уровень сформированности данной готовности.

Решая данную проблему формирования готовности к безопасности жизнедеятельности младших школьников, изучая теоретические и практические исследования (Л. Акимова, Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина, Н.Е. Щур-

кова и др.), мы определили педагогические условия более эффективного формирования данной готовности: 1) модульный курс «Я и безопасный мир» и 2) практикум «Полигон безопасности жизнедеятельности» [Барыкина и др., 2004; Щурова, 2000].

Модульный курс «Я и безопасный мир» направлен на формирование знани-евого аспекта готовности к безопасности жизнедеятельности и степени понимания данного явления, осознание необходимости готовить себя к безопасной жизнедеятельности, формирование мотивационной и личностной позиции. «Полигон безопасности жизнедеятельности» обеспечивает формирование деятельностного и нравственного аспектов готовности к безопасности жизнедеятельности через практическую подготовку школьников, формирование их умений и навыков, личностных качеств на основе полученных ранее знаний и способности прочному закреплению мотивов деятельности и личной позиции.

Программа модульного курса состоит из следующих направлений, представленных в тематическом планировании: «Человек и опасность», «Человек и другие», «Человек и окружающий мир». Содержание программы было дополнено материалами, которые учитывали специфику школьной окружающей среды. Мы выстраивали содержание курса, исходя из сущности понятий «безопасность жизнедеятельности», «готовность к безопасности жизнедеятельности», основных компонентов, требований комплексного подхода в ее формировании с учетом выделенных условий. Содержание учебного модульного курса было направлено на:

— изучение художественных и научно-публицистических текстов, отражающих основы безопасности жизнедеятельности на территории малой родины;

— развитие обучающих форм деятельности младших школьников (экскурсии, проектно-исследовательская деятельность), позволяющих формировать осознанное отношение к собственной безопасности жизнедеятельности в реальных условиях, определенные нравственные качества;

— включение в разделы учебных занятий дидактических игр и выполнение упражнений, предполагающих самостоятельную деятельность школьников и домашнего задания, позволяющих закреплять полученные теоретические знания и нравственные качества в сфере безопасности жизнедеятельности;

— подбор материалов для творческих работ младших школьников, направленных на обогащение личного опыта в окружающем их пространстве, приемы и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности в нем.

В процессе реализации модульного курса мы проводили диагностические «срезы» уровня готовности младших школьников. Положительные результаты теоретической подготовки подтверждаются ответами учеников, свидетельствовавшими об эффективности проделанной работы. Так, учащиеся стали положительно говорить о влиянии курса: «я узнал много нового», «научился, как себя вести в трудных ситуациях», «стал более уверенным и ответственным в ситуациях»; об осознании значимости отдельных нравственных качеств, навыков и тактик поведения в кризисных ситуациях; о понимании взаимосвязи выбора приемов и средств поведения человека с эффективностью обеспечения безопасности жизн е деяте льн ости.

Данный (модульный курс), на наш взгляд, способствует эффективности сфор-мированности знаниевого аспекта готовности к безопасности жизнедеятельности младших школьников на фоне позитивного межличностного взаимодействия ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками, объектами и предметами.

Качественного результата можно достичь только при сочетании учебной и внеучебной деятельности младших школьников. Помимо теоретических занятий с детьми, было необходимо общение с ними в более или менее свободной обстановке, что помогало сблизиться и установить хорошие отношения. Практикум «Полигон безопасности жизнедеятельности» — это особое пространство, где у младших школьников есть возможность с учетом своих интересов и способностей формировать умения безопасного поведения на основе полученных теоретических знаний.

«Полигон безопасной жизнедеятельности» организуется следующим образом. На большом пространстве (спортивное поле школы) ставят несколько пунктов (станций), где осуществляется тренинг учащихся: 1) безопасность поведения в помещении (дом, класс, школа); 2) безопасность поведения в транспорте (водный, железнодорожный, сухопутный); 3) безопасность поведения на дороге; 4) безопасность поведения на воде; 5) безопасность поведения в лесу; 6) безопасность поведения в общественных местах (музей, парк, остановка автобуса); 7) безопасность поведения в отношениях и общении с людьми (встреча с группой, в которой были ровесники, старшие школьники, взрослые, люди пожилого возраста).

