Научная статья на тему 'Кредитные карты и их место на кредитном рынке Российской Федерации'

Кредитные карты и их место на кредитном рынке Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
кредит / кредитные карты / просроченная задолженность / кредитный рынок / credit / credit cards / overdue debt / credit market

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юлия Ашумовна Власова, Жаннета Ильясовна Герзелиева, Шешен Этибарович Мамедов

Развитие рынка платежных карт в России способствует уменьшению использования наличных средств в стране и способствует развитию безналичных платежей в розничной сфере. Объектом работы является сегмент кредитных банковских карт. Предметом исследования является выявление роли кредитных карт на кредитном рынке. Рассмотрены тенденции развития сегмента, факторы, оказывающие на него влияние. В результате выявлены проблемы и предложена концепция нового кредитного продукта. Новый кредитный продукт в раках сегмента кредитных карт позволит поддержать высокие темпы роста данного сегмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Credit cards and their place in the credit market of the Russian Federation

The development of the payment card market in Russia helps to reduce the use of cash in the country and contributes to the development of non-cash payments in the retail sector. The object of the work is the segment of credit bank cards. The subject of the study is to identify the role of credit cards in the credit market. The trends in the development of the segment and the factors influencing it are revealed. As a result, problems were identified and the concept of a new loan product was proposed. The new credit product within the credit card segment will support the high growth rates of this segment.

Текст научной работы на тему «Кредитные карты и их место на кредитном рынке Российской Федерации»

Аудиторские ведомости. 2024. № 3. С. 47 — 54. Audit journal. 2024;(3):47 — 54.

ФИНАНСЫ

Научная статья УДК 336.02

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-3-47-54 NIION: 201 7-0074-3/24-083

EDN: https://elibrary.ru/WMQFMK MOSURED: 77/27-021-2024-03-283

Кредитные карты и их место на кредитном рынке Российской Федерации

Юлия Ашумовна Власова1, 2, Жаннета Ильясовна Герзелиева3,

Шешен Этибарович Мамедов4

1 3 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия

2 Московский международный университет, Москва, Россия, vlasova.ya@rea.ru

4 ПАО «Сбербанк», Москва, Россия, sesan.mamedov@mail.ru

3 gerzelgi@yandex.ru

Аннотация. Развитие рынка платежных карт в России способствует уменьшению использования наличных средств в стране и способствует развитию безналичных платежей в розничной сфере. Объектом работы является сегмент кредитных банковских карт. Предметом исследования является выявление роли кредитных карт на кредитном рынке. Рассмотрены тенденции развития сегмента, факторы, оказывающие на него влияние. В результате выявлены проблемы и предложена концепция нового кредитного продукта. Новый кредитный продукт в раках сегмента кредитных карт позволит поддержать высокие темпы роста данного сегмента.

Ключевые слова: кредит, кредитные карты, просроченная задолженность, кредитный рынок

Для цитирования: Власова Ю.А., Герзелиева Ж.И., Мамедов Ш.Э. Кредитные карты и их место на кредитном рынке Российской Федерации // Аудиторские ведомости. 2024. № 3. С. 47—54. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-3-47-54. EDN: https://elibrary.ru/WMQFMK.

FINANCE

Original article

Credit cards and their place in the credit market of the Russian Federation

Yulia A. Vlasova1, 2, Zhanneta I. Gerzelieva3, Sheshen E. Mammadov4

1 3 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

2 Moscow International University, Moscow, Russia, vlasova.ya@rea.ru

4 Sberbank PJSC, Moscow, Russia, sesan.mamedov@mail.ru

3 gerzelgi@yandex.ru

Abstract. The development of the payment card market in Russia helps to reduce the use of cash in the country and contributes to the development of non-cash payments in the retail sector. The object of the work is the segment of credit bank cards. The subject of the study is to identify the role of credit cards in the credit market. The trends in the development of the segment and the factors influencing it are revealed. As a result, problems were identified and the concept of a new loan product was proposed. The new credit product within the credit card segment will support the high growth rates of this segment.

