Научная статья на тему 'Методика количественной оценки экспортного туристского потенциала как инструмент развития международного туризма'

Методика количественной оценки экспортного туристского потенциала как инструмент развития международного туризма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
330
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / ЭКСПОРТНЫЙ ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ / TOURISM / INTERNATIONAL TOURISM / INBOUND TOURISM / FACTORS OF TOURISM DEVELOPMENT / EXPORT TOURISM POTENTIAL / CLASSIFICATION OF TOUSIM DEVELOPMENT FACTORS / QUANTITATIVE EVALUATION OF TOURISM DEVELOPMENT FACTORS / PROBLEMS OF TOURISM DEVELOPMENT IN A REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Солодков Михаил Викторович, Борисова Алина Олеговна

Значение международного туризма как отрасли мирового хозяйства непрерывно возрастает. Вклад туризма и сопутствующих отраслей в развитие национальной экономики является важным фактором ее равномерного функционирования. В настоящее время Россия использует далеко не все возможности, связанные с развитием международного туризма на территории страны. Учитывая высокий потенциал развития туристической отрасли и имеющиеся у России значительные неиспользуемые резервы в этой сфере, нужно признать, что активное содействие развитию въездного международного туризма является очевидной и крайне актуальной задачей, стоящей перед нашей страной на современном этапе развития. В статье обосновывается введение нового термина «экспортный туристский потенциал» и определяется его значение и отличие от уже имеющихся в научном обороте терминов. Также представляется разработанная классификация факторов развития международного туризма на национальном и региональном уровне и определяются основные параметры методики, базирующейся на экономико-математическом моделировании, которая позволяет определять степень воздействия различных факторов на формирование и развитие экспортного туристского потенциала государства. Особый интерес представляет возможность использования разработанной методики для оценки экспортного туристского потенциала отдельных регионов России, что позволит дифференцированно подходить к вопросам развития и поддержки международного въездного туризма на территориях, существенно отличающихся друг от друга по многим параметрам. Возможность проведения исследования экспортного туристского потенциала на основе формализованной методики, включающей элементы экономико-математического моделирования, может стать основой практического инструментария, позволяющего органам государственного управления разных уровней более качественно и комплексно подходить к решению вопросов развития и поддержки международного туризма в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Солодков Михаил Викторович, Борисова Алина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUANTITATIVE ASSESSMENT OF EXPORT TOURISM POTENTIAL AS A TOOL OF INTERNATIONAL TOURISM DEVELOPMENT

The importance of international tourism as an industry of the world economy is continuously increasing. The contribution of tourism and related industries to the development of the national economy is an important factor of its stable functioning. Currently Russia does not use all the opportunities associated with the development of international tourism in this country. Considering the high potential of the tourism industry and Russia's significant unused reserves in this area, it must be recognized that active promotion of the inbound tourism is an obvious and extremely urgent task facing our country. The article justifies the introduction of the new term "export tourism potential" and determines its significance and difference from similar scientific terms. The developed classification of the international tourism development factors is also represented, and the main parameters of the methodology based on economic and mathematical modeling are determined. This methodology allows to estimate the strength of the various factors influence on the export tourism potential of the state. The particular interest is the possibility of using the developed methodology to assess the export tourism potential of individual regions of Russia. It will allow to differentiate the development of international inbound tourism in territories that differ significantly in many parameters. The study of export tourist potential based on the formalized methodology including economic and mathematical modeling can become the basis for creation of practical tools which allow government to improve the the strategy of international tourism support and development in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Методика количественной оценки экспортного туристского потенциала как инструмент развития международного туризма»

Solodkov Mikhail Viktorovich, Borisova Alina Olegovna QUANTITATIVE ASSESSMENT OF EXPORT ...

economic sceinces

УДК 338.484

МЕТОДИКА КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ ЭКСПОРТНОГО ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

© 2018

Солодков Михаил Викторович, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и международного бизнеса Борисова Алина Олеговна, преподаватель кафедры мировой экономики и международного бизнеса Байкальский государственный университет (664003, Россия, Иркутск; ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected])

