Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МИРОВОГО РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МИРОВОГО РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
795
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ / TOURISM MARKET / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / INTERNATIONAL TOURISM / ТУРИСТСКИЙ ПОТОК / TOURIST TRAFFIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багирян В.А.

В статье рассмотрено современное состояние рынка туристических услуг. Представлены факторы развития международного туризма, объемы международного туристского потока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МИРОВОГО РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ»

08.00.00. Экономические науки

В.А. Багирян

аспирант кафедры международной торговли и таможенного дела, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

V.A. Baghiryan

graduate student of the Department of International Trade and customs

Rostov State University of Economics (RINH) (yana_bagiryan@mail. ru, 89515159343)

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МИРОВОГО РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

Аннотация. В статье рассмотрено современное состояние рынка туристических услуг. Представлены факторы развития международного туризма, объемы международного туристского потока.

Annotation. The article discusses the current state of tourism market. Presented factors of international tourism, the volume of international tourist flow.

Ключевые слова: рынок туристических услуг, международный туризм, туристский поток.

Key words: tourism market, international tourism, tourist traffic.

Внешнеэкономические связи становятся все более заметной составной частью хозяйственной деятельности российских предприятий и организаций. Возрастает интерес в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами их зарубежных стран.

Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке - это поступающие на внешний рынок услуги, т.е. потребительские стоимости.

Мировой рынок услуг разбивается на более узкие рынки, так как услуги разнообразны и разнородны. В основе этого рынка лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства - сфера услуг.

Услуги - это комплекс разнообразных видов деятельности, в том числе и предпринимательской, связанных с удовлетворением совокупности потребностей людей. Поскольку это очень общее определение, различают понятие «услуги» в широком и узком смысле. В широком смысле услуги -комплекс многообразных видов деятельности и разнообразных коммерческих занятий человека, посредством которых он общает-

ся с другими людьми. В узком смысле под услугами понимаются конкретные акции, мероприятия, которые одна сторона (партнер) может предложить другой стороне.

Услуги составляют так называемый третичный сектор экономики, на который приходится 2/3 мирового ВВП. Их преобладание в экономике США и других промыш-ленно развитых стран, а также в большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой - абсолютно. В 2000 году удельный вес услуг в Российской Федерации составлял 47,2% [1].

Большинство услуг продается и покупается, следовательно, услуга - это товар. В то же время услуги имеют ряд существенных отличий от товара в его вещественном виде:

• они, как правило, неосязаемы. Эта осязаемость и «невидимость» большинства услуг является нередко основанием для того, чтобы называть внешнюю торговлю услугами «невидимым» экспортом и импортом;

• услуги неотделимы от своего источника;

• их производство и потребление происходит, как правило, одновременно;

• для них характерно непостоянство качества, изменчивость, невозможность хранения.

Роль услуг в мировой и национальной экономиках и торговле быстро растет.

Это объясняется следующими причинами:

• научно-технический прогресс, включающий развитие технологий в целом и, в частности, бурный рост информационных технологий, что значительно расширяет предложение различного вида услуг;

• развитие международных экономических связей в процессе транснационализации и глобализации мировой экономики, расширяющее международный обмен услугами;

• повышение доходов и платежеспособности населения во многих странах мира. Это относится не только к индустриально развитым странам, но и многим развивающимся государствам.

Услуги можно классифицировать не только по отраслям, но и по способу их предоставления, связи с движением факторов производства и другим критериям.

Часть услуг производится и потребляется внутри той или иной страны. Это относится, в частности, к правительственным и обязательным социальным услугам, которые финансируются из национальных бюджетов.

Большинство видов услуг может быть объектами международной торговли. Торговля услугами - нетоварные коммерческие сделки. Если сделка заключена между фирмами или физическими лицами разных стран, она считается международной. В отличие от торговли товарами, экспорт и импорт услуг не обязательно означает перемещение через таможенную границу.

Преобладает трансграничная торговля услугами, когда производитель и потребитель услугами разделены территориально. В то же время широко распространено присутствие иностранных фирм - поставщиков услуг в стране, где эти услуги предоставляются. Для этого организуются филиалы банков и страховых компаний, представительства торговых, строительных, консультационных фирм.

Возможны варианты, когда потребитель услуги отправляется в страну ее производства (туризм, лечение) или, наоборот, лицо, которое оказывает услугу, приезжает в страну ее потребителя.

