Научная статья на тему 'Современное состояние пищевой отрасли в России и анализ инвестиций в ее развитие'

Современное состояние пищевой отрасли в России и анализ инвестиций в ее развитие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1027
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ / ИНВЕСТИЦИИ / КАПИТАЛ / INDICATORS OF ENTERPRISES’ ACTIVITY / FOOD INDUSTRY / INVESTMENTS / CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таныгин А. В.

Статья посвящена исследованию современного состояния пищевой промышленности России. Автор приходит к выводу, что высокий потенциал развития пищевых предприятий обуславливает необходимость решения задач рационального управления инвестированием предприятий пищевой промышленности, а также повышения эффективности формирования их отношений с инвесторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CONDITION OF FOOD SECTOR IN RUSSIA AND ANALYSIS OF INVESTMENTS IN ITS DEVELOPMENT

The article is dedicated to the research of modern condition of Russia s food industry. The author comes to the conclusion that high potential of food enterprises’ development makes conditional on the necessity of solution of the rational management s goals with the investment of food sector's enterprises, and also the effectiveness increase of theirs relation ’s formation with investors.

Текст научной работы на тему «Современное состояние пищевой отрасли в России и анализ инвестиций в ее развитие»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПИЩЕВОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ И АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИЙ В ЕЕ РАЗВИТИЕ

Таныгин А.В., аспирант кафедры логистики НИУ «Высшая Школа Экономики»

Статья посвящена исследованию современного состояния пищевой промышленности России. Автор приходит к выводу, что высокий потенциал развития пищевых предприятий обуславливает необходимость решения задач рационального управления инвестированием предприятий пищевой промышленности, а также повышения эффективности формирования их отношений с инвесторами.

Ключевые слова: пищевая промышленность; показатели деятельности предприятий; инвестиции; капитал.

MODERN CONDITION OF FOOD SECTOR IN RUSSIA AND ANALYSIS OF INVESTMENTS IN ITS DEVELOPMENT

Tanygin A., the postgraduate student, Logistics Chair, National Research University «Higher School of Economics».

The article is dedicated to the research of modern condition of Russia s food industry. The author comes to the conclusion that high potential of food enterprises’ development makes conditional on the necessity of solution of the rational management s goals with the investment offood sector s enterprises, and also the effectiveness increase of theirs relation’s formation with investors.

Keywords: food industry; indicators of enterprises’ activity; investments; capital.

Пищевую промышленность можно определить как совокупность однородных пищевых, добывающих, перерабатывающих и обрабатывающих предприятий, специализированных на выпуске продуктов питания. В состав пищевой промышленности входит более 40 специализированных отраслей и отдельных производств, в том числе (по установившейся практике в России) - алкогольная и табачная промышленности, продукция которых также предназначена для внутреннего потребления человека, что обуславливает предъявление тех же самых специфических требований к ее изготовлению как к любому другому пищевому продукту. Взаимосвязь пищевой промышленности и сельского хозяйства позволяет рассматривать ее в качестве части агропромышленного комплекса, а перерабатывающую промышленность - как его неотъемлемую органическую составляющую.

Роль пищевой промышленности в сфере материального производства и социально-экономической жизни общества и ее приоритетное значение как отрасли, обеспечивающей продовольственную безопасность страны, бесспорны.

В настоящее время пищевая промышленность является динамично развивающейся отраслью. В 2010 году на долю пищевой и

перерабатывающей промышленности в структуре промышленного производства приходилось 11,5 %. Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака за 2010 год составил 105,4 % (рис. 1).

Данные рис. 1 свидетельствуют о падении индекса производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака в 2008-2009 годах. В 2010 году индекс производства пищевых продуктов практически достиг докризисного уровня. Рост индекса производства свидетельствует о тенденции роста производства пищевых продуктов в 2010 году по сравнению с 2009 годом.

В таблице 1 представлены основные показатели работы организаций производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака.

Из таблицы 1 видно, что в 2008-2009 годах наблюдается падение таких основных показателей работы организаций производства пищевых продуктов, как: количество действующих организаций; среднегодовая численность работников организаций, занятых в производстве пищевых продуктов. При этом объем товаров и рентабельности от их продажи увеличивался.

