Научная статья на тему 'Основные особенности и тенденции развития рынка въездного туризма'

Основные особенности и тенденции развития рынка въездного туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3291
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ ПОТОК / TOURISM / INBOUND TOURISM / TOURIST FLOW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левченко К. К.

Туризм является ведущей и динамично развивающейся отраслью в сфере экономики, и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия. По оценке Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО), на долю туризма приходится 3,2% мирового ВВП, а с учетом мультипликативного эффекта 9,4%, при этом в туриндустрии занято 7,6%о работающего населения планеты [9]. По данным Б.В. Грызлова доля туризма в ВВП России сегодня с учетом мультипликативного эффекта составляет 6,5% и 3% от “чистого туризма” [3]. При эффективной государственной поддержке и продвижении доля туризма в ВВП РФ может существенно вырасти до уровня европейских стран, особенно если развивать не только внутренний, но и въездной туризм, который ЮНВТО определяет, как туризм в пределах территории определенного государства лиц, постоянно не проживающих в этом государстве. Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что международный туризм, ориентированный на прием иностранных гостей, приносит максимальные прибыли в бюджет государства и регионов [6]. Так общемировой показатель поступлений от международного туризма вырос на 4% в 2012 г. и составил 1075 трлн дол. США [5]. Поэтому требует рассмотрения специфика въездного туризма в России и тенденции его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN FEATURES AND TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF INBOUND TOURISM MARKET

Tourism is the leading and fastest growing industries in the economy, and the rapid pace he recognized the economic phenomenon of the century. According to the World Tourism Organization, the United Nations (UNWTO), tourism accounted for 3.2% of global GDP, and taking into account the multiplier effect 9.4%, while in the tourism industry employs 7.6%o of the working population of the planet. [9] According to B.V. Gryzlov, the share of tourism in GDP of Russia today, taking into account the multiplier effect of'6.5% and 3% from “clean tourism” [3]. With an effective state support and promotion of the share of tourism in Russia ’s GDP may grow significantly to the level of European countries, especially to develop not only domestic, but also inbound tourism, which UNWTO defines tourism within the territory of a certain state officials, not permanently residing in that State. Relevance of the topic of this work is due to the fact that international tourism that focuses on the reception of foreign guests, bring maximum profit to the state budget and regions [6]. So global total international tourism receipts grew by 4%o in 2012 and amounted to US $ 1,075,000,000,000,000. [5]. Therefore it requires consideration of the specifics of tourism in Russia and development trends.

Текст научной работы на тему «Основные особенности и тенденции развития рынка въездного туризма»

УДК 338.48

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ВЪЕЗДНОГО

ТУРИЗМА

Левченко К.К., аспирант, ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», e-mail: lekonst@mail.ru

Туризм является ведущей и динамично развивающейся отраслью в сфере экономики, и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия. По оценке Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО), на долю туризма приходится 3,2% мирового ВВП, а с учетом мультипликативного эффекта - 9,4%, при этом в туриндустрии занято 7,6% работающего населения планеты [9].

По данным Б.В. Грызлова доля туризма в ВВП России сегодня с учетом мультипликативного эффекта составляет 6,5% и 3% - от "чистого туризма" [3]. При эффективной государственной поддержке и продвижении доля туризма в ВВП РФ может существенно вырасти до уровня европейских стран, особенно если развивать не только внутренний, но и въездной туризм, который ЮНВТО определяет, как туризм в пределах территории определенного государства лиц, постоянно не проживающих в этом государстве.

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что международный туризм, ориентированный на прием иностранных гостей, приносит максимальные прибыли в бюджет государства и регионов [6]. Так общемировой показатель поступлений от международного туризма вырос на 4% в 2012 г. и составил 1075 трлн дол. США [5]. Поэтому требует рассмотрения специфика въездного туризма в России и тенденции его развития.

Ключевые слова: туризм, въездной туризм, туристский поток.

THE MAIN FEATURES AND TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF INBOUND

TOURISM MARKET

Levchenko K., the post-graduate student, FSFEIHE «Sochi State University», e-mail: lekonst@mail.ru

Tourism is the leading and fastest growing industries in the economy, and the rapid pace he recognized the economic phenomenon of the century. According to the World Tourism Organization, the United Nations (UNWTO), tourism accounted for 3.2% of global GDP, and taking into account the multiplier effect - 9.4%, while in the tourism industry employs 7.6% of the working population of the planet. [9]

According to B.V. Gryzlov, the share of tourism in GDP of Russia today, taking into account the multiplier effect of 6.5% and 3% - from "clean tourism" [3]. With an effective state support and promotion of the share of tourism in Russia's GDP may grow significantly to the level of European countries, especially to develop not only domestic, but also inbound tourism, which UNWTO defines tourism within the territory of a certain state officials, not permanently residing in that State .

