Научно-технический и производственный журнал
Сохранение архитектурного наследия
УДК 728.03
А.В. ВАСИЛЬЕВА, студентка, И.А. ПРОКОФЬЕВА, канд. архитектуры, Московский архитектурный институт (МАРХИ)
История комфортного жилища на примере московских малоэтажных
Часть I
Малоэтажные жилые ансамбли - уникальное явление в московском жилом строительстве середины ХХ в. Эти жилые образования представляли собой комфортную среду для жизни в городе. В настоящее время последние остатки этих уникальных домов на грани исчезновения. При этом современные архитекторы приходят в выводу, что именно такая застройка является самой комфортной для проживания человека.
Ключевые слова: комфорт, ансамбль, малоэтажное жилье, планировка, квартал, симметрия, ритм, композиция, принципы, приемы.
ансамблей
Московские малоэтажные ансамбли - уникальное явление послевоенного десятилетия. В генплане Москвы 1935 г. определены участки под застройку жилыми домами, но тем же документом обозначен совсем другой тип застройки. Малоэтажные жилые дома начали возводить сразу после Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) вследствие острого дефицита жилья и закончили в 1952 г.
Московские малоэтажные ансамбли являются своего рода аномалией, однако обладают всеми признаками «большой архитектуры» и отвечают всем требованиям и традициям тех лет, при этом они эволюционировали от объекта к объекту.
Одной из причин ансамблевого малоэтажного строительства можно считать противопоставление новой советской архитектуры «упаднической архитектуре Запада», которая «мыслила отдельными зданиями». Во многих периодических изданиях и докладах тех лет звучали проблемы западной архитектуры и градостроительства, подчеркивалось удручающее состояние жилого фонда и огромное количество градостроительных проблем.
Малоэтажные ансамбли («Перово поле», квартал № 10 в Измайлово, кварталы в Люблино и на Октябрьском поле) возведены в Москве в 1946-1951 гг. Они расположены на участках, которые обозначены в генплане 1935 г. как «резервные территории». Очертания и планировка кварталов разработаны в соответствии с этим документом.
В генплане Москвы 1935 г. указывается на проведение застройки домами минимум в 4 этажа на укрупненных участках. Застройка этими кварталами давала ряд преимуществ, таких как сокращение числа пересечений больших и напряженных в транспортном отношении магистралей за счет уничтожения мелких переулков, образование жилых массивов со всеми необходимыми элементами разумного и здорового культурно-бытового обслуживания трудящихся, обеспечивающих одновременно архитектурное оформление магистралей, достаточное количество территорий для бытовых потребностей населения, соблюдая экономичную плотность заселения.
В 1938 г. Моссовет выдвинул новые требования не только к планировке кварталов, но и к самим домам. Вместо
проектирования больших квартир с покомнатным заселением призывали проектировать малометражные индивидуальные квартиры, объясняя это тем, что жилая площадь в рационально запроектированной квартире используется более полно, эксплуатация протекает в более нормальных условиях и, следовательно, снижаются эксплуатационные и амортизационные расходы, что делает стоимость 1 м2 значительно ниже. В малогабаритных индивидуальных квартирах меньше кубатура, можно уменьшать высоту потолков, сокращать количество и площадь подсобных помещений, что также дает значительный экономический эффект. Моссовет постановил следующее соотношение квартир: двухкомнатных - 60%; трехкомнатных - 30%; одно- и четырехкомнатных - 10%; пяти и шестикомнатные квартиры вообще не предусматривались. Наиболее удобной признавалась площадь комнат 24, 20, 18 и 12 м2 при глубине 5-5,5 м. Уборные должны быть раздельные по санитарно-гигиеническим требованиям.
Наиболее рациональной признавалась блокировка из трех или четырех двухкомнатных квартир на этаже. Также возможен вариант блокировки - две двухкомнатные, одна трех- и одна однокомнатная квартира. Расположение двух квартир на этаже или трех-четырех зависело от ориентации дома и соответственно условий инсоляции. Такие принципы блокировки квартир позволяли создавать здания с максимально простой конфигурацией, что значительно сокращало периметр охлаждения. Кроме того, это позволяло избежать большого количества типоразмеров и номенклатуры строительных материалов, из которых выполнялись те или иные части здания, и усложнения техники строительства.
В то время звучали призывы к проектированию домов с точки зрения всей улицы, так как жилой дом - органическая часть всего ансамбля целиком. В [1] отмечалось, что квартиры необходимо проектировать так, чтобы было удобно семье, детям, при этом можно было организовать в доме коллективный отдых, провести собрание в красном уголке, а не на кухне, тогда будет создана подлинная архитектура социалистического реализма.