В контексте сказанного следует отметить, что в период эконо-

Рис. 1. Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака, в % к предыдущему году (составлено автором на

основании источников [3; 4])

Таблица 1. Основные показатели работы организаций производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака [3]

2005 2006 2007 2008 2009

Количество действующих организаций (на конец года): 54032 53510 49973 44878 43064

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млрд руб. 1486 1729 2143 2656 2822

Среднегодовая численность работников организаций, тыс. человек 1447 1436 1457 1411 1344

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн руб. 64181 83453 102025 101465 151665

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), процентов 7,9 8,8 9,3 9,8 12,1

мического кризиса произошло изменение покупательских предпочтений, что не могло не оказать влияния на деятельность компаний пищевой промышленности. В частности, спрос покупателей в таких сегментах, как производство алкогольных напитков, соусов, приправ и консервов, сместился в сторону более экономичной продукции в результате снижения уровня реальных доходов населения. При этом потребители стали делать более осознанный выбор и приобретать более качественные и полезные для здоровья продукты. Такие изменения затронули производителей молочных, мясных, рыбных продуктов и кондитерских изделий.

Анализируя состояние пищевой отрасли в последние годы, необходимо отметить наличие следующих моментов, повлиявших на ее развитие: аномальная жара, засуха в 43 регионах страны, приведшая к гибели сельскохозяйственных культур на площади более 13 млн га (около 30% площади посевов зерновых культур в Российской Федерации) и подтвержденному прямому ущербу в 41,7 млрд рублей; пожары, неурожай 2010 года; консолидация в сегментах напитков и производства молочных продуктов, а также заметная законодательная активность в областях, прямо или косвенно влияющих на предприятия пищевой отрасли (вступивший в силу в 2010 году Закон о торговле, инициативы в области таможенного регулирования и др.) [4].

Кроме того, мировой финансовый кризис 2008-2009 годов обусловил пересмотр большинством предприятий пищевой промышленности своих стратегий развития с целью направления усилий на оптимизацию бизнес-процессов для повышения своей операционной эффективности, диверсификацию деятельности и выходы на новые рынки, способствующую снижению зависимости от внешней среды. В 2010 году на российском рынке было осуществлено несколько сделок по покупке крупными сетями более мелких конкурентов, что привело к еще большей консолидации отрасли и усилению давления сетей на производителей.

Данные государственной статистики свидетельствуют о том, что производственная мощность предприятий используется не полностью, а в среднем на 40-55 % [3]. С другой стороны, высокий потенциал роста российской пищевой отрасли обусловлен, прежде всего, ростом населения в мире, растущими доходами населения и более низким текущим уровнем потребления продукции на душу населения по сравнению с развитыми рынками Европы и США.

Весьма впечатляющими являются данные российского рынка слияний и поглощений в 2011 году, рассчитанные по методике Информационного агентства АК&М. В пищевой промышленности в 2011 году российскими инвесторами большинство сделок было совершено за рубежом (6 сделок). Однако по числу сделок отрасли наблюдалось заметное падение в 2011 году, в то время как в 2010 году была отмечена высокая активность. Так, в пищевой промышленности число сделок снизилось на 37,7%, с 53% в 2010 году и до 33% в 2011 году. Это может быть связано с перенасыщением рынка и необходимостью для компаний интегрировать уже купленные активы [5].

В 2011 году потребительский рынок значительно укрепился. Ожидаемое увеличение реальных располагаемых доходов населения сыграло свою роль в возврате к докризисному уровню потребления. Тенденция к консолидации основных игроков на рынке по-

требительских товаров, отмечавшаяся в 2010 году, продолжилась. Основные сделки 2010 года - Рер81Со/«Вимм-Билль-Данн», Х5/ «Копейка», Бапопе/«Юнимилк» - свидетельствуют о том, что производители и лидирующие российские розничные сети демонстрируют стремление к дальнейшему росту и готовность к осуществлению инвестиций. В рамках сказанного далее проведем анализ инвестиций в развитие российской пищевой промышленности.

На рис. 2 представлены данные об инвестициях в основной капитал по виду экономической деятельности: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака.

