ISSN 2311-875X (Online) Инновации и инвестиции
ISSN 2073-2872 (Print)
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ 31-ЛОГИСТИКИ В РОССИИ Сергей Александрович ФИЛИНа,% Батсайхан ДАМДИНДОРЖ"
a доктор экономических наук, профессор кафедры организационных и управленческих инноваций, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация [email protected]
b аспирант кафедры предпринимательства и логистики,
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация [email protected]
• Ответственный автор
История статьи:
Принята 27.04.2016 Принята в доработанном виде 24.05.2016 Одобрена 24.06.2016
УДК 339.146; 339.188.4; 330.322.3:37; 338.462:659.235 JEL: 014, 019, 031
Ключевые слова:
инновационная логистика, информационная логистика, интернет-логистика, инновационная экономика, логистический хаб
Аннотация
Тема. Выявление стратегических направлений развития инновационной, информационной и интернет-логистики в России.
Цели. Анализ современного состояния инновационной, информационной и интернет-логистики в России и за рубежом и выработка на его основе стратегических направлений их развития в России и Монголии.
Методология. В статье используются методы логического исторического исследования, сравнительного анализа и синтеза на основе принципов стратегического управления и прогнозирования. Новизной работы является выявление и систематизация стратегических направлений развития современной совместной логистической инфраструктуры в России и Монголии, выгоды для этих и других стран от развития инновационной, информационной и интернет-логистики.
Результаты. Проанализированы этапы развития и современное состояние инновационной, информационной и интернет-логистики в России и за рубежом, связанные с ними возможности на соответствующих уровнях экономики. Систематизированы стратегические направления развития современной логистической инфраструктуры в России и Монголии и выгоды для этих и других стран от развития инновационной, информационной и интернет-логистики. Предложены теоретико-методологические подходы к развитию современных инновационной, информационной и интернет-логистики посредством сочетания инноваций и традиционных подходов к формированию логистической системы, соответствующей требованиям международных электронных рынков. Обоснованы возможные экономические преимущества России и Монголии от создания современной совместной логистической инфраструктуры.
Выводы и значимость. Сделан вывод, что реализация проекта постройки железнодорожного пути из России через Монголию до Урумчи (КНР) и далее в Пакистан и Индию будет способствовать развитию отдельных российских территорий, переориентации существующих грузопотоков из России и увеличению ее экспортного потенциала. Однако в настоящее время Россия может выступать только страной-транзитером вследствие отставания в инновационной, информационной и интернет-логистических технологиях, технологиях интермодальных перевозок. На ее территории может формироваться только центр перераспределения транзитных грузопотоков между ЕС и АТР.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Пятая волна Кондратьевского цикла характеризуется тесным взаимодействием акторов в рамках инновационных кластеров, инновационной сферы экономики на соответствующих уровнях, национальной инновационной системы, наукоемких и высоких технологий, контроля качества продукции, планирования, производства и коммерциализации инноваций, а также информационной, инновационной и интернет-логистики
(31-логистики). В частности, для формирования инновационного кластера необходимо наличие критической массы предприятий в инновационной сфере, компетенций, технических возможностей,
http://fin-izdat.r
современных логистических маршрутов и каналов связи, а также системы отношений, пр е дусматр ив ающих о с уще с твле ние перманентного инновационного развития. Переход к инновационной экономике сопровождается изменением мировой экономики в целом, в частности, ее логистической структуры, обеспечиваемой прежде всего развитием инфотелекоммуникационных технологий (ИКТ) и глобальных сетей.
Современная логистика включает системные подход и анализ, кибернетический подход к управлению, теорию исследования операций, экономико-математическое моделирование и
)ита1/пайопа1/ 73
другие современные инновационные подходы [1, 2]. В настоящее время общемировые тенденции в развитии логистики связаны со снижением транспортно-логистических издержек и сокращением импорта и выражаются в разработке электронных логистических систем и концепций, прежде всего 31-логистики, приоритетом которых является обеспечение элитарных потребностей в требуемый срок и в любом месте с минимальными издержками.
Современные логистические концепции в соответствии с мировыми тенденциями глобализации все более ориентируются на рынок потребителей, на видение логистики как научной организации управления любыми пространственно-временными потоковыми процессами, включающими все стадии создания, распределения и потребления конечного продукта [3].
Логистическая система электронного рынка. В настоящее время субъекты экономики активно включаются в современные интеграционные процессы и новые формы взаимодействия вследствие роста консолидации производителей и поставщиков, повышения требований к качеству, логистике и организации производства, их глобализации, необходимости применения современных производственных и инновационных управленческих технологий. Адаптационным ответом на процессы интеграции и усиления конкуренции в мире стало движение к разнообразным, более гибким сетевым структурам. Примером является информационно-инновационный тип построения системы управления логистикой на предприятии в рамках электронных бизнеса1 и коммерции [4].
Пришло понимание, что конкурентоспособность в инновационной экономике напрямую зависит от развития «виртуальной» экономики и логистики: на первый из этих блоков выделяется около 80% всех инвестиций ЕС, что говорит о целенаправленной структурной перестройке его экономики [5]. Развитие мировой электронной коммерции уменьшает транзакционные издержки в 2-3 раза и создает новую виртуальную среду коммерции, где ведущая роль принадлежит 31-логистике. В системе «человек - сеть» оператор может принимать управляющие логистические решения в режиме онлайн независимо от пространственного (географического) положения
1 Никольская Н.В., Филин С.А. Электронный бизнес экономики информационного общества // Финансы и кредит. 2006. № 16. С. 60-71.
74 №р://йп-^гЛ.1
объекта управления, при этом их эффективность на электронных рынках обеспечивается применением ИКТ. Последние дают возможность получить и обработать информацию о внутренних материальных потоках, запасах, незавершенном производстве, готовой продукции, грузовых отправках, параметрах заказов и других логистических показателях в режиме онлайн. Инновационное логистическое управление ведет к изменению структуры всей промышленности -создаются виртуальные корпорации [6], формирующие инновационную экономику.
Электронная торговля способствует смещению взаимоотношений на рынке и в логистической системе в направлении ориентации на запросы клиента, получающего возможность удобного и быстрого выбора и сравнения требуемого продукта по всему миру с экрана компьютера. Ему становится гораздо легче получить то, что он хочет. Интерактивность интернет-технологий позволяет индивидуально общаться с каждым клиентом, что в итоге представляет ценную маркетинговую информацию. Конкуренция в интернет-пространстве заставляет производить и продавать именно то, что необходимо клиенту. То есть логистическая система функционирует все больше по заказам клиентов.
