Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы развития туристического бизнеса Кыргызстана'

Современное состояние и перспективы развития туристического бизнеса Кыргызстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4753
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Синергия
Область наук
Ключевые слова
КЫРГЫЗСТАН / ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС / ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ТУРИСТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / KYRGYZSTAN / TOURISM / TOURISM ECONOMICS / TOURISM POLICY / TOURISM STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Умаров С. Т., Дадабаев Н. А.

В современных условиях экономический аспект в туристском бизнесе обретает особую значимость, и для эффективного ведения туристского бизнеса предприниматель должен хорошо разбираться в вопросах экономики туризма. В этой связи в статье рассматриваются отличительные особенности предпринимательской деятельности в современных условиях и перспективные направления стимулирования развития туристического бизнеса и его влияние на влияние экономику Кыргызстана.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the current context of the economic aspect of the tourism business acquires a special significance, and for the effective management of tourism business entrepreneur must have a good understanding of the issues of tourism economy. In this regard, the article describes the distinctive features of entrepreneurship in modern conditions and future directions of stimulating the development of tourism business and its impact on the effect of the Kyrgyz economy.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы развития туристического бизнеса Кыргызстана»

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 1.

УДК 338.48

С.Т. Умаров, Н.А. Дадабаев

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА КЫРГЫЗСТАНА

Ошский технологический университет

Аннотация: В современных условиях экономический аспект в туристском бизнесе обретает особую значимость, и для эффективного ведения туристского бизнеса предприниматель должен хорошо разбираться в вопросах экономики туризма. В этой связи в статье рассматриваются отличительные особенности предпринимательской деятельности в современных условиях и перспективные направления стимулирования развития туристического бизнеса и его влияние на влияние экономику Кыргызстана.

Ключевые слова: Кыргызстан, туристический бизнес, экономика туризма, туристическая политика, туристическая стратегия.

UDC 338.48

S.T. Umarov, N.A. Dadabaev

CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF TOURIST

BUSINESS IN KYRGYZSTAN

Osh Technological University

Abstract: In the current context of the economic aspect of the tourism business acquires a special significance, and for the effective management of tourism business entrepreneur must have a good understanding of the issues of tourism economy. In this regard, the article describes the distinctive features of entrepreneurship in modern conditions and future directions of stimulating the development of tourism business and its impact on the effect of the Kyrgyz economy.

Keywords: Kyrgyzstan, tourism, tourism economics, tourism policy, tourism strategy.

В современных условиях экономический аспект в туристском бизнесе обретает особую значимость, и для эффективного ведения туристского бизнеса предприниматель должен хорошо разбираться в вопросах экономики туризма.

Туризм как товар реализуется в форме услуг. Услуга туризма, как и услуга вообще, есть действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При

35

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 1.

этом услуга может быть оказана либо вещью, т. е. при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда. Указанные два способа изводства услуг обусловливают и два вида самих услуг: материальные

водственные), опосредованные вещью, и нематериальные (непроизводственные), не связанные с материальными продуктами, производство которых неотделимо от их потребления.

Экономика туризма представляет собой систему отношений, возникающих в сфере туризма в процессе производства, распределения, обмена и потребления результатов туристской деятельности.

Экономика туристской фирмы - это совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристского продукта и оказания различных других услуг (выполненных работ).

Туризм оказывает существенное влияние на экономику и развитие региона, способствуя притоку валюты в страну, созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры и т. д. Для получения максимальной выгоды от туризма каждое государство разрабатывает туристскую политику, которая является одним из видов социальноэкономической политики государства.

Туристская политика государства -это совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на функционирование сферы туризма для достижения конкретных целей сохранения и развития социальноэкономического комплекса. Основные направления туристской политики Кыргызстана:

- защита прав путешествующих;

- защита интересов производителей отечественного турпродукта;

- всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма, которая может проявляться в форме:

а) прямых инвестиций в формирование туристской инфраструктуры;

б) научного и рекламно-

информационного обеспечения продвижения национального турпродукта на мировом рынке;

в) налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций.

Туристская политика государства базируется на стратегии и тактике.

Туристская стратегия - выработка общей концепции развития и целевых программ, для реализации которых требуется время и большие финансовые ресурсы.

Туристская тактика - конкретные меры и приемы достижения поставленной цели в конкретных условиях.

