Научная статья на тему 'Принципы работы и выгода от выпуска и использования кредитных карт'

Принципы работы и выгода от выпуска и использования кредитных карт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кредитная карта / грейс-период / банковские услуги / льготный период / эмиссия банковских карт / credit card / grace period / banking services / grace period / issue of bank cards

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольга Валентиновна Староверова, Роман Анатольевич Крупенко

Статья посвящена принципам работы и выгоде от выпуска и использования кредитных карт. В статье анализируются особенности кредитных карт. Одной из таких особенностей является льготный период, который позволяет клиенту банка погасить долг без процентов. Не стоит забывать, что кредитные карты — такой же источник дохода банка, как и другие кредитные и ипотечные продукты. Рассматривается, как работают кредитные карты с льготным периодом; раскрываются преимущества данного продукта при его грамотном использовании потребителем, а также преимущества от его предложения для банка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of operation and benefits of issuing and using credit cards

The article is devoted to the principles of operation and the benefits of issuing and using credit cards. The article analyzes the features of credit cards. One of these features is the grace period, which allows the bank’s client to repay the debt without interest. Do not forget that credit cards are the same source of income for the bank as other credit and mortgage products. The article examines how credit cards with a grace period work; the advantages of this product are revealed when used correctly by the consumer, as well as the advantages of its offer to the bank.

Текст научной работы на тему «Принципы работы и выгода от выпуска и использования кредитных карт»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 205 — 211. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(2):205 — 21 1.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Научная статья УДК 336

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-205-211 NIION: 2007-0062-2/24-095

EDN: https://elibrary.ru/ODYIBB MOSURED: 77/27-004-2024-02-295

Принципы работы и выгода от выпуска и использования кредитных карт

Ольга Валентиновна Староверова1, Роман Анатольевич Крупенко2

1 2 Российский экономической университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия

1 staroverova05@mail.ru

2 krupenkorom88@icloud.com

Аннотация. Статья посвящена принципам работы и выгоде от выпуска и использования кредитных карт. В статье анализируются особенности кредитных карт. Одной из таких особенностей является льготный период, который позволяет клиенту банка погасить долг без процентов. Не стоит забывать, что кредитные карты — такой же источник дохода банка, как и другие кредитные и ипотечные продукты. Рассматривается, как работают кредитные карты с льготным периодом; раскрываются преимущества данного продукта при его грамотном использовании потребителем, а также преимущества от его предложения для банка.

Ключевые слова: кредитная карта, грейс-период, банковские услуги, льготный период, эмиссия банковских карт Для цитирования: Староверова О.В., Крупенко Р.А. Принципы работы и выгода от выпуска и использования кредитных карт // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 205 — 211. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-205-211. EDN: https://elibrary.ru/ODYIBB.

REGIONAL AND SECTOR ECONOMY

Original article

Principles of operation and benefits of issuing and using credit cards

Olga V. Staroverova1, Roman A. Krupenko2

1 2 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

1 staroverova05@mail.ru

2 krupenkorom88@icloud.com

Abstract. The article is devoted to the principles of operation and the benefits of issuing and using credit cards. The article analyzes the features of credit cards. One of these features is the grace period, which allows the bank's client to repay the debt without interest. Do not forget that credit cards are the same source of income for the bank as other credit and mortgage products. The article examines how credit cards with a grace period work; the advantages of this product are revealed when used correctly by the consumer, as well as the advantages of its offer to the bank. Keywords: credit card, grace period, banking services, grace period, issue of bank cards

For citation: Staroverova O.V., Krupenko R.A. Principles of operation and benefits of issuing and using credit cards // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(2):205 — 21 1. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-205-211. EDN: https://elibrary.ru/ODYIBB.

Кредитные карты могут быть выгодны для всех субъектов экономики при грамотном их использовании. Плохая информированность населения об условиях кредитования по кредитной карте ведет в краткосрочной перспективе к росту доходов банков, в долгосроч-

© Староверова О.В., Крупенко Р.А., 2024

ной — к упаду экономики, сокращению доходов банков (при невозврате кредита, кризисе платежей).