Почти все виды услуг можно разделить на две большие категории:

• персональные услуги, удовлетворяющие потребности физических лиц;

• деловые услуги для обслуживания юридических лиц.

Международная финансовая статистика, публикуемая МВФ, группирует услуги по трем разделам:

• транспортные услуги;

• туризм;

• другие частные услуги.

Объем международного экспорта услуг растет быстрее международной торговли в целом. Экспорт услуг составлял в 1980 г. 402 млрд. долл., в 2003 г. уже превышал 1,5 трлн. долл., т.е. вырос более чем в 3,7 раза. Доля экспорта услуг в совокупной международной торговле товарами и услугами составляет около 20%. Однако этот показатель растет и к 2015 году, по оценкам, может составить 25-30% [2].

Все новые виды услуг включаются в международную торговлю. В ней увеличивается роль услуг, которые прежде ограничивались национальными рамками (образование, здравоохранение). Однако очень часто трудно разграничить экспорт товаров и экспорт сопутствующих услуг в крупных и долгосрочных сделках.

Международный обмен услугами осуществляется прежде всего внутри группы развитых стран. Их удельный вес в международном экспорте услуг достигает 70%. Хотя он имеет тенденцию к сокращению, поскольку новые индустриальные страны и другие развивающиеся государства проявляют большую активность в этом секторе мировой экономики.

По объемам торговли услугами со значительным отрывом от других государств лидируют США (около 19% мирового экспорта и около 14% мирового импорта услуг), на которые приходится максимальный объем торговли услугами по каналам ТНК. В десятку ведущих экспортеров услуг в начале 2000-х годов вошли Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Испания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и Гонконг, а в десятку импортеров -США, Германия, Япония, Великобритания, Италия, Франция, Нидерланды, Канада, Бельгия, Люксембург.

Можно говорить о специализации национальных экономик на экспорте услуг в системе международного разделения труда. В развитых странах такая специализация представлена прежде всего деловыми услугами (финансовыми, телекоммуникационными, информационными) и экспортом передовых технологий, а также услугами по образованию, здравоохранению и туризму.

Некоторые развивающиеся страны также специализируются на производстве услуг. Так, Турция, Египет, Таиланд, Кипр специализируются на туристических услугах; Панама, Либерия, Сингапур, Гонконг - на услугах морского транспорта.

Возрастает роль в международной торговле услугами новых индустриальных государств. Россия является нетто-экспортером транспортных услуг и имеет здесь преимущества в использовании своего евразийского положения для организации международного транзита. Перспективно для России также развитие услуг в области высоких технологий и международного туризма. В структуре экспорта российских услуг 33% приходится на транспорт, 42% - на туризм и 25% на другие частные услуги.

Термин «туризм» с давних времен используется во многих языках. Это слово произошло от выражения «великий тур» (Grand Tour) и первоначально означало ознакомительную поездку, которую совершали в 17-18 столетиях молодые дворяне. В 19 столетии такие поездки стали популярны среди других слоев населения. Целью поездок было знакомство туристов с чужими культурами. На протяжении столетий основное назначение туризма - это знакомство путешественников с другими странами, налаживание контактов и взаимопонимания с народами, их населяющими.

В развитых странах мира большая часть валового национального продукта (свыше 70%) производится в отраслях обслуживания. Существенную долю поступлений обеспечивает туристский рынок. В странах ЕС поступления от туризма составляют порядка 5,5% ВВП. Бюджеты Турции, Кипра, Египта более чем наполовину пополняются за счет туризма. Располагая богатым историко-культурным потенциалом, туристский рынок в России является неконкурентоспособным, его развитие происходит бессистемно. Он ориентирован в основном для людей с высоким уровнем дохода и на выездной туризм, который является дополнительным дестабилизирующим фактором экономики, так как стимулирует отток капитала за границу. Туризм имеет не только экономическое, но и огромное социально-политическое значение, что предъявляет дополнительные требования к его развитию. В сфере туристского рынка тесно переплетаются интересы культуры и здраво-

охранения, безопасности и международных отношений, экономики и экологии, занятости и образовательного уровня населения. Решение важной социально-экономической задачи - повышение уровня благосостояния и качества жизни российских граждан - во многом определяется состоянием рынка туристских услуг. Следовательно, исследование этого сектора национальной экономики представляется важной и перспективной задачей.

