Научная статья на тему 'Правовое регулирование общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы'

Правовое регулирование общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3716
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА / ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОСУЖДЕННЫЙ / RIGHTS / LEGAL INTERESTS / PUBLIC CONTROL / THE PENAL SYSTEM / THE CONVICTED PERSON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зиньков Евгений Николаевич

В настоящей статье рассматривается процедура правовой регламентации общественного контроля, который предоставляет возможность открыто и доступно осуществлять наблюдение за деятельностью органов государственной власти. В ст. 1 Конституции Российской Федерации отмечается, что Россия правовое государство, следовательно, обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина является высшей ценностью. Сам общественный контроль, как правило, является отдельной частью и не входит в систему контрольной власти государства, он реализуется, прежде всего, путем самоорганизации граждан. На сегодняшний день в России существует множество нормативных документов, регламентирующих деятельность общественных объединений. В Российской Федерации лица, находящиеся в местах изоляции от общества (подозреваемые, обвиняемые и осужденные), обладают всем комплексом прав, что и другие граждане нашего государства, за исключением тех ограничений, которые были установлены приговором суда и федеральными законами. Ст. 32 Конституции РФ наделяет граждан правом участия в управлении некоторых государственных дел, что и позволяет общественности осуществлять контрольные функции. Однако далеко не все общественные объединения обладают полномочиями по детальному изучению той или иной сферы государственной деятельности, к примеру, средства массовой информации (далее СМИ) имеют возможность лишь поверхностно осветить деятельность конкретного объекта внимания. Однако это тоже является неким способом общественного контроля, так как позволяет общественности получить определенную информацию об изучаемом феномене.This article discusses the procedure for legal regulation of public control, which provides an opportunity to openly and easily monitor the activities of public authorities. Article 1 of the Constitution of the Russian Federation States that Russia is a legal state, therefore, ensuring and protecting human and civil rights and freedoms is the highest value. Public control itself, as a rule, is a separate part and is not included in the system of control power of the state, it is implemented primarily by self-organization of citizens. Today, in Russia there are many regulatory documents regulating the activities of public associations. In the Russian Federation, persons who are in places of isolation from society (suspects, accused and convicted) have all the rights that other citizens of our state have, with the exception of those restrictions that were established by a court verdict and Federal laws. Article 32 of the Constitution of the Russian Federation grants citizens the right to participate in the management of certain state Affairs, which allows the public to exercise control functions. However, not all public associations have the authority to study a particular sphere of state activity in detail.for example, mass media (hereinafter referred to as mass media) can only cover the activities of a specific object of attention. At the same time, this is also a way of public control, since it allows the public to get certain information about the phenomenon being studied.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зиньков Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы»

DOI 10.37523/SUI.2020.38.2.007 УДК 342.7

Зиньков Евгений Николаевич

кандидат юридических наук, начальник кафедры государственно-правовых дисциплин,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: gpd@samlawin.ru

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЛИЦ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. В настоящей статье рассматривается процедура правовой регламентации общественного контроля, который предоставляет возможность открыто и доступно осуществлять наблюдение за деятельностью органов государственной власти. В ст. 1 Конституции Российской Федерации отмечается, что Россия - правовое государство, следовательно, обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина является высшей ценностью. Сам общественный контроль, как правило, является отдельной частью и не входит в систему контрольной власти государства, он реализуется, прежде всего, путем самоорганизации граждан. На сегодняшний день в России существует множество нормативных документов, регламентирующих деятельность общественных объединений. В Российской Федерации лица, находящиеся в местах изоляции от общества (подозреваемые, обвиняемые и осужденные), обладают всем комплексом прав, что и другие граждане нашего государства, за исключением тех ограничений, которые были установлены приговором суда и федеральными законами. Ст. 32 Конституции РФ наделяет граждан правом участия в управлении некоторых государственных дел, что и позволяет общественности осуществлять контрольные функции.

Однако далеко не все общественные объединения обладают полномочиями по детальному изучению той или иной сферы государственной деятельности, к примеру, средства массовой информации (далее - СМИ) имеют возможность лишь поверхностно осветить деятельность конкретного объекта внимания. Однако это тоже является неким способом общественного контроля, так как позволяет общественности получить определенную информацию об изучаемом феномене.

Ключевые слова: права, законные интересы, общественный контроль, уголовно-исполнительная система, осужденный.

