Научная статья на тему 'Современное состояние популяций редких видов птиц в Буреинском заповеднике'

Современное состояние популяций редких видов птиц в Буреинском заповеднике Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
21
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Марат Фаридович Бисеров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние популяций редких видов птиц в Буреинском заповеднике»

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2024, Том 33, Экспресс-выпуск 2455: 3945-3950

Современное состояние популяций редких видов птиц в Буреинском заповеднике

М.Ф.Бисеров

Марат Фаридович Бисеров. Буреинский государственный природный заповедник, Чегдомын, Хабаровский край, Россия. E-mail: marat-biserov@mail.ru

Второе издание. Первая публикация в 2018*

Буреинский заповедник расположен в одном из наиболее труднодоступных районов Хабаровского края — на Буреинском нагорье. Территория заповедника занимает 3569.92 км2, охранная зона — 533 км2. Вместе они охватывают бассейн рек Правая и Левая Бурея (истоки реки Бурея) и занимают среднегорья с участием высокогорий. Минимальные и максимальные высоты — 555 и 2192 м над уровнем моря.

Формирование климата Буреинского нагорья происходит под влиянием муссонных процессов и западных и юго-западных циклонов, поступающих сюда из Прибайкалья и Монголии (Петров и др. 2000).

В растительном покрове заповедника выражены 3 высотных пояса (Осипов 2012). Бореально-лесной пояс протянулся от наименьших высот до 1400 м н.у.м. Подгольцовый пояс кедрового стланика Pinus pumi-la имеет небольшую вертикальную протяжённость — от 1400 до 1600 м. Тундровый пояс расположен выше 1600 м н.у.м. Главными лесообразу-ющими породами заповедника являются лиственница Каяндера Larix cajanderi и ель аянская Picea ajanensis.

Характерной особенностью Буреинского заповедника является то, что он изначально и до настоящего времени отличается от всех других заповедников и национальных парков Хабаровского края девственностью ландшафтов, поскольку находится на значительном удалении от районов активного антропогенного освоения (Антонов 2002).

В заповеднике к настоящему времени зарегистрировано 15 видов птиц, внесённых в Красную книгу Российской Федерации, из которых 5 видов достоверно гнездятся на его территории (Антонов 2002; Бисеров 2002; Волков 2008; и др.).

Чёрный аист Ciconia nigra. Крайне редкий вид заповедника. Одиночные особи были отмечены в заповеднике дважды: 4 октября 1997 на берегу реки Левая Бурея близ устья реки Чапхоз (Бисеров 2002) и 27 июня 2001 выше устья ручья Судеингна (Антонов 2002). Биотоп: пойменные смешанные леса долин низовий крупных рек. Чёрный аист в заповеднике крайне редок, гнездование на его территории не доказано.

* Бисеров М.Ф. 2018. Современное состояние популяций птиц, внесённых в Красную книгу России, в Буреинском заповеднике // Эколого-географические проблемы регионов России. Самара: 89-94.

Гуменник Anser fabalis. Встречается только в период сезонных миграций (Бисеров 2015). Особенно многочислен осенью. Пик пролёта приходится на последнюю декаду сентября. Судя по наблюдениям в северной части заповедника, большая часть гусей, пересекающих его территорию, летят из бассейна реки Тугур (Бисеров 2015). Ежегодно гуменник отмечается как на весеннем, так и осеннем пролёте. Большая часть птиц летит через северную часть заповедника, меньшая — по долинам рек Правая и Левая Бурея. Пересекающие заповедник гуси останавливаются на отдых в долинах крупных рек, обычно на больших речных косах, в основном сложенных галькой и валунами. Ориентировочно, через заповедник пролетают до 10 тыс. гуменников осенью, и около 1 тыс. весной. Природные факторы, ограничивающие численность останавливающихся в заповеднике птиц осенью — малое число пригодных для их остановки мест, что определяется горным характером рельефа, а также частые паводки, препятствующие остановкам гусей в поймах горных рек. Весной основным препятствием для остановок гусей является поздний сход ледяного покрова на водоёмах Буреинского заповедника.

