вестник сюи
DOI 10.37523/SUI.2021.44.3.005 УДК: 343.8
Ковалев Олег Геннадьевич
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры организации режима и оперативно-розыскной деятельности, Псковский филиал Академии ФСИН России, 180014, Россия, г. Псков, Зональное шоссе, 28, e-mail: [email protected]
Oleg G. Kovalev
Doctor of Law, Professor,
Professor of the Department of Regime Organization and Operational Search Activity,
Pskov branch of the Federal State Educational Institution
of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia,
Zonal highway, 28, Pskov, Russia, 180014,
e-mail: [email protected]
Alevtina V. Vilkova
Doctor of Pedagogics, Professor,
Deputy head,
Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Narvskaya str., 15a, bldg. 1, Moscow, Russia, 125130, e-mail: [email protected]
Вилкова Алевтина Владимировна
доктор педагогических наук, профессор, заместитель начальника,
Научно-исследовательский институт ФСИН России, 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15а, стр. 1, e-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ
Аннотация. В статье рассматривается современное состояние обеспечения прав человека при осуществлении надзора за законностью исполнения уголовных наказаний.
Анализируется структура органов, реализующих обеспечение прав заключенных под стражу и осужденных, особенности ее функционирования в современных условиях. Описывается содержание реализации контроля уполномоченного по правам человека, ведомственного контроля, а также прокурорского надзора за законностью исполнения уголовных наказаний, судебного, общественного и международного контроля за местами принудительного содержания.
Проводится сравнение систем обеспечения прав заключенных под стражу и осужденных в России и зарубежных государствах. Рассматриваются особенности осуществления надзора за законностью исполнения наказаний на современном этапе, взаимодействия органов прокуратуры с общественными наблюдательными комиссиями.
Ключевые слова: права человека, уголовно-исполнительная система Российской Федерации (УИС), заключенные под стражу, осужденные, ведомственный контроль, контроль уполномоченного по правам человека, судебный контроль, прокурорский надзор, законность исполнения уголовных наказаний, общественный контроль, места принудительного содержания, система обеспечения прав.
THE CURRENT STATE OF ENSURING HUMAN RIGHTS IN THE SUPERVISION OF THE LEGALITY
OF THE EXECUTION OF CRIMINAL PENALTIES
Summary. The article examines the current state of ensuring human rights in the supervision of the legality of the execution of criminal penalties.
The article analyzes the structure of the bodies that implement the rights ofprisoners in custody and convicts, the features of its functioning in modern conditions. The article describes the content of the implementation of the control of the Commissioner for Human Rights, departmental control, as well as prosecutor's supervision over the legality of the execution of criminal penalties, judicial and public control over places offorced detention.
The author compares the systems of ensuring the rights of prisoners in custody and convicted persons in Russia and foreign countries. The article considers the features of supervision over the legality of the execution of sentences at the present stage, the interaction of the prosecutor's office with public monitoring commissions.
Keywords: human rights, the penal system of the Russian Federation, prisoners in custody, convicts, departmental control, control of the Commissioner for human Rights, judicial control, prosecutor's supervision, legality of the execution of criminal penalties, public control, places offorced detention.
В современной России сформирована и успешно функционирует многовекторная организационная структура обеспечения прав и законных интересов заключенных под стражу и осужденных, позволяющая эффективно реализовывать уголовно-исполнительную политику, осуществлять гуманизацию исполнения уголовных наказаний, приводить ее в соответствие международным пенитенциарным правилам и стандартам.
© 2021 Ковалев О. Г., Вилкова А. В.
юридические науки
Названная структура включает такие важнейшие элементы, как: контроль уполномоченного по правам человека, ведомственный контроль, прокурорский надзор за законностью исполнения уголовных наказаний, судебный и общественный контроль за местами принудительного содержания, а также международный контроль, реализуемый Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ).
Важнейшей характеристикой, отличающей ее от зарубежных аналогов, является законодательное закрепление и детальное ведомственное нормативно-правовое регулирование [ 1-7].
