Научная статья на тему 'Современное состояние и цифровые тренды корпораций'

Современное состояние и цифровые тренды корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
корпорация / цифровизация / цифровая зрелость / проблемы / трансформация / экономика / corporation / digitalization / digital maturity / problems / transformation / economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лариса Александровна Мыльникова

В статье рассмотрены вопросы цифровизации российских корпораций, изучены их состояние и цифровая зрелость, выявлены основные проблемы, ограничивающие цифровую трансформацию. Установлено, что существующие трудности стимулировали цифровые процессы компаний, адаптацию, разработку и внедрение цифровых инноваций в процессы и продукты, задействуя искусственный интеллект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current state and digital trends of corporations

The article examines the issues of digitalization of Russian corporations, examines their state and digital maturity, and identifies the main problems limiting digital transformation. It was found that the existing difficulties stimulated the digital processes of companies, adaptation, development, and implementation of digital innovations in processes and products, using artificial intelligence.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и цифровые тренды корпораций»

Аудиторские ведомости. 2024. № 3. С. 200—204. Audit journal. 2024;(3):200—204.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Научная статья УДК 330.34

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-3-200-204 NIION: 201 7-0074-3/24-107

EDN: https://elibrary.ru/BNCQKE MOSURED: 77/27-021-2024-03-307

Современное состояние и цифровые тренды корпораций

Лариса Александровна Мыльникова

Смоленский государственный университет, Смоленск, Россия, Mlarisa_sm@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы цифровизации российских корпораций, изучены их состояние и цифровая зрелость, выявлены основные проблемы, ограничивающие цифровую трансформацию. Установлено, что существующие трудности стимулировали цифровые процессы компаний, адаптацию, разработку и внедрение цифровых инноваций в процессы и продукты, задействуя искусственный интеллект.

Ключевые слова: корпорация, цифровизация, цифровая зрелость, проблемы, трансформация, экономика

Для цитирования: Мыльникова Л.А. Современное состояние и цифровые тренды корпорации // Аудиторские ведомости. 2024. № 3. С. 200-204. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-3-200-204. ЕР1\1: https://elibrary.ru/BNCQKE.

ECONOMICS AND MANAGEMENT

Original article

The current state and digital trends of corporations

Larisa A. Mylnikova

Smolensk State University, Smolensk, Russia, Mlarisa_sm@mail.ru

Abstract. The article examines the issues of digitization of Russian corporations, examines their state and digital maturity, and identifies the main problems limiting digital transformation. It was found that the existing difficulties stimulated the digital processes of companies, adaptation, development, and implementation of digital innovations in processes and products, using artificial intelligence. Keywords: corporation, digitalization, digital maturity, problems, transformation, economy

For citation: Mylnikova L.A. The current state and digital trends of the corporations // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(3): 200-204. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-3-200-204. EDN: https://elibrary.ru/BNCQKE.

Введение. В результате новых вызовов цифровой эпохи и необходимости цифровой трансформации в условиях им-портозамещения и санкционного давления крупные российские корпорации прилагают немалые усилия, увеличивая свои затраты на разработку и внедрение цифровых инновационных технологий, и ими уже достигнуты положительные результаты. Необходимость современных преобразований является мировой тенденцией, которой Россия должна следовать, чтобы не только сохранить достигнутые результаты развития, но и занять более высокие позиции в мировой экономике, быть кон-

© Мыльникова Л.А., 2024

курентоспособной в условиях динамично изменяющейся внешней среды, однако существуют некоторые трудности активизации, ограничивающие цифровую трансформацию.

