Научная статья на тему 'Формирование и регулирование инфраструктуры образовательного процесса в современной школе'

Формирование и регулирование инфраструктуры образовательного процесса в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ / ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНУТРИШКОЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / SOCIAL ROLE / HUMAN ACTIVITY / INTRASCHOOL INFRASTRUCTURE / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корчагин Владимир Николаевич, Корчагина Луника Николаевна

Необходимость построения в современной школе внеучебной воспитательной работы как системы ориентированного человековедения актуализируется в связи с неэффективностью традиционной системы воспитания, связанной с проведением разрозненных мероприятий в рамках направлений (идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, военно-патриотического и т. д.). Человека в воспитании нельзя разделить на части и по этим частям формировать в нем по отдельности те или иные качества, так как он всегда целостен и все начала в нем образуют единство. В контексте понимания воспитания как целенаправленного регулирования освоения ребенком системы социальных ролей (семейных, профессионально-трудовых, гражданских, интерсоциальных, эгосферных) в процессе осуществления человековедческой деятельности (семейноведческой, здравоведческой, коллективоведческой, трудоведческой, культуродосуговедческой, граждановедческой, интерсоциоведческой, эгосфероведческой, природоведческой) показано, что значительным фактором формирования личности обучающихся в образовательном пространстве современной школы является внутришкольная социально-педагогическая инфраструктура учебно-воспитательного процесса. Установлено, что она представляет собой системную совокупность условий в школе для целенаправленного и благотворного формирования личности, для освоения и выполнения ею объективной системы социальных ролей. Составными элементами такой социально-педагогической инфраструктуры являются организационно-управленческая, семейная, здравоведческая и санитарно-гигиеническая, коллективоведческая, гражданская, организационно-правовая, социально-педагогическая, учебная, дизайно-эстетическая, бытовая, культурно-досуговая, креативная инфраструктуры. На примере характеристики отдельных элементов социально-педагогической инфраструктуры доказано, что она касается абсолютно всех сторон жизни и деятельности обучающихся, и педагогический коллектив должен знать, какими свойствами она должна обладать, уметь ее создавать, развивать и регулировать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корчагин Владимир Николаевич, Корчагина Луника Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and Regulation of Educational Process Infrastructure in Contemporary School

The necessity of development of an extra-curricular educational work in contemporary school as a system of human-oriented studies has become topical due to ineffectiveness of the traditional system of upbringing associated with unrelated activities within the framework of following directions: ideological, political, labor, moral, aesthetic, patriotic, etc. The person is integral and character building cannot be conducted by separating the personality into parts. In the context of the understanding of upbringing as a purposeful regulation of the child’s mastering the system of social roles (family, professional, civil, intersocial, and egospheric) in the process of human activity (family-oriented, health-oriented, group-oriented, labor-oriented, culture-oriented, civil-oriented, inter-sociology oriented, egospheric-oriented, nature-oriented) it was demonstrated that the powerful factor in the formation of personality in the educational system of contemporary school is the intraschool social and pedagogical infrastructure of the educational process... The necessity of development of an extra-curricular educational work in contemporary school as a system of human-oriented studies has become topical due to ineffectiveness of the traditional system of upbringing associated with unrelated activities within the framework of following directions: ideological, political, labor, moral, aesthetic, patriotic, etc. The person is integral and character building cannot be conducted by separating the personality into parts. In the context of the understanding of upbringing as a purposeful regulation of the child’s mastering the system of social roles (family, professional, civil, intersocial, and egospheric) in the process of human activity (family-oriented, health-oriented, group-oriented, labor-oriented, culture-oriented, civil-oriented, inter-sociology oriented, egospheric-oriented, nature-oriented) it was demonstrated that the powerful factor in the formation of personality in the educational system of contemporary school is the intraschool social and pedagogical infrastructure of the educational process. We established that it represents a systematic set of conditions in a school for a purposeful and beneficial formation of the individual, for mastering and fulfilling an objective system of social roles. Its components are organizational and managerial infrastructure, family infrastructure, health and hygiene infrastructure, community-oriented infrastructure, civil infrastructure, organizational and legal infrastructure, social and educational infrastructure, educational infrastructure, design and aesthetic infrastructure, household infrastructure, cultural and recreational infrastructure, creativity infrastructure. Basing on characteristics of separate elements of the social and pedagogical infrastructure we proved that it deals with all aspects of life and activity of the students and the teaching staff must know what properties it should possess, they must be able to create, develop and regulate it. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Формирование и регулирование инфраструктуры образовательного процесса в современной школе»

