Научная статья на тему 'Современное состояние московских малоэтажных ансамблей'

Современное состояние московских малоэтажных ансамблей Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
52
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМФОРТ / АНСАМБЛЬ / МАЛОЭТАЖНОЕ ЖИЛЬЕ / ПЛАНИРОВКА / КВАРТАЛ / СИММЕТРИЯ / РИТМ / КОМПОЗИЦИЯ / ПРИНЦИПЫ / ПРИЕМЫ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Васильева А.В., Прокофьева И.А.

Наиболее яркими примерами московского малоэтажного жилищного строительства середины ХХ в. являются ансамбли на Октябрьском поле и в Люблино. В настоящее время на грани исчезновения последние остатки этих уникальных домов. Показано, что малоэтажная квартальная застройка является комфортной городской средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние московских малоэтажных ансамблей»

Сохранение

архитектурного наследия

------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Научно-технический и производственный журнал

УДК 728.03

А.В. ВАСИЛЬЕВА, студентка, И.А. ПРОКОФЬЕВА, канд. архитектуры, Московский архитектурный институт (МАРХИ)

Современное состояние московских малоэтажных

Наиболее яркими примерами московского малоэтажного жилищного строительства середины ХХ в. являются ансамбли на Октябрьском поле и в Люблино. В настоящее время на грани исчезновения последние остатки этих уникальных домов. Показано, что малоэтажная квартальная застройка является комфортной городской средой.

Ключевые слова: комфорт, ансамбль, малоэтажное жилье, планировка, квартал, симметрия, ритм, композиция, принципы, приемы.

ансамблей

Наиболее яркими примерами московских малоэтажных ансамблей, построенных сразу после Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), являются ансамбли на Октябрьском поле и в Люблино. В этих кварталах использован опыт строительства ансамблей в «Перово поле» и «Квартал № 10» в Измайлово [1, 2]. Был осуществлен переход от застройки отдельных улиц к созданию единого ансамбля всего квартала. Такая типизированная конструктивная система позволила разнообразить застройку, выявлять силуэт с помощью фронтонов, формы кровель, пластичной трактовки фасадов (лоджий, эркеров, террас), применять дома с переменной этажностью.

Малоэтажные ансамбли за короткий период возведения постоянно эволюционировали от объекта к объекту. Эта эволюция тесно связана с усовершенствованием методов стандартизации и типизации в проектировании и строительстве, а также с требованиями постоянного повышения плотности застройки, экономии городских территорий. Но несмотря на изменение структурно-планировочных черт, у всех комплексов можно выявить общие черты. К ним относятся свободный контур застройки с отступом от красной линии, акцент на въезды в кварталы, прозрачность застройки, равнозначность дворовых и уличных фасадов, широкое применение малых архитектурных форм и хорошо продуманное благоустройство территории. Архитектурная композиция основана на принципах симметрии, ритма и сомас-штабности. Также характерным является контраст жесткой застройки по периметру и центральной живописной зеленой зоны. В планировках самих зданий ансамблей общим является сокращение площадей и кубатуры квартир, максимальное уменьшение подсобных и вспомогательных помещений. В ансамблях широко используются преимущества малоэтажной застройки - собственные входы в квартиры первого этажа, просторные террасы и лоджии, палисадники, подсобные помещения из квартир выносятся в подвалы или во двор. Типизация и стандартизация повлияли на отказ от декора и вызвали применение конструктивных элементов, таких как эркеры, лоджии, террасы, как средств архитектурной выразительности жилого дома.

Эволюция ансамблей от объекта к объекту проявляется в уплотнении застройки, переходе от односекционных

к многосекционным домам, в усложнении планировочной композиции квартала. От свободной застройки по периметру квартала был совершен переход к жесткой осевой планировке, в основе которой лежит классическая усадебная композиция. Также усложнились и силуэты ансамблей. От ровного силуэта за счет свободного взаиморасположения объектов и зрительной перспективы ансамбли перешли к сложному силуэту за счет усложнения формы крыш и повышения этажности застройки в средней части зданий. В планировочном решении квартир произошел переход, выражающийся в уменьшении общей площади квартир, отказе от лоджий и террас, индивидуальных входов в квартиры первого этажа. В композиции фасадов произошло заметное усложнение композиции.

Ансамбль «Перово поле» был практически полностью снесен в 1980-х гг., и на его месте по тем же очертаниям застройки были возведены типовые многоэтажные жилые дома. На спутниковых снимках 1979 г. видно, что ансамбль еще полностью стоит. В настоящее время из всего комплекса сохранилось лишь одно здание на углу Зеленого проспекта и 1-й Владимирской улицы (рис. 1).

