Научная статья на тему 'Актуальные вопросы развития международного туризма на этапе посткризисного восстановления глобальной экономики'

Актуальные вопросы развития международного туризма на этапе посткризисного восстановления глобальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
671
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрова Е. Н., Панова И. А., Насыбулина В. П.

В условиях нестабильности современной мировой экономики проблемы развития международного туризма приобретают наибольшую актуальность. В статье проанализированы современные тенденции развития международного туризма в условиях мирового финансового кризиса, ключевые проблемы, влияющие на развитие туристической отрасли в глобальной экономике. Определены решения и инструменты регулирования международного туризма, а также перспективные направления отрасли на этапе посткризисного восстановления глобальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы развития международного туризма на этапе посткризисного восстановления глобальной экономики»

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

33 (126) - 2011

УДК 339.9:338.48

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА НА ЭТАПЕ ПОСТКРИЗИСНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Е. Н. АЛЕКСАНДРОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики E-mail: al-helen@mail. ru И. А. ПАНОВА,

соискатель кафедры мировой экономики

E-mail: irinapanova@list. ru

Кубанский государственный университет

В. П. НАСЫБУЛИНА,

кандидат экономических наук,

старший преподаватель кафедры экономики

и управления на предприятии торговли

E-mail: nab2002@inbox. ru

Российский государственный

торгово-экономический университет

В условиях нестабильности современной мировой экономики проблемы развития международного туризма приобретают наибольшую актуальность. В статье проанализированы современные тенденции развития международного туризма в условиях мирового финансового кризиса, ключевые проблемы, влияющие на развитие туристической отрасли в глобальной экономике. Определены решения и инструменты регулирования международного туризма, а также перспективные направления отрасли на этапе посткризисного восстановления глобальной экономики.

Ключевые слова: международный туризм, тенденции развития глобальной туристской отрасли.

Международный туризм в настоящее время выступает одной из наиболее динамичных отраслей мировой экономики. Глобализация охватывает

различные сферы экономики, в том числе и туризм, посредством сотрудничества государств и международных организаций в экономической, политической, культурной и других сферах мирового хозяйства. В общем случае международный туризм рассматривается как межотраслевой комплекс, являющийся источником дохода большинства стран и осуществляющий перераспределение доходов населения, тем самым содействуя развитию сопряженных отраслей.

Согласно данным Всемирной туристической организации (UNWTO), на протяжении четырех лет до начала мирового финансового кризиса устойчивое развитие глобальной экономики обусловило рост потоков международного туризма. В частности, по количеству посещаемости туристами в 2007 г. лидировали страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и Ближнего Востока. Наиболее

Таблица 2 Динамика международного туризма по регионам и в мире в целом

за 2009 — 2010 гг., % [6]

Регион 2009 г. 2010 г.

Европа —6 3

Азия и Тихий океан —2 7

Америки —5 7

Африка 5 7

Ближний Восток —6 9

В мире... —4 4

кую деловую активность в развитии международного туризма (+8 %), в то время как данный показатель в развитых экономиках составил +6 %. Наиболее замедленные темпы восстановления международного туризма отмечаются в странах Европы, однако данные показатели превосходят динамику в регионе за 2008—2009 гг. (+3 %). Азиатско-Тихоокеанский регион продемонстрировал довольно устойчивый рост (+7 %) благодаря неординарной способности и накопленному опыту Азии к восстановлению (азиатский финансово-экономический кризис [1997 — 1998 гг.], вспышка пневмонии [2003 г.], цунами [2004 г.]). В странах Центральной, Южной и Северной Америки наблюдается также значительный рост туристской сферы (+7 %). Устойчивый рост туристских потоков в 2009 г. (+5 %) и в 2010 г. (+7 %) наблюдается и в Африке.

Подъем туристской отрасли показали и страны Латинской Америки. С учетом динамично растущего спроса у европейцев, а также жителей Азии на отдых в странах региона международными авиакомпаниями за анализируемый период были открыты новые прямые рейсы. В целом Латинская Америка

Таблица 3

Динамика международного притока туристов

в 2008—2010 гг. по месяцам, %« [6]

Месяц Международный приток туристов

2008 г. 2009 г. 2010 г.