УДК 371.8

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

В. Н. Корчагин, Л. Н. Корчагина

Корчагин Владимир Николаевич, доктор педагогических наук, доцент, заместитель директора по научно-методической работе, Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж), Россия, korchaginpnz@mail.ru

Корчагина Луника Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии дошкольного и дефектологического образования, Пензенский государственный университет, Россия, lunikanik@mail.ru

Необходимость построения в современной школе внеучебной воспитательной работы как системы ориентированного человековедения актуализируется в связи с неэффективностью традиционной системы воспитания, связанной с проведением разрозненных мероприятий в рамках направлений (идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, военно-патриотического и т. д.). Человека в воспитании нельзя разделить на части и по этим частям формировать в нем по отдельности те или иные качества, так как он всегда целостен и все начала в нем образуют единство. В контексте понимания воспитания как целенаправленного регулирования освоения ребенком системы социальных ролей (семейных, профессионально-трудовых, гражданских, интерсоциальных, эго-сферных) в процессе осуществления человековедческой деятельности (семейноведческой, здравоведческой, коллективоведческой, трудоведческой, культуродосуговедческой, граждановедческой, интерсоциоведческой, эгосфероведческой, природоведческой) показано, что значительным фактором формирования личности обучающихся в образовательном пространстве современной школы является внутришкольная социально-педагогическая инфраструктура учебно-воспитательного процесса. Установлено, что она представляет собой системную совокупность условий в школе для целенаправленного и благотворного формирования личности, для освоения и выполнения ею объективной системы социальных ролей. Составными элементами такой социально-педагогической инфраструктуры являются организационно-управленческая, семейная, здравоведческая и санитарно-гигиеническая, коллек-тивоведческая, гражданская, организационно-правовая, социально-педагогическая, учебная, дизайно-эстетическая, бытовая, культурно-досуговая, креативная инфраструктуры. На примере характеристики отдельных элементов социально-педагогической инфраструктуры доказано, что она касается абсолютно всех сторон жизни и деятельности обучающихся, и педагогический коллектив должен знать, какими свойствами она должна обладать, уметь ее создавать, развивать и регулировать.

Ключевые слова: социальная роль, человековедческая деятельность, внутришкольная инфраструктура, образовательный процесс.

йС1: https:y/doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-4-392-397 Введение

Приоритетной целью школы является подготовка обучающихся к выполнению объективной

системы социальных ролей. Она распространяется на все элементы образовательного процесса, в том числе и на внеучебную воспитательную деятельность педагога. Из этой цели вытекают практические задачи воспитания, которые прямо определяются структурой социальных ролей человека и образуют содержание формирования личности.

Часть этих задач решается в процессе обучения. Но обучение, сколь бы огромной ни была его возможность в подготовке личности к выполнению объективной системы социальных ролей, не может решить всех этих задач: во-первых, потому, что учебная деятельность - это лишь часть жизнедеятельности личности, имеющая определенные ограничения; во-вторых, она не охватывает многие сферы жизнедеятельности личности, в которых происходит освоение социальных ценностей, т. е. то специфическое, которое существует только вне урока. Наивно думать, что уроки или другие учебные занятия обеспечат гармоническое развитие личности. Но все мы знаем, что вне уроков совершаются такие процессы, которые имеют едва ли не решающее значение для становления личности, и обеспечить их эффективное функционирование способна только внеучебная воспитательная работа педагога с обучающимися.