Важным преимуществом электронной торговли является минимальное количество возвращаемого товара и нереализованных запасов. Такое функционирование, минимизация запасов и времени выполнения заказов требуют четкого взаимодействия всех звеньев цепи: поставщиков, производителей, продавцов. ИКТ обеспечивает их прозрачность логистической деятельности участников цепи и предоставляет информацию о запасах, продажах, времени поставок, ценах, качестве и др.
Электронные торговые системы представляют собой интернет-форму развития информационной логистики и образуются как мегаформа внутренних корпоративных интегрированных систем управления производством, снабжением, отношениями с покупателями. Такие электронные биржи предназначены для автоматизации заключения договоров на поставки и улучшения взаимодействия между независимыми и связанными партнерскими отношениями фирмами, позволяя сэкономить до 20% накладных расходов2. Они поддерживают процессы логистики (закупки и продажи по каталогам, торговлю через аукционы, планирование цепочек поставок,
2 Электронный журнал «Мир Internet». URL: http://iworld.ru
совместное конструирование, разработку продуктов и т.п.) посредством технологий электронного бизнеса, позволяют оптимизировать взаимодействие с партнерами и повысить эффективность бизнеса.
Интернет-логистика - это система взаимодействия между контрагентами (управление заказами и возвратом товара, хранение, исполнение размещенных заказов, доставка продукции и ее распространение, обслуживание покупателей) на основе Интернета и автоматизированных средств связи по обмену информацией. В данной системе все элементы рационально интегрированы и оптимально функционируют в едином информационном пространстве, созданном с помощью современных ИКТ, на базе современных подходов к логистике.
Интернет-логистика, включающая виды деятельности от получения заказа до поставки товара потребителю, со своими логистическими функциями, как правило, представляет собой отдельную службу логистики, существующую вне конкретной фирмы, или трансформируется в самостоятельную сферу бизнеса. Специализированные фирмы в области интернет-логистики наиболее востребованы в В2В-секторе электронного бизнеса. Такой виртуальный вариант логистической системы в конечном итоге обеспечивает максимально качественное и быстрое выполнение заказа клиента и, как следствие, - дополнительные конкурентные преимущества у всех участников виртуальной логистической системы по сравнению с другими бизнес-системами.
В широком аспекте современная логистика определяется как наука об оптимизации материальных потоков в пространстве и во времени, в узком, прикладном аспекте - как комплексная управляющая система,
обеспечивающая оптимизацию материальных потоков в рассматриваемой сфере деятельности для достижения поставленных перед ней целей.
Соответственно, логистическая система - это организационно завершенный комплекс, состоящий из отдельных звеньев,
взаимосвязанных в едином процессе управления материальными [7] и нематериальными потоками (МНП), с соответствующими видами обеспечения этого управления, прежде всего информационным, знаниями, наукоемкими и высокими технологиями, материально-техническим,
финансовым, трудовым, организационным и др.
В зависимости от уровня формирования логистические системы, обеспечивающие оптимизацию материальных потоков,
подразделяются на макро- (в рамках отдельных регионов, отраслей экономики и государства в целом) и микрологистические (в рамках отдельных предприятий). Последние представляют собой комплексную, соответствующим образом организационно структурированную систему управления:
1) всеми видами деятельности предприятия по обеспечению эффективного прохождения МНП в процессе доведения поступающих сырья, материалов, информации, знаний и оборудования до мест их производственного потребления, внутрипроизводственной переработки при изготовлении готовой продукции (технологии, услуги) и ее отпуска (отгрузки) покупателям;
2) внутренними МНП, формируемыми на различных этапах и разных звеньях создания производства и предприятия в целом, реализации инновационного проекта, включая непосредственное производство продукции;
3) выходящими МНП готовой продукции, отпускаемыми (отгружаемыми) потребителям.
При этом функции управления возлагаются на снабженческую, производственную и сбытовую виды логистики соответственно. В рамках каждого из рассматриваемых комплексов управления соответствующими видами МНП выделяются конкретные звенья логистической системы, каждое из которых характеризует обособленный объект (пункт) обработки или хранения соответствующих активов предприятия, входящих в состав этих потоков.
Логистическая цепь - это линейно упорядоченная совокупность звеньев предприятия, которые последовательно проходят его материальный и нематериальный потоки. Логистические функции предполагают комплексное обеспечение работников всем необходимым, включая ресурсы, прежде всего интеллектуальные, средства производства, материалы, информацию, знания, новшества и инновации.
Суть инновационной логистики [8-12] состоит в ее инновационности и инновационности управленческих логистических решений на соответствующих уровнях экономики: для успешного достижения поставленных
логистических целей в современных условиях
логистика должна быть инновационной. То есть в современных условиях только инновационная логистика может быть успешной; этапы ее формирования представлены в табл. 1.
Логистика инноваций представляет собой систему управления в отношении всех аспектов логистики инновационной деятельности инновационного предприятия.
Инновационные коммуникации и характерные для них отношения возникают, если участники инновационного процесса вступают в интеграционные отношения и обмениваются информацией и знаниями, связанными с созданием инновации, а также разделяют на взаимовыгодной основе будущий результат и солидарно несут связанные с ней риски. Структура инновационной коммуникации включает проектирование и производство новшества, а также маркетинговую деятельность, определяющую востребованность новшества на рынке и его коммерциализацию.
При оценке эффективности инновационных коммуникаций в общем смысле определяют конкурентоспособность на рынке и способность захвата на нем новых ниш, при узком подходе -вычисляют индекс рентабельности (соотношение результатов от реализации инноваций и связанных с ней инвестиций с учетом временной ценности соответствующих денежных потоков). Индекс рентабельности определяют в процессе моделирования ресурсных потоков по стадиям инновационного цикла. На практике наиболее полная кооперация и инновационная коммуникация субъектов инновации возникает на этапах внедрения и освоения новшеств в производстве и их коммерциализации.
Финансовой основой инновационных
коммуникаций и их составной частью могут быть коммерческие и инвестиционные банки и компании, инвестиционные, пенсионные и венчурные фонды, страховые фонды и компании, государство.
Для того чтобы соответствовать международным стандартам и обеспечивать растущие потребности создаваемой в России инновационной экономики, требуется эффективная система логистики внутри страны. Основные приоритеты Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020
3
г. в рамках стратегии ее инновационного развития включают:
3 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.
