/ Ошибка! Неверная ссылка закладки.
133
Ошибка! Неверная ссылка закладки.
Федорцова С.С.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и предпринимательства ТИ имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ)
Мухортова А.В.
студентка 3 курса факультета экономики и права ТИ имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ) DOI: 10.24411/2520- 6990-2020-11558 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
Fedortsova S.S.
candidate of pedagogics
associate Professor of the Department of Economics and entrepreneurship Chekhov technical UNIVERSITY (branch) of the Russian state University of Economics (RINH)
Mukhortova A. V. 3rd year student of the faculty of Economics and law Chekhov technical UNIVERSITY (branch) of the Russian state University of Economics (RINH)
CURRENT STATE OF THE TOURISM INDUSTRY
Аннотация
В статье анализируется текущее состояние индустрии туризма в мировой экономике и экономике РФ с использованием статистических данных. Особое внимание уделяется развитию внутреннего и въездного туризма и выявляются препятствия на пути развития туризма. Annotation
The article analyzes the current state of the tourism industry in the world economy and the economy of the Russian Federation using statistical data. Special attention is paid to the development of domestic and inbound tourism and obstacles to the development of tourism are identified.
Ключевые слова: туризм, турбизнес, мировая экономика, экономика РФ, въездной туризм, выездной туризм, развитие туризма.
Keyword: tourism, tourism business, world economy, economy of the Russian Federation, inbound tourism, outbound tourism, tourism development.
Оказывая значительное влияние на ключевые сектора экономики, туризм всё чаще становится одним из важнейших показателей социально-экономического развития, как в регионах, так и в муниципалитетах.
Согласно госпрограмме «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 гг.», Россия с большим туристическим и рекреационным потенциалом занимает незначительное место на мировом рынке туристических услуг (около 2% мирового туристского потока) [3].Ожидается, что в 2020 г. рост составит от 3% до 4%, о чём свидетельствует индекс доверия ЮНВТО (UNWTO Confidence Index), который демонстрирует осторожный оптимизм: 47% участников считают, что туризм улучшится, а 43% - что он останется на том же уровне, что и в 2019 г. [4].
Всего за I полугодие 2019 г. в РФ въехали 15.073.826 иностранных граждан, что на 0,78% (на 11.781 человека) больше, по сравнению с I полугодием 2018 г. Лидерами в «общем рейтинге» по абсолютному количеству прибывающих туристов стали такие страны, как: Украина (3.896.310 чел., падение на - 9,1%), Казахстан (1.930.964 чел., + 2,03%), Узбекистан (1.436.585 чел., + 15,71%), Китай (959.817 чел., + 15,88%), Таджикистан (836.953 чел., + 26,68%). Далее в топ - 10 за ними следуют:
Азербайджан, Финляндия, Киргизия, Армения и Польша [1].
Следует отметить, что, за исключением Китая, почти весь въездной поток из этих стран не является туристическим (например, трудовая миграция, личные визиты, визиты с целью шоппинга или коммерции). Сокращение объёмов въездного потока по сравнению с I полугодием прошлого года продемонстрировали такие страны, как: Украина (- 9,1%), Финляндия (- 6,8%), Армения (2,5%), Польша (- 7,3%), Молдавия (- 13,85%), Литва (- 6,73%) [1].
Сложной для российской туристической отрасли стала I половина 2020 г. - пандемия корона-вируса, ухудшение макроэкономической ситуации, ослабление рубля. Китайский коронавирус заразил более 70.000 чел. и убил около 2000 чел. Вакцина ещё не была найдена. Китайцам пока запрещён въезд в Россию, а для россиян закрыта возможность приобретения туров в Китай. Спрос упал и в других направлениях. Отток китайцев начался в январе, а 18 февраля премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал официальный указ, ограничивающий въезд китайских граждан в Россию. Значительная потеря и для рынка въездного туризма. Специалисты по инкамингу считают, что даже если весной число заболевших коронавиру-
134
Ошибка! Неверная ссылка закладки. / <<ШУШМиМ~^®У©Ма1>#8Ш)),2©2(1
сом сократится, туристическая отрасль восстановится не сразу.
