мы ждем вас, гости... дорогие
развитие делового туризма в России
Для многих стран мира туризм является одной из наиболее рентабельных отраслей, приносящих огромные прибыли. На его долю приходится около 10% мирового валового продукта. Туризм занимает ведущее место в национальных программах развития экономики многих стран, являясь частью комплексного плана социально-экономического развития стран наряду с такими секторами экономики как сельское хозяйства, промышленность, здравоохранение, образование и др. Туризм дает каждое десятое рабочее место, на его долю приходится 7% капиталовложений.
Российская Федерация, несмотря на свой высокий потенциал, занимает пока весьма скромное место на мировом рынке туризма. На ее долю приходится всего около одного процента мирового туристского потока. В ВВП нашей страны доля туризма незначительна. Это свидетельствует о низком уровне его развития и показателем незначительной степени внимания государства к этой сфере деятельности. Исключение составляет лишь Москва, где до 7% годового бюджета столицы формируется именно за счет поступлений от туризма. Конечно, сложно утверждать, что Россия будет получать от туризма доходы, сопоставимые с доходами от этой сферы экономики, например, средиземноморских стран. В то же время нельзя не признать, что возможности развития туризма в России огромны и в значительной степени не использованы.
Вплоть до недавнего времени индустрия туризма рассматривалась в нашей стране как второстепенная отрасль, хотя и опыт, и практика других
Серёгина В.В.
Российская
экономическая
академия
им. ГВ. Плеханова
ры:
от туризма доходы,
сопоставимые с доходами
от этой сферы экономики,
гдиземноморских стран
сложно утверждать, что стран говорят об обрат__ном. Состояние турист-
Россия будет получать ской отрасли России без
должного эффективного участия государства привело к тому, что Россия выступает в качестве поставщика туристов за рубеж, и, как следствие, к оттоку за границу крупных сумм валюты при одновременном снижении доходов от иностранного туризма. На протяжении последних 10 лет международный туризм в России развивался преимущественно с ориентацией на выезд. Основным фактором, повлиявшим на такой рост выездного потока, явился огромный «отложенный спрос» на поездки за границу. Сегодня велика доля прибытий туристов из стран, которые также как и Рос: являются активными участниками в дви-ии денежных потоков в сфере туризма ольша, Финляндия, Китай), в то время как доля бытий из стран, действительно приносящих валютный доход (Германия, США, Франция, Великобритания, Италия, Япония), незначительна. авнивая характер поездок иностранных эаждан в Россию в период с 1995 по 2003гг., озможно отметить, что быстрее других росло число частных поездок - более чем втрое. Количество поездок со служебными целями сократилось за этот период на 11% и составило в 2003г. лишь 11% от общего числа прибытий иностранных граждан. При этом доля поездок со служебными целями иностранных граждан из стран вне СНГ в 2003г. составила 25% от числа прибытий из данных регионов (24% в 2004г. соответственно) и всего 9% от общего числа прибытий. Следует отметить, что доля поездок со служебными целями из стран вне СНГ остается постоянной вот уже на протяжении 7 лет. Также необходимо принимать во внимание, что, учитывая сложную процедуру получения российской бизнес-визы, многие люди, приезжающие в Россию с деловыми целями, вынуждены
оформлять туристическую визу, указывая в качестве целей своего пребывания либо туризм, либо частную поездку.
Сложившийся негативный образ Российской Федерации как страны, неблагоприятной для туризма, неразвитость туристской инфраструктуры, неблагоприятный визовый режим, а также несоответствие цены качества являются главными факторами, сдерживающими прибытия иностранных туристов из стран Дальнего Зарубежья. _
Согласно прогнозу Всемирного совета по туризму и путешествиям (тТС), в 2005 - 2014 годах наша страна выйдет на второе место в
мире по инвестициям в туристическую от- _
расль. При этом прогноз роста деловых поездок в мире составит 4,7% на период с 2006 по _
2015 гг. Таким образом, деловой туризм - одна _
из наиболее перспективных и высокодоходных сфер мировой экономики. Рынок делового туризма в России в качестве бизнеса существует недавно (речь идет только о последнем десятилетии) и сейчас находится в стадии становления. Емкость российского рынка _
деловых поездок в 2004г. оценивалась в 860 млн. _
долларов США: 80% из них пока приходится на _
бронирование авиабилетов и гостиничных мест и лишь 20% - на дополнительные услуги.
75-80% рынка делового туризма приходится на _
Москву и Санкт-Петербруг. Соответственно, _
участники данного сегмента рынка - и тур- _
фирмы, и их клиенты - сосредоточены в основном в наших двух столицах. Из общего числа посетителей Москвы из дальнего зарубежья более половины (51%) всех _
иностранных гостей указывает деловую цель в качестве основной причины поездки. Выгоды
от организации круп- _
ных форумов для гости- нельзя не признать, что ниц, транспортных
компаний, да и государ- возможности развития ства в целом - очевид-
ны. Наиболее динамич- туризма в России огромны
но развивающимся ви-
дом делового туризма и в значительной степени
является конгрессный _
туризм, который вно- не использованы
деловой туризм - одна сит значительный вклад
в национальный доход
из наиболее перспективных как развивающихся, так
и высокоразвитых
и высокодоходных сфер стран.
