РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ
Безопасность жизнедеятельности, компоненты безопасности жизнедеятельности: знаниевый аспект (осведомленность), деятельностный аспект (личный опыт и личная позиция), нравственный аспект (сформированность определенных личностных качеств).
На протяжении веков в системе образования вырабатывались правила безопасности жизнедеятельности учащихся, следуя которым, в процессе обучения и воспитания они могли бы с наибольшей эффективностью поддерживать свое здоровье и работоспособность, обеспечивающие успешность их социализации. Тем не менее в ряде исследований (Е.В. Бондаревской, Д.Ж. Марковича, Н.В. Смирнова и др.) подчеркивается неподготовленность подрастающего поколения к современным условиям образа жизни и деятельности, с чем сталкивается прежде всего современный школьник [Бондаревская, 2007].
Реальное образование школьников долгое время в области безопасности жизнедеятельности осуществляется и отвечает таким требованиям, как «знаю безопасность жизнедеятельности», «контролирую безопасность жизнедеятельности», «создаю безопасность жизнедеятельности», тогда как современному обществу и человеку необходим критерий «готовность к безопасности жизнедеятельности» как личностное новообразование. В связи с этим одной из ведущих задач развития современной школы является формирование готовности к безопасности жизнедеятельности школьников, в том числе и младших, поскольку они переживают наиболее сложный период жизни.
Готовность к безопасности жизнедеятельности мы понимаем как умение действовать в специфических обстоятельствах и условиях, нестандартных ситуациях, а также способность быстро реагировать, принимать решения, продумывать действия, проявлять дисциплинированность и другие нравственные качества во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Для определения ведущих структурных компонентов готовности к безопасности жизнедеятельности мы учитывали оценку компетентных судей. Мы предложили учителям начальных классов (15 человек) школ № 85 и 2 г. Красноярска выделить среди компонентов готовности к безопасности жизнедеятельности наиболее ведущие и определяющие ее сущность. В результате анализа данных мы разделили выделенные компоненты готовности на три аспекта (группы):
— знаниевый аспект (осведомленность в сфере безопасности жизнедеятельности, осознание необходимости готовности к безопасности жизнедеятельности);
— деятельностный аспект (личный опыт и личная позиция в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности);
— нравственный (сформированность определенного набора личностных качеств: сознательная дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, организованность в работе, инициативность).
В процессе определения первоначального уровня сформированности готовности к безопасности жизнедеятельности было обследовано 306 младших школьников 1—4 классов школ № 85 и 2 г. Красноярска. Анализ сформированности готовности к безопасности жизнедеятельности учащихся позволил определить и охарактеризовать ее уровни (высокий, средний, низкий).
Высокий уровень предполагает, что младшие школьники прилагают много усилий к самосовершенствованию в рамках контроля и анализа при выборе приемов и средств в обеспечении безопасности жизнедеятельности; стремятся к саморегуляции собственного поведения и регуляции поведения других, они принимают мнение старших и сверстников в обеспечении безопасности жизнедеятельности; обладают прочными и устойчивыми знаниями и осознают общественную значимость массовых мероприятий по тренировке навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности; отличаются сознательной организованностью, дисциплинированностью и др. нравственными качествами в процессе обучения и внеклассной деятельности в вопросах изучения основ безопасности жизн е деяте льн ости.
Для школьников со средним уровнем характерно осознание значимости самосовершенствования в выборе приемов и средств в обеспечении безопасности жизнедеятельности; они выслушивают мнения и требования старших и сверстников в обеспечении безопасности жизнедеятельности, но не всегда принимают как руководство к действию, ориентируются на внешний контроль; в массовых мероприятиях по тренировке навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности участвуют по требованию взрослых, при этом могут демонстрировать либо протест, либо равнодушие; иногда у детей могут наблюдаться неорганизованность и безответственность в поведении в образовательном пространстве в процессе обучения и внеклассной деятельности в вопросах изучения основ безопасности жизнедеятельности.
Для низкого уровня характерно отсутствие интереса к выбору приемов и средств обеспечения безопасности жизнедеятельности, поведение регулируется с трудом под внешними воздействиями (требованиями педагогов и сверстников), у некоторых школьников отмечается поведение, не соответствующее требованиям жизнедеятельности класса и школы; в массовых мероприятиях по тренировке навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности участвуют только по требованию взрослых, при этом демонстрируют отстраненное и даже негативное отношение к происходящему; школьники имеют скудные представления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, у детей отмечаются ярко выраженная неорганизованность и безответственность в создании образовательного пространства в процессе обучения и внеклассной деятельности в вопросах изучения основ безопасности жизнедеятельности.