Это не могло не сказаться на мировой экономике и экономике РФ. Уже ясно, что рост китайской экономики замедлится, как минимум, на несколько месяцев, что само по себе уже опасно для мировой экономики. Потому что, производственные линии в других странах, торговля будут страдать из-за сложившейся ситуации на рынке. Так, китайские производители задерживают или полностью прекращают поставки (в том числе и в Россию) смартфонов - как китайских, так и зарубежных моделей, которые собираются на китайских заводах [6, с. 76].
По мнению экспертов, последствия для мировой экономики, могут быть хуже, чем у глобальной рецессии 2008 - 2009 гг. или даже Великой депрессии 1920-х г. Экономические потери будут особенно высоки из-за паники, которой способствуют в первую очередь СМИ. Паника ещё больше подрывает торговлю и усугубляет экономический кризис. Потери ожидают транспортные и туристические компании, ведь передвижение людей из-за эпидемии ограничено не только в Китае, но и по всему миру. Чиновники правительства признали, что в I квартале 2020 г. рост ВВП в годовом выражении впервые за 30 лет составит менее 5%. А насколько ниже - зависит только от продолжительности и тяжести эпидемии [5].
Какова бы ни была нынешняя ситуация в туристическом секторе, у россиян самыми популярными странами, являются:
- Турция (6.991.528 поездок, прирост к 2018 году + 18,5%);
- Абхазия (4.802.475 поездок, + 6,5%);
- Финляндия (3.962.865 поездок, + 7,9%);
- Казахстан (3.417.996 поездок, + 7,5%);
- Китай (2.606.719 поездок, + 13,5%);
- Украина (2.177.871 поездок, + 1,05%);
- Эстония (1.890.452 поездок, + 0,8%);
- Германия (1.426.262 поездок, + 1,30%);
- Италия (1.361.946 поездок, + 16,7%);
- Таиланд (1.231.441 поездок, + 0,6%).
По данным Пограничной службы ФСБ России, в 2019 г. граждане России совершили 48.072.285 поездок в 176 зарубежных государств, что на 7,9% больше, чем в 2018 г. [5].
Представляя итоги 2019 г., Генеральный секретарь ЮНВТО Зураб Пололикашвили подчеркнул, что «во времена неопределённости и нестабильности туризм всё равно остаётся надёжным сектором экономики».
По прогнозам Ассоциации туроператоров в 2020 г. выиграют те страны, где виза не нужна или этот процесс упрощён. Для безвизового посещения россиянам открыты более 113 стран мира. Популярными станут: Турция, Таиланд, Израиль, Грузия, Черногория, Армения, Азербайджан, Гонконг, Белоруссия, Сербия, Вьетнам, Мальдивы, ОАЭ, Абхазия и Италия.
Рисунок 1 Международные туристические поездки за 2019 год изменение по месяцам, в мире (млн)
В настоящее время развитию въездного туризма в России препятствует множество факторов, среди которых следует выделить:
1. Отсутствие положительной информации о стране и рекламы России на внешних рынках. В крупнейшем в мире туристическом путеводителе «World Travel Guide», изданном в Лондоне, Россия обозначена как неблагоприятная для туризма страна.
2. Недостаточное развитие туристической инфраструктуры. Средний показатель износа российской гостиничной базы составляет около 69,4%. И только 22% российских отелей соответствуют мировым стандартам, т.е. могут претендовать на размещение иностранных туристов. Помимо гостиниц следует отметить нехватку крупных массовых объектов современной индустрии развлечений (аквапарков, тематических парков и т.д.). При от-
/ Ошибка! Неверная ссылка закладки.
сутствии такой инфраструктуры как: транспорт, дороги, пути сообщения, коммуникации, наличие медицинских учреждений, организаций досуга и отдыха - нормальная цивилизованная жизнь просто невозможна. Именно туристская инфраструктура - важнейший критерий туризма.
3. Отсутствие опыта в создании привлекательных и благоприятных инвестиционных условий для развития средств размещения и туристской инфраструктуры в субъектах РФ.
