Научная статья на тему 'Развитие делового туризма в России'

Развитие делового туризма в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
692
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серегина В.В.

Для многих стран мира туризм является одной из наиболее рентабельных отраслей, приносящих огромные прибыли. На его долю приходится около 10% мирового валового продукта. Туризм занимает ведущее место в национальных программах развития экономики многих стран, являясь частью комплексного плана социально-экономического развития стран наряду с такими секторами экономики как сельское хозяйства, промышленность, здравоохранение, образование и др. Туризм дает каждое десятое рабочее место, на его долю приходится 7% капиталовложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие делового туризма в России»

мы ждем вас, гости... дорогие

развитие делового туризма в России

Для многих стран мира туризм является одной из наиболее рентабельных отраслей, приносящих огромные прибыли. На его долю приходится около 10% мирового валового продукта. Туризм занимает ведущее место в национальных программах развития экономики многих стран, являясь частью комплексного плана социально-экономического развития стран наряду с такими секторами экономики как сельское хозяйства, промышленность, здравоохранение, образование и др. Туризм дает каждое десятое рабочее место, на его долю приходится 7% капиталовложений.

Российская Федерация, несмотря на свой высокий потенциал, занимает пока весьма скромное место на мировом рынке туризма. На ее долю приходится всего около одного процента мирового туристского потока. В ВВП нашей страны доля туризма незначительна. Это свидетельствует о низком уровне его развития и показателем незначительной степени внимания государства к этой сфере деятельности. Исключение составляет лишь Москва, где до 7% годового бюджета столицы формируется именно за счет поступлений от туризма. Конечно, сложно утверждать, что Россия будет получать от туризма доходы, сопоставимые с доходами от этой сферы экономики, например, средиземноморских стран. В то же время нельзя не признать, что возможности развития туризма в России огромны и в значительной степени не использованы.

Вплоть до недавнего времени индустрия туризма рассматривалась в нашей стране как второстепенная отрасль, хотя и опыт, и практика других

Серёгина В.В.

Российская

экономическая

академия

им. ГВ. Плеханова

ры:

от туризма доходы,

сопоставимые с доходами

от этой сферы экономики,

гдиземноморских стран

сложно утверждать, что стран говорят об обрат__ном. Состояние турист-

Россия будет получать ской отрасли России без

должного эффективного участия государства привело к тому, что Россия выступает в качестве поставщика туристов за рубеж, и, как следствие, к оттоку за границу крупных сумм валюты при одновременном снижении доходов от иностранного туризма. На протяжении последних 10 лет международный туризм в России развивался преимущественно с ориентацией на выезд. Основным фактором, повлиявшим на такой рост выездного потока, явился огромный «отложенный спрос» на поездки за границу. Сегодня велика доля прибытий туристов из стран, которые также как и Рос: являются активными участниками в дви-ии денежных потоков в сфере туризма ольша, Финляндия, Китай), в то время как доля бытий из стран, действительно приносящих валютный доход (Германия, США, Франция, Великобритания, Италия, Япония), незначительна. авнивая характер поездок иностранных эаждан в Россию в период с 1995 по 2003гг., озможно отметить, что быстрее других росло число частных поездок - более чем втрое. Количество поездок со служебными целями сократилось за этот период на 11% и составило в 2003г. лишь 11% от общего числа прибытий иностранных граждан. При этом доля поездок со служебными целями иностранных граждан из стран вне СНГ в 2003г. составила 25% от числа прибытий из данных регионов (24% в 2004г. соответственно) и всего 9% от общего числа прибытий. Следует отметить, что доля поездок со служебными целями из стран вне СНГ остается постоянной вот уже на протяжении 7 лет. Также необходимо принимать во внимание, что, учитывая сложную процедуру получения российской бизнес-визы, многие люди, приезжающие в Россию с деловыми целями, вынуждены

оформлять туристическую визу, указывая в качестве целей своего пребывания либо туризм, либо частную поездку.

Сложившийся негативный образ Российской Федерации как страны, неблагоприятной для туризма, неразвитость туристской инфраструктуры, неблагоприятный визовый режим, а также несоответствие цены качества являются главными факторами, сдерживающими прибытия иностранных туристов из стран Дальнего Зарубежья. _

Согласно прогнозу Всемирного совета по туризму и путешествиям (тТС), в 2005 - 2014 годах наша страна выйдет на второе место в

мире по инвестициям в туристическую от- _

расль. При этом прогноз роста деловых поездок в мире составит 4,7% на период с 2006 по _

2015 гг. Таким образом, деловой туризм - одна _

из наиболее перспективных и высокодоходных сфер мировой экономики. Рынок делового туризма в России в качестве бизнеса существует недавно (речь идет только о последнем десятилетии) и сейчас находится в стадии становления. Емкость российского рынка _

деловых поездок в 2004г. оценивалась в 860 млн. _

долларов США: 80% из них пока приходится на _

бронирование авиабилетов и гостиничных мест и лишь 20% - на дополнительные услуги.