Keywords: credit, credit cards, overdue debt, credit market

For citation: Vlasova Yu.A., Gerzelieva Zh.I., Mammadov Sh.E. Credit cards and their place in the credit market of the Russian Federation // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(3):47—54. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-3-47-54. EDN: https://elibrary.ru/WMQFMK.

© Власова Ю.А., Герзелиева Ж.И., Мамедов Ш.Э., 2024

Особенностями развития кредитного рынка Российской Федерации в последние несколько лет явилось стремительное развитие сегмента кредитных карт. Наибольший прирост рынка платежных карт отмечается в 2021 г., когда прирост выпуска карт составил 9,5%. Основную долю прироста выпуска платежных карт обеспечил выпуск карт для физических лиц. В структуре выпуска банковских карт доля карт корпоративных клиентов составляет 1,8%, а доля выпуска карт физических лиц — 98,2%.

Расчетные карты по сей день занимают большую долю выпуска расчетных карт в нашей стране. На начало 2023 г. количество расчетных карт составило 87,9% выпуска. Прирост выпуска дебетовых карт составил к концу

2022 г. 10,4% [1].

До 2022 г. доля кредитных карт в выпуске стабильно сокращалась. Так, в 2019 г. прирост выпуска кредитных карт увеличился на 6% по сравнению с показателями 2018 г., в 2020 г. прирост составил 5,3%, в 2021 г. — только 2,5% по сравнению с показателями предыдущего года [9].

Отмечается нестабильная тенденция выпуска кредитных карт. Если в третьем квартале 2021 г. прирост выпуска кредитных карт составил 12% по сравнению со вторым кварталом 2021 г., то в мае 2022 г. выпуск кредитных карт сократился на 6% по сравнению с показателями 2021 г. [8]. Однако подобный вид кредитования остается наиболее востребованным у населения.

Не самые высокие темпы роста демонстрирует рынок кредитных карт. Причиной тому являются финансовые потрясения, которые произошли в последние годы. Потребители пользуются кредитными картами практически в любых условиях. Практически каждый третий россиянин имеет кредитную карту. В начале 2022 г. было выдано 2,29 млн кредитных карт1, в третьем квартале 2022 г. — 2,69 млн кредитных карт, а в первый месяц

2023 г. — 669,61 тыс. карт [2].

Процентные ставки на рынке кредитования

в 2016 г. составляли от 27% до 30%. В 2017 г. ставки снизились в среднем до 23—27%. В настоящее время средний уровень ставок на рынке кредитования составляет от 12% до 30%. При этом для отдельных категорий за-

1 Банк России. Статистика национальной платежной системы // URL: https://cbr.ru/statistics/nps/psrf.

емщиков банки предлагают более выгодные предложения2. Выгодные предложения оказывают стимулирующее воздействие на потребителей.

В 2017 г. портфель кредитных карт вырос на 7% за счет увеличения кредитных лимитов клиентов. При этом количество карт было выпущено меньше, чем годом ранее. В начале 2022 г. произошло снижение как объемов портфеля кредитных карт, так и спроса на данный вид кредитования.

Падение спроса на кредитные карты отмечается и Центральным бюро кредитных историй в начале 2023 г.

Причинами снижения объемов кредитных карт является изменение политики банков в отношении условий кредитования [3]. Подобные изменения банки вносят в связи с нестабильностью экономической обстановки. Потенциальных заемщиков более строго начали проверять при оформлении кредитных карт, а для тех клиентов, которые являются активными пользователями кредитных карт, банки предоставляют специальные предложения и более лояльные условия кредитования. Для зарплатных клиентов банки предоставляют сниженные ставки по кредитным картам, увеличенный лимит и более выгодные условия их использования. Другими словами, в последние годы банки переориентировались с количества клиентов на их качество [4]. В то же время конкуренция на рынке кредитных карт высока, и банки стремятся разработать и внедрить более уникальный продукт для привлечения клиентов.

