Научная статья на тему 'Международный туризм в системе мировой экономики'

Международный туризм в системе мировой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3394
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / INTERNATIONAL TOURISM / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ / INTERNATIONAL TRADE IN SERVICES / ТУРИСТСКИЙ БИЗНЕС / TOURISM BUSINESS / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / TOURISM INDUSTRY / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / TOURISM PRODUCT / ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / TOURISM INFRASTRUCTURE / ТУРИСТСКАЯ УСЛУГА / TOURIST SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багирян В. А.

В статье характеризуется актуальность развития международного туризма, дано определение понятию международная торговля услугами, рассмотрены основные составляющие международного туристского бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article characterizes the relevance of international tourism development, defines the concept of international trade in services, the basic components of the international tourism business.

Текст научной работы на тему «Международный туризм в системе мировой экономики»

РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

В.А. Багирян

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ В СИСТЕМЕ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

В статье характеризуется актуальность развития международного туризма, дано определение понятию международная торговля услугами, рассмотрены основные составляющие международного туристского бизнеса.

Ключевые слова

Международный туризм, международная торговля услугами, туристский бизнес, туристская индустрия, туристский продукт, туристская инфраструктура, туристская услуга.

V.A. Bagiryan

INTERNATIONAL TOURISM IN THE SYSTEM WORLD ECONOMY

Annotation

The article characterizes the relevance of international tourism development, defines the concept of international trade in services, the basic components of the international tourism business.

Keywords

International tourism, international trade in services, tourism business, tourism industry, tourism product, tourism infrastructure, tourist services.

Особенностью сегодняшнего мирового рынка является то обстоятельство, что уже за прошедшие тридцать лет важность туристических услуг, их положение во внутреннем валовом продукте (ВВП) преимущественно развитых государств изрядно усилились. Резкое прогрессирование сферы туристических услуг осуществилось благодаря образованию крупного туристического комплекса: действуют систематические трансконтинентальные туристические маршруты2, организованы международные гостиничные цепочки, что привело

2 Трансконтинентальные туристические маршруты осуществляются с использованием конкретных видов транспорта, транспортных коридоров, в том числе воздушных систем обеспечения движения транспорта, что представляет собой инфраструктуру в существующей современной трактовке как комплекса взаимосвязанных обслуживающих структуру, составляющих основу для решения той или иной задачи.

к потребности изучения рынка, а это в свою очередь вызвало сосредоточение на уточнении потребительских преференций в исследуемой области. Туристические маршруты распространяются в действительности по всему миру. Благодаря оптимистичным сценариям про-грессирования мирового туризма возникли государственные, областные программы по продвижению туристского сервиса, предполагающего наращивание сетей гостиниц, туристских перевозок, развлекательного комплекса и пунктов социального питания для настоящего возмещения потребности клиента.

Туризм представляет собой одну из важнейших и в наибольшей степени активно развивающихся областей мировой экономики. Он стал развиваться благодаря экономическим явлениям прошедшего столетия.

Согласно представленным данным Всемирной туристской организации и ВТО, в 2001 году туризм занимал четвертое место во всемирном экспорте товаров и услуг (560 млрд. долларов, или 7,4%), при этом сдавая позиции экспорту химической, автомобильной продукции и топливу. Согласно сценариям развития Всемирной туристской организации, уже в ближайшем десятилетии рост туризма сохранится, и к 2020 году количество международных туристских прибытий возрастет в 2,2 раза, в сравнении с 2002 годом, вместе с тем прибыль от туризма также возрастет — в 4,2 раза. [21].

В большинстве стран международный туризм - это важный источник для формирования валового внутреннего продукта, образования новых рабочих мест, обеспечения занятости населения. Он представляет собой основу валютных поступлений в бюджет государства.

На сегодняшний день Российская Федерация, располагающая огромными туристско-рекреационными резервами, занимает невесомую роль на мировом рынке туристских услуг (приблизительно 1% от мирового турпотока), однако следует отметить, что существующий потенциал предоставляет (при должном уровне подъема туристской индустрии) встречать около 40 млн. зарубежных туристов в год, в сравнении с 9,2 млн человек на сегодняшний день.