Известно, что традиционная система воспитания строилась как набор направлений - идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, военно-патриотического и т. д. Учителя и ученые давно пришли к выводу, что такое построение воспитательной работы неэффективно. Человека в воспитании нельзя разделить на части и по этим частям формировать в нем по отдельности те или иные качества, так как он всегда целостен и все начала в нем образуют единство. Но, не зная, как по-иному построить воспитание, они вынуждены были смириться с этим парадоксом, поэтому названные направления (пусть и в изменяющемся составе) существуют в практике и сейчас.

Система видов человековедческой деятельности педагога во внеучебное время

Иной подход к решению этой проблемы открывает системно-ролевая теория воспитания [1, с. 29-43], согласно которой человек становится личностью не иначе, как осваивая и выполняя объективную систему социальных ролей. Для

каждого человека объективными являются следующие социальные роли:

- семейные: сыновне-дочерняя, супружеская, отцовско-материнская;

- профессионально-трудовые: профессионально-трудовая, экономическая, организа-торско-самоуправленческая, коммуникативная, педагогическая;

- гражданские: патриотическая, национально-интернациональная, классово-интерклассовая, политическая, правовая, экологическая;

- геосоциальные (интерсоциальные), связанные с мировым гражданством: геополитическая, геоправовая, геоэкономическая, геокультурная, геоэкологическая;

- эгосферные, связанные с «Я-сферой»: субъекты духовных и материальных потребностей, учения и воспитания, творчества и психической саморегуляции, целеутверждения.

Социальная роль - интегративное проявление жизни человека, в которой аккумулированы и ожидания к нему со стороны общества, и нормы, и ценности, и сознание, и чувства, и воля, и нравственность, ибо она есть живая жизнедеятельность личности, в которой все сливается в единое целое: и намерение, и побуждение, и действие, и результат. Образно говоря, социальная роль - это целостное проявление жизнедеятельности личности.

Воспитание в этом смысле есть целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей, совершающееся как живой процесс человековедения. Педагогу для того, чтобы успешно строить воспитание обучающихся во внеучебное время, нужно знать, уметь регулировать и осуществлять систему видов человековедческой деятельности:

- в семейной сфере - семейноведческую деятельность: формирование семейной культуры личности, необходимой для выполнения семейных ролей; здравоведческую деятельность: формирование здравоведческой культуры личности;

- в профессионально-трудовой сфере (коллективе) - коллективоведческую деятельность: формирование личности как субъекта групповых, микрогрупповых и межличностных отношений, возникающих в процесс выполнения организа-торско-самоуправленческой, коммуникативной и педагогической ролей; трудоведческую деятельность: формирование личности как субъекта труда и профессиональной деятельности, готового и способного выполнять профессионально-трудовую и экономическую роли; культуродосуговед-ческую деятельность: формирование культуры досуга;

- в гражданской сфере (обществе) - граж-дановедческую деятельность: формирование гражданской культуры личности, необходимой для выполнения гражданских ролей;

- в геосфере (мире) - интерсоциоведческую деятельность: формирование личности как граж-

данина мира, готового и способного выполнять интерсоциальные роли;

- в «Я-сфере» - эгосфероведческую деятельность: формирование личности как субъекта эгосферных ролей;

- в экосфере (природе) - природоведческую деятельность: формирование личности как субъекта взаимодействия с природой и его экологической культуры, необходимой для выполнения экологической социальной роли.

