Научная статья на тему 'Современное состояние и тенденции развития социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей общеобразовательного учреждения'

Современное состояние и тенденции развития социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей общеобразовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ВОСПИТАНИЯ / THEORY OF EDUCATION / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / INFRASTRUCTURE / EDUCATION / SOCIAL AND EDUCATIONAL INFRASTRUCTURE OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Лариса Ивановна

Современные социально-экономические условия, изменение парадигмы образования неизбежно влекут за собой существенные перемены в процессе воспитания детей и роли образовательных учреждений в нем. В статье раскрываются проблемы современного состояния социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей в общеобразовательных учреждениях. Рассматриваются перспективы развития социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей, представлены пути совершенствования социально-педагогической инфраструктуры и приемов воспитания детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарева Лариса Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATUS AND TRENDS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL AND EDUCATIONAL INFRASTRUCTURE PARENTING EDUCATIONAL INSTITUTION

Modern social and economic conditions, changes in educational paradigm will inevitably entail significant changes in the upbringing of children and the role of educational institutions in it. The article deals with the problem of the current state and trends of social and educational infrastructure of education of children in educational institutions. The perspectives of development of social and educational infrastructure, education of children, presented ways to improve the social and educational infrastructure.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и тенденции развития социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей общеобразовательного учреждения»

УДК 37.01

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Л.И. Пономарева

Аннотация. Современные социально-экономические условия, изменение парадигмы образования неизбежно влекут за собой существенные перемены в процессе воспитания детей и роли образовательных учреждений в нем. В статье раскрываются проблемы современного состояния социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей в общеобразовательных учреждениях. Рассматриваются перспективы развития социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей, представлены пути совершенствования социально -педагогической инфраструктуры и приемов воспитания детей.

Ключевые слова: теория воспитания, общеобразовательные учреждения, инфраструктура образования, социально-педагогическая инфраструктура воспитания

CURRENT STATUS AND TRENDS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL AND EDUCATIONAL INFRASTRUCTURE PARENTING EDUCATIONAL INSTITUTION

L.I. Ponomareva

Abstract. Modern social and economic conditions, changes in educational paradigm will inevitably entail significant changes in the upbringing of children and the role of educational institutions in it. The article deals with the problem of the current state and trends of social and educational infrastructure of education of children in educational institutions. The perspectives of development of social and educational infrastructure, education of children, presented ways to improve the social and educational infrastructure.

Keywords: theory of education, educational institutions, infrastructure, education, social and educational infrastructure of education

Воспитательная работа в школе имеет важное значение, особенно в современное время, когда нет четких установок в обществе по Концепции воспитания детей. Данная деятельность направлена на формирование у детей таких качеств и свойств личности, которые бы способствовали успешной социализации школьников. Как верно замечено в литературе, учреждения, входящие в систему образования, постоянно совершенствуют существующие и находят новые приемы педагогического воздействия. Все это делается с целью дать детям возможность социализироваться и подняться на новый уровень развития. В целом же все участники социально-педагогического процесса участвуют в общении и развитии новой личности [2].

Анализируя комплекс социально-педагогической инфраструктуры воспитания, можно прийти к выводу о главенствующей роли в этой структуре образовательных учреждений. Безусловно, это связано с ключевой ролью таких заведений, с тем, что их основная цель - проведение в жизнь приемов и методов воспитания и обучения подрастающего поко-

ления, особое внимание уделяется выстраиванию культурного уровня детей и формированию личности. Кроме того обеспечивается цель подготовки ребенка к жизни вне стен учебного заведения и семьи - в социуме.

В самом общем виде под инфраструктурой образования понимают комплекс элементов, входящих в систему образовательной практики, цель которых обеспечить результативность социально-педагогической практики. При этом этот комплекс элементов носит вспомогательный характер, который подчинен общим целям и задачам социально-педагогической практики.

Если смотреть более конкретно, то социально-педагогическая инфраструктура воспринимается как совокупность различных по своей организационной форме организаций, объединенных одним общим видом деятельности -оказанием квалифицированной социально-педагогической помощи людям. К основным целям таких организаций относятся:

- охрана жизни и здоровья;

- обеспечение реализации прав и свобод гражданина;

- организация таких условий, которые бы позволили гражданину благополучно жить, развиваться духовно и личностно;

- обеспечение возможности получения обучения и воспитания гражданином, возможности гармонично войти в социум, адаптироваться в нем.

Отметим, что социально-педагогическая инфраструктура обладает рядом отличительных характеристик. В специальной литературе подчеркивают следующие характеристики: нацеленность на защиту прав личности на подобающий уровень жизни, личностное развитие, здоровье, образование, взаимосвязь [7].

