Научная статья на тему 'Современное состояние информатизации отделов организации дознания органов министерства внутренних дел Российской Федерации'

Современное состояние информатизации отделов организации дознания органов министерства внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
817
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОРГАНЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОТДЕЛЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОЗНАНИЯ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Селезнёв Андрей Владимирович

В статье рассмотрены основные задачи функции, возложенные на отделы организации дознания в органах министерства внутренних дел РФ. Проанализировано современное состояние и перспективы развития информатизации в отделах организации дознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние информатизации отделов организации дознания органов министерства внутренних дел Российской Федерации»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№10/2015

ISSN 2410-700Х

На практике наблюдается тенденция ограничительного толкования понятия налоговое законодательство. Думается, что ограничительная позиция в этом вопросе заслуживает одобрения. Следует заметить, что данная проблема относится к разряду определения принципов налогообложения [2, с. 85 - 91].

Система источников налогового права имеет две особенности, количественную и качественную. С одной стороны, в настоящее время система источников налогового права располагает большим количеством, а с другой, налоговое законодательство характеризуется постоянной изменчивостью. В последнее время, разрешение ситуации, о возможности внутренней систематизации налогового законодательства, происходит путем его кодификации.

Без сомнения, ныне действующее налоговое законодательство не в полной мере соответствует потребностям времени. Кроме того, несовершенство налоговых законов стало серьезным препятствием в дальнейшем развитии налоговых и финансовых отношений в стране. Думается, не совсем обоснованно, видеть в Налоговом кодексе панацею от всех бед, что с принятием правового акта такого уровня сразу же решаться все проблемы, большинство из которых имеют не в юридическую, а экономическую (неплатежи, бюджетный дефицит) и политическую природу (разграничение компетенции между центром и регионами).

Представляется бесспорным, что своего кодекса достойны только те подотрасли права или правовые институты, которые достигли определенного уровня развития, имеют высокую степень научно-технической разработки, а также свои правоприменительные традиции. Однако, учитывая достижения в этой сфере в течение последних лет нельзя не отметить, что правовое регулирование налоговых отношений в стране до сих пор сильно зависит от политической конъюнктуры.

Система права и система налогового законодательства - тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той, же сущности права. Законодательство лишь одно, хотя и очень важное, проявление права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система налогового права как его содержание - это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений в области налогообложения. Система налогового законодательства - внешняя форма права, выражающая строение его источников, то есть систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право [3, с. 318].

Список использованной литературы:

1. Налоги и налоговое право. Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: « Аналитика-Пресс », 1997. - 600 c.

2. Переверзева Е.В. О принципах законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5 «Юриспруденция». 2012. № 2 (17). С. 85 - 91.

3. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов, 1995. - 560 c.

© Е.В. Переверзева, П.В. Переверзев, 2015

УДК 004.418. 343.102

Селезнёв Андрей Владимирович

канд., техн. наук, доцент ТГТУ, г. Тамбов, РФ kriminalistik@rambler.ru

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОТДЕЛОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДОЗНАНИЯ ОРГАНОВ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В статье рассмотрены основные задачи функции, возложенные на отделы организации дознания в органах министерства внутренних дел РФ. Проанализировано современное состояние и перспективы развития информатизации в отделах организации дознания.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

Ключевые слова

Информатизация, информационные технологии, органы министерства внутренних дел, отделы организации

дознания, автоматизированные информационные системы.

Борьба с преступностью является одной из важнейших задач любого государства, в том числе и Российской Федерации. Ведущую роль в этой деятельности играет Министерство внутренних дел Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по разработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел [1].

Министерство внутренних дел формирует огромные массивы справочной информации, необходимой для организации борьбы с преступностью и другими правонарушениями.

В настоящее время осуществляется информатизация всех сфер общественной жизни, что приводит к компьютеризации всех без исключения информационных ресурсов. Не остаются в стороне и органы министерства внутренних дел, в том числе такие их позразделения, как отделы организации дознания.

Развитие информационных технологий планируется и осуществляется в программах по борьбе с преступностью, принимаемых на федеральном и региональном уровнях. В крупных регионах России принимаются специализированные программы информационного обеспечения органов внутренних дел.

Основной задачей информатизации деятельности органов внутренних дел является повышение эффективности их работы в борьбе с преступностью, и в первую очередь, в раскрытии, расследовании и предотвращении преступлений.

Внедрение информационных технологий во все государственные сферы заметно упрощает и ускоряет их рабочий процесс. Однако, необходимо заметить, что эти достижения реализованы лишь в незначительной степени, что связано с недостаточным материально-техническим обеспечением различных подразделений, слабой компьютерной грамотностью некоторых сотрудников и их не умением или не желанием работать с новыми средствами.

Для подробного рассмотрения уровня информатизации сложившегося в настоящее время в большинстве подразделений органов министерства внутренних дел, связанных с организацией дознания, необходимо дать их краткую характеристику.

Отделы организации дознания представляют собой территориальные органы МВД на районном, городском, областном и других уровнях, главными задачами которых является:

- обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве;

- организационно-методическое руководство расследованием преступлений, подследственных дознавателям органов внутренних дел РФ.

Данные задачи реализуются в форме расследования конкретных уголовных дел, возбуждаемых следователями и органами дознания; раскрытия преступлений; возмещения ущерба, причиненного преступными действиями; выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений [2].

Органы дознания МВД осуществляют свою деятельность на основе социально-правовых принципов, закрепленных в Конституции РФ, Федеральных законах, указах и распоряжениях Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, а также приказах, инструкциях и других нормативных актах МВД.