Объем международного туристического потока неуклонно продолжает расти даже в условиях время от времени возникающих проблем в экономической, политической, экологической энергетических и ряда других кризисов.

Значительные результаты в туризме в последние года были достигнуты во многом благодаря большому числу масштабных событий, таких, Летние Олимпийские игры в Китае, а также Зимние Олимпийские игры в Канаде, Чемпионат мира по хоккею, Европейский чемпионат по футболу и другие. Более 65% всех передвижений иностранных туристов и 75% создаваемых во всем мире поездок совершаются гражданами про-мышленно развитых стран.

Для большинства стран мира, в настоящее время, туризм - один из основных источников дохода. Туризм занимает первое место в мире среди всех остальных секторов экономики по количеству рабочих мест. Если в 1998 г. в сфере туризма было занято 115 млн. чел., то по прогнозу в 2020 году будет создано 550 млн. рабочих мест.

В настоящее время туризм в различных странах развит очень неравномерно. Преимущественно туристы выезжают из высокоразвитых стран, являющихся по терминологии ВТО странами-поставщиками туристов. В эту группу входят государства, где доля выезда населения в заграничные поездки больше 10%. Число таких стран невелико (12-15), однако их список постоянно пополняется. До недавнего времени в их число, помимо высокоразвитых стран Западной и Северной Европы, Северной Америки и Японии, входили государства Восточной Европы и района Персидского залива. Сегодня их место активно занимают новые индустриальные страны, развивающиеся государства, достигшие высокой степени развития, - Республика Корея, Сингапур и др.

Международный туризм оказывает влияние на развитие как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. На определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители услуг для путешествий. Это привело к формированию товара особого вида - туризма. Таким образом, туризм возник как товар, который можно купить и продать на потребительском рынке и который реализуется в форме материальных и нематериальных услуг. Своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты. Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и определенном уровне богатства общества. В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в международной торговле услугами. За последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытия иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений - 14%. Так, если в 1950 г. число туристов во всем мире составляло 25 млн., а оборот туринду-стрии - 2,1 млрд. долларов США, то согласно данным Всемирной Туристской Организации Объединенных Наций (ВТООН) в 2010 г. в мире было зарегистрировано 976 млн. прибытия туристов, поступления от международного туризма достигли 372 млрд. долларов. В целом объемы валютных поступлений от туризма за период с 1950 по 2010 год выросли в 344 раза. В начале нового тысячелетия туризм прочно утвердился во многих странах как основная отрасль экономики и наиболее быстро развивающийся экономический сектор, обеспечивающий приток иностранной валюты и создание рабочих мест.

Международный туризм обеспечивает самые высокие в мире поступления от экспорта и для большинства стран является важным фактором обеспечения платежного баланса. Сфера туризма превратилась в один из важнейших факторов создания рабочих мест в мире. Развитие туризма стимулирует приток в инфраструктуру огромных инвестиций, большая часть которых идет на улучшение качества жизни как

местного населения, так и туристов. Часть новых рабочих мест и предприятий в туризме создается в развивающихся странах, что позволяет сбалансировать возможности экономического роста, а также содействует закреплению жителей в сельской местности, предотвращая их отток в перенаселенные города. Межкультурные связи и личные дружеские отношения, возникающие в процессе туристского обмена, являются важным фактором улучшения международного взаимопонимания и способствуют укреплению мира между народами земного шара [3].

Всемирная туристская организация одобряет стремление правительств стран к развитию партнерских отношений с предприятиями частного сектора, представителями местных администраций и неправительственными организациями, принимая, таким образом, активное участие в развитии туризма. Будучи уверенной в том, что туризм может быть эффективно использован в борьбе с бедностью, ВТО приняла на себя обязательство участвовать в претворении в жизнь целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия ООН, посредством внедрения новой инициативы по развитию устойчивого туризма как средства искоренения нищеты. Программа, известная как ST-EP (Устойчивый туризм -искоренение нищеты), включает в себя работу по продвижению устойчивого туризма в целях искоренения нищеты. Эта программа была внедрена в 2003 году.

Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с влиянием туризма на экономику отдельной страны.

Международный туризм выполняет ряд важных функций:

- международный туризм - источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости;

- международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.