Аннотация. Значение международного туризма как отрасли мирового хозяйства непрерывно возрастает. Вклад туризма и сопутствующих отраслей в развитие национальной экономики является важным фактором ее равномерного функционирования. В настоящее время Россия использует далеко не все возможности, связанные с развитием международного туризма на территории страны. Учитывая высокий потенциал развития туристической отрасли и имеющиеся у России значительные неиспользуемые резервы в этой сфере, нужно признать, что активное содействие развитию въездного международного туризма является очевидной и крайне актуальной задачей, стоящей перед нашей страной на современном этапе развития. В статье обосновывается введение нового термина «экспортный туристский потенциал» и определяется его значение и отличие от уже имеющихся в научном обороте терминов. Также представляется разработанная классификация факторов развития международного туризма на национальном и региональном уровне и определяются основные параметры методики, базирующейся на экономико-математическом моделировании, которая позволяет определять степень воздействия различных факторов на формирование и развитие экспортного туристского потенциала государства. Особый интерес представляет возможность использования разработанной методики для оценки экспортного туристского потенциала отдельных регионов России, что позволит дифференцированно подходить к вопросам развития и поддержки международного въездного туризма на территориях, существенно отличающихся друг от друга по многим параметрам. Возможность проведения исследования экспортного туристского потенциала на основе формализованной методики, включающей элементы экономико-математического моделирования, может стать основой практического инструментария, позволяющего органам государственного управления разных уровней более качественно и комплексно подходить к решению вопросов развития и поддержки международного туризма в РФ.

Ключевые слова: туризм, международный туризм, въездной туризм, факторы развития туризма, экспортный туристский потенциал, классификация факторов развития туризма, количественная оценка факторов развития туризма, проблемы развития туризма в регионе.

QUANTITATIVE ASSESSMENT OF EXPORT TOURISM POTENTIAL AS A TOOL OF INTERNATIONAL TOURISM DEVELOPMENT

© 2018

Solodkov Mikhail Viktorovich, candidate of economic sciences, associate professor of the World Economics and International Business department Borisova Alina Olegovna, teacher of the World Economics and International Business department Baikal State University (664003, Russia, Irkutsk; Lenin street, 11, e-mail: [email protected])

Abstract. The importance of international tourism as an industry of the world economy is continuously increasing. The contribution of tourism and related industries to the development of the national economy is an important factor of its stable functioning. Currently Russia does not use all the opportunities associated with the development of international tourism in this country. Considering the high potential of the tourism industry and Russia's significant unused reserves in this area, it must be recognized that active promotion of the inbound tourism is an obvious and extremely urgent task facing our country. The article justifies the introduction of the new term "export tourism potential" and determines its significance and difference from similar scientific terms. The developed classification of the international tourism development factors is also represented, and the main parameters of the methodology based on economic and mathematical modeling are determined. This methodology allows to estimate the strength of the various factors influence on the export tourism potential of the state. The particular interest is the possibility of using the developed methodology to assess the export tourism potential of individual regions of Russia. It will allow to differentiate the development of international inbound tourism in territories that differ significantly in many parameters. The study of export tourist potential based on the formalized methodology including economic and mathematical modeling can become the basis for creation of practical tools which allow government to improve the the strategy of international tourism support and development in the Russian Federation.

Keywords: tourism, international tourism, inbound tourism, factors of tourism development, export tourism potential, classification of tousim development factors, quantitative evaluation of tourism development factors, problems of tourism development in a region.

Статистика свидетельствует, что на современном этапе международный туризм является одной из самых динамично развивающихся отраслей мировой экономики. В среднем, ежегодный прирост международного туристского потока составляет около 4,5 %. Следует заметить, что данная отрасль развивается комплексно - постоянно возрастает диверсификация международного туризма, развиваются имеющиеся и появляются новые его виды и направления, непрерывно увеличивается список мест и территорий, способных привлекать туристов из других стран и обеспечивать их необходимыми товарами, услугами и условиями. Также индустрия туризма является одним из основных факторов создания дополнительных рабочих мест, ускоряя развитие инфраструктуры внутри

страны и способствуя сохранению национальной культуры [1, с. 160].