Обзор. Несмотря на то, что корпорации возникли в середине века, в современной интерпретации термин обозначает крупномасштабное производство экономических благ, объединение субъектов, образующих юридическое лицо с целью их совместной деятельности для достижения поставленных целей. Понятие и сущность корпорации в российской литературе в процессе трансформации экономической системы видоизменялись и совершенствовались, как и развивался сам бизнес, осуществляющий финансово-хозяй-

ственную деятельность согласно нормативным актам. Так, в ст. 65.1 Гражданского кодекса РФ определены корпоративные и унитарные юридические лица. Согласно п. 1 ст. 65.3 юридические лица, учредители (участники), которые обладают правом участия (членства) в них, могут формировать их высший орган и являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. Соответственно, главным признаком корпорации является членство (участие), в связи с которым участники приобретают определенный набор прав и обязанностей по отношению к корпорации и принимают на себя не только определенные обязательства по отношению к корпорации, но и друг к другу. Корпорации также обладают правами и обязанностями по отношению к своим членам. У других же субъектов (учредителей унитарных юридических лиц) таких прав нет. Здесь также приведен основной перечень организационно -правовых форм корпоративных организаций, которые могут быть как коммерческими, так и некоммерческими [1].

В Большой российской энциклопедии корпорация характеризуется как форма организации бизнеса с образованием долевой собственности и разделением соответствующих функций (собственника и управления) [2].

Корпорации являются наиболее устойчивыми компаниями в условиях рынка, они представляют собой объединения предприятий, производящих однотипные товары, способствуют концентрации капитала, имеют достаточное количество ресурсов для формирования венчурных фондов, возможность инвестирования малых инновационных компаний, что приведет к росту технологического уровня, диверсификации продукции, снижению издержек производства и конкурентоспособности компаний особенно в условиях стремительной цифровизации.

Цифровая революция охватила все страны мира и существенным образом изменила устройство всех экономических систем. Сегодня быстрое продвижение интернет-сообществ, медиарынков, сверхширокополосного интернет-доступа, искусственного биоинтеллекта, процессов машинного обучения и виртуальной реальности значительно меняет мир. Цифровизация данных оказывает влияние на

автоматизацию бизнес-процессов, стимулирует развитие новых технологий, которые способствуют повышению производительности труда, скорости и рациональности принятия управленческих решений, эффективности и качеству взаимодействия с различными субъектами [3].

На сегодняшний день имеется большое количество определений цифровой экономики. Так, в Указе Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской федерации на 2017—2030 годы» дана официальная формулировка данного явления: «Цифровая экономика — хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования дают возможность существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [4]. В настоящей формулировке определение цифровой экономики сводится до производственных сегментов, в которых основным условием для производства считаются данные в цифровом виде, а также способы их обработки.

Исследование. Невозможно сегодня предвидеть точный момент и широту последующих трансформаций, однако можно отметить, что положительные эффекты от цифровиза-ции присутствуют абсолютно во всех аспектах (рис. 1).

Для России генерирование системы цифровой экономики также поспособствует приобретению ряда положительных аспектов как для бизнеса, потребителей, так и для государственного сектора.

Двигателем российской цифровой экономики в основном считается государство, которое в 2017—2018 гг. утвердило проект «Цифровая экономика», предполагающий цифровизацию основных отраслей народного хозяйства в ближайшие годы, что и считается одним из основных драйверов. Развитие цифровой экономики в России в результате исполнения Указа Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы» с последующей реализацией пилотных проектов с подачи государства привело к росту и преобразованию бизнеса, в

особенности крупного. Так, участие компаний, таких как концерн «Алмаз-Антей», «Сбербанк», РЖД, «Роснефть», «Газпром нефть» и др., привело к созданию в 2018 г. Chief Digital Officer (CDO) и стимулировало формирование венчурных фондов в госкор-

порациях [5]. СДО формировались с целью разработки и реализации стратегии цифровой трансформации, которая постепенно внедрялась и внедряется сегодня в компании в режиме проектов и образования корпоративных центров в области цифровых технологий.