Проводимое на протяжении более 20 лет исследование, в том числе методом включенного наблюдения, в странах Европейского Союза, Северной Америки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии показывает, что опыт Российской Федерации в области обеспечения прав человека в пенитенциарных системах при помощи специальной разветвленной организационной структуры, включающей ветви законодательной, исполнительной и судебной власти, правоохранительные органы, надзирающее ведомство, институты гражданского общества, уникален и неповторим.
Ни в одном другом государстве не существует подобной структуры, планомерно, системно и всесторонне выявляющей и устраняющей нарушения прав человека в уголовно-исполнительной системе, анализирующей причины и условия их совершения, принимающей конкретные меры по их предупреждению.
Благодаря совместным усилиям ФСИН России, контролирующих и надзирающих органов в последние годы динамично совершенствуется и развивается материально-техническая база объектов уголовно-исполнительной системы (УИС), реконструируются и строятся новые следственные изоляторы, исправительные учреждения. Улучшается коммунально-бытовое и медицинское обеспечение осужденных, их трудовая занятость, обеспечиваются и реализуются другие многочисленные права лиц, содержащихся в учреждениях УИС.
Этому в полной мере способствуют принимаемые в целях всестороннего развития уголовно-исполнительной системы соответствующие нормативные правовые акты. Так, реализуемые федеральные целевые программы развития УИС на 2007-2016 и 2017-2025 годы позволили значительно улучшить материально-бытовое обеспечение осужденных и заключенных под стражу лиц, добиться выполнения установленных законом норм жилой площади, предусмотренной на их содержание, обеспечить исполнение многих других их прав и законных интересов.
Рассматриваемые позитивные достижения и тенденции были достигнуты, в том числе, благодаря деятельности органов прокуратуры. В последнее время отмечается значительная активизация прокурорского надзора за законностью исполнения уголовных наказаний.
После принятия в 1992 г. Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» была создана современная разветвленная система надзора за деятельностью исправительных учреждений, следственных изоляторов и уголовно-исполнительных инспекций в Генеральной прокуратуре и прокуратурах субъектов Федерации [8].
В настоящее время данный вид надзора не только обеспечивает соблюдение и реализацию прав и законных интересов осужденных, заключенных под стражу и обвиняемых (подозреваемых), порядок и процедуру исполнения уголовных наказаний и решений суда, но и является важным фактором, определяющим вектор дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы.
Анализ статистических данных подтверждает тезис о том, что именно органы прокуратуры выступают основным гарантом соблюдения прав и законных интересов лиц в уголовно-исполнительной системе.
По итогам прошлого года надзорными органами внесено 22,8 тыс. актов прокурорского реагирования на нарушения законов при исполнении уголовных наказаний, в том числе 15,7 тыс. представлений, 4,6 тыс. протестов, 1,4 тыс. постановлений, 614 предостережений о недопустимости нарушений законов, 378 исков.
Наибольшее количество нарушений закона выявлено в учреждениях и органах УИС Республики Ингушетии, Чеченской Республике, Сахалинской, Еврейской автономной, Мурманской областях, Ханты-Мансийском автономном округе - Югра.
По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования привлечены к ответственности 18,8 тыс. сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Больше всего нарушений закона выявляются прокурорами в исправительных колониях, в деятельности уголовно-исполнительных инспекций и следственных изоляторов.
Самыми распространенными и типичными являются непринятие мер и нарушения прав заключенных под стражу и осужденных по коммунально-бытовому и медицинскому обеспечению,
вестник сюи
реализации режимных и надзорных мероприятий, оплачиваемой трудозанятости осужденных, по обеспечению санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, в том числе норм санитарной площади на одного человека, пожарной безопасности, несвоевременное отправление и рассмотрение обращений, профилактика преступлений против жизни и здоровья, обеспечение личной безопасности.
Во исполнение Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и Федерального закона от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», в субъектах Российской Федерации сформированы и активно функционируют общественные наблюдательные комиссии (ОНК), уполномоченные осуществлять общественный контроль в местах принудительного содержания. В данном процессе принимают участие и органы прокуратуры.
В прошлом году члены ОНК 2,5 тыс. раз посетили учреждения уголовно-исполнительной системы (1148 - следственные изоляторы, 949 - исправительные колонии), в результате которых провели 6,5 тыс. бесед с заключенными под стражу и осужденными.
