ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFICIENCY FORMATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN'S READINESS TO LIFE SAFETY
A.H. Муравьёва, З.К. Бакшеева A.N. Muravyova, Z.K. Baksheeva
Готовность к безопасности жизнедеятельности, компоненты готовности к безопасности жизнедеятельности (осведомленность учащихся о безопасности жизнедеятельности, их личный опыт, определенные нравственные качества), модульный курс, педагогические условия, практикум.
В статье представлены актуальность формирования готовности к безопасности жизнедеятельности школьников и практическое решение данной проблемы в условиях образовательного учреждения, комплексный процесс формирования готовности к безопасности жизнедеятельности младших школьников через реализацию педагогических условий, а именно модульного курса «Я и безопасный мир» и практикум «Полигон безопасности жизнедеятельности».
Radiness to life safety, components of readiness to life safety (awareness of pupils about life safety, their personal experience, specific moral qualities), a modular course, pedagogical conditions, practical work. The article reveals the relevance of formation of readiness to life safety of pupils and the practical solution of this problem in the conditions of an educational institution. The article presents a complex process of formation of junior schoolchildren's readiness to life safety through the realization of pedagogical conditions, namely, a modular course "Me and the safe world" and practical work "Polygon of life safety".
Мир человека формируется в нестабильных условиях, характеризующихся обострением разнообразных опасностей, которые требуют от каждого из нас проявления способности быстро осмысливать новые явления, учитывать риски в конкретных ситуациях и прогнозировать пути безопасного выхода. Решать эту проблему в современных условиях можно только путем обновления всех аспектов процесса воспитания подрастающего поколения. Особая ситуация складывается в системе образования, она характеризуется ростом опасных ситуаций в социуме, окружающем детей дошкольного и школьного возраста, увеличением детской заболеваемости, травматизма и смертности в России. Все это и обусловливает актуализацию не просто процесса воспитания, а прежде всего, строгую и последовательную реализацию требований к формированию готовности личности к безопасности жизнедеятельности, особенно подрастающего поколения, в частности детей младшего школьного возраста.
Проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности как проблема в системе воспитания личности находит отражение в трудах и зарубежных, и отечественных ученых. Так, Н.Твердохлебов подчеркивает, что «в формировании культуры безопасности жизнедеятельности должны принимать участие семья, школа, общество и государство...». Автором обращается внимание, что большинство чрезвычайных, часто опасных ситуаций вызываются человеческим фактором.
Среди причин происшествий в исследованиях отмечаются недостаточная информированность и низкая культура поведения человека, а это касается детей школьного (младшего школьного} возраста. В связи с этим в воспитании возрастает роль непосредственно формирования готовности к безопасности жизнедеятельности детей с учетом их возрастных особенностей. Особый подход необходим к детям младшего школьного возраста.
Современное состояние данной проблемы актуализирует эффективную подготовку школьников
[120 1
А.Н. МУРАВЬЕВА, З.К. БАКШЕЕВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
в сфере безопасности жизнедеятельности. Решение лежит в плоскости обеспечения специальных внешних и внутренних педагогических условий школьной образовательной среды, которые соответствуют природе возрастного периода и разумно сочетают получение детьми теоретической информации с продуктивными видами деятельности в сфере безопасности жизнедеятельности. Следует начинать этот процесс в младшем школьном возрасте, так как у детей этого возраста преобладают устойчивый познавательный интерес, потребность во взаимодействии со сверстниками, стремление проявить себя в деятельности.
В исследовании мы учитываем сущность и структуру готовности к безопасности жизнедеятельности, ее ведущие компоненты (осведомленность учащихся о безопасности жизнедеятельности, их личный опыт, определенные нравственные качества). Среди педагогических условий мы выделили два: модульный курс «Я и безопасный мир» как основа формирования теоретической готовности к безопасности жизнедеятельности младших школьников и практикум «Полигон безопасности жизнедеятельности» как площадка формирования их практической готовности [Бондаревская, 2007].
Формирование готовности к безопасности жизнедеятельности нами осуществлялось на основе комплексного соотношения этих условий, обеспечивающих единство теоретической и практической подготовки младших школьников. Первое условие позволяет развивать в детях познавательно-интеллектуальную сферу, необходимость осознанной оценки окружающих условий жизнедеятельности и познания сущности данной готовности. Второе условие позволило связать сознание школьников со сферой их практической деятельности и сформировать необходимые умения, качества и опыт, позволяющие сделать выбор наиболее безопасного способа поведения в окружающем социуме.
Таким образом, теоретическая часть программы была направлена на обогащение информационного поля младших школьников и воспитание правильного отношения к среде обитания. Все это способствовало насыщению сферы сознания и овладению навыками саморегуляции за счет новых знаний, новых установок, нового отношения школьника к действительности. В ходе теоретической подготовки осуществлялось развитие глубокого осозна-
ния и устойчивого отношения к безопасной окружающей среде школьного социума.
