Научная статья на тему 'Современное состояние логистики в России'

Современное состояние логистики в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коркина П.К.

Рассматриваются особенности состояния логистики на российском рынке в настоящее время, приведена ее характеристика, отражены потенциальные возможности логистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTEMPORARY STATE OF LOGISTIC IN RUSSIA

The features of logistic state at Russian market are examined, its characteristic is given, logistic potentialities are reflected in this work.

Текст научной работы на тему «Современное состояние логистики в России»

Зависимость объема экспорта товарной группы 4403 ТНВЭД от ставки таможенной пошлины

Год Ставка таможенной пошлины Объем российского экспорта Объем экспорта Красноярского края

тыс. м3 млн долл. США тыс. м3 млн долл. США

1995 4 экю/1 000 кг 14 824,2 4 400 226,19 20,2

2000 10 %, но не менее 5 евро/м3 31 345,4 4 657 470,2 25,1

2005 6,5 %, но не менее 4 евро/м3 47 937,9 2 856,3 1 814,9 124,2

2006 6,5 %, но не менее 4 евро/м3 51 088,3 3 259,1 2 380,6 159,5

2007 20 %, но не менее 10 евро/м3 53 923,1 4 138,4 3 217,6 254,8

2008 25 %, но не менее 15 евро/м3 36 739,2 3 492,9 2 025,9 261,6

2009 25 %, но не менее 15 евро/м3 21 652,7 1 832,4 1 664,9 195,3

2010 (янв .-март) 25 %, но не менее 15 евро/м3 2 860 245,9 509,7 57,8

На снижение объемов экспорта необработанной древесины оказали влияние планомерное повышение вывозных таможенных пошлин, влияние общей мировой экономической ситуации (значительное снижение объемов экспорта наблюдается начиная с 2007 г.), а также активная работа правоохранительных подразделений таможенных органов по пресечению незаконного оборота древесины во взаимодействии с другими силовыми и контролирующими органами.

Таким образом, анализ рыночной ситуации и прогнозы специалистов позволяют сделать вывод о том, что экспортные операции с пиловочником хвойных пород из России будут и дальше носить устойчивый и прибыльный характер. А анализ объемов экспорта за последние 5 лет свидетельствует о том, что объемы вывоза круглого леса сокращаются и все большую долю экспорта занимают пиломатериалы, что демонстрирует переориентацию национального рынка на более глубокую переработку лесоматериалов.

Yu. V. Kipchuk, I. V. Polukhin Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

THE IMPACT OF THE CUSTOMS DUTY SIZE ON TIMBER EXPORTS

In this paper a brief description of the Krasnoyarsky Krai international market for export of unprocessed timber is given, there are some competitive advantages over the other exporters of the product; the main areas of activity, as well as dynamics (in cash and kind; rates of export customs fees) of exports of saw logs for the various periods of time are presented and, in connection with this, the analysis to identify the dependence of exports forest products of heading 4403 commodity structure on the Customs Union of the bets size export duty is carried out.

© KumyK ro. B., nojiyxm H. B., 2010

УДК 338.001.36

П. К. Коркина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЛОГИСТИКИ В РОССИИ

Рассматриваются особенности состояния логистики на российском рынке в настоящее время, приведена ее характеристика, отражены потенциальные возможности логистики.

В настоящее время состояние логистики в России весьма неоднозначно. На фоне значительного роста интереса к логистике как со стороны фирм, так и со стороны отдельных правительственных институтов, для большинства россиян логистика все еще является чем-то загадочным, как в свое время генетика или кибернетика. Многие высшие руководители компаний весьма смутно представляют себе потенциальные возможности логистики в плане улучшения бизнеса и повышения конкурентоспособности российских

фирм. Катастрофически не хватает дипломированных менеджеров-логистов.

Между тем опыт промышленно развитых стран показывает, что логистике принадлежит стратегически важная роль в современном бизнесе, и этим объясняется тот факт, что все больше специалистов, добившихся успеха в этой области, занимает высшие должности в руководстве своих компаний.