Анализ современного состояния информатизации отделов организации дознания показывает, что, информатизация в правоохранительной деятельности осуществляется с использованием общего комплекса банков данных, баз данных, экспертных систем, автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС), автоматизированных информационно-справочных систем (АИСС), автоматизированных дактилоскопических информационные систем (АДИС). К ним можно отнести.

1 АИПС «КАРТОТЕКА» - по фамильный и дактилоскопический учёт лиц, совершивших те или иные виды преступлений (граждан России, иностранцев, лиц без гражданства); учёт судимостей, места и времени отбывания наказания, дат и основания освобождения, смерти в местах лишения свободы, информации об

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

изменении приговора, амнистии, о месте жительства и работе до осуждения; сведения о розыске лиц, задержанных за бродяжничество, перемещении осуждённых; данные о группе крови [3].

2 АИСС «СВОДКА» - позволяет работать с базой данных, создаваемой по поступающей в органы внутренних дел оперативной информации о происшествиях и преступлениях, осуществлять поиск в БД по реквизитам, а также вести статистическую обработку данных, составлять отчеты при поступлении запросов и после исполнения документов.

3 АИСС «Картотека-Регион» - предназначена для работы с пофамильными учетами осужденных, разыскиваемых и задержанных за бродяжничество лиц.

4 АДИС «Папилон» - автоматизированная база данных для хранения дактилоскопической информации.

Необходимо отметить, что интеграция программно-технических средств отделений полиции в единую информационно - телекоммуникационную систему органов внутренних дел позволит формализовать и оптимизировать информационные процессы по организации эффективного функционирования данных подразделений, регламентировать и унифицировать процедуры учета, хранения и выдачи информации, используемой для организации и в процессе непосредственного осуществления следственной деятельности; осуществлять аудит имеющихся информационных ресурсов и систем в органе внутренних дел, обеспечить перевод в электронную форму различных процедур взаимодействия с гражданами и организациями, и так далее.

Одним из эффективных путей повышения уровня автоматизации в деятельности отдела дознания можно считать внедрение комплекса программ «Автоматизированное рабочее место дознавателя (следователя)», использование которого позволяет облегчить процесс создания документов с помощью использования шаблонов и информации, находящейся в базе данных АРМ (к примеру, номер уголовного дела, личные данные обвиняемого и свидетелей).

Информатизацию деятельности дознавателей и следователей нельзя ограничивать использованием программного обеспечения общего назначения, необходимо разрабатывать и внедрять специализированное программное обеспечение, которое позволит решать такие задачи, как оптимальное планирование расследования преступлений, накопление и анализ определенной информации, автоматизация методик расследования определенных преступлений, автоматизация процесса создания процессуальных документов.

Учитывая значение информационных технологий в расследовании и раскрытии преступлений, необходимо совершенствовать существующие автоматизированные информационные системы, что позволит рационально, оперативно и эффективно решать максимальное количество задач предварительного расследования преступлений.

Организация этой деятельности должна основываться на четких и последовательных комплексах действий сотрудников, направленных на планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий с применением компьютерных средств и информационных компонент этих действий и мероприятий.

Таким образом, необходимо констатировать, что от того насколько эффективно в настоящее время будут внедряться специализированные программные средства в деятельность органов внутренних дел и в том числе в отделы дознания во многом зависит качество расследования и раскрытия преступлений.

Список использованной литературы:

1. Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2011 г № 248 «Вопросы министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 20.01.2015 г.) [Электронный ресурс]: некоммерческая интернет-версия КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n= 186001. 2.Эта служба всегда считалась элитной [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://skfout.mvd.ru/novosti/item/714273.

3. Информационные системы: учеб. пособие / Е.В. Бурцева [и др.] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/260/68260/41810?p_page=10.

© А.В. Селезнёв, 2015

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

УДК 342

Сидоренко Ирина Сергеевна

магистрант 1 курса

Волгоградского государственного университета, институт права

г. Волгоград, РФ e-mail: kmalvi@yandex.ru

КОНТРОЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Аннотация

Данная статья посвящена компетенции органов муниципальной власти в части контроля сферы жилищно-коммунального хозяйства. Автором приводится нормативное регулирование контрольных полномочий, возложенных на муниципалитеты. В работе раскрыты понятия, имеющие непосредственное отношение к исследуемой проблеме. Вопрос статьи рассматривается через анализ исторического аспекта, на основе которого предложена методика совершенствования осуществления контрольных полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Ключевые слова

Контроль, полномочие, компетенция, органы местного самоуправления, муниципальная власть, жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), муниципальный жилищный контроль.

Осуществление контроля в области ЖКХ органами местного самоуправления нормативно базируется на международных правовых актах, регламентирующих вопросы работы муниципальной власти [1, ст. 2-3], Конституции Российской Федерации, Жилищном кодексе РФ, Федеральном законе от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральном законе от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральном законе от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Федеральном законе от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», соответствующих законодательных нормативных правовых актах субъекта Федерации, локальных актах, изданных представительным органом муниципалитета, и иных нормотворческих документах.

В вышеперечисленных актах законодательства раскрывается понятие органа местного самоуправления и муниципальной власти. Так, Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ч.2 ст.2 устанавливает обе дефиниции равнозначными - «форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

В базовой юридической литературе разных времен под контролем всегда понималась проверка соответствия действий и решений того или иного органа текущему законодательству. Также и полномочия, согласно наработанной практике, - это совокупность правовых ресурсов, делегированных в законном порядке определенному органу [18, с. 42-49].

Таким образом, контрольные полномочия - это набор прав, реализация которых направлена на проверку законности и обоснованности действий и решений подотчетного органа.

Так, ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает функцию муниципального контроля: «Органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.