76 Шр://Ап^а1
1) в области расширения глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях:
— внедрение новых транспортных (перевозочных) и транспортно-логистических технологий, обеспечивающих повышение качества и доступности транспортных услуг, в том числе развитие пунктов пропуска (железнодорожных и автодорожных);
— создание крупных логистических центров на границе (сухих портов);
2) формирование и распространение новых транспортных (перевозочных) и транспортно-логистических технологий, обеспечивающих повышение качества и доступности транспортных услуг, в том числе:
— внедрение прогрессивных товаротранспортных технологий, в том числе с использованием логистических систем;
— создание в партнерстве с третьими странами интегрированной транспортной и логистической инфраструктуры в северо-восточной Азии, развитие сотрудничества в области транспорта, прежде всего в сфере транзитных перевозок;
— развитие крупных транспортно-логистических и производственных узлов в рамках формирования опорной национальной транспортной сети, обладающей необходимым потенциалом пропускной способности и обеспечивающей целостную взаимосвязь центров экономического роста, с постепенной ее интеграцией в развивающиеся мировые транспортные системы.
Предполагается, что важную роль здесь сыграет инфраструктурный эффект формирования городских агломераций, связанный с реализацией проектов строительства новых энергомощностей, крупных транспортных комплексов,
мультимодальных логистических центров и информационных узлов, а также образовательной и инновационной инфраструктуры.
После введения экономических и политических санкций против России и ее ответных мер экономическое развитие субъектов РФ в краткосрочном периоде связано с такими негативными факторами, как ограничения на внешних рынках, снижение экспортно-импортных операций, перенос по времени ввода производственных мощностей, нарушение логистических связей, увеличение транспортных
расходов, решения собственников ряда предприятий прекратить ведение экономической деятельности на территории Крыма. Санкционный режим изменил географию перевозок и привычную логистику: в России произошла переориентация товарных потоков, связанных с импортозамещением и локализацией поставок.
Угрозы международного терроризма ставят новые задачи по организации безопасной доставки грузов по всему миру, вследствие чего возникают новые технические проблемы на границах и внутри стран. Появился новый логистический критерий организации и обслуживания международных грузопотоков - антитеррористическая безопасность деятельности международных экспедиторов (организация безопасной доставки товаров, привлечение к перевозке только уполномоченных правительствами надежных перевозчиков и др.)4. Этот фактор может коренным образом повлиять на выбор маршрутов перемещения товаров и экспорта транспортных услуг соответствующих стран. В таких условиях определяющими становятся качество продукции, транспортные и логистические издержки.
Инновации и логистика взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга. Так, по областям применения в научно-производственном процессе в сфере промышленности, транспорта, связи и сельского хозяйства выделяются взаимосвязанные и взаимообусловливающие друг друга технологические инновации,
предполагающие применение улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции, изменяющих технологии бизнес-процессов у производителя и/или потребителя, и логистические - изменяющие организацию движения потоков, снабжения и сбыта. Технологические инновации, например
автоматизация и интенсификация производства, снижают издержки, увеличивают масштаб логистических и других производственных средств.
В свою очередь инновационная деятельность предполагает инновационную логистическую поддержку [13], а формирование систем
4 В общем смысле понятие «логистика» охватывает более широкий круг задач. Согласно классическому определению, логистика - это управление материальными потоками в сферах производства и обращения. Считается, что экспедитор не отвечает за сферу производства, несмотря на то, что от него во многом зависит своевременная поставка сырья для производственной сферы, именно поэтому часто, чтобы показать общие задачи для экспедитора и перевозчика, отдельно выделяют транспортную логистику.
управления инновационной деятельностью предприятия должно базироваться на следующих связанных с логистикой принципах:
1) совершенствование системы управления инновационной деятельностью должно рассматриваться на основе логистико-ориентированного подхода к процессу распределения производственно-финансовых ресурсов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности и эффективности производственно-хозяйственной деятельности;
2) прогнозирование и планирование динамики процесса внедрения инновационных проектов с минимальными потерями в итеративном возвратно-поступательном режиме должно основываться на логистико-ориентированном моделировании [14];
3) использование «единого зонтика», обеспечивающего минимизацию транспортных издержек на всем пути следования грузов инновационных продуктов;
4) организация поставок «точно в срок»5. Реализация данного принципа предполагает управление инновационным бизнес-процессом как единым целым. В частности, на мировых рынках для ориентированных на экспорт предприятий создаются логистические схемы товаропотоков в целях обеспечения поставок покупателям продукции в оговоренные контрактами сроки. И здесь благодаря современным ИКТ и средствам сообщения, трансфера и доставки в значительной степени реализована организация поставок «точно в срок» на соответствующих уровнях экономики, являющихся неотъемлемой частью инновационной культуры глобальных управления и 31-логистики информационных V и VI технологического укладов.
Итак, современная 31-логистика направлена на достижение следующих целей:
• развитие системы коммуникаций для создания инновационного продукта (технологии, услуги), его коммерциализации и доведения до потребителя;
5 В японских фирмах также применяется система логистики «с колес», являющаяся технологией оформления нового груза, когда сырье сразу подается в производственный цех, минуя склад, что позволяет оптимизировать процесс принятия груза и сделать его более эффективным. Достигается это с помощью точного расчета количества необходимого сырья и объемов производства.
оптимизацию МНП в системе управления всеми видами деятельности организации, например в рамках реализации инновационного проекта.
и
международной соответствующей рынков.
логистической требованиям
информационных систем маршрутизации, учета и планирования на автотранспортном предприятии.
направления развития
России представляются нам
Стратегические 31-логистики в следующими.
1. Развитие существующих и создание новых межрегиональных таможенно-логистических комплексов и логистических центров на территории субъектов РФ для обеспечения комплексности реализуемых региональных, отраслевых и иных планов развития с учетом факторов единства и эффективности транспортно-логистической системы соответствующих федеральных округов, целостности и сбалансированности транспортной среды Российской Федерации [15].
2. Создание общероссийской и международной системы рынков электронной торговли, включающей решение технологических проблем (совершенствования системы электронных платежей, защиты информации, страхования совершенных сделок и т.д.). Данное стратегическое направление предполагает взаимосвязанные подходы: разработку теоретико-методологических проблем современной 31-логистики и сочетание в ней инноваций
традиционных подходов; формирование
5. Формирование современной в области инноваций и включающей:
производства, кластерного компетенции, коллективного
развития,
трансферта доступа к
и
высокотехнологичному
инфраструктуры промышленного а) центры технологической технологий, наукоемкому оборудованию,
прототипирования и промышленного дизайна;
территориальные,
промышленные,
б)
инновационные и логистические кластеры6. В области логистики кластеризация возможна по таким направлениям, как улучшение законодательных и налоговых условий, строительство дорог и транспортных узлов и пр.