В Положении ЦБ РФ от 24 декабря 2004 г. №266-П кредитная карта определена как электронное средство платежа, которое используется для совершения операций за счет средств, предоставляемых банком-эмитентом в пределах рас-

ходного лимита в соответствии с условиями кредитного договора. Одно из отличий кредитной карты от потребительского кредита — это электронный носитель. Кредитная карта используется как электронное средство платежа, из чего следует, что она относится к безналичному виду денег — пластиковая карта как носитель денежных средств является «телом» кредитной карты. Денежные средства с кредитной карты могут быть использованы для совершения операций покупки потребительских товаров. Перевод денег другим лицам, снятие наличных и другие виды операций, не связанных с покупкой товаров или оплатой услуг, не относятся к целевому назначению кредитной карты. Данные виды операций подвергаются определенным ограничениям (снятию дополнительных платежей, начислению дополнительных процентов и т.д.) согласно условиям кредитного договора. Следует заметить: денежные средства кредитной карты пользователь карты может использовать для оплаты любых операций, нет таких ограничений, которые не позволили (запретили) бы ему совершить ту или иную покупку/оплату.

Однако денежные средства на этой карте не являются «свободными деньгами» — в зависимости от условий кредитного договора на потраченную сумму начисляются проценты, и сумма этих процентов зависит от типа совершенных операций.

У кредитной карты есть расходный лимит, который предполагает, что при получении карты на ней уже будут иметься денежные средства, в пределах которых пользователь может совершать покупки, оплачивать услуги. Расходный лимит определяется в условиях кредитного договора, однако он может быть увеличен. Размер лимита первоначально определяется исходя из финансовых возможностей заемщика. Лимит может быть увеличен при условии пользования картой, возврата средств в полном объеме и внесения на карту личных средств. Таким образом, расходный лимит складывается из кредитного лимита (по договору) и личных средств заемщика, которые он вносит на счет кредитной карты не в целях уплаты долга. Расходный лимит по сроку действия бывает месячный и дневной. Месячный расходный лимит — сумма денежных средств, которой можно пользоваться в течение месяца; соответственно дневной — сумма, которой можно пользоваться в течение дня.

Кредитный лимит является возобновляемым. После внесения суммы задолженности держателю карты будет доступна сумма первоначального расходного лимита.

Определение суммы задолженности по кредитной карте. Кредитная карта, как и любой другой вид кредита, позволяет «тратить сейчас — возвращать потом». Особенностью кредитной карты является то, что проценты начисляются на сумму задолженности по карте, а не на всю сумму кредитного лимита. Задолженность складывается из потраченной держателем карты в течение льготного периода.

Льготный период — одно из главных преимуществ кредитной карты. Льготный период — это период, в который заемщик может потратить средства и затем вернуть их без процентов. В течение льготного периода проценты на сумму задолженности не начисляются. Это значит, что держатель карты может потратить заемные средства и при условии возврата в течение определенного количества дней вернуть только те деньги, что он потратил (без процентов). Льготный период позволяет пользоваться заемными средствами бесплатно. Минимальная длительность такого периода — 31 день, по отдельным видам карт, предлагаемых банками, размер льготного периода может достигать длительности более года. К моменту, когда льготный период закончится, держателю необходимо вернуть потраченные деньги, иначе банк-кредитор начнет начислять проценты. Проценты могут начисляться ежедневно или ежемесячно, но в любом случае с неоплаченными процентами перестает действовать льготный период. Льготный период действует на определенных условиях. Он не распространяется на отдельные виды операций. Виды таких операций различаются у разных банков, однако общее правило: льготный период распространяется на оплату товаров и услуг оффлайн и онлайн. Льготный период прекращается и не распространяется на снятие наличных с карт, безналичные переводы на электронные кошельки и банковские счета, а также оплату казино (и других услуг игорного бизнеса), покупку крип-товалют и квазикэш операции. К тому же, как уже упомянуто выше, льготный период не действует в случае неоплаты процентов, а также при выходе за кредитный лимит. Некоторые банки предоставляют особе условия льготного периода, например с беспроцентным снятием наличных, однако это скорее «специальное предложение», чем правило. Существуют различные схемы расчета льготного периода у каждого банка. Другими словами, чтобы понять, когда начнется отсчет льготного периода, если три способа: фиксированный и отдельный для каждой покупки и нефиксированный. Фиксированный льготный период начинается с момента проведения операции.