Второе педагогическое условие несло в себе нагрузку практической подготовки школьников к безопасности жизнедеятельности на станциях полигона. Мы использовали продуктивные способы организации деятельности школьников в особом режиме. Успешность действий школьников в опасной ситуации формируется в результате жизненного опыта. Для его накопления было создано образовательное пространство, где младшие школьники смогли полученные ранее знания, установки, мотивацию претворить в реальных условиях окружающей их действительности, переходя со станции на станцию. В функционировании данного практикума были реализованы следующие принципы:
1) принцип организации игровой деятельности в атмосфере творчества;
2) принцип моделирования личностно ориентированной образовательной среды;
3) принцип включения в социально значимую деятельность на интегративной основе с другими предметами;
4) принцип взаимодействия с родителями в решении поставленных задач с основами здорового образа жизни.
Опираясь на данные принципы и организуя деятельность школьников на каждой станции, несущей в себе определенный комплекс заданий по развитию системы умений и навыков, личного опыта, отдельных нравственных качеств младших школьников, мы добились отражения реальностей окружающего социума (не всегда безопасного) в практической готовности к безопасности жизнедеятельности младших школьников. Кроме того, для закрепления знаний и опыта поведения в сфере безопасности жизнедеятельности школьников нами использовались экскурсии, которые организовывались по методике А.Е. Бибик, Т.П. Герасимовой, М.А. Никоновой, Е.А. Чернова, дискуссии, ситуации, моделирующие опасности, угрозу, особые сложности окружающего детей ближайшего социума:
- стихийных бедствий (землетрясение, наводнение, пожар, оползни, сильный ветер, камнепад и др.);
- критических ситуаций дома (заболевания с высокой температурой, отравления, физическая травма, потеря ключа от квартиры, ожоги и др.);
- критических ситуаций на воде (перевернулся
плот или лодка, спасение утопающего, физическая травма, провал под лед и др.);
- критических ситуаций на природе (ориентирование на местности, распознавание ядовитых и съедобных растений, встреча с диким животным, укус клеща, солнечный удар, переохлаждение, физическая травма и др.);
- критических ситуаций на дороге (ПДЦ, путь в школу и домой, проезд в общественном транспорте, правила пользования автомобилем и др.);
- критических ситуаций в школе (правила техники безопасности в школе, правила поведения в школе, первая помощь при физических травмах, правила поведения во внеурочной деятельности внутри и вне школы и др.).
Практический тренинг при взаимодействии педагогов, родителей и учащихся позволил сформировать у школьников практические умения, отдельные нравственные качества (самостоятельность, ответственность, целеустремленность) и личный опыт в сфере безопасности жизнедеятельности.
На это обращает внимание Г. Черный, отмечая, что целенаправленная совместная деятельность педагогов, родителей и детей по выполнению самостоятельных домашних и творческих заданий позволила младшим школьникам выступать субъектом собственной подготовки [Черный, 2002].
Объединяя теоретическую и практическую подготовку опытно-экспериментальная программа, кроме того, включала материалы, которые учитывали климатические и ландшафтные особенности территории Красноярского края, школьного окружения.
С учетом особенностей младших школьников, нами успешно использовались творческие задания: 1) задания, направленные на познание признаков объекта и обучение анализу ситуации и 2) задания, направленные на формирование умений преобразовывать объекты и ситуации, на что обращает внимание в своих работах Б.С. Волков [Волков, 2004]. Такой подход позволил нам поддерживать устойчивый интерес школьников к вопросам безопасности жизнедеятельности, уменьшить эмоциональную напряженность, развить чувство личной безопасности и способствовать повышению уверенности в себе.
Следовательно, мужно сделать выводы:
1) выделенные нами педагогические условия (модульный курс и практикум) позволили не только задать направленность, но и соответствующим
образом выстроить педагогический процесс, усилив интеллектуальное насыщение сознания школьников и практическую направленность формирования готовности к безопасности жизнедеятельности младших школьников в целом;
2) деятельность младших школьников по формированию готовности к безопасности жизнедеятельности можно считать результативной, так как учащиеся не только овладели основными теоретическими знаниями в области безопасности жизнедеятельности, но и умеют выбрать оптимальные средства и приемы в практической деятельности -в условиях школы, семьи и самостоятельной жизнедеятельности;
3) проведенный анализ позволяет отметить, что значительная часть учащихся, посещающих модульный курс и практикум, не только раскрывают и понимают ценность выбора приемов и средств поведения человека с эффективностью обеспечения, но и осуществляют осмысленный выбор собственного действия, свидетельствующий о достаточно высоком уровне сформированности готовности к безопасности жизнедеятельности. Так, число учащихся, поднявшихся на высокий и средний уровни готовности к безопасности жизнедеятельности, в результате опытно-экспериментальной работы увеличилось с 32,5 до 87,3 %. И на низком уровне осталось только 12,7 % школьников.
Можно заключить, что формирование готовности к безопасности жизнедеятельности младших школьников эффективно протекает, если обеспечить единство теоретической и практической подготовки школьников в обозначенных выше условиях модульного курса и практикума, что является главной и значимой основой воспитания современных младших школьников по обеспечению их жизненной безопасности как залога будущего развития личности.
Библиографический список
1. Бондаревская Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания // Педагогика. 2007. № 3. С. 3-14.
2. Волков, Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. М.: Академический Проспект, 2004.144 с.
3. Черный Г. Обучение безопасности жизнедеятельности и компетентности в области ОБЖ // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2002. №. 3. С. 6-9.