Из-за длительного отсутствия ремонта здание существует практически в первозданном виде. Возможно, были лишь заложены арочные галереи на первом этаже и галереи второго этажа, которые можно видеть у некоторых зданий ансамбля на снимках начала 1950-х гг. На существование галерей указывают сохранившиеся заштукатуренные проемы и перемычки над ними. Неподалеку от этого дома,

Рис. 1. Угловое здание ансамбля в Перово

42

1'2012

Научно-технический и производственный журнал

ЖИЛИЩНОЕ

Л

Сохранение архитектурного наследия

Рис. 2. Фасад жилого дома в Перово

в глубине квартала стоит здание, по габаритам и положению на участке похожее на историческое. Оно было сильно перестроено, устроены вентилируемые фасады, так что здание изменилось и трудно утверждать его причастность к ансамблю. В центре квартала до совсем недавнего времени располагалась крупная зеленая зона, как предусмотрено проектом. Несколько лет назад на этой территории началось строительство большого спортивного комплекса, сдача которого намечена в 2011 г. Появление этого здания полностью меняет внутреннюю среду квартала и окончательно стирает следы ансамбля «Перово поле».

Застройка квартала с противоположной стороны Зеленого проспекта еще в 1950-х гг. была лишь фрагментарно осуществлена малоэтажными домами (рис. 2). В малоэтажный квартал были плотно встроены пятиэтажные типовые дома начала 1950-х гг. Возможно, такое тесное соседство и помогло уберечь малоэтажные дома от сноса и сохранить их практически в первоначальном виде. Проектом предполагался собственный вход с улицы в квартиры первого этажа и просторные террасы над ними на втором и третьем этажах. Но площадь квартир была небольшой, подсобные помещения практически отсутствовали, и постепенно жители заложили входы и застеклили террасы, превратив их в светлые кладовки у кухни. О собственных входах в квартиры первого этажа можно говорить по оставшимся лестницам, упирающимся в стену. Дома огородили одним забором, и все жильцы стали попадать в дом через один главный вход.

Очень интересным является здание, расположенное по центральной оси квартала, выходящее главным фасадом на 1-ю Владимирскую улицу (рис. 3). Оно имеет в центральной части пять этажей, а в боковых, выходящих ближе к красной

Рис. 3. Дом переменной этажности в Перово

линии улицы, по 4 этажа. Но судя по характерным деталям (сдвоенным окнам с колонной посередине, балконам, карнизам, кронштейнам, наличникам), этот дом был построен по проекту тех же архитекторов и являлся доминантой всего ансамбля. Возможно, некоторые дома из квартала «Перово поле» также были осуществлены по этому проекту.

Квартал в Измайлово был также практически полностью снесен в 1980-х гг. и застроен типовыми многоэтажными панельными домами. До наших дней дошло лишь угловое здание (рис. 4), в котором в настоящее время находится детская поликлиника, и соседнее здание, в котором располагается баня. Угловое здание, как и в Перово, перестроено.

Также заложены галереи, о которых напоминают лишь декоративные наличники, нет балконов, изменена форма крыши. В этом здании практически не осталось декоративных элементов. Об оригинальном декоре напоминают лишь выносы стропил под крышей, одно сдвоенное окно с колонной и балкон. Соседнее здание также перестроено, однако его силуэт сохранился (рис. 5). Оно имеет повышение в той части, которая выходит на внутриквартальный проезд.

Судя по генплану, это здание имело симметричное решение с другой стороны квартальной оси (возможно, зафиксированной пешеходным проходом). Таким образом, повышение угловой части было характерным приемом для ансамблей в Измайлово и «Перово поле», создающим си-луэтность застройки. Деталей, к сожалению, в этом здании практически не сохранилось. Интересным представляется вход непосредственно на второй этаж с торца здания. Такой прием с лестницей использовался в этих ансамблях в восьмиквартирных жилых домах. Рядом с угловым домом на 14-й Парковой улице сохранился фундамент дома.

Рис. 4. Угловое здание в Измайлово

Рис. 5. Здание в Измайлово

1'2012

43

Сохранение

архитектурного наследия

------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

Научно-технический и производственный журнал

Рис. 6. Благоустройство двора ансамбля на Октябрьском поле

В центральной части, где по проекту на бетонном ровном стилобате был разбит общественный сад, являющийся ядром квартала, сейчас находится стоянка автомобилей. Сам бетонный стилобат остался, но балюстрады разрушены, лестницы превращены в асфальтовые пандусы, угловые площадки с трудом угадываются. О былом парке напоминают лишь несколько старых деревьев посреди стоянки.