4. Низкий уровень сервиса и цены на предлагаемые туристические услуги не соответствуют их качеству (особенно с точки зрения условий проживания, питания и транспортных перевозок).
5. Проблемы в области торговли товарами и сувенирной продукцией для туристов. На местах отдыха сувенирная торговля развита слабо, а в некоторых регионах и населённых пунктах может вообще отсутствовать.
6. Низкая степень инициативы от объектов индустрии туризма. Предоставление зарубежных туров гражданам РФ гораздо выгоднее, с точки зрения прибыли для туроператоров и турагентов, это и является причиной отсутствия мотивации и инициативности объектов туристической отрасли для продвижения и развития отечественных направлений. Именно поэтому, большинство из них ориентированы на продажу турпродуктов выездного туризма.
7. Маркетинговая стратегия продвижения туристского продукта. Низкая осведомлённость общественности о возможностях отдыха в их стране и регионах. Если мы не знаем продукта, можно считать, что он и не существует. Вот почему страны с наибольшими туристическими потоками, такие как страны Европы, тратят значительные суммы на рекламу и продвижение туристического продукта.
В статье выше описаны основные препятствия на пути развития туризма. При должном и ответственном отношении, к которым, туризм в регионах может выйти на совершенно новый уровень, что повысит спрос российского туриста на отечественный туристский продукт.
Полное или частичное исключение ограничений для внутреннего туризма позволит:
- Повысить уровень туристской инфраструктуры в РФ;
- Повысить качество туристских работ и услуг;
- Повысить осведомлённость граждан о ту-ристско-рекреационных объектах, тем самым увеличивая поток не только отечественных, но и иностранных туристов;
- Увеличить ВВП РФ.
Развивая экономику страны, мы можем добиться социального развития, улучшить качество жизни, развить экономическое, политическое и
135
правовое сознание. Поскольку основная цель в настоящее время заключается в удовлетворении неудовлетворённых потребностей, ведь целесообразно выбрать путь интенсивного развития туризма в стране. Если мы хотим достичь высокого уровня развития туризма, мы должны, в первую очередь, преодолеть проблемы в этой области [2 с.387-434].
Все проблемы не только существенно тормозят развитие туристской сферы, но и способствуют массовому оттоку доходов, которые приносят государству туристические агентства и организации. Успех туристических компаний в стратегическом управлении предполагает, что они зависят от трёх основных факторов в конкурентной среде: внутренних возможностей, внешних возможностей и возможностей развития. Внутренние и внешние возможности должны широко использоваться для подготовки к конкурентной среде. И управление туристическими услугами должно быть сосредоточено на стратегических целях развития туристического бизнеса.
Несмотря на многочисленные проблемы, препятствующие развитию внутреннего и въездного туризма в России, индустрия туризма в нашей стране имеет большое будущее. Всё больше туроператоров, в сфере выездного туризма, начинают диверсифицировать свой бизнес, активизируя деятельность своих ведомств по России по приёму иностранных туристов. Ожидается, что к 2021 г. эта тенденция будет лучше развита. Также динамичное развитие въездного туризма способствует укреплению авторитета нашей страны в мире и стабилизации её экономической и социальной политики.
Список литературы
1. Ассоциация туроператоров [Электронный ресурс]-Режим доступа: https://www.atorus.ru
2. Березовая Л.Г. История туризма и гостеприимства - М.: Издательство Юрайт, 2019 г. -477 а
3. Паспорт государственной программы Российской Федерации Развитие культуры и туризма на 2013 - 2020 г. [Электронный ресурс]-Режим доступа: https://sudact.ru
4. По данным Всемирной туристской организации, в 2019 году в мире зарегистрировано 1,5 миллиарда международных туристических [Электронный ресурс]-Режим доступа: https://www.tohology.com
5. «Чумовой» сезон. Как коронавирус изменил туризм? [Электронный ресурс]-Режим доступа: https://www.tourdom.ru
6. Федорцова, С. С. Медиатексты в современном образовании - Ростов-на-Дону: Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки, 2006. № S19. С. 7678.