Международный туризм в мире неодинаков, что объясняется в первую очередь разным уровнем социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% приходится на Америку, ме-

нее10% - на Азию, Африку и Австралию, вместе взятых. Подобное развитие международных туристических связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих улучшению работы этой сферы международной торговли. Многие высокоразвитые страны Запада, такие, как: Швейцария, Австрия, Франция, Испания, значительную долю своего благосостояния построили на доходах от туризма. За послевоенные годы была создана мощная исследовательская база и система профессиональной подготовки в области туризма.

Итак, международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике. Существенное значение для развития международного туризма имеет также стремление отдельных стран к увеличению валютных поступлений от туризма и создание с этой целью целой отрасли хозяйства -туристской индустрии. Под туристской индустрией понимается совокупность производственных, транспортных и торговых предприятий, производящих и реализующих туристские услуги и товары туристского спроса. Сюда относятся гостиницы и другие средства размещения, средства транспорта, предприятия общественного питания, предприятия, выпускающие сувениры и другие товары туристского спроса.

Организационно-экономические возможности развития туризма в международном масштабе создали благоприятные условия для развития организационно-экономических процессов в отдельных странах.

Для многих из них международный туризм является:

- фактором, стимулирующим рост платежного баланса;

- мощным стимулом развития и диверсификации многих отраслей (возникают как предприятия, так и отдельные отрасли, обслуживающие сферу туризма).

Потенциальные резервы имеются едва ли не в каждом регионе страны и заключаются в содействии развитию малого и среднего бизнеса, усилении экономического потенциала страны. Об этом свидетельствует опыт стран с развитой рыночной экономикой, где на долю малых и средних предприятий приходится, как правило, не

менее 90-95% всех предприятий национальной экономики. Содействие развитию малого и среднего бизнеса является не столько экономической проблемой, сколько проблемой социальной. В любом субъекте РФ найдутся соответствующие возможности для развития ферм и производств по переработке продуктов питания, артелей народных промыслов, мобильных строительных бригад, охотничьих и рыболовных хозяйств.

Мотивация туристических поездок определяется во многом экономическими факторами, главный из которых: достаточен ли денежный доход для приобретения туристической путевки. Этот фактор связан напрямую с рядом социальных факторов, имеющих тенденцию к определенным изменениям.

Выездной туризм в РФ в дополнительном стимулировании не нуждается. В нем взаимно заинтересованы как страны, ждущие наших туристов, так и сами туристы, желающие посетить какую-либо из этих стран (или несколько из них).

Иначе обстоит дело с въездным туризмом. Его нужно поощрять по простой причине: он очень выгоден. Туристический бизнес, развивающийся в РФ как на основе внутреннего туризма, так и на основе въездного иностранного туризма, стимулирует развитие не только туристической индустрии, но и ряда других отраслей непроизводственной сферы. Он является стимулятором увеличения количества рабочих мест в отраслях, а также на предприятиях инфраструктуры туристического бизнеса.

Для развития въездного туризма нужно не только хорошо разрекламировать наши возможности в туризме, но и построить новые гостиницы, повысить качество туристических услуг, улучшить сервисное обслуживание [4].

Наряду с положительными последствиями, такими, как: переводы эмигрантов, направляемые из-за рубежа, приток денежной массы для страны эмигрантов, налоги на фирмы по трудоустройству за рубежом, инвестиции эмигрантов в экономику своей страны (многие эмигранты, хорошо устроившиеся за рубежом инвестируют свои средства в деятельность своего государства), сокращение социальных расходов после отъезда эмигрантов (после эмиграции граждан в другие страны исчезает необходимость их социального обеспе-

чения (обучение, медицинские услуги, безопасность).

Смягчение проблемы безработицы (отток граждан за границу снижает напряженность безработицы в стране, сокращая предложение труда)

Наряду с положительными последствиями, следует учитывать возможные отрицательные последствия, возникающие с притоком туристов в определенный регион. Так, если в регионе нет избытка рабочей силы, то ее перемещение в индустрию туризма, например, из сельского хозяйства может привести к определенному застою в последнем. Миграция населения из сельских районов в городские увеличит нагрузку на такие непроизводственные отрасли, как здравоохранение и просвещение. Инвестиционные ресурсы, потраченные на дополнительные вложения в туристическое хозяйство, не смогут быть направлены в те отрасли, где они необходимы.