Интегрирование России в мировое хозяйство происходит благодаря динамичному развитию выездного туризма, возрастанию въездного туристического потока в страну, трансформации туризма в активно процветающий вид отечественный торговли и немаловажную вид внешнеэкономических связей для страны и ее регионов.

Благодаря нарастающей роли международного туризма, представляющего собой своеобразную форму международной торговли услугами, которая

может стать результативным инструментом экономического, культурного и общественного развития как в отдельных странах и их регионах, так и в России.

Международная торговля услугами (МТУ) — является своеобразной формой международных хозяйственных отношений, благодаря чему осуществляется обмен услугами между производителями и потребителями в разных странах [10]. Этот вид международных экономических отношений стал своеобразным в связи с тем, что его предметом является «услуга».

Понятие «услуга» имеет множество определений. Классификатор «Свободных всемирных операций, по работе с услугами», разработанный Мировым банком и ЮНКТАД, определил понятие «услуга» как «результат какого - либо действия, который будет обязательно осуществлен при взаимодействии поставщика и потребителя».

При этом следует иметь в виду, что услуги нематериальны, их нельзя увидеть, осязать или хранить. Именно за эти свойства, присущие услугам, они и получали свое название как невидимый экспорт и импорт. Нельзя не заметить, что все-таки есть услуги, являющиеся видимыми, к примеру, услуги, предлагаемые в химчистке, проявление фотографий, осязаемыми, например, услуги, связанные с заполнением документов бухгалтерской отчетности.

Потребление услуг близко связано с производством этих же услуг, и в большинстве случаев эти операции совпадают по срокам и по положению. Таким образом, для осуществления этих обменных процессов, необходимо, чтобы за границей находился производитель услуг или зарубежных потребителей в стране, где производится услуга. Но в этом случае имеется множество исключений, к примеру, автоматическое предоставление денег выданной пластиковой картой в банкомате.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в широком смысле слова, услуги - это «различные формы деятельности, не владеющие материального обладателя в своем видимом виде» [7, с. 96].

Много лет услуги считались «не-торгуемыми товарами», то есть товарами, потребляемыми в той стране, где они непосредственно производятся. Но в результате развития всемирных торговых отношений, некоторые услуги были включены во всемирный оборот и услуги стали называться «торгуемыми», которые Международный валютный фонд (МВФ) предлагает включать в платежные балансы стран.

Согласно справочнику МВФ по образованию платежного баланса «торгуемые» услуги делятся на данные виды:

1) транспорт (пассажирский, грузовой);

2) поездки (деловые, личные);

3) связь (почтовая, курьерская, телефонная и иная);

4)строительство;

5) страхование (рисков, личное);

6) финансовые услуги (брокерские услуги, обмен валют);

7) компьютерные и информационные услуги (обработка данных, обслуживание компьютеров);

8) роялти и другие лицензионные платежи;

9) другие бизнес - услуги (посредничество, лизинг, правовые, прочие деловые, профессиональные и технические услуги);

10) лицензионные культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные выставки);

11) правительственные услуги.

Услуги делятся по способам

предоставления их потребителю:

— услуги, относящиеся к вкладам (банковские, гостиничные, профессиональные);

— услуги, относящиеся к торговле (транспорт, страхование);

- услуги, относящиеся к инвестициям и торговле (связь, строительство, личные, рекреационные услуги, компьютерные и информационные услуги).

В зависимости от потребления факторов производства услуги подразделяются на:

- факторные — платы, формирующиеся в результате международного движения факторов производства (например, доходы на инвестиции);

- нефакторные — прочие виды услуг (транспорт, путешествия).

Мировые соглашения, совершающиеся с услугами, систематизируются в зависимости от того, как ведут себя продавец и покупатель услуг, от того, происходит ли перемещение услуг через границу.

Трансграничная поставка — представляет собой положение перемещения через границу только услуги, без перемещения продавца и покупателя. Ярким примером такого способа перемещения может служить оказание юридических услуг из-за границы с помощью средств связи.

Перенесение потребителя или потребление за границей представляют собой вид доставки, с помощью которого потребитель, находящийся в одной стране, приобретает и потребляет услуги в другой стране. Этот метод поставки услуг используется, как правило, при вывозе рекреационных туристских, транспортных, медицинских, учебных, и иных услуг.