Как видно из представленных на рис. 2 данных, в 2009 году наблюдалось снижение инвестиций в основной капитал, а в 2010 году начался рост, пока не достигший докризисного уровня.

Представленные в таблице 2 данные демонстрируют снижение инвестиций в основной капитал в 2008-2009 гг.; в 2010 году ситуация изменилась, однако, несмотря на то, что физический объем инвестиций в основной капитал в последнее время увеличивается, этого недостаточно для формирования новой тенденции ускорения обновления основных фондов.

По источникам инвестиций в основной капитал в производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака, можно отметить следующее [2]:

1) В 2009 году:

- 90613,3 млн рублей составили собственные средства, в том числе 36045,5 млн рублей ушли на амортизацию;

- 46305,2 млн рублей - привлеченные средства, из которых 1556,2 млн рублей - бюджетные средства.

2) В 2010 году:

- 94326,5 млн рублей составили собственные средства, в том числе 40759,6 млн рублей ушли на амортизацию;

- 54975,3 млн. рублей - привлеченные средства, из которых 1317,5 млн рублей - бюджетные средства.

Таким образом, в 2010 году наблюдался рост инвестиций, причем как собственных средств, так и привлеченных. При этом по формам собственности в 2010 году было инвестировано 90771,9 млн рублей в российскую форму собственности, 40703,2 млн рублей - в иностранную форму собственности, 17826,6 млн рублей - в совместную российскую и иностранную форму собственности [2]. Данные подтверждают наличие высокой конкуренции на отечественном рынке продовольственных товаров. Эта конкуренция усиливается по мере выполнения Россией соглашений по вступлению в ВТО в той их части, где говорится о недопустимости прямой господдержки сельхозпроизводителей, что действительно сильно ударило по АПК в целом и пищевой промышленности, в частности. Усилилось конкурентное давление на местных пищевиков и сельхозпроизводителей со стороны западных коллег. Однако пострадали в первую очередь неэффективные производства, оставшиеся с советских времен. В то же время были созданы высокотехнологичные и конкурентоспособные агропромышленные холдинги, начался процесс перевооружения старых предприятий, которые были выкуплены новыми собственниками. Учитывая поступательный рост цен на пищевые продукты, следует ожидать дальнейшего роста инвестиционной активности в этом секторе независимо от отношений с ВТО [1].

2000 2005 2008 2009 2010

Рис. 2. Инвестиции в основной капитал по виду экономической деятельности: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака, миллиардов рублей (в фактически действовавших ценах) (составлено автором на основании источника [2])

Таблица 2. Индексы физического объема инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака, миллиардов рублей (в постоянных ценах; в процентах к предыдущему году) [2]

2005 год 2008 год 2009 год 2010 год

107,8 97,0 76,3 102,9

Следует отметить привлекательность российской пищевой промышленности для иностранных инвесторов, которые планируют продолжать инвестировать в развитие производства и в продвижение продукции собственных марок. Такие же позиции в инвестировании и продвижении собственных марок занимают и крупные российские игроки.

Кроме того, необходимо учесть инициативы со стороны Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, направленные на развитие и модернизацию пищевой и перерабатывающей промышленности. В частности, предлагается при разработке Гос-программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период 2013-2017 гг. предусмотреть мероприятия по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, а также инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка. Особое внимание при этом должно быть уделено вопросам технической, технологической модернизации и внедрения современных инновационных решений в производство с целью снижения стоимости готовой продукции на потребительском рынке и повышения ее конкурентоспособности.

В контексте сказанного необходимо решать задачи рационального управления инвестированием предприятий пищевой промышленности, повышения эффективности формирования их отношений с инвесторами, обусловленных, в том числе, и сложностью выбора тех или иных наиболее доступных и целесообразных методов и моделей инвестирования.

Литература:

1. Заводы по производству сахара и свинофермы - основные направления инвестиций в АПК и пищепром юга России / [Электронный ресурс] URL: http://stavropol.rosfirm.ru/companies_news/ апа1Шс/саг^514896 (дата обращения 08.05.2012 г.).

2. Инвестиции в России. 2011: Стат. сб. / Росстат. - М., 2011.

- 303 с.