Рис. 1. Модель эффектов от цифровизации

Необходимость цифровой трансформации российских корпораций неразрывно связана с дальнейшей их жизнеспособностью, развитием и конкурентоспособностью, необходимостью сокращения отставания по экономическим показателям от компаний зарубежных стран. Она будет полезной для любой отрасли и сегодня ее проводят разные предприятия, однако не все они обладают цифровой зрелостью. По оценке Правительства РФ цифровая зрелость промышленных компаний в 2022 г. составляла всего 44%. Показатель цифровой зрелости (комплексный) отражает погруженность компании в интернет-маркетинг с целью влияния на продвижение и укрепление бренда с использованием цифровых инновационных технологий, что помогает компании закрепить свои позиции и увеличить стоимость бренда

[6]. Наиболее высоким уровнем цифровой зрелости и более цифровизированными являются российские финансовые компании, а также нефтегазовый и телекоммуникационный сектор. Рост показателей в 2023 г. показала компания РЖД, которая вошла в тройку наиболее технологичных и быстро адаптирующихся к изменениям среди 83 исследуемых железнодорожных компаний мира [7]. Среди крупных промышленных корпораций растет спрос на системы для принятия управленческих решений на основе математических моделей и искусственного интеллекта, внедряется компьютерное зрение, широко используются аддитивные технологии и др. Однако, согласно оценкам Правительства РФ, больше всего затрат на цифровые решения производит финансовый сектор, а уже потом промышленные компании [8].

2023 год

0 2 4 6 8 10 12

□ Сбербанк □ Роснефть ШЛукойл ШГазпром нефть ■ МТС □ ВТБ ■ РЖД

14

Рис. 2. Динамика развития российских брендов, млрд долл. [9]

Заключение. Сегодня корпорации, решая вопросы цифровой трансформации, решают проблемы, продиктованные современными вызовами, — от импортозамещения до нивелирования последствий санкционного ограничения, борьбы за безопасность, инфляции и других негативных аспектов, влияние которых сказалось снижением их деловой активности и стоимости брендов. Так, на рис. 2 мы видим снижение в стоимости крупнейшего финансового российского бренда «Сбер», а также снижение показателей «Газпром нефть», что может объясняться санкционным давлением, ориентацией компаний на зарубежные продукты и реальной необходимостью и сложностью быстроты решения вопросов по импортозамещению, требующих больших финансовых вложений, в том числе для разработки отечественных цифровых решений, перестройки системной архитектуры, логистики и др., что сейчас сменяется на позитивный тренд. Несмотря на трудности, в настоящее время корпорации благополучно разрабатывают внутренние инновационные продукты, внедряют новые цифровые решения, продвигают отечественные технологии, совершенствуют бизнес-процессы, совершенствуют систему безопасности. Некоторые компании относятся к цифровизации и цифровой

трансформации осторожно, так как есть определенные риски преобразований. Однако, если ее игнорировать, можно безнадежно отстать в развитии.

Список источников

1. Гражданский кодекс Российской Федерации // URL: https://consultant-mos.ru/ kodeksy-rf/gk-rf/chast-1-gk-rf/razdel-1-gk-rf/pod-razdel-2-gk-rf/glava-4-gk-rf/pr-1-gk-rf/statya-65-1-gk-rf.html

2. Большая российская энциклопедия // URL: https://old.bigenc.ru/economics/text/2 099519

3. Stepanova, D.I., Hasanova, S.S., Allanina, L.M., Skorodumov, B.I., Novikov, А. V. Digital technologies in the global economy: Technologies and innovations. International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. Т. 8. № 8. p. 2772-2775.

4. Введение в «Цифровую» экономику / под общ. ред. А.В. Кешелава. М.: ВНИИ Геосистем, 2017.315 с.

5. Названы главные тренды цифровой трансформации бизнеса в России // URL: https:// www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1% D1 %82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F

6. URL: https://amdg.by/blog/amdg-i-brend-goda-zamerili-tsifrovuyu-zrelost-biznesa-v-bela-rusi/

7. СМИ об РЖД. Роль первого плана // URL: https://company.rzd.ru/ru/9401/page/783 14?id=215258

8. До 70 процентов затрат промсектора на ПО и технологии должны пойти на российские решения // URL: https://rg.ru/2022/09/ 21/prodvinutyj-zavod.htm

9. URL: https://www.brandlab.ru/blog/ brand-finance-predstavila-doklad-o-stoimosti-samykh-dorogikh-brendov-mira-za-2022-god

10. Мыльникова Л.А. Инновации и цифро-визация российской экономики // Экономический журнал. 2019. № 1 (53). С. 107-119.