В данном контексте имеется и рыночное присутствие, например, если организация, которая предоставляет услугу, перемещается через границу и, находясь уже в другой стране, открывает дочернюю фирму, при помощи которой и будет осуществляться предоставление услуги. Однако следует отметить, что границу потребитель и услуга не пересекают.

Услуги, которые предоставляют физические лица — это способ поставки, заключающийся в участии людей, приезжающих в страну прибытия ее потребителя.

Важными частями международного турбизнеса, являются: международным туризм, туристский регион, туристская отрасль, инфраструктура туризма, туристские услуги.

Для задач международной статистики Конференция ООН по мировому туризму представила определение туристов как «предварительные клиенты, которые находятся в той или иной стране не менее 24 часов; причем путешествуют они с разными целями: удовлетворение потребностей в отдыхе, образовании, религии, спорте; путешествуют с деловыми целями (различного рода командировки, участие в конференциях, иных мероприятиях)» [5, с. 256]. Вместе с тем существует понятие «временный посетитель», под этим понятием подразумевают перемещение туриста в любую другую страну, кроме страны его постоянного места жительства, в связи со своей работой, деловыми целями [там же]. Кроме туристов, к так называемым «временным посетителям» относятся экскурсанты, то есть лица, которые находятся в стране пребывания меньше суток.

Сегодня в научной литературе нет точного определения туризма, однако имеется много взглядов по толкованию основ туризма и его составляющих.

Манильская декларация по мировому туризму (1980) определяет туризм как деятельность, которая важна для благосостояния народов, так как оказывает непосредственное влияние на экономическую, социальную, образовательную, культурную сферы жизни общества и государства и отношений между ними [20].

Законодательство Российской Федерации определяет туризм как «временные выезды» (путешествия) граждан... с

их постоянного места жительства в различных целях: рекреации, деловых, образовательных, религиозных, спортивных, без осуществления в этой стране коммерческой деятельности [4, с. 49].

Согласно мнению автора серии книг «Менеджмент туризма» Л.И. Ли-кичевой [5, с. 256], «туризм (от франц. «прогулка, «поездка») представляет собой экскурсии путешествующих как активный вид отдыха, используемый во многих странах множеством людей».

Глобальный кодекс этики туризма, принятый в 1999 г. XXIII сессий генеральной ассамблеи ВТО определил «ту-ризм.как ведущий способ самостоятельной и общественной самореализации». Он представлен как ценный фактор самообучения, образования и развития, толерантности, по отношению к другим культурам, странам, обычаям и религиям [15]. В данном кодексе отмечено, что «любое право на туризм есть не что иное, как право на рекреацию и удовольствия... » [там же].

По мнению д.э.н., профессора Н.И. Кабушкина [8], «туризм — раздел экономики, который содержит в себе работу туристских организаций, турагентств».

Определение, сформулированное Международной ассоциацией научных экспертов в сфере туризма, туризм — социально-экономическая категория, являющаяся совокупностью связей, отношений и явлений при перемещении людей на территориях стран, отличных от их места жительства и не относящихся к их трудовой деятельности.

Более точное определение туризма сформулировано в Гаагской декларации (1989). В данной декларации туризм определяется как специфический вид деятельности, играющий важную роль в жизни людей, в их благосостоянии, трансформировавшийся в ведущую форму использования активного отдыха людей [11].

Следовательно, необходимо рассматривать туризм как:

- специфический вид деятельности;

- форму использования активного отдыха.

Туризм как специфический вид деятельности нацелен на то, чтобы туристские организации предоставляли разнообразные услуги и товары, увеличивая туристский спрос и как следствие, удовлетворяли потребности клиентов в культуре, отдыхе, оздоровлении. Под туризмом понимается вид расходования свободного времени туристами, который включает в себя путешествия, пребывание туристов в местах, находящиеся за пределами их постоянного места жительства с различными целями и задачами, в течение промежутка времени, не превышающего одного года.