52011
5
Сохранение
архитектурного наследия
ц м .1
Научно-технический и производственный журнал
Но Великая Отечественная война вынудила ввести коррективы, и на участках, выделенных и запроектированных в довоенный период под многоэтажную застройку, возникли малоэтажные ансамбли. На всероссийском съезде главных архитекторов городов 2-6 июля 1945 г. прозвучали новые требования к планировке кварталов и архитектуре зданий. Необходимо было дать людям полноценное жилище, отражающее подлинный гуманизм в градостроительстве: люди должны иметь свой сад; каждая семья должна иметь отдельную, хоть и небольшую квартиру; дети должны иметь место для игр и спорта. Строительство малоэтажных жилых домов было признано благородной и вместе с тем благодарной задачей, имеющей цель создать для человека уютное, теплое, красивое жилище, дающее ему радость жизни. К городским ансамблям был выдвинут ряд требований, таких как связь города с природной средой, раскрытие ее красоты; ансамблевая и комплексная застройка жилых улиц и кварталов; окраска зданий в светлые тона; непрерывная борьба за высокое качество проектов и строительства.
Но приемы применения малоэтажной застройки в городе были еще слабо разработаны, и часто применялось ошибочное перенесение планировочных и конструктивных приемов с четырех-пятиэтажной застройки на двух-трехэтажную. Застройка кварталов малоэтажными домами оказывалась экономически невыгодной. В статье Л.А. Гель-берга «Вопрос экономики жилого дома» сравнивается стоимость строительства и эксплуатационные расходы четырехэтажных и двухэтажных домов. В этой статье показано,
что стоимость строительства двухэтажных домов выше стоимости четырехэтажных на 3-5%, а расход топлива на 1 м2 здания выше на 27% для двухэтажных и на 8% для трехэтажных домов. Но в результате применения эффективных конструкций и материалов, присущих специфике капитального малоэтажного строительства, стоимость двухэтажного дома может быть снижена на 7-8%. При этом при сопоставлении экономичности двухэтажных и многоэтажных домов учитываются только сметные данные без учета бесспорных преимуществ малоэтажного строительства, заключающихся в значительно большей простоте производства работ и вследствие этого меньшей потребности в квалифицированной рабочей силе, а также в быстрых сроках строительства и ввода здания в эксплуатацию [2].
Строительство московских малоэтажный ансамблей продолжалось очень недолго, всего с 1946 по 1951 г. Благодаря им решалась проблема массового расселения в первые послевоенные годы. Но по мере восстановления жилого фонда все отчетливее становилась проблема экономической невыгодности малоэтажной застройки в черте города. В [3] проведено сравнение экономических показателей разных типов малоэтажной застройки. При двухэтажной застройке односекционными домами с хозяйственными помещениями в подвалах по сравнению с четырехэтажной застройкой при общей норме жилой площади 9 м2/чел. плотность составит 420 чел./га и 550 чел./га соответственно. Но при пересчете на один этаж застройки окажется, что при четырех этажах будет 137 человек, а при двух этажах - 210 человек на этаж. Это ведет к необходимости повышения плотности застройки участка. Соотношение плотности двухэтажной и четырехэтажной застройки 0,65, что влечет за собой увеличение общегородской территории и стоимость благоустройства. Процент застройки участка 26% и 35% для четырехэтажной и двухэтажной соответственно. Но при этом на человека при малоэтажном строительстве приходится в 1,3 раза больше свободной территории (2,4 м2 на 1 м2 жилой площади). Повышению плотности малоэтажной застройки может способствовать применение многосекционных домов (соотношение плотности односек-ционных и многосекционных 1:1,35). Кроме того, для двухэтажной застройки необходимо большее количество территорий, обслуживающих район, - 5,4 м2/чел. против 4,2 м2/чел. (больше в 1,3 раза). При переходе на четырехэтажную застройку произойдет сокращение территории на 23%. При застройке участка двухэтажными односекционны-ми домами площадь участка увеличивается в 1,6-1,8 раза по сравнению с четырехэтажными домами. При применении многосекционной застройки участок увеличивается в
Рис. 1. Ансамбль «Перово поле»: а — генплан; б — панорама
Научно-технический и производственный журнал
Сохранение архитектурного наследия
1,25 раза. Но для двухэтажной застройки характерно использование секций как торцевых, что ведет к невозможности придвигать дома ближе друг к другу по условиям инсоляции и проветривания.