К примеру, в материа-
мировой экономики лах, опубликованных __Профессиональной Ас_ социацией Менеджмента Съездов, указывается,
_ что в 2004 г. доля конгрессного туризма в вало-
_ вом национальном продукте (ВНП) США соста-
_ вила 122,31 миллиардов долл. что соответствует двадцать девятому месту среди отраслей _ промышленности и сферы услуг, внесших наибольший вклад в ВНП. По этому показателю он обогнал таких общепризнанных гигантов, как фармацевтическая и медицинская отрасли
_ промышленности. О его социальном значении
свидетельствует и тот факт, что число непосредственно занятых в данном виде делового
_ туризма в США оценивается в 1,7 млн. человек -
_ т.е. каждый 86 гражданин США прямо или косвенно занят в сфере конгрессного туризма.
_ По оценкам специалистов конгрессный туризм
_ сегодня обеспечивает не более 5-7% загрузки
ведущих московских гостиниц, в то время как
_ на Западе эта цифра достигает 30%. При этом
наиболее распространенной формой продажи конгрессных услуг гостиницами Москвы являются конференц-пакеты. И хотя возможностями для проведения деловых встреч и конференций располагает также ряд бизнес-центров, в Москве отсутствует современный конгресс-центр, способный принимать многотысячные международные деловые форумы. Основными заказчиками конференций и конгрессов выступают отечественные финансовые, компьютерные, фармацевтические и страховые компании. _ Деловой туризм оказывает воздействие на развитие экономики тех стран, где он активно пропагандируется вследствие своих отличи_ тельных особенностей:
_ - внесезонностью (мероприятия с участием деловых путешественников проводятся в течение _ всего года);
_ - прогнозируемостью (мероприятие планиру-
ется за значительный срок до его проведения); _
- массовостью;
- ориентацией на потребление услуг среднего
и высокого качества, а также широким спект- _
ром дополнительных услуг. Отсюда следует, что с учетом реальных возможностей инфраструктуры российского туризма, требуется сосредоточить усилия на наиболее перспективном сегменте туристского
рынка, имеющего экспортную направлен- _
ность, а именно на деловом туризме в целом и конгрессном туризме, в частности. Для достижения данной цели необходимо провести:
1) определение норм качества, которым долж- _
ны отвечать принимающие службы и профессиональные организации, обслуживающие конференции;
2) оценку существующих возможностей национальной территории;
3) координацию работы профессионалов;
4) обеспечение обмена информацией между всеми заинтересованными участниками данного сегмента рынка; _
5) оказание бесплатной помощи организаторам совещаний в вопросах выбора мест и дат проведения конференций, церемонии открытия, проведения и закрытия, а также консульти-__
рование их по вопросам взаимодействия с местными властями.
Среди способов и методов продвижения, характерных для рынка конгрессного туризма, выде- _
ляются два принципиально отличных понятия: непосредственное продвижение конференции,
а также продвижение региона как центра кон- _
грессного туризма. Важно разработать и реали- _
зовать конкретные предложения по осуществ- _
лению государственной политики в области туризма и, в частности, конгрессного туризма. _
Должен быть четко продуман механизм регули- _
рующих методов со стороны государства.
В настоящее время основной проблемой въезд- _
ного и внутреннего делового туризма в России является неразвитость рынка специализированных деловых услуг. Отсутствие необходимой инфраструктуры неизбежно затрудняет
деятельность российских профессиональных компаний, создает трудности для грамотной организации деловых путешествий, усложняет взаимодействие с родственными международными и национальными структурами. В целях развития делового туризма в России необходимо:
- активизировать государственную политику в области делового (особенно въездного) туризма. Разработать комплексный план мероприятий по созданию и продвижению на рынок как положительного образа России, так и туристского продукта для делового потребителя;
- создать законодательную базу в области делового туризма, а также усовершенствовать туристское законодательство;
- обеспечить поддержку деятельности общественных организаций;
- дать жизнь консалтинговым структурам, специализирующимся в области делового туризма и индустрии встреч по типу международных конгрессных бюро, которые могли бы осуществлять учебную и консультационную деятельность, а также заниматься национальным маркетингом и рекламой;
- адаптировать и продвигать международные стандарты и технологии.
Тщательное планирование туристской деятельности на всех уровнях является обязательным условием обеспечения ее успешного развития. Ввиду того, что туризм является довольно сложной отраслью экономики, охватывающей различные ее сферы и слои общества, в России необходимо срочно приступать к четкому планированию и организации туристской отрасли. Мировой опыт показывает, что успех развития туризма в решающей степени зависит от того, как воспринимается эта отрасль в правительственных кругах, насколько эффективно организовано управление и в какой степени она пользуется государственной поддержкой. Создание образа России как страны, благоприятной для ведения бизнеса, является одним из определяющих условий дальнейшего развития въездного делового туризма.