Пискулька Anser erythropus. Пролётный вид (Бисеров 2015). Отмечается не каждый год, как правило, в составе стай пролётных гуменников. В последний раз пискулька отмечен в сентябре 2013 года. Как и куменники, пискульки иногда останавливаются на отдых в основном по долинам рек Правая и Левая Бурея в пределах заповедника. Остановки делаются на больших речных косах, в основном сложенных галькой и валунами. В целом вид малочислен, ориентировочно, через заповедник осенью пролетают 100-200 пискулек и около 100 весной. Большая часть птиц летит по долинам рек Правая и Левая Бурея и Бурея. Природные факторы, ограничивающие численность останавливающихся в заповеднике пискулек те же, что и для гуменника.

Клоктун Anas formosa. Встречается в заповеднике только в период сезонных миграций. Пролетает над его территорией небольшими стайками или в совместных группах с другими гусеобразными (Антонов 2002: А.Л.Антонов, устн. сообщ.). Иногда клоктуны останавливаются на отдых по речным косам в долине Правой и Левой Буреи в пределах заповедника. В целом вид малочислен, ориентировочно, через заповедник осенью пролетают около 150-200 птиц, весной, вероятно, меньше. Численность, по-видимому, стабильна и в последние 10-15 лет имеет тенденцию к увеличению. Природные факторы, ограничивающие численность останавливающихся в заповеднике птиц те же, что и для гусей.

Мандаринка Aix galericulata. Нерегулярно гнездящийся на территории заповедника вид (Бисеров, Антонов 2012). Отмечается только в южной части заповедника — в низовьях рек Правая и Левая Бурея. В целом численность стабильно низкая. Природные факторы, ограничивающие распространение вида в заповеднике - расположение его на север-

ной границе гнездовой части ареала вида и типично горный характер водотоков, обусловливающий ограниченность пригодных для гнездования участков. В пределах заповедника в настоящее время могут гнездиться, видимо, 1-2 пары мандаринок.

Скопа Pandion haliaetus. Вероятно, гнездящийся вид. Впервые скопа была отмечена у озера Корбохон в 2002 году (Антонов 2002). В настоящее время известны два участка заповедника, где скопа отмечается сравнительно регулярно - это русло реки Левая Бурея и озеро Корбохон. Вместе с тем гнёзд скопы в заповеднике до сих пор не обнаружено. Из потенциальных кормовых объектов скопы в реке обитают три вида хариусов, два вида ленков, таймень и налим, а в озере Корбохон только один вид — тупорылый ленок Brachymyslux lumemis. Основным природным фактором, ограничивающим численность скопы в заповеднике, является малорыбиость рек. Численность вида в заповеднике стабильна в последние 10-15 лет и, видимо, не превышает 4-5 особей.

Большой подорлик Clanga clanga. Встречается нерегулярно и единично. Впервые отмечен 11 и 16 мая 2008 (Волков 2008) по речным пойменным лесам и склоновым лиственничникам. Природные факторы, ограничивающие численность вида в заповеднике, не установлены.

Беркут Aquila chrysaetos. Видимо, залётный вид, появляющийся в заповеднике в период послегнездовых кочёвок. Беркут в заповеднике несколько раз отмечался в его южной части в сентябре 1996 и 1997 годов. Основной природный фактор, препятствующий гнездованию беркута в заповеднике — низкая кормовая ёмкость местообитаний подголь-цового п гольцового поясов, где полностью отсутствуют наиболее характерные для Дальнего Востока кормовые объекты беркута — черношапоч-ный сурок Marmota camtschatica и длиннохвостый суслик Urocitellus un-dulatus. Отсутствие этих грызунов на Буреинском нагорье — следствие преобладающего в регионе муссонного климата (Бисеров 2008).

Орлан-белохвост Haliaeetus albicilla. Весьма редкий вид заповедника, отмеченный единственный раз 10 июня 1996 близ устья реки Ки-тыма (приток Левой Буреи). Основными природными факторами, препятствующими обитанию вида в заповеднике, являются малорыбность рек Левая и Правая Бурея, а также позднее освобождение их ото льда, которое завершается обычно в первой декаде мая даже в южной, наиболее пониженной части заповедника.

Сапсан Falco peregrinus. Встречается не ежегодно в период сезонных миграций (Бисеров 2002). Наиболее часто наблюдается осенью до конца первой декады октября. По сведениям сотрудников Буреинского заповедника, в октябре 2013 года сапсана наблюдали во время охоты на чайку над водной поверхностью реки Бурея. В целом сапсан в заповеднике редок. Предположительно, через его территорию пролетает весной и осенью несколько особей.