LEGAL REGULATION OF PUBLIC CONTROL OVER RIGHTSENFORCEM

ENTAS WELL AS LEGITIMATE INTERESTS OF PERSONS IN PENAL INSTITUTIONS

Summary. This article discusses the procedure for legal regulation of public control, which provides an opportunity to openly and easily monitor the activities ofpublic authorities. Article 1 of the Constitution of the Russian Federation States that Russia is a legal state, therefore, ensuring and protecting human and civil rights and freedoms is the highest value. Public control itself, as a rule, is a separate part and is not included in the system of control power of the state, it is implemented primarily by self-organization of citizens. Today, in Russia there are many regulatory documents regulating the activities of public associations. In the Russian Federation, persons who are in places of isolation from society (suspects, accused and convicted) have all the rights that other citizens of our state have, with the exception of those restrictions that were established by a court verdict and Federal laws. Article 32 of the Constitution of the Russian Federation grants citizens the right to participate in the management of certain state Affairs, which allows the public to exercise control functions.

However, not all public associations have the authority to study a particular sphere of state activity in de-tail.for example, mass media (hereinafter referred to as mass media) can only cover the activities of a specific object of attention. At the same time, this is also a way of public control, since it allows the public to get certain information about the phenomenon being studied.

Keywords: rights, legal interests, public control, the penal system, the convicted person.

Evgeniy N. Zinkov

Candidate of Law,

Head of the Department of state and law disciplines, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: gpd@samlawin.ru

© 2020 Зиньков Е. Н.

Прежде чем рассмотреть правовые основы осуществления общественного контроля деятельности пенитенциарной системы, следует отметить, что в настоящее время в юриспруденции различают два, на первый взгляд, схожих понятия: «контроль» и «надзор». Многие ученые-теоретики не считают данные понятия тождественными. К примеру, А. В. Калмыкова в своих трудах пишет о том, что у государственного контроля спектр полномочий шире, нежели у надзора [1, с. 26]. В научных работах В. В. Маклакова отмечается, что под контролем следует понимать определенную систему отношений, возникающих между органами государственной власти, при которой орган, осуществляющий контрольную деятельность, в пределах своих полномочий может упразднить нормативные документы подконтрольного органа. Касаемо надзора следует отметить, что он существует для того, чтобы привлечь внимание поднадзорного органа на тот или иной недостаток [2, с. 72].

Проанализировав мнения вышеприведенных юристов, можно сформировать определенные выводы. Так, основная цель контроля - это оценивание законности действий проверяемого объекта; органы, осуществляющие контрольные функции, могут вмешиваться в область деятельности подконтрольных объектов и в ряде случаев отменять конкретные правовые акты, а органы, осуществляющие надзор, таких полномочий не имеют, равно как не имеют и права применять меры юридической ответственности. Следует также акцентировать внимание на том, что надзор охватывает широкий круг общественных отношений, контроль же направлен на изучение конкретной сферы деятельности.

Рассматривая такой феномен, как общественный контроль, нельзя с уверенностью сказать, что он относится либо к контролю, либо к надзору, так как он содержит в себе признаки и того и другого. Нельзя сказать, что общественный контроль носит сугубо императивный характер, но следует отметить, что решения, принятые на основании его итогов, носят рекомендательный характер, что позволяет воздействовать на ту или иную сферу общественных отношений. Я. Ю. Ре-ент в своих работах отмечает, что основным рычагом воздействия общественного контроля на государственные органы является формирование отрицательного отношения населения на факты нарушений. Нередки случаи, когда неправомерные действия со стороны государственных служащих обретают широкий отрицательный общественный резонанс, который в последующем становится причиной вмешательства полномочных государственных органов с целью проведения различных проверок [3, с. 39]. Таким образом, является очевидным, что в ряде случаев механизм общественного контроля с привлечением мнения населения является более эффективным средством воздействия на деятельность органов государственной власти.

В Российской Федерации определение общественного контроля закреплено на законодательном уровне. Так, в ст. 4 Федерального закона № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [4] под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

Рассматривая структуру изучаемого понятия, следует обратиться к трудам В. В. Федорова, который считает, что общественный контроль состоит из объекта, субъекта и непосредственно самого содержания (средства, методы, формы и т. д.) [5, с. 31]. Считаем целесообразным добавить к приведенной структуре предмет надзора.

Применительно к изучаемой теме объектом контроля со стороны общества будут являться места принудительного содержания. Специфика мест принудительного содержания состоит в том, что они имеют дифференцированную ведомственную подчиненность (МВД России, ФСБ России, ФСИН России, Минобороны России и т. д.). Наше внимание будет нацелено только на объекты мест принудительного содержания уголовно-исполнительной системы.