Итак, любое государство, развивающее туризм, стремится достичь от него максимальной экономической эффективности. Экономическая эффективность туризма означает получение выигрыша (экономического эффекта) от организации туризма в масштабах государства, туристского обслуживания населения региона, производственно-обслуживающей деятельности туристской фирмы.

Туризм является самой динамично развивающейся отраслью во многих странах мира, и его роль в мировой экономике непрерывно растет. За туризмом как основой туристической индустрии и туристического бизнеса будущее. Имея лишь 7 процентов от всего мирового основного капитала, туризм по суммам продаж занимает третье место после экспорта нефти и автомобилей. Он вовлекает в финансовый оборот около четырех триллионов долларов США, и для трети стран участников туристского рынка основную статью в бюджете составляют поступления от этой отрасли, а в 80 странах входит в первую пятерку бюджето-формирующих отраслей. Международный туризм является одним из самых трудоемких секторов мировой экономики. В настоящее время в индустрии туризма занят каждый 10-й работник в мире [1].

Таким образом, туризм и туристские ресурсы прибывают в постоянном развитии и изменении, притом, что имеют ярко выраженные локализованные характеристики. Значение туризма в мире постоянно увеличивается, что связано с возросшим

36

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 1.

влиянием туризма на экономику отдельной страны. Туристский бизнес привлекателен для предпринимателей по дующим причинам:

- небольшие стартовые инвестиции;

- растущий спрос на туристические услуги;

- высокий уровень рентабельности;

- минимальный срок окупаемости затрат.

Показатели развития отрасли туризма отражают количественный объем реализации туристических услуг и их качественную сторону, а также экономические показатели производственно-

обслуживающей деятельности туристских хозяйствующих субъектов (агентств, бюро, фирм, комплексов, кооперативов и т. п.).

Система показателей развития туризма включает следующие характеристики:

-объем туристского потока;

- состояние и развитие материальнотехнической базы туризма;

- финансово-экономическую деятельность туристской фирмы;

- развитие международного туризма.

К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся:

- общее количество туристов, в том числе организованных и самодеятельных;

- количество туродней (количество ночевок, койко-дней);

- средняя продолжительность (среднее время) пребывания туристов в стране, регионе (в одном месте или населенном пункте).

Количество туродней определяется путем умножения общего количества туристов на среднюю продолжительность в днях пребывания одного туриста в стране или регионе:

Д = r-t,

где Д - количество туродней;

r - количество туристов;

t - средняя продолжительность пребывания одного туриста в данном регионе (количество дней).

Показатели, характеризующие со-

стояние и развитие материальнотехнической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране или регионе. К ним относятся коечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев и т. п., а также число коек, предоставляемых местными жителями, число мест в торговых залах предприятий питания для туристов, число мест, отведенных для туристов в театрах; число ванн, отведенных для туристов в водолечебницах, и т. д.

Показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы включают:

-объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма;

-показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и др.); показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость средств и др.);

-себестоимость услуг туризма;

-прибыль;

-рентабельность;

-показатели финансового состояния туристской фирмы (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.).

По оценочным данным, в 2013 г. численность иностранных граждан, посетивших Кыргызскую Республику, составила 3,1 млн. человек, что больше уровня 2009г. в 2,2 раза. Из стран СНГ в республику прибыло 2,9 млн. человек (95,1 процента от общего числа иностранных туристов) и из стран вне СНГ - 152,8 тыс. человек (4,9 процента). Основной поток иностранных туристов отмечался из Казахстана, России, Узбекистана, Таджикистана, Китая, Германии, Турции и США[3,с.12].

Развитие туризма будет нацелено на формирование конкурентоспособной туристической индустрии. С учетом тенденций развития мирового туристического рынка меры будут направлены на развитие четыре основных вида туризма в Кыргызстане, способных дать высокую экономическую отдачу в 2014 году - это курортнорекреационный туризм, ориентированный на Казахстан, Россию (Сибирь и Урал),

37

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 1.

Узбекистан; туризм на Великом Шелковом пути, ориентированный на страны ЕС, Японию, Южную Корею и другие страны; горно-приключенческий туризм, включая экологический туризм, ориентированный на страны ЕС, Казахстан, Россию и другие страны и деловой туризм - за счет использования выгодного географического расположения Кыргызстана. Рост экспорта туристических услуг прогнозируется на уровне 770,0 млн. долларов США, удельный вес которых в ВВП в 2014 году возрастет до 5,6 %.