Из представленного анализа видно, что внеучебная воспитательная работа педагога с обучающимися должна строиться в современной школе принципиально по-новому. Это не работа, связанная с проведением разрозненных мероприятий, которые не согласуются с логикой развития личности, как это было в прошлом и как это есть в большинстве случаев в практике воспитания. Она есть человековедение потому, что основывается на объективных началах развития, сообразно природе человека и природе процесса его становления как личности, в котором педагог выступает как человековед, помогающий подрастающей личности прийти к нужной цели. Она есть ориентированное человековедение, так как педагог создает предпосылки для формирования ориентировочной основы поведения и деятельности личности. Она всегда есть система, поскольку связана с формированием личности, готовой и способной выполнять систему социальных ролей в процессе осуществления соответствующих видов человековедческой деятельности.

Внутришкольная инфраструктура образовательного процесса: сущность и составные элементы

Для того чтобы школа и педагог в ней могли выполнить свою воспитательную миссию, в обществе должна быть создана необходимая гармонично развитая социально-педагогическая инфраструктура. Но создавать эту инфраструктуру нужно не только в обществе в целом, но и в школе, в ближайшей социальной среде, в которой совершается жизнедеятельность личности. Перед школой и педагогом стоит всегда особо важная задача - прогнозировать, проектировать, регулировать инфраструктуру образовательного процесса, т. е. всю совокупность условий для целенаправленного и благотворного становления личности, для освоения и выполнения ею объективной системы социальных ролей.

Эта задача в том виде, в каком мы ее понимаем, является принципиально новой для школы и для педагога, а также для тех социумов, с которыми школа непосредственно связана в образовательном процессе. Хотя вопросы о роли среды в воспитании личности всегда были актуальными и являлись предметом внимания ученых и практиков [2], они не доводились до логического

завершения из-за того, что педагогика слабо изучала воспитательную среду как систему. Впервые системные исследования по данной проблеме были начаты Ю. П. Сокольниковым [3], которые оказались особенно продуктивными в обосновании требований к внешкольной воспитательной среде. Рекомендации этой научной школы срабатывали только там, где сами ученые и их сторонники-практики формировали и регулировали эту среду. Когда же число энтузиастов убавлялось, внешкольная среда утрачивала воспитательные возможности.

Все это объясняется тем, что социально-педагогическая инфраструктура - это система взаимосвязанных условий для становления и развития личности, которые зависят не только от педагогов. На создание необходимой социально-педагогической инфраструктуры должны быть ориентированы все социумы, все социальные институты, в окружении которых находится школа, что, разумеется, должно быть обеспечено законодательными актами государства и его органов на местах, а также общественным договором. Прототипом такого договора или стремлением к нему в прошлом было создание социально-педагогических комплексов [4]. Эта идея не получила развития потому, что не была доведена до уровня общественного договора и не подкреплена законодательными актами.

Возвратившись к этим проблемам и понимая необходимость их системного разрешения, школам необходимо добиться совместно со всеми социальными институтами (на конкретной территории в городе/районе) создания социально-педагогического центра, которому всеми социумами (на основе общественного договора) должны быть делегированы необходимые полномочия по управлению развивающей социально-педагогической средой [5]. Такому центру нет альтернативы, поскольку социумы в своих усилиях разрознены и объединить их может только общественно-государственный договор и орган, на который участниками будет возложена миссия создания и регулирования социально-педагогической инфраструктуры. Школа в этом процессе должна стать объединяющим началом. Когда мы говорим, что в школах появляются социальные педагоги, то должны понимать, что истинное их назначение связано с социально-педагогической инфраструктурой, в создании и регулировании которой им нужно участвовать.

Непосредственно в школе дети воспитываются не только через воспитательные акты, через направленные педагогические влияния на них. Огромную роль в формировании личности выполняет внутришкольная инфраструктура образовательного процесса, понимаемая как вся системная совокупность условий в школе, в которых совершается и протекает жизнедеятельность подрастающей личности. Если исходить из нового понимания сущности воспитания как

процесса системно ориентированного человековедения, то такая инфраструктура станет значительным фактором формирования личности. Она касается абсолютно всех сторон жизни и деятельности обучающихся, и педагогический коллектив должен знать, какими свойствами она должна обладать, уметь ее создавать, развивать и регулировать.