Необходимо отметить, что по совокупности основных экономических показателей международный туризм является одной из крупнейших отраслей мирового хозяйства. На его долю приходится около 10 % мирового ВВП и примерно 9 % рабочих мест в мировой структуре занятости. Для многих стран туристская отрасль и связанные с ней сферы экономической активности являются основным источником дохода. Значительную роль туризм играет и в международной торговле: объем мирового экспорта по туризму в 2015 г. составлял около 1,5 трлн долл. США в денежном выражении, что эквивалентно 7 % совокупного мирового экспорта и

экономические науки

Солодков Михаил Викторович, Борисова Алина Олеговна МЕТОДИКА КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ ...

30 % мирового экспорта услуг. В 2016 г. эти показатели увеличились примерно на 4%, и данная тенденция сохраняется по настоящее время. Туристский экспорт по различным подсчетам равен или даже превышает экспорт таких отраслей, как автомобильная, нефтяная или продовольственная [2, с. 3]. В сфере услуг туризм сравним лишь с транспортными услугами. При этом следует заметить, что транспортные услуги, а особенно международные пассажироперевозки, непосредственно связаны с туристической сферой. В целом можно утверждать, что международный туризм играет важнейшую роль в современной мировой экономике, обеспечивая существенную долю дохода и рабочих мест национальных экономик, развивая ряд сопутствующих отраслей и способствуя укреплению международных торгово-экономических связей и интеграционных процессов.

Отдельное внимание следует уделить влиянию международного туризма на национальную и мировую экономику. Прежде всего, следует отметить некоторые особенности терминологии, действующей в этой сфере. С процессами международного туристского обмена связаны такие понятия, как туристский импорт и туристский экспорт. Туристским импортом называется ввоз в страну туристских впечатлений и вывоз денежных средств, туристским экспортом - вывоз туристских впечатлений и ввоз денежных средств [3, с. 83]. Импорт в международном туризме соответствует выездному туризму, экспорт - въездному. Таким образом, туризм является уникальной сферой, где импорт осуществляется за пределами импортирующей страны, а экспорт - внутри страны-экспортера. Эта особенность позволяет вовлечь в экспортную деятельность компании, не имеющие возможности самостоятельно заниматься классическими экспортными операциями. Это означает, что международный туризм способствует активизации экспортной деятельности национальных экономик, позволяя преодолеть имеющиеся объективные трудности, связанные с развитием отраслей производственной сферы. Кроме того, производство туристских товаров и услуг, являющихся объектом купли-продажи на мировом рынке, напрямую влияет на объемы мирового ВВП и международной торговли, а активный туристский обмен способствует углублению и расширению интеграционных процессов между странами.

Как и другие виды экспортно-импортных операций, туризм отражается в платежном балансе стран-участников международного туристского обмена и влияет на его состояние. Иностранные туристы, оплачивая товары и услуги, обеспечивают поступление валюты в бюджет принимающей страны, и тем самым активизируют ее платежный баланс. Поэтому приезд иностранных туристов носит название активного туризма. Напротив, выезд туристов сопряжен с оттоком национальной денежной единицы из страны. Международные платежи по туристским операциям такого рода фиксируются в пассиве платежного баланса страны-поставщика туристов, а сам туризм называется пассивным [4, с. 12]. Таким образом, активный туризм обогащает страну, а пассивный обедняет. Соответственно, задачей государств и регионов, участвующих в международном туристском обмене, является стимулирование и развитие, в первую очередь, въездного туризма, обогащающего национальную экономику и способствующего ее развитию, созданию новых рабочих мест и подъему уровня жизни местного населения.

Влияние туристской отрасли на национальную экономику можно в общих чертах описать следующим образом. Туристские расходы приносят доход местному населению, предприятиям туристской индустрии и государству. Часть денег туристов уходит на возмещение затрат от покупки импортных товаров и услуг, поэтому эти средства не участвуют в дальнейшем кругообороте в рамках национальной экономики. Вторичные расходы представляют собой расходы экономических субъек-

тов, получивших доходы от туристов. Аналогично туристским расходам, вторичные расходы направляются на покупку местных товаров и услуг (но уже других) и, соответственно, становятся доходами экономических субъектов, связанных с производством и реализацией приобретенных товаров и услуг. При этом определенная доля доходов от импорта возвращается в национальный бюджет в виде налогов. Также часть средств выбывает из оборота из-за оседания в накоплениях местного населения. Таким образом, каждая денежная единица, потраченная туристами в местах прибытия, многократно участвует в процессе создания стоимости, однако ввиду выбытия средств из оборота в каждом последующем цикле доходы местной экономики, сгенерированные туристскими расходами, рано или поздно становятся равными нулю. Тем не менее, в процессе многократного обращения полученных от туристов средств возникают доходы, суммарно превышающие первоначальные расходы туристов.