Задачи рассматриваемой инфраструктуры регламентируются специальным законодательным актом - Национальным стандартом Российской Федерации, включающим перечень социально-педагогических услуг, которые могут оказывать общеобразовательные организаций.

Названный перечень включает следующие социально-педагогические услуги:

- диагностику и обследование личности;

- консультирование;

- коррекция личности;

- анимационные услуги;

- создание условий для клубной и кружковой работы с целью развития интересов инвалидов;

- поддержка инвалидов в получении образования с учетом их физических возможностей и умственных способностей;

- организацию соответствующих условий для получения школьного образования по специальным программам;

- организация профессиональной ориентации;

- обучение и трудоустройства подростков. [2]

Можно говорить о том, что социально-педагогическая инфраструктура - это та форма, которая отражает содержание социально-педагогической деятельности, при этом обеспечивая функциональность такой деятельности в целом.

В настоящее время сохраняется позитивная тенденция, которая заключается в сокращении общеобразовательных учреждений, созданных для работы с большим числом обучающихся. За последние годы общеобразовательных школ, рассчитанных более чем на 1600 обучающихся, стало значительно меньше. Имеется положительная тенденция в снижении количества общеобразовательных учреждений, работающих в две или три смены.

Отличительной особенностью образовательной инфраструктуры можно назвать разграничение деятельности учреждений, что дает возможность реализовать необходимые разным учащимся различные потребности в области образования. Выделяются обычные общеобразовательные школы, школы с интенсивным или углубленным изучением части предметов, лицеи и гимназии, наряду со школами для детей с ограниченными возможностями.

В настоящее время снижается численность детей и подростков, не обучающихся в образовательных учреждениях по причине болезни

[5].

Школа призвана обеспечить такие условия обучения и воспитания, чтобы дети смогли эмоционально, духовно и личностно развиваться, самореализоваться. В то же время в задачи образовательного учреждения входит сглаживание и исправление комплексов детей, исправление огрехов первичной социализации. А так же предоставление возможности дальнейшего вхождения в социум, нравственного взросления, воспитание стойкости относительно негативных факторов, встречающихся при социализации в общество.

Основными трудностями в работе образовательных учреждений остается их недостаточное финансирование. Однако в последнее время намечается положительная тенденция к улучшению материально-технической базы образовательных учреждений.

Общепринято строительство школьных комплексов по единому образцу, когда-то предложенному и утвержденному проекту. Основная цель такого строительства - дешевизна и близкое расположение зданий. Однако в последнее время появилась тенденция к разнообразию, многие школы стали строиться по индивидуальным проектам, отвечающим исключительным требованиям обучающихся [3].

Нельзя не высказать озабоченность относительно сокращения учреждений дополнительного образования. Эта тенденция наблюдается относительно недавно, но, к сожалению, она все больше обращает на себя внимание в связи с масштабностью. Наблюдается, уменьшение количества учреждений, работающих по всем видам образовательной деятельности: центры, дворцы, дома детского творчества, туристско-краеведческие и военно-патриотические учреждения.

Таким образом, проведенный нами анализ современного состояния и направлений развития социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей общеобразовательного

учреждения позволяет выделить следующие особенности:

1) Повышение роли воспитательной и социально-педагогической направленности деятельности социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей;

2) Увеличение вовлеченности общества в процесс становления и развития социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей, в основном в форме интеллектуальной и финансовой вовлеченности.

3) Становление на всех уровнях системы взаимодействия государственных органов и различными организациями, осуществляющими деятельность в целях защиты и реализации прав детей [5].

В настоящее время предпринимаются меры по совершенствованию социально-

педагогической инфраструктуры. Данные меры в основном направлены на решение следующих задач:

- Содействие в становлении личности ребенка, обеспечение охраны его здоровья, развертывание возможностей ребенка по реализации своего потенциала, поощрение в проявлении творческих наклонностей детей.

- Создание и расширение коллективов сотрудников специализированных организаций сферы социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.

- Постоянная работа над увеличением уровня подготовки и мастерства работы сотрудников, переподготовка и повышение квалификации сотрудников специализированных организаций в системе высших учебных заведений.

В результате проведенного исследования можно выделить следующие пути дальнейшего повышения качества социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей:

1) Прежде всего, необходимо на уровне государственной политики внедрять значимость статуса социально-педагогической инфраструктуры воспитания. Решение проблем в этой области, должно быть поставлено на приоритетное место на всех уровнях социальных программ государства.

Литература:

1. Баева И.А., Вихристюк О.В., Гаязова Л.А. (ред.) Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение. Сборник научных статей. М.: МГППУ, 2013. - 304 с.