Нормальная инфраструктура образовательного процесса в школе должна отвечать фундаментальному требованию - обеспечивать полноценное освоение и выполнение обучающимися объективной для них системы социальных ролей и служить базой для их гармонического развития. Проще говоря, все условия школьного воспитания должны согласовываться с объективными закономерностями системного процесса человековедения: гармонично сочетаться друг с другом; быть системными, сообразными природе человека и процессу его развития и становления как личности, синергетически взаимообусловленными и, благодаря всему этому, обеспечивать саморазвитие личности [6].

Составными элементами внутришкольной инфраструктуры образовательного процесса являются:

— организационно-управленческая, обеспечивающая формирование дисциплины и культуры самоорганизации ребенка в системе норм коллективных отношений [7, 8];

— семейная, обеспечивающая полноценное становление ребенка как личности, овладение им высокими семейными ценностями [9];

— здравоведческая и санитарно-гигиеническая, обеспечивающие защиту и укрепление здоровья обучающихся [10];

— коллективоведческая, обеспечивающая формирование коллективов учебных групп на основе ценностно-ориентационного единства и демократической системы самоуправления, являющихся главным элементом инфраструктуры образовательного процесса, в которых и через которые обеспечивается овладение личностью объективными социальными ролями, связанными с регулированием межличностных и микрогрупповых отношений;

— гражданская, обеспечивающая органическую взаимосвязь школы со всеми общественными процессами, включение школьников как юных граждан имманентно и полноценно в гражданскую жизнь;

— организационно-правовая в системе взаимодействия «школа—семья—обучающийся», способная обеспечить высокоэффективное сотрудничество родителей, педагогов и детей [11];

— социально-педагогическая в системе взаимодействия «социальные институты города — школа», в первую очередь взаимодействие школы с образовательными организациями профессионального образования, органами образования, научными центрами, предприятиями и организа-

циями, органами и центрами культуры, правоохранительными, органами социальной защиты [12];

— учебная, обеспечивающая высокоэффективное и вариативно-дифференцированное обучение и самообразование школьников, в том числе дидактическая, методическая, технологическая, техническая [13];

— дизайно-эстетическая, обеспечивающая эстетическое ориентирование личности и развитие ее эстетических потребностей;

— бытовая, удовлетворяющая бытовые потребности обучающихся и развивающая их бытовую культуру;

— культурно-досуговая, обеспечивающая удовлетворение кулкгурно-досуговых потребностей обучающихся, развитие у них эстетической и культуры досуга [14];

— креативная, формирующая и развивающая творческие способности школьников в соответствии с их индивидуальными наклонностями, природными дарованиями, интересами, потребностями [15].

Например, организационно-управленческая инфраструктура образовательного процесса — это те условия, которые зависят от характера управления образовательным процессом, от организации жизни и деятельности коллектива школы. Прежде всего, это - определенность системы управления и организации, когда она является четкой, понятной, недвусмысленной, логичной и достаточно устойчивой для всех членов коллектива, непротиворечивой; гуманистический и демократический характер управления и организации; гомоцентрическая ориентированность всей системы управления и организации жизнедеятельности коллектива. Антиподом такой системы является авторитаризм в управлении, формализм в отношениях, чиновничий подход, администрирование, насаждение страха, непоследовательность и непредсказуемость управленческих решений, неопределенность ответственной зависимости и отношений, негуманный характер отношений, игнорирование интересов как педагогов, так и детей.

Когда в школе отлажена такая инфраструктура, то вся жизнь в ней и деятельность протекают по четкому и определенному ритму, без суеты. Отношения всех членов школьного коллектива основаны на высокой обязательности, на полном соблюдении общепринятых правил: все это имеет исключительное значение для воспитания детей.

