Научная статья на тему 'Современное состояние литературы Мордовии с точки зрения провинциального культурного пространства'

Современное состояние литературы Мордовии с точки зрения провинциального культурного пространства Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
116
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Жиндеева Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние литературы Мордовии с точки зрения провинциального культурного пространства»

Е. А. Жиндеева

Современное состояние литературы Мордовии с точки зрения провинциального культурного пространства

Конец ХХ - начало XXI в. ознаменованы непрерывным поиском новых художественных форм, тесно связанных с философскими идеями, а также с современными процессами общественной жизни России. Осознание нового социокультурного пространства происходит за счет возникновения новых теорий, концепций, тенденций развития и т. д. Сегодня не только создается новая модель общественного сознания, но и реализуются некоторые идеи, составляющие золотой фонд отечественной мысли. К таковым следует отнести, например, философские постулаты, связанные с осознанием культурного противостояния столицы и провинции, характерные еще для русской литературы конца XIX - начала XX в. (И. Бунин, И. Шмелев, Б. Зайцев и др.).

Разумеется, на рубеже начинающегося тысячелетия речь не идет о провинциальной литературе как о художественных произведениях, посвященных деревне, что изначально было заложено в понимание термина. Однако слово «провинциальный» по-прежнему остается аналогом понятий целомудренности, некоторой простоты и душевности, граничащих с консервативностью, наивностью, искренностью.

Провинциальная литература - результат длительного творческого процесса, имеющего свою непростую историю. В качестве составной части провинциальная литература входит в понятийное поле термина «русская литература». Вероятно, этим можно объяснить усилившийся в последнее время интерес к краеведению как основе познания не только культуры этноса, проживающего на определенной территории, но и как составной части общей картины культурной жизни страны.

Не ставя перед собой задачи исчерпывающего рассмотрения взаимовлияния и сращения провинциальной и столичной культур в единую, мы в контексте регионального развития культурного пространства анализируем литературную ситуацию Мордовии, позволяющую весь художественный процесс региона трактовать как совокупность национального и инонационального культурных компонентов. Современное развитие научной мысли, расширение образовательной системы делают возможным и необходимым контактирование людей вне зависимости от социального положения, культурного уровня, национальной принадлежности, субъективной предрасположенности и т. д.

273

Охват литературы во всей сложности образующих ее элементов, концентрация смысловых отношений между знаком и словом, словом и мыслью, модификация внешнего символико-культурного состояния общества с внутренней прогрессией развития литературы отдельно взятого регионального формирования представляют значительный интерес как для специалистов в области литературоведения, культурологии, регионологии, социологии, психологии и т. п., так и для философской интенции в целом.

Для нашего исследования наибольший интерес представляет изучение текстологических доминант литературного процесса региона как образца провинциальной литературы. Такая зависимость устанавливается за счет выявления основных параметров аналитической работы с художественными текстами.

Признание тесной связи литературоведческих категорий с психологическими изысканиями значимо на сегодняшний день, особенно в свете проникновения в постсоветское научное пространство зарубежных мировоззренческих идей, определивших развитие литературоведения в ХХ в., и наложило заметный отпечаток на текстологическую парадигму современной литературы.

Исходя из такой установившейся трактовки понятия «провинциальная литература», становится ясно, что на первый план должна быть вынесена какая-либо общность развития, которую можно и должно разложить на системы и подсистемы. В зависимости от уровня рассмотрения фактов литературного развития можно выделить традиционную (прослеживающую взаимосвязь эпохальных произведений), жанрово-содержательную (возрождение и обновление редких жанровых форм на каком-либо этапе развития как литературного процесса в целом, так и периода эволюции творчества писателя, в частности), текстологическую парадигму (основой исследования которой являются всевозможные варианты художественных текстов, рассматриваемых под углом зрения поэтапной авторской работы над произведением).

В культурно-социальной ситуации начала ХХ! в. особое место занимает проблема деструктивного начала в человеке, что предопределено динамичным развитием психологических аспектов человеческого бытия, когда индивид стал объектом интерпретации на философском, филологическом, культурологическом, социологическом уровне понимания его сущности.

Исследование образцов современной прозы Республики Мордовия, в которых полидетерминированность определяет жанрововидовую специфику повествования, показывает, что на сегодняшнем этапе развития литературного процесса предпочтение в выборе воссоздаваемых ими (реалистических или экспрессионистских) картин

274

действительности отдается в пользу психологического освещения происходящего, внутреннего самочувствия того или иного образа.