Кроме того, в результате привлечения туристов происходит развитие не только туристической отрасли, но и ряда других сфер экономики: производства товаров народного потребления, связи, транспорта, строительства, торговли и др. Согласно данным Ростуризма, ту-риндустрия стимулирует экономический рост по 53 отраслям [5]. Также туризм, будучи комплексной отраслью и требуя большого количества обслуживающих его сфер, является мощнейшим стимулом роста занятости. При этом значительная часть создаваемых в этом секторе рабочих мест не требует высокого уровня квалификации сотрудников, что бывает крайне важно для слаборазвитых стран и регионов. Развитие туризма и смежных с ним сфер способствует общему экономическому развитию, развитию малого и среднего бизнеса и самозанятости, увеличению налоговых поступлений в бюджет и повышению качества жизни местного населения, в чем выражается главная социально-экономическая цель поддержки туристической сферы с точки зрения государства. Еще один полезный эффект от туризма заключается в том, что он способствует сглаживанию диспропорций между различными дестинациями. Это обусловлено тем, что объекты туристского интереса (например, уникальных природных и культурных ресурсов) зачастую расположены в наименее затронутых цивилизацией и промышленностью странах и регионах, характеризующихся слабой экономикой. Тем самым туризм создает возможности для экономического подъема более отсталых регионов и стран, и перераспределения доходов между субъектами мировой экономики.

Россия в настоящее время занимает весьма значительные позиции на рынке международного туризма. Она закрывает первую десятку популярнейших стран по числу посещений иностранными туристами и занимает уверенное 6 место в списке стран-импортеров туристских услуг. Как крупнейшая по площади страна в мире, Россия обладает огромным туристским потенциалом и при соответствующем уровне развития инфраструктуры, по оценкам экспертов, способна принимать в год порядка 40 млн иностранных туристов. Тем не менее, страна получает незначительные преимущества от участия в международном туристском обмене. Число иностранных туристов, посетивших Россию в 2016 г., составило около 28 млн чел., что в 1,5 раза меньше потенциально возможного уровня, а доходы России от экспорта туризма, например, в 2015 г. составили 8 465 млн долл., что эквивалентно 0,65 % национального ВВП и в процентном отношении сравнимо с уровнем вклада въездного туризма в экономику Эфиопии или Афганистана. При этом доля экспорта туризма на международном рынке составляет 1,6 % мирового ВВП, а в таких популярных туристских дестинациях, как Мальдивские острова или Макао, аналогичный показатель достигает 81-83 % от объема национальной экономики.

Экономика России наиболее схожа по объемам

Solodkov Mikhail Viktorovich, Borisova Alina Olegovna economic

QUANTITATIVE ASSESSMENT OF EXPORT ... sceinces

с экономиками таких стран, как Республика Корея, Австралия, Канада, Испания, Мексика. Однако участие ни одной из них в мировой торговле туристскими услугами не характеризуется столь же низкой долей в экспорте: минимальное ее значение среди названных государств составляет 1,2 % (Республика Корея), максимальное - 4,6 % (Испания).

В этой связи следует заметить, что Россия на мировом рыке туризма традиционно является в большей степени импортером, чем экспортером туристских услуг, и сокращение отрицательного внешнеторгового сальдо по этой позиции стало наблюдаться лишь в последние годы. О формировании положительного сальдо на ближайшую перспективу речи не идет, следовательно, говорить о чистом положительном вкладе международного туризма в экономику нашей страны невозможно, поскольку российские туристы вывозят за рубеж значительно больше средств, чем иностранные туристы оставляют в России. Другими словами, в современной России международный туризм является не источником валютных поступлений, а каналом утечки валюты из страны. На мировом рынке туристских услуг эта тенденция также отчетливо видна — в настоящее время на Россию приходится 2,9 % мирового импорта туризма и лишь 0,7 % мирового экспорта.