Таким образом, первый раз потратив денежные средства с карты, заемщик может отсчитать количество беспроцентных дней (оно прописывается в договоре) и оплатить задолженность не позднее этой даты. Данный вид расчета выгоден, если клиент не часто пользуется кредитной картой, и сумма транзакций небольшая — он сразу может отдать всю сумму долга. Расчет, отдельный для каждой покупки, используется редко, согласно нему погашение идет строго по периодам в порядке совершения покупок. Например, в данном месяце клиент совершил три покупки, значит, льготный период для каждой из них и погашение идет в том порядке и размере, в котором суммы были потрачены изначально. Данная схема также выгодна для тех, кто редко пользуется кредитной картой, иначе клиенту легко запутаться в совершенных покупках и длительности их отдельных льготных периодов.

Нефиксированный льготный период — самый распространенный из трех схем расчета, так как позволяет часто и выгодно пользоваться кредитной картой, однако не самый легкий для понимания. Нефиксированный льготный период по своей структуре состоит из отчетного и платежного периодов. Отчетный период длиться ровно месяц (30 дней), в течение этого времени банк формирует отчет о затратах, подводит итоги и рассчитывает сумму задолженности по карте. По истечении 30 дней начинается период погашения. В зависимости от размера льготного периода он зачастую составляет от 20 дней и более. Понимание структуры льготного периода необходимо для грамотного его использования. Если держатель карты не имеет возможности восполнить потраченные заемные средства в течение платежного периода, то, чтобы сохранить льготный период, ему необходимо внести минимальный платеж по кредитной карте. Одно из главный условий действия такого льготного периода — это уплата части основного долга каждый месяц (если он не уплачен сразу). Размер минимального ежемесячного платежа включает в себя часть задолженности отчетного периода, т.е. то, что было потрачено по карте в течение 30 дней, и проценты по кредиту. Ежемесячный платеж равен 3—10% (в зависимости от банка) потраченных заемных средств и всей суммы процентов по основному телу кредита. Если не внести ежемесячный минимальный платеж, то действие льготного периода закончится — проценты будут начисляться сразу же по истечении платежного периода. Простыми словами, льготный период «живет» при условии обязательных минимальных платежей.

Однако не стоит путать обязательные минимальные платежи и возврат долга в целом. Обязательные платежи нужны для того, чтобы сдерживать рост задолженности по карте. Минимальные платежи сохраняют льготный период и позволяют заемщику вернуть средства с прошлого отчетного периода с минимальными потерями, однако они не помогают вернуть долг полностью. Таким образом, при выплате лишь минимальных платежей и дальнейшем пользовании карты заемщика ждут следующие последствия: во-первых, его долг не будет уменьшаться, а скорее будет расти, так как обязательный платеж — это определенная часть уже потраченных денег, каждый месяц он может быть разным; во-вторых, кредитный лимит по карте будет сохраняться неизменным, так как долг не может быть уплачен лишь минимальными платежами, а дополнительные средства не могут быть внесены без уплаты долга.

Обязательный платеж сохраняет льготный период, но при условии своевременного внесения. Его нужно внести в течение 21 дня после закрытия отчетного периода — банк исчисляет сумму задолженности в этом месяце и затем сообщает сумму минимального обязательного платежа. В случае просрочки уплаты обязательного платежа, например его внесении на 22-й день после закрытия отчетного месяца, деньги, внесенные на карту, приобретают уже другое назначение. Если не внести обязательный платеж вовремя, его сумма пойдет на оплату просроченной задолженности, на которую уже начисляются проценты. Просрочка минимального платежа — путь к закредитованности, поэтому необходимо следить за расходами по кредитной карте, рассчитывать собственный бюджет так, чтобы иметь возможность внести обязательный платеж.