Анализ литературного процесса избранного периода, как правило, сводится к установке приоритетов в художественной культуре, которые складываются в отсутствие цензуры и каких бы то ни было идеологических запретов и политических заказов. И здесь мы смело можем констатировать факт влияния общественного переразложе-ния, которое привело к формированию целого ряда явлений, свойственных только современной литературе.

Деление на маститых и начинающих (классиков и современников) в настоящий период развития литературы приводит в том числе и к традиционному рассмотрению художественного наследия того или иного писателя с позиции его места в условной иерархии художников слова. Совершенно очевидно, что художественный текст «современного классика» (именитого писателя) анализируется с позиции занимаемого места художественного произведения в творческом наследии его автора, с точки зрения влияния текста на общее развитие литературного процесса в целом. В таком варианте речь уже не идет о провинциализме. Тогда как произведение молодого автора принято анализировать в сравнительно-сопоставительном плане с другими художественными текстами таких же начинающих писателей или указать на региональный уровень значимости его наследия. Другой способ сгруппировать подобный писательский материал, близкий по способу подачи материала, основан на описании коллизионных решений, идейно-тематической направленности и т. п. Таким образом, можно констатировать факт, что историческая объективность ассимилируется путем выхода на координаты глубинных связей индивидов и мироздания, т. е. происходит внедрение в текст элементов народного сознания, несущего в себе онтологические критерии непреложных истин, выработанных преимущественно не одним поколением. Расширение психологического пространства в тексте происходит, таким образом, за счет исключения нескольких значимых субъективных сознаний, различно проявляющихся в повествовании. От фиксирования элементов объективной действительности героем-рассказчиком (с учетом возрастных психологических особенностей) до выявления «родовой» детерминанты, объединяющей вне социально-исторического поля сознание людей, в замкнутом пространстве субъективного мира находят выражение субстанции Бытия, уровень описания которого, как правило, отличается всесторонним исследованием традиционных мотивов, некой оглядки на общероссийский уровень.

Современная литература Мордовии преемственно продолжает традиции национальной и инонациональной литературы предшествующих лет, русской литературы XIX-XX веков. Однако следует за-

275

метить, что современная литература Мордовии в то же время отличается от литературы общероссийского уровня многими существенными чертами: постановкой проблем, жанровым своеобразием, появлением прозаических произведений среднего объема, другим уровнем развития критики и литературоведения. В центре внимания современной литературы Мордовии находятся, в том числе, и глобальные катаклизмы бытия человека начала ХХ! в., его национально-культурный менталитет, т. е. ценности, составляющие ядро ментальности и являющиеся своеобразными «линиями притяжения» социума республики в условиях полиэтничности.

Н. О. Ильина

Русский речевой этикет в практике преподавания русского языка на подготовительном факультете

Современная лингвометодика преподавания русского языка как иностранного предполагает коммуникативную направленность обучения. В первую очередь, студенты овладевают устной коммуникацией на русском языке в рамках стандартных тем и стереотипных ситуаций.

В самом начале учебного процесса студенты знакомятся с ситуациями «приветствия» и «прощания». Студентов информируют о существовании строгой дифференциации в использовании местоимений 2 лица единственного числа (ты) и множественного числа (вы). Опыт преподавания показывает, что впервые попав в русскую языковую среду, учащиеся ошибаются, употребляя местоимение «ты» в разговоре с преподавателем, подчёркивая тем самым своё дружеское расположение и симпатию. И, напротив, в диалогах со студентами из своей группы часто используют местоимение «вы».

В связи с этим требуются и определённые разъяснения преподавателя в плане использования частички -те в слове «здравствуй (те)». Для студентов не всегда понятно, почему говорят «здравствуйте, уважаемые студенты!», т. е. обращаясь к множеству людей, и «здравствуйте, уважаемый преподаватель!», т. е. обращаясь к одному человеку. Однако в том и другом случае употребляется форма 2 лица множественного числа «здравствуйте!». Кроме этого, лексические единицы «привет!» и «пока!», которые используются в кругу друзей, в неформальной ситуации общения, часто можно услышать в адрес преподавателя, чтобы, как уже говорилось, подчеркнуть симпатию и расположение.

Постепенно студенты изучают другие ситуации общения, перед ними естественно возникают теоретические и практические пробле-

276

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.