6. Российские транспортно-логистические центры (ТЛЦ)7 должны быть интегрированы
системы, электронных
3. Разработка в целях развития системы транспортной логистики: а) высокоскоростных инновационных транспортных систем на магнитной подушке, включая подсистемы управления ими; б) интеллектуальных систем логистики; в) «интеллектуальных» поездов, имеющих встроенную систему самодиагностики и автоматического движения; г) высокоэффективных специализированных машин, а также оборудования, необходимого для строительства, последующего содержания, ремонта инфраструктурных объектов железнодорожного транспорта.
4. Создание системного технопарка транспортно-логистических технологий. Например, автоматизированная система транспортной логистики является одним из наиболее эффективных вариантов решения задач снижения издержек и улучшения качества перевозочного процесса посредством внедрения
6 Исследование форм поддержки малого и среднего бизнеса в РФ и Томской области. Исследование рынка.
В кн.: Инвестиции. Развитие. Консалтинг. 2014, с. 104; Рыкалина О., Дамдиндорж Б. Методологические принципы формирования региональных логистических кластеров // Логистика. 2015. № 12. С. 52-57.
7 Примером ИТ-аутсорсинга на московском ТЛЦ может служить технология таможенного контроля и оформления товаров с применением электронного логистического сопровождения. Она предполагает организацию взаимного обмена электронными сообщениями между всеми участниками логистической системы в единой электронной среде, являясь электронным логистическим паспортом (ЭЛП). Это понятие, введенное Министерством транспорта
и Государственным таможенным комитетом России, используется для совершенствования организации транспортировки конкретной партии товаров от поставщика к заказчику. Данный паспорт является унифицированным набором данных в электронном виде, который может понадобиться для организации и осуществления всех логистических операций от момента заказа продукции до ее получения потребителем, включая погрузку, перевозку, разгрузку, оформление всех необходимых документов на товар и транспортные средства. Каждый из используемых наборов данных в ЭЛП получает свой уникальный код. Министерство экономического развития РФ добавило в ЭЛП фитосанитарный, ветеринарный, зерновой и пограничный виды контроля, процедуры оформления дорожно-транспортных происшествий и страховых случаев. Нормативно-правовой основой электронного логистического сопровождения являются соответствующие ведомственные, межведомственные, федеральные, межгосударственные и международные документы по оформлению товаров, грузов и транспортных средств в процессе транспортировки, складирования, страхования и т.д. Одна из подобных систем используется для организации международных автомобильных перевозок на направлении «Финляндия -Санкт-Петербург - Москва». Данный паспорт дает возможность: 1) получать в режиме онлайн информацию о местонахождении и состоянии груза или транспортных средств и оборудования (контейнеров, возвратной тары и т.д.); 2) усовершенствовать информационную систему компании путем перехода к организации электронного
в международные организации и участвовать в международных транспортных коридорах. Именно поэтому критериями, определяющими подходы к формированию транспортно-логистических узлов в России, являются их принадлежность к опорным транспортным магистралям и адаптация по параметрам и стандартам к общеевропейской и азиатской логистическим системам.
7. Использование современных принципиальных подходов логистики к деятельности инновационных предприятий и при реализации инновационных проектов при оптимизации МНП, характеризующихся как регулярностью
формирования, большими объемами и высокой интенсивностью (материальных оборотных активов - сырья, материалов, полуфабрикатов, незавершенной продукции, готовой продукции), так и нерегулярностью (движение внеоборотных активов).
Объектом оптимизации МНП по инновационному проекту являются общий сквозной поток и запасы материальных [16] и нематериальных оборотных и внеоборотных активов в каждом звене логистической цепи. С учетом изложенных методологических предпосылок процесс оптимизации материальных потоков
осуществляется на эксплуатационной стадии реализации инновационного проекта по следующим основным этапам:
а) исследование основных факторов, влияющих на организацию МНП на данной стадии;
б) интеграция и синхронизация отдельных видов МНП во времени;
в) оптимизация логистической цепи МНП;
г) обеспечение сбалансированности объемов отдельных видов МНП;
д) оптимизация распределения запасов материальных и нематериальных оборотных активов по отдельным звеньям логистической цепи;
документооборота между всеми участниками логистической системы; 3) исключить или сократить внеплановые задержки на всем пути движения груза; 4) наладить взаимодействие компании с таможенными и другими государственными органами, сократив срок согласования и оформления необходимых документов; 5) оптимизировать маршрут перевозки и максимизировать загрузку транспортных средств;
6) оперативно решать вопросы, связанные с необходимостью
объединения или разделения партий поставляемых товаров
за счет организации непрерывного взаимодействия со всеми участниками логистической системы.
http://fin-izdat.
е) оценка эффективности оптимизации МНП.
Зарубежный опыт. Анализ существующих тенденций в европейском регионе выявил следующие: 1) усиление роли логистики и экспедиторской деятельности в транспортном процессе; 2) комплексный подход в организации перевозок, развитии ТЛЦ; 3) использование различных видов транспорта в доставке одной партии товара; 4) контейнеризацию грузов; 5) увеличение объемов контрейлерных8 перевозок.
Как свидетельствует зарубежный опыт, качественного «скачка» в транспортной сфере можно достигнуть лишь за счет использования новых технологий обеспечения процессов перевозок, отвечающих современным требованиям и высоким международным стандартам, в частности за счет расширения логистического мышления и принципов логистики. Современная миссия транспортировки в системе логистического сервиса декларируется так: «доставлять нужный товар требуемого качества и количества в заданное время и с оптимальными затратами». Транспортировка является важной составляющей логистического процесса и управления цепями поставок: в структуре логистических затрат транспортные расходы составляют более 20%. Именно поэтому оптимизация эффективных инновационных управленческих логистических решений в области транспортировки и внедрения логистических услуг в сфере инноваций позволит логистическому менеджменту получить значительную экономию затрат [17].