Порядок оформления кредитной карты. Чтобы оформить кредитную карту, заемщику необходимо написать заявление в офисе банка или оставить заявку онлайн. Все необходимые документы и инструкцию по получению карты банки обычно размещают на своих информационных порталах. Однако следует учесть, что вероятность одобрения заявления на выдачу кредитной карты зависит от ряда факторов. Например, был ли заемщик клиентом банка ранее, также учитывается кредитная история, занятость и др. Размер процентной ставки и расходного лимита зависит от размера дохода клиента. Для того чтобы, например, увеличить размер лимита, предоставляются документы, подтверждающие доход, ими могут быть справка 2-НДФЛ, копии документов на собственность и др. Регулирова-

ние процентной ставки и размера лимита по кредитной карты очень важно для финансовой стабильности как заемщиков, так и банков. Выдача необеспеченных кредитных карт имеет негативные последствия как в микроэкономическом масштабе (недополучение дохода банками), так и в макроэкономическом масштабе (рост уровня инфляции, сокращение спроса) [4].

В настоящее время кредитная карта может быть хорошим финансовым помощником, если правильно ей пользоваться.

1. Внимательно изучите кредитный договор. Условия пользования кредитной картой похожи, однако у каждого банка существуют особые требования. Для эффективного использования кредитных карт без лишних затрат следует внимательно изучить, а главное — понять положения договора. Рассмотренные выше принципы функционирования кредитных карт могут помочь определиться, на что следует обратить внимание. Размер процентной ставки, расходного периода, схема расчета льготного периода, размер обязательных минимальных платежей и срок их внесения — все это важно при выборе кредитной карты, а также при ее использовании.

2. Не забывайте про платежный период. Кредитная карта — это не беспроцентная ссуда. Проценты по кредитной карте начисляются по истечении льготного периода. Обязательный минимальный платеж может помочь сохранить беспроцентный период, однако сумма задолженности будет уменьшаться незначительно и переноситься на следующий период. Основное тело кредита в любом случае должно быть возвращено банку. Выплачивая долг по кредитной карте минимальными платежами, клиент увеличивает время выплаты долга и размер самой задолженности.

3. Кредитная карта — для оплаты товаров и услуг. Кредитная карта — это один из особых видов потребительского кредита. Условия льготного (беспроцентного) периода не распространяются на снятие наличных, переводы и другие виды операций, не связанных с потреблением. Чтобы не выплачивать проценты, следует сохранять льготный период, не совершать тех операций с кредитной картой, которые его прерывают.

4. «Жить по средствам». Размер расходного лимита определяется из платежеспособности клиента не случайно. Чтобы кредитная карта была выгодна как клиенту, так и банку, следует учитывать финансовые возможности заемщика.

С точки зрения держателя кредитной карты данный банковский продукт — отличный спо-

соб улучшить свое финансовое положение без длительных накоплений. Однако следует помнить о контроле за состоянием собственного бюджета и размерами задолженности, чтобы не повышать свою кредитную нагрузку. Можно выявить выгоды кредитных карт для заемщиков, банков и российской экономики в целом.

Денежно-кредитная политика государства направлена на контроль за состоянием основных макроэкономических показателей и за стабильностью экономического роста. Кредиты всех видов как основная статья активов коммерческих банков подвергаются влиянию денежно-кредитной политики. Функционирование банковского механизма перераспределения денежных средств (вкладов и кредитов) обеспечивает здоровое состояние экономики и возможность роста ВВП. Кредитные карты как кредитный продукт банков влияют на всех субъектов экономики — на домашние хозяйства (основных заемщиков потребительских кредитов), на банки (субъекты предложения кредитных продуктов), на государство (субъект, осуществляющий денежно-кредитную политику), на фирмы (субъекты предложения на рынке товаров и услуг, приобретаемых в данном случае на заемные средства).