В ходе исследования нами были выделены контрольная и экспериментальная группы школьников (в количестве 54 человек). Результаты констатирующего «среза» уровня готовности к безопасности жизнедеятельности младших школьников свидетельствуют, что у подавляющего большинства школьников как в контрольной, так и в экспериментальной группе низкий уровень сформированности данной готовности.
Решая данную проблему формирования готовности к безопасности жизнедеятельности младших школьников, изучая теоретические и практические исследования (Л. Акимова, Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина, Н.Е. Щур-
кова и др.), мы определили педагогические условия более эффективного формирования данной готовности: 1) модульный курс «Я и безопасный мир» и 2) практикум «Полигон безопасности жизнедеятельности» [Барыкина и др., 2004; Щурова, 2000].
Модульный курс «Я и безопасный мир» направлен на формирование знани-евого аспекта готовности к безопасности жизнедеятельности и степени понимания данного явления, осознание необходимости готовить себя к безопасной жизнедеятельности, формирование мотивационной и личностной позиции. «Полигон безопасности жизнедеятельности» обеспечивает формирование деятельностного и нравственного аспектов готовности к безопасности жизнедеятельности через практическую подготовку школьников, формирование их умений и навыков, личностных качеств на основе полученных ранее знаний и способности прочному закреплению мотивов деятельности и личной позиции.
Программа модульного курса состоит из следующих направлений, представленных в тематическом планировании: «Человек и опасность», «Человек и другие», «Человек и окружающий мир». Содержание программы было дополнено материалами, которые учитывали специфику школьной окружающей среды. Мы выстраивали содержание курса, исходя из сущности понятий «безопасность жизнедеятельности», «готовность к безопасности жизнедеятельности», основных компонентов, требований комплексного подхода в ее формировании с учетом выделенных условий. Содержание учебного модульного курса было направлено на:
— изучение художественных и научно-публицистических текстов, отражающих основы безопасности жизнедеятельности на территории малой родины;
— развитие обучающих форм деятельности младших школьников (экскурсии, проектно-исследовательская деятельность), позволяющих формировать осознанное отношение к собственной безопасности жизнедеятельности в реальных условиях, определенные нравственные качества;
— включение в разделы учебных занятий дидактических игр и выполнение упражнений, предполагающих самостоятельную деятельность школьников и домашнего задания, позволяющих закреплять полученные теоретические знания и нравственные качества в сфере безопасности жизнедеятельности;
— подбор материалов для творческих работ младших школьников, направленных на обогащение личного опыта в окружающем их пространстве, приемы и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности в нем.
В процессе реализации модульного курса мы проводили диагностические «срезы» уровня готовности младших школьников. Положительные результаты теоретической подготовки подтверждаются ответами учеников, свидетельствовавшими об эффективности проделанной работы. Так, учащиеся стали положительно говорить о влиянии курса: «я узнал много нового», «научился, как себя вести в трудных ситуациях», «стал более уверенным и ответственным в ситуациях»; об осознании значимости отдельных нравственных качеств, навыков и тактик поведения в кризисных ситуациях; о понимании взаимосвязи выбора приемов и средств поведения человека с эффективностью обеспечения безопасности жизн е деяте льн ости.
Данный (модульный курс), на наш взгляд, способствует эффективности сфор-мированности знаниевого аспекта готовности к безопасности жизнедеятельности младших школьников на фоне позитивного межличностного взаимодействия ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками, объектами и предметами.
Качественного результата можно достичь только при сочетании учебной и внеучебной деятельности младших школьников. Помимо теоретических занятий с детьми, было необходимо общение с ними в более или менее свободной обстановке, что помогало сблизиться и установить хорошие отношения. Практикум «Полигон безопасности жизнедеятельности» — это особое пространство, где у младших школьников есть возможность с учетом своих интересов и способностей формировать умения безопасного поведения на основе полученных теоретических знаний.
«Полигон безопасной жизнедеятельности» организуется следующим образом. На большом пространстве (спортивное поле школы) ставят несколько пунктов (станций), где осуществляется тренинг учащихся: 1) безопасность поведения в помещении (дом, класс, школа); 2) безопасность поведения в транспорте (водный, железнодорожный, сухопутный); 3) безопасность поведения на дороге; 4) безопасность поведения на воде; 5) безопасность поведения в лесу; 6) безопасность поведения в общественных местах (музей, парк, остановка автобуса); 7) безопасность поведения в отношениях и общении с людьми (встреча с группой, в которой были ровесники, старшие школьники, взрослые, люди пожилого возраста).