На каждой «станции» «полигона» в ходе практического тренинга обращалось внимание на формирование одного из компонентов готовности безопасности жизнедеятельности младших школьников — общий кругозор или отношение школьника к ситуации, или личный опыт в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности, или личностные нравственные качества (сознательная дисциплинированность, инициативность, ответственность, общественная направленность, заинтересованность, самостоятельность, организованность в работе).

По окончании опытно-экспериментальной работы нами была проведена диагностика уровней сформированности готовности к безопасности жизнедеятельности учащихся контрольной и экспериментальной групп. Мы получили следующие данные: в экспериментальной группе — на высоком уровне — 46,2 % школьников, на среднем уровне — 41,1 %, на низком уровне — 12,7 %; в контрольной группе — соответственно 17,4, 31,5, 51,1 %.

Сравнивая результаты уровней сформированности готовности к безопасности жизнедеятельности младших школьников констатирующего и формирующего «срезов», можно отметить, что учащиеся экспериментальной группы, благодаря включенности в процесс, основанный на отмеченных выше педагогических условиях, показали более высокие результаты по сравнению с учащимися контрольной группы, т. к. они были включены в осуществляемый в школе учебно-воспитательный процесс, протекающий в обычных условиях.

Следует подчеркнуть, что у учащихся экспериментальной группы уровень сформированности готовности к безопасности жизнедеятельности повысился по всем компонентам значительно, причем самый высокий уровень наблюдался по первому компоненту (осведомленность о готовности к безопасности жизнедеятельности), второму (осознание необходимости готовности к безопасности жизнедеятельности) и девятому (самостоятельность).

Средний уровень выявлен по третьему компоненту (личный опыт в сфере безопасности жизнедеятельности), седьмому (организованность в деятельности в рамках безопасности жизнедеятельности) и восьмому (инициативность в выборе приемов и средств в обеспечении безопасности жизнедеятельности).

Наименее сформированными (на низком уровне) оказались четвертый (личная позиция при выборе приемов и средств обеспечения безопасности жизнедеятельности), пятый (ответственность при проявлении готовности к безопасности жизнедеятельности) и шестой компоненты (сознательная дисциплинированность при проявлении готовности к безопасности жизнедеятельности).

У учащихся контрольной группы рост по всем компонентам готовности наблюдается незначительный.

Сравнительный анализ позволяет сделать вывод об эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы по формированию готовности к безопасности жизнедеятельности у младших школьников на основе выдвинутых педагогических условий. Об этом свидетельствует количество учащихся экспериментальной группы, находящихся на высоком и среднем уровнях сформированности готовности (87 % учащихся). Слабая сформированность данной готовности у учащихся контрольной группы (на высоком и среднем уровнях — 48,9 %) свидетельствует о том, что существующий учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе не направлен специально на формирование данной готовности у младших школьников.

Таким образом, большинство учащихся экспериментальной группы проявляют себя в окружающей их образовательной среде, сопряженной с опасностями, различными угрозами и нестандартными ситуациями, уверенно и самостоятельно демонстрируют активность и любознательность в изучении информации в сфере безопасности жизнедеятельности, осознанно действуют в выборе приемов и средств обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это дает учащимся, оканчивающим начальную школу, возможность проявлять более реальное и осмысленное, безопасное поведение, сопровождающееся не только обоснованными решениями, но и действиями, несущими безопасность самим школьникам и окружающим их людям, что свидетельствует о более глубокой и содержательной подготовке младших школьников к жизни и деятельности в условиях образовательного пространства современной начальной школы.

Учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе может быть построен с учетом проведенного исследования по формированию готовности младших школьников к безопасности жизнедеятельности, что будет способствовать большей эффективности воспитания младших школьников и подготовке их к образованию в средней школе.

Библиографический список

1. Акимова Л. Методические аспекты внеурочной деятельности учителя ОБЖ // Основы безопасности жизни. 2009. № 11. С. 22-29.

2. Бондаревская Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания // Педагогика. 2007. № 3. С. 3-14.

3. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004. 320 с.

4. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.: Педагогическое общество, 2000. 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.