Предмет общественного контроля в сфере обеспечения прав человека в местах принудительного содержания не имеет законодательного закрепления. Я. Ю. Реент в своих работах приводит доводы, что под предметом изучения рассматриваемой области следует считать надлежащие условия жилищно-бытовых условий осужденных, подозреваемых и обвиняемых, их социально-культурное и медицинское обеспечение, соответствие условий трудовой деятельности

законодательству о труде, а также условия и режим содержания в учреждениях уголовно-исполнительной системы [3, с. 39].

Субъект общественного контроля можно подразделить на две категории. К первой категории следует относить какие-либо независимые (обособленные) организации, которые действуют исходя из своих интересов (по собственной инициативе). Примером таких организаций могут служить СМИ, граждане РФ и т. д. Вторая категория имеет официальный характер, деятельность которой регламентирована различными нормативными актами. К таким субъектам можно отнести общественные палаты как федерального, так и региональных уровней, общественные наблюдательные комиссии и т. д.

Третьим элементом структуры общественного контроля выступает само содержание, которое в свою очередь состоит из ряда форм, основополагающих принципов и различных методов. Статья 6 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» содержит конкретный перечень принципов, к которым относятся принцип законности, объективности, равноправия, добровольности, принцип запрета на вмешательство в оперативно-розыскную (далее - ОРД) и уголовно-процессуальную деятельность, а также принцип приоритета прав человека. Следует отметить, что вышеперечисленные принципы являются основой организации по обеспечению общественного контроля, данный перечень принципов не является исчерпывающим. Осуществление контроля со стороны общественных организаций может происходить с использованием широкого многообразия форм. Так, на законодательном уровне закреплены формы контроля в виде общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, а также различного рода слушаний (обсуждений, советов). Но стоит заметить, что и перечень форм не является исчерпывающим, тем самым существует возможность использовать иные формы контроля, такие как сбор информации по заявлениям, предложениям и жалобам со стороны спецконтингента, взаимодействие с региональной и местной властью и т. д.

Как и у любой деятельности перед общественным контролем стоит ряд задач:

- осуществление контроля за тем, чтобы нормативные акты, издаваемые государством, в полном объеме соответствовали законодательству РФ;

- контроль за точным соблюдением и выполнением государственными органами определенных нормативных предписаний;

- контроль за обоснованностью выносимых государственными органами управленческих решений;

- контроль за соблюдением всех запретов и ограничений со стороны государственных органов, а также своевременность и добросовестность исполнения государственными органами возложенных на них служебных обязанностей;

- постоянный контроль в области соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

- контроль за кадровым составом государственных органов;

- надлежащий контроль в сфере распределения и перераспределения материальных, финансовых и иных ресурсов [6, с. 66].

В свою очередь субъектами общественного контроля выступают:

1) Общественная палата РФ, которая создается и действует на основании Федерального закона «Об общественной палате РФ». Она состоит из 40 граждан Российской Федерации, которые утверждаются Президентом России, представителей общественных палат от каждого региона (85 человек) и 43 представителей общероссийских общественных объединений, помимо этого, могут быть также задействованы и другие некоммерческие организации [7];

2) состав региональных общественных палат урегулирован законодательным актом соответствующего субъекта РФ. К примеру, Общественная палата Самарской области состоит из 45 членов, губернатор региона принимает решение, в какой срок будет открыт набор в состав участников палаты [8];

3) общественные палаты, сформированные на уровне муниципальных образований;

4) общественные советы, сформированные при федеральных органах исполнительной власти, а также советы, сформированные при законодательных и исполнительных органах государственной власти в регионах РФ.

В соответствии с российским законодательством гражданам предоставлено право быть участниками различных общественных объединений, их участие проявлятся в качестве общественных экспертов, общественных контроллеров, общественных инспекторов и т. д. Привлечение

граждан к участию в общественном контроле является добровольной инициативой, которая должна исходить от самого участника. Никто не имеет права склонять к участию или же, наоборот, воздерживаться от участия.