По итогам посещений были выявлены 490 нарушений закона и прав лиц, содержащихся в учреждениях УИС (касающиеся их коммунально-бытового, санитарно-гигиенического и медицинского обеспечения), вынесены 400 замечаний, а также 1,6 тыс. заключений, предложений и обращений по итогам проведенного общественного контроля. В адрес общественных наблюдательных комиссий было направлено 1937 обращений подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Члены ОНК приняли участие в 359 заседаниях комиссий исправительных учреждений по вопросам реализации прав и законных интересов осужденных (условно-досрочном освобождении, переводе из одних условий отбывания наказания в другие, применении мер взыскания).
Генеральная прокуратура Российской Федерации ориентирует прокуратуры субъектов на мобильное, своевременное рассмотрение обращений граждан и общественных организаций, установление подлинности поступающих сигналов о нарушении прав и законных интересов граждан в местах принудительного содержания [9, с. 23].
Вместе с тем не всегда сообщения, поступающие даже из авторитетных информационных агентств, общественных организаций, бывают достоверными и объективными, нуждаются в тщательной прокурорской проверке. Практика взаимодействия органов прокуратуры с общественными наблюдательными комиссиями показывает, что важную роль они могут оказать в решении бытовых проблем осужденных, освобождающихся из учреждений УИС, их ресоциализации, социальной адаптации, бытовом и трудовом устройстве несовершеннолетних.
Взаимодействие органов прокуратуры с общественными объединениями и организациями положительно сказывается на защите прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также других граждан при разрешении вопросов, связанных с исполнением уголовных наказаний. При этом одним из условий эффективности работы указанных комиссий станет безусловное подчинение деятельности ее представителей требованиям закона в сочетании с практикой компетентной и непредвзятой оценки ими ситуации в учреждениях УИС. Необходимо отметить, что органы прокуратуры придают первостепенное значение конструктивному взаимодействию с общественными объединениями и организациями, тесно с ними сотрудничают. Формы таких контактов могут быть самыми разнообразными.
Распространение в надзорной практике получили проведение совместных рабочих встреч, круглых столов, на которых обсуждаются проблемы обеспечения прав осужденных и коррупционных проявлений со стороны сотрудников учреждений при их условно-досрочном освобождении. В подобных заседаниях принимают участие представители средств массовой информации, которые широко освещают принятые совместные решения. Общественные наблюдательные комиссии также регулярно информируют органы прокуратуры о результатах выездов в исправительные учреждения, рассмотрения поступающих обращений, направляют их при необходимости для разрешения.
В управлении по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генпрокуратуры России осуществляется мониторинг ведущих средств массовой информации и интернет-публикаций (ИТАР ТАСС, Интерфакс, РИА Новости) на предмет опубликования гражданами и общественными организациями сведений о различных нарушениях прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также при исполнении уголовных наказаний.
юридические науки
Другая важная проблема в деятельности комиссий - это обучение их членов, обеспечение необходимой правовой информацией, теоретическими знаниями, практическими навыками организации и методики проведения конкретных мероприятий, посещения мест принудительного содержания и т. д. Особенно здесь могут пригодиться знания и положительный опыт представителей общественных советов при Генеральной прокуратуре, МВД, ФСИН России, общественных советов правоохранительных органов субъектов Федерации. Также в этом направлении может эффективно использоваться практика проведения тематических круглых столов, тренингов, диспутов, других современных форм групповых занятий.
Генеральной прокуратурой Российской Федерации уделяется постоянное внимание совершенствованию форм и методов взаимодействия с общественностью при осуществлении надзора за законностью исполнения уголовных наказаний, повышению их эффективности. Данный вопрос обсуждается на совещаниях в субъектах Федерации с участием руководителей прокуратур, Минюста, ФСИН России и территориальных органов уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, на современном этапе прокурорский надзор выступает важнейшим элементом организационной структуры органов государственной, исполнительной, судебной власти и институтов гражданского общества по обеспечению прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, соблюдению законности исполнения в отношении них уголовных наказаний. Его дальнейшее развитие и совершенствование, безусловно, повысит эффективность государственной правоохранительной и правозащитной деятельности в пенитенциарной сфере.
Библиографический список
1. Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.05.2021).
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 05.04.2021) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.05.2021).
3. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (дата обращения 03.05.2021) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.05.2021).
4. О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»: Федеральный закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ (ред. от 17.02.2021) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.05.2021).
5. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.05.2021).
6. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.05.2021).
7. Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания: Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.05.2021).
8. Настольная книга прокурора / под общ. ред. С. Г. Кехлерова и О. С. Капинус. М., 2020.
9. Ковалев О. Г. Роль органов прокуратуры в обеспечении законности в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Вестник Псковского государственного университета. Сер. Экономика, право и управление. 2020. № 11. С. 45-48.
References
1. Ob upolnomochennom po pravam cheloveka v Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi konstitut-sionnyi zakon ot 26.02.1997 no. 1-FKZ (red. ot 09.11.2020) [On the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation Federal Constitutional Law no. 1-FKZ of 26.02.1997 (as amended on 09.11.2020)]. SPS «Konsultant Plyus» [«SPS" Consultant Plus] (Accessed: 03.05.2021) [in Russian].
becthhk cm
2. Ugolovno-ispolnitel'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 08.01.1997 no. 1-FZ (red. ot 05.04.2021) [Criminal Executive Code of the Russian Federation" of 08.01.1997 no. 1-FZ (as amended on 05.04.2021)]. SPS «Konsultant Plyus» [«SPS" Consultant Plus] (Accessed: 03.05.2021) [in Russian].
3. Ob uchrezhdeniyakh i organakh, ispolnyayushchikh ugolovnye nakazaniya v vide lisheniya svobody: Zakon RF ot 21.07.1993 no. 5473-1 [On institutions and bodies executing criminal penalties in the form of deprivation of liberty: Law of the Russian Federation dated 21.07.1993 no. 5473-1]. SPS «Konsultant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 03.05.2021) [in Russian].
4. O sluzhbe v ugolovno-ispolnitel'noi sisteme Rossiiskoi Federatsii i o vnesenii izmenenii v Zakon Rossiiskoi Federatsii «Ob uchrezhdeniyakh i organakh, ispolnyayushchikh ugolo vnye nakazaniya v vide lisheniya svobody»: Federal'nyi zakon ot 19.07.2018 no. 197-FZ (red. ot 17.02.2021) [On Service in the Penal System of the Russian Federation and on Amendments to the Law of the Russian Federation «On Institutions and Bodies Executing Criminal Penalties in the Form of Deprivation of Liberty»: Federal Law no. 197-FZ of 19.07.2018 (as amended on 17.02.2021)]. SPS «Konsultant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 03.05.2021) [in Russian].
5. O prokurature Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon ot 17.01.1992 no. 2202-1) [On the Prosecutor's Office of the Russian Federation: Federal Law no. 2202-1 of 17.01.1992]. SPS «Konsultant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 03.05.2021) [in Russian].
6. Ob osnovakh obshchestvennogo kontrolya v Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon ot 21.07.2014 no. 212-FZ (red. ot 27.12.2018) [On the Fundamentals of Public Control in the Russian Federation: Federal Law dated 21.07.2014 no. 212-FZ (as amended on 27.12.2018)]. SPS «Konsultant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 03.05.2021) [in Russian].
7. Ob obshchestvennom kontrole za obespecheniem prav cheloveka v mestakh prinuditel'nogo soderzhaniya i o sodeistvii litsam, nakhodyashchimsya v mestakh prinuditel'nogo soderzhaniya: Federal'nyi zakon ot 10.06.2008 no. 76-FZ [On Public control over ensuring human rights in places of forced detention and on Assistance to persons in places of forced detention: Federal Law dated 10.06.2008 no. 76-FZ]. SPS «Konsultant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 03.05.2021) [in Russian].
8. Nastol'naya kniga prokurora [Table book of the prosecutor]. Moscow, 2020 [in Russian].
9. Kovalev O. G. Rol' organov prokuratury v obespechenii zakonnosti v uchrezhdeniyakh ugolovno-ispolnitel'noi sistemy [The role of the prosecutor's office in ensuring the rule of law in the institutions of the criminal executive system]. Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Ekonomika, pravo i upravlenie [Vestn. Pskov. State University. Ser. Economics, Law and Management], 2020, no. 11, pp. 45-48 [in Russian].