Политика меры в области развития туризма будет направлена на решение таких задач, как:

- поддержка отечественного

предпринимательства в сфере туризма;

- формирование современной инфраструктуры туристического обслуживания;

- активизация рекламных кампаний на туристических рынках;

- создание благоприятных условии для кооперации туристических, банковских, транспортных и гостиничных структур;

- формирование имиджа гостеприимной страны, обеспечение узнаваемости туристического продукта Кыргызстана, укрепление и расширение позиций туристического продукта Кыргызстана на внешних рынках[2].

Развитие туризма в международном масштабе создало благоприятные условия для развития экономических процессов в отдельных странах, так как туристическая индустрия для некоторых из них является важнейшим источником валютных поступлений, а также важным стимулом развития и диверсификации многих отраслей, связанных со сферой туризма.

В Кыргызской Республике есть необходимые исходные предпосылки для развития жизнеспособной индустрии туризма. Сегодня, когда в мире растет повсеместный интерес к нетронутым местам, к приключенческому туризму, Кыргызстан может занять достойное место на мировом туристском рынке. Привле-

кательность региона для посещения его туристами определяется наличием соответствующих ресурсов (природных, исторических, социально-культурных объектов, а также иных достопримечательностей, способных удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил).

Кыргызстан является уникальным местом для отдыха:

-Для тех, кто интересуется историческими памятниками, есть уникальная возможность проехать по древнему Великому Шелковому Пути.

-Для тех, кто предпочитает нежиться на песке на берегу, тот по достоинству оценит жемчужина Кыргызстана — уникальное озеро Иссык-Куль, что в переводе означает «горячее озеро», так как в даже в самые суровые зимы оно не замерзает.

-Для любителей экстрима, есть такие развлечения, как рафтинг по бурной реке или скоростной спуск с горы, восхождение на семитысячники. Так как на территории Кыргызстана расположены одни из высочайших вершин мира, после Гималаев и Памира — это Пик Победы (7439 м.), Пик Ленина (7134 м.), Пик Хан-Тенгри (7010 м.), а один из самых длинных по своей протяженности ледников — ледник Эныльчек является достопримечательностью мирового масштаба.

-Для тех, кто хочет почувствовать дух кочевников, есть возможность ощутить чувство свободы верхом на лошади, вдыхая аромат степных трав, и насладиться чудным вкусом напитка кумыс, который славится исключительными целебными свойствами.

К особо ценным объектам национального наследия Кыргызстана отнесены комплекс Таш-Рабат, Башня Бурана, «домик Бабура» — худжра (келья) на Сулайман-тоо и многие другие достопримечательности.

Становление рыночных отношений в нашей стране стимулировало бурный процесс создания туристических фирм и рынка туризма. Отечественный турбизнес быстрее, чем другие отрасли, адаптировался к

38

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 1.

рыночным изменениям. Образовалось множество частных фирм, которые не только стали удовлетворять потребности граждан в туризме, но и вовлекли в эту работу работников, что оказало немалое позитивное влияние на рынок труда. Хотя экономику туризма определяют как быстроразвивающуюся, динамичную составляющую экономики любой страны, в

Кыргызстане экономика туризма еще находится в начале развития.

Результаты, достигнутые нашей страной в области туризма, остаются пока еще очень скромными, но, тем не менее, блюдается тенденция некоторого роста новных индикаторов отрасли [3, с.14] (табл. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Тенденции развития туризма в Кыргызской Республике_________

2009 2010 2011 2012 2013

Доля сферы туристской деятельности в ВВП, в процентах 4,0 3,7 4,5 4,6 4,5

Экспорт туристских услуг, млн. долларов США 239,7 147,8 347,1 410,8 513,9

Импорт туристских услуг, млн. долларов США 137,1 136,9 233,4 333,4 338,6

Неблагополучное положение туризма в Кыргызстане объясняется тем, что туристический потенциал государства далеко не востребован, а качество обслуживания приезжающих не во всех случаях соответствует международным стандартам. В прошлом туризм в стране не рассматривался как отрасль экономики, его производственная активность была неважна, и поэтому развитию туризма не придавали особого значения.

Создание организационно-правовых и экономических условий для стимулирования развития въездного и внутреннего туризма требует необходимость обеспечить тесную увязку организационных, экономических и социальных факторов.