Relevance of the topic of this work is due to the fact that international tourism that focuses on the reception offoreign guests, bring maximum profit to the state budget and regions [6]. So global total international tourism receipts grew by 4% in 2012 and amounted to US $ 1,075,000,000,000,000. [5]. Therefore it requires consideration of the specifics of tourism in Russia and development trends.

Keywords: tourism, inbound tourism, tourist flow.

В последние два года ряд факторов социально-политического характера сократил возможности россиян отдыхать за рубежом и привел к значительным изменениям структуры отечественного туризма, в результате усилились позиции внутреннего (территориального) туризма.

Для анализа территориального туризма с позиций его влияния на экономику территории, то есть приносящий доход данному территориальному образованию или способствующий оттоку денег, возможно выделить такие виды туризма как внутри территориальный и выездной [1]. Внутри территориальный туризм - это все путешествия по конкретной территории. Его также можно разделить на два вида: локальный (местный) и въездной туризм (рис. 1)

Местный или локальный туризм - это путешествия туристов определенного территориального образования в пределах данной территории. Въездной туризм предполагает путешествия по определенной территории людей, которые не здесь проживают [2].

Подобное деление туризма позволяет проводить более эффективный и качественный мониторинг туристских потоков и отслеживать тенденции в изменении спроса на туруслуги, что будет способствовать дальнейшей модернизации территориального туризма.

Таким образом, въездной туризм - это сложная социально-экономическая система, направленная на разработку, реализацию и продвижение национального туристского продукта на зарубежные туристские рынки, а также на обслуживание туристов из зарубежных стран на территории РФ.

Как и любая система, имеющая собственную структуру, въездной туризм состоит их ряда структурных элементов, таких как: все виды ресурсов, инфраструктурные компоненты, технологии, а также нормативно-правовое регулирование [3].

Исходя из данного определения, к основным особенностям въездного туризма можно отнести следующие:

1. Ориентация внутреннего турпродукта на иностранных потребителей, предполагающая высокую долю затрат на анализ рынков сбыта и реализацию туристских услуг.

2. Приоритет государства в поддержке национального турпро-дукта.

3. Обеспечение конкурентных преимуществ отечественным туроператорам в формировании национального турпродукта, отличающегося высоким качеством и туристской привлекательностью. С этой целью расширена линейка пакетных туров на основные туристские направления, построение чартерных программ и субсидирование перелетов туристических групп на курорты;

4. Высокий уровень квалификации сотрудников сферы въездного туризма.

5. Визовая поддержка.

Таким образом, главной особенностью въездного туризма является тот факт, что его влияние на экономическое развитие государства осуществляется посредством спроса и потребления самих туристов. То есть турист, который является и потребителем, доставляется в то место или ту территорию, где создаются и потребляются туристские услуги [8]. Посредством функции потребления въездной туризм способствует развитию и повышению доходности экономики определенной территории и государства в целом. Следствием данного процесса является рост доходов инфраструктурных компонентов территориальной социально-экономической системы, таких как средства размещения, предприятия питания и транспорта, спортивные объекты, учреждения культуры и образования и т.п.

Дальнейшее развитие въездного туризма способствует следующим преимуществам [3]:

• притоку иностранной валюты;

• росту валового внутреннего продукта;

• пополнению бюджетов всех уровней вследствие увеличения налоговых поступлений принимающей территории;

• созданию новых рабочих мест, то есть увеличению занятости населения;

• мультипликативному и синергетическому эффектам;

• развитию территориальной инфраструктуры.

По итогам 2015 года, по экспертным оценкам, внутренний турпоток в России составил 50 млн. поездок, тогда как в 2014 г. - 41 млн. поездок. Таким образом, общий объем внутреннего турпотока вырос на 18%. Согласно данных Росстата за весь период 2015 года количество международных туристских прибытий (въездной турпо-

Рисунок 1. Классификация

ток), с любыми целями (деловыми, отдых и т.д.), составило 26,9 млн., что на 5,6% больше, чем в 2014 г. - 25,4 млн. прибытий [4].

При этом объем выездного турпотока заметно сократился: с 42,9 млн. выездных туристских поездок (также включая любые цели) в 2014 г. до 34,4 млн. - в 2015 г. Таким образом, падение выездного турпотока в 2015 г. по сравнению 2014 годом составило 19,8% (рис.2).