Здравоведческая и санитарно-гигиеническая инфраструктура образовательного процесса — это вся совокупность условий в школе, направленных на сохранение здоровья детей, его защиту и укрепление. Это не просто отдельные элементы, правила или положения, а система условий, при которых у детей будет развиваться культура здравоведения. Сегодня трудно найти школу, в которой системно была бы описана и тем более создана здравоведческая инфраструктура образовательного процесса как система.

Практика свидетельствует, что количество больных детей увеличивается с каждым годом, их здоровье подрывается в ходе обучения, у них не формируются в полном смысле здравоведческие знания и умения. Создание здравоведческой инфраструктуры образовательного процесса - дело не отдельных педагогов, а всего педагогического коллектива, поскольку это касается и режима учебной работы, и санитарно-гигиенических условий, и питания детей, и необходимых условий для учебного труда и отдыха, и соотношения видов деятельности обучающихся, характера учения и др.

Заключение

Мы охарактеризовали только некоторые элементы в системе внутришкольной инфраструктуры образовательного процесса. Тем не менее на основании вышеизложенного можно сделать вывод: такая инфраструктура неразрывно связана со всеми видами человековедческой деятельности педагога и представляет собой систему важнейших условий воспитания: организационно-управленческих, здравоведческих, семейноведческих, эстетических, организационно-правовых, учеб-новедческих и др.

Каждой школе сегодня необходимо улучшать эти условия воспитания, ибо это весь уклад образовательного процесса в школе, который должен соответствовать эталонам и нормам человековедения. Поэтому задача овладения новой системой ценностей, новыми знаниями о процессе воспитания как системе ориентированного человековедения - практическая задача каждой школы, каждого педагога. Составной частью этого познания станет овладение знаниями об инфраструктуре образовательного процесса, практическими умениями, связанными с ее созданием и регулированием.

Библиографический список

1. ТаланчукН. М. Воспитание - синергетическая система ориентированного человековедения. Базисная концепция воспитательного процесса в школе. Казань, 1998. 135 с.

2. Александрова Е. А., Видт И. Е. «Педагогический ремонт» или способ создания атмосферы свободного обучения и воспитания // Директор школы. 2002. № 5. С. 3-9.

3. Сокольников Ю. П. Системный подход в исследовании воспитания. М., 1993. 200 с.

4. Ахметова Д. З. Школа-комплекс как социально-педагогическая система. Казань, 1997. 188 с.

5. Шипунов С. Г. Концептуальная модель развивающей социально-педагогической среды // Школьные технологии. 2000. № 1. С. 132-144.

6. Корчагин В. Н., Корчагина Л. Н. Воспитание как система ориентированного человековедения // Профессиональное образование. Столица. 2011. № 2. С. 36-37.

7. Львович В. А. Формирование приемов самоорганизации учебной деятельности учащихся старших классов : автореф. ... дис. канд. пед. наук. М., 2006. 18 с.

8. ЕлькинаН. А. Модель формирования дисциплинированности младших школьников в учебно-воспитательном процессе : автореф. ... дис. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2009. 24 с.

9. Торохтий B. С. Состояние семейной инфраструктуры // Социально-педагогические проблемы семьи : сб. науч. ст. М., 2004. С. 65-74.

10.Куинджи Н. Н. Пути формирования здоровья школьников : метод. пособие. М., 2011. 139 с.

11. Чередова Е. А. Создание единой воспитательной среды «школа-семья» как условие успешного воспитания подрастающего поколения // Социализация молодежи в условиях развития современного образо-

вания : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 8-9 апреля 2004 г.) / под ред. Е. В. Андриенко. Новосибирск, 2004. Ч. 1. С. 212-216.

12.Караева М. Г. Взаимодействие школы и социокультурной среды в процессе воспитания учащихся : авто-реф. ... дис. канд. пед. наук. М., 2002. 18 с.

13. Синицын В. А., Шевелева Л. В. Особенности образовательной инфраструктуры при реализации модульных программ обучения в ДПО // Ползуновский вестник. 2010. № 4-2. С. 20-23.