Выездной туризм в Кыргызстане в дополнительном стимулировании не нуждается. В нем взаимно заинтересованы как страны, ждущие наших туристов, так и сами туристы, желающие посетить, какую-либо из этих стран.

Иначе обстоит дело с въездным туризмом. Его нужно поощрять по простой причине: он очень выгоден. Туристический бизнес, развивающийся в КР. как

на основе внутреннего туризма, так и на основе въездного иностранного туризма, стимулирует развитие не только туристической индустрии, но и ряда других отраслей непроизводственной сферы. Он является стимулятором увеличения количества рабочих мест в отраслях, а также на предприятиях инфраструктуры туристического бизнеса. Развитие туризма оказывает стимулирующие воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, строительство, торговля, производство товаров народного потребления и т. д.

Несмотря на наличие богатых туристических ресурсов, туристический потенциал Кыргызстана недостаточно раскрыт. Так какие же факторы могут влиять на успешность туризма? Прежде всего, это рекламное продвижение нашей страны. Ведь не секрет о том, что есть такая страна, знает очень ограниченное число людей за рубежом. Для этого необходимо говорить больше о стране, распространять больше информации в международных СМИ не только на русском, но и на английском и других языках, чтобы люди знали о нас. Если нет информации, нет и клиентов.

39

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 1.

Также важным моментом в развитии туризма для любой страны является режим въезда-выезда и визовое регулирование. Для Кыргызстана необходимо упростить визовый режим для туристов из развитых стран. Какой-либо угрозы для безопасности нашей страны со стороны таких туристов не существует [4].

Следующим важным фактором для развития туристической отрасли является необходимость улучшения инфраструктуры: строить гостевые дома, дороги, восстанавливать курортнорекреационные зоны.

Также немаловажное значение для успешной перспективы туризма играет высокий уровень сервиса. Ведь не секрет, что качество обслуживания кыргызской туристической индустрии остается невысоким, что является следствием низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики. Для искоренения этой ситуации необходимо обучать персонал пансионатов, домов отдыха, курортов. В Кыргызстане в 15 высших учебных заведениях готовят кадры для отрасли туризма. Утвержден целый перечень учебных программ по повышению квалификации руководителей тури-

стических администраций и специалистов турбизнеса. Хотелось бы верить, что эти мероприятия улучшат качество предоставляемых услуг, усовершенствуют мастерство приема и обслуживания гостей.

В общем, задач стоит много. А для того, чтобы отрасль туризма стала высокодоходной, как показывает мировая практика развития туризма, необходима консолидация усилий всех участников туристического рынка, государственного и частного секторов [5].

При комплексном решении всех задач, оговоренных выше, несомненно, в недалеком будущем в нашей стране будет обеспечено создание конкурентоспособной туристической индустрии, способной к деловому сотрудничеству в рамках международной торговли услугами в сфере туризма и отдыха.

Так как туристический бизнес является важным фактором развития экономики региона (приток капитала, обеспечение рабочими местами, развитие инфраструктуры региона и т. п.), местным властям следует больше уделять внимания его развитию - привлекать бюджетные средства и инвестиции, заботиться о создании имиджа своего региона.

Библиографический список

1. Драчева Е.Л., Забаев Ю.В. и др. Экономика и организация туризма: международный туризм: учеб. пособие. — М.: КНОРУС, 2010. — 568 с.

2. Прогноз социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2014 год и 2015-2016 годы. С-56

3. Статистический сборник «Туризм в Кыргызстане 2009—2013 гг.». Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, 2014 г.

4. Гыязов А.Т., Балтабаев А.Г., Борубаева Г.Н. Факторы, оказывающие влияние на состояние экономической безопасности страны // Территория науки. 2015. № 3. С. 85-90.

5. Гыязов А.Т., Ураимов М.У. Приоритетные факторы, влияющие на развития предпринимательского потенциала малого и среднего бизнеса в Кыргызской Республике // Территория науки. 2015. № 1. С. 65-72.

Информация об авторах: Information about authors:

Умаров Сайбидин Тойчуевич, Umarov Saybidin Toychuevich,

кандидат экономических наук, доцент, Ошский candidate of economic sciences associate professor, Osh технологический университет, г. Ош, Кыргызстан Technological University, Osh, Kyrgyzstan

Дадабаев Нургазы Асанович,

соискатель, Ошский технологический университет, г. Ош, Кыргызстан

Dadabaev Nurgazy Asanovich,

graduate student, Osh Technological University, Osh, Kyrgyzstan

40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.