Дикуша Falcipennis falcipennis. Многочисленный вид Буреинского заповедника. Это было установлено лишь в последние годы, в ходе работ по оригинальной методике (Бисеров, Медведева 2016). Летом дикуша обитает более чем на 60% территории заповедника в пределах бо-реально-лесного пояса. Подгольцовый пояс не населяет. В зимний период площадь обитаний сокращается. Встречается в елово-пихтовых и елово-лиственничных лесах. Основной гнездовой биотоп — елово-лист-венничные леса с подлеском из кедрового стланика. Численность, видимо, ежегодно стабильно высокая. В среднем, по данным за несколько лет, плотность населения в заповеднике в июне составляет 17.0 ос./км2, в августе-сентябре - 39.7 ос./км2 (Бнсеров, Медведева 2017). Распространение дикуши в заповеднике ограничено наличием пригодных местообитаний. В летний период она обитает на 76.8% территории заповедника. Осенью после опадения хвои лиственницы покидает лиственничные массивы, переходя в ельники. Зимой площадь обитания сокращается до территорий, занятых ельниками. В начале гнездового сезона в заповеднике обитает 80-90 тыс. особей. Осенью численность может превышать 100 тыс. особей. Распределение дикуши по основным биотопам (в % от общей численности популяции) следующее: диственничники подгольцовые — 65.3%, лиственничные редколесья подгольцовые — 27.4%, ельники подгольцовые — 1.7%, лиственничные редколесья таёжные — 3.1%. лиственничники таёжные — 1.9%, другие лесные биотопы — 0.6% (Бнсеров, Медведева 2017; Бисеров и др. 2017). Природным фактором, ограничивающим численность дикуши в заповеднике, является только величина площади пригодных для вида местообитаний и крупные лесные пожары, охватывающие значительные площади тайги.

Чёрный журавль Grus monacha. Гнездящийся вид. Отмечается в заповеднике регулярно и в период миграций. Локальные участки обитания чёрных журавлей на заповедной территории были обнаружены лишь в 2011 году по долинам нижнего течения рек Левая Бурея и Правая Бурея, где взрослые особи и плохо летающие молодые встречены на заболоченных участках речных пойм (Бисеров, Захарченко 2011). В целом чёрный журавль в заповеднике в настоящее время редок, видимо, гнездится ежегодно не более 2-3 пар. Природный лимитирующий фактор — наличие пригодных местообитаний, которые встречаются только в самой южной части заповедника. Предполагаем, что данный вид стал гнездиться в заповеднике в связи с затоплением его мест гнездования водами Бурейского водохранилища, расположенного ниже заповедника.

Дальневосточный кроншнеп Numenius madagascariensis. Залётный вид. Отмечен всего один раз в 1996 году (Бисеров 2002). Одиночная особь держалась на участке заболоченной речной поймы в южной части заповедника. В настоящее время дальневосточный кроншнеп в Буреинском заповеднике крайне редок. Природный лимитирующий фактор —

почти полное отсутствие пригодных местообитаний, которые встречаются только в самой южной части заповедника.

Филин Bubo bubo. Населяет леса разного типа, но чаще встречается в долинных высокоствольных смешанных лесах. Редок (Антонов 2002; Бисеров 2002). Распределение популяции по основным биотопам неизвестно. Численность, видимо, стабильная. Природные факторы, ограничивающие численность филина — низкая кормовая ёмкость угодий.

Дубровник Ocyris aureolus. Пролётный вид в период сезонных миграций (Бисеров 2002). Отмечается регулярно на протяжении всех лет существования заповедника. Встречи дубровников приурочены к речным поймам, заболоченным участкам долин главных рек заповедника. Дубровник в целом редок в пределах заповедника. Природные и антропогенные факторы, лимитирующие распространение вида в Буреин-ском заповеднике, не установлены.

Учитывая изначально существующую высокую степень сохранности экосистем Буреинского заповедника следует считать, что к настоящему времени среди рассмотренных видов оптимальный уровень численности достигнут лишь у видов, относящихся к категории оседлых (дикуша, филин). Причины, ограничивающие численность в заповеднике большинства других рассмотренных видов, очевидно, следует искать за пределами его территории, главным образом на местах зимовок.

Литер атур а

Антонов А.Л. 2002. Встречи птиц Красной книги России в Буреинском заповеднике и на

сопредельных территориях // Тр. заповедника «Буреинский» 2: 116. Бисеров М.Ф. 2002. Птицы Буреинского заповедника и прилегающих районов Хингано-Бу-

реинского нагорья // Тр. заповедника «Буреинский 2: 56-83. Бисеров М.Ф. 2008. Орнитогеографические особенности положения Хингано-Буреинского нагорья в ряду сопредельных горных систем // Тр. заповедника «Буреинский» 4: 102112.