2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2005. - 269 с.

Необходимо всестороннее исследование всех населенных пунктов на предмет соответствия нуждам современной социально-педагогической инфраструктуры. По итогам этого исследования возможно предложение рекомендаций в области градостроительства, реализации возможностей функций учреждений здравоохранения, образования, службы быта, транспорта и в других важных сферах жизнедеятельности детей.

2) Повышение уровня финансирования на всех уровнях бюджетов в целях стимулирования развития социально-педагогической инфраструктуры воспитания. Приоритетным в этой области можно назвать восстановление функциональных характеристик объектов недвижимости, в которых происходит образовательная деятельность.

3) Дальнейшее налаживание контакта и повышение уровня взаимодействия госорганов между собой для совместного решения проблем, возникающих в области совершенствования социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей.

4) Постоянная работа над увеличением уровня подготовки и мастерства работы сотрудников, занятых в сфере социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей [6].

Разрешение выявленных проблем на государственном уровне будет прямо обуславливать дальнейшее развитие социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей. Необходимо обеспечить приоритетное и качественное решение еще не решенных проблем, а так же вновь выявленных. Одной из наиболее актуальных вновь выявленных проблем можно назвать неготовность социально-педагогической инфраструктуры к полноценной работе с детьми-беженцами, вынужденными переселенцами [4].

Повышение эффективности работы всей социально-педагогической структуры воспитания детей выделяется в отдельное направление социальной политики, которое отражает степень реализации этой политики в реальных жизненных ситуациях.

3. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.

4. Прохорова О.Г. Социально-педагогическая инфраструктура воспитания детей // Социальная педагогика в России. 2012. - № 2. - С. 48-49.

5. Сенченков Н.П. (ред.) Социализация и воспитание подростков и молодежи в институтах общего и профессионального образования: теория и

практика, содержание и технологии. Материалы международной научно-практической конференции. Пенза - Саратов - Семей: Научно-издательский центр «Социосфера», 2013. - 133 с.

6. Социализация личности в условиях образовательного процесса: материалы Четвертых Всероссийских педагогических чтений. Лесосибирск, 24-25 октября 2011 г. Красноярск: Сибирск. феде-ральн. ун-т., 2012. - 190 с.

7. Фришман И.И., Кириллов И.Л. (ред.) Партнерство социальных институтов воспитания в интересах детства. Материалы международной научно-практической конференции. Пенза. Решт: Научно-издательский центр «Социосфера», 2014. - 94 с.

References:

1. Baeva I.A., Vikhristyuk O.V., Gayazova L.A. (red.) Bezopasnost' obrazovatel'noy sredy: psikhologi-cheskaya otsenka i soprovozhdenie. Sbornik nauch-nykh statey. M.: MGPPU, 2013. 304 s.

2. Mardakhaev L.V. Sotsial'naya pedagogika. M.: Gardariki, 2005. 269 s.

3. Professional'noe obrazovanie. Slovar'. Klyu-chevye ponyatiya, terminy, aktual'naya leksika. M.: NMTs SPO. S.M. Vishnyakova. 1999.

4. Prokhorova O.G. Sotsial'no-pedagogicheskaya infrastruktura vospitaniya detey // Sotsial'naya pedagogika v Rossii. 2012. № 2. S. 48-49.

5. Senchenkov N.P. (red.) Sotsializatsiya i vospita-nie podrostkov i molodezhi v institutakh obshchego i professional'nogo obrazovaniya: teoriya i praktika, soderzhanie i tekhnologii. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Penza - Saratov - Semey: Nauchno-izdatel'skiy tsentr «Sotsiosfera», 2013. 133 s.

6. Sotsializatsiya lichnosti v usloviyakh obrazova-tel'nogo protsessa: materialy Chetvertykh Vseros-siyskikh pedagogicheskikh chteniy. Lesosibirsk, 24-25 oktyabrya 2011 g. Krasnoyarsk: Sibirsk. federal'n. un-t., 2012. 190 s.

7. Frishman I.I., Kirillov I.L. (red.) Partnerstvo sot-sial'nykh institutov vospitaniya v interesakh detstva. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Penza. Resht: Nauchno-izdatel'skiy tsentr «Sotsiosfera», 2014. 94 s.

Сведения об авторе:

Пономарева Лариса Ивановна (г.Москва, Россия), директор ГБУ города Москвы Троицкий Центр социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности «Солнышко», e-mail: [email protected]

Data about the author:

Ponomareva L. I. (Moscow, Russia), director State institution city Moscow Troitsky Centre for social rehabilitation of children with disabilities and children with disabilities «Solnyshko», e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.