Логистические каналы транснациональных компаний (ТНК) носят общемировой характер и основным системным аппаратом их функционирования служат глобальные
вычислительные сети: внутри вертикально-сетевой структуры ТНК взаимодействие носит информационный характер через локальные сети Интранет, внешние каналы - через Интернет. С точки зрения информационной парадигмы, тенденция образования («самоорганизации») ТНК может рассматриваться как создание организаций, наиболее выгодных с позиций получения, обработки и использования необходимых информации и знаний. Механизм их образования носит эмерджентный характер, а сами ТНК можно рассматривать как естественные олигополии информационно-знаниевого типа.
Одним из современных вариантов организации предоставления услуг аутсорсинга является
8 Комбинирование железнодорожного и автомобильного транспорта для доставки грузов до места назначения.
эита1/пайопа1/ 79
создание ТЛЦ, предлагающих практически полный комплекс услуг в этой области. Они действуют в рамках единой логистической системы, базирующейся на организации объединенной информационной системы, использующей единый стандарт передачи данных между всеми задействованными звеньями логистических цепочек. Это компании-перевозчики и экспедиторы, морские и речные порты, железнодорожные компании, таможенные органы, склады, страховые фирмы и т.д. (например, в 2011 г. издание The changing shape of European logistics представило 75 компаний, позиционирующихся в Европе в качестве транспортных экспедиторов и логистических провайдеров). Современные компании создают логистические центры по всему миру и участвуют в логистических сетях других логистических провайдеров. Так, транспортно-логистические центры в ФРГ специализируются на мультимодальных перевозках, в странах Балтии транспортно-логистические комплексы
расположены около крупных торговых портов: собираемые в них грузы обрабатываются, переупаковываются и доставляются до места назначения другими видами транспорта. В результате повышается уровень сохранности грузов при транспортировке, сокращается срок поставки и затраты на нее.
В рамках организации более совершенного
9
производства продукции и ее потоков, а также технологий (услуг) и управления ими необходимы разграничение участков логистических цепей между компанией-заказчиком и аутсорсинговой компанией, определение уровня качества продукции и систем их контроля, срока поставки и объема партий товара, а также предоставление сопутствующих услуг, организация
послепродажного сервиса и т.д.
Северо-Восточная Азия как важнейший логистический регион. Исторически роль крупного транспортного коридора, такого как, например, «Шелковый путь», а также распределительного центра играет Монголия. В настоящее время она заинтересована в развитии транзитного коридора для грузового потока между Азией и Европой через свою территорию совместно с соседними государствами, в том числе и с Россией. Именно поэтому она стремится принять активное участие в региональной сети логистики. Монголия присоединилась к Азиатской
9 Фиоре К. Ускоренная разработка продукции: шесть сигм + бережливое производство = пиковая производительность. Нью-Йорк: Productivity Press, 2005.
автодорожной и Трансазиатской железнодорожной сетям, реализуемых в рамках Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), чтобы обеспечить свои логистические маршруты к морским портам, сформировать благоприятные условия транзитной
транспортировки различных грузов.
Однако чтобы стать стабильным и надежным партнером на региональном рынке, перед страной стоит необходимость строительства новой инфраструктуры, улучшения существующей и всестороннего участия в региональной инфраструктурной интеграции. Для этого ей необходимо внедрять высокие технологии, финансировать модернизацию существующей инфраструктуры и создавать новую. В частности, Монголия участвует в строительстве Азиатской скоростной автодорожной сети направлений АН3, АН32, АН4 по своей территории. Новый международный аэропорт в Улан-Баторе, который согласно плану будет сдан в эксплуатацию в 2016 г., сформирует условия для того, чтобы Монголия смогла стать узловой точкой евразийской транзитной транспортировки. Страна планирует также строительство в 3 этапа железнодорожной инфраструктуры по всей территории длиной примерно 5 600 км, реализация 1-го и 2-го этапов строительства железнодорожной сети длиной 1 800 км уже началась в 2013 г.10.
При благоприятном развитии событий Монголия в будущем может стать крупнейшим транспортным логистическим хабом (узлом) центральной Азии, связывающим Россию и КНР, а ее транспортный комплекс - одним из важнейших элементов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность этого региона центральной Азии.
Перспективы масштабного развития торгово-экономического сотрудничества России и Монголии включают координацию совместных усилий двух стран в реализации взаимовыгодных проектов в рамках долгосрочных стратегических программ развития Сибири и Дальнего Востока и Монголии до 2020 г. Подходы к решению проблем развития российского Дальневосточного федерального округа (ДФО), включая стратегическую доктрину развития логистической инфраструктуры и формирования интегрированных транспортно-логистических систем на территории ДФО, подробно изложены
10 Очирбатын О. Монголия и региональное интеграционное
сотрудничество // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 15. С. 20-31.
в работах11 [18]. В частности, геополитической задачей России на территориях ДФО, которые можно решать в том числе за счет средств международного инвестирования, является ускоренное развитие федерального округа для обеспечения гарантированного соблюдения территориальной целостности России и прежде всего в отношении южной части Курильских островов.
В свою очередь для развития сотрудничества и привлечения международного инвестирования особое внимание необходимо уделить транспортной инфраструктуре, включающей сеть логистических терминалов и международных ТЛЦ, как ключевому фактору устойчивого развития российских приграничных регионов. Так, по итогам переговоров Президента РФ В.В. Путина и президента Монголии Ц. Элбэгдоржа 03.09.2014 в Улан-Баторе было подписано соглашение между ОАО «Российские железные дороги» и министерством дорог и транспорта Монголии о стратегическом партнерстве по модернизации и развитию Улан-Баторской железной дороги (УБЖД). Целью этого документа является стратегическое развитие АО «УБЖД» для обеспечения роста экспортного и транзитного грузопотоков и укрепления его роли в евроазиатской транспортно-логистической системе.
Ключевым элементом в развитии внешнеторгового сотрудничества России с Монголией и КНР может с тать с о з д ани е м е жд у нар о д н о г о железнодорожного транспортного коридора через территорию МНР. Транзит автомобильных грузоперевозок из стран Юго-Восточной Азии и КНР в Россию и Европу станет более доступным с завершением строительства автомобильной дороги «Улан-Батор - Замын-Уд» (Монголия), что будет способствовать значительному увеличению пропускной способности пограничных переходов [19], формированию благоприятных условий для расширения экономического сотрудничества со странами АТР, развитию взаимовыгодных и равноправных отношений в торговой, и н в е с т и ци о н н о й , тр ан с п о р тн о й,
сельскохозяйственной и туристской сферах.