Январь 6 —8 6

Февраль 10 —10,8 7,5

Март 9 —12,5 9

Апрель 0,8 —1,7 2

Май 9 —10,8 10

Июнь 3 —7,5 8

Июль 0,8 —2,5 Н/д

Август —1 —2 Н/д

Сентябрь —3 —1 Н/д

Октябрь —0,8 —2,2 Н/д

Ноябрь —1,8 4 Н/д

Декабрь —2 3 Н/д

уже на протяжении многих лет демонстрирует свою туристическую привлекательность, признанную во всем мире. Существующая тенденция растущего спроса повлияла на более динамичное развитие гостиничного строительства посредством активного инвестирования западными гостиничными компаниями наряду с внутренними и внешними интеграционными процессами в деятельности авиакомпаний. Причина роста потоков российских граждан в страны Латинской Америки (Гватемала, Сальвадор, Гондурас и Никарагуа) обусловлена отменой въездных виз.

В среднесрочной перспективе ожидается сохранение роста туриндустрии по регионам мира благодаря значительным финансовым вливаниям, способствующим продвижению туризма, созданию благоприятной среды для ведения бизнеса, участию в разработке новых проектов, а также расширению регионального сотрудничества. Последнее определяется значительной необходимостью информационного взаимодействия. Немаловажными являются вопросы сотрудничества в развитии туристского обмена, проведении и поддержке национальных выставок, подготовке квалифицированного персонала, совместном принятии решений в направлении снижения рисков, негативно влияющих на развитие туризма.

Кроме угроз, связанных с неустойчивостью развития глобальной экономической системы, к числу значимых и актуальных проблем, возникающих в туристской отрасли и оказывающих серьезное воздействие на ее развитие, следует отнести группы социально-политических и природных факторов. В частности, в числе социально-экономических факторов негативного воздействия выделяют:

• международный терроризм, вооруженные конфликты;

• политические события (в том числе социальные волнения, социально-экономическая нестабильность, расовая дискриминация и т. п.). Экономический ущерб от террористических

актов, происходящих в тех или иных странах мира, распространяется на туристскую отрасль посредством снижения туристской активности в этих странах. Осуществление террористических актов в США 11 сентября 2001 г., взрывы на курортах Турции, спровоцированные курдскими повстанцами, вооруженные конфликты в Ливии, Ираке, Сомали, Судане, высокий уровень преступности, отмеченный в таких странах, как Бразилия, Канарские

о-ва, Ямайка существенным образом оказывают неблагоприятное влияние на имидж перечисленных туристских дестинаций. С точки зрения сдерживающего фактора развития международного туризма показателен пример политических событий в Египте в начале 2011 г., сопровождающихся социально-экономической нестабильностью. Данные события послужили причиной снижения туристских потоков как иностранных, так и российских граждан.

Не менее значимую проблему представляют природные катастрофы. Опыт Азиатско-Тихоокеанского региона свидетельствует о наиболее частом проявлении опасных природных явлений, в том числе несущих экологическую угрозу. Так, ураганы в США, наводнения в Чехии, Германии, цунами в Таиланде в 2004 г., землетрясение и последовавшее за ним цунами в Японии в 2011 г. оказали существенные негативные последствия не только на внутренний и въездной туризм, но и на международные потоки в целом. По оценкам экспертов, последствия от цунами в Японии (март 2011 г.) сравнимы по степени разрушительности с периодом уничтожения посредством военных действий таких городов, как Хиросима и Нагасаки. В связи с периодическими толчками существенную экологическую угрозу приобретает распространение повышенного уровня радиации вследствие аварии на атомной электростанции.

Перечисленные проблемы развития международного туризма определяют необходимость принятия соответствующих решений и инструментов регулирования процесса развития туристской отрасли на национальном и межгосударственном уровне, среди которых необходимо выделить:

• реализацию мер государственной политики в направлении снижения негативных последствий глобального экономического кризиса;

• осуществление регионального распределения туристских потоков;

• финансовую помощь ряда стран мира;

• инвестирование в новые объекты;

• доступность и максимальную открытость информации для всех субъектов туриндустрии;

• проведение технической экспертизы;

• повышение уровня взаимодействия структур ведомственных подразделений;

• разработку системы предупреждения и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Так, к инструментам фискальной и монетарной политики, направленной на урегулирование

и снижение негативных последствий мирового финансового кризиса, применяемых в мировой практике, в том числе и в России, относят: сокращение процентных ставок, публичные гарантии, рекапитализацию банков, длительное поддержание уровня ликвидности и т. д.