Трехэтажная застройка применялась крайне редко, потому что она ошибочно по своему конструктивному классу относилась к 4-5-этажным домам и соответственно проигрывала им по технико-экономическим показателям. Но применение эффективных конструктивных материалов и схем могло бы сделать эту застройку более выгодной. Кроме того, такой тип застройки мог бы дать возможность использования первых этажей под помещения общественного назначения. Трехэтажная застройка могла бы повысить плотность на 30% и при этом сократить общую территорию участка на 10-15%.
С 1948 г. благодаря широкому применению метода использования стандартизации элементов и заводского изготовления крупных панелей были построены первые сборные дома. Сначала они были четырехэтажные, но к началу 1950-х гг. активно начали строить здания в 6-8 этажей. Это дало значительную экономию городских территорий и ускорение производства при повышении качества строительства, однако не могло не сказаться на архитектурном облике зданий. В начале 1950-х гг. архитекторов обязали
11;
II
НОШ!
г
п
Г| Г
применять новые экономичные формы застройки для всемерного сокращения городских территорий, сокращения стоимости освоения и эксплуатации, удешевления стоимости жилплощади. В 1951 г. на съезде архитекторов в докладе К.С. Алабяна прозвучало, что в строительной практике Москвы было допущено нарушение положения Сталинского генплана реконструкции столицы и ряд ценных городских территорий был занят малоэтажным строительством. Так, кварталы в Люблино и на Октябрьском поле, а также соседний квартал в Перово были осуществлены не полностью по начальному проекту с застройкой малоэтажными домами. Уже по разработанному генплану территории и при частичной застройке участков малоэтажками на месте планируемых домов возводились 4-6-этажные типовые дома конфигурации, определенной проектом.
Все московские малоэтажные ансамбли выполнены в соответствии с основными градостроительными требованиями 1940-х гг. Одним из главных требований был раскрытый характер застройки в социалистическом городе. Внешняя сторона квартала не должна служить барьером, квартал должен быть обращен к улице [4]. На Всесоюзном съезде архитекторов в 1945 г. были обозначены новые основные принципы и требования к комплексной застройке территорий и ансамблям: решающую роль в композиции малоэтажных комплексов должны играть сочетание различных типов домов, правильная организация улиц, внутрик-вартальных дворов, малые архитектурные формы, силуэт-ность застройки, выделение главного и второстепенного, акценты и доминанты. Отличительным признаком массового строительства становится укрупненная застройка городских кварталов и поселков не только красивыми, но и экономичными домами. Положительный результат в этом направлении достигался путем типизации проектирования и переходом к индустриальным методам строительства.
В архитектуре восстановительного периода все большую роль начал играть типовой метод проектирования, который позволял повышать скорость строительства и создавать единые ансамбли территорий. Еще в начале 1940-х гг. разработано несколько альбомов типовых проектов отдельных домов. При застройке квартала по такому методу уделялось больше внимания застройке улиц (периметру участка), нежели всей территории и созданию единого образа ансамбля.
Принципу типовых домов, расположенных на одном участке, соответствует ансамбль «Перово поле» (рис. 1),
Рис. 2. Квартал № 10 в Измайлово: а — генплан; б — панорама
а
5'2011
7
Сохранение
архитектурного наследия
ц м .1
Научно-технический и производственный журнал
построенный в 1946-1949 гг. по проектам архитекторов М.В. Лисицана, Г.Г. Маляна и А.В. Арефьева. Он имеет площадь 11,7 га. Аналогичными домами были застроены и соседние кварталы, однако их ансамбли полностью не были реализованы. Квартал, построенный на участке в форме неправильной трапеции, имеет центричную композицию с периметральной застройкой и центральной зеленой зоной. Ансамбль не имеет четко выраженной главной оси. Ось, перпендикулярная Первой Владимирской улице, возможно, являлась основным проездом в глубь квартала. Середина каждой стороны участка подчеркнута отстоящим от красной линии зданием и выделена пешеходной дорожкой. Она отвечает застройке противоположного квартала, образуя симметричные разрывы. По периметру благоустройство имеет жесткие, прямоугольные очертания, а в центральной части пешеходные пути образуют плавные, живописные линии. Таким образом, композиция квартала строится на контрасте жесткой периметральной застройки и центральной живописной части. Центральный общественный сад имел интересное благоустройство, развитую сеть пешеходных дорожек, лавочки, фонари. Он был огорожен балюстрадой с декоративными вазонами. Все эти элементы благоустройства и малые архитектурные формы придавали дополнительный комфорт жилой среде района.