3. Промышленность России. 2010: Стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - 453 с.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.1999 № 778-р.

5. Российский рынок слияний и поглощений: итоги 2011 года / [Электронный ресурс] иКЬ: http://rating.rbc.ru/artic1e.shtm172012/ 02/16/33565594 (дата обращения 05.05.2012 г.).

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ

Кузнецов И.А., аспирант кафедры Государственного, муниципального и корпоративного управления ФГОУ ВПО «Финансовый

университет при Правительстве Российской Федерации»

Статья рассматривает проблему развития совместных предприятий в России с точки зрения урегулирования деятельности таких организаций в российском правовом поле. В статье проведен анализ российского законодательства, а также зарубежного опыта в части определения понятия совместных предприятий, его урегулирования нормативно-правовыми актами РФ и необходимости дальнейшего развития законодательства в данной области. В статье также анализируется динамика развития совместных предприятий с начала 90-х годов по настоящее время и их влияние на экономику России.

Ключевые слова: совместные предприятия, законодательство, экономика.

SOME ISSUES OF JOINT VENTURES DEVELOPMENT IN RUSSIA

Kuznetsov I., The post-graduate student, State, municipal, and corporate governance chair, FROU VPO «Financial Academy under the

Government of the Russian Federation»

The article considers the problem of joint ventures development in Russia in terms of legal regulation. The article contains the analysis of Russian and foreign experience of joint venture determination, regulation and development as a specific term in Russian legislation. The article also analyzes the dynamic of the joint ventures economic development starting from the beginning of 90-s to the present moment and their influence on Russia’s economy

Keywords: joint ventures, legislation, economy.

Словосочетание «совместное предприятие» (далее - СП) сегодня можно часто встретить в новостях или заголовках деловых газет и журналов. Как правило, речь идет о создании партнерства между российскими и зарубежными компаниями в различных отраслях отечественной экономики. Один из последних примеров - решение о создании СП между руководством ОАО «Курорты Северного Кавказа» (КСК) и кампаниями Korea Western Power и CHT Korea по созданию угольных электростанций в энергодефицитных регионах юга России. Еще один пример - обсуждение возможного СП крупнейшей российской металлургической компании ОАО ГМК Норильский никель и транснациональной горно-металлургической компании BHP Billiton в Австралии по совместной разработке никелевых месторождений1. Таким образом, СП в России создаются и развиваются, представляя собой один из наиболее эффективных способов международного сотрудничества и глобальной интеграции экономик разных стран.

Вместе с тем, говоря о развитии СП в России, необходимо, прежде всего, понимать, что представляет собой СП и какую роль они могут играть в экономике страны. С этой целью рассмотрим СП в двух аспектах: экономическом и юридическом. С экономической точки зрения СП - это форма хозяйственной организации, учрежденной двумя или большим числом юридических лиц. СП создаются национальными предприятиями или с зарубежными партне-рами2. Цели, которые преследует создание СП, связаны с рядом экономических преимуществ, которые получают его участники. К ним относят:

• повышение конкурентоспособности производимых товаров и услуг на рынке;

• расширение финансовой и ресурсной базы предприятия;

• привлечение и использование новых технологий, в том числе иностранных;

• получение доступа на новые рынки сбыта, использование торговой марки и сети партнера для повышения конкурентоспособности;

• приобретение нового опыта и повышение качества управления в сфере работы с персоналом и производстве;

• снижение рисков предпринимательской и инвестиционной деятельности путем их распределения между участниками;

• развитие экспортной базы и сокращение нерационального импорта.

Вместе с тем, общие цели создания СП, связанные с получением экономических преимуществ, в каждом конкретном случае формирования СП имеют разную приоритетность для инвестора и образуют свою иерархию целей, ради которых происходит объединение. В таблице 1 приведены основные цели создания СП в России в зависимости от стороны-участника СП.

Таким образом, СП несут в себе значительные преимущества, которые могут быть эффективно использованы сторонами-участ-никами СП для дальнейшего роста и развития помимо внутренних и внешних источников. Для экономики страны создание СП способно обеспечить повышение конкурентспособности выпускаемой предприятиями продукции на мировом рынке, создание новых ра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.