Деятельность по осуществлению общественного контроля за исправительными учреждениями в Российской Федерации регламентирована многими нормативно-правовыми актами. Среди которых такие акты, как:

- Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» [9]. Данный правовой акт регламентирует процесс рассмотрения жалоб и заявлений со стороны спецконтингента на поступившие решения со стороны органов государственной власти. В рассматриваемом законе содержатся требования, предъявляемые к кандидатам на должность уполномоченного по правам человека (ст. 6); рассматривается порядок назначения и освобождения от должности (глава II). В ст. 17 закона рассматриваются основные положения, которые должны быть отражены в подаваемой жалобе. Запрет на просмотр жалоб администрацией исправительных учреждений, адресованных от лиц, находящихся в местах изоляции, а также срок направления Уполномоченному отражены в ст. 19 рассматриваемого закона -таким образом, жалоба должна быть направлена Уполномоченному в течение 24 часов. До момента, когда окончательно не вынесено решение по рассматриваемому вопросу, все полученные в результате подачи жалобы материалы разглашению не подлежат (ст. 28). Статья 30 предоставляет Уполномоченному право на публикацию принятого им заключения. Также следует отметить, что Уполномоченный по правам человека осуществляет тесное взаимодействие с общественными наблюдательными комиссиями в рамках обеспечения прав и свобод в местах заключения;

- Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [10]. Этот закон позволяет гражданам лично или через посредника обращаться к органам государственной власти с различными предложениями, заявлениями и жалобами (ст. 2). Ст. 7 рассматриваемого закона содержит в себе требования, которые необходимо соблюдать при направлении письменного обращения. Так, в обращении должно быть указано наименование государственного органа, в которое и направляется обращение, или же фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица, почтовый адрес, само содержание заявления, а также личная подпись автора и дата. После направления обращения в какой-либо государственный орган оно должно быть рассмотрено в течение 30 дней и гражданину должен быть дан письменный развернутый ответ на его заявление (ст. 12). Статья 13 закона предоставляет возможность осуществлять личный прием граждан по документу, который является удостоверением личности;

- Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [4]. В ст. 3 данного правового акта указано, что граждане могут участвовать в осуществлении общественного контроля как единолично, так и в составе общественных объединений. Граждане могут участвовать в осуществлении контроля в качестве общественных экспертов и общественных инспекторов. Следует также отметить, что участие граждан в осуществлении контроля происходит на добровольной основе, и никто не вправе принуждать к этому. Рассматриваемый федеральный закон содержит в себе цели и задачи, которые стоят перед общественным контролем. Так, целями являются:

1) всестороннее обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

2) учет общественного мнения, всех поступающих предложений и рекомендаций;

3) оценка со стороны общества деятельности органов государственной власти, которые осуществляют свои полномочия в сфере защиты прав и свобод граждан.

Статья 5 закона перечисляет задачи, стоящие перед общественным контролем:

1) деятельность, направленная на развитие и формирование гражданского правосознания;

2) реализация мероприятий, которые позволяют тесно взаимодействовать институтам гражданского общества с государством, а также повышение уровня доверия граждан к деятельности государственных органов;

3) реализация всех гражданских предложений, которые относятся к области защиты прав и свобод человека;

4) осуществление мероприятий по предупреждению и разрешению социальных конфликтов;

5) обеспечение прозрачности и открытости функционирования некоторых государственных органов в той степени, в которой это предусмотрено;

6) развитие и привитие в обществе отрицательного отношения к коррупционному поведению;

7) осуществление мер, которые обеспечивают повышение эффективности работы государственных органов.

Также данный закон содержит в себе принципы, формы общественного контроля и перечень субъектов, которые имеют право осуществлять контрольные мероприятия;

- Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» направлен на регламентацию деятельности Общественной палаты РФ [7]. Так, ст. 6 содержит в себе положения о формировании состава Общественной палаты и гласит, что последняя должна состоять из 40 граждан РФ, которые утверждаются Президентом РФ, 85 представителей региональных общественных палат и 43 представителей иных общественных объединений.

Общественная палата вправе проводить экспертизу различных проектов нормативно-правовых актов государственных органов власти. По итогам экспертизы составляется заключение с определенными выводами.

В обязанность Общественной палаты входит ежегодная публикация отчета о деятельности гражданского общества РФ. Общественная палата, прежде всего, является совещательным органом, и поэтому основными формами деятельности являются пленарные заседания, заседания совета Общественной палаты, проведение комиссий и рабочих групп (ст. 16).

Основные требования и принципы, предъявляемые к общественным палатам субъектов РФ, установлены Федеральном законом от 23.06.2016 № 183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов РФ» [11]. Так, общественная палата наделена полномочиями направлять запросы в территориальный орган ФСИН России того региона, где он дислоцирован.