На микроэкономическом уровне заемщики, приобретая дополнительный источник капитала, начинают предъявлять спрос на товары и услуги, производимые фирмами, меняя градус наклона кривой спроса. Фирмы, в свою очередь, приобретают новых покупателей, которые раньше за неимением средств не могли приобрести их товары — сокращается время реализации товаров и издержки на их хранение. Если рассматривать кредитные карты как один из видов потребительского кредита, можно утверждать, что они являются одним из инструментов повышения уровня жизни населения [2]. Для отдельно взятого заемщика кредитные карты — это средство, обеспечивающее его финансовую гибкость. Грамотное использование кредитных карт, а именно возврат средств в течение льготного периода, позволяет пользоваться деньгами без процентов, что обеспечивает финансовую поддержку при непредвиденных и (или) необходимых расходах. Использование кредитных карт также экономит время: оформление и одобрение потребительского кредита (в классическом его понимании) занимает больше времени клиента, чем оформление и использование кредитной карты. В случае срочной необходимости в денежных средствах кредитные карты более выгодны для заемщиков.

Главная выгода для держателя кредитной карты — беспроцентное пользование заемными средствами. Клиент расширяет свои финансовые возможности в момент времени: кредитная карта позволяет иметь с собой определенную сумму, которая может быть потрачена на покупку, а затем возвращена — происходит выгодная для заемщика отсрочка платежа. Льготный период позволяет пользоваться заемными средствам без процентов. Процент — доход владельца капитала от предоставления кредита. В случае кредитной карты с льготным периодом заемщик имеет возможность не платить проценты, а значит, банк-кредитор недополучает прибыль. Ставки по кредитным картам не превышают ключевую ставку Центрального банка России, а значит, находятся ненамного выше процента по потребительским кредитам. Повышенная ставка действует лишь при снятии наличных, если это не предусмотрено кредитным договором. Так, при использовании клиентом заемных средств по карте в рамках льготного периода банк получает прибыль иным образом, ставка процента уходит на «второй план». Доход получает несколькими путями. Во-первых, банк получает процент с каждой операции, совершенной с помощью эмитируемой ими платежной карты. Платежная система, в которой выпущена карта, (Visa, MasterCard, МИР) получает доход от совершенных операций и часть полученных средств (примерно 1—2%) передает банку как посреднику. Банк выступает посредником между платежной системой и клиентом, так как эмитирует платежные карты — как дебетовые, так и кредитные — в определенной платежной системе. Во-вторых, держатели карт также платят за обслуживание кредитной карты — в него входят взносы за годовое (или месячное) обслуживание, а также взносы на СМС-информирование об операциях. Эти средства также идут в доход банка. От предоставления услуги кредитных карт банк получает и не совсем материальные выгоды: он расширяет клиентскую базу, повышает лояльность клиентов, завоевывает их доверие. Большой льготный период по кредитным картам привлекает новых клиентов, которых не утраивают условия их банка, а также тех, кто только ищет подходящий им банковский продукт. Зачастую, пользуясь какой-то одной услугой банка, например кредитной картой, клиент переносит в этот банк и другие свои счета, открывает дебетовые карты для удобства пользования, более выгодного перевода средств между картами (без комиссии) и т.д.

Лояльность клиентов проявляется в их «верности» банку. Вероятность того, что он воспользуется и другими услугами банка (например, возьмет ипотеку), гораздо выше, если он уже знаком с этим банком и пользуется его продуктами. Кредитная карта с выгодными условиями — возможность для банков поддерживать свою репутацию среди потребителей, привлекать новых клиентов и сохранять лояльность старых. Безусловно, процент по кредитной карте все еще существует и кредитно-финансовые организации получают свой доход, однако лишь при условии задолженности и невозврата в течение льготного периода. Не все клиенты закрывают долг во время беспроцентного периода, существуют также и просрочки по обязательным платежам — в этих случаях банк получает свой классический доход от предоставления кредита.