В макроэкономике, например, преобладание выезда наших туристов за рубеж по сравнению с въездом в РФ иностранных туристов приводит к фактическому перемещению валютных средств в экономику других стран. Статистика свидетельствует об увеличении числа российских туристов, выезжающих за рубеж. Сдерживающим фактором более бурного развития выездного туризма является низкий уровень жизни основной массы населения, снижение его реальных доходов за годы реформ. Если в ближайшие годы станет возможным переломить эту негативную тенденцию и стимулировать рост доходов, то выездной туризм получит бум своего развития.

Таким образом, важнейшие организационно-экономические проблемы въездного туризма в РФ можно свести к двум основным. С одной стороны, с ростом благосостояния российского общества увеличится объем выездного туризма, что, безусловно, повысит требовательность российского потребителя туруслуг к их качеству. Уже сейчас идет осознание необходимости в нивелировании как стандарта услуг, так и уровня цен на туристические услуги. С другой стороны, въездной туризм является важным источником валютных поступлений. Падение объемов въездного туризма требует от отечественных фирм, принимающих туристов, проанализировать причины отсутствия интереса к нашей стране у западного туриста. Туризм оказывает воздей-

ствие на экономику практически по всем аспектам фундаментального определения этой сферы жизни общества.

Международный туризм стал важным источником валютных поступлений для многих развитых и развивающихся стран. Возрастающее значение туризма в экономическом развитии все большего числа стран подтверждает предположение, что доля поступлений от международного туризма в ближайшее десятилетие будет расти. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, в 2004 году в мировом туризме было занято 8,1% всех работающих, то есть в сфере туризма был занят каждый двенадцатый работающий. Прогнозы показывают, что в 2014 году число работающих в туризме составит 8,6% всего занятого населения в мире. В США, согласно национальной статистике, туристская индустрия обеспечивает более 16,7 млн. рабочих мест, что составляет 11,9% от общего количества рабочих мест в стране.

Вклад туризма в занятость населения и открытие новых рабочих мест определяют социально-экономическое значение данного сектора. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие ключевые секторы экономики, как: транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и, с учетом мультипликативного эффекта, составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.

Развитие международного туризма зависит от совершенствования турпродукта в туристских дестинациях, развития профессиональной турагентской сети, сферы туроператорского продукта и услуг, степени использования возможностей маркетинга, состояния системы дистрибуции и человеческого фактора. Перечисленные факторы действуют в рамках туристской индустрии и находятся под влиянием субъектов туристской деятельности.

Мировой туризм характеризуется высокой степенью концентрации в относительно небольших по площади регионах. В начале XXI в. лидерами мирового туризма стали: Франция, Испания, США, Китай, Италия, Великобритания, Мексика, Германия, Австрия, Турция. На долю всего 10 стран - лидеров международного туризма -приходится половина мирового туристского потока. Шесть из этих стран находятся в

Центральной и Западной Европе: Франция, Испания, Италия, Великобритания, Германия, Австрия.

Сегодня международный туризм развивается быстрыми темпами. Появляются новые потоки туристов из стран, откуда прежде было мало или совсем не было туристов, новые места туристического назначения, новые формы туризма.

Туроператорский продукт представляет собой комплекс туристских услуг, именуемый турпакетом, который формируется фирмой и продается конечным потребителям. Туроператоры работают в тесном контакте с отельерами и авиакомпаниями, обычно заранее договариваются о квоте мест в гостиницах и на транспорте, что поз-

воляет им вести продажу туров без перебронирования. В настоящее время 10 крупнейших туроператорских компаний контролируют примерно 30% рынка. Политика туроператоров в отношении продукта, услуг и цен во многом определяет конъюнктуру рынка международного туризма.

На сегодняшний день международный туризм развивается под воздействием факторов, свойственных собственно индустрии гостеприимства и туризма, а также факторов внешней среды, таких, как: политика и право, экономика и финансы, культура, социодемографические изменения, развитие торговли, транспорта, инфраструктуры и научно-технического прогресса. (Представлены на рисунке 1.).

Индустрия гостеприимства и туризма

Внешние факторы

Экономика и финансы

Безопасность путешествий Культура

Социодемографически

Состояние транспорта и инфраструктуры Развитие торговли

Новые технологии

Рис. 1. Факторы развития Для конкретного производителя туристских услуг емкость целевого туристского рынка определяется количеством продаж туров (услуг). Для выработки стратегических маркетинговых решений, выбора целевого сегмента, каналов сбыта, разработки ценовой политики и решения многих других задач необходимо постоянно проводить исследования рынка.