В решении проблем развития международного туризма существенна значимость деятельности межправительственных организаций, специализированных международных неправительственных организаций, регулирующих развитие международного туризма, основной функцией которых является продвижение туризма как социально-культурного развития общества, в том числе регулирование процесса посткризисного восстановления туристской отрасли. К таким организациям относятся: Всемирная торговая организация (ВТО), Организация Объединенных Наций, Всемирная туристская организация, Международный совет по туризму (WTTC), Международный валютный фонд (МВФ), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств, Международная ассоциация конгрессов и конференций, Международная гостиничная ассоциация, Международная федерация кемпинга, Международный туристский альянс, Международное бюро по социальному туризму и др. Основной целью подобных организаций является содействие развитию устойчивого туризма на мировом уровне при помощи различных инструментов регулирования, среди которых существенное преимущество отдается проведению мероприятий международного масштаба по обеспечению функционирования туризма как важной сферы международных отношений. Например, в японском городе Нара состоялись встреча министров по туризму стран АТЭС и заседание рабочей группы АТЭС по туризму, где принял участие и заместитель руководителя Ростуризма. Основными вопросами саммита являлись пути преодоления кризисных явлений, посткризисное развитие отрасли туризма, инвестиции, предпосылки и ограничения для развития устойчивого туризма. Отмечалась усиленная тенденция развития туристской индустрии с существенным значением для экономики, поскольку данная отрасль для многих стран является основным источником доходов, занятости и представляет собой межотраслевой комплекс, способствующий развитию смежных отраслей экономики.

Рис. 2. Въезд иностранных граждан в Россию по целям поездок в 2008 г (из стран дальнего зарубежья), % [3]: 1 — служебная; 2 — туризм; 3 — частная; 4 — транзит; 5 — обслуживающий персонал

Туристская отрасль играет важную роль и в экономике России, вклад которой составляет около 1,5 % от отечественного ВВП. Занятость населения страны в данной отрасли характеризуется той же величиной; для сравнения: в глобальной туристической индустрии занят каждый десятый работник, а в развитых странах объем занятости населения составляет 5—7 %. Российский рынок туризма подразделяется на несколько видов, среди которых выделяют въездной, выездной и внутренний туризм. Развитие выездного туризма в России обусловлено динамичной тенденцией роста выезда российских граждан за рубеж, в то время как въездной и внутренний туризм отличаются низким уровнем развития. Несмотря на огромный природно-ресурсный потенциал, позволяющий развивать различные виды и направления в отечественной туриндустрии, существует немало ограничений, препятствующих развитию и росту потоков въездного и внутреннего туризма. К числу наиболее значимых относятся: • неразвитость сервиса и инфраструктуры;

истощение природных ресурсов на определенных территориях вследствие неравномерного распределения территориальной нагрузки; короткий курортный сезон; высокие транспортные тарифы и коммунальные платежи для средств размещения и, как следствие, рост цен на отечественные услуги и гостиницы.

Низкий уровень развития туристского предложения в России характеризуется значительными сезонными колебаниями, несмотря на уникальные возможности и природный потенциал. Въездной туристский поток иностранных граждан в Россию рассматривают исходя из целей поездок, среди которых выделяют служебные, туризм, частные, транзит и обслуживающий персонал. На рис. 2 представлены данные по целям поездок въездного потока иностранных граждан в Россию. По данным Госкомстата, в 2008 г. въезд иностранных граждан в Россию с целью туризма составил 25 % от общего въездного туристского потока из стран дальнего зарубежья. Лидерами по въездному туризму в Россию являются Германия, США, Великобритания, Финляндия и Китай (табл. 4).

Устойчивый рост выездного потока российских туристов за границу в 2008 г. отмечается в такие страны дальнего зарубежья, как Турция, Китай, Египет, ставшие наиболее популярными направлениями, а также Италия, Испания, Германия, Греция и Финляндия (табл. 5). Эти страны характеризуются наиболее развитой инфраструктурой, приемлемой ценовой политикой, а также высоким уровнем сервиса.

По данным отечественной статистики, российские граждане выезжают в страны дальнего зарубежья преимущественно с целью туризма,

Таблица 4

Число прибытий иностранных граждан в Россию по целям поездок в 2008 г. (из стран дальнего зарубежья), тыс. поездок [3]

Страна Цель поездки

Служебная Туризм Частная Транзит Обслуживающий персонал

Финляндия 520 140 270 0 80

Китай 198 120 385 7 100

Польша 520 25 170 8 30

Литва 195 60 385 7 25

Эстония 200 50 385 3 23

Германия 195 330 55 8 22

Латвия 205 60 105 5 24

США 80 190 25 5 12

Великобритания 81 155 27 0 12

Турция 105 60 13 5 55

Таблица 5

Выезд российских граждан за границу по целям поездок в 2008 г. (в страны дальнего зарубежья), тыс. поездок [3]