Для клиентов в настоящее время банки предлагают условия по кэшбеку, возврат средств баллами, которые могут потратить клиенты в организациях — партнерах банка. Достаточно востребованными у клиентов являются условия по кредитным картам, которые включают программу для путешествий.

Основными банками, которые в настоящее время предлагают кредитные карты, являются «Сбербанк», Банк ВТБ, «Росбанк», «Тинькофф Банк», «Альфа Банк», «Сов-комбанк».

В феврале 2023 г. банками нашей страны было одобрено 1,41 млн новых кредитных карт. Такие данные предоставляет «Скоринг Бюро». С весны 2022 г. этот объем является

2 Банки.ру. Кредитные карты // URL: https://www.banki. ru/products/creditcards/

минимальным. С началом кризиса в феврале 2022 г. объем выданных кредитных карт сократился к марту до 1,07 млн штук, к апрелю объем увеличился до 1,27 млн штук. За год объем выданных кредитных карт сократился на 9,7%. Первый месяц года традиционно считается самым слабым в банковском секторе, так и выдача кредитных карт в январе 2022 г. была на 1,5% больше, чем за весь год.

В феврале 2023 г. совокупный лимит по кредитным картам составил 129,4 млрд руб. Прирост данного показателя по сравнению с данными за январь 2023 г. составил 0,8% [5]. В сравнении с аналогичным периодом 2022 г. лимит сократился на 1,9%. На уровне показателей июня-июля 2022 г. был рынок кредитных карт в начале 2023 г.

Количество одобренных физическим лицам кредитных карт в начале 2023 г. составило 0,93 млн. Полученное превысило показатели января 2023 г. на 7,8%. Такие данные предоставляет Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) [6]. Объемы выдачи кредитных карт сопоставимы с объемами апреля 2022 г.

По объемам выдачи кредитных карт в феврале 2023 г. по сравнению с объемами января того же года лидером является Банк ВТБ. В этом банке прирост выдачи кредитных карт составил 32%. В Банке «Открытие» за февраль было выдано кредитных карт на 22% больше, чем за январь; в «Росбанке» — на 11%, а в «Почта Банке» — на 10%. В остальных кредитных организациях прирост выдачи кредитных карт был менее 10% [4].

По данным 4000 кредиторов, передающих сведения в НБКИ, в январе-апреле 2023 г. было выдано 4,16 млн новых кредитных карт, или на 7,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года (в январе-апреле 2022 г. — 3,87 млн ед.). При этом по сравнению с четырьмя месяцами 2021 г. количество выданных новых кредитных карт в текущем году выросло чуть меньше — на 6,5% (в январе-апреле 2021 г. — 3,90 млн ед.) [7].

Отметим, что рынок кредитных карт имеет одну важную особенность: из 46,7 млн выданных кредитных карт в нашей стране только 562% являются активными. Другими словами, только половина получателей кредитных карт пользуются ими в расчетных операциях.

Отметим, что среди экономически активного населения в нашей стране только 20% являются пользователями кредитных карт. Основной причиной такого положения является

отношение к кредитным картам. Большинство используют их как запасной вариант пополнения бюджета. Только 37% всех оформленных карт используется клиентами непосредственно для осуществления покупок.

Доля задолженности по кредитным картам со сроком до 90 дней в 2022 г. сократилась до 12%, что меньше показателей кризисного периода 2014 г. Причинами тому являются сокращение низкоплатежеспособных клиентов и переход их в микрофинансовые организации.

В 2022 г. началась «гонка» между ведущими банками за наиболее длительный льготный период по кредитным картам. В некото -рых банках срок, в течение которого клиент может пользоваться кредитной картой бесплатно, не платя проценты, достигает 100 дней. Такой длинный льготный период привел к тому, что амортизация кредитного портфеля снизилась до 30%.