Согласно данным Центрального банка России, задолженность физических лиц по кредитам (включая кредитные карты) с 2019 г. выросла примерно на 47%, что говорит о возросшей закредитованности населения и возможном доходе банковского сектора. Кредитные карты выгодны и для экономики государства в целом. Кредитные карты в качестве безналичного средства платежа повышают скорость обращения денег и понижают коэффициент наличности, это говорит о доверии банковской системе и позволяет сократить издержки от эмиссии дополнительной денежной массы, сокращаются и темпы инфляции. В отличие от потребительского кредита, который может выдаваться наличными (и тем самым увеличивать выпуск), кредитные карты выгодно использовать именно в безналичной форме. Кредитные карты увеличивают платежеспособный спрос, что оказывает влияние на развитие реального сектора экономики. Условия пользования кредитными картами понижают вероятность утечки заемных средств на спекулятивные высокорисковые операции. Это благоприятно сказывается на реальном секторе экономики: он получает свой доход, заемные деньги идут на удовлетворение именно потребительских расходов, покупку товаров и услуг.

Таким образом, кредитные карты — важный банковский продукт, который влияет как на состояние банковского сектора и уровень жизни клиента, так и на экономику. Важной особенностью кредитной карты является ее льготный (беспроцентный) период. Льготный период позволяет клиенту пользоваться заемными средствами банка без процентов, однако существуют различные схемы его расчета, которые влияют на условия возврата средств. Заемщику необходимо вни-

мательно изучить схему расчета льготного периода по своей кредитной карте во избежание дополнительных платежей и штрафов. Льготный период распространяется не на все виды операций, это объясняется потребительской «природой» кредитных карт. Средства с кредитной карты должны быть потрачены на покупку товаров, оплату услуг, если иное не предусмотрено договором. Льготный период ставит под вопрос доход банков от предоставления кредитных карт. Однако существуют и иные источники прибыли банка от эмиссии платежных карт, такие как процент от совершенных операций по картам, доход от платежей за обслуживание карты и др. Если заемщик не вернул средства во время беспроцентного периода, банк получает доход как от обычного кредита. Кредитные карты выгодны банку и потому, что привлекают новых клиентов и повышают лояльность уже имеющихся. Безналичный характер кредитных карт позволяет повысить скорость обращения денег, а условия льготного периода, которые распространяются только на потребительские расходы, повышают платежеспособный спрос и влияют на реальный сектор экономики, так как благодаря этим условиями заемные средства направляются на покупку товаров, а не на спекулятивные операции (например, вложение в высокорисковые финансовые инструменты, а также услуги игорного бизнеса). Не стоит забывать и о негативном влиянии кредитных карт, именно грамотное их использование позволяет повысить благосостояние и обеспечить здоровое функционирование кредитно-банковского механизм. В ином случае долги по кредитным картам раздувают «кредитный пузырь».

Однако рассмотрение кредитных карт, используя статистические методы, затруднено тем, что кредитные карты входят в состав статистики о потребительских кредитах; невозможно отделить одно от другого, имея данные Росстата и ЦБ РФ. Рассматривая потребительские кредиты в целом, мы не можем сделать четких выводов о влиянии именно кредитных карт — накладывается влияние и других продуктов (рассрочка, товарный кредит и др.). Сбор или предоставление информации сторонним источником позволит подробнее рассмотреть эффект кредитных карт на экономику.

Список источников

1. Алиев Б.Х., Гафизова АА. Роль потребительского кредита в развитии реального сектора экономики / / Вопросы устойчивого развития общества. 2020. № 3-2. С. 460—465.

2. Дружинина Е.Л. Эффективное использование методики оценки банковской кредитной карты для клиента банка // Вестник науки. 2018. № 2 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ effektivnoe-ispolzovanie-metodiki-otsenki-ban-kovskoy-kreditnoy-karty-dlya-klienta-banka (дата обращения: 24.03.2024).