14. ЗацепинаМ. Б. Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности : авто-реф.. дис. д-ра пед. наук. М., 2005. 44 с.

15.Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников : методика продуктивного обучения : пособие для учителя. М., 2000. 320 с.

Образец для цитирования:

Корчагин В. Н., Корчагина Л. Н. Формирование и регулирование инфраструктуры образовательного процесса в современной школе // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 4 (28). С. 392-397. БО!: https://doi.org/ 10.18500/2304-9790-2018-7-4-392-397

Formation and Regulation of Educational Process Infrastructure in Contemporary School

Vladimir N. Korchagin

Penza College of Information and Industrial Technology (IT College) 7, Stroiteley Av., Penza, 440066, Russia E-mail: korchaginpnz@mail.ru

Lunika N. Korchagina

Penza State University

40, Krasnaya Str., Penza, 440026, Russia

E-mail: lunikanik@mail.ru

The necessity of development of an extra-curricular educational work in contemporary school as a system of human-oriented studies has become topical due to ineffectiveness of the traditional system of upbringing associated with unrelated activities within the framework of following directions: ideological, political, labor, moral, aesthetic, patriotic, etc. The person is integral and character building cannot be conducted by separating the personality into parts. In the context of the understanding of upbringing as a purposeful regulation of the child's mastering the system of social roles (family, professional, civil, intersocial, and egospheric) in the process of human activity (family-oriented, health-oriented, group-oriented, labor-oriented, culture-oriented, civil-oriented, inter-sociology oriented, egospheric-oriented, nature-oriented) it was demonstrated that the powerful factor in the formation of personality in the educational system of contemporary school is the intraschool social and pedagogical infrastructure of the educational process. We established that it represents a systematic set of conditions in a school for a purposeful and beneficial formation of the individual, for mastering and fulfilling an objective system of social roles. Its components are organizational and managerial infrastructure, family infrastructure, health and hygiene infrastructure, community-oriented infrastructure, civil infrastructure, organizational and legal infrastructure, social and educational infrastructure, educational infrastructure, design and aesthetic infrastructure, household infrastructure, cultural

and recreational infrastructure, creativity infrastructure. Basing on characteristics of separate elements of the social and pedagogical infrastructure we proved that it deals with all aspects of life and activity of the students and the teaching staff must know what properties it should possess, they must be able to create, develop and regulate it.

Keywords: social role, human activity, intraschool infrastructure, educational process.

References

1. Talanchuk N. M. Vospitanie - sinergeticheskaya sistema orientirovannogo chelovekovedeniya. Bazisnaya kontsept-siya vospitatel'nogo protsessa v shkole [Education - Syn-ergetic System of Oriented Human Studies. Basic Concept of Educational Process at School]. Kazan, 1998. 135 p. (in Russian).

2. Aleksandrova E. A., Vidt I. E. "Pedagogicheskiy remont" ili sposob sozdaniya atmosfery svobodnogo obucheniya i vospitaniya ["Pedagogical Repair" or Way to Create Atmosphere of Free Training and Education]. Direktor shkoly [Principal], 2002, no. 5, pp. 3-9 (in Russian).

3. Sokol'nikov Yu. P. Sistemnyypodkhod v issledovanii vospitaniya (System Approach in Study of Education). Moscow. 1993. 200 p. (in Russian).

4. Akhmetova D. Z. Shkola-kompleks kaksotsial'no-pedagog-icheskaya Sistema [School-Complex as Social-Pedagogical System]. Kazan, 1997. 188 p. (in Russian).

5. Shipunov S. G. Kontseptual'naya model' razvivayushchey sotsial'no-pedagogicheskoy sredy [Conceptual Model of Developing Social and Pedagogical Environment]. Shkol'nye tekhnologii [School Technologies], 2000, no. 1, pp. 132-144 (in Russian).