В десятке крупнейших банков минимальное значение амортизации составляет 5%, а максимальное — 60%. Клиенты-транзакторы преобладают в банках с высокой амортизацией по портфелю кредитных карт. Такие клиенты пользуются кредитными картами на приобретение недорогих вещей и погашают кредит в течение льготного периода. Минимальными платежами и в течение длительного времени погашают кредиты клиенты в тех банках, где оборачиваемость портфеля кредитных карт ниже среднего уровня в 30%.

На рис. 1 отражены объемы портфеля кредитных карт в Российской Федерации за период с 2011 по 2023, прогнозный, год.

По данным Банка России, к концу октября 2023 г. число заемщиков по банковским кредитам составило 47 млн человек [10]. В основном физические лица выбирают кредитные карты. Новых заемщиков по кредитным картам к концу октября 2023 г. стало на 15% больше по сравнению с показателями 2022 г. В количественном выражении это составило прирост в 3 млн человек, численность данных заемщиков достигла 23 млн человек. Аналогичное число заемщиков по кредитам наличными отмечено к концу октября 2023 г.

Важно, что темпы увеличения численности заемщиков по кредитным картам превышают прирост по иным видам кредитных продуктов, в сегменте которых прирост составил 2 млн человек за год.

Рис. 1. Портфель кредитных карт в России за 2011 — прогноз 2023 г., млрд руб. [10]

На рис. 2 представлено распределение заемщиков по типам необеспеченных кредитов за последний год.

Рис. 2. Распределение заемщиков по видам необеспеченных кредитов

Источник: URL: https://frankmedia.ru/146024

По итогам года большинство ведущих банков ожидает, что рынок кредитных карт превысит 3 трлн руб. За 2023 г. наблюдается также рост спроса на кредитные карты у клиентов — физических лиц. Средний лимит по кредитным картам не имеет существенных изменений. В основе условий по увеличению кредитного лимита банки рассматривают историю от долговой нагрузки и платежной дисциплины заемщика.

Результаты анализа говорят о значительном потенциале роста российского рынка кредитных карт. В этой связи Банк России и кредитные организации разработали целый комплекс мер по его дальнейшему развитию. Однако важной приоритетной задачей Центрального банка Российской Федерации и коммерческих банков на текущий момент являются поддержка и продвижение национальной системы платежных карт «Мир». Это также касается выпуска совместных карт с UnionPay под брендом «Мир-UnionPay» и других аналогичных карт.

В настоящее время мы можем наблюдать значительное увеличение использования цифровых технологий в банковском секторе. Сегодня банки предлагают своим клиентам удобные мобильные приложения с широким спектром функций, таких как управление счетами, открытие виртуальных карт, оплата счетов и услуг, депозиты, инвестиции и т.д. Эти приложения покрывают все больше и больше потребностей клиентов, значительно упрощая коммуникацию и уменьшая необходимость посещать физические отделения банка.

Согласно исследованию, мобильный банк становится полноценным сервисом, который заменяет цифровой офис. Количество загрузок мобильных приложений крупнейших банков России превысило 10 млн в App Store и Google Play.

Сейчас наибольшее воздействие на спрос на кредитные карты оказывают качество банковских продуктов и риски, связанные с их получением от определенного банка. Таким образом, можно заметить, что люди, использующие банковские услуги, готовы тратить большие суммы на покупку качественных банковских продуктов, которые полностью удовлетворяют их потребности. Они также готовы минимизировать возможные риски, связанные с приобретением банковских продуктов.