Квартал в Люблино был полностью разрушен в 1980-е гг. По словам очевидцев, от него остались лишь ворота, находящиеся на территории современного детского сада. Их можно видеть на спутниковых снимках. Но судя по снимкам 1979 г., этот ансамбль не был полностью осуществлен по проекту. Его северная часть сразу застраивалась типовыми пятиэтажными домами начала 1950-х гг. Но общая форма генплана тем не менее сохранилась, изменились лишь пропорции домов.

Самую полную сохранность имеет ансамбль на Октябрьском поле (рис. 6, 7), являющийся памятником истории и культуры. Возможно, именно признание (установление) авторства Д.Н. Чечулина помогло получить охранный статус. Под охрану попали все жилые дома ансамбля, три фонтана, трансформаторная подстанция, арки и ворота. В 2008 г. фонтаны заработали.

Судьба остального района, не имеющего охранного статуса, к сожалению, печальна. Участок изначально не был полностью застроен малоэтажными домами. Часть участков была застроена четырех- и пятиэтажными домами. В центральной зеленой зоне также появился пятиэтажный жилой дом. Генпланом на этом месте предусматривалось совсем другое здание (в первоначальном плане района это была школа). Часть домов снесена в 1980-х гг., но большая часть все же осталась. Уже в конце 1990-х гг. было снесено большее количество малоэтажных домов. На снимках 1995 г. еще хорошо видны эти дома. Сейчас на месте уничтоженных малоэтажных домов стоят многоэтажные жилые комплексы. Центральная уютная зеленая зона также начинает застраиваться небоскребами.

К сожалению, дальнейшая судьба большинства малоэтажных домов предрешена. Жилые дома признаны аварийными и подлежат расселению и сносу. До наших дней дошли здания, которые занимают офисы и государственные учреждения, проводившие ремонт. Изначально дома строились из дешевых материалов, срок их эксплуатации был рассчитан на 20 лет. Так что все конструкции уже давно обветшали, коммуникации также не ремонтировались и

Рис. 7. Фасад здания ансамбля на Октябрьском поле

не менялись уже 60 лет. Но именно такое малоэтажное жилье является самым комфортным для проживания человека. Площадь квартир в этих домах несильно уступает площадям в типовых многоквартирных панельных домах, близость к земле, благоприятная социальная среда, уютное замкнутое пространство двора дают совсем иное качество жизни. Если бы в этих домах провести капитальный ремонт, заменить коммуникации, то именно такое жилье, а не апартаменты в небоскребах могло бы стать элитным. Существенным плюсом является местоположение в экологически благоприятных зонах, в тихих районах, но в то же время довольно близко к центру, станциям метрополитена и крупным транспортным магистралям.

Реставрация этих объектов позволила хотя бы фрагментарно сохранить уникальную застройку тех лет, среду ушедшей от нас эпохи. Именно в жилой архитектуре, тесно контактирующей с человеком в его повседневной жизни, наиболее полно раскрываются все особенности среды, духа того времени.

К сожалению, до наших дней большинство малоэтажных ансамблей дошло лишь фрагментарно. Большая часть была снесена еще в 1980-х гг., часть в начале XXI в. Сохранившиеся дома зачастую сильно перестроены, многие находятся в аварийном состоянии. Лишь ансамблю на Октябрьском поле был присвоен статус памятника истории и культуры, благодаря чему он сохранился до наших дней, несмотря на развернувшееся вокруг строительство. К сожалению, его состояние также удручающее. Но сохранившиеся фрагменты застройки тех лет дают представление об этом пласте архитектуры. Эта застройка сомасштабна человеку, комфортна для проживания, создает здоровую социальную среду. Московские малоэтажные ансамбли имеют свой уникальный облик.

Отечественные и зарубежные современные архитекторы приходят в выводу, что именно такая застройка является самой комфортной для проживания человека.

Список литературы

1. Васильева А.В., Прокофьева И.А. История комфортного жилища на примере московских малоэтажных ансамблей. Ч. 1 // Жилищное строительство. 2011. № 5. С. 5-8.

2. Васильева А.В., Прокофьева И.А. История комфортного жилища на примере московских малоэтажных ансамблей. Ч. 2 // Жилищное строительство. 2011. № 6. С. 52-55.

44

12012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.