6. Korchagin V. N., Korchagina L. N. Vospitanie kak sistema orientirovannogo chelovekovedeniya [Education as System of Oriented Human Studies]. Professional'noe obrazovanie. Stolitsa [Professional Education. Capital], 2011, no. 2, pp. 36-37 (in Russian).

7. L'vovich V. A. Formirovanie priemov samoorganizatsii uchebnoy deyatel'nosti uchashchikhsya starshikh klassov [Formation of Receptions of Self-Organization of Upper-Form Pupils' Educational Activity]. Thesis Diss. Cand. Sci. (Ped.). Moscow, 2006. 18 p. (in Russian).

8. El'kina N. A. Model'formirovaniya distsiplinirovannosti mladshikh shkol'nikov v uchebno-vospitatel'nom protsesse. [Model of Formation of Junior Schoolchildren's Discipline in Academic and Educational Process]. Thesis Diss. Cand. Sci. (Ped.). Nizhny Novgorod, 2009. 24 p. (in Russian).

9. Torokhtiy B. C. Sostoyanie semeynoy infrastruktury [State of Family Infrastructure]. In: Sotsial'no-pedagogicheskie problemy sem'i: sb. nauch. st. [Socio-Pedagogical Problems of Family: Collection of scientific papers]. Moscow, 2004, pp. 65-74 (in Russian).

10. Kuindzhi N. N. Puti formirovaniya zdorov'ya shkol'nikov [Ways of Formation of Schoolchildren's Health]. Moscow, 2011. 139 p. (in Russian).

11. Cheredova E. A. Sozdanie edinoy vospitatel'noy sredy «shkola-sem'ya» kak uslovie uspeshnogo vospitaniya podrastayushchego pokoleniya [Creation of Single Educational Environment «School-Family» as Condition for Successful Upbringing of Younger Generation]. In: Sotsi-alizatsiya molodezhi v usloviyakh razvitiya sovremennogo obrazovaniya: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Novosibirsk, 8-9 aprelya 2004 g.). [Youth's Socialization

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

in Context of Development of Modern Education: materials of Intern. Scientitic-practical konf. {Novosibirsk, 8-9 April 2004}]. Ed. by E. V. Andrienko. Novosibirsk, 2004, part 1, pp. 212-216 (in Russian).

12.Karaeva M. G. Vzaimodeystvie shkoly i sotsiokul'turnoy sredy v protsesse vospitaniya uchashchikhsya [Interaction between School and Socio-Cultural Environment in Process of Pupils' Educating]. Thesis diss. Cand. Sci (Pedagog.). Moscow, 2002. 18 p. (in Russian).

13. Sinitsyn V. A., Sheveleva L. V Osobennosti obrazovatel'noy infrastruktury pri realizatsii modul'nykh programm obu-cheniya v DPO [Features of Educational Infrastructure in Implementation of Modular Training Programs in Additional Professional Education]. Polzunovskiy vestnik [Polzunovsky Vestnik], 2010, no. 4-2, pp. 20-23 (in Russian).

14.Zatsepina M. B. Formirovanie osnov kul'tury rebenka sredstvami kul'turno-dosugovoy deyatel'nosti [Formation of Foundations of Child's Culture by Means of Cultural and Recreational Activities]. Thesis Diss. Cand. Sci. (Ped.). Moscow, 2005. 44 p. (in Russian).

15.Khutorskoy A. V. Razvitie odarennosti shkol'nikov: me-todika produktivnogo obucheniya: posobie dlya uchitelya [Development of Schoolchildren's Giftedness: Method of Productive Learning]. Moscow, 2000. 320 p. (in Russian).

Cite this article as:

Korchagin V. N., Korchagina L. N. Formation and Regulation of Educational Process Infrastructure in Contemporary School. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Aсmeology. Developmental Psychology, 2018, vol. 7, iss. 4 (28), pp. 392-397 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-4-392-397

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.