Статья 4 данного закона закрепляет основные принципы деятельности общественной палаты. Такими принципами являются:

1) принцип законности, является основополагающим принципом, деятельность любой организации, прежде всего, должна быть основана на законе;

2) принцип приоритета прав и законных интересов человека и гражданина, все общественные организации должны придерживаться данному принципу, так как обеспечение защиты прав человека является главной целью вышеприведенных субъектов;

3) принцип самоуправления, данный принцип направлен на формирование внутренней структуры общественных организаций;

4) принцип равноправия институтов гражданского общества свидетельствует о том, что ни один из институтов гражданского общества не должен быть ущемлен в своих правах;

5) принцип открытости и гласности, благодаря этому принципу, у общества появляется возможность наблюдать за рабочим процессом различных государственных органов, что в какой-то степени является одной из форм общественного контроля;

6) принцип независимости позволяет функционировать общественной палате отдельно от остальных субъектов.

Членом общественной палаты согласно ст. 7 приведенного нормативно-правового акта может являться гражданин РФ, который достиг восемнадцатилетнего возраста.

Общественная палата имеет в своем составе ряд органов:

1) совет общественной палаты;

2) председатель общественной палаты;

3) комиссии общественной палаты.

Финансирование деятельности общественной палаты осуществляется тем субъектом Российской Федерации, на территории которого она расположена.

Широкие контрольные полномочия общественных организаций основаны Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» [12]. Действие данного закона предоставляет право различным общественным организациям участвовать в голосованиях, выборах, вносить корректировки и дополнения при выборе решений органами государственной власти, тем самым проявлять свою инициативу, а также следить за соблюдением прав и свобод как своих сотрудников, так и иных граждан РФ.

Статья 5 данного закона закрепляет понятие общественного объединения, под которым понимается самоуправляемое, добровольное, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей,

указанных в уставе общественного объединения. В соответствии с приведенным законодательством общественные объединения могут быть созданы в таких формах, как:

1) общественное движение;

2) общественное учреждение;

3) общественная организация;

4) общественный фонд;

5) политическая партия;

6) орган общественной самодеятельности.

Все общественные объединения возникают по инициативе их учредителей, следует отметить, что количество учредителей должно быть три или более физических лиц, помимо физических лиц учредителями могут являться также и юридические лица.

У каждого общественного объединения существует свой устав, в котором указано наименование, цели, задачи, состав и т. д. Также общественные объединения могут взаимодействовать с международными объединениями, если это предусмотрено их уставом.

При соблюдении прав человека и гражданина в области оказания психиатрической помощи деятельность общественных объединений основывается на ст. 46 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» [13]. Так, общественные объединения врачей-психиатров могут производить контрольную деятельность за лицами, страдающими психическими заболеваниями и находящимися в учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь, по их собственной просьбе или же с их добровольного согласия при оказании им психиатрической помощи. Условия посещения больных должны быть в обязательном порядке согласованы с руководителями медицинских организаций.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ является в числе прочего документом, на основании которого общественные объединения могут осуществлять контроль за соблюдением прав человека и гражданина в местах принудительной изоляции [14]. Так, ч. 2 ст. 9 УИК РФ указывает на то, что общественное воздействие является одним из основных средств исправления осужденных. Также данная норма предполагает, что общественные объединения могут в полной мере содействовать осуществлению контроля за деятельностью учреждений уголовно-исполнительной системы. Кроме того, ряд полномочий, которыми обладают общественные объединения при осуществлении контрольной деятельности, отражены в ст. 23 УИК РФ. Так, согласно данной норме члены общественных объединений могут оказывать содействие в работе мест заключения, а также принимать непосредственное участие в исправительном процессе осужденных.

Перечень субъектов, цели, задачи, структуру ОНК, порядок их образования и др. содержатся в Федеральном законе от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» [15]. Данный нормативный акт является основным среди всех вышеперечисленных, так как в нем более конкретно и планомерно рассмотрена сущность и порядок функционирования ОНК.

В ст. 38 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» содержится положение, что ОНК в целях осуществления контроля по соблюдению прав и свобод человека и гражданина, имеют право на посещение мест изоляции от общества без специального на то разрешения [16].

Статья 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» указывает на то, что деятельность органов прокуратуры направлена на осуществление непосредственного надзора за исполнением и соблюдением законов субъектами осуществления общественного контроля в сфере охраны прав человека и гражданина в местах принудительной изоляции [17].

Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержит в себе положения, которые регламентируют порядок проведения различных бесед членами ОНК с лицами, находящимися в местах принудительной изоляции (ст. 18.1). Наряду с этим в данном Федеральном законе отражен порядок отправления различных жалоб, заявлений, предложений подозреваемых и обвиняемых (ст. 21) [18].

Ответственность за нарушения законодательства об общественном контроле в сфере соблюдения прав человека, содержащегося в местах лишения свободы, устанавливается Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации [19]. Ч. 1 ст. 19.32 КоАП предусмотрена

ответственность за воспрепятствование деятельности общественного контроля. Ч. 2 ст. 19.32 Ко-АП предусматривает ответственность, к которой могут быть привлечены общественные наблюдательные комиссии за нарушения последними требований уголовно-исполнительного законодательства, а также за игнорирование и отрицательное отношение к законным требованиям руководства мест лишения свободы.

Помимо всего перечня федерального законодательства деятельность общественного контроля основывается также на ведомственных и подзаконных нормативно-правовых актах. Примером могут служить приказ ФСИН России от 01.10.2013 № 542 «О создании Общественного совета при ФСИН России по проблемам деятельности УИС и утверждении его состава» [20].

Процедура уведомления территориальных органов УИС о посещении мест принудительной изоляции членами ОНК, а также порядок организации деятельности последних определен приказом ФСИН России от 28.11.2008 № 652 «Об утверждении Положения о порядке посещения учреждений УИС членами ОНК» [21]. Так, в Самарской области деятельность Общественного совета урегулирована приказом УФСИН России по Самарской области от 15.12.2017 № 538 «Об утверждении состава и положения Общественного совета при УФСИН России по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы» [22].

Таким образом, общественный контроль играет огромную роль в области обеспечения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в местах принудительной изоляции. Следует также констатировать, что правовое регулирование, на котором основывается деятельность различных общественных объединений, имеет сложную систему. С учетом определенной иерархии следует различать следующие уровни:

1) Конституция РФ и иные федеральные законы, которые напрямую устанавливают общие положения организации общественного контроля, а также закрепляют правовой статус, полномочия, порядок организации деятельности субъектов контроля;

2) федеральное законодательство, которое затрагивает непосредственно сферу соблюдения прав и свобод подозреваемых, обвиняемых и осужденных, которые содержатся в местах принудительной изоляции;

3) подзаконные и ведомственные правовые акты, которые направлены на детальное регламентирование деятельности субъектов общественного контроля;

4) региональный уровень, который в первую очередь определяет фундамент общественной деятельности на уровне субъектов РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Калмыкова А. В. Совершенствование правового статуса федеральных контрольно-надзорных органов в условиях административной реформы // Журнал российского права. 2004. № 8. С. 23-33.

2. Маклаков В. В. Конституционный контроль (надзор) // Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб.: в 4 т. / отв. ред. Б. А. Страшун. М., 1996. Т. 1-2. 784 с.

3. Реент Я. Ю. Организация и правовое регулирование общественного контроля за обеспечением прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2014. 226 с.

4. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.03.2020).

5. Федоров В. В. Общественный контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы как форма взаимодействия гражданского общества с государством: дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006. 171 с.

6. Семелева Е. Ю. Сущность общественного контроля и его влияние на функционирование государства // Вестник Пермского университета. Серия: Юридические науки. 2011. № 2. С. 65-70.

7. Об Общественной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от 05.12.2017) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 21.05.2020).

8. Об общественной палате Самарской области: Закон Самарской области от 11.02.2008 № 8-ГД (ред. от 13.06.2017) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/945018805 (дата обращения: 21.05.2020).

9. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФЮ (ред. от 31.01.2016) [Электронный ресурс] // СПС «Kонсультант Плюс» (дата обращения: 21.05.2020).

10. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс] // СПС «Kонсультант Плюс» (дата обращения: 21.05.2020).

11. Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов РФ: Федеральный закон от 23.06.2016 № 183-ФЗ (ред. от 05.12.2017) [Электронный ресурс] // СПС «Kонсультант Плюс» (дата обращения: 21.05.2020).

12. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 02.12.2019) [Электронный ресурс] // СПС «Kонсультант Плюс» (дата обращения: 21.05.2020).

13. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 (ред. от 19.07.2018) [Электронный ресурс] // СПС «Kонсультант Плюс» (дата обращения: 21.05.2020).