Признаки, характерные для данного определения туризма:

- выезд туристов за пределы постоянного места жительства. Определение «постоянное место жительства» содержит в себе место, где человек постоянно проживает, и объекты, которые представляют для туриста обычной средой обитания, причем частота посещения туристом этих мест от этого не зависит;

- длительность нахождения. Следует иметь в виду, что туризму свойственен временный характер пребывания — до одного года;

- цель путешествия. Данный признак является отличительным от всех других поездок. Рекомендации, предложенные ВТО, интегрируют туристские цели в шесть блоков:

отдых, развлечения, свободное времяпрепровождение; встречи со своими знакомыми и родственниками; официальные и профессиональные цели; восстановление сил, лечение; паломничество, религиозные цели; другие туристские цели.

Много критериев классификации туризма рассматриваются в российской научной и учебной литературе.

Предложенная д.э.н., профессором А.П. Дуровичем классификация основывается на том, что туризм делится на формы, типы, виды и категории [3, с. 304].

Деление туризма на типы основывается на национальной принадлежности туристов. Выделяют следующие типы туризма:

- внутренний, включающий путешествия туристов в пределах страны их постоянного места жительства;

- выездной, который включает в себя передвижение лиц из постоянного места жительства в какую-либо другую страну;

- въездной, это путешествия туристов за пределы страны их постоянного места жительства.

Благодаря сплетению типов туризма можно получить разные комбинации, представляющие собой категории туризма:

- туризм, включающий внутренний и въездной туризм — в пределах страны;

- национальный, сочетающий в себе внутренний и выездной турим;

- международный туризм, включающий в себя въездной и выездной ту-ризмы.

В зависимости от того, каковы цели путешествия, выделяют следующие виды туризма: восстановительный, лечебный, профессиональный, деловой, религиозный, этический, транзитный.

Благодаря формам туризма разрабатывается тур для туриста и его обслуживания. Выделяют индивидуальную и коллективную формы туризма.

Групповой туризм представляет собой поездки туристов, (из шести и более лиц), путешествующих на единых условиях и по единому маршруту. Таким образом, туризм рассматривают как

туристический бизнес и как форма свободного времяпрепровождения.

Надо рассмотреть содержание категорий туризма.

Туриндустрия сочетает в себе предприятия, которые обеспечивают производство, обмен и потребление туристских услуг, создание материально-технической базы туризма [9].

Туристский регион - это не что иное, как географическая зона, имеющая во владениях туристские ресурсы, необходимые данные для встречи туристов и располагающая необходимым набором услуг, чтобы удовлетворить возникающие потребности клиентов.

Туристским регионом может являться как город, так и целый альянс стран. На самом деле это различие обусловливается от того, каковы специфические потребности туристов и с какой целью они посещают регион. Чтобы объяснить определение «туристский регион», необходимо детализировать его на уровни: мега-уровень (мировые экономики стран); макро-уровень (страны); мезо-уровень (национальные туристские зоны); микро-уровень (включает города, области, края).

Шесть туристских регионов, выделены Всемирной туристской организацией:

- Европейский. В данный регион включены страны Европы, а также бывшие республики СССР, государства Восточного Средиземноморья;

- Американский. В него входят страны Южной, Центральной и Северной Америки, зона Карибского бассейна.

- Азиатско-Тихоокеанский. Данный регион интегрирует страны Австралию и Океанию, Восточную и Юго-Восточную Азию.

- Африканский. Включает в себя все страны Африки, за исключением Египта и Ливии.

- Южно-Азиатский. В него входят страны Южной Азии.

- Ближневосточный. Представлен Египтом и Ливией, а также странами Западной и Юго-Западной Азии.

«Туристский рынок» — представляет собой систему отношений, в которой происходит преобразование туристских услуг в деньги, и наоборот [16].

Туристский продукт — это организованное сочетание туристских работ, услуг, благодаря которым становится возможным потребление туристских услуг [21].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Туристская инфраструктура — это цепь сооружений наземного и подземного характера (канализация, водопровод, газопровод, автострады, парковки, автостоянки, вокзалы, аэропорты, автострады, курортные сооружения, учреждения развлекательного характера), которые являются незаменимым звеном для жизнедеятельности туристов.

Участие туристской фирмы в осуществлении туристской поездки называется организованным туризмом. Для данного вида туризма характерны четко организованные и согласованные детали поездки. Туристы точно знают маршрут своего путешествия, в какие сроки они прибывают, и объем предоставленных им услуг (проживание, питание, экскурсии).