В мировом международном туризме UNWTO выделяют шесть туристских регионов: Европу, Азиатско-Тихоокеанский регион, Южную Азию, Америку, Ближний Восток, Африку [5].

Важным следствием развития туризма является создание новых рабочих мест, то есть повышение уровня занятости населения. В целом на отрасль в настоящее время приходится около 11% общей численности занятых. Создаваемые рабочие места помогают найти себе применение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3=

Внутриотраслевые факторы

Совершенствование продукта в туристских дестинациях

Развитие сферы туроператорского продукта услуг

Развитие профессиональной турагентской сети

Использование человеческих ресурсов

Системы дистрибуции Маркетинг

международного туризма представителям самых разных профессий и уровня квалификации - от государственных служащих и менеджеров высшего звена до работников турагентств и горничных отелей. Привлечение квалифицированной рабочей силы требуется при широком использовании в отрасли компьютерных систем, высокотехнологичного оборудования. Туризм также предоставляет широчайшие возможности для развития малого и среднего бизнеса, что является стабилизирующей основой экономики любой страны.

Туристские услуги классифицируются следующим образом:

• по размещению туристов (гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, санатории, туристские базы и т.д.);

• по обеспечению туристов питанием (рестораны, кафе, бары);

• по перемещению туристов как по стране посещения, так и в ходе транзитного

проезда по территории других стран различными видами пассажирского транспорта;

• по предоставлению услуг - рекламных и бытовых (услуги туристских фирм по разработке маршрутов путешествий, бронированию на транспорте и средствах размещения);

• по предоставлению экскурсионных услуг (услуги переводчиков и экскурсоводов);

• по удовлетворению культурных интересов (посещение театров, кино, концертных залов, музеев, выставок, картинных галерей, парков, аттракционов, природных и исторических заповедников, осмотр памятников истории и культуры, посещение фестивалей, спортивных соревнований и других мероприятий);

• по удовлетворению деловых и научных интересов туристов (участие в конгрессах, ассамблеях, научных конференциях, симпозиумах, совещаниях, семинарах, ярмарках, участие в торговых мероприятиях как общего, так и специального назначения);

• по деятельности контрольно - административных органов (пограничных, таможенных, карантинных, валютных, полицейских служб, а также органов, оказывающих услуги по оформлению документации - виз, паспортов и т.д.);

• по деятельности информационных служб для туристов (информация о туристских ресурсах того или иного региона земного шара, имеющихся там средствах размещения, таможенных и пограничных формальностях и курсах валют стран посещения, видах транспорта, маршрутах и цен на него и т.д.);

• по деятельности средств информации (газеты, журналы, книжные издательства);

• по деятельности служб охраны природы, исторического и культурного наследия;

• по деятельности торговых предприятий как общего, так и специального назначения (продажа сувениров, подарков, открыток и т.д.);

• по страхованию туристов и по оказанию им медицинской помощи;

• по деятельности государственной туристских органов;

• по деятельности иностранных юридических лиц и общественных туристских организаций;

Обслуживание туристов требует развитой инфраструктуры, включая гостиницы, предприятия розничной торговли, культуры и спорта, а также внутреннего транспорта. Таким образом, туризм - категория экономическая, потому что государство, принимая туриста, продает ему местные услуги и товары, создает рабочие места для своих граждан, получает доходы от ввоза валюты. Во многих странах туризм -наиболее прибыльный вид экономической деятельности и существенный, а иногда практически единственный источник валютных поступлений, позволяющий государству поддерживать высокий уровень экономического развития и благосостояния своих граждан.

Туризм существенно влияет и на занятость населения. Но поскольку он охватывает множество разнообразных секторов экономики, точно подсчитать численность работников, занятых в этой сфере, сложно. Затрудняют реальную оценку и специфический характер труда и разнообразие связей между туристским сектором и другими секторами экономики.

Необходимо отметь, что независимо от уровня развития страны туризм создает значительное количество рабочих мест. В небольших странах, которые существенно зависят от данного сектора экономики, более 59% трудоспособного населения вовлечено в деятельность прямо или косвенно связанную с туризмом в определенное время года.