Таким образом, можно уверенно утверждать, что положение России на мировом рынке туризма в настоящее время не является выгодным, а в развитии отрасли наблюдаются явные диспропорции.

Учитывая высокий потенциал развития отрасли туризма и имеющиеся у России значительные неиспользуемые резервы в этой сфере, нужно признать, что активное содействие развитию въездного международного туризма является очевидной и очень актуальной задачей, стоящей перед нашей страной на современном этапе развития.

По вопросу терминологии, используемой в разного рода исследованиях, посвященным развитию международного туризма, следует заметить, что до настоящего времени не был сформулирован обобщающий термин, позволяющий характеризовать возможности России по развитию этого сектора экономики. В связи с этим, на наш взгляд, возникает необходимость дать четкое определение предлагаемому понятию экспортного туристского потенциала страны. Оно вытекает из понятий «экспортный потенциал» и «туристский потенциал». Под туристским потенциалом П.С. Ширинкин понимает некоторую совокупность условий и средств, обеспечивающих возможность формирования туристского продукта и реализации соответствующих туров [6]. Более полное определение туристского потенциала дает В.Г. Гуляев. Он рассматривает туристский потенциал как совокупность природных и историко-культурных объектов и явлений, а также социально-экономических и технологических предпосылок для организации туристской деятельности на определенной территории, причем данная деятельность непременно должна сводиться к соблюдению базовых принципов туризма [7].

Понятие экспортного потенциала в российской экономической науке определено более конкретно, нежели понятие туристского потенциала. Экспортный потенциал, согласно исследователям Ю.А. Савинову и А.Ю. Мигунову, представляет собой способность национальной экономики, ее секторов, отраслей, предприятий и компаний производить конкурентоспособные на мировом рынке товары и услуги путем использования как сравнительных национальных преимуществ (масштабные природные ресурсы, благоприятные географические, инфраструктурные факторы, высокая производительность труда и др.), так и новых конкурентных преимуществ, основанных на достижениях науки и научно-технического прогресса.

В связи с вышесказанным авторы предлагают следующее определение экспортного туристского потен-54

циала. Экспортный туристский потенциал представляет собой способность национальной туристской отрасли, входящих в нее и связанных с ней подотраслей, предприятий, государственных структур и регулирующих органов производить и реализовывать конкурентоспособные на мировом рынке услуги и продукты туристской отрасли, а также обеспечивать условия для развития международного въездного туризма на территории страны, используя совокупность природных, историко-культурных, социально-экономических, технологических и других предпосылок для организации туристской деятельности. Таким образом, термин «экспортный туристский потенциал» связывается, в первую очередь, с состоянием туристского предложения страны.

Следует отличать туристский потенциал дестинации от ее туристской конкурентоспособности. В.И. Видяпин, М.В. Степанов под туристской конкурентоспособностью понимают возможность участия региона в конкурентных отношениях, определяемую наличием и реализацией конкурентного потенциала. Р.Г. Маннапова, Л.Г. Ахтариева рассматривают туристскую конкурентоспособность как «сложную организационно-экономическую категорию, свидетельствующую об умении и готовности региона отвечать на вызовы внешней (как национальной, так и глобальной) среды на основе сформировавшегося специфического социально-экономического потенциала, знаний и инноваций, имеющихся и вновь созданных преимуществ, быстро адаптирующихся к изменениям рыночных и социальных условий общественного прогресса и позволяющих в итоге обеспечить более высокое по сравнению с другими регионами качество жизни своего населения, причем как в настоящее время, так и в будущем» [8]. Таким образом, основным отличием туристской конкурентоспособности от туристского потенциала дестинации является то, что первая представляет собой более широкую категорию, учитывающую не только наличие туристского потенциала как такового, но и его соотношение с туристским потенциалом конкурентов, в то время, как туристский потенциал характеризует только особенности рассматриваемой территории. Экспортный туристский потенциал же является, в некотором роде, объединяющим эти понятия элементов, характеризующим, в первую очередь, состояние туристского предложения страны, однако с учетом его конкурентоспособности на мировом рынке