14. Уголовно-исполнительный кодекс РФ: Федеральный закон от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от 27.12.2019) [Электронный ресурс] // СПС «Kонсультант Плюс» (дата обращения: 21.05.2020).

15. Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания: Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс] // СПС <Жон-сультант Плюс» (дата обращения: 21.05.2020).

16. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 27.12.2019) [Электронный ресурс] // СПС «Жонсуль-тант Плюс» (дата обращения: 21.05.2020).

17. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 06.02.2020) [Электронный ресурс] // СПС «^жульта^ Плюс» (дата обращения: 21.05.2020).

18. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 27.12.2019) [Электронный ресурс] // СПС «Kонсультант Плюс» (дата обращения: 21.05.2020).

19. ^декс об административных правонарушениях РФ: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.04.2020) [Электронный ресурс] // СПС «Kонсультант Плюс» (дата обращения: 21.05.2020).

20. О создании Общественного совета при ФСИH России по проблемам деятельности УИС и утверждении его состава: Приказ ФСИH России от 01.10.2013 № 542 (ред. от 24.01.2018) [Электронный ресурс] // СПС «Kонсультант Плюс» (дата обращения: 21.05.2020).

21. Об утверждении Положения о порядке посещения учреждений УИС членами ОHK: Приказ ФСЖ России от 28.11.2008 № 652 (ред. от 18.03.2019) [Электронный ресурс] // СПС «Kонсультант Плюс» (дата обращения: 21.05.2020).

22. Об утверждении состава и положения Общественного совета при УФСИH России по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы: Приказ УФСИH России по Самарской области от 15.12.2017 № 538 (неопубликованный акт).

References

1. Kalmykova A. V. Sovershenstvovanie pravovogo statusa federal'nyh kontrol'no-nadzornyh organov v uslovijah administrativnoj reformy [Improving the legal status of Federal control and Supervisory bodies in the context of administrative reform]. Zhurnal rossijskogo prava [Journal of Russian law], 2004, no. 8, рр. 23-33 [in Russian].

2. Maklakov V.V. Konstitucionnyj kontrol' (nadzor) [Constitutional control (supervision)]. Kon-stitucionnoe (gosudarstvennoe) pravo zarubezhnyh stran: ucheb. [Constitutional (state) law of foreign countries]: v 4 t. Moscow, 1996, t. 1-2, р. 784 [in Russian].

3. Reent Ja. Ju. Organizacija i pravovoe regulirovanie obshhestvennogo kontrolja za obespeche-niem prav, svobod i zakonnyh interesov lic, soderzhashhihsja v uchrezhdenijah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. Diss. kand. yurid. nauk [Organization and legal regulation of public control over ensuring the rights, freedoms and legitimate interests of persons held in institutions of the criminal Executive system. Candidate's of Law thesis]. Rjazan, 2014, 226 р. [in Russian].

4. Ob osnovah obshhestvennogo kontrolja v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 21.07.2014 no. 212-FZ (red. ot 27.12.2018) [On the basics of public control in the Russian Federation]. SPS «Konsultant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 09.04.2020) [in Russian].

5. Fedorov V. V. Obshhestvennyj kontrol' za dejatel'nost'ju ugolovno-ispolnitel'noj sistemy kak forma vzaimodejstvija grazhdanskogo obshhestva s gosudarstvom. Diss. kand. yurid. nauk [Public control over the activities of the penal system as a form of interaction between civil society and the state. Candidate's of Law thesis]. Vladimir, 2006, 171 р. [in Russian].

6. Semeleva E. Ju. Sushhnost' obshhestvennogo kontrolja i ego vlijanie na funkcionirovanie gosudarstva [The essence of public control and its influence on the functioning of the state]. Vestnik Permskogo universiteta. Serija: Juridicheskie nauki [Bulletin of Perm University. Series: Legal Sciences], 2011, no. 2, рр. 65-70 [in Russian].

7. Ob Obshhestvennoj palate Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 04.04.2005 no. 32-FZ (red. ot 05.12.2017) [About the Public chamber of the Russian Federation]. SPS «Konsultant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 09.04.2020) [in Russian].

8. Ob obshhestvennoj palate Samarskoj oblasti: Zakon Samarskoj oblasti ot 11.02.2008 № 8-GD (red. ot 13.06.2017) [About the public chamber of the Samara region]. URL: http://docs.cntd.ru/document/945018805 (Accessed: 21.05.2020) [in Russian].

9. Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 26.02.1997 no. 1-FKZ (red. ot 31.01.2016) [About the Commissioner for human rights in the Russian Federation]. SPS «Konsultant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 09.04.2020) [in Russian].

10. O porjadke rassmotrenija obrashhenij grazhdan Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 02.05.2006 no. 59-FZ (red. ot 27.12.2018) [About the order of consideration of appeals of citizens of the Russian Federation]. SPS «Konsultant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 09.04.2020) [in Russian].

11. Ob obshhih principah organizacii i dejatel'nosti obshhestvennyh palat sub#ektov RF: Federal'nyj zakon ot 23.06.2016 no. 183-FZ (red. ot 05.12.2017) [About the General principles of organization and activity of public chambers of the subjects of the Russian Federation]. SPS «Konsultant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 09.04.2020) [in Russian].

12. Ob obshhestvennyh ob#edinenijah: Federal'nyj zakon ot 19.05.1995 no. 82-FZ (red. ot 02.12.2019) [On public associations]. SPS «Konsultant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 09.04.2020) [in Russian].

13. O psihiatricheskoj pomoshhi i garantijah prav grazhdan pri ee okazanii: Zakon RF ot 02.07.1992 no. 3185-1 (red. ot 19.07.2018) [On psychiatric care and guarantees of citizens ' rights in its provision]. SPS «Konsultant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 09.04.2020) [in Russian].

14. Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks RF: Federal'nyj zakon ot 08.01.1997 no. 1-FZ (v red. ot 27.12.2019) [Criminal Executive code of the Russian Federation]. SPS «Konsultant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 09.04.2020) [in Russian].

15. Ob obshhestvennom kontrole za obespecheniem prav cheloveka v mestah prinuditel'nogo soderzhanija i o sodejstvii licam, nahodjashhimsja v mestah prinuditel'nogo soderzhanija: Federal'nyj zakon ot 10.06.2008 no. 76-FZ (red. ot 27.12.2018) [About public control over ensuring human rights in places of forced detention and about assistance to persons who are in places of forced detention]. SPS «Konsultant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 09.04.2020) [in Russian].

16. Ob uchrezhdenijah i organah, ispolnjajushhih ugolovnye nakazanija v vide lishenija svobody: Zakon RF ot 21.07.1993 no. 5473-1 (red. ot 27.12.2019) [On institutions and bodies that execute criminal

penalties in the form of deprivation of liberty]. SPS «Konsultant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 09.04.2020) [in Russian].

17. O prokurature Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 17.01.1992 no. 2202-1 (red. ot 06.02.2020) [About the Prosecutor's office of the Russian Federation]. SPS «Konsultant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 09.04.2020) [in Russian].

18. O soderzhanii pod strazhej podozrevaemyh i obvinjaemyh v sovershenii prestuplenij: Federal'nyj zakon ot 15.07.1995 no. 103-FZ (red. ot 27.12.2019) [On the detention of suspects and accused of committing crimes]. SPS «Konsultant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 09.04.2020) [in Russian].

19. Kodeks ob administrativnyh pravonarushenijah RF: Federal'nyj zakon ot 30.12.2001 no. 195-FZ (red. ot 24.04.2020) [Code of administrative offences of the Russian Federation]. SPS «Konsultant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 09.04.2020)[in Russian].

20. O sozdanii Obshhestvennogo soveta pri FSIN po problemam dejatel'nosti UIS i utverzhdenii ego sostava: Prikaz FSIN Rossii ot 01.10.2013 no. 542 (red. ot 24.01.2018) [About creation of the Public Council at the Federal penitentiary service on problems of activity of UIS and the approval of its structure]. SPS «Konsultant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 09.04.2020) [in Russian].

21. Ob utverzhdenii Polozhenija o porjadke poseshhenija uchrezhdenij UIS chlenami ONK: Prikaz FSIN Rossii ot 28.11.2008 no. 652 (red. ot 18.03.2019) [On approval of the Regulations on the procedure for visiting UIS institutions by members of the ONC]. SPS «Konsultant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 09.04.2020) [in Russian].

22. Ob utverzhdenii sostava i polozhenija Obshhestvennogo soveta pri UFSIN Rossii po problemam dejatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: Prikaz UFSIN Rossii po Samarskoj oblasti ot 15.12.2017 no. 538 (neopublikovannyj akt) [About the approval of the structure and regulations of the Public Council at the Federal penitentiary service of Russia on problems of activity of the criminal Executive system] [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.