Вместе с организованным туризмом существует и неорганизованный туризм, для которого характерна самодеятельность и самообслуживание. Данный вид туризма позволяет туристам самим выбирать маршрут своего следования, продолжительность времени путешествия, проживание, питание, экскурсии.

Туристская услуга — комплекс мер в области туристского обслуживания, при котором все направляется на то, чтобы удовлетворить потребности туриста или экскурсанта [20]. В туризме таким характерным примером могут являться услуги по питанию туристов, их размещению, услуги гида, экскурсионное обслуживание.

Чтобы в туризме осуществлялось все в установленном законном порядке, непременно соблюдались организацией действия для реализации туристских поездок и существуют так называемые для этого «Туристские формальности» [3, с. 304].

Коммерческий туризм стремится к своей главной цели — извлечению прибыли, пытаясь вместе с тем установить наилучшее равенство между стоимостью туристского продукта и величиной издержек. Когда такое происходит, услуги, которые предоставляют туристские организации, в основном рассчитаны для лиц или семей со средним или высоким уровнем дохода, поэтому весь груз, связанный с оплатой, возлагается на личный или семейный бюджет.

Вместе с коммерческим туризмом существует и социальный туризм, необходимый для удовлетворения туристских потребностей той категории населения, которая является в меньшей степени обеспеченной (молодежь, школьник, пенсионеры), а также граждане (ветераны труда, войны), для которых оказывается поддержка государством, благотворительными и негосударственными фондами. Все эти издержки финансируются из средств, отводимых для различных социальных потребностей.

Внутренний туризм представляет собой вид деятельности, который связан с подготовкой поездок для лиц в пределах страны, регулярно проживающих в этой стране.

Международный туризм — деятельность, направленная на реализацию путешествий и проживания жителей с туристскими целями из одной страны на территорию другой. Однако существует различие между внутренним туризмом и международным, отличие заключается в том, что для второго характерно пересечение государственной границы туристами. Пересечение границ туристами реализуется с помощью соблюдения туристских формальностей (визовых, пас-

портных, таможенных, валютных, санитарно-эпидемиологических).

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что туризм это - вид бизнеса, направленный на предоставление туристских услуг, а также способ использования свободного времяпрепровождения туристов на территории, находящейся за пределами их постоянного места жительства с различными туристскими целями в течение периода, не превышающего года.

Международный туризм — особый вид международной торговли услугами, характерная форма туризма, связанная с пересечением туристов государственных границ и соблюдением различных туристских формальностей (визовых, паспортных, таможенных, санитарно-эпидемиологических).

На сегодняшний день туризм представлен как один из основных видов международной торговли услугами.

Библиографический список

1. Головнин А. Сомнительная концепция.//Турифо.-2002.-№ 28.-С. 2

2. Государственный подход. Новая концепция сохранения санаторно-курортного потенциала стра-ны.//Туризм: практика, проблемы, перспективы. -2004. -№ 1.-С. 38-39.

3. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. — М.: Финансы и статистика, 2003.-304 с.

4. Дворецкий А.Н. Перспективы развития рынка туристских услуг Рос-сии.//Внешнеэкономический бюлле-тень.-2002.-№ 9.-С. 47-55.

5. Дехтярь Г.М. Лицензирование и сертификация в туризме.-М.: Финансы и статистика, 2003.-256 с.

6. Долженко Г.П. Туристские ресурсы России в свете развития международного туризма.//Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки.-2—1.-№ 1.-С. 100-104.

7. Долженко Г.П., Сухов Р.И. Некоторые экономико-географические харак-

теристики туристских фирм Ростовской области.//Эколого-географический вестник ЮгаРоссии.-2000.-№ 3. - С. 95-99.

8. http://www.auto.ru

9. http://www.donland.ru

10. http://www.gks.ru

11. http://www.gov.ru

12. http://www.icss.ac.ru

13. http://www.programs-gov.ru

14. http://www.oecd.ru

15. http : //www. rastinfo. ru

16. http://www.rtg.ru

17. http://www.systema.ru

18. http://www.tacisinfo.ru

19. http://www.tpnews.ru

20. http://www.unctad.org

21. http://www.world-tourism.org

22. http://www.wttc.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.