Страна Цель поездки

Служебная Туризм Частная Обслуживающий персонал

Китай 510 2 050 400 240

Турция 45 2 250 250 210

Египет 50 1 450 62 60

Эстония 30 60 1 350 30

Германия 210 400 450 62

Литва 30 60 550 32

Италия 25 450 60 30

Испания 15 448 30 28

Греция 5 447 28 28

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сократился по сравнению с 2008 г. на 15 %. Однако в целом темпы роста выездного туризма в страны дальнего зарубежья показали положительную динамику (106 %) во многом благодаря тенденции роста частных поездок (163 %).

Въездной туризм показал отрицательную динамику, обусловленную влиянием спада в мировой экономике, и в 2009 г. по сравнению с 2008 г. сократился на 8 % (табл. 7).

В настоящее время состояние сферы туризма в России в целом характеризуется стабильными показателями роста. В рамках как внутренней, так внешней политики России предпринимаются меры по развитию и регулированию международного туризма.

Так, в июле 2010 г. Правительством РФ была одобрена концепция федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011—2016 годы», рассматриваемая как важный инструмент правовой базы государственной поддержки отрасли. В соответствии с данной концепцией въездной поток в страну иностранных граждан за последующие пять лет должен вырасти в 7 раз, объем

Таблица 6

Выезд российских граждан в страны дальнего зарубежья по целям поездок, тыс. поездок [1, 3]

Цель поездки Число выездов российских граждан*

1995 г. 2000 г. 2005 г. 2008 г. 2009 г.

Всего... 8 396 9 819 14 838 20 464 21 638

В том числе по целям поездок:

служебная 1 696 1 611 1 864 1 614 1 043

туризм 2 555 4 252 6 405 10 822 9 192

частная 2 925 2 867 5 149 6 072 9 879

транзит — — — — —

обслуживающий персонал** 1 220 1 089 1 420 1 956 1 525

* Без учета выездов граждан на постоянное место жительства и военнослужащих.

"Водители автотранспортных средств и экипажи морских, речных и воздушных судов, бригады железнодорожного транспорта.

4 1

Рис. 3. Выезд за границу российских граждан по целям поездок в 2008 г. (в страны дальнего зарубежья), % [3]: 1 — служебная; 2 — туризм; 3 — частная; 4 — обслуживающий персонал

что составляет 53 % от общего числа выезжающих (рис. 3).

Глобальный финансовый кризис в отечественной отрасли туризма проявился прежде всего снижением потоков как выездного, так и въездного туризма за зимний период 2008—2009 гг. Согласно данным, приведенным в табл. 6, поток выезда российских граждан за рубеж с целью туризма в 2009 г.

Таблица 7

Въезд в Россию иностранных граждан из стран дальнего зарубежья по целям поездок, тыс. поездок [1, 3]

Цель поездки Число прибытий иностранных граждан*

1995 г. 2000 г. 2005 г. 2008 г. 2009 г.

Всего... 5 311 7 410 9 398 8 551 8 361

В том числе по целям поездок:

служебная 2 186 1 997 2 591 2 945 2 755

туризм 1 787 2 215 2 251 2 168 2 000

частная 544 2 239 3 516 2 389 2 663

транзит 84 90 148 105 60

обслуживающий персонал 710 869 892 945 883

*Без учета прибытий на постоянное место жительства.

внутреннего туристского потока—в 1,4 раза, объем платных услуг — в 4,4 раза, увеличится число гостиниц в 3,9 раза, занятость в сфере туризма — на 2,1 %. Общий объем финансирования ФЦП в сфере туризма насчитывает около 332 млрд руб., в том числе средства федерального бюджета составят 96 млрд руб. (28,9 %), средства бюджетов субъектов Федерации, включая бюджеты муниципальных образований, — 25 млрд руб. (7,5 %), внебюджетные средства — 211 млрд руб. (63,6 %). Существенную роль в продвижении сферы туризма в России призваны играть такие министерства и ведомства, как Минтранс России, Минздравсоцразвития России, МИД России, правоохранительные органы, без поддержки которых решение проблем, являющихся значимым препятствием на пути к развитию данной отрасли, по меньшей мере малоэффективно.