11. Мыльникова Л.А. Развитие цифровой экономики в России // Цифровое пространство: экономика, управление, социум: сборник 2-й Всероссийской научной конференции. Смоленский государственный университет. Курск, 2020. С. 201-206.

12. Silvanskiy, A, Zotov, V., Aleksandrova, А, Shcherbina, T, Stepanova, D. Income from innovation in digital economy: The use of wireless technologies. Espacios. 2019. Т. 40. № 35.

13. Степанова Д.И. Смарт-контракт и технология блокчейн в развитии бизнеса и экономики // Проблемы и перспективы развития промышленности России: сборник материалов Второй международной научно-практической конференции «Предприятия в условиях цифровой экономики: риски и перспективы». М., 2018. С. 313-321.

References

1. The Civil Code of the Russian Federation // URL: https://consultant-mos.ru/kodeksy-rf/gk-rf/chast-1-gk-rf/razdel-1-gk-rf/podrazdel-2-gk-rf/ glava-4-gk-rf/pr-1-gk-rf/statya-65-1-gk-rf.html

2. The Great Russian Encyclopedia // URL: https://old.bigenc.ru/economics/text/2099519

3. Stepanova, D.I, Hasanova, S.S, Allanina, L.M, Skorodumov, B.I, Novikov, A. V. Digital technologies in the global economy: Technologies

and innovations. International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. Vol. 8. No. 8. p. 2772-2775.

4. Introduction to the "Digital" economy / under the general editorship of A.V. Keshelava. M.: Research Institute of Geosystems, 2017. 315 p.

5. The main trends of digital business transformation in Russia are named // URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D 1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F

6. URL: https://amdg.by/blog/amdg-i-brend-goda-zamerili-tsifrovuyu-zrelost-biznesa-v-belarusi/

7. Mass media about Russian Railways. The role of the first plan // URL: https://com-pany.rzd.ru/ru/9401/page/78314?id=215258

8. Up to 70 percent of the industrial sector's software and technology costs should go to Russian solutions // URL: https://rg.ru/2022/ 09/21/prodvinutyj-zavod.htm

9. URL: https://www.brandlab.ru/blog/ brand -finance-predstavila-doklad-o-stoimosti-samykh-dorogikh-brendov-mira-za-2022-god

10. Mylnikova L.A. Innovations and digitaliza-tion of the Russian economy // The Economic Journal. 2019. No. 1 (53). pp. 107-119.

11. Mylnikova L.A. Development of the digital economy in Russia // Digital space: economics, management, society: collection of the 2nd All-Russian Scientific Conference. Smolensk State University. Kursk, 2020. pp. 201-206.

12. Silvanskiy, A., Zotov, V., Aleksandrova, A., Shcherbina, T, Stepanova, D. Income from innovation in digital economy: The use of wireless technologies. Espacios. 2019. Vol. 40. No. 35.

13. Stepanova D.I. Smart contract and block-chain technology in business and economic development // Problems and prospects of industrial development in Russia: collection of materials of the Second International scientific and practical conference "Enterprises in the digital economy: risks and prospects". Moscow, 2018. pp. 313—321.

Информация об авторе

Л.А. Мыльникова — доцент кафедры экономики Факультета экономики и управления Смоленского государственного университета, кандидат экономических наук.

information about the author L.A. Mylnikova — Associate Professor of the Department of Economics, Faculty of Economics and Management, Smolensk State University, Candidate of Economic Sciences.

Статья поступила в редакцию 19.06.2024; одобрена после рецензирования 19.07.2024; принята к публикации 19.08.2024.

The article was submitted 19.06.2024; approved after reviewing 19.07.2024; accepted for publication 19.08.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.