11 Прокофьева ТА., ЛебедевВ.Н., Якушев А.Ж. Стратегическая доктрина развития логистической инфраструктуры и формирования интегрированных транспортно-логистических систем на территории Дальневосточного федерального округа // Промышленный транспорт XXI век. 2008. № 5-6. С. 33-37; 2009. № 1. С. 19-25.
Монголия выражает готовность принять участие в качестве одной из сторон, реализующих проект «Степная дорога» - для строительства пяти линий между Россией и КНР по территории Монголии. Это авто- и железные дороги и линии электропередач, газо- и нефтепроводы.
В свою очередь, премьер-министр РФ Д.А. Медведев поручил проработать предложение российского министра обороны о продлении железнодорожного пути до Урумчи (КНР) и далее в Пакистан и Индию12, инженерные изыскания для прокладки которого через Республику Тыва в Монголию и КНР в значительной части выполнены13. В перспективе логистический проект в виде сети авто- и железных дорог, нефте- и газопроводов (Китайско-Пакистанский экономический коридор, CPEC) стоимостью 45,6 млрд долл. США соединит Северо-Западный Китай и Персидский залив14.
Выводы. Реализация проекта постройки железнодорожного пути до Урумчи (КНР) и далее - в Пакистан и Индию будет способствовать развитию отдельных российских территорий, переориентации существующих грузопотоков из России, в частности угля, и увеличению ее экспортного потенциала. При этом значение тувинского «окна» из Азии в Европу многократно возрастает с включением Республики Тыва в Транссиб через железную дорогу «Курагино - Кызыл»15.
Однако с точки зрения эффективности транспортной деятельности, Россия в настоящее время может выступать только страной-транзитером, предоставляющим свою территорию для перемещения грузов железнодорожным транспортом. Основные центры грузообразования и грузопоглощения промышленных товаров с высокой добавленной стоимостью расположены за рубежом, что ведет к преобладанию на данном направлении зарубежных транспортно-
логистических компаний. На территории России может сформироваться только центр перераспределения транзитных грузопотоков между ЕС и АТР. В организации перевозок товаров
12 Шойгу предложил построить ж/д между Тывой и Индией. URL: http://news.mail.ru/inregions/siberian/17/politics /17675833/?frommaü=1
13 Тувинская правда. 10.02.2011. № 12 (17035).
14 «Сяокан» и военная «дипломатия проливов»: будущее за Китаем? URL: https://eadaily.com/ru/news/2016/03/30/syaokan-i-voennaya-diplomatiya-prolivov-budushchee-za-kitaem
15 В Улан-Баторе состоялись официальные переговоры Главы Тувы с премьер-министром Монголии.
URL: http://gov. tuva. ru/press_center/news/activity/1701
российской внешней торговли отечественные экспедиторы практически не участвуют, поскольку отсутствует система логистических центров за рубежом, обеспечивающая загрузку российской транспортной системы, имеет место отставание в 31-логистических технологиях, технологиях интермодальных перевозок, документах ФИАТА16 и др. Что касается российско-монгольской логистической инфраструктуры, то в настоящее время на пограничных пунктах пропуска
отсутствуют
17
терминалы .
современные
логистические
В рамках оптимизации российско-монгольского сотрудничества, решения проблем
высокоэффективной организации приграничного сотрудничества в интересах предпринимательства России и Монголии и привлечения российских инвестиций в Монголию в сфере логистики необходимо создание международного
высокотехнологичного международного
российско-монгольского бизнес-центра
приграничной торговли с технопарковой структурой в свободной экономической зоне «Кяхта - Алтан-Булаг». Данный проект должен включать:
1) логистические и трансмодальные терминалы. Имея современный высокотехнологичный логистический терминал, предпринимателям нет необходимости все время непосредственно держать рядом свои товары. Их можно временно оставить на складе, в холодильных камерах и решать вопросы бизнеса мобильно, в том числе в Улан-Баторе и других городах Монголии;
2) бизнес-инкубатор (бизнес-центр) для возможности организации лабораторий и инновационных предприятий для разработки логистическими компаниями новых технологий и услуг в сфере 31-логистики с учетом российских и монгольских реалий;
3) представительства российских и монгольских фирм. Их наличие в одном месте с льготным налогообложением позволит более оперативно заключать партнерские бизнес-связи, расширять возможности инвестиционного обеспечения;
4) консалтинговую инфраструктуру по работе российских фирм в Монголии и монгольских фирм в России. Наличие консалтинговых фирм обеспечит оперативное консалтинговое сопровождение бизнеса, включая возможность его инвестирования, в том числе по всей территории России и Монголии;
5) гостиничную инфраструктуру и инфраструктуру общественного питания. Наличие такой инфраструктуры достаточно высокого уровня необходимо как для сотрудников представительств российских и монгольских фирм, работающих в свободной экономической зоне «Кяхта - Алтан-Булаг», так и для предпринимателей, представителей госструктур и т.д.;
6) финансовую инфраструктуру поддержки российского предпринимательства для работы в Монголии. Наличие банков и других кредитно-финансовых структур позволит при заключении сделок между партнерами оперативно осуществлять все финансовые операции.
На наш взгляд, необходимо также создание международного трансграничного (с Монголией) и межрегионального (с Читинским краем и Иркутской областью) мультимодального транспортно-логистического комплекса в Республике Бурятия. Кроме того, полезным станет строительство трансграничного
(с Монголией) таможенно-логистического терминала вблизи международного
автомобильного пункта пропуска «Ташанта» для обеспечения более широкого и удобного транскграничного сотрудничества российских регионов с Монголией и между собой.
16 Международная федерация экспедиторских ассоциаций (International Federation of Freight Forwarders Associations, FIATA)
17 Очирбатын О. Монголия и региональное интеграционное сотрудничество // Национальные интересы: приоритеты
и безопасность. 2015. № 15. С. 20-31.