С точки зрения конкурентоспособности важнейшим фактором любой туристской дестинации является туристический маркетинг, создающий благоприятный туристический имидж страны. По данным Всемирного экономического форума (WEF), Россия занимает 122-е место в мире из 133 по эффективности маркетинга в сфере туризма. В мировой практике ярким примером создания туристического имиджа страны является организация фестивалей в Южной Корее. Так называемый событийный туризм получил довольно динамичное развитие в стране благодаря мероприятиям, направленным на создание имиджа и привлечение туристов со всего мира. Одним из крупнейших событий в Южной Корее является 50-дневный фестиваль распродаж Korea Grand Sale 2011. Более 13 тыс. магазинов республики принимают участие в мероприятии, среди которых самые крупные универмаги, оптовые склады и магазины беспошлинной торговли, предлагающие разнообразные скидки.

По прогнозам Всемирной туристской организации, в 2020 г. наиболее перспективные направления в отрасли туризма в мире будут занимать следующие страны: Китай, США, Франция, Испания, Гонконг, Россия (стране отводится девятое место). По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, российский туристический рынок в ближайшую декаду будет развиваться высокими темпами и войдет в тройку мировых лидеров по объемам капиталовложений в туристскую отрасль. Наиболее привлекательный регион в России с точки зрения развития туризма — Краснодарский край, известный огромным и уникальным рекреационным потенциалом. Важнейшим фактором развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края является рост инвестиций в основной капитал предприятий.

Одним из наиболее перспективных направлений развития туристской отрасли в России, в том числе и в Краснодарском крае, является горнолыжный туризм. Наиболее показательный пример представляет горно-рекреационный комплекс «Гора Семиглавая», сочетающий как зимний, так и летний отдых. О существенной значимости данного направления свидетельствует готовность государства к строительству на Северном Кавказе пяти новых горнолыжных курортов к 2020 г., размещение которых планируется в Матласе (Дагестан), Мамисоне (Северная Осетия), Архызе (Карачаево-Черкесия), Лаго-Наки (Адыгея) и на Эльбрусе (Кабардино-Балкария) общей стоимостью 451,44 млрд руб.

Еще одним перспективным направлением развития российской сферы туризма выступает сотрудничество в данном направлении с рядом стран. Так, с целью ознакомления с национальными и природными особенностями, культурой между Никарагуа и Россией достигнуты договоренности

о создании и продвижении совместных туристских продуктов, а также налажен обмен статистической информацией. Актуальным остается вопрос сотрудничества в области туризма между Россией и Японией, потому как Россия включена в число приоритетных направлений Японии с целью увеличения к 2016 г. потока туристов из России до 300 тыс. чел. в год. Достижение данной цели может быть осуществлено посредством смягчения визовой политики, а также увеличением объема информации между странами. Однако в связи с происшедшей природной катастрофой, очевидно, следует ожидать отрицательной динамики в развитии туристской отрасли Японии.

В целом как в российской, так и в мировой практике на этапе посткризисного восстановления глобальной и национальных экономик отмечаются положительные темпы роста международного туризма. Особенно это относится к странам с растущей экономикой. Вместе с тем для сохранения положительных тенденций необходимы значительные финансовые вливания в создание благоприятной среды для ведения бизнеса, участие в разработке новых проектов, а также расширение регионального сотрудничества. В данном направлении значима деятельность межправительственных и специализированных международных неправительственных организаций, способствующих регулированию процесса посткризисного восстановления туристской отрасли. В России, несмотря на огромный природ-но-ресурсный потенциал, позволяющий развивать различные виды и направления в туриндустрии,

существует немало ограничений, препятствующих более динамичному развитию и росту потоков международного туризма. Представляется, что для решения существующих проблем в отечественной туриндустрии может быть полезен зарубежный опыт, в том числе меры направленные на создание благоприятного имиджа страны в мире, развитие маркетинга в туризме.

Список литературы

1. Пограничная служба ФСБ России: официальный сайт. URL: http://ps. fsb. ru.

2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю: официальный сайт. URL: http://www. krsdstat. ru.

3. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации // Платежный баланс Российской Федерации. Внешняя торговля Российской Федерации. Официальный сайт. URL: http://www. gks. ru.

4. International Monetary Fund (IMF). World Economic Outlook. 2009.

5. Papatheodorou A., Rosselly J., Xiao H. Global Economic Crisis and Tourism: Consequences and Perspectives. Journal of Travel Research, 2010. URL: http://jtr. sagepub. com/content/49/1/39.

6. United Nations World Tourism Organization (UNWTO/PATA). Forum on Tourism Trends and Outlook. China, 2009.

7. United Nations World Tourism Organization (UNWTO). World Tourism Barometer June 2009. Madrid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.