3. Макарова О.Н., Погорелое И.З. Потребительский кредит как средство повышения уровня жизни / / Современные проблемы экономического и социального развития. 2012. № 8. С. 98—102.

4. Эзрох Ю.С. Рынок кредитных карт в России: мифы и реальность / / ЭКО. 2019. № 2 (536). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-kreditnyh-kart-v-rossii-mify-i-realnost (дата обращения: 24.03.2024).

5. Что значит льготный период по кредитной карте // URL: https://www.raiffeisen.ru/wiki/ chto-znachit-lgotnyj-period-po-kreditnoj-karte (дата обращения: 24.03.2024).

6. Как пользоваться кредитной картой // URL: https://psblog.ru/kak-polzovatsya-kreditnoj-kartoj / (дата обращения: 24.03.2024).

7. Плюсы и минусы кредитных карт // URL: https: / / alfabank.ru/help / articles / credit-cards / plyusy-i-minusy-kreditnoy-karty/ (дата обращения: 24.03.2024).

References

1. Aliyev B.H., Gafizova AA. The role of consumer credit in the development of the real sector of the economy / / Issues of sustainable development of society. 2020. No. 3-2. pp. 460—465.

2. Druzhinina E.L. Effective use of the methodology for evaluating a bank credit card for a bank client // Bulletin of Science. 2018. No. 2 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ effektivnoe-ispolzovanie-metodiki-otsenki-ban-kovskoy-kreditnoy-karty-dlya-klienta-banka (date of application: 03/24/2024).

3. Makarova O.N., Pogorelov I.Z. Consumer credit as a means of improving living standards // Modern problems of economic and social development. 2012. No. 8. pp. 98—102.

4. Ezrokh Yu.S. Credit card market in Russia: myths and reality // ECO. 2019. No. 2 (536). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-kreditnyh-kart-v-rossii-mify-i-realnost (date of application: 03/24/2024).

5. What does the credit card grace period mean / / URL: https://www.raiffeisen.ru/wiki/chto-zna-chit-lgotnyj-period-po-kreditnoj-karte (date of application: 03/24/2024).

6. How to use a credit card // URL: https:// 7. Pros and cons of credit cards // URL: https://

psblog.ru/kak-polzovatsya-kreditnoj-kartoj / (date alfabank.ru/help/articles/credit-cards/plyusy-i-of application: 03/24/2024). minusy-kreditnoy-karty / (date of access: 03/24/2024).

Информация об авторе

О.В. Староверова — профессор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, доктор юридических наук, кандидат экономических наук, доцент;

Р.А. Крупенко — соискатель Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

Information about the author O.V. Staroverova — Professor of the Plekhanov Russian University of Economics, Doctor of Law, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor;

R.A. Krupenko — Applicant of the Plekhanov Russian University of Economics.

Сведения о вкладе каждого автора

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 01.04.2024; одобрена после рецензирования 03.05.2024; принята к публикации 03.06.2024.

The article was submitted 01.04.2024; approved after reviewing 03.05.2024; accepted for publication 03.06.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Управление человеческими ресурсами. Стратегическая функция менеджмента: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» / под науч. ред. Ю.А. Цыпкина, В.С. Осипова; под общ. ред. Н.Д. Эриашвили, И.В. Грошева. 2-е изд., пере-раб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024. 423 с.

ISBN 978-5-238-03841-4

Человеческие ресурсы — основа успешной деятельности любого предприятия, организации. В современных условиях управление человеческими ресурсами позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личностного фактора и т.д. Рассматриваются проблемы управления человеческими ресурсами, систематизируются аспекты набора, отбора и ориентации работников предприятий и организаций. Особое место занимают вопросы обучения кадров, их профессионального и карьерного продвижения.

Комплексно отражены такие важные темы, как организация труда и контроль за деятельностью кадров и управленцев.

Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических специальностей вузов, работников отделов кадров крупных предприятий, рекрутинговых компаний, а также может быть полезно органам государственной службы в их деятельности по подбору специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.