Как известно, под логистикой понимают эффективное управление материальными и связанными с

Логистика в аэрокосмической отрасли

ними информационными и финансовыми потоками с оптимальными затратами всех ресурсов для полного удовлетворения требований потребителей. Для этого логистика охватывает и объединяет в единый процесс такие разнообразные виды деятельности, как производство, информационный обмен, транспортировка, управление закупками и запасами, складирование, грузопереработка, упаковка и др. [1]. В настоящее время в западных фирмах традиционные сферы приложения логистики слились воедино, образовав стратегическую инновационную систему. Высокопоставленные менеджеры, успешно работающие в области логистики, все чаще выступают в роли межфункциональных координаторов различных частных видов деятельности как внутри, так и вне своих фирм. Стратегические интересы побуждают таких менеджеров к преодолению межфирменных границ для налаживания эффективных взаимосвязей внутри логистической цепи. Наиболее яркое проявление современной логистики заключается в том, что она обеспечивает комплексный результат за счет внутренней и внешней интеграции одной из ключевых сфер компетентности любой фирмы.

А теперь рассмотрим то, что происходит на российском рынке. Как известно, во многих российских компаниях в настоящее время происходит такой процесс, как сокращение издержек, который включает в себя сокращение статьи затрат «Заработная плата» за счет сокращения персонала или отсутствия индексации заработных плат, невыплаты премий, уменьшения социальных гарантий; в транспортной логистике увеличивается загрузка транспорта и пересматриваются маршруты доставки. Кроме того, в России во многих компаниях логистика до сих пор воспринимается как затратная часть и инвестиции в нее замораживаются. Но ведь логистика - это не только сервисная составляющая, но и «оптимизатор» всех бизнес-процессов. Главным при этом является скорость прохождения информации, принятия решений, реакции на изменение внешней среды, а также стабильность сроков с соблюдением гарантированного качества. И единственный способ оперативно реагировать на все изменения и работать с минимальными вложениями в запасы - это работать оперативно, быстро и гибко.

С логистическими системами связано получение 20... 30 % валового национального продукта ведущих промышленно развитых стран. Как показывает зарубежный опыт, сокращение логистических издержек на 1 % эквивалентно почти 10%-му увеличению объема продаж фирмы. Внедрение современного логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет фирмам значительно сократить все виды запасов продукции в производстве, снабжении и сбыте, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость производства и затраты на дистрибью-цию, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сервиса. Потенциал логистики позволяет реализовать целевые установки фирмы в рамках ее миссии, являясь стратегическим фактором в условиях усиления конкуренции.

В настоящее время при построении логистических систем большое значение имеет определение места логистического менеджмента в общей структуре управления фирмой и областей его взаимодействия с другими сферами менеджмента. Современная система менеджмента фирмы представляет собой композицию организационной структуры управления с функционально ориентированными сферами деятельности (финансы, инвестиции, производство, маркетинг и сбыт, инновации, персонал и т. п.), объединенными стратегическими, тактическими и другими целями. Рационально управляя запасами продукции в снабжении, производстве и сбыте, логистика способствует уменьшению общих затрат, снижению цены товаров и в результате - улучшению стратегических позиций фирмы на рынке, а также эффективной координации объемов закупок материальных ресурсов и производства готовой продукции с прогнозируемым объемом продаж.