Грань между рассмотренными понятиями «туристский потенциал» и «туристская конкурентоспособность» достаточно тонкая, поэтому не все исследователи акцентируют на ней внимание. Так, существует ряд моделей конкурентоспособности туристских дестина-ций, основанных на элементах и характеристиках туристского предложения, т. е. на учете, в первую очередь, туристского потенциала: модель Крауча и Ричи, модель Дуайера, индекс конкурентоспособности ТТС1. Также можно сказать, что все перечисленные модели основаны на факторах, влияющих на развитие туризма. К таким факторам можно отнести наличие уникальных природных и культурно-исторических ресурсов, привлекающих туристов (Ниагарский водопад, египетские пирамиды, Мачу-Пикчу, озеро Байкал), особенности климата, состояние туристской инфраструктуры. Большое значение имеет качество управления развитием туристской дестинации (например, эффективность маркетинговой политики, благодаря которой о дестинации узнают в отдаленных странах), уровень цен на туристские продукты, вероятность возникновения военных конфликтов, политическая напряженность, активность сотрудничества между странами и множество других обстоятельств. Совокупность факторов, сочетающихся определенным образом, фактически, является определяющей силой в развитии экспортного туристского потенциала той или иной страны.

В этой связи представляется актуальной и практически значимой разработка методики, представляющей

экономические науки

Солодков Михаил Викторович, Борисова Алина Олеговна МЕТОДИКА КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ ...

собой практический инструмент по выявлению закономерностей и приоритетных путей развития экспортного туристского потенциала России на основе экономико-математического моделирования. Основным инструментом реализации данной методики, по мнению авторов, должна стать корреляционно-регрессионная модель, количественно характеризующая силу воздействия различных факторов на состояние экспортного туристского потенциала страны.

Последовательность действий, необходимых для практической реализации такой методики, предполагает включение в ее состав нескольких взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов:

- поиск, сбор и систематизация статистических данных, характеризующих текущий уровень и факторы развития экспортного туристского потенциала регионов России;

- отбор показателей в соответствии с математическими критериями значимости и составление многофакторной корреляционно-регрессионной модели, характеризующей силу и направленность влияния факторов на уровень развития экспортного туристского потенциала России на национальном и региональном уровне;

- определение причин отставания или опережения в развитии экспортного туристского потенциала России на национальном и региональном уровне посредством выявления и анализа факторов, оказывающих наибольшее и наименьшее влияние на исследуемый процесс;

- разработка оптимальных путей воздействия на факторы с учетом силы их влияния на уровень развития экспортного туристского потенциала на национальном и региональном уровне согласно результатам моделирования.

Для систематизации факторов развития экспортного туристского потенциала авторами была разработана классификация факторов развития международного туризма.

Элементы в ней систематизированы в соответствии с двумя критериями. Первый критерий ранее использовался в российских исследованиях, он характеризует принадлежность фактора к определенному виду туристских ресурсов (культурно-историческим, природно-рекреационным), сферам человеческой жизнедеятельности (экономической, политической, социальной) или ее составляющим (технологической, правовой и др.).

Второй критерий ранее не использовался в отечественной практике, он введен авторами. Этот критерий связан с источником влияния факторов на международный туризм. В соответствии с ним можно выделить факторы, влияние которых обусловлено характеристиками страны отправления (т.е. факторы, характеризующие иностранный туристский спрос) и факторы, влияние которых обусловлено характеристиками страны временного пребывания туристов (т. е. факторы со стороны предложения или факторы, характеризующие экспортный туристский потенциал). Состав факторов, используемых в разработанной модели, представлен на рисунке 1.

Основой для разработки данной классификации послужили модели конкурентоспособности туристских дестинаций Крауча и Ричи [9, с. 3], Дуайера, Мэллора, Ливэйка, Эдвардса и Кима [10, с. 2], Л.Г. Кирьяновой [11, с. 100], показатели Индекса конкурентоспособности индустрии путешествий и туризма Всемирного экономического форума [12, с. 6], классификации факторов развития международного туризма А.С. Кускова, Ю.А. Джаладян [13, с. 155], Е.В. Вавиловой [14, с. 63], В.А. Черненко, С.В. Федоровой [15, с. 10], С.В. Кру-жалина [16, с. 63].

Разработанная классификация дает наиболее комплексное и всестороннее представление о факторах

развития международного туризма по сравнению с зарубежными и отечественными аналогами, а также позволяет выделить факторы, влияющие на развитие экспортного туристского потенциала.