В ходе данного исследования был проведен опрос клиентов ПАО «Сбербанк», в ре-

зультате которого была выявлена группа ключевых факторов, влияющих на спрос на кредитные карты на рынке. Среди таких факторов были названы:

• стоимость использования кредитной карты (совокупность расходов, связанных с получением банковского продукта в определенном банке). Для кредитной карты ее «ценой» будет являться эффективная процентная ставка, включающая в себя как проценты по кредиту, так и комиссионное вознаграждение банка за обслуживание;

• риски, связанные с получением кредитной карты (этот фактор отражает не столько риски самой кредитной карты (риск инфляции при открытии банковского депозита), сколько субъективную оценку респондента рисков, связанных с получением кредитной карты в определенном банке);

• уровень качества банковских продуктов (этот показатель отражает сочетание возможных преимуществ для потребителя, которые предлагает банковский продукт в определенном банке при определенной цене). Это означает, что если банк предлагает своим клиентам дополнительные преференции, такие как возможность досрочного снятия части суммы, то его банковский депозит считается более высокого качества по сравнению с депозитами других банков при одинаковых условиях;

• выбор банковских продуктов (количество доступных для данного клиента кредитных карт в определенном банке) является показателем возможности установления тесных отношений между клиентом и банком, и оказывает прямое влияние на формирование лояльности клиентов к банку;

• качество банковского обслуживания (отражает, насколько банковское обслуживание в определенном банке соответствует ожиданиям клиентов, и как это влияет на выбор банка для проведения операций и приобретения банковских продуктов).

Кроме того, среди причин, влияющих на выбор потребителей банковских продуктов определенного банка и, следовательно, на спрос на продукты различных банков в России, были упомянуты и другие факторы, например опыт взаимодействия с данным бан-

ком, но их частота упоминания была значительно ниже, чем у всех остальных факторов, перечисленных ранее.

Цена, которую платят потребители за банковские продукты, имеет значение, но не является главным фактором в формировании спроса на продукты отдельных банков. Это подтверждает предыдущий аргумент о том, что банки могут влиять на спрос, изменяя процентные ставки, но они также должны учитывать другие факторы, которые влияют на спрос.

Факторы, такие как разнообразие предлагаемых услуг и качество обслуживания в банке, имеют меньшее влияние на выбор потребителя. Они упоминаются гораздо реже, чем факторы, связанные с качеством банковских продуктов и связанными с ними рисками. Российские потребители пока не готовы платить за высокий уровень банковского обслуживания, рассматривая его, скорее, как приятный бонус к другим параметрам.

Небольшой выбор продуктов говорит о том, что клиенты не заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве с одним банком и каждый раз принимают решение на основе своего субъективного восприятия различных условий (цены, качества или рисков), предлагаемых разными банками для нужного им продукта. Высокая значимость риска среди факторов, влияющих на спрос на продукты и услуги отдельных банков, объясняет изменение потребительских предпочтений при выборе банка для сотрудничества. Более половины опрошенных выразили предпочтение к работе с крупными государственными банками, считая их надежными.

Предложение кредитных карт представляет собой количество доступных кредитных ресурсов, которые кредиторы готовы предоставить на рынке. Однако это предложение может быть подвержено влиянию различных факторов. В первую очередь, денежная политика центрального банка играет ключевую роль в контроле предложения кредитных продуктов. Центральный Банк России имеет возможность влиять на доступность кредита путем установления процентных ставок, регулирования резервных требований для коммерческих банков и проведения операций на открытом рынке.

Кроме того, на предложение кредита влияют экономические условия. Уровень инфляции, безработицы и рост ВВП — все эти факторы могут оказывать свое влияние на кредитные предложения. В периоды эконо-

мического роста и стабильности кредиторы чаще готовы предоставлять кредиты, так как риски уменьшаются. Но в периоды экономического спада и нестабильности кредиторы могут быть более осторожны и ограничивать предложение кредита.

Несмотря на достаточно привлекательные условия и простоту использования кредитных карт, данный сегмент обладает весомыми рисками как для потребителей, так и для банков, которые предоставляют такую услугу, как кредитные карты.

В сегменте кредитных карт наблюдаются следующие проблемы:

• сложности при оформлении кредитных карт, которые связаны с некомпетентностью персонала банков;

• технологии обслуживания кредитных карт, связанные с банкоматами и терминалами;

• отсутствие возможности решить вопросы клиента в области использования кредитных карт онлайн, без посещения офиса банка.