На каждой «станции» «полигона» в ходе практического тренинга обращалось внимание на формирование одного из компонентов готовности безопасности жизнедеятельности младших школьников — общий кругозор или отношение школьника к ситуации, или личный опыт в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности, или личностные нравственные качества (сознательная дисциплинированность, инициативность, ответственность, общественная направленность, заинтересованность, самостоятельность, организованность в работе).
По окончании опытно-экспериментальной работы нами была проведена диагностика уровней сформированности готовности к безопасности жизнедеятельности учащихся контрольной и экспериментальной групп. Мы получили следующие данные: в экспериментальной группе — на высоком уровне — 46,2 % школьников, на среднем уровне — 41,1 %, на низком уровне — 12,7 %; в контрольной группе — соответственно 17,4, 31,5, 51,1 %.
Сравнивая результаты уровней сформированности готовности к безопасности жизнедеятельности младших школьников констатирующего и формирующего «срезов», можно отметить, что учащиеся экспериментальной группы, благодаря включенности в процесс, основанный на отмеченных выше педагогических условиях, показали более высокие результаты по сравнению с учащимися контрольной группы, т. к. они были включены в осуществляемый в школе учебно-воспитательный процесс, протекающий в обычных условиях.
Следует подчеркнуть, что у учащихся экспериментальной группы уровень сформированности готовности к безопасности жизнедеятельности повысился по всем компонентам значительно, причем самый высокий уровень наблюдался по первому компоненту (осведомленность о готовности к безопасности жизнедеятельности), второму (осознание необходимости готовности к безопасности жизнедеятельности) и девятому (самостоятельность).
Средний уровень выявлен по третьему компоненту (личный опыт в сфере безопасности жизнедеятельности), седьмому (организованность в деятельности в рамках безопасности жизнедеятельности) и восьмому (инициативность в выборе приемов и средств в обеспечении безопасности жизнедеятельности).
Наименее сформированными (на низком уровне) оказались четвертый (личная позиция при выборе приемов и средств обеспечения безопасности жизнедеятельности), пятый (ответственность при проявлении готовности к безопасности жизнедеятельности) и шестой компоненты (сознательная дисциплинированность при проявлении готовности к безопасности жизнедеятельности).
У учащихся контрольной группы рост по всем компонентам готовности наблюдается незначительный.
Сравнительный анализ позволяет сделать вывод об эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы по формированию готовности к безопасности жизнедеятельности у младших школьников на основе выдвинутых педагогических условий. Об этом свидетельствует количество учащихся экспериментальной группы, находящихся на высоком и среднем уровнях сформированности готовности (87 % учащихся). Слабая сформированность данной готовности у учащихся контрольной группы (на высоком и среднем уровнях — 48,9 %) свидетельствует о том, что существующий учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе не направлен специально на формирование данной готовности у младших школьников.
Таким образом, большинство учащихся экспериментальной группы проявляют себя в окружающей их образовательной среде, сопряженной с опасностями, различными угрозами и нестандартными ситуациями, уверенно и самостоятельно демонстрируют активность и любознательность в изучении информации в сфере безопасности жизнедеятельности, осознанно действуют в выборе приемов и средств обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это дает учащимся, оканчивающим начальную школу, возможность проявлять более реальное и осмысленное, безопасное поведение, сопровождающееся не только обоснованными решениями, но и действиями, несущими безопасность самим школьникам и окружающим их людям, что свидетельствует о более глубокой и содержательной подготовке младших школьников к жизни и деятельности в условиях образовательного пространства современной начальной школы.
Учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе может быть построен с учетом проведенного исследования по формированию готовности младших школьников к безопасности жизнедеятельности, что будет способствовать большей эффективности воспитания младших школьников и подготовке их к образованию в средней школе.
Библиографический список
1. Акимова Л. Методические аспекты внеурочной деятельности учителя ОБЖ // Основы безопасности жизни. 2009. № 11. С. 22-29.
2. Бондаревская Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания // Педагогика. 2007. № 3. С. 3-14.
3. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004. 320 с.
4. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.: Педагогическое общество, 2000. 128 с.