Бисеров М.Ф. 2015. Наблюдения за осенним пролётом гусей на Буреинском нагорье // Казарка 18: 131-134.

Бисеров М.Ф., Антонов А.Л. (2012) 2016. Большой баклан Phalacrocorax carbo и мандаринка Aixgalericulata в Буреинском заповеднике // Рус. орнитол. журн. 25 (1372): 4665-4668. EDN: XAEMAZ

Бисеров М.Ф., Захарченко П.С. (2011) 2016. О гнездовании чёрного журавля Grus monacha в Буреинском заповеднике // Рус. орнитол. журн. 25 (1352): 3978-3980. EDN: WMZMTT Бисеров М.Ф., Медведева Е.А. 2016. Опыт проведения маршрутных учётов численности дикуши Falcipennis falcipennis в условиях Буреинского заповедника // Рус. орнитол. журн. 25 (1243): 347-354. EDN: VHTHYB Бисеров М.Ф., Осипов С.В., Медведева Е.А. 2017. Местообитания и численность дикуши Falcipennis falcipennis (Hartlaub. 1855) в Буреинском заповеднике // Бюл. МОИП. Отд. биол. 122, 1: 3-12.

Бнсеров М.Ф., Медведева Е.А. 2017. Осенняя численность дикуши в Буреинском заповеднике // 12-я Дальневост. конф. по заповедному делу. Биробиджан: 75-77. Волков С.Л. 2008. О встречах редких и ранее не регистрировавшихся видов птиц на территории Буреинского заповедника // Тр. заповедника «Буреинский» 4: 112. Воронов Б.А. 1999. Буреинский заповедник // Тр. заповедника «Буреинский» 1: 3-4.

Осипов С.В. 2012. Растительный покров природного заповедника «Буреинский» (горные

таёжные и гольцовые ландшафты Приамурья). Влади восток: 1-219. Петров Е.С., Новороцкий П.В., Леншин В.Т. 2000. Климат Хабаровского края и Еврейской автономной области. Владивосток; Хабаровск: 1-174.

ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2024, Том 33, Экспресс-выпуск 2455: 3950-3953

Сохранить уссурийского зуйка Charadrius placidus

Е.Н.Панов

Второе издание. Первая публикация в 1963*

Уссурийский зуёк Charadrius placidus является одним из характерных для маньчжурской фауны видов-эндемиков, которыми богат Уссурийский край. Мы располагаем небольшими знаниями о биологии и образе жизни большинства таких видов, потому что они встречаются нечасто и область их распространения ограничена небольшой территорией. Ряд таких видов (красноногий ибис Nipponia nippon, уссурийский журавль Grus japonensis, овсянка Янковского Emberiza jankowskii, чешуйчатый крохаль Mergus squamatus), возможно, близок к вымиранию. Это же относится и к уссурийскому зуйку. Ареал его охватывает южную половину советского Дальнего Востока (к северу до реки Амур), Маньчжурию, Северную Корею, западный Китай и северные Японские острова.

Известный русский орнитолог С.А.Бутурлин (1910) писал: «Видимо, уссурийский зуёк относится к числу тех редких видов, которые редки только потому, что обитают в пределах Российской империи, где людям некогда заниматься такими пустяками, как изучение родной природы». Однако знакомство с работами более поздних исследователей показывает, что этот вид действительно немногочислен. Л.М.Шульпин (1936), в течение 3 лет (1926-1928) проводивший исследования авифауны Приморья, писал, что, хотя уссурийский зуёк является характерной птицей для своих стаций, его трудно назвать обыкновенным. Показателен тот факт, что автору только дважды удаюсь наблюдать его птенцов. К.А.Воробьёв (1954), работавший в Приморье в течение шести летних сезонов, только однажды наблюдал птицу этого вида. Судя по срокам встречи, это была пролётная особь.

Орнитологам очень мало известно об уссурийском зуйке. Его пуховые птенцы до сих пор не описаны; яйца описаны только в 1910 году в Япо-

* Панов Е.Н. 1963. Сохранить уссурийского зуйка

II Охрана природы на Дальнем Востоке. Владивосток, 1: 133-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.