75-80% рынка делового туризма приходится на _

Москву и Санкт-Петербруг. Соответственно, _

участники данного сегмента рынка - и тур- _

фирмы, и их клиенты - сосредоточены в основном в наших двух столицах. Из общего числа посетителей Москвы из дальнего зарубежья более половины (51%) всех _

иностранных гостей указывает деловую цель в качестве основной причины поездки. Выгоды

от организации круп- _

ных форумов для гости- нельзя не признать, что ниц, транспортных

компаний, да и государ- возможности развития ства в целом - очевид-

ны. Наиболее динамич- туризма в России огромны

но развивающимся ви-

дом делового туризма и в значительной степени

является конгрессный _

туризм, который вно- не использованы

деловой туризм - одна сит значительный вклад

в национальный доход

из наиболее перспективных как развивающихся, так

и высокоразвитых

и высокодоходных сфер стран.

К примеру, в материа-

мировой экономики лах, опубликованных __Профессиональной Ас_ социацией Менеджмента Съездов, указывается,

_ что в 2004 г. доля конгрессного туризма в вало-

_ вом национальном продукте (ВНП) США соста-

_ вила 122,31 миллиардов долл. что соответствует двадцать девятому месту среди отраслей _ промышленности и сферы услуг, внесших наибольший вклад в ВНП. По этому показателю он обогнал таких общепризнанных гигантов, как фармацевтическая и медицинская отрасли

_ промышленности. О его социальном значении

свидетельствует и тот факт, что число непосредственно занятых в данном виде делового

_ туризма в США оценивается в 1,7 млн. человек -

_ т.е. каждый 86 гражданин США прямо или косвенно занят в сфере конгрессного туризма.

_ По оценкам специалистов конгрессный туризм

_ сегодня обеспечивает не более 5-7% загрузки

ведущих московских гостиниц, в то время как

_ на Западе эта цифра достигает 30%. При этом

наиболее распространенной формой продажи конгрессных услуг гостиницами Москвы являются конференц-пакеты. И хотя возможностями для проведения деловых встреч и конференций располагает также ряд бизнес-центров, в Москве отсутствует современный конгресс-центр, способный принимать многотысячные международные деловые форумы. Основными заказчиками конференций и конгрессов выступают отечественные финансовые, компьютерные, фармацевтические и страховые компании. _ Деловой туризм оказывает воздействие на развитие экономики тех стран, где он активно пропагандируется вследствие своих отличи_ тельных особенностей:

_ - внесезонностью (мероприятия с участием деловых путешественников проводятся в течение _ всего года);

_ - прогнозируемостью (мероприятие планиру-

ется за значительный срок до его проведения); _

- массовостью;

- ориентацией на потребление услуг среднего

и высокого качества, а также широким спект- _

ром дополнительных услуг. Отсюда следует, что с учетом реальных возможностей инфраструктуры российского туризма, требуется сосредоточить усилия на наиболее перспективном сегменте туристского

рынка, имеющего экспортную направлен- _

ность, а именно на деловом туризме в целом и конгрессном туризме, в частности. Для достижения данной цели необходимо провести:

1) определение норм качества, которым долж- _

ны отвечать принимающие службы и профессиональные организации, обслуживающие конференции;

2) оценку существующих возможностей национальной территории;

3) координацию работы профессионалов;

4) обеспечение обмена информацией между всеми заинтересованными участниками данного сегмента рынка; _

5) оказание бесплатной помощи организаторам совещаний в вопросах выбора мест и дат проведения конференций, церемонии открытия, проведения и закрытия, а также консульти-__

рование их по вопросам взаимодействия с местными властями.

Среди способов и методов продвижения, характерных для рынка конгрессного туризма, выде- _

ляются два принципиально отличных понятия: непосредственное продвижение конференции,

а также продвижение региона как центра кон- _

грессного туризма. Важно разработать и реали- _

зовать конкретные предложения по осуществ- _

лению государственной политики в области туризма и, в частности, конгрессного туризма. _

Должен быть четко продуман механизм регули- _

рующих методов со стороны государства.

В настоящее время основной проблемой въезд- _

ного и внутреннего делового туризма в России является неразвитость рынка специализированных деловых услуг. Отсутствие необходимой инфраструктуры неизбежно затрудняет

деятельность российских профессиональных компаний, создает трудности для грамотной организации деловых путешествий, усложняет взаимодействие с родственными международными и национальными структурами. В целях развития делового туризма в России необходимо:

- активизировать государственную политику в области делового (особенно въездного) туризма. Разработать комплексный план мероприятий по созданию и продвижению на рынок как положительного образа России, так и туристского продукта для делового потребителя;

- создать законодательную базу в области делового туризма, а также усовершенствовать туристское законодательство;

- обеспечить поддержку деятельности общественных организаций;

- дать жизнь консалтинговым структурам, специализирующимся в области делового туризма и индустрии встреч по типу международных конгрессных бюро, которые могли бы осуществлять учебную и консультационную деятельность, а также заниматься национальным маркетингом и рекламой;

- адаптировать и продвигать международные стандарты и технологии.

Тщательное планирование туристской деятельности на всех уровнях является обязательным условием обеспечения ее успешного развития. Ввиду того, что туризм является довольно сложной отраслью экономики, охватывающей различные ее сферы и слои общества, в России необходимо срочно приступать к четкому планированию и организации туристской отрасли. Мировой опыт показывает, что успех развития туризма в решающей степени зависит от того, как воспринимается эта отрасль в правительственных кругах, насколько эффективно организовано управление и в какой степени она пользуется государственной поддержкой. Создание образа России как страны, благоприятной для ведения бизнеса, является одним из определяющих условий дальнейшего развития въездного делового туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.