Основной проблемой, которая больше всего отталкивает клиентов при выборе кредитных карт, в текущих экономических условиях является высокая процентная ставка. Большинство не хотят отдавать больше, чем потратили.

Для развития сегмента авторами предложена концепция нового кредитного продукта — кредитной карты с увеличивающимся кредитным лимитом и снижающейся ставкой при росте суммы кредита. В данном исследовании описана концепция кредитной карты, которая поможет «развязать руки» клиентам благодаря выгодным условиям использования, а также приобрести банкам дополнительную выгоду.

Суть состоит в следующем. Клиенту предоставляется кредитная карта. Еженедельно на карту поступает 5 тыс. руб. в течение четырех месяцев. За пользование каждой 1 тыс. руб. из предоставленных кредитных средств клиенту необходимо оплатить комиссию в размере 30 руб. в первый месяц пользования кредитной картой, а также ежемесячный платеж в размере 350 руб. Процент по кредиту в этом случае составляет 13,99% годовых от суммы выданного кредита. Во второй месяц комиссия за пользование кредитом составит 45 руб. Минимальная сумма платежа составит

400 руб. Общая сумма кредита составит к тому времени 60 тыс. руб. При таких условиях процентная ставка составит уже 8% годовых.

При условии, что клиент не возвращает потраченные кредитные средства в третьем месяце, комиссия составит 66 руб., а минимальный платеж увеличится до 525 руб. Сумма кредита к тому времени увеличивается уже до 90 тыс. руб., а процентная ставка снижается до 7% указанной суммы. В четвертый месяц пользования кредитной картой общая сумма кредита составляет 120 тыс. руб., комиссия за пользование — 90 руб., а платеж по кредиту увеличивается до 600 руб. в месяц. При этом ставка по кредиту сокращается до 6%.

Начисление средств приостанавливается в конце четвертого месяца и фиксируется в размере потраченных 120 тыс. руб. При этом клиенту необходимо выплатить не только потраченные 120 тыс. руб., но и накопленные проценты, которые увеличатся с 13,99% в начале периода до 34,9% годовых.

Основными пользователями данных кредитных карт предполагаются студенты, которые в большей степени подвержены накоплению кредитных обязательств в силу своей неопытности. Данное предложение позволит избежать накопление долгов и обеспечит снижение процентной ставки при росте суммы кредита.

Список источников

1. Алиева Ж.М, Амадаев A.A., Юсупова Т.А. Перспективы развития рынка банковских карт в денежном обращении России // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2023. Том 13, № 5А. С. 370—378. DOI: 10.34670/AR.2023. 59.96.096.

2. Гуддасаров Р.Р., Липилина П.А. Проблемы и перспективы развития кредитных карт и потребительского кредитования в Российской Федерации // Актуальные исследования. 2023. № 8 (138). С. 83—87. URL: https://apni. ru/article/5705-problemi-i-perspektivi-razvitiya-kreditnikh.

3. Silvanskiy, A, Zotov, V., Aleksandrova, A., Shcherbina, T, Stepanova, D. Income from innovation in digital economy: The use of wireless technologies. Espacios. 2019. Т. 40. № 35.

4. Власова Ю.А., Герзелиева Ж.И. Блок-чейн-технологии в банковском бизнесе: направления развития // Банковское дело. 2023. № 4. С. 48—55.

5. Герзелиева Ж.И., Власова Ю.А. Проблемы кредитного рынка России и повышение эффективности его функционирования // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2023. № 4. С. 396-400.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Milenin M.V., Grishina O.A., Rogova T.M., Vlasova Yu.A, Tutaeva D.R. Analysis of the Russian banking system institutional saturation over the past decade // Imitation Market Modeling in Digital Economy: Game Theoretic Approaches. Conference proceedings. Ser.: Lecture Notes in Networks and Systems. 2022. P. 762-771.