Жилая застройка состоит из двух- и трехэтажных домов по 8 и 12 квартир соответственно. Угол квартала, образованный Зеленым проспектом и Первой Владимирской улицей, является ориентиром для этой части ансамбля. На противоположной стороне проспекта располагается симметричное ему двухэтажное здание, с повышенной угловой частью в 3 этажа. Эти дома образуют собой парадный въезд в городок «Перово Поле». Однако из-за своего крайнего положения и той же этажности, что и у остальных зданий квартала, эти здания не могут являться доминантами для всего ансамбля. Источники указывают, что в городке планировалось построить свыше тридцати двух- и трехэтажных домов, в том числе гостиницу, детский сад, ясли, баню, гараж. До начала строительства зданий на участке были уложены все подземные коммуникации: дождеприемная сеть, сеть теплофикации, водопровода и канализации. В это же время производилась планировка внутриквартальных дорог и проездов. Ансамбль имеет довольно ровный, невыразительный общий силуэт, который разнообразится лишь за счет разницы высот зданий в один этаж и зрительной перспективы, образующейся из-за неоднородности постановки объемов. Отдельные здания собираются в ансамбль благодаря схожей архитектуре зданий, деталям, малым архитектурным формам.
Периметральный характер застройки участка малоэтажными домами давал очень низкий процент занятой территории и маленькую плотность населения. Это привело к усложнению композиции квартала и перехода от сугубо периметральной застройки к застройке всего участка. Квартал № 10 в Измайлово (рис. 2) застраивался по проектам тех же архитекторов, в период с 1946 по 1951 г.
Он расположен между 14-й Парковой и 15-й Парковой улицами, улицами Первомайской и Нижней Первомайской. Площадь его составляет всего 5,8 га. Ансамбль состоит из тех же жилых зданий, что и в Перово, но здесь другие планировочные принципы. Основными планировочными осями комплекс связан с окружающими кварталами, что становится еще очевиднее из-за сравнительно небольшого раз-
мера участков. Середина каждой стороны обозначена проходом, уходящим в глубь квартала, где, так же как и в Перово, располагается общественный сад с интересным благоустройством и планировкой.
Именно его можно считать главным элементом ансамбля, его композиционным и смысловым центром. Благодаря бетонному стилобату сад имеет абсолютно ровную поверхность, несмотря на довольно сильный перепад высот участка. Сад огорожен балюстрадой с вазонами, на него ведут широкие лестницы, в углах находятся мощеные площадки с красивыми коваными фонарями. Застройка образует два концентрических кольца вокруг центрального сада. Внешнее кольцо состоит из двенадцатиквартирных жилых домов и общественных зданий, внутреннее - из восьмиквар-тирных домов и детского сада, который по своим размерам сходен в плане с жилыми домами. Также в квартале располагались магазин, котельная, детские учреждения и однодневный дом отдыха. Плотность застройки всего 15,7%, что является очень маленьким показателем для того периода. Расположение зданий в квартале подчеркивает важность его центрального ядра, внутреннюю ориентированность. Углы ансамбля, так же как и в Перово, подчеркнуты зданиями с повышенной угловой частью. Благодаря правильной форме участка и центрической схеме построения квартала здания собираются в единый ансамбль. Этому, так же как и в Перово, способствует сходная архитектура всех зданий комплекса, малые архитектурные формы и общие принципы благоустройства.
Низкая плотность застройки участка из-за свободного расположения домов и периметральной застройки давала очень маленькую плотность населения. Кроме того, принцип застройки большого участка одинаковыми типовыми домами создавал скучный и невыразительный силуэт застройки и образ всего ансамбля в целом. Архитектура каждого дома в отдельности определялась из взаимосвязи домов, композиционные решения вытекали из положения дома в ансамбле. При застройке больших кварталов разница была только в планировке участков, а для архитектурной выразительности приходилось применять много лишних деталей. Это дало толчок к типизации только конструктивной системы, общей для всего ансамбля. Также был осуществлен переход от застройки отдельных улиц к созданию единого ансамбля всего квартала. Такая типизированная конструктивная система позволила разнообразить застройку, выявлять силуэт с помощью фронтонов, формы кровель, пластичной трактовки фасадов (лоджий, эркеров, террас), применять дома с переменной этажностью.
Продолжение статьи читайте в № 6. Список литературы
1. Жилище. Вопросы проектирования и строительства жилых зданий. Материалы II пленума. М., 1938. С. 29-30.
2. Гельберг Л.А. Вопросы экономики жилого дома / Сб. института архитектуры массовых сооружений «Жилой дом, архитектура и строительство». 1948. № 1. С. 27-36.
3. Соболев Д.М. Основные вопросы двухэтажной городской жилой застройки. М.: Гос. издательство архитектуры и градостроительства. 1952.
4. Мостаков А. Квартал в системе города // Архитектура СССР. 1940. № 9.