Таблица 1
Этапы формирования инновационной логистики Table 1
Innovative logistics: development steps
_Этап (период)_Поколение системы организаций, формирующих инновационную логистику_
1-й этап (1930-е гг.) 1-е поколение: отраслевые технологические институты, проектные и пусконаладочные _организации, распространявшие новшества, созданные обычно в стенах академической науки
2-й этап (с 1970-х гг.) 2-е поколение: отраслевые научно-производственные объединения (НПО), создаваемые для _сокращения цикла освоения производства новой продукции, наукограды, академгородки, ЗАТО
3-й этап (с 1980-х гг.) 3-е поколение: инновационные организации, создававшиеся в отраслях с межведомственным
составом участников. Чтобы обеспечить комплексное обслуживание транспортных потоков, нужна была хорошо организованная сеть для продвижения грузопотоков. В тот период было сложно контролировать любые продвижения и перемещения товаров по всему миру. Именно поэтому были определены приоритеты в отношении построения транспортно-логистических схем на страны и регионы с максимальными внешнеторговыми товаропотоками. Данные схемы имели органичное продолжение и за пределами СССР. Один только «Союзвнештранс» имел свои конторы, базы и транспортно-экспедиторские центры в 41 населенном пункте как в крупных грузообразующих и грузопоглощающих центрах внутри СССР, так и на границах _(в портах, на пограничных станциях и автомобильных погранпереходах)*_
4-й этап (настоящее Система организаций 4-го поколения формируется на основе новых ИКТ, базирующихся на время) коммерческой основе, и включает следующие формы современных инновационных
коммуникаций:
• кооперационную - при организации совместной инновационной деятельности в виде инновационного консорциума без образования юридического лица, когда участники кооперации берут на себя обязательства путем научно-технологической, производственной и сбытовой кооперации реализовать конкретный проект развития производства;
• субъектную - когда для реализации новшества экономически целесообразно создать новое юридическое лицо, что обычно связано с созданием нового производства;
• антикризисную - когда существующие негативные условия производства могут повлиять на
применение новшества или освоение нового продукта, например, при реструктуризации,
**
инжиниринге, реинжиниринге , в том числе инновационном реинжиниринге, организации _либо в рамках финансово-промышленной группы_
* См.: Модели и методы теории логистики / под ред. В.С. Лукинского. СПб: Питер, 2010.
** Инжиниринг и реинжиниринг являются методами логистического менеджмента фирмы, а именно ее стратегического управления и организационного развития.
Источник: составлено авторами
Source: Authoring
Список литературы
1. Вордлоу Д.Л., Вуд Д.Ф., Джонсон Д., Мерфи-мл. П.Р. Современная логистика. М.: Вильямс, 2009. 624 с.
2. Хаирова С.М. Инновационный подход в логистике как основа конкурентных преимуществ предприятий легкой промышленности: материалы научно-практической конференции «Государственная политика и научно-инновационная деятельность в сфере легкой промышленности: региональный аспект». Омск: Изд-во Омского гос. ин-та сервиса, 2007. С. 24-27.
3. Проценко О.Д.Логистические концепции: материалы IV Московского международного логистического форума «Бизнес и логистика». М.: Столичный бизнес, 2002. C. 18-19.
4. Филин С.А., Васильев В.В. Информатизация коммерции: монография. М.: Патент, 2006. 308 с.
5. Филин С.А. Теоретические основы и методология стратегического управления инновационным развитием: монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2010. 433 с.
6. Иванов Д.А. Виртуальные предприятия и логистические цепи: комплексный подход к организации и оперативному управлению в новых формах производственной кооперации. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. 86 с.
7. Промыслов Б.Д., Жученко И.А. Логистические основы управления материальными и денежными потоками (проблемы, поиски, решения). М.: Нефть и газ, 1994. 104 с.
8. Федотенков Д.Г. Инновационная логистика как один из ключей в развитии экономики // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 623-627.
9. Кузнецова Е.Ю., Волкова И.А. Инновационная логистика как инструмент управления конкурентоспособностью хозяйственных структур. В кн.: Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. Вып. 3. Тольятти: Изд-во Волжского областного гос. ун-та сервиса, 2012. С. 255-258.
10. Воронков А.Н., Фролова О.Н., Хавин Д.В., Захаров В.Я. Инновационная логистика // Вестник СамГУПС. 2012. № 2. С. 56-61.
11. Курбатов О., Новиков Д., Новиков Ф. Базовая и инновационная логистика как две части единой науки и сферы деятельности // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2007. № 2.
12. Голоскоков В.Н. В одно русло... Инновационная логистика в структуре ОАО «Российские железные дороги» // Креативная экономика. 2007. № 8. С. 63-71.
13. Атоян В.Р., Жиц Г.И., Плотников А.Н. Логистическая поддержка инновационной деятельности: монография. Саратов: Изд-во СГТУ, 2005. 102 с.
14. Кузьмина Т.С. Формирование систем управления инновационной деятельностью на предприятиях (межотраслевой аспект). Одесса: Наука и техника, 2005. 49 с.
15. Якушев А., Лебедев В. Экономическое районирование как инструмент дифференцированного подхода к планированию социально-экономического развития отдельных территорий ДФО // Логистика сегодня. 2008. № 4. С. 222-232.
16. Филин С.А. Инновационно-инвестиционное управление в венчурном бизнесе: монография. М.: ИНИЦ Роспатента, 2004. 600 с.
17. Grawe S.J., Autry C.W., Daugherty PJ. Organizational Implants and Logistics Service Innovation: A Relational Social Capital Perspective // Transportation Journal. 2014. Vol. 53. Iss 2. P. 180-210.
18. Якушев А.Ж. Проблемы использования маркетинга как метода управления транспортом в сфере международных перевозок грузов. В кн.: Комплексное ТЭО обеспечения грузовыми перевозками. М.: МДНТП, 2008. С. 75-78.
19. Татарников К.М. Совершенствование таможенного дела как фактор развития малого и среднего предпринимательства: материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы коммерциализации научных исследований как основы модернизации экономики региона. Инновационные направления развития малого и среднего предпринимательства». Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. С. 162-164.
С. 60-67.
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
Innovation and Investment
STRATEGIC AREAS FOR DEVELOPMENT OF THE TRIPLE-I LOGISTICS IN RUSSIA Sergei A. FILING Batsaikhan DAMDINDORZHb
a Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation [email protected]
b Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation [email protected]
• Corresponding author
Article history:
Received 27 April 2016 Received in revised form 24 May 2016 Accepted 24 June 2016
JEL classification: O14, O19, O31
Keywords: innovative logistics, information logistics, Internet logistics, innovative economy, logistic hub
Abstract
Importance The research identifies strategic areas for developing innovative, information and Internet logistics in Russia.
Objectives The research analyzes the current state of innovative, information and Internet logistics in Russia and abroad, and elaborates strategic areas for its development in Russia and Mongolia. Methods The article employs methods of logic and historical research, comparative analysis and synthesis through principles of strategic management and forecasting. The research identifies and systematizes strategic areas for developing the contemporary logistic infrastructure run by Russia and Mongolia jointly, benefits they and other countries may derive from the development of innovative, information and Internet logistics.