Как видно из представленного рисунка за 9 мес. 2015 г., первое место по въездному туристскому потоку занимает Китай - 583,6 тыс. чел. При этом потенциал китайского въездного туризма в Россию далеко не исчерпан. По данным китайской статистики, в 2014 г. объем выездного туризма из Китая вырос на 19,5% и превысил 107 млн. поездок. Существенный количественный и качественный рост туристского потока из Китая является важной задачей в рамках развития въездного туризма в России.

Помимо КНР в тройке лидеров, как и в 2014 году, - Германия и США (319 и 153 тыс. туристов соответственно).

Как известно, в ноябре - декабре 2015 года вследствие запрета осуществления воздушных перевозок граждан из Российской Федерации в Арабскую Республику Египет и антитеррористических мер в Турецкой Республике туроператорами, оказывающими услуги по этим направлениям, были остановлены продажи турпакетов в указанные страны, которые были массовыми туристическими направлениями пляжного отдыха - лидерами по приему туристов из России.

Турция и Египет всегда пользовались большим спросом в том числе и у самостоятельных туристов из России. Поэтому общее количество организованных и самостоятельных туристов, посещавших эти страны, составляло около 8 млн. человек [8].

Таким образом, в 2015 году на российском рынке туристских услуг освободилась значительная ниша, и появился дополнительный потребительский спрос.

видов регионального туризма

С целью определения возможности импортозамещения в сфере туризма Ростуризмом в 85 субъектов Российской Федерации был проведено исследование рынка туристских услуг, проанализированы возможности приема дополнительного количества туристов, с учетом имеющейся туристской инфраструктуры и транспортной доступности, а также средней стоимости туристского пакета. Наибольшее количество средств размещения характерно для следующих территорий: Краснодарский край - 1684, Москва - 654, Свердловская область - 520, Санкт-Петербург - 389, Республика Крым - 392, Республика Башкортостан - 390, Приморский край - 379, Республика Татарстан - 350, Ленинградская область - 269, Алтайский край - 316 [7].

По итогам проведенного анализа можно сделать однозначный вывод: обеспечить в России прямое замещение пляжного отдыха в Египте и Турции пока невозможно, так как в настоящее время наглядно прослеживаются:

1) недостаток обустроенных пляжных территорий в местах возможного массового пляжного отдыха (Краснодарский край, Республика Крым, г. Севастополь, Астраханская и Ростовская области, Республика Дагестан, Республика Калмыкия);

2) практически стопроцентная загрузка средств размещения в высокий сезон в традиционном месте пляжного отдыха в России -Краснодарском крае - и необходимость модернизации туристкой инфраструктуры в еще одном регионе традиционного массового пляжного отдыха - Республике Крым.

К примеру, в 2015 г. на курортах Краснодарского края отдохнуло порядка 14 млн. человек. В то же время в 2016 году Краснодарский край не сможет принять большего количества туристов. На загрузку номерного фонда существенное влияние оказывает сезонность. Так, при 100%-ной загрузке гостиниц и здравниц Краснодарского края в «высокий сезон» загрузка в осенне-зимний период составляет порядка 74%, за исключением праздников, дней школьных каникул, дней

□ Тыс. человек за 9 месяцев 2015 года

Рисунок 2. Страны - лидеры по въездному туризму, тыс. чел., за 9 мес.2015 г.

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2016 | 15

проведения крупных событийных и деловых мероприятий [10].

Таким образом, основные тенденции развития рынка въездного туризма можно представить следующим образом:

• рост внутреннего, резкое снижение выездного и незначительный рост въездного туризма;

• расширение продаж пакетных туров на рынке въездного туризма;

• усиление территориального развития и появление новых программ из регионов России;

• формирование трансграничных и интегрированных турпро-дуктов;

• развитие 1Т-технологий, интернет-порталов и опНпе-продаж;

• повышение спроса на качественные лечебно-оздоровительные, СПА-услуги, семейный отдых с детьми;

• развитие социального туризма (детского, молодежного и

др.);

• сокращение продолжительности турпоездок и совмещение различных видов отдыха;

• повышение рисков и банкротств участников туррынка;

• расширение перечня страховых продуктов.

Литература:

1. Александрова А.Ю. Международный туризм: уч. / А.Ю. Александрова. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 470 с.

2. Андрианов В.И. Сельский туризм как составная часть туристско-рекреационной системы региона: проблемы развития // Мат. междунар. науч. - практ. конф. «Развитие индустрии туризма

и гостеприимства в контексте трансграничного сотрудничества». Белгород: НИИ БелГУ, «Эпицентр», 2014.

3. Байнов А.В. Въездной туризм: современное состояние и перспективы развития в Российской Федерации // Российское предпринимательство. 2008. № 5. Вып. 1 (110). с. 120-124.