В крупных индустриальных странах в туристской отрасли работает только 5% трудоспособного населения. Например, в странах Европейского союза каждое седьмое рабочее место связано с туризмом, в Восточной Европе - каждое двенадцатое. В развивающихся странах в индустрии туризма создается больше новых рабочих мест, чем в других отраслях экономики. В 2005 г. мировой индустрии туризма, по данным ВТО, было занято около 8,3 экономически активного населения.

Туризм приобретает все большее значение в стимулировании развития слабых в структурном отношении регионов. Создание туристских предприятий в удаленных, малонаселенных и индустриально слаборазвитых регионах частично нейтрализует

такие негативные последствия прогресса, как отток населения в города, сокращение сельскохозяйственных угодий, разрушений традиционного уклада жизни, способствует возрождению местных культурных ценностей, охране и восстановлению памятников истории и культуры, повышению спроса на товары местного производства.

Источники:

1. Государственное регулирование внешней торговли России. Учеб. пособие / Под ред. Джабиева А.П. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 280 с.

2. Овчаров А. Туристический комплекс в России: тенденции и риски. // Вопросы экономики. -2011. - № 1. - С. 108-119.

3. Корзун Р.М. Международный туризм // «Экономика АПК: проблемы и решения». 2012. - 673 с.

4. Денисенко М.Н. / Туризм: Учеб. пособие / Под ред. Осьмовой М.Н., Бойченко А.В. - Москва: ИНФРА - М, 2012. - 851 с.

5. Экономика: учебник для аспирантов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. И.Л. Николаевой. - 2-е изд., перераб. и доп. -Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 286 с.

О.В. Белицкая

к.э.н., доцент кафедры экономики, Кубанский социально-экономический институт

O.V. Belitskaya associate professor, department of economics, Kuban Social and Economic Institute

РЫНОК ГОСТИНИЧНОЙ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА КРАСНОДАРА

Аннотация. В статье рассматриваются тенденции развития рынка гостиничной недвижимости г. Краснодара, приводятся данные о структуре туристского потока и динамике количества коллективных средств размещения различных категорий.

Annotation. This article examines trends in the development of hotel real estate market of Krasnodar, provides data on the structure and dynamics of the tourist flow quantity collective accommodation of different categories.

Ключевые слова: гостиничная недвижимость, туризм, ценовая политика, рыночная конъюнктура, туристский поток, заполняемость, сезонность.

Key words: hotel real estate, tourism, pricing, market conditions, tourist flow, occupancy, seasonality.

Краснодар является одним из самых посещаемых городов России. Важнейшим событием, которое существенно повлияло на развитие туристической отрасли региона, стало проведение в 2014 году в Сочи Олимпиады. Администрация Краснодара объявила о намерении превратить город в крупный центр делового туризма, в связи с чем планируется строительство гостиниц «европейского класса», а также создание соответствующей инфраструктуры. По оценкам экспертов Becar Realty Group SPb, рынок гостиничных услуг Краснодара находится в стадии активного цивилизованного формирования, на переходном этапе между «постсоветским» способом хозяйствования и высококонкурентным рынком услуг. Сертифицированные гостиницы составляют 50% общего количества средств размещения. Несмотря на динамичные изменения, в Краснодаре остро ощущается нехватка качественного и доступного номерного фонда, что является серьезным сдерживающим фактором в развитии города. Гостиничный рынок Краснодара характеризуется:

- ярко выраженной сезонностью спроса;

- завышенными ценами на трёх-, че-тырёхзвездочные отели;

- низким качеством услуг в отелях 2 и 3 звёзд.

Текущее соотношение спроса и предложения несбалансированно и дефицит гостиничных мест дает возможность удерживать высокие цены на проживание. Стоимость размещения в Краснодаре в среднем на 40-60% выше, чем в европейских туристских центрах. Стабильная макроэкономическая ситуация, динамичное развитие Краснодара в связи с подготовкой к Олимпиаде в Сочи способствуют росту числа деловых и туристических поездок, что увеличивает потребность города в услугах гостиниц. Необходимо учитывать, что аудиторию полносервисных четырех и пятизвездочных отелей в основном составляют бизнес-туристы. Такие отели расположены в центре больших городов рядом с крупными деловыми кварталами. За ближайшие несколько лет номерной фонд отелей города должен вырасти в полтора раза. С учетом всех запланированных проектов строитель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.