Results We analyzed development steps and current state of innovative, information and Internet logistics in Russia and abroad, respective opportunities at economic levels. We propose theoretical and methodological approaches by combining innovation and traditional approaches to the logistic system and its formation that complies with international e-markets.
Conclusions and Relevance We conclude that the railway line from Russia to Ürümqi (People's Republic of China) through Mongolia and onwards to Pakistan and India will push the development of certain Russian areas, rearrange the existing traffic from Russia and increase export potential. However, Russia can act as a transit country since it lags behind in terms of its innovative, information and Internet logistic technologies, intermodal transportation techniques. It may host the center for rearranging transit traffic flows among the EU and the Pacific Rim.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Wardlow D.L., Wood D.F., Johnson J.C., Murphy P.R.Jr. Sovremennaya logistika [Contemporary Logistics]. Moscow, Vil'yams Publ., 2009, 624 p.
2. Khairova S.M. [Innovative approach in logistics as the basis for competitive advantages of enterprises operating in the light industry]. Gosudarstvennaya politika i nauchno-innovatsionnaya deyatel'nost' v sfere legkoi promyshlennosti: regional'nyi aspekt: materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Governmental Policy, Scientific and Innovative Activities in the Light Industry: Regional Perspectives]. Omsk, Omsk State Institute of Service Publ., 2007, pp. 24-27.
3. Protsenko O.D. [Logistic concepts]. Biznes i logistika: materialy IV Moskovskogo mezhdunarodnogo logisticheskogo foruma [Proc. Int. Sci. Conf. 4th Moscow International Logistic Forum Business and Logistics]. Moscow, Stolichnyi Biznes Publ., 2002, pp. 18-19.
4. Filin S.A., Vasil'ev V.V. Informatizatsiya kommertsii: monografiya [Commerce informatization: a monograph]. Moscow, Patent Publ., 2006, 308 p.
5. Filin S.A. Teoreticheskie osnovy i metodologiya strategicheskogo upravleniya innovatsionnym razvitiem: monografiya [Theoretical essentials and methodology for strategic management of innovative development: a monograph]. Tula, Tula State University Publ., 2010, 433 p.
6. Ivanov D.A. Virtual'nye predpriyatiya i logisticheskie tsepi: kompleksnyi podkhod k organizatsii i operativnomu upravleniyu v novykh formakh proizvodstvennoi kooperatsii [Virtual enterprises and logistic chains: an integrated approach to the organization and operational management in new forms of production cooperation]. St. Petersburg, St. Petersburg State University of Economics and Finance Publ., 2003, 86 p.
7. Promyslov B.D., Zhuchenko I.A. Logisticheskie osnovy upravleniya material'nymi i denezhnymi potokami: problemy, poiski, resheniya [The logistic platform for managing material and cash flows: issues, searches, solutions]. Moscow, Neft' i gaz Publ., 1994, 104 p.
8. Fedotenkov D.G. [Innovative logistics as one of the keys for the economy development]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2014, no. 4, pp. 623-627. (In Russ.)
9. Kuznetsova E.Yu., Volkova I.A. Innovatsionnaya logistika kak instrument upravleniya konkurentosposobnost'yu khozyaistvennykh struktur. V kn.: Ekonomika i upravlenie: novye vyzovy i perspektivy. Vypusk 3 [Innovative logistics as a tool to manage the competitiveness of business structures. In: Economy and Management: New Challenges and Perspectives. Issue 3]. Tolyatti, Volga Region State University of Service Publ., 2012, pp. 255-258. (In Russ.)
10. Voronkov A.N., Frolova O.N., Khavin D.V., Zakharov V.Ya. [Innovative logistics]. Vestnik SamGUPS, 2012, no. 2, pp. 56-61. (In Russ.)
11. Kurbatov O., Novikov D., Novikov F. [Basic and innovative logistics as two parts of the same science and the sphere]. RISK: Resursy, informatsiya, snabzhenie, konkurentsiya = RISK: Resources, Information, Supply, Competition, 2007, no. 2, pp. 60-67. (In Russ.)
12. Goloskokov V.N. [Innovative logistics as part of JSC Russian Railways]. Kreativnaya ekonomika = Journal of Creative Economy, 2007, no. 8, pp. 63-71. (In Russ.)
13. Atoyan V.R., Zhits G.I., Plotnikov A.N. Logisticheskaya podderzhka innovatsionnoi deyatel'nosti: monografiya [Logistic support to innovative activity: a monograph]. Saratov, Saratov State Technical University Publ., 2005, 102 p.
14. Kuz'mina T.S. Formirovanie sistem upravleniya innovatsionnoi deyatel'nost'yu na predpriyatiyakh: mezhotraslevoi aspekt [Setting up systems for innovative activity control at enterprises: cross-sectoral perspectives]. Odessa, Nauka i tekhnika Publ., 2005, 49 p.
15. Yakushev A., Lebedev V. [Economic division into districts as a differential approach to planning socio-economic development of certain areas of the Far Eastern Federal District]. Logistika segodnya = Logistics Today, 2008, no. 4, pp. 222-232. (In Russ.)
16. Filin S.A. Innovatsionno-investitsionnoe upravlenie v venchurnom biznese: monografiya [Innovative and investment management in venture business: a monograph]. Moscow, INITs Rospatenta Publ., 2004, 600 p.
17. Grawe S.J., Autry C.W., Daugherty P.J. Organizational Implants and Logistics Service Innovation: A Relational Social Capital Perspective. Transportation Journal, 2014, vol. 53, iss. 2, pp. 180-210.
18. Yakushev A.Zh. Problemy ispol'zovaniya marketinga kak metoda upravleniya transportom v sfere mezhdunarodnykh perevozok gruzov. V kn.: Kompleksnoe TEO obespecheniya gruzovymi perevozkami [Issues of using a marketing approach as a transport management method within international freight transportation]. Moscow, MDNTP Publ., 2008, pp. 75-78.
19. Tatarnikov K.M. [Improving operations of the customs service as a growth driver for small and medium-sized business]. Problemy kommertsializatsii nauchnykh issledovanii kak osnovy modernizatsii ekonomiki regiona. Innovatsionnye napravleniya razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Issues of Commercializing Scientific Researches as the Basis for the Region's Economy Modernization. Innovative Areas for Small and Medium-Sized Business Development]. Irkutsk, Baikal State University of Economy and Law Publ., 2010, pp. 162-164.