4. Внутренний туризм как основа устойчивого развития регионов России [Текст]: сб. науч. ст. / ред. кол.: Е. Л. Кудрина (пред.), Д. Д. Родионова, С. А. Мухамедиева, А. И. Юдина, Т. Ю. Казарина, отв. ред. А. А. Насонов; Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. -Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2015. - 255 с.

5. Итоговый аналитический отчет [Электронный ресурс]: Повышение туристической привлекательности регионов как стратегический фактор развития. Возможности кризиса, проблемы и методология их решения. - Режим доступа: http://analytical-report. ru/2010/

6. Остроумов О.В. Туризм. Продвижение российского турпродукта. / О.В. Остроумов. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 128 с.

7. Путрик Ю.С. Туристская политика РФ: региональный аспект // Современные проблемы сервиса и туризма. 2010. № 1. С. 44-50.

8. Рябова И.А., Драчева Е.Л., Забаев Ю.В. Экономика и организация туризма: международный туризм. М.: КНОРУС, 2007. 576 с.

9. Статистика туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. А.Ю. Александровой. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 464 с.

10. Тихомирова Н. / Иностранные туристы чаще едут в Россию [Электронный ресурс]: Firstnews. - Режим доступа: http://www. firstnews.ru/articles/inostrannye-turisty-chashche-edut-v-rossiyu/

УДК 338

АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ НОРМЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО

ПРОЕКТА

Егоров А.Ю., д.э.н., профессор кафедры «Экономика и управление в социальной сфере», ФГОБУВПО «Финансовый университет при

Правительстве Российской Федерации»

В статье проведён анализ внутренней нормы рентабельности инвестиционного проекта. Представлена структура расходов, дополнительных доходов и прибылей инвестиционного проекта промышленной корпорации. Предложены схемы реструктуризации инновационной, инвестиционной и производственной структур промышленной корпорации. Отмечено, что успешное завершение инвестиционного высокотехнологического проекта зависит от эффективного управления процессом получения дополнительных инвестиционных доходов, позволяющих сохранить на требуемом уровне значение внутренней нормы рентабельности.

Ключевые слова: инвестиционный проект, норма рентабельности, результат, стоимость, структура, промышленная корпорация, издержки

ANALYSIS OF INTERNAL NORM OF PROFITABILITY INVESTMENT PROJECT

Egorov A., Doctor of Economics, Professor of the Economy and management in the social sphere chair, FGOBUHPE «Financial University

under The Government of the Russian Federation»

In article the analysis of an internal regulation of profitability of the investment project is carried out. The expense structure, additional incomes and profits of the investment project of industrial corporation is provided. Schemes of restructuring of innovative, investment and production structures of industrial corporation are offered. It is noted that the successful completion of the investment high-tech project depends on effective management ofprocess of receipt of the additional investment revenues allowing to keep value of an internal regulation ofprofitability at the required level.

Keywords: investment project, profitability regulation, result, cost, structure, industrial corporation, expenses

В процессе выполнения инвестиционного проекта как на накопительной стадии, так и на стадии возведения инновационных мощностей необходим непрерывный контроль эффективности инвестиционного проекта к заданному моменту времени. Рентабельность инвестиционного проекта определяется на основании расчета суммы приведенных прибылей (Р) и суммы приведенных издержек (С). В результате сравнения этих величин определяется чистая текущая стоимость инвестиционного проекта NPV (net present value). Тогда текущая приведенная стоимость (NPVt) можно определить по формуле:

<0 T 1

NPVt = Ct (1 + d)t + £ Pt-t

t=tH t=t 0 (1 + d) (1)

где t - количество инвестиционных шагов; d - норма дисконтирования; t - текущий момент времени; ta - момент начала осуществления инвестиционных издержек; Т - момент окончания инвестиционных шагов или момент времени, для которого рассчитывается рентабельность инвестиционного проекта. Формула (1) отражает структуру расходов и прибылей проекта, приведенных к текущему моменту времени (t).

В условиях острого дефицита внешних инвестиционных ресурсов структура инвестиционных издержек и доходов имеют свои особенности. На рис. 1 изображена структура расходов, дополнительных доходов и прибылей инвестиционного проекта промышленной корпорации. На временной оси (t) отмечены пять этапов оборачиваемости инвестиционного капитала: I - (t0 - t1); II - (t1 - t2); III - (t2 - t3); IV - (t3 - t4); V - (t5 - t6). Для удобства понимания процесса реструктуризации доходов и издержек четвертуй этап оборачиваемости ИК (t3 - t4) условно расширен и разбит на несколько параллельных осей от 0 до 5 [1].

Первые три этапа оборачиваемости ИК представляют собой накопительную стадию инвестиционного процесса, в результате дли-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.