7. Stepanova, D.I., Hasanova, S.S., Allanina, L.M., Skorodumov, B.I., Novikov, A. V. Digital technologies in the global economy: Technologies and innovations // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. Т. 8. No. 8. p. 2772-2775.

8. Румянцева А. Рынок кредитных карт в 2023 году может превысить 3 трлн рублей // URL: https://frankmedia.ru/146024 (дата обращения: 15.11.2023).

9. Степанова Д.И. Смарт-контракт и технология блокчейн в развитии бизнеса и экономики // Проблемы и перспективы развития промышленности России: сборник материалов Второй международной научно-практической конференции «Предприятия в условиях цифровой экономики: риски и перспективы». М., 2018. С. 313-321.

References

1. Alieva Zh.M, Amadaev A.A., Yusupova T.A. Prospects for the development of the bank card market in monetary circulation in Russia // Economics: yesterday, today, tomorrow. 2023. Vol. 13. No. 5A. pp. 370-378. DOI: 10.34670/AR.2023. 59.96.096.

2. Guddasarov R.R., Lipilina P.A. Problems and prospects of development of credit cards and consumer lending in the Russian Federation // Actual research. 2023. No. 8 (138). pp. 83-87.

3. Silvanskiy, A, Zotov, V., Aleksandrova, A., Shcherbina, T, Stepanova, D. Income from innovation in digital economy: The use of wireless technologies. Espacios. 2019. Т. 40. № 35.

4. Vlasova Yu.A, Gerzelieva Zh.I. Blockchain technologies in banking business: directions of development // Banking. 2023. No. 4. pp. 48-55.

5. Gerzelieva Zh.I, Vlasova Yu.A. Problems of the Russian Credit Market and improving the

efficiency of its functioning // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. 2023. No. 4. pp. 396-400.

6. Milenin M. V., Grishina O.A., Rogova T.M., Vlasova Yu.A, Tutaeva D.R. Analysis of the Russian banking system institutional saturation over the past decade // Imitation Market Modeling in Digital Economy: Game Theoretic Approaches. Conference proceedings. Ser.: Lecture Notes in Networks and Systems. 2022. P. 762-771.

7. Stepanova, D.I., Hasanova, S.S., Allanina, L.M, Skorodumov, B.I., Novikov, A. V. Digital technologies in the global economy: Technologies

and innovations // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. ^ 8. No. 8. p. 2772-2775.

8. Rumyantseva A. The credit card market in 2023 may exceed 3 trillion rubles // URL: https://frankmedia.ru/146024 (accessed: 11/15/2023).

9. Stepanova D.I. Smart contract and blockchain technology in business and economic development // Problems and prospects of industrial development in Russia: collection of materials of the Second International scientific and practical conference "Enterprises in the digital economy: risks and prospects". Moscow, 2018. pp. 313—321.

Информация об авторах

Ю.А. Власова — доцент кафедры государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, доцент кафедры юриспруденции Московского международного университета, кандидат экономических наук, доцент;

Ж.И. Герзелиева — доцент кафедры государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, кандидат экономических наук, доцент;

Ш.Э. Мамедов — выпускник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, банковский аналитик.

Information about the author Yu.A. Vlasova — Associate Professor of the Department of State and Municipal Finance of the Plekhanov Russian University of Economics, Associate Professor of the Department of Jurisprudence of Moscow International University, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor;

Zh.I. Gerzelieva — Associate Professor of the Department of State and Municipal Finance of the Plekhanov

Russian University of Economics, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor;

Sh.E. Mammadov — Graduate of the Plekhanov Russian University of Economics, Banking Analyst.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 19.06.2024; одобрена после рецензирования 19.07.2024; принята к публикации 19.08.2024.

The article was submitted 19.06.2024; approved after reviewing 19.07.2024; accepted for publication 19.08.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.