Логистика должна обеспечивать выполнение основной целевой установки фирмы - обслуживания потребителей на конкурентно высоком уровне с оптимальными общими издержками. Принимая решение о дифференциации на базе своей компетентности в сфере логистики, фирма должна стремиться превзойти конкурентов во всех звеньях своей деятельности. Логистика призвана обслуживать большинство потребностей производства и маркетинга таким образом, чтобы в полной мере использовать способность фирмы к своевременной и надлежащей поставке продуктов или услуг потребителям. Компании, наиболее преуспевшие в области логистики, характеризуются альтернативными логистическими возможностями, исключительной гибкостью, работой в режиме реального времени, оперативным контролем и, что наиболее важно, - совершенством поставки логистического сервиса.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что отечественная экономика переживает сейчас непростой посткризисный период. Одним из путей выхода из этого состояния, как показывает мировой опыт, является построение логистических систем. На российском рынке логистические концепции и системы в бизнесе продвигают в основном зарубежные фирмы и предприятия с долевым участием иностранного капитала. Отечественные компании в подавляющем большинстве пока еще настороженно относятся к внедрению логистических инноваций. Однако несмотря на сложную экономическую ситуацию, многие перспективно мыслящие руководители, зачастую интуитивно чувствуя потенциал логистики в плане получения конкурентных преимуществ и упрочения своего положения в бизнесе или основываясь на западном опыте, стремятся внедрить в своих фирмах логистические концепции и системы.

Библиографическая ссылка

1. Гаджинский А. М. Логистика. М. : Дашков и К, 2008.

P. K. Korkina

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk THE CONTEMPORARY STATE OF LOGISTIC IN RUSSIA

The features of logistic state at Russian market are examined, its characteristic is given, logistic potentialities are reflected in this work.

© KopKHHa n. K., 2010

УДК 339.543

В. О. Леонтьева, И. В. Полухин

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРОБЛЕМЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Страны в мировом сообществе находятся в тесной интеграции друг с другом, экономика каждой страны зависит от состояния мирового рынка, а изменения и кризисы в одной стране в той или иной мере будут отражаться на экономике всех стран. В этой связи экспорт носит не только экономический, но и политический характер. Поэтому валютная политика государства должна быть максимально взвешенной: не слишком давить на экспортеров, но в то же время не давать возможности перекачивать капитал за границу.

Нет смысла оспаривать мнение о том, что внешняя торговля играет позитивную роль в экономике. Так, считается, что заниженный курс рубля по отношению к ведущим мировым валютам объективно играет на руку российским экспортерам, увеличивая их доходы от внешнеэкономической деятельности. Однако если рассмотреть структуру российского экспорта, то легко заметить, что практически весь он состоит из сырьевых ресурсов, в основном нефти и газа (URL: http://www.tamognia.ru/).

Нельзя не отметить, что рынок сырья очень чувствителен к мировой конъюнктуре. Глубокая сырьевая зависимость этого рынка исключает возможность быстрого и безболезненного приспособления российской экономики к его резко меняющимся условиям, что создает угрозу экономической безопасности страны.

В настоящий момент за счет высоких цен на нефть на мировом рынке и заниженного курса рубля по отношению к доллару США экспорт является не просто привлекательной сферой деятельности, но, более того, источником к существованию страны в целом. Главной же проблемой следует считать создание баланса между интересами государства, защищаемыми с помощью валютного контроля, и интересами участников экспортно-импортных операций, поскольку состояние дел и в экспортном, и в импортной бизнесе сказывается и на благосостоянии населения, и на состоянии экономики России.

Основу законодательства о валютном регулировании и валютном контроле в РФ составляют Федеральный закон № 173-Ф3 от 10.12.2003 г. (в редакции от 22.07.2008) «О валютном регулировании и валютном контроле» и Положение ЦБ РФ № 258-П от 01.06.2004 г. (в редакции от 26.09.2008) «О порядке

представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций».

В соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» структуру валютного контроля РФ и место Красноярской таможни среди них можно представить следующим образом:

1) органы валютного контроля:

- Центральный банк Российской Федерации;

- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор);

- Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ;

2) агенты валютного контроля:

- уполномоченные банки;

- таможенные органы, в том числе Красноярская таможня;

- налоговые органы;

- не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

На данный момент существует необходимость в совершенствовании Федерального закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и иных актов валютного законодательства в части ответственности. Такая ответственность должна, с одной стороны, соответствовать Конституции РФ, а с другой -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.