Рисунок 1 - Классификация факторов развития международного туризма

Представляется, что практическое использование предлагаемой методики оценки экспортного туристского потенциала, основанной на количественном учете влияния факторов, составляющих разработанную классификацию, позволит в существенной степени упорядочить и систематизировать усилия, предпринимаемые на разных уровнях управления и направленные на развитие въездного международного туризма в Российской Федерации. Особый интерес представляет возможность использования разработанной методики для оценки экспортного туристского потенциала отдельных регионов России, что позволит дифференцированно подходить к вопросам развития и поддержки международного въездного туризма на территориях, существенно отличающихся друг от друга по многим параметрам. При этом необходимо учитывать, что практическое применение методики на региональном уровне может потребовать некоторой корректировки, которая, однако, не коснется ее принципиальных элементов. Целью такой корректировки является максимально полная адаптация методики к особенностям конкретных регионов.

Резюмируя, можно сказать, что возможность проведения комплексного исследования экспортного туристского потенциала на основе формализованной методики, включающей элементы экономико-математического моделирования, на взгляд авторов, может стать основой практического инструментария, позволяющего органам государственного управления разных уровней более качественно и комплексно подходить к решению вопросов развития и поддержки международного туризма в РФ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ребышева Л.В., Васильченко Е.В. Въездной деловой туризм: перспективы развития в России // Вузовская наука: теоретико-методологические проблемы подготовки специалистов в области экономики, менеджмента и права. - 2013. - №11. - С. 160-163.

2. UNWTO Tourism Highlights 2016 Edition // UNWTO. - 2016. - 519 с.

3. Туризм : учебник / В. А. Квартальнов [и др.]. - М. : Финансы и статистика. 2002. - 320 с.

4. Международный туризм : учебник / А. Ю. Александрова. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 470 с.

5. Роль туризма в российской экономике [Электронный ресурс] / Ростуризм. - Режим досту-па: http:// www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost/rol-turizma-v-rossiyskoy-ekonomike/ (20 июля 2017).

6. Ширинкин П.С. Туристское ресурсоведение: региональные аспекты (Пермский край): учебно-справочное пособие. Пермь: Пресстайм, 2011. - 323 с.

7. Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности / В. Г. Гуляев. - М. : Нолидж, 1996. - 320 с.

8. Горохова О. В. Региональный подход к определению термина «конкурентоспособность» // Вестник

Solodkov Mikhail Viktorovich, Borisova Alina Olegovna QUANTITATIVE ASSESSMENT OF EXPORT ...

economic sceinces

МГТУ им. Г. И. Носова. 2013. № 1. С. 99-100.

9. Crouch G. I. Modelling destination competitiveness : a survey and analysis of the impact of competitiveness attributes / G. I. Crouch. - Australia : Sustainable Tourism Cooperative Research Centre's Monograph series, 2007. -45 c.

10. Dwyer L. Attributes of Destination Competitiveness: a Factor Analysis / L. Dwyer, R. Mellor, Z. Livaic // Tourism Analysis, Vol. 9 (1-2). - 2004. - 11 c.

11. Кирьянова Л. Г. Модель конкурентоспособности туристской дестинации / Л. Г. Кирьянова // Известия Тульского государственного университета. - 2011. - № 2 (1). - С. 94-103.

12. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2015 // World Economic Forum. - Geneva. - 2015. - 519 с.

13. Основы туризма: учебник / А. С. Кусков, Ю. А. Джаладян. - М. : Кнорус, 2008. - 400 с.

14. Вавилова Е.В. Основы международного туризма : учеб. пособие / Е.В. Вавилова. - М. : Гардарики, 2005.

- 160 с.

15. Черненко В. А. Экономика международного туризма : учеб. пособие / В. А. Черненко, С. В. Федорова.

- СПб : Санкт-Петербургский гос. ун-т сервиса и экономики, 2010. - 210 с.

16. Кружалин К. В. Экономико-географическая оценка рекреационного потенциала России для развития международного туризма : дис. ... канд. геогр. наук : 25.00.24 / К. В. Кружалин. - Москва, 2002. - 155 с.

Статья поступила в редакцию 11.07.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.